Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 11 страница




ВОПРОС О ВИДИМОСТИ – см. Позитивизм философский.

ВОСПИТАНИЕ – воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. Воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого (см. Гармония), а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении др. людей, семьи, народа, государства и т. д. При этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут противоречить один другому. Рука об руку с воспитанием идет образование. Воспитание со стороны родителей и школы прекращается с утратой авторитета у воспитанника. Дальнейшее воспитание сформировавшегося человека переходит, с одной стороны, к нему самому (самовоспитание), с другой – к совокупности действующих на него в повседневной жизни психических сил, особенно образующихся из многочисленных социальных (профессия) и эмоциональных (честь) отношений, в которые попадает человек (см. Man). Возможно и воспитание дурного. Систематическое исследование и выявление всех действующих при воспитании факторов составляет задачу науки о воспитании (см. Педагогика).

ВОСПОМИНАНИЕ – непроизвольно возникшее или произвольно вызванное вновь содержание сознания, которое более или менее сходно с первоначальным переживанием или кажется сходным (-достоверность воспоминания и его заблуждения). Способность к точному воспроизведению, воспоминанию у различных людей неодинакова, и даже у одного и того же человека неодинакова по отношению к разным предметным сферам. Воспоминаемое принадлежит к классу представляемого. См. Память.

ВОСПРИЯТИЕ – в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. Если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности (см. Прегнантности правило).

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА – восприятие пространственного расстояния на поверхности собственного тела при помощи осязания. Это не дает восприятия собственно пустого пространства, напротив, мы можем мысленно продолжить координаты предмета (а также, напр., нашего тела) за пределы его самого и, т. о., достигнуть представления о пространстве. Это пространство обычно имеет евклидову структуру (см. Пространство), устойчивость которой, с одной стороны, осуществляется стабильностью поля восприятия (см. Поле), а с другой – обеспечивается мышечной системой. От наглядно воспринимаемого пространства, наполненного предметами (окружающее пространство), на эту систему действуют непрерывные силы (см. Установка), которые совпадают с нормальным распределением тонусов по всей мускулатуре и с соответствующими состояниями или возбуждениями в психофизическом уровне. При известных заболеваниях мозга, которые имеют своим следствием лабильность или асимметрию мышечного тонуса, наступают смещения структуры окружающего пространства и отклонения от евклидовой структуры.

ВРЕМЕНИ СОЗНАНИЕ – особый, зависящий от общих и индивидуальных психических и общеличностных свойств данного человека вид сознания, связанный с переживанием времени.

ВРЕМЕННОСТЬ – в философии Хайдеггера будущее, поскольку оно содержит прошедшее (см. Время), а также образует настоящее, ибо существование не пребывает в теперь, а имеется всегда уже раньше. Эта временность является сущностью заботы. Временностью в физическом смысле является мировая линия.

ВРЕМЯ – форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится. Объективное время, измеряемое отрезками пути небесных тел, нужно отличать от субъективного, которое основано на осознании времени. Последнее зависит от содержания переживаний и является гл. о. возможностью что-то делать, переживать и т. п. Выражение «на это у меня нет времени» означает, что «подходящее ко мне», т.е. будущее, образует непрерывную цепь из «связанных по времени» действий, переживаний и т. д. Оно означает также, что для меня является невозможным в этом течении времени «передвинуть» один из этих членов назад или вперед т. о., чтобы осуществлялась дальнейшая деятельность и т. д. Выражение «еще рано» означает, что время еще не наступило (возможности еще нет); «уже поздно» – что возможности больше нет. Только «теперь» есть «время и возможность», «теперь» находится между «еще рано» и «уже поздно» и должно «восприниматься», замечаться, пониматься для того, чтобы вообще что-нибудь можно было делать. Будущее, настоящее, прошедшее суть абстракции от этого естественного понятия времени, в которых частицы «еще» и «уже» являются знаками выражения характера существования как заботы (см. Забота). При этом имеет значение то обстоятельство, что с увеличением возраста человека все еще появляющиеся возможности оставляют все меньше и меньше места для действия, ибо человек начинает все больше зависеть от прошлых событий («человек несет на себе груз прошлого»). Будущее, т. о., все больше пропитывается прошлым, и поэтому жизнь, будущее которой состоит только из прошедшего, называется жизнью без будущего. Под этим подразумевается придавленное тяжестью прошедшего, ставшее бессмысленным существование. Хайдеггером, Сартром, Фолькельтом и др. время толкуется реалистически. По Хайдеггеру, времени нет, нет ни в субъекте, ни в объекте, ни «внутри», ни «вовне», оно «есть» раньше любой субъективности и объективности, ибо оно является условием самой возможности для этого «раньше». Большую роль, как это уже подчеркивали Августин и Лейбниц, играет время как способ существования человека, в котором он необходимо должен переживать прошедшее, настоящее и будущее, поэтому время можно рассматривать как безусловную предпосылку бытия человека. По Канту, время является формальным априорным условием всех явлений вообще. Современная физика считает, что объективного времени нет, а то, что считается таковым, представляет собой на самом деле всего лишь координату в четырехмерном континууме (см. также Вневременность мира, Мировая линия). Эпоха т. н. «исторического времени» охватывает приблизительно 6 тыс. лет; предысторического времени – несколько сот тысячелетий; геологического – несколько миллиардов лет; космическое время – бесконечно. Если допустить, что человек на Земле существует ок. 550 тыс. лет, и положить эти 550 тыс. равными одному двадцатичетырехчасовому дню, то тогда 6 тыс. лет исторического времени – «мировая история» – составят всего-навсего 16 последних минут жизни в течение этого дня.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время имеется тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные. См. также Анамнезис, Априори.

ВРОНЬСКИЙ – см. Хёне-Вроньский.

ВСЕЕДИНСТВО – единство Вселенной, в которой веши в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Понятие всеединства встречается у элеатов – «Все есть единое» («Hen kai pan»), в особенности у неоплатоников. Учение о всеединстве занимает особенно важное место в пантеизме, монизме, а также у рус. религиозных философов.

ВСЕ-ЖИЗНЬ – у Шелера универсальная жизненная движущая сила, которая проникает во все виды и роды населяющих Землю жизненных существ и, будучи реальной и целенаправленной, руководит также всем эмпирически-реальным развитием видов. Bee-жизнь объясняет «немеханическое» в наблюдаемых нами жизненных процессах. Шелер говорит, что, «несмотря на личную субстанциональность индивидуального духа, жизнь во всех индивидуумах метафизически есть одна и та же жизнь», Bee-жизнь обогащается опытом, который она черпает из индивидуальной жизни, «ибо между все-жизнью и всеми живыми существами имеется обоюдная взаимозависимость» («Erkenntnis und Arbeit», 1926). См. также Паульсен.

ВСЕЛЕННАЯ – содержание понятия всего существующего; все то, что существует.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ (всеобщая история) – история всего человечества, в т. ч. и первобытных народов. Исследователи истории, за исключением Г. Гельмольта, написавшего свою «Всемирную историю» (H.Helmolt, Weltgeschichte, 9 Bde., 1913-1922) по географическому принципу, большей частью ограничиваются в своих работах только европейскими культурными народами или культурными народами Ближнего и Среднего Востока или же рассматривают историю остальных стран с точки зрения европейца (и прежде всего под углом зрения распространения европейского влияния). «Более или менее полное собрание истории отдельных народов еще не составило бы никакой всемирной истории, ибо оно потеряло бы из виду взаимосвязь вещей. Но задача всемирной истории как науки как раз и заключается в том, чтобы познать эту взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими. То, что такая общность имеется, является очевидным» (L. von Ranke, Vorrede zur «Weltgeschichte», 4 Bde., 1910).

«ВСЕМИРНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ» – Гёте («Годы странствования Вильгельма Мейстера», кн. 2, гл. 7) употребляет это понятие как противоположность понятию «домашнее благочестие», как религиозность, направленную практически на более далекие цели. Всемирное благочестие нужно не только нашим ближним, оно должно быть принято и всем человечеством. По Эдуарду Шпрангеру, всемирное благочестие представляет собой религиозную установку, которая направлена не на потустороннее, а, исходя из сокровенного смысла событий нашего земного мира, на религиозные чувства.

ВСЕМИРНЫЕ РЕЛИГИИ – религии, распространенные среди значительной части человечества, и прежде всего христианство (свыше 1 млрд. верующих), ислам (от 450 до 800 млн., по разным данным), буддизм (более 500 млн.).

ВСЕОБЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ – абсолютная законность взгляда, знания, принципа. Она возможна, поскольку полагают, что способ познания для всех людей одинаков и сущность человека определяется его разумом.

ВСЕОБЩЕЕ – то, что не только в силу случайности, но и в силу необходимости или закономерности является для множества общим. У Платона всеобщее есть настоящее действительное бытие (см. Идея), в то время как единичное является действительностью лишь постольку, поскольку оно является частью всеобщего. У Аристотеля всеобщее не имеет собственной действительности; оно внутренне присуще отдельным предметам, как их форма, в то время как единичное может существовать только благодаря тому, что в нем осуществляется всеобщее. Особенное возникает путем выведения его из всеобщего. Позднее, в схоластике, эти проблемы оказались в центре спора об универсалиях. Н. Гартман пишет: «Как не может существовать сама по себе чистая индивидуальность, так не может существовать само по себе и чистое всеобщее. Но всеобщее является реальным только «в» индивидуальном, ибо только это последнее имеет существование; индивидуальное же имеет определенность только в том, что в нем является общим с другим, что в нем является всеобщим по форме» («Zur Grundlegung der Ontologie», 1941).

ВСЕОБЩНОСТЬ (тотальность) множество, рассматриваемое как единство. В кантонской системе категорий – категория качества.

«ВСЕ ТЕЧЕТ» (греч. panta rhei) осн. положение философии Гераклита, которое считают характеризующим его философию. Но едва ли здесь можно говорить о действительной принадлежности этих слов Гераклиту. См. также Актуальности теория.

ВСЕ-ЧЕЛОВЕК – по Шелеру, это желаемый результат находящейся в движении ресублимации (см. также Сублимация), «определяемый самим духом ограничения передачи в мозг или в интеллект получаемой организмом энергии. Тем самым вновь возрождается значение оттесненных со времени Декарта интеллектуализмом и механицизмом жизненных ценностей» («Der Mensch im Weltalter des Ausgleichs», в «Philos. Weltanschauung», 1929).

ВТОРИЧНЫЙ (лат. sekundдr) – занимающий второе место, второразрядный, в противоположность первичному.

ВТОРОЕ ЗРЕНИЕ – (оспариваемая) способность некоторых людей «предвидеть» будущее или «видеть» во время своего рода сна-бодрствования весьма удаленные события в тот момент, когда они происходят (см. Ясновидение).

ВУДВОРТС (Woodworth) Роберт Сешнс (род. 17 окт. 1869, Белчертаун, шт. Массачусетс, США – ум. 4 июля 1962, Нью-Йорк-Сити) – амер. психолог, который провел осн. исследование обучения и создал систему «динамической психологии»; профессор Колумбийского ун-та с 1909. Вудвортс считал, что осн. предметом психологии являются поведение и сознание, причем поведение является функцией как стимулов, исходящих из окружающей среды, так и свойством самого организма (сознания). Он создал первый опросник для обнаружения и измерения ненормального поведения; его «Динамическая психология» (1918) пыталась объяснить поведение на основе объединения теорий мотивации, восприятия, обучения и мышления, а работа «Психология» (1921) стала стандартным учебником. В течение всей своей профессиональной деятельности он пытался развить объединенную теорию психологии, основанную на тщательных научных наблюдениях и осторожных выводах из этих наблюдений.

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (род. 16 авг. 1832, Некарау, Баден – ум. 31 авг. 1920, Гросботен, близ Лейпцига) – нем. философ и психолог, профессор с 1875. Основал в Лейпциге первый в мире ин-т экспериментальной психологии. Работал преимущественно в области психологии, но занимался также логикой, метафизикой и этикой. Является представителем метафизического, всеохватывающего, строго реалистически обосновываемого мировоззрения, завершающегося идеализмом; философия, по его мнению, есть универсальная наука, задачей которой является объединение в единую непротиворечивую систему общих результатов, опосредованных частными науками. Согласно его теории актуальности душевного, душа является целостной, но не простой, она есть субъект, но не субстанция, она – событие, деятельность, развитие. Сознание образует тот пункт в естественном ходе вещей, в котором мир мыслит сам о себе. В области духовного вместо эквивалентности причины и следствия, которой подчиняются все явления природы, действует закон увеличения энергии, в чем проявляется творческая сила духа (см. Синтез). Мир есть целесообразное развитие духа (см. Гетерогония), который надо рассматривать как божественную мировую волю. Осн. произв.: «Vorlesungen ьber die Menschen- und Tierseele», 2 Bde., 1863-1864 (рус. пер. «Лекции о душе человека и животных», 1894); «Grundzьge der physiologischen Psycholigie», 3 Bde., 1874 (рус. пер. «Основы физиологии психологии», тт.. 1-3, СПБ, 1894); «Logik», 3 Bde., 1880-1883; «Ethik», 1886; «System der Philosophie», 1889 (рус. пер. «Система философии», 1902); «GrundriЯ der Psychologie», 1896; «Vцlkerpsychologie», 1900-1920; «Einleitung in die Philosophie», 1901; «Elemente der Vцlkerpsychologie», 1912; «Erlebtes und Erkanntes», 1920 (автобиография).

ВУНДТ (Wundt) Макс (род. 29 янв. 1879, Лейпциг – ум. 31 окт. 1963, там же), сын Вильгельма Вундта – нем. философ, профессор в Тюбингене с 1929. Представитель нем. идеализма, система которого построена гл. о. на метафизически понимаемых философских взглядах Фихте и Канта. Осн. произв.: «Geschischte der griechischen Ethik», 2 Bde., 1908-1911; «Griechische Weltanschauung», 1910; «Staatsphilosophie», 1923; «Kant als Metaphysiker», 1924; «Deutsche Schulmetaphysik», 1939; «Die deutsche Schulphilosophie im Zeitalter der Aufklдrung», 1945; «Hegels Logik und die moderne Physik», 1949; «Untersuchungen zur Metaphysik des Aristoteles», 1953.

ВЧУВСТВОВАНИЕ – способность переноситься в мир представлений др. человека, обусловливающая возможность его понимания. В плане психологическом – проекция собственных душевных состояний на воспринимаемое извне. Теория вчувствования утверждает, что гештальткачества являются не свойствами воспринимаемых образов, но лишь чувствами наблюдателя, которые он вкладывает в вещи. В плане эстетическом вчувствование – это способность переносить наши собственные мысли, чувства, желания, поскольку они возбуждаются объектами природы или искусства, на сами эти объекты, как будто это является собственной внутренней жизнью последних (см. Идентификация, Одухотворение, Сущность). Теория вчувствования, начиная с Гердера и особенно с Фр. Т. Фишера, играет значительную роль в эстетике. Т. Липпс различает простое, или практическое, и эстетическое вчувствование.

ВЫБОР – см. Воля, Свобода,

ВЫВОД – в логике рассуждение, в ходе которого из определенных исходных суждений, высказываний, посылок или предпосылок получается заключение (вывод) – суждение, вытекающее из посылок. См. также Дедукция, Индукция.

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (род. 5 нояб. 1896, Орша – ум. 11 июня 1934, Москва) – рус. психолог. В работе «История развития высших психических функций» (1931) разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»), напр. механическая память становится логической, импульсивное действие – произвольным, ассоциативные представления – целенаправленным мышлением, творческим воображением. Этот процесс – следствие интериоризации. Создал новое направление в детской психологии, внес вклад в развитие дефектологии и психиатрии. Осн. работы: «Этюды по истории поведения» (совм. с А. Р. Лурия, 1930); «Психология искусства» (1930); «Мышление' и речь» (1934).

ВЫРАЖЕНИЕ – введенное Лейбницем понятие, указывающее на способ и средства, благодаря которым раскрывается то, что происходит в душе. В 19 в. в психологии возникло учение о выразительных движениях мышц лица, конечностей. См. также Выражения способ, Выражения метафизика, Учение о выражении. В логистике выражение – символический знак или группа таких знаков.

ВЫРАЖЕНИЯ МЕТАФИЗИКА – учение о принципиально данной или принципиально отрицаемой возможности выражать душевную и духовную жизнь через недушевное (см. Выражение). Объектами рассмотрения со стороны метафизики выражения являются, в частности, воспринимаемые органами чувств форма и ее «выразительность» (см. Морфология), а также символ. «Мыслит ли мировой дух теми же самыми образами, которые человек, обладающий гениальной интуицией, узнает (см. также Анамнезис), а человек, способный к рефлекции, мыслящий, объясняет?» (A. Wenzl, Wissenschaft und Weltanschauung, 1949).

ВЫРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЯ – то же самое, что и учение о выражении.

ВЫРАЖЕНИЯ СПОСОБ – в науках, изучающих духовную жизнь народа, взгляд на культуру как на выражение психического склада людей. Так, Буркхардт характеризует эпоху греч. культуры как выражение процесса изменения греков; Лампрехт считает историю выражением социально-психических изменений. Зомбарт рассматриьс»ет экономику как выражение «души капитализма» и т. д. Значение способа выражения подвергается сомнению.

ВЫРОЖДЕНИЕ -1)в естественно-научном значении утрата видом, породой животных или сортом растений таких важных свойств, как присущий им уровень плодовитости и продуктивности, гибкая приспособляемость к изменениям в условиях существования и др., являющихся показателями жизнеспособности организмов; 2)социологическое вырождение народов, сословий' и классов – явление, очень распространенное в человеческой истории. Оно заключается в понижении активности данной группы людей, уровня талантливости и ума, нравственности, физической силы и здоровья и, наконец, самой живучести, последствием чего может явиться вымирание этой вырождающейся (деградирующей) группы.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ – передача, воспроизведение в словесной форме тех или иных обстоятельств дела, которые всегда бывают обусловлены временем, интересом, воображением, намерением, аффектом, окружающей средой, возрастом, полом и т.д. (см. также Предикат, Предложение). В логистике высказыванием называют языковое выражение, которое может высказываться (утверждаться) самостоятельно и предполагает наличие содержания, определяющего характер высказывания, т.е. его истинность или ложность. Функтор высказывания – функтор, аргументами которого могут быть только высказывания или формы высказывания. И счисление высказываний- см. Логистика.

ВЫТЕСНЕНИЕ – выражение из области психоанализа. См. Комплекс, Бессознательное.

ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕСС – активизация накопленной в физической системе (потенциальной) энергии благодаря незначительному количеству энергии, воздействующей на нее извне (напр., с помощью энергии, получаемой от летящих на пороховую бочку искр). В старой психологии это понятие использовалось для объяснения психических процессов; в настоящее время такое объяснение отвергается, поскольку психические процессы определяются не механическими, а причинно-целевыми отношениями. Психическая система – это не мертвая область, куда извне может вторгнуться любое раздражение. Речь идет лишь о нарушении состояния внутреннего равновесия и более или менее быстром восстановлении последнего благодаря психическим актам (см. Виртуальности гипотеза).

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА – берущее свое начало от Кюльпе направление в психологии, которое выступало против сенсуализма и ассоциативной психологии и занималось экспериментальными исследованиями (Ах, Бюлер и др.), в особенности высших процессов мышления, форм суждения, представлений цели и т. д.

 

ГАБИРОЛЬ (Gabirol) Соломон бен Иегуда ибн, Авицеброн (род. 1020/21, Малага – ум. 1069/70, Испания) – первый евр. философ Запада; оказал большое влияние на схоластику, в особенности тем, что передал ей аристотелевско-неоплатоновское идейное наследство. В универсальной материи (Materia universalis) различает телесную и духовную; душа тоже является материей. Только Бог – форма без материи; от него исходит воля, которая творит и движет мир, связывает друг с другом форму и материю. Осн. произв. – «Fцns vitae».

ГАВРИИЛ, в миру Воскресенский Василий Николаевич (род. 1795, Москва – ум. 1868, Муром) – рус. богослов и историк философии, архимандрит, профессор Казанского ун-та. «История философии» (1840) архимандрита Гавриила – одно из первых рус. исследований, где разработаны теоретико-методологические проблемы историко-философского знания. В ней содержались сведения по истории восточной (кит. и инд.) философии; она впервые давала очерк истории рус. философии. История философии для Гавриила – это история познавательных возможностей человека, его чувствительности, разума и воли, которые должны рассматриваться совокупно, без абсолютизации одной какой-либо познавательной способности исключительно. Как и история познания, она демонстрирует абсолютизацию этих начал; в результате мы имеем осн. философские направления: сенсуализм, абсолютизировавший чувство, идеализм, абсолютизировавший разум, и мистицизм, абсолютизировавший волю. История философии, по мнению Гавриила, должна рассматривать их, во-первых, хронологически («следовать тому порядку, в котором они обнаружились»), во-вторых, в их взаимовлиянии и взаимозависимости. Гавриил считал, что история философии есть история опытов, изъяснения цели, хода и взаимных отношений религий, наук, законодательств, гражданского образования. Однако, как богослов, он подчеркивал, что, разделенные как объект исследования, религия и философия «в. душе истинного философа соединены совершенно. Они существуют не смешиваясь и различаются, не уничтожая себя взаимно». Единство логического и исторического в истории философии Гавриила дополняется требованием обязательного учета индивидуальных особенностей философа, чьи произв. подвергаются анализу. Национальные особенности рус. философии он трактует провиденциалистски, добавляя, что Божья благодать по-разному распределена для разных народов и поэтому должны быть учтены также географический фактор («климат и особенности земли»), социально-психологические черты народа и его традиции во всех сферах жизнедеятельности – от государственной до культурной. Совокупность названных условий приводит у одних народов к развитию философии в «наукообразном выражении», у других – в «повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии». При этом он делает вывод, что рус. народ привержен религии и монархии. Национальной особенностью рус. философии, по мнению архимандрита Гавриила, является сочетание веры и знания, рассудительности и набожности. Самый ожесточенный отпор с его стороны встретили Юм и Кант, наиболее снисходителен он к Кузену, благосклонен – к аббату Ботену. Рус. философию характеризовал в духе славянофилов. Несмотря на некоторую недостоверность и фантастичность фактов «Истории философии», архимандрит Гавриил остается первым историком рус. философии, кстати, и таких ее областей, как логика, метафизика, нравственная философия, эстетика. Кроме упомянутых произв. им написана «Философия правды» (1813).

ГАДАНИЕ ПО РУКЕ – искусство читать по руке, то же самое, что греч. «хирология», «хиромантия», т.е. наука о руке, умение сказать правду по руке. См. Учение о выражении.

ГАЗАЛИ, аль-Газели (Al-Ghazzдli) Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (род. 1059, Туе, провинция Хорасан, Иран – ум. 1111 г там же) – иран. теолог и философ ислама. Сначала был мистиком в духе суфизма, оспаривал общезначимость закона причинности, затем стал ярым противником философии ("Разрушение философии») и новооснователем ортодоксальной теологии ("Воскресение теологии»).

ГАЙМ (Heim) Карл (род. 20 янв. 1874, Фрауенциммер, Вюртемберг – ум. 1956, там же) – нем. теолог; с 1920 профессор в Тюбингене. Создал христ. теорию познания: когда мы говорим «Я», мы имеем в виду не объект, а лишенную предметности основу возможности всего опытного мира. Путем включения субъекта в сферу того, что может быть объективировано, достигается возможность встать над категориями и формами созерцания, что позволяет охватить взором целое. Поскольку непредметное есть Бог, то возможна и достоверность веры. Осн. произв.: 4 GlaubensgewiЯheit», 1916; «Der evangelische Haube und das Denkenn der Gegenwart», 3 Bde., 1931-1937.

ГАЙМ (Haym) Рудольф (род. 5 okt. 1821, Грюнберг, Силезия – умер 27 авг. 1901, Св. Антон, Форарльберг) – нем. историк литературы; с 1860 – профессор в Галле. Занимался проблемами истории развития нем. духа, которую он изображал как связь истории литературы с историей философии. Осн. произв.: «Die romantische Schule», 1870; «Hegel und seine Zeit», 1857; «Feuerbach und die Philosophie», 1847; «Aus meinem Leben», 1902; «Herder», 2 Bde., 1954 (рус. пер. «Гердер, его жизнь и сочинения», т. 1-2, М., 1888).

ГАЛЕН (рим. имя Claudius Galenus) (род. ок. 130, Пергам – ум. ок. 200, Рим) – личный врач императора Марка Аврелия, философ греч. происхождения. Писал об общей сущности лечения и в течение многих столетий оставался авторитетом в медицине. Кроме того, занимался философией, т. к. считал, что настоящий врач должен быть также и философом. Источником познания и истины, по его мнению, кроме чувств, является рассудок. Он связывал с учением перипатетиков учение стоиков. Особую известность получили названная его именем четвертая (галеновская) фигура силлогизма, а также его учение о четырех типах темпераментов (см. Темперамент) – сангвиническом, флегматическом, холерическом, меланхолическом – и лежащих в их основе четырех телесных соках (кровь, слизь, желтая и черная желчь). Его произв. «История философии» – учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500.

ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (род. 15 февр. 1564, Пиза – ум. 8 янв. 1642, Арцетри, близ Флоренции) – итал. математик, физик, астроном и мыслитель; был обвинен инквизицией в защите учения Коперника и принужден к отказу от него. (Ему приписывается восклицание «Eppur si muove» – «И все-таки она вертится!».) Галилей опирался на Демокрита, был основателем новой механистической натурфилософии. «Он умер в тот год, когда родился Ньютон. Это – праздник Рождества нашего нового времени» (Гёте). «После более чем двухтысячелетнего описания природы и рассмотрения ее форм в его лице человечество взялось за изучение и действительный анализ природы» (Дильтей). Его открытие закона падения тел имело такое огромное значение для развития естественнонаучного метода потому, что оно ограничивалось чистым опытом, т.е. не пыталось ответить на вопрос, почему камень падает, а отвечало на вопрос, как он это делает. Истинной книгой философии для Галилея является книга природы, которая только написана др. буквами, отличными от букв алфавита, а именно треугольниками, квадратами, кругами, шарами и т. д. Для чтения их нужна не спекуляция, а скорее математика. Для научного исследования Галилей требовал отбросить авторитет в вопросах науки, сомневаться, основать всеобщие положения на наблюдении и эксперименте, употреблять индуктивный метод умозаключения. Галилей был приверженцем рационализма, считающего, что мир можно постигнуть чисто механическим способом, с помощью математики, механики и разума. Осн. произв.: «Discorsi е dimostrazioni matematiche intorno a due nuove scienze», 1638, (рус. пер. «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки», 1934); «Delia'scienza meccanica», 1649; «Edizione Nazionale delle opere di G. Galilei», 21 Bde., 1890-1909.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.