Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 13 страница




ГЕЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (род. 3t янв. 1624, Антверпен – ум. нояб. -1669, Лейден) – голл. философ; профессор с 1665. После перехода от католич. веры к реформистской боролся против схоластического и клерикального образа мысли и, исходя из дуализма Декарта, был основателем окказионализма – учения, согласно которому душевный процесс является поводом, побудительным случаем (occasion) для наступления соответствующего телесного процесса, а телесный процесс – поводом для наступления соответствующего психического процесса. Само наступление какого-либо из этих процессов вызывается Богом. Поскольку мы являемся просто зрителями этого события (ибо о душе мы знаем мало, о теле – еще меньше, а о взаимодействии их – меньше всего), то нам не остается ничего другого, как безропотно следовать неизбежному ходу вещей: «Ita est, ergo ita sit» («Это так, следовательно, пусть будет так!»). Осн. произв. – «Ethik oder ьber die Kardinaltugenden».

ГЕЙНТЕЛЬ (Heintel) Эрих" (род. 29 марта 1912, Вена) – австр. философ, проф. Венского ун-та. Работал над проблемами т. н. «philosophia perennis» (вечной философии), истоки которой видел в идеях Аристотеля, Лейбница и нем. идеализма. В своих трудах стремился к некоему синтезу трансцендентализма и философии Аристотеля. Осн. труды: «Metabiologie und Wirklichkeitsphilosophie», 1944; «Sprachphilosophie», 1957; «Hegel und die analogia entis», 1958; «Herder und die Sprache», 1964.

ГЕККЕЛЬ (Haeckel) Эрнст (род. 16 фев. 1834, Потсдам – ум. 9 авг. 1919, Йена) – нем. зоолог; профессор в Йене (1865-1909). Осн. произв. – «Мировые загадки. Общедоступные лекции о философии биологии» (1899) – получило в то время широчайшее распространение и оказало большое влияние на натурфилософию (рус. пер. 1922). Априорных знаний, по Геккелю, не существует, есть только почерпнутые из опыта знания более ранних поколений, которые узакониваются путем наследования. Философия также должна основываться на принципе развития. «Первое начало» материи и ее формы движения столь же мало можно мыслить, как и ее конец. Нужно отклонить допущение существования Бога, направляющего ход мировых событий. Геккель назвал свое учение монизмом. Осн. произв.: «Die Lebenswunder», 1904 (рус. пер. «Чудеса жизни», 1908); «Der Monismus», 1892 (рус. пер. «Монизм», 1924); «Gott – Natur», 1914 (рус. пер. «Бог в природе», 1906); «Natьrliche Schцpfungsgeschichte», 1868 (рус. пер. «Естественная история миротворения», 1915); «Anthropogenic», 1874; «Generelle Morphologie der Organismen», 1866; «Kristallseelen», 1917.

ГЕККЕР (Haecker) Теодор (род. 4 июня 1879, Эбербах, Вюртемберг – ум. 2 апр. 1945, Устерсбах, близ Аугсбурга) – нем. писатель и философ. Занимался философией Кьёркегора («Kierkegaard und die Philosophie der Innerlichkeit», 1913; сделал выборочно перевод его дневников в 2 тт., 1923) и антропологией («Was ist der Mensch?», 1933). Был представителем учения о примате (стремящегося к истине) духа над всеми др. человеческими способностями и, кроме того, решительным сторонником католич. философии культуры (от нее отошел в 1921 под влиянием произв. Ньюмена). Осн. произв. (кроме указанных): «Christentum und Kultur», 1927; «Virgil, Vater des Abendlandes», 1931; «Der Christ und die Geschichte», 1936; «Der Geist der Menschen und die Wahrheit», 1938.

ГЕКСИС (rpe4.,Hexis) – обладание чем-либо; свойство, отношение, состояние, привычка. У Аристотеля добродетель есть гексис души.

ГЕКСЛИ (Huxley) Томас Генри (род. 4 мая 1825, Илинг – ум. 29 июня 1895, Истборн) – англ, естествоиспытатель и философ; с 1854 – профессор в Лондоне. Находился под впечатлением учения Дарвина, которое горячо защищал, был эволюционистом и агностиком. Считал материалистическое понимание жизни единственно плодотворной естественнонаучной гипотезой, поскольку оно не забывает о том, что материя и сила являются лишь названиями определенных состояний сознания и что «закон есть лишь правило, которое всегда имеет силу в опыте и от которого мы поэтому ожидаем, что оно будет всегда иметь силу». Осн. произв.: «Man's place in nature», 1863 (рус. пер. «Место человека в царстве животном», 1864); «Hume», 1879; «Evolution and Ethics», 1893.

ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд (род. 29 янв. 1904, Лейпциг – ум. 30 янв. 1976, Гамбург) – нем. философ; с 1940 по 1944 – профессор в Вене, с 1947 – в Шпейере; известен благодаря биологически-философской антропологии, изложенной в его осн. произв. «Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt» («Человек. Его природа и его положение в мире»), в котором он под влиянием Дьюи исходит из структуры человеческого побуждения. Особое положение человека обусловлено отсутствием инстинкта самосохранения. Возникающий, т. о., избыток побуждений – что можно показать на примере движений – нуждается в управлении; жизнью нужно руководить. Человек – не «мыслящее существо», а существо, практически познающее, работающее для своего будущего, формирующее и исправляющее самого себя и окружающий мир согласно некоему принципу, следовательно, культуру созидающее. Позднее Гелен написал «Sozialpsychologische Probleme der industriellen Gesellschaft» (1949).

ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (от греч. Helios – Солнце и лат. centrum – центр) – коперниковская (см. Коперник) картина мира, согласно которой Солнце находится в центре мира.

ГЕЛЬВЕЦИИ (Helvetius) Клод Адриан (род. 31 янв. 1715, Париж – ум. 25 янв. 1771, там же) – франц. философ и Психолог. Выводил потребности, страсти, идеи, суждения, поступки и общительность человека из его чувственной способности ощущения (sensibilite). «Человек – это машина, которая, будучи приведена в движение чувственными ощущениями, должна совершить все, что она совершает». В чувственных ощущениях – голоде, жажде и т. д. – нужно искать причину, заставляющую людей обрабатывать землю, объединяться в общество и заключать между собой договоры, соблюдение которых делает их «справедливыми», а нарушение – «несправедливыми». Мотивом всей деятельности является себялюбие (interet) человека; поэтому проповедь морали ничего не дает. Лучший законодатель – тот, кто может уничтожить разделение общественных и частных интересов. Осн. труд Гельвеция «Об уме» (Париж, 1758, на рус. язык переведен в 1938), для написания которого побудительным поводом послужила работа Локка «Опыт о человеческом разуме», в 1759 был сожжен по распоряжению парламента как представляющий опасность для государства и религии. Посмертно вышла работа «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1772; рус. пер. 1938).

ГЕЛЬМГОЛЬЦ (Helmholtz) Герман фон (род. 31 авг. 1821, Потсдам – ум. 8 сент. 1894, Берлин) – нем. физик и психолог; с 1871 – профессор в Берлине. Находился под влиянием философии Канта; основатель психологии чувств. По Гельмгольцу, наши ощущения суть действия, вызываемые внешними причинами в наших органах чувств; они зависят как от возбуждающего их объекта, так и от воспринимающего аппарата органов чувств. Поэтому ощущение есть не отражение объекта, а своего рода символ. Закономерность действительного мира отражается в мире символов, посредством познания которого мы можем направлять нашу деятельность так, чтобы она приносила желаемый успех, т.е. чтобы появлялись ожидаемые новые ощущения. Исходя из этого, Гельмгольц дал теоретико-познавательное обоснование геометрии и естественнонаучного исследования. Осн. произв.: «Ьber das Sehen des Menschen», 1855 (рус. пер. «О зрении», 1896); «Die Lehre von den Tonempfindungen», 1863 (рус. пер. «Учение о слуховых ощущениях», 1875); «Die Tatsachen in der Wahrnehmung», 1879 (рус. пер. «Факты в восприятии», 1880); «Sriften zur Erkenntnistheore», 1921.

ГЕЛЬМОНТ (Helmont) Иоганн Баптиста ван (старший) (род. 1577, Брюссель – ум. 30 дек. 1644, Фильфорд, близ Брюсселя) – нидерл. врач, химик и натурфилософ. Развивал учение Парацельса и сделал беглый набросок виталистического учения о природе, в основу которого положил в качестве (немеханической) причинности жизнеформирующую силу, архей и полную жизни материю. Главное произв. – «Ortus medicinae, hrsg. von J. B. Helmont», 1648.

ГЕЛЬМОНТ (Helmont) Франциск Меркурий (младший) (роди 1614, близ Брюсселя – ум. 1699, Берлин) – нем. врач. Привил вкус к философии среди придворных, вслед за Парацелъсом и своим отцом развивал спекулятивную натурфилософию. Создал собственное учение о монадах, которое оказало влияние (через личное знакомство) на Лейбница. Осн. произв.: «Seder olam sive ordo seculorum», 1693; «Opuscula philosophica», 1695.

ГЕЛЬПАХ (Hellpach) Вилли Гуго (род. 26 февр. 1877, Эльс, Силезия – ум. 6 июля 1955, Гейдельберг) – нем. неврапатолог и психолог; с 1926 стал профессором в Гейдельберге; от психиатрии пришел к философии («Grenz wiss. der Psychologie», 1902; «Nervositдt und Kultur», 1903; «Nervenleben und Weltanschauung», 1905; 4Psychologie der Umwelt», 1924, и др.). В своем осн. произв. («Die geopsychischen Erscheinungen», 1911, под названием «Geopsyche») он рассматривал «влияние на человеческую душу погоды и климата, почвы и ландшафта» (см. также Геопсихология). В политических произв. («Zwischen Wittenberg und Rom», 1930) Гельпах выставляет уравнивание идей и культурных сил в качестве принципа исторического развития. В последующих своих работах («Sozialpsychologie. Ein Elementarlehrbuch», 1933; «Volk als Naturtatsache», 1935; «Einfьhrung in die Vцlkerpsychologie», 1938; «Mensch und Volk der GroЯstadt», 1939; «Deutsche Physiognomik», 1942; «Der Sozialorganismus», 1953; «Der deutsche Charakter», 1954) он обратился к исследованию нем. национальной психологии, а в последних трудах – к проблеме смены идей, происходящей со сменой поколений, к религиозной проблеме и вопросу о духовной закономерности в истории («Vцlkerentwicklung und Vцlkergeschichte», 1944; «Sinn und Seele», 1946; «Tedeum, Laienbrevier einer Pantheologie», 1947; «Das Magethos», 1947; «GrundriЯ der Religionspsychologie», 1951; «Kulturpsychologie», 1953; «Erzogene ьber Erziehung», 1954).

ГЕМСТЕРГЕЙС (Hemsterhuis) Франц (род. 27 дек. 1721, Франкер, Фрисландия – ум. 3 июля 1790, Гаага) – нидерл. философ; представитель мистически-поэтического неоплатонизма. По Гемстергейсу, материя является «застывшим духом» (подобно Богу-природе Гёте, которая позволяет твердыне раствориться в духе, а продукты духа сохраняет как нечто прочное для чувственного восприятия). Прекрасно то, что производит впечатление совершенного; это одновременно и хорошо, если оно способствует единению с божественным целым. Гемстергейс поддерживал тесную связь с католич. кругом княгини Голициной в Мюнстере, к которому принадлежали также Якоби и Гаманн. Его эстетические воззрения оказали большое влияние на раннюю романтику. Осн. произв.: «Lettre sur la sculpture», 1769; «Lettre de Diodes a Diotime sur Patheisme», 1787 (содержит его психологические взгляды).

ГЕН (от греч. genos – происхождение) – в биологии характеристика врожденных свойств, единица наследственного материала. Наследственность основана на передаче генов новому поколению. Гены – самостоятельные единицы, передающиеся несмешанными и неразделенными; они присутствуют во всех клетках. Каждый ген действует совместно с гомологичным геном. Поэтому в совокупности гены образуют своего рода двойной набор. При образовании половых клеток гомологичные пары расходятся, так что зрелые половые клетки содержат только простой (не двойной) набор. Согласно хромосомной теории наследственности, хромосомы являются носителями генов («ядерных генов») (см. Наследственность). В соответствии с современными взглядами, гены являются гигантскими белковыми молекулами, образующими в линейном порядке главную составную часть хромосом. На основе новейших исследований утверждают, что наряду с генами ядра существуют плазмовые гены, находящиеся в плазме, окружающей клеточное ядро, и при делении клеток неравномерно рассеивающиеся; плазматические врожденные свойства могут изменяться под влиянием окружающего мира. Ген рассматривается как динамическая система процессов. Согласно этому исследованию, определенные врожденные свойства подчинены не определенным генам, а генетической системе клеток, охватывающей ядро и плазму.

ГЕНЕЗИС (греч. genesis – происхождение, становление) – происхождение, возникновение, развитие, напр. биогенезис (возникновение или развитие жизни); название 1-й книги Моисея, изображающей картину возникновения мира (Книга Бытия).

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ (от лат. generalis общий, главный) – обобщение, метод математики и естествознания (в меньшей степени – наук о духе), где путем индукции, путем образования понятий из единичного выводится общее.

ГЕНЕТИКА (от греч. genesis – происхождение) – учение о развитии; генетический – относящийся к возникновению и развитию, рассматриваемый с точки зрения развития, эволюционно-исторический (напр., генетическая психология).

ГЁНИГСВАЛЬД (Hцnigswald) Рихард (род. 18 июля 1875, Венг. Альтенбург – ум. 11 июля 1947, Нью-Хейвен, Коннектикут) – нем.-амер. философ; 1930 – 1933 – профессор в Мюнхене, с 1933 жил в США. По Гёнигсвальду, философия – это теория предмета и всех функций предмета (метода, познания), она является •«строгой» наукой, ибо это – наука о «последних определенных» понятиях (в которых выражается проблема предметности). Гёнигсвальд особенно известен своими работами по психологии мышления. Осн. произв.: «Beitrдge zur Erkenntnistheorie und Methodenlehre», 1906; «Prinzipienfragen der Denkpsychologie», 1913; «Die Grundlagen der Denkpsychologie», 1918; «Grundfragen der Erkenntnistheorie», 1931; «Philosophie und Sprache», 1937.

ГЕНИЙ (лат. genius) – высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиция), соединения различных элементов (фантазия), творческого формирования и изображения, а также человек, обладающий этой одаренностью. В нем. поэзии и философии 18 в., включая романтику, гений – это выдающийся, исключительный человек. Кант называет гениального человека «любимцем природы», а «гений» – это врожденное душевное свойство, благодаря которому природа предписывает правила не только науке, но и (изящным) искусствам («Критика способности суждения», § 46 – 49). Гёте, присоединяясь к Гаманну, Гердеру, а также к культу гения в период «Бури и натиска», еще более четко определяет гения как высшее формосозидающее дарование; подобно ему, Шиллер рассматривает его как творческую наивность. Ницше также считал творческую детскость осн. качеством гения. В Новое время предпринималась попытка поставить «гений» в один ряд с сумасшествием (Моро де Тур, Ломброзо и др.); уже Платон говорит о «божественном безумии» поэтов. Действительно, многие гениальные люди впадали в безумие (Тассо, Свифт, Ленау, Шуман, Галлер, Ницше); действительно, у гения иногда возникает внезапная жажда творчества, сходная с определенными оригинальными и идейно высокопроизводительными фазами, граничащими с областью легкой психопатологии (легкими фазовыми колебаниями гипомании – стадией, предшествующей шизофрении, для которой характерны видения и т. п.). Но если охарактеризовать жизнь гения, отличающуюся от жизни др. людей, как «извращение», то это не обязательно должно быть болезненное, неправильное, произвольное исключение, а с социологической точки зрения это в то же время творчески формирующая вершина человеческого существования, устанавливающая правила и созидающая законы. Современная психиатрия не развила дальше теорий Ломброзо («Гениальность и помешательство»).

ГЕНОТЕИЗМ (от греч. hen – один и theos – Бог) – см. Бог.

ГЕНРИХ ГЕНТСКИЙ (род. 1217, Гент – ум. 29 июня 1293, Турне) – средневековый философ; с 1276 – магистр теологии в Парижском ун-те, сторонник августинианства и противник томизма, выступал против предпочтения интеллекта и подчеркивал могущество воли.

ГЕОПСИХОЛОГИЯ (от греч. ge Земля и психология) – наука, исследующая влияние погоды, времен года, почвы, ландшафта на душевную жизнь; она близко соприкасается с осн. проблемами сознания (проблемами сна, утомления, кривой производительности труда), с психопатологией (лунатизмом), тропическим бешенством, горной болезнью (амоком) и медициной (отдыхом, лечением), а также сексуальной психологией (весенним опьянением, страстью), эстетикой природы и ландшафта, психологией животных (перелетом птиц, зимней спячкой, жизненным ритмом).

ГЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. ge – Земля и лат. centrum – центр) – мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира (напр., средневековое, христ. мировоззрение). Со времени Коперника утвердился гелиоцентризм, считающий центром Солнце. В настоящее время проблема «центра» мира не рассматривается.

ГЕРАКЛИТ Эфесский (род. ок. 544 – ум. 483 до Р. X.) – древнегреч. философ; политический деятель в Эфесе, за глубокомыслие своего учения прозван «темным», за свою трагическую серьезность – «плачущим философом». Гераклит учит: мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Из всемогущего божественного первоогня, который является чистым разумом, логосом, путем раскола и борьбы произошло множество вещей («путь вниз»); согласие и мир ведут к оцепенению, пока оцепеневшее вновь не превращается в единство первоогня («путь вверх»). В этом вечном движении вверх и вниз из Единого происходит все и из всего – Единое. Все течет, но в этом течении господствует логос как закон, который познают лишь немногие. Так, Бог есть день и ночь, лето и зима, война и мир, сытость и голод; добро есть зло, и зло есть добро; во всем объединены противоположности, и тем не менее существует скрытая гармония, и эта невидимая гармония лучше, чем видимая противоположность. Война есть отец всех вещей, и в одних она обнаруживает богов, в других – людей, в одних – рабов, в других – свободных. Мудрость есть познание разума, логоса, господствующего во всем, правящего всем посредством всего; быть мудрым – значит склониться перед этим разумом и подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума, которые выражаются как в устройстве государства, так и в устройстве природы, человек может приобрести душевную ясность, которая создает его высшее счастье. Учение Гераклита оказало большое влияние на греч. философскую мысль. Оно было воспринято стоиками и благодаря им распространилось на христ. и всю западную философию. В Новое время его развивали дальше гл. о. Гегель, Шлейермахер, Лассаль и Ницше. Теоретики марксизма, в т. ч. и Ленин, охотно обращались к Гераклиту («Философские тетради»).

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (род. 4 мая 1776, Ольденбург – ум. 14 авг. 1841, Гёттинген) – нем. философ; с 1805 – профессор в Гёттингене, с 1808 – в Кенигсберге, с 1831 – снова в Гёттингене. Согласно Гербарту, философия – это обработка понятий. Логика стремится к отчетливости (ясности) понятий, метафизика – к их упорядочению, эстетика в широком смысле слова, содержащая в себе также этику, – к дополнению понятий определениями ценности. Для метафизики Гербарта характерно то, что он предполагает существование множества простых реальных сущностей (подобных лейбницевским монадам), каждой из которых соответствует простое само себя сохраняющее качество. Душа – это простая реальная сущность, место которой в мозгу; статика и механика представлений как форма (ритм) самосохранения души достаточны для объяснения психических явлений, т. к. для их разъяснения нет надобности прибегать к т. н. душевным способностям: «Закономерность душевной жизни совершенно тождественна закономерности звездного неба». Психология Гербарта в области абстрактного мышления является чистым интеллектуализмом, в области чувств и воли она менее интеллектуалистична. Источником эстетических и этических идей, согласно Гербарту, являются непроизвольные суждения вкуса, источником этических идей – в частности, суждения вкуса в применении к волевым отношениям. Нормами нравственной жизни как отдельного человека, так и всего общества служат практические идеи: 1) внутренней свободы, 2) совершенства, 3) благосклонности, 4) права, 5) возмездия или справедливости. В государстве эти идеи становятся идеями правового общества, системы заработной платы, системы управления, системы культуры и воодушевленного общества. На этике Гербарта основана его педагогика, вокруг которой в 19 в. была создана, вопреки намерениям Гербарта, особая школа педагогического формализма. Осн. произв.: «Allgemeine Pдdagogik», 1806 (рус. пер. «Главнейшие педагогические соч.», 1906); «Hauptpunkte der Metaphysik», 1806; «Allgemeine praktische Philosophie», 1808; «Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie», 1813; «Lehrbuch zur Psychologie», 1816 (рус. пер. «Психология», 1895); «Psychologie als Wissenschaft», 2 Bde., 1824-1825; 4Allgemeine Metaphysik», 2 Bde., 18281829.

ГЕРБЕРТ ЧЕРБЕРИ – см. Чербери.

ГЕР ДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (род. 25 авг. 1744, Морунген, Восточная Пруссия – ум. 18 дек. 1803, Веймар) нем. философ; с 1776 занимал должность суперинтенданта, которую получил благодаря содействию Гёте. В 1762 – 1764 изучал теологию в Кенигсберге (здесь на него оказали влияние Кант и Гаманн); в 1764 – 1769 был учителем и священником в Риге и после продолжительного путешествия (он сопровождал наследного принца фон Гольштейн-Ойтина) в 1770 познакомился в Страсбурге с молодым Гёте; в 1771 приехал в качестве придворного пастора в Бюккебург. Философия Гердера сложилась под влиянием прежде всего Джордано Бруно, Спинозы, Лейбница и Гаманна, с которым он был дружен. Философию позднего Канта он резко отклонил, его исследования называл «глухой пустыней, наполненной бессодержательными порождениями ума и словесным туманом с большим притязанием». Тезису Канта он противопоставил в качестве опровержения ход развития языка: «Только с речью возникает разум». Гердеровская философия языка и собранные им народные песни («Stimmen der Vцlker in Liedern», 1778-1779, мастерски переведенные на нем. язык) привлекли внимание в особенности к тем народам, которые еще не утратили свои типические нравы и обычаи и природную силу языка. Гердер, т. о., стал поклонником южнослав. песен (о южнослав. народностях Западная Европа до этого ничего не знала). Кроме того, он является отцом европейской славистики – науки о слав, языках. В своей философии Гердер пытается во всяком бытии и событии выявить тенденцию к высшей цели. Пространство и время суть понятия, взятые из опыта, форма и материя познания в их источнике также не оторваны друг от друга. Вместо «критики разума» нужна физиология человеческих познавательных способностей. В истории, как и в природе, все развивается из определенных естественных.условий в соответствии со строгими законами. Закон прогресса в истории основывается на законе прогресса в природе, который скрыто действует уже в неорганических естественных силах, познается естествоиспытателем уже в восходящем ряде органических существ, а для исследователя-историка обнаруживается в духовных устремлениях человеческого рода; история представляет собой прогрессивное развитие к гуманизму. Вещи не происходят друг из друга, а все развивается из Бога – вечного и бесконечного корня всех вещей, и мировая закономерность и миропорядок являются выражением божественной силы и разума. Несмотря на свою приверженность к всеохватывающей идее гуманизма человечества и к надысторической нравственной цели человечества, Гердер тем не менее снова указывает на особую способность исторических образов, культур и эпох развиваться из самих себя. Осн. произв.: «Ьber den Ursprung der Sprache», 1772 (рус. пер. «Трактат о происхождении языка», 1959); «Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit», 1774 (рус. пер. «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества», 1959); «Stirnen der Vцlker in Liedern», 1778-1779; «Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit», 4 Tie., 1784-1791 (важнейшее произв., неоконченное; рус. пер. «Идеи о философии истории человечества», 1959); «Briefe zur Befцrderung der Hummanitдt», 1793-1797 (рус. пер. «Письма для поощрения гуманности», 1959); «Verstand und Erfahrung. Vernunft und Sprache, eine Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft», 1779; «Sдmtliche Werke», 45 Bde., 1805-1820; «Kritische Ausgabe», 33 Bde., 1913.

ГЕРИНГ (Haering) Теодор Людвиг (род. 22 апр. 1884, Штутгарт – ум. 16 июня 1964, там же) – нем. философ; с 1919 – профессор в Тюбингене; неогегельянец. Занимался методологией конкретных наук («Philosophie der Naturwissenschaft», 1923; «Die Grundfragen der Geschichtsphilosophie», 1925), которые рассматривал как совокупную систему действительности и претензию которых быть основой мировоззрения он тем не менее отвергал. Геринг установил специфические типы познания (закономерное, каузальное, телеологическое, целостное), результаты которых не сливаются, а могут только координироваться. Осн. произв.: «Der werdende Hegel», 1931; «Die Entstehungsgeschichte der Phдnomenologie des Geistes», 1934; «Hegels Lehre von Sraat und Recht», 1940; «Fichte, Schelling, Hegel», 1941.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греч. мифологии был посредником между богами и людьми). Герменевтика являлась особым методом классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. В частности, благодаря работе т. н. исторической школы в 19 в., начиная со Шлейермахера, герменевтика стала специфическим методом наук о духе. Герменевтика – это учение о понимании (см. Понимание), о научном постижении предметов наук о духе. Чтобы познакомиться со значением герменевтики, следует прежде всего обратиться к Дильтею. Хайдеггер называет герменевтикой изображенную им в работе «Sein und Zeit» феноменологию существования.

ГЕРМЕТИКА (от лат. corpus hermeticum) – более 40 араб, и лат. трактатов I в. после Р. X., содержавших платоническо-пифагорейские элементы учения и мистические взгляды на гносеологическую теорию возникновения мира и сотериологию (учение о спасении), в частности заимствованные из работ Посидония. Авторство герметических трудов приписывалось Гермесу Трисмегисту, греч. богу наук и покровителю магии, который считался посредником между богами и человеком.

ГЁРРЕС (Gцrres) Йозеф (род. 25 янв. 1776, Кобленц – ум. 29 янв. 1843, Мюнхен) – нем. публицист; профессор истории (с 1827). Известен как поборник национального движения 1813 и как противник прус, реакции. Под влиянием Шеллинга создал систему католнч. мистики. Осн. философские произв.: «Die christliche Mystik», 4 Bde., 1836-1842; «Glaube und Wissen», 1806; «Mythengeschichte der asiatischen Welt», 1810; «Ausgewдhete Werke und Briefe», 2 Bde., 1911.

ГЕРТЛИНГ (Hertling) Георг (род. 31 авг. 1843, Дармштадт – ум. 4 янв. 1919, Рупольдинг) – нем. государственный деятель и философ; с 1882 – профессор философии в Мюнхене, представитель неотомизма и антимарксистской католич. философии права, государства и общества. Осн. произв.: «Ьber die Grenzen der mechanischen Naturerklдrung», 1875; «Albertus Magnus», 1880; «John Locke und die Schule von Cambidge», 1892; «Das Prinzip des Katholizismus und der Wissenschaft», 1899; «Augustin», 1902; «Recht, Staat und Gesellschaft», 1906; «Erinnerungen», 3 Bde., 1919-1921.

ГЕРЦЕН Александр Иванович (род. 6 апр. 1812, Москва – ум. 21 янв. 1870, Париж) – рус. писатель, публицист и философ; основоположник народничества; создатель Вольной типографии в Англии, издававший «Полярную звезду» (1855 – 1862), «Колркол» (1857-1867) и др. На Герцена оказали влияние франц. социалистическая литература, юношеские драмы Шиллера, Якоб Бёме и Гегель («Гегель – это Шекспир и Гомер в одном»). Сначала он примкнул к левогегельянцам, но постепенно пришел к фаталистическому, грубо материалистическому, даже нигилистическому мировоззрению. На склоне жизни стал религиозным искателем. Благодаря публицистическим выступлениям из Лондона за отмену крепостного права в России и блестящей, остроумной манере письма оказал сильное влияние на своих современников и на развитие «русского», крестьянского социализма. Осн. философские соч.: «Дилетантизм в науке», 1842 – 1843; «Письма об изучении природы», 1845 – 1846; «С того берега», 1847-1850; «Роберт Оуэн» (1860, вошло как глава в «Былое и думы»); «Письма к противнику», 1864; «К старому товарищу», 1869; Собр. соч. в 30-ти тт., М., АН СССР, 1954-1964.

ГЕРШЕЛЬ (Herschel) Джон Фредерик Уильям (род. 7 марта 1792, Слау – ум. И мая 1871, Лондон) – англ, астроном; в 1864 опубликовал каталог всех известных в то время туманностей и созвездий, а в 1831 – свое главное произв. «А preliminary Discourse on the study of natural philosophy», в котором показал, как путем логической индукции возможно сделать научные обобщения и открытия.

ГЕРЬЕ Владимир Иванович (род. 1837- ум. 1919) – рус. историк, профессор Московского ун-та; ученик Т. Н. Грановского, С. Соловьева, В. Д. Кудрявцева и П. Леонтьева. История т. н. «идей», общественных течений и настроений занимала его гораздо больше, чем та реальная обстановка, в которой эти течения и настроения складывались. Лучшие его работы посвящены характеристике аскетического миросозерцания в лице его наиболее видных выразителей от Августина Блаженного до Франциска Ассизского. В области метода Герье являлся сторонником психологической манеры Гэна. Осн. произв.: «Лейбниц и его век», 1868; «L'Abbe de Mably», 1886; «Блаженный Августин», 1910.

ГЁТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (род. 28 авг. 1749, Франкфурт-на-Майне – ум. 22 марта 1832, Веймар) – великий нем. поэт и мыслитель. Его взгляды на жизнь и мировоззрение выражены отчасти в поэтических произв., особенно в «Фаусте» и во многих стихотворениях (посвященных древности), отчасти в высказываниях в прозе («Maximen und Reflexionen») и в естественнонаучных натурфилософских произв., отчасти в разговорах и письмах. Философское развитие Гёте шло от антипатии к школьной философии («Collegium logicum») в лейпцигский период к пробуждению собственного философского мышления в страсбургский период и отсюда – к занятиям натурфилософией в первый веймарский период в полемике с Платоном, неоплатонизмом, Джордано Бруно и прежде всего со Спинозой. После путешествия по Италии у него появляется интерес к учению о цветах и к сравнительной морфологии (изложена в «Metamorphose der Pflanzen», 1790 – рус. пер. «Опыт о метаморфозе растений», 1957). Он вступает в принципиальную полемику с Шиллером по вопросу об отношении мышления и созерцания к идее, к «прафеноменам»; занимается изучением кантовской философии, особенно «Критики практического разума» и «Критики способности суждения», а также романтики и творчества Шеллинга. Со временем у Гёте все яснее вырисовывается собственная «система» древней философии (мудрости), изложенная, в частности, в стихотворениях на темы древности, прежде всего в «Орфических первоглаголах», «Завете», «Одно и все». Когда Гёте говорит о себе: «Для философии в собственном смысле у меня нет органа», он тем самым отвергает логику и теорию познания, но не ту философию, которая «увеличивает наше изначальное чувство, что мы с природой как бы составляем одно целое, сохраняет его и превращает в глубокое спокойное созерцание». Этим отличается также его творческая активность: «Каждый человек смотрит на готовый, упорядоченный мир только как на своего рода элемент, из которого он стремится создать особенный, соответствующий ему мир». Высшим символом мировоззрения Гёте является Бог-природа, в которой вечная жизнь, становление и движение, открывает нам, «как она растворяет твердыню в духе, как она продукты духа превращает в твердыню». Дух и материя, душа и тело, мысль и протяженность, воля и движение – это для Гёте дополняющие друг друга осн. свойства Всего. Отсюда также для деятельно-творческого человека следует: «Кто хочет высшего, должен хотеть целого, кто занимается духом, должен заниматься природой, кто говорит о природе, тот должен брать дух в качестве предпосылки или молчаливо предполагать его». «Человек как действительное существо поставлен в центр действительного мира и наделен такими органами, что он может познать и произвести действительное и наряду с ним – возможное. Он, по-видимому, является органом чувств (sensorium commune) природы. Не все в одинаковой степени, однако все равномерно познают многое, очень многое. Но лишь в самых высоких, самых великих людях природа сознает саму себя, и она ощущает и мыслит то, что есть и совершается во все времена». О месте человека во Вселенной Гёте говорит: «Все есть гармоническое Единое. Всякое творение есть лишь тон, оттенок великой гармонии, которую нужно изучать также в целом и великом, в противном случае всякое единичное будет мертвой буквой. Все действия, которые мы замечаем в опыте, какого бы рода они ни были, постоянно связаны, переплетены друг с другом. Мы пытаемся выразить это: случайный, механический, физический, химический, органический, психический, этический, религиозный, гениальный. Это – Вечно-Единое, многообразно раскрывающееся. У природы – она есть все – нет тайны, которой она не открыла бы когда-нибудь внимательному наблюдателю». «Однако каждого можно считать только одним органом, и нужно соединить совокупное ощущение всех этих отдельных органов в одно-единственное восприятие и приписать его Богу». Итак, Гёте своим образным рассмотрением природы, по существу, продолжает линию нем. натурфилософии, которая, будучи всегда побочной, после смерти Кеплера под натиском франц. рационализма снова прекратила свое существование. Только Гёте и Шеллинг противопоставили материалистически-механическому естествознанию Запада творческое учение о природе. Эти существенные противоположности являются причиной упорного догматического непризнания ньютоновского учения о цветах со стороны Гёте. В центре гётевского понимания природы стоят понятия: прафеномен, тип, метаморфоза и полярность. Трезво и реалистически мыслил он возможность предметного познания: «Ничего не нужно искать за явлениями; они сами суть теории... Я обращаю внимание на то, что мое мышление не отделяет себя от предметов, что элементы предметов созерцания входят в мышление и пронизаны мышлением внутренним образом, что мое созерцание само является мышлением, мое мышление – созерцанием». В этом смысле эксперимент, в частности, является для Гёте «посредником между субъектом и объектом». Общее существование человека он считает подчиненным пяти великим силам, которые поэтически образно воплощает в «орфические первослова»: 1) демон личности, 2) идея энтелехии, 3) тихе (судьба) как совокупность роковых жизненных обстоятельств, 4) эрос как любовь в смысле свободной и радостной решимости, 5) ананке как необходимость, вытекающая из конкретных жизненных обстоятельств, 6) эльпис как надежда на будущую свободу и саморазвитие. И хотя иногда в естественнонаучных работах Гёте пытаются найти средство для объединения математически-физической картины мира (которая «правильна», но не наглядна) с наивнонатуралистической (которая наглядна, но не «правильна»), для Гёте не существовало этого разлада, ибо он отказывается вступать в царство абстрактного, лишенного наглядности мира. Но он знал, что есть истины, которые нужно открыть в этом царстве. «Идею нельзя представить в опыте и вряд ли можно показать; кто не имеет ее, тот никогда не увидит ее в явлении; у кого она есть, тот легко научается смотреть сквозь явление, видеть далеко за ним и, чтобы не потерять себя, каждый раз снова возвращается к действительности и всю свою жизнь попеременно занимается этим. Как бы тяжело ни было на этом пути заботиться о дидактическом или даже догматическом, последнее все же не чуждо благоразумному человеку». Гёте энергично отстаивал право рассматривать и толковать мир по-своему. Однако из его произв. не вытекает, что он считает это толкование единственно допустимым. Согласно Гадамеру, в трудах Гёте живет «подлинное стремление к метафизике»; на К. Ясперса произвела большое впечатление «великолепная нерешенность»; Ринтелен рассматривает Гёте как человека, который, несмотря на демонию и противоречивость натуры, сохранил «живой дух».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.