Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 2 страница. «Каждый род разумных существ объективно, в идее разума, предназначен к одной общей цели, а именно к содействию высшему благу как благу об­щественному»




«Каждый род разумных существ объективно, в идее разума, предназначен к одной общей цели, а именно к содействию высшему благу как благу об­щественному» (Иммануил Кант).

«По общему понятию добро и благо должны бы покрывать друг друга —второе должно бы быть прямым, всеобщим и необходимым следствием перво­го - представлять собою безусловную желатель­ность и действительность добра» (Владимир Соло­вьев).

Вопросы и задания:

1. Что является благом для тебя лично?

2. Какие поступки ты одобряешь, а какие осуж­
даешь?

3. Попробуй ответить на вопрос Владимира Соло­
вьева: «Существует ли и в чем заключается высшее
благо, или то единое, чему необходимо подчиняются
все прочие блага как безусловному мерилу (крите­
рию) желательности вообще?»

4. Какие слова по смыслу близки «благу» и заме­
щают его в истории философии?

5. Различаются ли «добро» и «благо»?

 

 

БЛАГОРАЗУМИЕ — состояние духа, когда чело­век добивается внутренней гармонии, направляя «здравый ум» на упорядочивание своих поступков и душевных переживаний. Платон рассматривал бла­горазумие как одну из четырех основных добродете­лей. (См. Кардинальные добродетели, а также Аф­фект).

Суждения мыслителей:

«Благоразумный видит беду и укрывается, а не­опытные идут вперед и наказываются» (Соломон Мудрый).

«Благоразумие - - лучшее проявление храброс­ти» (Шекспир).

«У благоразумия все точки опоры — прошлое и будущее: человек, наделенный острой памятью и дальновидностью, никогда не станет бранить ближ­них за то, что, может быть, делал он сам, или осуждать за их поступки, совершенные при таких обсто­ятельствах, которые когда-нибудь принудят и его поступить точно так же» (Жом де Лабрюиер).

«Если ты не внемлешь благоразумию, то оно тебе обязательно отомстит» (Бенджамин Франклин).

«Червяк, на которого наступили, начинает изви­ваться. Это благо — разумно. Он уменьшает этим вероятность, что на него наступят снова. На языке морали: смирение» (Фридрих Ницше).

«Естественные склонности, рассматриваемые сами по себе, добры, т. е. приемлемы, и было бы не только напрасно, но в то же время вредно и достойно порицания пытаться искоренить их; скорее их сле­дует только укрощать, — дабы они не истощили друг друга в борьбе, но могли быть приведены к соответствию в одном целом, которое именуется бла­женством. Разум, который создает это, называется благоразумием» (Иммануил Кант).

«Благоразумие состоит в том, чтобы не разру­шать расположение других и сохранять его ради его самого» (Георг Гегель).

«Когда благо определяется как благополучие, то все дело в его достижении и прочном обладании; но ни то, ни другое не может быть обеспечено никаким благоразумием» (Владимир Соловьев).

«Указания благоразумия хотя относятся к дейст­вительной и необходимой цели, но так как само содержание этой цели, именно счастие, не имеет всеобщего и безусловного характера, а определяется субъективными и эмпирическими условиями, то и предписания к достижению этих субъективных целей могут иметь характер только советов и указа­ний» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

1. Почему, по твоему мнению, Шекспир соединя­ет два противоположных понятия — благоразумие и храбрость? В чем парадоксальность мысли Шекспи­ра?

2. Обратил ля ты внимание на иронический под­
текст Ницше? Оправданна ли произведенная им под­
мена понятий?

3. В чем, по Канту, различие между разумом и
благоразумием?

4. Испанский философ Бальтасар Грасиан разра­
ботал своеобразную «науку благоразумия». Прочи­
тайте ее правила и оцените их:

«Да будет первым твоим житейским правилом — пусть в тебе нуждаются:

Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Пола­гаться на полную благодарность — обкрадывать бла­городную надежду: сколь первая забывчива, столь вторая памятлива. Зависимые полезней любезных: утолив жажду, от источника отвернутся, выбросят с золота в болото. Конец нужде — конец дружбе, а с ней и службе.

Избегай побед над вышестоящим:

Победить — значит вызвать неприязнь, победить же своего господина — неразумно, а то и опасно. Превосходство ненавистно, тем паче особам превос­ходительным. Свои преимущества при старании можно скрыть, как красоту — небрежностью наря­да. Многие, особенно не сильные мира сего, охотно согласятся, что уступают другим в удаче, в любых дарованиях, кроме ума: ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму — оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает парить и в самом высо­ком...

Будь благоразумно отважным:

Мертвого льва даже зайцы лягают. С доблестью не шутят: не решишься, отступишь раз, придется отступить второй раз, и так — до последнего: в конце концов перед тобой окажется все то же пре­пятствие, что и в начале, — не лучше ли было ре­шить сразу?»

5. Как может выглядеть твоя собственная «наука
благоразумия»?

6. «Когда благоразумие внушает нам, что страсти
ведут к гибели, —пишет Владимир Соловьев, --то
можно выразить и противоположную жизненную ус­
тановку». Соловьев приводит строчки из Пушкина:

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья...

Сопоставь эти две жизненные установки. Какая из них ближе твоему характеру?

БЛАГОЧЕСТИЕ — состояние, когда наше на­строение и поступки определяются представлением о присутствии или действии источника блага — либо всемогущего существа, управляющего мировыми со­бытиями, или морального принципа, переживание которого наполняет наше сознание. С точки зрения психологии религии различаются типы благочестия, к которым можно свести, например, различные представления о благе.

Суждения мыслителей:

«В благочестии упражняйся» (древнегреческий философ Питтак из Митилены).

«Понятие благочестия заключает в себе два опре­деления морального образа мыслей по отношению к Богу. Страх божий — это данный образ мыслей в исполнении божьих заповедей из обязательного (подданнического долга), т. е. из уважения к закону; любовь к Богу — тоже исполнение, но по собствен­ному свободному выбору и из благорасположения к закону (как долга чад божьих)» (Иммануил Кант).

«Далее: если благочестие требует признать, что силы для исполнения добра даются от Бога, то было бы, напротив, большим нечестием ограничивать Бо­жество в способах сообщения этих сил» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

1. Почему слово «благочестие» редко использует­
ся в современном языке?

2. Попробуй поискать синонимы для слова «бла­
гочестие» (благоговение, почтение, религиозное чув­
ство).

3. Владимир Соловьев считал, что «благочестие
выражает должное отношение человека к высшему
началу и составляет индивидуально-душевны и ко­
рень религии». Воспринимается ли благочестие как
ценность в современной российской культуре?

БОГ (лат. deus, греч. theos) — Творец и устрои­тель всего сущего, высший предмет религиозной веры. В религиях Древнего Китая, Кореи. Японии, Индии, Древнего Востока описывается сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например Зевс у древних греков. В индуизме такая иерархия отсутствует. На­ряду с «великими» богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов.

Понятие Бога как Абсолюта включает в себя три основных момента совершенства:

1. Бог как абсолютное, всемогущее и совершен­
ное начало, творец всего сущего.

2. Бог как абсолютное духовное начало, которому
приписывается атрибут всеведения, премудрости.

3. Бог как совершенное всеблагое начало, абсо­
лютный источник милости и справедливости.

Представление о Боге как творце и властелине Вселенной, источнике нравственного закона наибо­лее определенно обнаруживается в Библии.

 

 

Суждения мыслителей:

«Бог ради человеков, чтобы их просветить, дабы поняли сами, что они — это скот, и только» (Соло­мон Мудрый).

«Я понял задачу, которую дал Бог решать сынам человека, все он сделал прекрасным в свой срок, даже вечность сложил им в сердце, — но чтоб дела, творимые Богом, от начала и до конца, не мог по­стичь человек» (Соломон Мудрый).

«Все полно богов» (Фалес).

«Бог древнее всех, ибо он не сотворен» (Фалес).

«Не от начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, люди находят лучшее» (Ксено-фан).

«— Что есть Бог? — Бог — это разум. - - Что есть разум? — Здравый смысл» (Эпихарм).

«Мудрейший из людей по сравнению с Богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красо­ты и всего прочего» (Гераклит).

«Разум — Бог, и Бог — разум» (Анаксагор).

«О богах не должно учить, ибо познание их не­возможно» (Мелисс),

«Нам хорошо иногда. Богу -- всегда» (Аристо­тель).

«Хотя существует еще много вещей, до сих пор недостаточно выясненных в философии, но самый трудный и неясный вопрос — это вопрос о природе богов, который наиболее хорош для познания души, и противоречивы мнения даже ученейших мужей, что тем более служит аргументом в пользу того, что начало философии есть наука» (Цицерон)*

Не мудро боги скрыли грядущее От нас глубоким мраком...

Гораций

«Хочу о Боге сказать, но какими словами выска­жу неизрекаемое?» (Григорий из Нисы).

«Если Бог не материален, то откуда материя? Каким образом возникает количественное из неколичестаенного, видимое из невидимого, определен­ное величиной и объемом из не имеющего величины и определенного очертания, и все прочее, усматри­ваемое в материи, — как и откуда произвел Тот, Кто не имеет ничего подобного в своей природе?» (Григо­рий из Нисы).

4Святый Боже! Ты создал землю и небо не из Себя, иначе они были бы подобны Тебе. Однако и вне Тебя не было ничего, из чего Ты мог бы их создать. Следовательно, Ты создал их из ничего» (Августин Блаженный).

Единый Бог — Хвала ему и честь! — Был ранее всего, что в мире есть.

из Баласагуна

«Прежде чем познать Бога, нужно познать себя» (Алъ-Газали).

«Только если мир сотворен, есть Бог, но если мир вечен, то Бога нет!» (Маймонид).

Зачем не ищешь Бога там, где Он живет всегда? Зачем каменья свято чтишь, им отдаешь поклон?

Руми

«Только в забвении достоинства своего существа человек может прицепляться к вещам, недостойным Бога (то есть только Бог есть объект, достойный человека и соответствующий достоинству человека). И поэтому, чтобы доказать человеку достойнейшим образом, что только в Боге состоит полное блаженст­во человека, Бог непосредственно и воспринял чело­веческое естество» (Фома Аквинскии).

«Бог именуется не-сущим не потому, что ему не хватает существования, а потому что он возвышает­ся над существующим» (Фоле Аквинскии).

Всего превыше Бог смиренных почитает. Всевышний волей гордецов уничтожает.

Мануэль Хуан

 

«Моя душа соединилась с Богом, а душа Бога соединилась с моей душой. Так соль растворяется в воде, а вода исчезает в соли» (Кабир).

«...Божественное существо состоит в силе, не дающей ни описать себя, ни выразить. Поэтому нам надо брать подобия, когда мы хотим говорить о Боге...» (Якоб Бёме).

«Бог сотворил все вещи из ничего, и это нечто Он сам» {Якоб Бёме).

«Если бы Бог не отличался от себя самого, не раздваивался, то он не был бы духом, знанием, со­знанием, ибо в одной сущности, где нет раздельнос­ти, которая едина, нет никакого знания» (Якоб Бёме).

«Есть нечто такое, что предшествует откровению, некоторое предварительное доказательство разума, уверяющее нас в том, что Бог есть» (Шефтсбери).

«Для того чтобы познать Бога, надо быть им самим» (Франсуа Мари Вольтер).

«Я говорю вам, что никакого Бога нет; что сотво­рение мира — пустая фантазия, что если чудеса мира физического обнаруживают некий- ум, то без­образия в нравственном мире уничтожают всякое провидение. Если бы даже было доказано (чего на самом деле нет), что всякое зло служит источником какого-нибудь блага, что ко благу привела гибель Британика, лучшего из государей, и власть Нерона, наинегоднейшего из людей, — то как доказать, что нельзя было достигнуть той же цели, не прибегая к тем средствам? Допускать пороки, чтобы усилить блеск добродетелей, — это значит компенсировать очень легковесным преимуществом весьма тяжелое бедствие» (Дени Дидро).

«Понятие о Боге — это понятие о человеке, уве­личенное до фантастических размеров» (Жан Роби­не).

«Наличное бытие Бога изначально, как и его внутреннее бытие: они неразумны и равны друг Другу, а это божественное наличное бытие есть по своему содержанию знание, только в нем содержит­ся мир и все сущее» (Иоганн Фихте).

«Доказать реальность идеи Бога можно лишь из этой (реальности нравственного закона), и, следова­тельно, лишь с практической целью, то есть дейст­вовать так, как будто Бог есть, следовательно, толь­ко ради этой цели» (Иммануил Кант).

«Понятие о Боге первоначально лучше всего можно выяснить по аналогии с понятием об отце, под опекой которого мы находимся, а при этом очень удобно указать на единое, как бы из одного семейст­ва происхождение людей» (Иммануил Кант).

И близок Бог,

И трудно постижим.

Гёльдерлин

«Итак, лишь при утвердительном решении во­просов о бытии Божием, бессмертии и свободе чело­века можем мы признать возможность осуществле­ния нравственного начала» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

1. Как люди пришли к идее единого Бога? Что
имел в виду Фалес, когда отмечал, что все полно
богов?

2. Как идея Бога рождается в сознании человека?

3. Доказуемо ли бытие Бога?

4. Почему идея Бога вырастает на почве пред­
ставлений о высшем благе — совершенной гармо­
нией между нравственностью и счастьем?

 

 

БЫТИЕ — философская категория, которая вы­ражает прежде всего существование, наличие в этом мире. Человек живет в реальном мире, полном раз­личных предметов. Они возникают и исчезают. Фи­лософы издавна пытались уяснить, есть ли за множеством ликов природы, общества некая основа, тот каркас, который позволяет всем предметам сущест­вовать, взаимодействовать, соединяться и исчезать.

Суждения мыслителей:

«Но что породило все страждущие существа и где корни самого их бытия? Бытие есть лишь извечное волнение дхарм. Что же это? Частицы? Нет. Духи? Нет. Не может человеческий язык дать определение мировым элементам. Но из них слагается все, а раз­личаются они только в проявлениях» (Будда).

«Есть бытие, а небытия вовсе нет» (Парменид).

«Не возникает бытие и не подчиняется смерти.

Цельное все, без конца, не движется и однородно.

Не было в прошлом оно, не будет, но все — в настоящем.

Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало?

Как и откуда расти?..

Так неподвижно лежит в пределах оков величай­ших,

И без начала, конца, затем, что рожденье и ги­бель

Истинным тем далеко отброшены вдаль убежде­ньем...

Есть же последний предел, и все бытие отовсюду

Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара

С правильным центром внутри» (Парменид).

«Бытие едино, непрерывно, цельно, неделимо и сплошь однородно» (Парменид).

«Никогда не может быть доказано, что несущест­вующее существует.

Оберегайте свою мысль от этого пути исследова­ния, ибо немыслимо ни познать, ни выразить небы­тие: оно — непостижимо» (Парменид).

«Не существует ни прошлого, ни будущего, ведь прошедшее уже не существует, будущее еще не су­ществует.

 

Одно и то же есть мысль и то.

О чем мысль существует,

Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,

Мысли тебе не найти» (Парменид).

«Если что-нибудь существует, то оно есть или бытие, или небытие, или же и бытие и небытие вместе» (Георгий из Леонтин).

«Бытие нигде не находится.

Допустим, что бытие находится в чем-нибудь, то это «что-нибудь» отлично от него и объемлется им. Но объемлющее всегда больше объемлемого. Объем-лемым в данном случае будет бытие, а оно, по опре­делению, бесконечно. Выходит, что есть нечто, боль­ше бесконечного, что невозможно. Следовательно, бесконечное бытие не находится в чем-нибудь» (Пар­менид).

«Из ничего ничто не возникает» (Мелисс).

«Доказательство невозникновения (то есть веч­ности бытия). Первый подход. Если бытие возникло, то до своего возникновения оно должно было вовсе не существовать. Если же в самом деле ничего не было, то никоим образом не могло что-нибудь воз­никнуть из ничего.

Второй подход. Если сущее изменяется, то, без­условно, оно не пребывает совершенно однородным, но ранее существовавшее погибает, небывшее же возникает. Итак, если бы оно хотя бы на один волос изменилось в течение десяти тысячи лет, то оно асе целиком уничтожилось бы в течение всего времени» (Мелисс).

«Кроме того, бытие и сущее означают в указан­ных случаях, что одно есть в возможности, другое — в действительности» (Аристотель).

«Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая,

Так как природа всегда возрождает одно из другого

И ничему не дает без смерти другого родиться» (Лукреций Кар).

«Господи Бонсе мой!.. Я мысленно обратил взор свой и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает не­изменно» (Августин Блаженный),

«Видимое преобладание материальной основы нашего мира и жизни так еще велико, что многие, даже добросовестные, но несколько односторонние умы думают, что, кроме этого вещественного бытия в различных его видоизменениях, вообще ничего не существует» (Владимир Соловьев).

«Познающий не есть бытие, ему лишь противос­тоит бытие, как объект его познания. Но так как познающий не приобщен к тайне бытия и не нахо­дится в нем, то бытие стоит перед ним, как совер­шенно ему чуждое» (Николай Бердяев).

«Мы называем это слово «бытие». Таким именем существительным именуется то, что мы имеем в виду, когда говорим «есть», «было», «будет»... И все же, едва заслышав слово «бытие», мы уверяем, что за ним невозможно ничего себе представить, в нем невозмож­но ничего помыслить» (Мартин Хайдеггер).

Вопросы н задания:

1. Почему для выражения всего богатства пред­
метов понадобилось предельно общее понятие «бы­
тие»?

2. Почему древние греки искали первовещество,
которое, как они считали, составляло основу бытия?

3. Средневековые философы отождествляли бытие
с Богом, поскольку Бог является Творцом всего. В чем
ты усматриваешь здесь изменение в понимании
бытия, если сравнить его с древнегреческим?

4. Чтобы понять различие понятий «бытие» и
«материя», прочитай материал по теме «Материя».
Сделай сопоставления.

5. Существует представление, что мировое бытие
может быть понято только через бытие человека.
Изложи свои соображения на этот счет.

ВДОХНОВЕНИЙ — состояние предельного на­пряжения и взлета духовных сил, творческого горе­ния человека; «расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому со­ображению понятий, что и способствует объяснению оных» (А Пушкин).

Известно, что большинство открытий совершает­ся самым непредвиденным, даже таинственным об­разом. И действительно, мышление тесно связано с творческим порывом. Вы пытаетесь решить слож­ную теорему. Кажется, что эта задача вам не по силам. Мысль готова капитулировать. Ночью, когда напряжение спало, вы бессознательно ощущаете пути решения теоремы. Сначала зыбко, через некие образы рождаются конкретные шаги к осознанию задачи. Утром вы вдруг ощущаете свежесть мысли — препятствия преодолены.

Известно, что Альберт Эйнштейн любил играть на скрипке. В поэтическом одушевлении он искал путь познания природы. Не случайно говорят, что его теория относительности — плод гениального во­ображения. Немецкий химик А. Кекуле пришел к открытию бензольного кольца (циклическая форму­ла бензола), потому что оно привиделось ему в форме змеи, хвост которой находится в пасти. Дмитрий Иванович Менделеев не сразу представил себе со­зданную им периодическую систему элементов- Она рождалась как бы из тумана в виде некой таблицы, отдельные клетки которой оставались пустыми. Но, по расчетам, в них должны были быть элементы. И действительно, недостающие элементы были откры­ты гораздо позже самой таблицы.

Суждения мыслителей:

«Двояк путь познания вещей — через философ­ский опыт, другой — через божественное вдохнове­ние» (Роджер Бэкон).

Миг внезапных откровений, Миг, когда в душе твоей Новых чувств пробил источник, Новый свет явился в вей.

А. Н. Майков

Не потрясения и перевороты Для новой жизни очищают путь, А откровенья, бури и щедроты Души воспламене&ной чьей-нибудь.

Борис Пастернак

Вопросы и задания:

1. Отчего рождается вдохновение?

2. Можешь ли ты привести примеры поразитель­
ного творческого вдохновения в жизни известных
тебе писателей и поэтов, художников, музыкантов?

 

3. Можно ли назвать вдохновением успешную
работу ученого?

4. Какова, по-твоему, роль вдохновения в исто­
рии? Согласен ли ты с Пастернаком?

 

 

ВЕРА — человеческая потребность принимать события такими, какими их хочется воспринимать, способность оценивать реальность из глубин челове­ческого существа. В нашем сознании вера обычно соотносится с религией. Однако вера обнаруживает­ся не только в ней. В английском языке, например, существуют два слова: убеждение, теоретическая вера в то, что нечто есть (belief) и религиозная вера (faith). Философское понимание веры шире, она часто не имеет сакрального, то есть священного, со­держания. Вы гладите ребенка по голове и верите, что он вырастет и будет счастлив. Разве вы пророк и можете судить о будущем безоговорочно? Нет, ко­нечно, ваше убеждение в том, что дитя проживет прекрасную жизнь, покоится на определенной на­строенности души. Это и есть вера...

Вера вырастает из самых глубин человеческого естества. Человек не может жить без веры, ибо он не просто существо, действующее на основе инстинкта. И не просто вместилище рассудка. Загадочен, много­сторонен человек. И его внутренний мир непременно должен включать в себя развитое чувство веры во что-то: в Бога, в Добро, в Спасение, в Счастье, в Судьбу...

«Верить» — это вовсе не то же самое, что призна­вать за истину. Вера есть нечто гораздо большее, более творческое и более жизненное. Мы не сомнева­емся в истинности таблицы умножения, установлен­ных исторических фактов, законов логики. Мы со­вершенно уверены в том, что они верны, что мы можем спокойно пользоваться этими истинами и применять их в жизни. Мы это и делаем, причем уверенно и успешно. Мы высчитываем, путешеству­ем, строим, наблюдаем природу, спорим, доказыва­ем.

Но о вере здесь нет и речи. Вера есть то, в чем человек черпает свои жизненные силы. Без них не может быть ни осмысления истоков человеческого бытия, ни постижения грядущего. Можно верить в мощь разума, в познавательные возможности чело­века, в торжество его беспокойного духа. Вера со­ставляет богатство личности, характеризует глубину его чувств и помыслов.

Человеку дана возможность дорожить своей верой, беречь ее, укреплять, очищать и углублять. Однако человек имеет и другую возможность: прене­брегать своею верой, оставлять ее на произвол слу­чайностей, пронизывать.ее предрассудками и суеве­риями. Человек способен разочароваться в своей вере и отойти от нее, В одном отказано человеку — он не может быть без веры.

Суждения мыслителей:

«Мудрость языческих философов была ложной мудростью потому, что они не понимали роли и места веры. Кому не известно, что во всех делах предшествует вера? Какой земледелец сможет полу­чить урожай, если прежде не доверит земле семена? Кто отважится переплыть море, если прежде не до­верится кораблю и кормчему? Какой больной может излечиться, если он вначале не доверится врачу? Какому искусству или какой науке можно учиться, если прежде не доверишься учителю? Но если зем­леделец верит земле, мореплаватель — кораблю, больной — врачу, то какой может любой из нас не хотеть довериться Богу?» (Теофил).

«Верь, чтобы понимать» (Августин Блаженный).

«Будем же верить, если не можем уразуметь» (Августин Блаженный).

«Вера вопрошает, разум обнаруживает» (Авгус­тин Блаженный).

«Там, где возможно, соединяй веру с разумом» (Боэций).

«Я верю и в то, что если не уверую, то и не уразумею» (Ансельм).

«В вопросах веры любая старуха знает больше всех философов, ибо какая старуха не знает, что душа бессмертна?» (Фола Аквинский).

«Я плохо понимал раньше возвышенные симво­лы веры и еще менее природу, пока не начал мне сиять свет вечной природы, чему так обрадовался, что начал записывать познанное мной. Ибо дух прон­зил меня, как молния, и я увидел глубину вечности; когда проходит ливень, он настигает то, что насти­гает; так было и со мной: я начал писать, как маль­чик в школе, и записывал познанное с большим рвением» (Яков Бёме).

«Вера либо истинна, либо ложна. Если она вымы­сел, значит, добродетельный человек, монах или от­шельник зря потеряли шестьдесят лет жизни, и только, — больше им ничто не угрожает. Но если она основана на истине, то человека порочного ожи­дает страшная участь; одна мысль о муках, которые он себе готовит, приводит в трепет мое воображение; ум бессилен постичь их, слова — выразить. Поэто­му, даже допуская, что вера менее истинна, чем это считается, человек все равно не может избрать путь более спасительный, нежели стезя добродетели» (Жан де Лабрюйер).

«Люди легко верят тому, чего страстно желают» (Франсуа Мари Вольтер).

«Моя вера такова: я верю в единого Бога — твор­ца Вселенной, в то, что он правит ею с помощью провидения, что Ему следует поклоняться, что самое угодное служение Ему — это делать добро другим Его детям, что душа человека бессмертна и к ней отнесутся справедливо на том свете, соответственно его поведению в этом* (Бенджамин Франклин).

«Мне пришлось потеснить знание, чтобы освобо­дить место вере...» (Иммануил Кант).

«Вера — это тоже знание, только в своеобразной форме» (Георг Гегель).

«Таким образом, самое внешнее познание в своем объективном значении основывается на вере. Что же, собственно, составляет предмет этой веры? Это есть то, что не может быть ощущением и понятием, что больше всякого факта и всякой мысли, именно безусловное существование предмета» (Владимир Со­ловьев).

«Напротив, я могу дать определение своему сим­волу веры, поскольку верую всеми силами души, вижу определенно и ясно. Не доверяйте тем, кто говорит: «Мы слишком хорошо это знаем, а потому не способны выразить». Бели не способны, то либо потому, что не знаете, либо потому, что по лености не идете дальше видимости» (Алъбер Камю).

Вопросы и задания:

1. Какое свойство веры имел в виду французский
поэт Буало в своем изречении: «Чему не верится, то
не волнует нас»?

2. Как ты понимаешь смысл следующего четверо­
стишия Ф. И. Тютчева, созвучно ли оно твоему вос­
приятию своей страны?

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. V ней особенная стать, В Россию можно только верить.

3. Почему можно считать веру глубинным пере­
живанием человека, опорой его души?

4. Можно ли прожить жизнь без всякой веры?

ВЕЧНОСТЬ — бесконечная длительность, не имеющая ни начала, ни конца, образ неостановимо­го времени. В философии вечность рассматривается главным образом в связи с безначальным и нескон­чаемым существованием материального мира. Это представление исходит из идеи несотворимости и неуничтожимости материи.

Суждения мыслителей:

«Очевидно, что время и вечность не суть одно и то же» (Фома Аквинский).

«Смотри на все с точки зрения вечности» (Бене­дикт Спиноза).

«Бесконечные пространства и вечность откроют богатства творения во всем их объеме только взору всеведущего» (Иммануил Кант).

«Но громадное множество людей жадно вмешива­ется в толкотню тех, кто на мосту, который перекинут провидением через часть пропасти, (называемой) веч­ностью, и который мы называем жизнью, гоняется за мыльными пузырями...» (Иммануил Кант).

«Истинная бесконечность — это не такая беско­нечность, которая исключает всякое время, а такая, которая содержит в самой себе время (вечное время) подчиненным. Подлинная бесконечность есть пре­одоление времени» (Фридрих Шеллинг).

«Различие между настоящим и будущим еще су­ществует для них, но в этом будущем нет ничего сомнительного и тревожного, оно отделено от них только необходимою отсрочкой, и хотя они уже могут смотреть на все «под видом вечности», тогда как для умерших в натуральном человечестве буду­щее, хотя и становитсЯ'ИХ главным интересом, все-таки остается грозною загадкой и тайною» (Влади­мир Соловьев).

«Вечное успокоение не есть бездействие» (Влади­мир Соловьев).

«Но последнее слово принадлежит Вечности, ко­торая, не отрекаясь от прошедшего, тем не менее апеллирует к будущему...» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

1. Прокомментируй суждение: «Вечность — это
абстракция, которую трудно себе представить».

2. Как различаются вечность и время?

3. Что означает смотреть на все с точки зрения
вечности? Как это представляют себе Спиноза и Со­
ловьев?

4. Готов ли ты смотреть на все с точки зрения
вечности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.