КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иностранные термины и выражения 18 страница
ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (род. 30 мая 1875, Кастельветрано – ум. 15 апр. 1944, Флоренция) – итал. философ-неогегельянец, проф. Римского ун-та, наряду с Кроче один из главных представителей итал. актуализма. Обосновывал «тотальное» подчинение личности государству. Разработал концепцию «акта мысли», согласно которой мысль в своем развитии и реальйости является синтезом субъекта и объекта, лишенных в свою очередь признака действительной реальности. Единственная реальность – актуальный мыслительный процесс. Осн. труды: «L'atto del pensare come atto puro», 1912; «La riforma della dialettica Hegeliana», 1913; «Teoria generale dello spirito», 1916; «Sistema di logica», 1923; «Filosofia dell'arte», 1931; «Genesi e struttura della societa», 1954. ДЖЕФФЕРСОН (Jefferson) Томас (род. 13 апр. 1743, Албемарл – ум. 4 июля 1826, Монтиселло) – амер. просветитель, философ и государственный деятель, третий президент США, автор Декларации независимости 1776 – выдающегося документа демократической социально-философской мысли 18 в. Будучи приверженцем гуманистического идеала европейского Просвещения, признавал врожденное моральное чувство справедливого и несправедливого у каждого человека. Исторический процесс развития представлял в виде противоборства врожденного нравственного начала и человеческого эгоизма. В Декларации независимости США писал, что «все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем очевидными правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью». Путь сохранения народовластия связывал с принципами максимального уравновешивания и рассредоточения власти. ДЖИНС (Jeans) Джеймс Хопвуд (род. 11 сент. 1877, Кембридж – ум. 16 сент. 1946, там же) – англ, физик. Пытался (как и А. С. Эддингтон, Макс Планк и др.) вывести метафизические следствия из достижений современных естественных наук. Автор космогонической гипотезы (гипотеза Джинса). Осн. произв.: «Problems of cosmogony and stellar dynamics», 1919; «Dynamical theory of gases», 1904; «Physics and philosophic», 1945 (здесь он пытается доказать, «что собственно последние естественные процессы не могут ни произойти, ни быть представлены в пространстве и времени»). ДЖОБЕРТИ (Gioberti) Винченцо (род. 5 апр. 1801, Турин – ум. 26 окт. 1852, Париж) – итал. философ и государственный деятель. Представитель недогматической теологической онтологии («Teoria del sopranaturae», 1838, и «Introduzione allo studio della filosofia», 1839-1840), учил о божественном бытии как предмете духовного созерцания. Познание является откровением Бога. «L'Ente crea l'esistente», божественное бытие, творит сущее («Delia filosofia», 1857). Джоберти был первым, кто пролагал путь национальному объединению Италии («Die zivilisatorische Erneuerung Italiens», 1951), и первым приверженцем философии нем. идеализма в Италии. ДЖОНАС (Jonas) Ханс (род. 10 мая 1903, Менхенгладбах) – нем.-амер. философ, проф. Новой школы социальных исследований. Опубликовал ряд работ по философ, антропологии и онтологии. Известен своими исследованиями в области гносиологии (гносис), в частности ее истории от первых гностических представлений и мифов до формирования первых научных концепций, интерпретируя ее развитие как понятийную трансформацию примарных идей о гносисе в рамках позднеантичного философского мышления. Осн. труды: «Gnosis und spдtantiker Geist», 2 Bde., 1964; «The Gnostic Religion», 1963; «Zwischen Nichts und Ewigkeit», 1963; «The Phenomenon of Life», 1966. ДЖОРДАНО БРУНО – см. Бруно. ДЖУХОС (Juhos) Бела (род. 22 ноябр. 1901, Вена) – австр. философ, проф. Венского ун-та. Специализируется в области исследования философских и др. научных методов, понятийных и терминологических образований, занимается проблемами обоснования закономерности их возникновения с точки зрения теории познания и ее влияния на прикладные исследования. Осн. труды: «Erkenntnisformen in Natur und Geisteswissenschaften», 1940; «Elemente der neuen Logik», 1954; «Das Wertgeschehen und seine Erfassung», 1956; «Die Erkenntnistheoretischen Grundlagen der klassischen Physik», 1963; «Die erkenntnislogischen Grundlagen der modernen Physik», 1967. ДЗЭН-БУДДИЗМ – самостоятельное направление япон. буддизма, появившееся в 7 в. Основу дзэн-буддизма составляют представление о единстве Будды и всех существ, учение о «естественном пути» развития и вера в мгновенное просветление, постижение истины. ДИАКРИСИС, диакриза (греч. разъединение) – разобщение, различение. Противоположность – синкрисис. ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike [techne] – искусство вести беседу) – искусство аргументации, наука логики. Для Сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона – высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование. Начиная со средних веков и до 18 в. диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики. Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее «диалектикой иллюзий» за то, что она хочет прийти к познанию (метафизическому) действительности, не опираясь с необходимостью на опыт, чисто умозрительным путем. «Трансцендентальная диалектика» Канта – это критика «диалектической иллюзии», «критика разума и рассудка в отношении их гиперфизического употребления», т.е. в той мере, в какой они претендуют на сверхъестественные успехи в познании. Для Гегеля диалектика есть «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность» («Энциклопедия философских наук»). Диалектика – движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время – движение человеческого мышления, которое в спекулятивном плане участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. Диалектическая структура абсолюта (божества, идентичного вселенной) развивается в «Науке логики» (т.е. онтологии). Природа и дух суть не что иное, как отчуждение и возвращение этого божественного логоса. Все движение протекает по «разумным» законам диалектики. Закон движущегося мышления есть также закон движущегося (духовного) мира. См. также Снятие, снимать. Для марксистского диалектического материализма диалектика есть прежде всего внутренняя закономерность экономического развития и – поскольку от последнего зависит все остальное – закономерность всего происходящего вообще. В законах диалектики марксистская утопия видит гарантию прогресса в направлении к всеобщему счастливому благополучию человечества. Великий закон диалектической триады: капитализм (тезис) – диктатура пролетариата (антитезис) – бесклассовое общество и равное счастье для всех (синтез). ДИАЛЕКТИКИ – те, кто опытен в искусстве диалектики; далее – мегарики, также представители одного из направлений в схоластической философии 11 в. (Беренгар Турский и др.), которые подчиняли теологию своему формально-логическому искусству диспутов и доказательств и в результате оказались в противоречии с церковью; а также те, кто применяет диалектический метод Гегеля. В отрицательном смысле – те, кто опытен в словесных увертках, ловко оперирует понятиями. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (теология кризиса) – так называлось представленное в 1921 – 1933 Карлом Бартом, Фридрихом Гогартеном, Эдуардом Турнейзеном, Георгом Мерцем, Эмилем Бруннером, Рудольфом Булътманом и др. течение в евангелической теологии, которое впоследствии приняло различные и отчасти противоположные направления. В противоположность царившему еще в начале столетия историко-психологическому самоистолкованию «религиозного» человека для этих 1 теологов был характерен активный интерес ко всему превосходящему и новому, что ограничивает и определяет человеческое самопонимание и что в Библии называется Богом, Божьим словом, Божьим откровением, царством Божьим и делом Божьим. Обозначение «диалектический» подразумевало работу мысли при общении человека с суверенно противостоящим ему Богом. ДИАЛЛЕЛЬ (от гречь diallelos tropos движущийся в fcpyre вид) – порочный круг (см. Circulus vitiosus); также каждое определение (дефиниция), которое открыто или завуалированно включает в объяснение то, что подлежит объяснению. ДИАЛОГ (греч. dialogos – беседа) разговор; в античной философии – литературная форма, употреблявшаяся для изложения проблем с помощью диалектики, ведет свое начало от софистов; Сократом и его учениками, прежде всего Платоном, доведена до высокой степени совершенства. Посредством беседы изложение философских проблем делается наглядным и оживляется. В «Диалогах» Платона отражается метод обучения его учителя, Сократа. В древности форме диалога всегда отдавалось предпочтение при обсуждении философских проблем. ДИАНОЙЯ (греч. dianoia – сила мысли) – разум; дианойоэтика или дианойология, – учение о мышлении; Аристотель называл дианойоэтическими добродетелями нравственные силы человеческого разума: науку, искусство, ум или проницательность, мудрость, рассудительность и смышленость. ДИВЕРГЕНТНЫЙ (от лат. divergium точка разделения) – расходящийся в разные стороны. ДИГБИ (Digby) Кенелм (род. 1603 ум. 1665) – англ, философ. Пытался соединить метафизику Аристотеля с механистическими воззрениями на природу Декарта и с его критикой познания; однако возражал против понимания Декартом душевного и против сопоставления им субстанции и пространства. Осн. произв.: «Demonstratio immortalitatis animae rationalis», 1664. ДИГБИ (Digby) Эверард (род. ок. 1550 – ум. 1592) – англ, философ. В логике старался объединить аристотелевское учение с неоплатонизмом, находился под сильным влиянием Рейхлина, что нашло отражение в мистико-каббалистических элементах его мышления. Осн. произв.: «Theoria analytica...», 1579; «De duplici methodolibri duo...», 1580. ДИДАКТИКА (греч. didaktike [techne] искусство или наука обучения) – теория обучения. ДИДРО (Diderod) Дени (род. 6 окт. 1713, Лангр – ум. 30 июля 1784, Париж) франц. писатель и философ; основатель и один из издателей «Энциклопедии». Дидро прошел путь от теистической веры в откровение до материализма и пантеизма, видящего божество в законах природы и во всем истинном, прекрасном и добром – понятия, обозначающие, в сущности, одно и то же. Атомы являются носителями ощущений, из которых возникает мышление. Из соприкосновений этих атомов возникает единое сознание человечества и вселенной. Осн. произв.: «Pensees philosophiques», 1746; «Pensees sur Г interpretation de la nature», 1753; «Le neveu de Remeau», 1762; «Essai sur la peinture», 1770. ДИЗЪЮНКТИВНЫЕ СУЖДЕНИЯ (лат. disjunctio – разобщение) – сложные суждения из объединения двух высказываний с помощью союза «или». Напр., суждения типа: А есть или В, или С. Дизъюнктивное умозаключение имеет следующую форму: А есть или В, или С; А есть В (или А не есть В); следовательно, А не есть С (или: следовательно, А есть С). ДИКЕАРХ ИЗ МЕССЕНЫ (ок. 320 до Р. X.) – древнегреч. философ, ученик Аристотеля (перипететик). Практику в жизни ставил выше теории, в душе усматривал гармонию тела, отрицал бессмертие души; в своем соч. «Tripolitikos» учил, что лучшей формой государственного устройства является, по образцу Спарты, гармоничное сочетание трех образов правления: аристократического, монархического и демократического. ДИЛЕММА (греч. di – дважды и lemma – посылка) – двойное предположение; мучительное положение, в котором находится тот, кто должен или обязан сделать выбор между двумя одинаково неприятными вещами («попасть в переплет»). В логике – умозаключение следующей формы: А удовлетворяется, если либо В, либо С выполнено; но В и С несовместимы одно с другим; следовательно: если А выполняется через В, это противоречит С; если через С, это противоречит В. Пример: некто нуждается в деньгах, которые он мог бы получить от другого, но при этом тот другой не должен знать, что у первого нет денег. Следовательно, если некто попросит в долг, то тот другой узнает о его стесненном положении, а если некто не попросит, то он не получит денег. ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (род. 19 нояб. 1833, Бибрих-на-Рейне – ум. 1 окт. 1911, Зейс, близ Боцена) – нем. философ; с 1882 – профессор в Берлине. Работал над обоснованием «эмпирической науки о проявлениях духа» и истолкованием «исторических процессов духа». Начав с теологии, Дильтей обратился к нем. идеализму, в особенности к Шлейермахеру, и романтике, а от них перешел к общеевропейской истории духа с древних времен. Стремясь развить полученные таким путем результаты в «критику исторического разума», Дильтей стал создателем теории познания наук о духе, причем он доказывал самостоятельность предмета и метода последних по отношению к естественным наукам («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883, в «Gesammelte Schriften», Bd. 1). Задача философии, по Дильтею, состоит в том, чтобы понять философские системы в их становлении и, т. о., подняться над ними. Дильтей считает, что в западноевропейском мировоззрении существуют три типа как «односторонние, но искренние проявления человеческой натуры»: материализм (= позитивизм), объективный идеализм и идеализм свободы, причем ни один из этих трех типов не может претендовать на монопольное господство (философский релятивизм). Метафизика в отвлеченном и дуалистическом смысле им отклоняется. Человек узнает, что такое он сам, только из истории, которую Дильтей исследует в плане истории духа. История имеет дело с людьми как с духовными целостностями и их структурами. Последние не могут быть поняты с помощью состоящей из гипотез конструктивной описательной психологии, поэтому наряду с ней должна выступить описательная и «понимающая» психология, цель которой – расчленить путем воспроизведенного переживания структуру индивида или эпохи («Ideen ьber eine beschreibende und zergliedernde Psychologie», 1894, в «Gesammelte Schriften», Bd. 5; рус. пер. «Описательная психология», 1924). ДИНАМИЗМ – взгляд на мир и природу, согласно которому вся действительность выступает как игра сил или движений (или же возникает из них). Физический динамизм рассматривает материю как форму проявления силы или энергии; биологический – как формообразующую силу, господствующую над материей. См. Энергетизм, Натурфилософия. Динамический – силовой, по происхождению относящийся к движению; соответствующий динамизму, напр. динамическое мировоззрение. ДИНАМИКА (от греч. dynamis – сила) – учение о силах и о производимых ими движениях: у Аристотеля dynamis.называется потенция (возможность) действия, заключенная в силе (следовательно, латентная сила), в отличие от энергии или.энтелехии – активно, фактически действующей силы. ДИНГЛЕР (Dingler) Гуго (род. 7 авг. 1881, Мюнхен – ум. 29 июня 1954, там же) – нем. философ; в 1920 – 1932 т- профессор в Мюнхене, в 1932 – 1934 – в Дармштадте; ученик Эрнста Маха. Человеческое стремление к познанию Динглер определяет как основу самоутверждения метафизики и, исходя из этого, пытается выработать теоретические основы естественных наук и создания точнейших физических измерительных приборов. По Динглеру, осн. законы механики имеют идеальную природу. Осн. произв.: «Grundlagen der Physik», 1919; «Der zusammenbruch der Wissenschaft und der Primat der Philosophie», 1926; «Metaphysik als Wissenschaft vom Letzten», 1929; «Philosophie der Logik und Arithmetik», 1931; «Die Methode der Physik», 1938; «Von der Tierseele zur Menschenseele», 1941; «GrundriЯ der methodischen Philosophie», 1949; «Das physikalische Weltbild», 1951. ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (род. 499/98, Афины – ум. 428/27 до Р. X., там же) – греч. философ; современник Анаксагора. Как и Анаксимен, Диоген считает первичной.материей воздух. Свойствами воздуха, кроме того, он считает разум и мышление – качества, которые Анаксагор приписывал мировому разуму, нусу. Все вещи, по Диогену, являются продуктом различных превращений воздуха. Его учение подытоживает всю философию ионийской школы. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ (1-я пол. 3 в.) древнегреч. писатель, написавший ок. 220 своеобразную историю философии в 10 тт., которая является ценным, хотя и не всегда достоверным источником нашего ознакомления с древней философией («De vitis, dogmatibu's et apophtegmatibus clarorum philosophorum»). ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (род. ок. 412 ум. 323 до Р. X., Коринф) – древнегреч. философ. Сократовскую идею самосозерцания Диоген развил до идеи внутреннего аскетизма, отвергающего всякие излишества в образе жизни и, считающего своим долгом сведение потребностей к крайнему минимуму; он требовал общности жен и детей и не признавал господствующей морали. Диоген стал символом кинического бесстыдства (отсюда слово «цинизм») и распущенности. О Диогене существует ряд анекдотов; о нем рассказывают как о философе, который жил в бочке и который в ответ на обещание Александра Великого исполнить любую его просьбу попросил его отойти и не заслонять солнце; о Диогене говорят также, что он среди дня с фонарем искал на рыночной площади Афин Человека. ДИОН ХРИСОСТОМ («Златоуст») из Пpузы в Битинии (ок. 40 – 120) – древнегреч. киник; вначале был оратором. Изгнанный Домицианом Проповедником (рим. император из рода Флавиев), выступил против выродившейся цивилизации Рим. империи, проповедовал возврат к природе, к деревенской жизни и предлагал социальные реформы для преодоления нищеты городского населения. ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (Псевдо-Дионисий) – христ. неоплатоник, опубликовавший ок. 5 в. под именем Дионисия Ареопагита (афинянин, упомянутый в «Деяниях апостолов», 17, 34) соч., которые усердно изучались и много комментировались в средние века. В этих соч. он пытался соединить христианство с языческой философией. Осн. произв. вошли в: «Избранное», 1911. ДИОНИСИЙ КАРТЕЗИАНЕЦ (род. 1402/03, Рийкель, близ Льежа, Бельгия – ум. 1471, Рермонд, Голландия) – голл. теолог, doktor ecstaticus; был дружен с Николаем Кузанским, обработал, не привнося ничего нового, все схоластические и мистические учения 13 в.; пользовался авторитетом в области эстетики и религиозного воспитания. Картезианцы издали поли. собр. его соч. в 43 тт., 1896-1913. ДИОНИСИЙСКИЙ – см. Аполлоновско-дионисийский. ДИОТИМА – в «Пире» Платона жрица из Мантинеи, от которой Сократ будто бы воспринял изложенное в этом диалоге учение о сущности эроса. Гёльдерлин воспел под этим именем мать одного из своих воспитанников – Зузетту Гонтард из Франкфурта-на-Майне. ДИРОФФ (Dyroff) Адольф (род. 2 февр. 1866, Дамм, близ Ашаффенбурга – ум. 3 июля 1943, Бонн) – нем. философ; с 1903 – профессор; представитель критического реализма. Пытался раскрыть наиболее общие, окончательные и высшие принципы объяснения бытия. В своей этике он различает реактивные ценности (Reaktionswerte), напр. желание, и конгруэнтные ценности (Kongruenzwerte), такие, как истина, доброта. Осн. произв.: «Ьber den Existenzialbegriff», 1902; «Einfьhrung in die Physchologie», 1908 (рус. пер. «Психология в общедоступном изложении», 1911); «Religion und Moral», 1925; «Betrachtungen ьber Geschichte», 1926; «Дsthetik des tдtigen Geistes», 1948; «Einletung in die Philosophie», 1948. ДИСКОНТИНУИТИВНЫЙ (от лат. dis... – приставка, указывающая на разделение, и continuus – связный, непрерывный) – непостоянный, не постоянно находящийся в связи. ДИСПАРАТНЫЙ (от лат. dispar неравный) – взаимно несовместимый. Диспаратными называются понятия, не имеющие общих признаков или даже обладающие признаками, соответственно противоречащими один другому; также предметы, не имеющие общих свойств или даже обладающие свойствами, соответственно противоречащими одно другому. ДИСПОЗИЦИЯ (от лат. dispositio расположение) – распределение, план; в медицине и психологии означает то же, что и способность, предрасположение, настроение, склонность. ДИССОНАНС (от лат. dissonus разноголосый, нестройный) – неблагозвучие, разлад, раздор. ДИССОЦИАЦИЯ (от лат. dissociatio разъединение) – разделение. В прежней психологии – прекращение действия ассоциации, вызванное, напр., аффектом; распад ассоциативных связей. ДИСТИНКЦИЯ (от лат. distinctio различение) – четко отграниченный. Д и с тинктивный – термин, обозначающий познавательный акт, в процессе которого фиксируется различие между предметами и явлениями действительности или элементами сознания. ДИСТРИБУТИВНЫЙ (от лат. distribuere – распределять) – действительный, имеющий силу для каждого предмета, входящего в объем одного определенного понятия. ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina обучение, воспитание) – учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук. ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ (Dietrich von Freiberg) (род. ок. 1250, Фрейберг, Саксония – ум. после 1310) – нем. естествоиспытатель и натурфилософ. Исследовал физическую природу радуги. В своих философских взглядах, испытавших сильное влияние неоплатонизма, был приверженцем метафизики света и предшественником мистиков (особенно Мейстера Экхарта), напр. в своем учении об «отрешенности богоподобного духа» – места «блаженного созерцания» Бога. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел психологии, в котором рассматриваются индивидуальные различия душевных свойств, предрасположений, напр. психология типов, возрастные или половьге особенности, различные способности и т. д. Термин ввел В.Штерн (W.Stern, Die differetielle Psychologie, 1911). Первыми крупными представителями этой отрасли были Бине (Франция), Лазурский (Россия), Кеттел (США) и др. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia – различие) – выделение различающих моментов по единому принципу, исходя из одной отправной точки; дифференциация является, в частности, одним из принципов учения о биологическом развитии. См. также Индивидуация, Развертывание. ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia разделение на две части) – деление надвое; в логике – подразделение на два ряда; отсюда: дихотомический метод. ДИЦГЕН (Dietzgen) Иосиф (род. 9 дек. 1828, Бланкенберг, близ Кёльна – ум. 15 апр. 1888, Чикаго) – нем.-австр. философ-самоучка. Занимался гл. о. теоретическими проблемами познания и развил собственную теорию диалектического материализма. Осн. произв.: «Das Wesen der menschlichen Kopfarbeit», 1869 (рус. пер. «Сущность головной работы человека», 1907); «Gesammelte Schriften», 3 Bde., 1911; «Dietzgen-Brevir», 1915; на рус. яз.: Избр. философ, соч., 1941. ДИЭТЕТИКА (греч. diateteki [techne] учение о разумном образе жизни) – искусство жить. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ – продолжение существования вещей во времени. Бергсон говорит о действительности, что она не имеет ни пространственного, ни количественного измерения, что она представляет собой «чистую длительность» и абсолютно отлична от времени и пространства. Длительность может быть воспринята не с помощью рассудка (который способен только расчленять, анализировать, измерять и считать), а с помощью интуиции. Понятие длительности, данное Бергсоном, было подхвачено Рильке и др. философами. ДЛЯ-МЕНЯ-БЫТИЕ – см. Бытие-всебе. ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ – в теории познания свойство познающего субъекта не растворяться в процессе познания и оставаться субъектом также без присутствия объекта (в то время как объект без присутствия субъекта исчезает и становится «вещью»). Важнейшим следствием для-себя-бытия является то, что субъект свою познавательную деятельность может сделать предметом познания. У Гегеля (Энциклопедия, § 91 и далее) для-себя-бытие – «снятие отношения и связи с другим» и «бесконечное возвращение в себя». См. также Санкхья. ДОБРОДЕТЕЛЬ – постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различал четыре кардинальные добродетели. Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность – между необузданностью и бесчувственностью; храбрость – между безрассудной смелостью и трусливостью; справедливость – между неправыми делами и несправедливыми страданиями; щедрость – между скупостью и расточительством; кротость – между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. Подобным же образом он определяет и честолюбие, благородство, участие, стыдливость. Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой. Для Эпикура добродетель – верное понимание условий истинной радости. Меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием. Систему добродетелей разработал Гейлинкс. По определению Канта, «добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». Для Гёте добродетель – «истинно подходящее в каждом положении». В согласии с католич. пониманием сверхприродного христ. добродетелями являются вера, надежда, любовь (см. также Шлейермахер, Этика). ДОБРО И ЗЛО – категории этики. Добро – это осн. моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Добро не является «добром по отношению к чему-нибудь» (ошибка эвдемонизма); оно не есть «высшее благо», нечто сравнительное, а простая позитивность. Личность не является ни доброй, ни злой, ее этическая сущность состоит скорее в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло.. Этически ценным («добрым») является поступок того, кто предпочитает добро злу в любой конкретной ситуации (см. Этика). «Добром не является ни идеальное бытие ценностей или их понятия, ни даже просто реальное существование ценного, а единственно телеология ценностей (злом – телеология антиценностей) в реальном мире» (N. Hartmann, Ethik, 1935). Телеология сама по себе (т.е.- способность делать целью и реализовать, осуществлять то, что не является реально существующим, напр. ценности) уже является ценной; в более высоком смысле ценной является телеология ценностей (т.е. основание доброго на ценностях, этически индифферентных самих по себе). Добрым или злым является лишь человек как целенаправленно действующее существо, имеющее в своем распоряжении телеологию (см. Целевая деятельность), т.е. человек в его отношении к ценностям. См. также Зло. ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (род. 24 янв. 1836, Н. Новгород – ум. 17 нояб. 1861, Петербург) – рус. литературный критик, просветитель, философ. С 1856 печатался в журнале «Современник». В ряде глубоких теоретических статей («О значении авторитета в воспитании», 1857; «Органическое развитие в связи с его умственной и нравственной деятельностью», 1858; «Роберт Овен и его попытки общественных реформ», 1859) затрагивал вопросы педагогики, эстетики, философии. Философия, по Добролюбову, должна быть связана с практикой, основываться на здравом смысле и простой логике, обличать общественные пороки, способствовать развитию в человеке благородных стремлений, законов общественной солидарности. Он считал, что в основе природы и человека лежат не противоположности, а единство, гармония; в такой же гармонии существуют душа и тело человека. Философско-историческая концепция Добролюбова была по преимуществу просветительско-антропоцентрической. ДОГМА (от греч. dogma – мнение) – философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы; также христ. догмат веры – (обязательное) вероучение сверхъестественного происхождения, воспринятое через Божье откровение определенными людьми (церковью) и переданное для распространения и применения. См. Аксиома, Принцип. ДОГМАТИК – тот, кто утверждает что-либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на веские встречные доводы. В философии первоначально (по Сексту Эмпирику) догматиками назывались те, кто выдвигал позитивные положения и учения, в противоположность все подвергавшим сомнению скептикам; по Канту, те, кто выдвигает позитивные метафизические положения в обход опыта и наблюдения, не спрашивая, имеет ли право человеческий разум на такие утверждения. ДОГОВОР – соглашение между двумя или многими людьми, по которому каждый вступивший в этот договор (контрагент) принимает на себя обязательство, заключающееся, как правило, в том, чтобы что-то делать, от чего-то воздерживаться или что-то допускать. «Первые договоры» возникают, согласно различным договорным теориям (Эпикур, Цицерон, Уильям Оккам, Марсилий Падуанский, Иоанн Альтузий, Габриель Биль, Ж. Ж. Руссо и др.), между членами каждой группы даже при самых примитивных отношениях; государство якобы также возникло в результате договора (см. Гоббс, Государство). ДОЙСЕН (Deussen) Пауль (род. 7 янв. 1845, Обердрейс, Нёйвид – ум. 6 июля 1919, Киль) – нем. философ; профессор (с 1889), последователь Шопенгауэра (под его редакцией вышло Поли. собр. соч. Шопенгауэра, в 14 тт., 1911 и далее) и основатель Шопенгауэровского общества (1912). Переводчик и комментатор инд. философии, идеи которой он объединил с философией Шопенгауэра, создав т. о. метафизическое учение. Осн. произв.: «Die Elemente der Metaphysik», 1877; «Allgemeine Geschichte der Philosophie», 7 Bde., 1894-1917; «Die Sutras des Vedanta», 1887; «Die Geheimlehre des Veda», 1907; «Das System des Vedanta», 1883; «Vier philosopische Texte des Mahabharatam», 1906; «Erinnerngen an Indien», 1904; «Mein Leben», 1922. ДОЙТИНГЕР (Deutinger) Мартин (род. 24 марта 1815, Лангенпрейзинг – ум. 9 сент. 1864, Бад-Пфеферс) – нем. философ; в 1847 – 1852 преподавал в Диллингене; представитель спекулятивного теизма (ученик Шеллинга и Баадера). Пытался доказать совместимость учения католич. церкви с философией. Абсолютное есть некое Я, воля тождественна бытию, которое в свою очередь тождественно познанию Бога. Осн. произв.: «Grundlinien einer positiven Philosophie», 7 Bde., 1843 – 1849; «Das Prinzip der neueren Philosophie und der christlichen Wissenschaft», 1857.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |