Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 42 страница




ПАЛИНГЕНЕЗ – возрождение. У Гераклита, напр., палингенез – постоянное обновление всего существующего благодаря вечному огню, у Платона – обновление человеческой души в результате ее преобразований. В христ. учении палингенез истолковывается как новое рождение человека в результате крещения. У Дарвина же палингенез – явление повторения в процессе развития зародыша тех состояний, которые имели место у далеких предков.

ПАМЯТЬ – способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память означает также (образно выражаясь) хранилище. Для мыслящего существа после восприятия самым необходимым является память. Ее значение столь велико, что там, где она отсутствует, все остальные наши способности по большей части оказываются бесполезными; в своем мышлении, умозаключениях и познаниях мы не могли бы выйти за пределы непосредственно данных нам объектов без содействия памяти. В то время как воспоминание является психическим актом, актом использования достояния памяти, сама память есть скрытая сила, обладающая способностью известным образом мобилизовать это достояние и сделать возможным его использование. У различных животных, а также у отдельных людей сила памяти и ее направленность различны. Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет «след» в больших по-лушариях мозга, и память может действовать только в том случае, если создается связь между этим следом и новым переживанием. О природе образования этой связи существуют только предположения. Ложным является предположение психологической теории, состоящее в том, что след нового переживания должен совпасть со старым следом, чтобы могло вспомниться прошлое переживание, или что при частом повторении какого-нибудь переживания (напр., при обучении) в больших полушариях головного мозга прокладывается «путь» из специальных проводников возбуждения. При узнавании речь идет, вероятно, об образовании пары (как она образуется, напр., в поле восприятия между двумя видимыми точками одинакового цвета при условии, что свойство промежуточного поля достаточно отличается от обоих членов пары) между образом восприятия и (бессознательным) образом-следом, причем степень сходства и близость (пространственная и временная) имеют решающее значение (см. Подсознательное). Образ-след изменяется с течением времени. Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание). Во-вторых, он изменяется т. о., что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении, господствует тенденция к четкости, прегнантности (см. Прегнантности правило), и образ-след улучшается в направлении «хорошего» образа (см. Гештальт). Последний имеет своим следствием то, что «то же самое, с точки зрения образа не отличающееся образование, если с ним вторично сталкиваются спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во много раз хуже, блекнет и т. д. Улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече» (Metzger, Psychologie, 1941). t Что касается нарушений памяти, то теории и методы исследования этих нарушений в основном стали складываться по мере распространения медицинских знаний с конца 19 в. Наибольший пионерский вклад в их изучение внесли Теодюль Арман Рибо, франц. психолог, Сергей Сергеевич Корсаков, рус. психиатр, и Пьер Жане, франц. невролог. Их совместный вклад может быть суммирован следующим образом: утрата памяти, хотя и связана с функционированием мозга, может иметь место и без органического поражения (напр., у истериков) и не обязательно сопровождаться слабоумием (утратой способности рассуждать). В действительности потеря памяти может произойти вследствие эмоциональной тревожности, как это показал Зигмунд Фрейд. Дефекты памяти – одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы). Если у человека нарушена способность к сохранению новых впечатлений, то он страдает антероградной амнезией; явно выраженная утрата прежних воспоминаний называется ретроградной амнезией. Обе они могут, хотя и не обязательно, проявляться одновременно. Даже при самых тяжелых амнезиях непосредственная (кратковременная) память остается неповрежденной, давая возможность предполагать, что новые впечатления первоначально запечатлеваются и достаточно долго перерабатываются, прежде чем вызвать реакцию. Корсаковский синдром, который, как теперь известно, вызывается, помимо алкоголизма, многими физическими причинами, может в течение некоторого времени до появления расстройства проявляться в виде ретроградной амнезии, однако основная присущая ему психологическая характеристика – это антероградная утрата способности воспринимать новое. Физическая травма, вызывающая потерю сознания, может привести к тому, что, очнувшись, потерпевший на несколько дней потеряет ориентацию. По выздоровлении он часто не в состоянии вспомнить что-либо об этом периоде, и у него может также проявиться ретроградная амнезия на более ранние события. Расстройство памяти включает также ретроспективное искажение – целенаправленное приукрашивание сохранившегося в памяти; Deja vu – мистическое ощущение того, что в прошлом человек уже испытывал то же самое, и Jamais vu – неверное впечатление о том, что прежде он никогда с данным явлением не сталкивался. См. Переживание de ja vu. Ранее существовавшие теории памяти: метафизическая теория, анамнезиса, ведущая свое начало от Платона, психологическая теория – со времени Аристотеля; с начала Нового времени – ассоционистская теория, психологическая теория 19 в. В духе последней Эвальд Геринг в своем произв. «Ьber das Gedдchtnis» (1870) пытается представить память как «всеобщую функцию организованной материи» и рассматривает также процессы наследования как осуществление этой функции. Р. Семон развил дальше эти идеи в своей теории мнемонии (см. Мнемония), более подробно разработанной Блейером в его теории памяти. Об искусстве памяти см. Мнемотехника.

ПАНВИТАЛИЗМ (от греч. pan – все и vita – жизнь) – натурфилософское учение, согласно которому в природе всюду царит жизнь.

ПАНВИТЦ (Pannwitz) Рудольф (род. 27 мая 1881, Кроссен, на Одере – ум.?) нем. поэт и представитель философии культуры; выдвигал требование, чтобы человеком будущего был европеец, освободившийся от оков всего религиозного и метафизического: «Мы уже перегнали самих себя, но пока еще не можем догнать себя вновь», поэтому мы должны стремиться к образованию нового единства человеческого духа и природы. Осн. произв.: «Die Krisis der europдischen Kultur», 1917; «Kosmos atheos», 2 Bde., 1926; «Die Freiheit des Menschen», 1926; «Trilogie des Lebens», 1929; «Logos, Eidos, Bios», 1930; «Lebenshilfe», 1938; «Der Nihilismus und die werdende Welt», 1951; «Beitrдge zu einer europдischen Kultur», 1954.

ПАНЕНТЕИЗМ (греч. Panentheismus учение «о существовании всего в Боге») – термин, которым К. Ф. Краузе обозначает понимание Бога, призванное объединить теизм и пантеизм: Вселенная покоится в Боге, а мир есть способ проявления Бога. Это учение защищали многие философы, начиная от Плотина и кончая Шлейермахером и Краузе. Представителями этого учения являются также Августин и Иоанн Эриугена. Панентеизм близок всей христ. мистике.

ПАНЛОГИЗМ (греч. pan – все и logos – разум) – учение о том, что все есть разум; логос, разум, является абсолютной действительностью, а мир – осуществлением разума; панлогизм представляет собой также учение о логической природе Вселенной. Иногда панлогизмом называют философию Гегеля.

ПАНПСИХИЗМ (греч. pan – всё и psyche – душа) – учение о всеобщей одушевленности, согласно которой все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому. В действительности, т. о., не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием. См. Гилозоизм, Мировая душа.

ПАНТЕИЗМ (греч. pan – всё и theos Бог) – учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм). «Пантеизм – это прежде всего форма атеизма» (Шопенгауэр). Пантеизм имеет 4 осн. формы: 1) теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм); 2) физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн); 3) трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм; 4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, нем. идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).

ПАНЭЦИЙ (Panaitios) Родосский (род. ок. 180 – ум. НО до Р. X.) – древнегреч. философ; родоначальник т. н. средней Стой. Пытался привить в Риме греч. культуру и образование и стал поэтому основателем рим. стоицизма; устранил из стоицизма ориенталистическую мистику и аскетическую направленность раннестоической этики. Ввел понятие «гуманизм».

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma пример, образец) – 1) понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира. Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, обладающие подлинным существованием: демиург создает все существующее, рассматривая неизменно сущее как первообраз («Тимей»). Согласно Шеллингу и Гегелю, духовный, идеальный прообраз определяет принципы упорядочивания и рациональной организации природных тел; 2) совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе. Понятие «парадигма» в философии науки введено позитивистом Г.Бергманом и было широко распространено амер. физиком Т. Куном для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Часто заменяется понятием "картина мира".

ПАРАДОКС (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) – 1) мнение, рассуждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) необычное, неожиданное явление, не соответствующее привычным представлениям; 3) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений (см. также Парадокс логический). Paradoxon – парадоксальное положение. Понятие парадокса имеет значение в философии Кьёркегора, поскольку последний видит в парадоксальности сущность религиозных отношений: Бог должен раскрываться в форме ограниченных человеческих проявлений (последние никогда не могут соответствовать действительности Бога); кроме того, Бог, т.е. «непосредственность», должен раскрываться через «опосредствованные» существования.

ПАРАДОКС ЛОГИЧЕСКИЙ – положение, которое сначала еще не является очевидным, однако, вопреки ожиданиям, выражает истину. В античной логике парадоксом называли утверждение, многозначность которого относится прежде всего к его правильности или неправильности. В современной математике парадоксами именуют собственно математические апории.

ПАРАЛИПОМЕНА (греч. – выпущенное) – оставленное в стороне; дополнения; см. Парерга.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (от греч. paralleles – идущий рядом) – параллельное развитие единичного и общего, индивидуального и родового; см. Биогенетический закон.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ – выдвигаемая рядом философов (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Шопенгауэр, Фехнер) теория об отношении мышления и бытия, психического и физического, согласно которой процессы, происходящие в мышлении и бытии, строго соответствуют друг другу и со стороны материального содержания, и во времени, однако совершенно не взаимодействуют: «Оба вида процессов параллельны друг другу, а не взаимодействуют друг с другом» (Паульсен). В.Вундт говорит, что «все содержание опыта, принадлежащее одновременно и опосредствованному естественнонаучному и непосредственному психологическому способам рассмотрения, находится в таком отношении, что любому элементарному явлению из психической сферы соответствует аналогичный физический процесс». В этом смысле, т.е. просто утверждая, но не желая объяснить, Риль и представители старой психологии понимают под психофизическим параллелизмом только «методическое правило, которое учит нас связывать психологическое исследование явлений сознания как таковых с физиологическим анализом сопутствующих им телесных отправлений и достигать благодаря этому двустороннего рассмотрения». См. также Вопрос об отношении души и тела.

ПАРАЛОГИЗМ (греч. paralogismos) ошибочное умозаключение.

ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия (греч. para – возле, при и mnesis – воспоминание) – различные нарушения памяти; обман памяти; франц. fausse memoire – воспоминания, возникающие не на основе действительных переживаний, а в результате вымыслов фантазии, которые переживаются как воспоминание. Эти явления наблюдаются преимущественно у душевнобольных.

ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОМЕН – см. Пси-феномен.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ (от греч. para около, возле, против и психология) – наука о проявлениях душевных сил, которые должны объясняться с естественнонаучной точки зрения, хотя и не являются таковыми по своей природе. В соответствии с исследованиями Раина.говорят о пси-феноменах (см. Парапсихологический феномен), различая при этом пси-гамма-феномены (явления восприятия: ясновидение, предвидение будущих результатов) от псикаппа-феноменов (явлений, связанных с движениями: психокинез, т.е. духовное воздействие на объект на расстоянии). В кругу серьезных ученых сомнений в реальности психофеноменов почти нет.

ПАРАФИЗИКА (от греч. para – возле, около, напротив и физика) – см. Оккультизм.

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) Ауреол Теофраст, псевдоним Филиппа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (род. 1493, Эйнзидельн, Швейцария – ум. 24 сент. 1541, Зальцбург) – философ, естествоиспытатель, врач. Хотя Парацельса еще при жизни называли «Лютером медицины», однако это не мешало «сильным мира сего» подвергать его преследованиям, а в последние 12 лет жизни обречь на скитания по Южной Германии, землям, расположенным на территории Альп и Швейцарии. Медицина, по Парацельсу, является всеобъемлющей общей наукой, опирающейся на достижения физики, химии, физиологии и соединяющейся с философией и теологией. От учения Галена о четырех соках он ушел вперед, достигнув динамически-функционального понимания жизненных процессов. Осн. положения его учения: все наше знание является самооткровением, а все наши возможности – результат взаимодействия с природой, имеющей божественное происхождение. Все существа возникают в результате соединения видимого, элементарного, земного тела и недоступного наблюдению небесного, астрального жизненного духа (Параделье называет его арке). У человека, представляющего собой «микрокосмос», добавляется еще «деалическая», т.е. божественная, душа, являющаяся источником познания, нравственности, блаженства. Поэтому больной человек страдает телесно, душевно и духовно, и его необходимо лечить в соответствии с этими тремя формами его заболевания. Традицию Парацельса продолжал, в частности, ван Гельмонт. Произв. Парацельса: «Sдmtliche Werke», Mьnchen – Berlin, Bd. 1-14, 1922-1936; «Sдmtliche Werke», Bd. 1-4, Jena, 1926-1932.

ПАРЕРГА (греч. parerga – дополнительное произв.) – небольшое соч. Свою гл. работу «Мир, как воля и представление» Шопенгауэр дополнил небольшим произв., озаглавленным «Parerga und Paralipomena» – «Приложения и добавления».

ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (род. 15 июля 1848, Париж – ум. 20 авг. 1923, Селиньи, близ Женевы) – итал. социолог и политэконом, профессор в Лозанне с 1894. Отклонив исторический материализм, Парето пытался применять строгий и точный метод, заимствованный у математики или физики, для исследования экономических и социальных сил и положений экономического равновесия. Мышление человека определяется его деятельностью, структура общества и структура действия являются «производным» (итал. derivazioni), и именно от разлитого всюду инстинкта. Мыслительные системы такого «выведения» являются «скрыто-идеологическими». Специфический динамический фактор социального организма – «элита», богатая инстинктами, создающая и усовершенствующая идеологию. Осн. произ.: «Les systemes socialistes», 2 vol. 1902; «L'economie et la sociologies, 1907; «Manuel d'economie politique», 1909; «Fatti e teorie», 1920; «Compendio di soziologia generate», 1920; «Transformazione della democrazia», 1921.

ПАРМЕНИД (Parmenides) из Элей (род. ок. 540 – ум. 480 до Р. X.) – древнегреч. философ из Элей (Южная Италия). После Ксенофана, который был скорее поэтом, чем философом, Парменида можно считать первым подлинным философом среди элеатов. В центр своей философии Парменид ставит понятие неизменной и непреходящей субстанции, «сущего». Все изменения только субъективны, это лишь вызванные чувственным восприятием видимость и обман. Истина, сущее раскрываются только при помощи мышления, в то время как чувственное восприятие порождает только мнение (doxa). Согласно Пармениду, мир разлагается на две первоматерии, из смешения которых он возник: на светлый и деятельный огонь и темную и пассивную массу.

ПАРСИЗМ – учение Зороастра, или Заратустры, которое исповедовали парсы, потомки древних персов.

ПАРСОНС (Parsons) Толкотт (род. 13 дек. 1902, Колорадо-Спрингс – ум. 8 мая 1979, Мюнхен) – амер. социолог, представитель структурно-функционального направления в социологии, автор теории социального действия. Человеческое действие (поведение), по Парсонсу, – самоорганизующаяся система, функционирование которой предполагает выполнение ряда требований – адаптации, целедостижения, интеграции и поддержания «ценностного образца», т.е. регуляции с помощью языка, ценностей и т.д. Допускал и определенную степень волюнтаристичности для социального целого и его частей, а именно известную иррациональность и независимость от познаваемых условий среды и в то же время зависимость от субъективных оценок ситуаций. Главные произв.: «The structure of social action», 1937; «The social system», 1952; «Socialization and interaction process», 1956; «Social structure and personality», 1964; «Sociological theory and modern society», 1967; «Social system and the evolution of action theory», 1977; на рус. яз.: «Общетеоретические проблемы социологии». – В кн.: Социология сегодня. М., 1965.

ПАРТИКУЛЯРНЫЙ (от лат. particulars – частичный, частный) – частный, неофициальный. Частное суждение: некоторые 5 есть (или не есть) Р.

ПАРТИЦИПАЦИЯ (от лат. participatio – участие) – причастность.

ПАРУЗИЯ (от греч. parusie – современность). В философии Платона – наличие идеи в вещах.

ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (род. 19 июня 1623, Клермон – ум. 19 авг. 1662, Париж) франц. философ, мистик и математик, основоположник теории вероятностей. В своих «Lettres provinciales» он выступал против пробабилизма иезуитов с позиций янсенизма. Ограниченность математики (в разработке которой ему принадлежит выдающаяся роль) и рационализма Паскаль вообще видит в том, что они неспособны ответить на вопрос о положении человека в мире и о выборе пути к его душевной умиротворенности. Поэтому, согласно Паскалю, великие души, даже если они достигли всех знаний, какие только возможны, возвращаются к незнанию, предаются откровению и отдаются на милость Бога, которая сама является тайной. Истина основывается на «логике сердца» («Logique de coeur»; см. Любовь; Orde du coeur) и на субъективном переживании мистического доказательства Бога. Идеи Паскаля, наиболее отчетливо выраженные в его соч. «Pensees sur la religion», выливаются в мистическое обращение к Богу. Его произв. изданы в: «Oeuvres», v. 1 – 14, 1904 – 1914.

ПАССИВИЗМ – поведение, которое состоит в том, что человек, придерживающийся его, избегает вмешиваться в судьбу или влиять на ход событий, происходящих во внешнем мире, на том основании, что невозможно обозреть следствия этого вмешательства и нельзя отвечать за них. «Мудрец не рискует действовать» (Чжуанцзы); см. Самоопределение, самоназначение.

ПАССИВНЫЙ (от лат. passivus) страдательный, безразличный, бездеятельный; пассивное сопротивление – сопротивление в форме бездеятельности, невыполнения приказа. Противоположность – активный.

ПАСХАЗИЙ (Paschasius) Радбертус из Корби (ум. после 856, будучи настоятелем монастыря Корби) – нем. философ, представитель ранней схоластики. Написал «De corpore et sanguine Christi», учение о транссубстанциации.

ПАТОЛОГИЯ (от греч. pathos – страдание и logos – учение) – учение о болезнях; отклонение от нормы. Патологический – больной, ненормальный. Кант называет патологическим то, что определяется чувствами или влечениями (а не является самодеятельным, не определяется свободным разумным решением).

ПАТРИСТИКА (от лат. pater – отец) философия и теология отцов церкви, т.е. духовно-религиозных вождей христианства до 7 в. (см. также Учителя церкви). Обычно проводят следующее деление: 1) Апостолические отцы, примыкающие Непосредственно к апостолу Павлу. 2) Апологетические (защищающие) отцы 2 в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христ. учения с греч. философией, причем иногда они представляли христианство в виде новой философии (Юстин, 100 – 167 после Р. X., затем Афинагор, вторая пол. 2 в.). Ко 2 в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит Тациан (вторая пол. 2 в.). Завершает этот период Тертуллиан. 3) 3 в. и нач. 4 в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения. Противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе Афанасия (295-378), утверждавшего, что Христос божествен, а с другой – в отрицании Арием его божественности. В то время как философия Климента Александрийского была еще не систематизированной, Ориген, заимствовавший из греч. философии ее понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. Александрийская философия). 4) В 4 в. и нач. 5 в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догма о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Евсебий Кесарейский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и ее догм; он утверждал, что Платон и вообще греч. философия оказали влияние – через Ветхий завет, в частности, – на Моисея. Три великих каппадокийца, находившиеся под влиянием Платона и Оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианизму. 5) С кон. 4 в., т.е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после ее признания в 323 императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. После Гилария Пуатье, «Афанасия Запада» (310-367) и Амвросия Майландского, «латинского Филона» (340 – 397) Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и ее претензии на руководство душами и святое посредничество. Своим учением о божественном государстве («граде Божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. Против этого учения, как полагают, боролся Пелагий (см. Пелагианизм). 6) На Востоке к схоластике относятся: не являющийся вполне христ. философом, но чрезвычайно близкий неоплатонизму Синезий Киренский (370-450) и Немезий Эмезский (первая пол. 5 в.). Большое значение в 5 и 6 вв. имела последовательная христ. школа ученых из Газы. «Первый схоласт» Леонтий Византийский (485-543), Максим Исповедник (580-662) и Иоанн Дамаскин (700-750) окончательно превращаются в представителей схоластики (см. Византийская философия). На Западе у Боэция и историка Кассиодора (490-583) христ. содержание отходит на задний план, снова оно выдвигается (в церковнополитическом плане) у Исидора Севильского (560-636). Мартин Бракарский (ум. 580) и Беда Венерибилис Достопочтенный – «последний отец церкви» – являются уже ярко выраженными представителями (западной) схоластики.

ПАУЛЬСЕН (Paulsen) Фридрих (род. 16 июля 1846, Лангенгорн, Шлезвиг – ум. 14 авг. 1908, Берлин) – нем. философ и педагог; с 1878 – профессор. На него оказали влияние Фехнер, Вундт, Лотце, Кант и Спиноза. Материальный мир, по мнению Паульсена, является проявлением духовной божественной всеобщей жизни, которая обладает волей и выдвигает цели и которая должна означать осуществление единого замысла, служить подтверждением воли, воплощающей идеи в жизнь. Цель этики и педагогики – совершенствование индивидуальной сущности в смысле (нового) гуманизма и совершенное жизненное утверждение индивида и общества, в качестве члена которого осознает себя человек. Самосознание человека погружено в историческую жизнь социального целого, во имя которого человек трудится, творит и борется. Осн. произв.: «System der Ethik», 2 Bd., 1889; «Einleitung in die Philosophie», 1892; «Iramanuel Kant», 1898; «Pдdagogik», 1909; «Geschichte des gelehrten Unterrichts», 1885.

ПАФОС (от греч. pathos – чувство, страсть) – страдание, страстное возбуждение, волнение, подъем; патетический взволнованный, высокопарный.

ПЕДАГОГИКА (от греч. pais – мальчик и agogos – руководитель) – учение о воспитании, искусство воспитания, наука о воспитании. Педагогика в широком смысле представляет собой совокупность явлений, относящихся к области воспитания и образования; см. Воспитание, Образование.

ПЕЙОРАТИВНЫЙ (от лат. pejus худший) – становящийся хуже, ухудшающийся. Так, напр., современное слово «буржуа» («Bourgeois») – это менее удачное, ухудшенное (пейоративное) выражение для понятия «гражданин» («Bьrger»).

ПЕЛАГИАНИЗМ – учение брит, монаха Пелагия (ум. после 418), который отверг учение о первородном грехе и объявил природные силы человека достаточными для достижения блаженства. С пелагианством боролся Августин (а позднее – реформаторы). В 431 оно было осуждено на Эфесском соборе.

ПЕРВЕРСИЯ (от лат. perversio – извращение) – болезненное отклонение от нормы в сфере инстинктивной жизни (гл. о. половое).

ПЕРВОБЫТНЫЕ НАРОДЫ – см. Примитивный.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ – формы верований в древнем человеческом обществе, когда господствовавшие над людьми стихийные силы природы не могли быть объяснены и представлялись в фантастическом виде. Одна из них – магия (от греч. megeia – волшебство, чародейство, колдовство) – представляла собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, посредством которых стремились повлиять на стихийные силы и на деятельность людей. Широкое распространение имел фетишизм (от порт. fetico – колдовство) – вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и изготовленных человеком (различным камням, амулетам приписывалось свойство приносить удачу, отвращать от бедствий и пр.). Эта вещь – фетиш – как бы олицетворяла средоточие и средство проявления магической силы. Тотемизм (сев.-индейское «о тотеман» – его род) – вера в кровнородственные связи, существующие между родом (племенем) и определенным животным или растением, отличавшим роды друг от друга, помогавшим в охоте, войне. Анимизм (от лат. anima – дух, душа), или демонизм (от греч. daimon – божество, дух) – вера в души и духов, особые сверхъестественные существа, от которых зависит жизнь всего живого, существование всех предметов окружающего мира, деятельность людей. Таинственное топкое болото олицетворялось в образе кикиморы, дремучий лес – в образе лешего, хранитель домашнего очага – в образе домового, нерасчлененная природа и ее стихии – в образе демона и т. п. Позже демоны превращаются, напр. в греч. мифологии, в богов, гигантов, героев. К первобытным формам религии можно также отнести культ предков, культ вождей, веру в приметы и т. д. Остатки этих форм сохранились фактически во всех религиях мира (обряды, поклонения), в традициях и в быту у народов всего мира.

ПЕРВОВЕЩЕСТВО – см. Материя.

ПЕРВООБРАЗ – см. Идея.

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ – понятие утраты земли обетованной. Согласно христ. учению, человеческий род унаследовал первородный грех, совершенный первым человеком, и утратил первоначальную милость, т.е. не заслуженное человеком положение приемыша Бога; следствием этого явилась неупорядоченность сил человека, толкающих его к греху.

ПЕРВОСУЩЕЕ – по М. Шелеру, «высшее бытие»,'основа всего сущего, «основа основ». Первосущее – это то, что «существует только через самого себя и от чего зависит все остальное». Шелер приписывает первосущему два атрибута: дух и порыв. «Взаимное проникновение друг в друга первоначально бессильного духа и первоначально демонического, т.е. слепого в отношении всех идей и ценностей, порыва с помощью оценивающего идеирования и одухотворения страданий, стоящих за образом вещей, и одновременное усиление, т.е. оживление духа, являются целью и концом конечного бытия и происходящего. В теизме эта цель бытия совершенно ошибочно считается исходным пунктом» (M. Scheler. Die Stellung des Menschen im Kosmos, 1947).

ПЕРВОФЕНОМЕН – по Гёте, эмпирическое явление, обнаруживаемое в природе каждым человеком и превращаемое им благодаря эксперименту в феномен науки. Между тем при др. условиях и предпосылках и более или менее удачных результатах дело изображают так, что наконец-то чистый феномен предстает перед нами как итог всякого опыта. Он идеален как последнее познаваемое, реален как познанный, символичен, потому что охватывает все случаи, идентичен им всем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.