Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 15 страница




ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis – познание и logos – учение) – учение о познании; по Н. Гартману, метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической. Гносеологический – относящийся к процессу познания.

ГОББС (Hobbes) Томас (род. 5 апр. 1588, Малмсбери – ум. 4. дек. 1679, Хардвик) – англ, государственный деятель и философ. Отверг спекулятивную метафизику и определил философию, с одной стороны, как познание следствий или явлений из их причин и, с др. стороны, познание причин из наблюдаемых следствий посредством правильных умозаключений; цель философии состоит в том, чтобы научить нас предвидеть следствия и использовать их для своей жизни. Все познание вырастает из ощущений, отчасти непосредственно, отчасти из воспоминаний о них. Воспоминания сохраняются благодаря конвенциональным знакам, именам, словам. Все мышление представляет собой связывание и разделение, сложение и вычитание имен; мышление есть счет. Поскольку все причинно обусловлено, то и воля строго детерминирована. Не воля, а поступки свободны настолько, насколько это вытекает из природы человека. Человеческая природа первоначально побуждается только эгоизмом – стремлением к самосохранению и наслаждению. Естественным состоянием человека была война всех против всех (bellum omnium contra omnes), убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. То, что государь санкционирует, является хорошим, противоположное – дурным. Общественный закон есть совесть гражданина. Страх перед теми невидимыми силами, которые признает государство, есть религия; страх перед силами, которых оно не признает, есть предрассудок. Осн. произв.: «Elements of law natural and politic», 1639; «Elementa philosophica de cive», 1642 (рус. пер. «Начальные основания философические о гражданине», 1776); «Leveathan or the matter, form and authority of government», 1651 (рус. пер. «Левиафан как материя, форма и власть государства церковного и гражданского», 1864).

ГОБГАУЗ (Hobhouse) Леонард Трелевни (род. 8 сент. 1864, Корнуэлл – ум. 22 июня 1929, Баньё) – англ, социолог; с 1907 по 1929 – профессор в Лондоне, представитель философии развития (»Mind in evolution», 1906; «Morals in evolution», 2 vol., 1906), которая хотя и отрицает борьбу за существование и признает некую сверхэмпирическую, духовную тенденцию, направленную к гармонии и целостности, однако не развертывается в метафизическую конструкцию. Осн. идеей Гобгауза является идея возрастания «корреляций» в развитии от начала и до конца проблематичного мира. Как гносеолог («The theory of knowledge», 1896) Гобгауз является реалистом, в этике и социологии («The rational good», 1921; «Elements of social justice», 1922; «Social development», 1924) – индивидуалистом. В книге о государстве («The metaphysical theory of the state», 1918) он выступает против неогегельянства Бозанкета и против учения о всеобщей воле, которая якобы воплощается в государстве. Изложение его собственных взглядов дано в «Contemporary British philosophy», 1924.

ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де, граф (род. 14 июля 1816, Д'Аврэ, близ Парижа – ум. 13 окт. 1882, Турин) – франц. социолог и писатель, основоположник расово-антропологической школы в социологии. Пытался доказать, что отдельные расы отличаются якобы не только физически, но и духовно, что смешение неравных рас обусловливает вырождение и тем самым упадок и гибель культуры. Единственной способной к культурному развитию и ценной расой он считал «арийскую», в частности герм. Осн. произв.: «Essai sur Pinegalite des races humaines», 1839-1840; «Les religions et les philos. dans l'Asie centrale», 1865; «Nouvelles asiatiques», 1876; «La Renaissance», 1877.

ГОГАРТЕН (Gogarten) Фридрих (род. 13 янв. 1887, Дортмунд –?) – нем. теолог, с 1933 – профессор в Гёттингене, ученик Э. Трёльча. Сначала находился под влиянием Фихте и нем. идеализма («Fichte als religiцser Denker», 1914;, затем примкнул к теологическому направлению, возрождавшему Кьёркегора (см. Диалектическая теология); позже критиковал идеалистическую философию культуры и истории («Illusionen», 1926), а в работе «Religiцse Entscheidung» (1921) потребовал радикального отмежевания от нее («Von Glauben und Offenbarung», 1923). Гогартен – представитель реализма веры («Glaube und Wirklichkeit», 1928; «Der Mensch zwischen Gott und Welt», 1952), отклоняющего всякое «философское толкование человеческой экзистенции». Вслед за Лютером Гогартен развил сословную этику («Wider die Achtung der Autoritдt», 1930; «Politische Ethik», 1932), в которой человек рассматривается как связанный ответственностью «перед другим».

ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович (род. 1813, Каменец-Подольск – ум. 1889) – рус. религиозный философ. Философия Гогоцкого была целиком посвящена защите православия, и потому задачу философии он видел в изображении идеи Бога как разумного и творческого начала и природного, нравственного мира. Знание Бога считал врожденным, но глубоко постигаемым лишь с помощью веры. Идея Бога, по Гогоцкому, неотделима от человеческого познания, которое является производным от опыта, убеждения, веры. Его главный труд «Философский лексикон» (тт. 1-4, 1858-1873) по объему содержавшегося в нем познавательного и полезного материала явился фактически первой в России философской энциклопедией.

ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – см. Нидерландская философия.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ – см. Психофизический уровень.

ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович (род. 1797, Костромская губ. – ум. 1854) – протоиерей, рус. философ, профессор Московской духовной академии (с 1837 по 1854). Проявлял интерес к восточной философии (Конфуций, Заратустра, египетская религия). Из древнегреч. философов отдавал предпочтение Платону, Плотину и Проклу. К Канту, Шеллингу и Гегелю относился критически. У первого опровергал учение о пространстве и времени, его вывод категорий и его опровержение доказательств бытия Бога. Идея о Боге была для Голубинского всеобщим, непосредственным данным, недоказуемым в принципе. Бытие в нас идеи о Бесконечном через умозаключение не может быть доказано, и того, кто не ощущает в себе действия этой идеи, нельзя убедить никакими доказательствами в ее существовании. Саму философию понимал как мудрость жизни. Она, по Голубинскому, есть прежде всего состояние духа в его стремлении к познанию, а потом уже приближение к мудрости. Как система познания, философия опирается на опыт внешний и внутренний, с одной стороны, и на идеи ума, которые направляются на порядок и красоту целого, а также на предполагаемые невидимые силы, скрытые под видимой оболочкой чувственных явлений, – с другой. Его курсы по психологии написаны в духе Вольфа. Под умозрительной психологией Голубинский подразумевает ту часть метафизики, которая исследует сходство, отношение и связь человеческого духа с Абсолютным Существом, возводя к идее о Бесконечном «наблюдения внутреннего чувства или акты нашего сознания». Он излагает умозрительную психологию не с точки зрения психологизма, а с позиций онтологизма. Его психология может быть названа теистической онтологией души. Самое важное для философа и философии – выяснение и выработка внутреннего философского стремления, любви к мудрости. Без такого настроения нельзя стать настоящим философом. Одним из любимых философских вопросов Голубинского был вопрос о бессмертии души. Им переведено с греч. много творений отцов церкви; особенно его вдохновляли соч. Григория Нисского. Произв.: «Лекции по философии», 1884.

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри, барон (род. 1723, Гейдесгейм, Пфальц – ум. 21 июня 1789, Париж) – франц. философ; соратник Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании «Энциклопедии», автор «Systeme de la nature ou des lois du monde physique et du monde moral», 1770 (рус. пер. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», 1924) – главного произв. франц. материализма и атеизма; в нем дается систематическое краткое изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма, утверждается вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. То, что в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть.

ГОМОГЕННЫЙ (от греч. homogenes) однородный. Противоположность – см. Гетерогенный.

ГОМОЛОГИЯ (греч.) – согласие; у стоиков – согласие поступков с разумом и тем самым с природой.

ГОМПЕРЦ (Gomperz) Генрих (род. 18 янв. 1873, Вена – ум. 27 дек. 1942, ЛосАнджелес) – австр. философ; профессор в Вене (1924-1934), Лос-Анджелесе (с 1936); сын Теодора Гомперца. Позитивист, рассматривал категории субстанции, тождества, отношения как «предварительные понятия учения о мировоззрении»; они выступают последовательно на четырех ступенях развития – анимистической, метафизической, идеологической и критической – и должны быть сведены посредством «патэмпирического» метода к чувствам (пятая ступень). Осн. произв.: «Zur Psychologie der logischen Grundtatsachen», 1897; «Weltanschauungslehre», 2 Bde., 1905-1908; «Ьber Sinn und Sinngebilde, Erklдren und Verstehen», 1929; «Interpretation, logical analysis of a method of historical research», 1939.

ГОМПЕРЦ (Gomperz) Теодор (род. 29 марта 1832, Брюнн – ум. 29 авг. 1912, Баден, близ Вены) – австр. филолог; с 1873 по 1910 – профессор в Вене, известен как историк философии; написал наряду с др. произв.: «Griechische Denker», 1893 – 1909; «Hellenika» (избр. статьи в 2 тт.), 1912.

ГОНОРИЙ АВГУСТОДУНЕНСИС (Ноnorius Augustodunensis) Регенсбургс к и и (жил в 1-й пол. 12 в.) – нем. схоласт периода ранней схоластики. Первое произв. Гонория – «Elucidarium», в котором дано обширное систематическое изложение теологии и которое получило широкое распространение, – явилось толчком для организации издания первой нем. энциклопедии «Lucidarius». В философском отношении он был представителем христианизированного платонизма и находился под влиянием Августина, Иоанна Скота Эриугены и Ансельма Кентерберийского. Его мышление отличалось образностью, свежестью, оригинальностью. Гонорий учил о тройственном способе существования всего творения: в Боге (как неизменной жизни), в самом себе (как неизменной субстанции) и в человеке (как представлении или отражении действительного); но мир как прообраз еще до его сотворения бесконечно долго существовал в Боге.

ГОРГИЙ (Gorgias) из Леонтин (род. ок. 483, Леонтин, Сицилия – ум. 375 до Р. X., Лариса) – древнегреч. софист и учитель красноречия. Сначала последователь Эмпедокла, затем проповедовал абсолютный скептицизм: 1) ничего не существует, 2) если бы что-либо существовало, то оно было бы непознаваемо, 3) если бы даже что-нибудь существовало и было познаваемо, то знание о нем нельзя было бы сообщить другим.

ГОРЕ, СТРАДАНИЕ, ПРЕТЕРПЕВАНИЕ – переживание, ухудшение состояния. Если я «претерпеваю убыток», так это потому, что у меня похитили имущество, и я страдаю от своего нового состояния, потому что оно причиняет мне горе (ср. Реальность). Для античного мира (как и еще сегодня для всех форм эвдемонизма) горе было злом; со времен христианства говорят о ценности страдания, которая заключается в том, что страдание порождает такую добродетель, как «способность страдать», имеющую значение там, где активностью ничего нельзя больше совершить, делающую человека способным переносить горе и неудачу, оставаться морально не сломленным, не терять своей осн. личной ценности. В границах способности страдать страдание обозначает пробуждение благороднейших человеческих сил, возвышение личности, развитие сознания ценности и углубление способности быть счастливым. О том, как страдание возникает и как его можно прекратить, учат религии, в особенности буддизм.

ГОСПОДСТВО – распоряжение человеческими действиями; понятие социологии: везде, где гарантируется защита, возникает господство над защищаемыми, напр. господство отца над ребенком (аналогично – господство церкви над совестью государства, над гражданами и т. д.). Чтобы иметь возможность защищать, нужна сила. Всякое отношение господства является одновременно (хотя и не без исключения) отношением силы. Макс Вебер говорит: «Господство означает возможность заставить лиц, которым приказывают, повиноваться приказу» («Wirtschaft und Gesellschaft», 1921).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС – термин, введенный Макиавелли и Ришелье для выражения претензий государства на право Не обращать внимания на законы, которые оно должно защищать, если этого требуют т. н. высшие государственные интересы. Подобная идея бытовала в теории и практике государственного управления вплоть до сер. 19 в. Это понятие используют для защиты государственной «реальной политики» от всякого рода философскоправовых и социально-этических утопий. Наиболее полное и последовательное осуществление эта идея находит в тоталитарных государствах (см. Государство). Идея государственного интереса несовместима с идеей правового государства.

ГОСУДАРСТВО – структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области. Основой государства является право. Кант различал: анархию (закон и свобода без насилия), деспотизм (закон и насилие без свободы), варварство (насилие без свободы и закона), республику (насилие при наличии свободы и закона). Античные философы (особенно начиная с Аристотеля) различали в качестве осн. форм государства следующие: монархию, аристократию и демократию, а также формы, отклоняющиеся от указанных и в соответствии с этим означающие упадок: неограниченная монархия превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы) или анархию. Современной формой государства, соединяющей в себе бюрократическое, полицейское, деспотическое государства, является государство тоталитарное. Оно – не средство для достижения цели, а самоцель (индивид – ничто, государство – все). Теоретическое основание такая форма находит в обожествлении государства в философии Гегеля, осуществляется же она в фашизме, национал-социализме, государственно-социалистических и коммунистических утопиях (см. Левиафан). Оно претендует и захватывает в свои руки (с помощью пропаганды и террора) руководство происходящими в государстве событиями в области политики, экономики, культуры, судопроизводства; оно решает, что есть зло, а что – добро, что есть истина, а что – ложь, что ценно, а что – нет. На место свободы оно ставит дисциплину (см. Коллектив) и превращает граждан в своих функционеров (см. Функционер). Философы всегда занимались выяснением понятия, сущности, происхождения и смысла государства, но особенно большое внимание этим вопросам уделяли Сократ, Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Кант, Фихте, Гегель, Ницше и др. Значительным влиянием пользовалась теория государства Руссо (теория общественного договора). Согласно этой теории, живущие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии) люди заключили (молчаливо) договор (франц. contrat social – общественный договор), по которому они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли (volonte generale) неотъемлемое право на личную жизнь и собственность; т. о. возникло государство (как правовое); всеобщая воля не идентична для Руссо с волей всех (volonte de tous), скорее это одинаково удаленный от крайних волеизъявлений всеобщий интерес. Правда, Руссо было известно, что существовавшие в истории государства возникали не в результате договора, а благодаря насилию. Согласно христианско-естественно-правовой точке зрения государство есть свойственная народу форма общности; оно суверенно, его цель – земное благополучие его членов. Законное насилие, независимо от типа государства, идет от Бога. Вмешательство государства в различные сферы жизни правомерно там, где этого требует общее благо. О гегелевской теории государства см. Гегель.

ГОФМАН (Hofmann) Пауль (род. 26 нояб. 1880, Берлин – ум. 7 марта 1947, там же) – нем. философ; профессор с 1922. Пытался дать анализ смысла понятий и сводил априорное познание к прафеноменальным смысловым моментам переживания. Осн. произв.: «Das Verstehen von Sinn und seine Allgemeingьltigkeit», 1929; «Metaphysik oder verstehende Sinnwissenschaft», 1929; «Sinn und Geschichte», 1936.

ГРАБАНУС (Grabanus) Maypyc (Paбан Мавр) (род. 784, Майнц – ум. 4 февр. 856, Винкель, Рейнгау) – нем. ранний схоласт; выходец из знатной франкской семьи, ученик Алкуина, с 846 – архиепископ Майнцский; был первым организатором школьной системы на церковной основе (отсюда почетное имя «Praeceptor Germaniae») и составил руководящие учебники по педагогике, теологии, философии и естествознанию, не внеся в них, однако, оригинальных, собственных мыслей.

ГРАБМАН (Grabmann) Мартин (род. 5 янв. 1875, Винтерцгофен, Бавария – ум. 9 янв. 1949, Мюнхен) – католич. теолог и философ; профессор с 1918, представитель томизма, один из главных исследователей Фомы Аквинского («Thomas von Aquin», 1912; «Die echten Schriften des hl. Thomas von Aquin», 1925, и др. произв.). Ему принадлежат большие заслуги в исследовании источников и истории средневековой философии («Die Geschichte der scholastischen Methode», 2 Bde., 19091911; «Die Philosophie des MA», 1921; «Mittelalterliches Geistesleben», 1926; «Die Geschichte der katholiscten Theologie», 1933; «Die theologische Erkenntnis und die Einleitungslehre des hl. Th. von Aquin», 1948).

ГРАВИТАЦИЯ (от лат. gravitas – тяжесть) – притяжение масс, открытое Ньютоном (см. Ньютон) свойство материи. Согласно закону гравитации, между материальными массами существует притяжение, которое тем больше, чем меньше расстояние между ними. В философском отношении понятие гравитации представляет большой интерес, ибо оно находится в центре внимания при попытке построить физическую картину мира; см. также Энергия (закон массы и энергии). «Если пространство и время являются, с одной стороны, инертной и гравитационной массой, а с другой – независимыми величинами, то гравитационная постоянная является постоянной пропорциональности, как и всякая др. постоянная пропорциональности; но т. к. гравитационная постоянная является универсальной постоянной, то ее миссия представляется с миссией слияния пространства, времени и массы, т.е. гравитационная масса определяет пространство и время» (A. Wenzl, Wissenschaft- und Weltanshauung, 1942). См. также Поля теория, Континуум.

ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (род. 9 марта 1813, Орёл – ум. 4 окт. 1855, Москва) – рус. историк, знаменитый профессор Московского ун-та, глава московских западников. Первоначально в своих воззрениях был приверженцем учения т. н. органической школы нем. историков и юристов, а также философии Гегеля. Отказывался видеть в духовной природе человека простой результат внешних условий и усматривал в обществе не механическое соединение личностей, возникшее в силу их свободного договора или насильственного подчинения, а живой организм, развивающийся по определенным и неизменным законам. Всю историю представлял в виде процесса развития всемирного духа, совершающегося путем смены противоречивых и затем примиряющихся в высшем синтезе идей, которые воплощаются в отдельных народах с их национальным духом. Отдельные личности, не исключая и великих людей, служат лишь орудиями проявления народного духа. Со временем некоторые его взгляды на задачи и содержание истории претерпели изменения: цель историка он определил как объяснение фактов, которое не должно и не может быть тождественно с их оправданием. Им была отвергнута и та прямолинейность процесса развития народного духа, которую он ранее признавал вслед за органической школой: главное содержание истории в его глазах составило развитие индивидуализма. От идеалистического монизма Грановский перешел к дуализму духа и материи; считал необходимым отказаться от старых умозрительных построений истории и стремился вывести ее из тесного круга филолого-юридических наук на обширное поприще наук естественных, но не заимствованием методов последних, а выработкой нового метода путем изучения фактов духовного мира и природы в их ' взаимодействии. Предусматривая возможность восстановления монистического миросозерцания за пределами истории, Грановский для самой истории сохранял самостоятельное значение, различая в ней две стороны – творчество человеческого духа и данные ему природой условия деятельности.

ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС (Gracian) Бальтасар (род. 8 янв. 1601, Бельмонтедель-Калатайю, близ Сарагосы – ум. 6 дек. 1685, Таррагона) – исп. писатель; ректор иезуитского колледжа. Написал «Карманный оракул» («Oriculo manual у arte de prudentia», 1653), введение в мировую мудрость.

ГРАТРИ (Gratri) Альфонс (род. 30 марта 1805, Лилль – ум. 7 февр. 1872, Монтрё) – франц. философ; с 1863 – профессор этики в Сорбонне в Париже. Будучи представителем ортодоксально-католич. философии, выступал против пантеизма и дедуктивного метода; пытался обосновать христ. догмы с помощью категорий высшей математики. Осн. произв.: «Cours de laphilos.», 3 v., 1855-1857.

ГРАФОЛОГИЯ (от греч. graphe – почерк и logos – учение) – почерковедение, наука о почерке как выражении характера, личности. Предназначенная сначала для чисто практических надобностей, судебных целей, (т. н. письменная экспертиза), графология была развита в науку. См. Учение о выражении.

ГРАЦИЯ (от лат. gratia – миловидность, прелесть) – с точки зрения эстетики поведение, наблюдая за которым мы испытываем в душе простую, непосредственную радость и симпатию. Сартр утверждает, что за грациозными движениями тела скрывается, по-видимому, эстетическая необходимость, свидетельствующая об их полной согласованности с целью.

ГРЕХ – поступок вопреки воле, порядку и намерениям Бога. См. Первородный грех.

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – в мировой истории духа и культуры тождественна философии как таковой. Она оказала определяющее влияние, по крайней мере по форме, самим введением понятия философии, на всю философию вплоть до сегодняшнего дня. После подготовительного периода, продолжавшегося столетия, наступил классический период греч. философии. Ее расцвет приходится на 7 и 6 вв. до Р. X., а отголоски ее замирали еще в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греч. философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, в Европе произошло возрождение греч. философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греч. философии на все развитие европейской философской мысли (см. Европейская философия). Греч, философия (можно также сказать: античная философия, т. к. всем, что есть творческого в последней, она обязана греч. философии) делится на эллинскую философию классической Древней Греции (4 в. до Р. X.), которой предшествовала философия греч. полисов, в 6-5 вв. до Р. X. расположенных по всей Греции, и эллинско-рим. философию, т.е. распространение и продолжение эллинской философии в возникающей и затем распадающейся Римской империи с 3 в. до Р. X. до 6 в. после Р. X. Эллинская философия делится на досократовскую (6 и 5 вв. до Р. X.) и классическую (аттическую) философию (Сократ, Платон, Аристотель – 4 в. до Р. X.), досократовская философия – на космологическую (гилозоистическую) (6 и 5 вв. до Р. X.) и антропологическую (софийскую) (5 и 4 вв. до Р. X.). Начало греч. философии в более ранний – космологический, – досократовский период в то же время означает, что наряду со священником, а подчас и в его лице выступает мыслитель политического направления и ученый, подготовленный уже политическими фигурами -семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом; он является первым космологом, а именно – в более узком смысле – представителем ионийской школы натурфилософии, к которой, кроме него, принадлежали также Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сирийский, Диоген Аполлонийский и др. За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580 – 430), к которой принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон (элеат), Мелисс; одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с др. принадлежали Филлолай (кон. 5 в. до Р. X.), врач Алкмеон (ок. 520 до Р. X.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400 – 365 до Р. X.) и приверженцем которой был скульптор Поликлет Старший (кон. 5 в. до Р. X.). Великими одиночками являются Гераклит – самый выдающийся, затем Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой является завершением досократовской космологии. Наряду с этим в последний период происходит развитие антропологической софистики (примерно 475-375 до Р. X.), которая представлена гл. о. Протагором, Горгием, Гиппием, Продиком. Благодаря трем самым выдающимся представителям греч. философии – Сократу, Платону и Аристотелю – Афины примерно на 1000 лет стали центром греч. философии. Сократом впервые в истории ставится вопрос о философской личности с ее решениями, диктуемыми совестью, и с ее ценностями; Платоном создается философия как законченная мировоззренчески-политическая и логически-этическая система; Аристотелем – наука как исследовательски-теоретическое изучение реально существующего. Эти три великих греч. мыслителя, с тех пор каждый по-своему и в самых различных формах, оказывают влияние уже больше двух тысячелетий буквально на все развитие европейской (мировой) философии. Эллинско-рим. период греч. философии начинается с возникновением важных философских школ (4 в. до Р. X.), существовавших во времени параллельно друг с другом; только неоплатонизм появляется позже – спустя 500 лет. Под влиянием Сократа создается целая группа школ, просуществовавших весьма недолго: непосредственно сократики (главный представитель Ксенофонт), мегарики, к которым принадлежали Эвбулид и первый теоретик понятия возможности Диодор Кронос (ум. в 307 до Р. X.), циники – Антисфен, Диоген Синопский («с фонарем»), гораздо позже – религиозный преобразователь общества Дион Хризостом из Прузы; наконец, киренаики (наряду с др. Аристипп и Эвгемер). Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии (древняя Академия – 348-270 до Р. X., средняя – 315-215 до Р. X., новая – 160 до Р. X. – 529 после Р. X.); важнейшие представители средней Академии – Аркесилай и Карнеад; новой – Цицерон и Марк Теренций Варрон (116-28 до Р. X.); за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Хейронейский (ок. 45 – 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия). Сторонники Аристотеля, большей частью известные ученые, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до Р, X.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков – физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до Р. X.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 после Р. X.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник с Родоса (ок. 70 до Р. X.). Эпикур становится основателем школы, взгляды которой получили широкое распространение и к которой наряду с другими принадлежал Лукреций. К собственно скептической школе (в которую фактически входили многие академики) относятся Пиррон и позже врач Секст Эмпирик. Стоя из маленькой школы развивается в очень значительное философско-религиозное движение античности, существовавшее вплоть до возникновения неоплатонизма и христианства. Основанная Зеноном из Китиона (ок. 200 до Р. X.), она получает свою литературную обработку благодаря Хризиппу в древней Стое; к средней Стое принадлежали среди многих Панэций Родосский и Посидоний; близко к этой школе стоял также историк Полибий. Поздняя Стоя, носившая по большей части рим. характер, представлена гл. о. тремя философами: патрицием Сенекой, освобожденным рабом Эпиктетом и императором Марком Аврелием. В неоплатонизме, как считал его основатель Плотин, различаются (первая) рим., афин., александр., сирийск., христ. школы; наряду с Плотиной выдающимися неоплатониками были Порфирий, Прокл, женщина-философ Гипатия, Ямвлих, император Юлиан Апостат (332 – 363), энциклопедист Марциан Капелла (1-я пол. 5 в.), Боэций. В эпоху эллинизма расцветала также гностика с ее фантастическими и часто глубокомысленными системами, соединявшими в себе западные и восточные религию и философию. Из вавилонской гностики возникло манихейство с его учением о мире света и мире тьмы. Особое значение для философии первых столетий новой эры имел Филон Иудейский благодаря своему аллегорическому, платоновско-стоическому толкованию Библии. Он основал александр. школу, традиции которой продолжали Клемент Александрийский и Ориген и которая была зародышем христ. философии, постепенно оказывавшей все большее влияние на философию западную. Наиболее значительные разновидности греч. философии имеются в философии ислама, некоторое влияние ее заметно и на инд. философии.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин (род. ок. 330, Ариан, близ Назианза, Каппадокия в Малой Азии – ум. ок. 390, там же) – греч. мыслитель и один из отцов церкви, представитель патристики, поэт. С 379 преподавал в Константинополе. Известный оратор, платоник, находившийся под влиянием циников, поддерживал учение о тождестве логоса (Христа) и Святого Духа с Богом-отцом. Вместе с Василием Великим и Григорием Нисским принадлежал к каппадокийскому кружку, действовавшему на греч. Востоке и занимавшемуся уже не фрагментарным философствованием, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение. Григорий Богослов искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания Бога в терминах философии. Глубокий психологизм, соединенный с культурой самоанализа, и определенная автобиографичность в его поэмах «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» ставят эти произв. в один ряд с «Исповедью» Августина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.