КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иностранные термины и выражения 45 страница
ПОЛЯРНОСТЬ (от греч. polos – небесный свод над полюсами) – противоречивое отношение, развитие сущности в двух противоположных, но тем не менее взаимно обусловливающих и взаимно дополняющих друг друга направлениях; также первонапряжение. Мысль о полярности мирового бытия и всего происходящего в мире в яркой форме представлена у Гёте, романтиков и особенно у Шеллинга. ПОМПОНАЦЦИ (Pomponatius) Пьетро (род. 16 сент. 1462, Мантуя – ум. 18 мая 1524, Болонья) – итал. философ; учитель в Падуе, Ферраре и Болонье. В своем соч. «De immortalitate animae» (1516), примыкая к последователю Аристотеля периода поздней античности Александру Афродисийскому, он отрицал возможность существования нематериального индивидуального духа и сверхприродных явлений, свободу воли и бессмертие человеческой души, ибо она индивидуальна и связана с жизнью. Против нападок церкви (ее мораль греха и искупления, направленную в потусторонний мир, он также не признавал) Помпонацци защищался при помощи учения о двойственной истине. ПОНИМАНИЕ – 1) иметь о чем-либо правильное понятие. В психологии способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. При понимании или интерпретируется «смысл» телесно-вещественного (герменевтика, физиогномика), или происходит дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл (гномика). Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимать» был применен Дройзеном (J. G. Droysen, GrundriЯ der Historik, 1868). Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода психологии и наук о духе естественнонаучному методу «объяснения». Шпрангер различает идеофизическое понимание (объяснение сущности, исходя из физических признаков), субъективное понимание, объективное понимание и историческое понимание. ПОНЯТИЕ – одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. По Зигварту, понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения». От понятий логики подчас очень сильно отличаются понятия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, поскольку в последних вещи классифицируются преимущественно по типам, а не по общим признакам (прямоугольник, длина сторон которого составляет 1 и 150, относится не к типу прямоугольника, а к типу «лента» и поэтому обозначается понятием «лента»). Так, в мышлении народа или отдельного человека понятия образуются не путем восприятия и объединения в понятии присущих группе предметов одинаковых признаков (см. Вид), а благодаря тому, что сначала воспринимаются и перерабатываются в понятия существенные свойства (см. Wesen) вещей (для многих городских детей всякое крупное четвероногое животное есть собака, «ав-ав») и что эти немногие, широкие, но нечеткие понятия лишь постепенно начинают подразделяться на многочисленные, узкие и резко разграниченные понятия, ибо в сфере данного познается прегнантное, точно так же как и все увеличивающееся количество ступеней, ведущих к прегнантности или от нее (см. Прегнантности правило). Объем обычных понятий совпадает со сферой прегнантности. Так, напр., донаучному мышлению были неизвестны такие понятия, как квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, ромб, а было известно только понятие «четырехугольник», при этом имелся в виду прежде всего правильный четырехугольник, а именно квадрат. В это понятие «четырехугольник» входили все прямоугольники, которые относятся к сфере прегнантности четырехугольника, т.е. все те, которые по своей форме подобны квадрату. Как новую ступень (уменьшающейся) прегнантности можно считать «четырехугольник формата почтовой открытки», затем как следующую ступень – ромб. Во всех случаях остается действительным все, что было сказано относительно границы прегнантности понятий. Между ступенями прегнантности расположены фигуры, которые с меньшей правильностью, несовершенно или даже плохо воплощают понятие «четырехугольник», сущность которых недостаточно ясна и которые поэтому не могли быть определены донаучным мышлением как понятия. В свете самого акта мышления при рассмотрении понятия следует различать следующие моменты: содержание мышления (то, что относится к понятию) и предмет понятия (независимый от •мышления объект), затем объем понятия (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием) и содержание понятия (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов). Относительно познавательного значения понятия см. Сфера мышления. Чем больше объем понятия, тем меньше его содержание. Далее различают абстрактные, или общие понятия (в математике имеются только такие; см. также Всеобщее) и единичные, или индивидуальные понятия. Мышление при помощи понятий, включая также понятия индивидуальные, содержательнее, чем (по своему происхождению более раннее) созерцание, т. к. оно позволяет глубже проникать в явление; без него не может обойтись познание, без понятия нельзя выйти за пределы опыта (см. Трансцендентальный); без понятийного мышления невозможна также метафизика. Понятийный – относящийся к понятию, состоящий из понятий или существующий в понятиях. ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ – научный метод определения понятий, включающий анализ понятия, его дефиницию и формулировку. Различаются три осн. типа формирования понятий: математический, основанный на дедукции, эмпирическо-натурфилософский, пользующийся индуктивными методами и гуманитарный, в основе которого лежит индивидуально-аналитический подход. В психологии процесс формирования понятий играет существенную роль в когнитивном развитии и был предметом исследования швейц. психолога Жана Пиаже. Формирование понятий – сложный феномен, который включает две осн. фазы: на первой человек замечает важные характеристики, а на второй улавливает логическую связь характеристик. Помимо простых классификаций, понятия также могут служить в качестве норм или моделей, которые отвечают за то, чтобы в восприятии объекты оставались самими собой, хотя кое-что в них и меняется. В подходе к процессу формирования понятий существуют значительные метафизические и эпистемологические различия, касающиеся природы и- происхождения понятий, движения между интуитивной и рациональной мыслью и вопроса о «когнитивных универсалиях». Стимульно-реактивная теория амер. психолога Б.Ф.Скиннера исключает звено мышления, доказывая, что научение происходит путем проб и ошибок. В когнитивной теории Пиаже утверждается, что научение приводит к пониманию объединяющих моментов в отношениях и сущностных проявлениях. Амер. психолингвист Наум Хомский считал, что когнитивные структуры человека являются врожденными. Согласно сегодняшним представлениям, формирование понятий не является монополией человека. Проводилось большое исследование развития понятий у животных, особенно у приматов. Многие исследователи не исключают, что животные способны к абстрактному мышлению. Кроме того, соотношение информационных процессов, происходящих в компьютере, и формирования понятий у человека стало важной частью изучения искусственного интеллекта. ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫЕ – у Канта то же самое, что категория. ПОНЯТИЯ РАССУДОЧНЫЕ – см. Категория. ПОНЯТИЯ ФОРМЫ – см. Категория. ПОРЕЦКИЙ Платон Сергеевич (род. 3 окт. 1846, Елизаветград – ум. 9 авг. 1907, с. Жоведь Черниговской губ.) – рус. логик, астроном, математик. В Казанском ун-те читал первые в России лекции по математической логике (1887-1888). Нашел оригинальные и простые методы отыскания множества следствий, вытекающих из данной системы посылок, и множества гипотез, из которых выводимы данные следствия («О способах решения логических равенств и об обратном способе математической логики», 1884). В философских воззрениях придерживался естественнонаучного материализма. ПОРОГ РАЗДРАЖЕНИЯ – определенные интенсивность и порядок в многообразии раздражителей, необходимых для того, чтобы изнутри воспринимаемого поля смогли вычленяться психические образы, осознаваемые как нечто воспринимаемое. ПОРОГ СОЗНАНИЯ – понятие, введенное Гербартом («Schwelle des BewuЯtseins») в психологию и означающее границу между сознательным и бессознательным. См. Порог раздражения. ПОРФИРИЙ (Potphyrios) (род. 232/33, Тир – ум. 304, Рим) – древнегреч. философ-неоплатоник. Будучи биографом и издателем соч. Плотина, он сделал его учение доступным пониманию благодаря ясному изложению. Комментировал также платоновские и аристотелевские произв., написал «Введение в учение Аристотеля о категориях» (этот текст и поныне обычно предпосылают «Категориям» Аристотеля); исследовал предикабилии. Полемическое соч. Порфирия «Против Христа» (448) было уничтожено Теодозием II, и оно было утрачено; очень мало сохранилось и от истории античной философии, написанной Порфирием. ПОРЯДОК – ясная и четкая организация какой-либо сферы действительности (в отношении человеческого существования, напр., его позитивные нравственные свойства). Математический порядок – группировка всего многообразия величин в соответствии с математическими закономерностями. Политический порядок – установление жизненных отношений в зависимости от характера народа. Порядок как метафизический принцип имеет место уже в древнейшей космологии (слово «космос» для греков и означало «порядок»). Убедительнейший пример порядка – естественный порядок в том виде, как он воплощается в организме (целесообразном единстве многообразия). Категории бытия, «слои» бытия (см. Учение о слоях) и законы природы постигаемы как принципы порядка (особенно отчетливо выявляющиеся в константах); см. Иерархия зависимости. В сфере психического правило прегнантности (см. Понятие) и закон хорошей формы (см. Гешталът) означают первоначальную упорядоченность. ПОСИДОНИЙ (Poseidonios) (род. ок. 135, Апамея, Сирия – ум. 51 до Р. X., остров Родос) – древнегреч. философ, влиятельнейший мыслитель средней Стой, руководитель основанной Панэцием в Родосе школы, где его слушали Цицерон и Помпеи; полагают, что он был универсальным для своего времени ученым. Будучи философом, естествоиспытателем, математиком, астрономом, географом, историком и этнографом, он создал (сохранившуюся только в отрывках) философско-научную эклектическую систему, которая в центре божественной всеобщей природы помещает человека, дуалистически расколотого на тело и душу (за грехи возвращенную в тело). «Благодаря сочетанию выраженного в яркой форме осмысления действительности с не менее развитым чувством иррационального в мире и человеческой жизни, а также благодаря остроумной и доходчивой форме изложения в своих многочисленных соч. он оказал огромное влияние на чувства и мысли современного ему мира и последующее развитие» (В. Нестле). Произв. Посидония содержатся в «Poseidonius», v. l, Cambridge, 1972. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ – остаточные ощущения, постепенно затухающая устойчивость ощущений, продолжающихся и после прекращения чувственного возбуждения (остаточный образ, отголосок, привкус); основан на устойчивости состояния возбуждения в органах чувств или в нервной системе. ПОСТУЛАТ (от лат. postulatum требование) – требование, предположение, которое является реально необходимым или должно быть мыслимым. Это предположение, которое не нуждается в строгом доказательстве, но должно быть сделано веско и обоснованно (правдоподобно) на основе фактов или исходя из систематических или практических объяснений. Постулат практического разума – это, согласно Канту, «данный a priori, практический (NB: нравственный) императив, неспособный дать никакого объяснения, а также и доказательства своей возможности» (см. также Атеизм). Кантовские постулаты «практического разума» – свобода воли, бессмертие души, Бог. В качестве постулатов эмпирического мышления Кант вообще выдвигает следующие положения: 1) то, что согласно с формальными условиями опыта (со стороны воззрения и со стороны понятия), возможно; 2) то, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), деиствительно; 3) то, связь чего с действительным определяется по всеобщим условиям опыта, существует необходимо. Постулировать – высказывать что-либо в качестве постулата, принимать в качестве исходного положения без доказательств. ПОСТУПОК – всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений; см. Рефлекторное движение). В то время как с каждой вещью можно что-либо сделать, в поступке особо подчеркивается, что он принадлежит сфере нравственности. Поступок всегда является выражением человека как целого даже в том случае, когда поступки трудно или совсем невозможно отличить от автоматических действий. Чувство спонтанности наших поступков основывается на уверенности, что они определяются не только внешними раздражениями, что на них также оказывает влияние мышление. Поступок есть одна из форм проявления свободы воли (см. Свобода) и целенаправленной деятельности. В современной антропологии высказывается мнение, что человек является не столько мыслящим, сколько совершающим поступки существом (см. Активизм, Гелен, Прагматизм). ПОСЫЛКИ (лат. praemissae) – в логике в широком смысле высказывание (формула), на основании которого делается вывод или умозаключение. Посылками могут служить факты или суждения о фактах, принципы, аксиомы, постулаты и вообще любые события или высказывания, из которых можно извлечь полезную информацию. В узком смысле посылки – суждения, из которых в умозаключении следует новое суждение (заключение). В зависимости от вида умозаключения посылок могут быть самые различные суждения и их сочетания. Чтобы вывод умозаключения был истинным, необходимо, чтобы истинными были посылки и чтобы они были логически правильно соединены в умозаключении. Посылки являются необходимым условием логической аргументации и доказательства. ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ (от лат. potentia – способность, сила, мощь, действенность) – в схоластике приписываемая материи возможность превращаться во что-либо; ныне под потенциальностью понимают присущую жизненной субстанции тенденцию, которая при известных благоприятных условиях достигает своей цели; см. Видовая душа. ПОТЕНЦИЯ (лат. potentia – сила) возможность, внутренне присущая сила, способность к действию. Относительно учения об акте и потенции см. Неотомизм. Потенциальный – возможный, способный к действию; то, что соответствует возможности. Противоположность – актуальный. Потенциальная энергия (энергия покоя) – покоящаяся, не действующая энергия. ПОТУСТОРОННОСТЬ – в христ. вере «иной», сверхъестественный, духовный, божественный мир наряду (над или за) с посюсторонним, естественным, чувственным миром; «вечность», пребывающая за изменчивой «временностью». Потусторонность является местом, где человек живет после смерти (см. Бессмертие), там открываются неисповедимые божественные пути, и все бессмыслицы земного существования раскрываются как составные части плана, существующего от вечности к вечности и имеющего целью спасение человечества. ПРАВДИВОСТЬ – соответствие высказываний, слов говорящего его мыслям и убеждениям. Поскольку такое соответствие составляет суть всякой речи, то оно предполагается со стороны того, к кому обращаются; слушающий полагается на правдивость другого и основывает на ней свое доверие к говорящему. Злоупотреблением этим доверием является ложь. ПРАВИЛО (лат. regula) – в объективном смысле равномерность, однообразность бытия, события или действия, сформулированная в понятиях, но еще не познанная как закономерно необходимая. В субъективном смысле – часто предписание (напр., предписание какого-либо органа). С понятием правила связаны исключения, которые неприложимы к понятию закона. «Золотое правило» нравственного поведения гласит (Товит, 4, 16): «Не делай для другого того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе»; Матф., 7, 12, продолжает: «В этом закон и пророки». По своему смыслу золотое правило имеет значение для всех культурных народов; см. "Золотое правило». ПРАВИЛЬНЫЙ – понятие не идентичное с истинным. Правильным нечто является в том случае, если оно таково, каким должно быть (в соответствии с логическими, этическими и техническими принципами). ПРАВО – совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т. д.), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Христианство требует равного права для всех, т. к. перед Богом – источником и хранителем правовой идеи – различия между людьми не имеют никакого значения. Позитивное право формулирует исконные права человека (напр., право на жизнь и право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и широко разветвляющиеся, вытекающие из него права. Позитивное право одновременно указывает на то, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких личностей; оно становится совокупностью правил, регулирующих человеческие отношения. Позитивное право налагает на индивида нравственные обязательства, поскольку оно соответствует его чувству ценности (правовому чувству). Задача, с одной стороны, законодательства, а с другой – воспитания заключается в том, чтобы устанавливать и поддерживать соответствие между позитивным правом и правовым чувством как можно большего числа граждан государства. Принудительность права, осуществляемая государственной властью, является очень ограниченной потому, что применение власти может, конечно, препятствовать человеческим действиям (напр., посредством заключения в тюрьму), но нет никаких оснований для того, чтобы это совершалось с применением средств, противоречащих исконному человеческому праву (террор, жестокость, пытки). Восемь заповедей из десяти являются запретами; см. Философия права. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, занимающаяся исследованием совокупности практических разновидностей психических оснований права и влияния его на психику. Сюда относятся, напр., вопросы о правовом чувстве, о психических предпосылках действия, о свободе воли, о духовном воздействии запрещения и разрешения и т. п.; см. Судебная психология, Криминалистическая психология. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы. ПРАВОВОЕ ЧУВСТВО – см. Право. ПРАВОСЛАВИЕ – одно из трех главных христ. вероисповеданий, наряду с католицизмом и протестантизмом, распространенное гл. о. в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395 после Р. X.) и оформилось после разделения церквей (1054). Основу вероучения православия составляют св. писание (Библия) и св. предание (материалы вселенских соборов, труды отцов церкви, богослужебная практика). Оно исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церковь исполняет роль посредницы между Богом и людьми. Большое значение придается праздникам и постам. В православии, отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении Св. духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы Марии), по-иному совершаются некоторые таинства. Нет в православии и единого духовного центра и единого главы церкви. В процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. По вероучению и обрядовой стороне они не отличаются друг от друга. Богослужение совершается на национальных языках. Православные церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экуменическом движении. На религиозно-философские воззрения православия самое значительное влияние оказала византийская философия. В отличие от католицизма мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии, в частности в рус. православии в лице Сергия Радонежского (ок. 1312 – 1391), Нила Сорского (ок. 1433-1508), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515), Зиновия Отенского (16 в.), крайних форм выражения, тем не менее в отдельные периоды доминировали и аскетический подвиг, и молитвенное созерцание, и мистическое озарение. В нач. 19 в. в России возникла и затем существовала даже в эмиграции академическая философия православия, принципы которой были разработаны Ф.А.Го лубинским, В.Д. Кудрявиевым-Платоновым, В.И. Карповым, С.С. Гогоцким, П.Д.Юркевичем и др. При этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит Филарет, В.В.Болотов), софиологии (см. София), православной антропологии (В. И. Несмелое, М.М.Тареев). Неакадемическая линия православной философии разрабатывалась Хомяковым, Булгаковым, Флоренским, Бердяевым и др. Существовали и иные религиозно-философские течения, такие, как «церковное обновление», «метафизика всеединства», «новое религиозное сознание». ПРАГМАТИЗМ – ведущее свое происхождение от амер. философа Г. Пирса название философского воззрения, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии (греч. pragma, praxis) и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике (прагматизм как философия успеха). Ср. инструментализм (так называется прагматизм у Дьюи, поскольку для него мышление является инструментом действия), гуманизм (см. Шиллер), функция, персонализм (см. Дьюи). В наиболее полной форме прагматизм был развит амер. философом Уильямом Джемсом, который писал о прагматистском понятии истины: «В качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то; что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позврляет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта». Прагматизм развивался преимущественно в США, параллельно с бергсонианством, с которым имеет много общих черт. Прагматистские идеи имеются уже у Зиммеля и Файхингера. Прагматизм близок позитивизму. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ – практический, относящийся к действию, служащий практике; связь условий, их причин и следствий, напр. прагматическое описание истории. Кант называет прагматическим такое действие, которое служит нравственным целям. ПРАКРИТИ, или прадхана (санскр.), – в философии санкхья первоначальное, первойатерия, элементы, из которых все возникает; природа, материя. ПРАКТИКА (от греч. praxis) – действие, деятельность, деятельная жизнь, опыт. Противоположность – теория. Практический (от греч. prattein – действовать) – относящийся к действию, деятельности, употребляемый для деятельности. Практической философией называют философию, поскольку ока направляется на действия – следовательно, этику; Кант называет практическим разумом совокупность принципов и законов действия. ПРЕГНАНТНОСТИ ПРАВИЛО, принцип прегнантности – в психологии положение гештальт-теории связи, согласно которому характер включения (объединения) множества содержаний сознания в формообразующее целое, осуществляемое естественным путем, может быть принят только исходя из гештальт-качеств целого, возникшего благодаря объединению. Объединение происходит т. о., что возникшее целое так или иначе отличается по форме от др. возможных объединений, т.е. по отношению к др. объединениям оно является прегнантным (см. Прегнантностъ). Из этого утверждения выводится тенденция сознания к четкости; см. Раздражение. ПРЕГНАНТНОСТЬ (от лат. praegnaus точность) – содержательная лаконичность, проникновенность и острота выражений; прегнантный – лаконичный, но содержательный, полный смысла. В психологии прегнантной, или отличной, называют такую структуру (см. Гештальткачества), благодаря которой сущность определенного данного воплощается в наиболее чистой и необходимой форме, ряд сходных данностей может быть подчинен прегнантной сфере, или прегнантной ступени (см. Понятие). См. также Гештальт. ПРЕДВИДЕНИЕ – см. Предсказание. ПРЕДИКАБИЛИИ (от лат. praedicare высказывать) – 1) согласно Аристотелю и Порфирию, 5 логических понятий – род, вид, видообразующее отличие, существенный признак, несущественный признак; 2) согласно Канту, выводные понятия рассудка – в отличие от предикаментов, т.е. категорий. Предикабилиями являются понятия силы, действия, страдания, возникновения, исчезновения, изменения и т. п. ПРЕДИКАТ (от лат. praedicatum) то, что высказывается о субъекте; предикативное высказывание – высказывание, содержащее предикат: «материя протяженна»; в логических формулах обозначается буквой Р. Предикативное мышление – специфика рационального мышления, которое может схватывать не сам субъект, но только его предикаты. Так, напр., определение есть перечисление принадлежащих вещи предикатов, но оно никогда не достигает самого носителя этих предикатов. В качестве аналогии с отношением субъекта и объекта рассматривают отношения Я и психических актов Я, народа и форм проявления объективного духа. Совокупность предикатов данного есть то, что может быть в рациональной форме высказано о данном. О предикаторах и исчислении предикатов см. Логистика. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – в языкознании группа слов, которые избираются говорящим и связываются друг с другом по законам логики (языка) т. о., что образуют объективированную, высказываемую, воспринимаемую другими форму одной или нескольких мыслей; см. Слово. В предложении различают 1)субъект, о котором что-либо высказывается, и 2) n p е д и к а т, содержание высказывания. Предложение может быть расширено благодаря 3) о б ъ е к т у, на который направляется деятельность субъекта, 4) о п ределению, которое приписывает субъекту или объекту особое свойство, 5) наречию, с помощью которого предикат определяется точнее. Например: Хорошая (4) хозяйка (1) вкусно (5) готовит (2) еду (3); см. Суждение. ПРЕДМЕТ – вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершенное. В этом смысле предметом является всякое данное простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму. В качестве осн. видов предметов можно различать: 1) вещь – физический, принадлежащий внешнему миру предмет; 2) понятие – логически мыслимый предмет; 3) состояние как предмет – общие состояния чувств, или духовная направленность, напр. «дух» какого-либо дела, «дух» времени. В этом смысле слова «предмет» и «предметный» в нач. 20 в. стали боевым кличем против всякого рода субъективизма и символом обращения вновь «к самой вещи» (см. Феноменология) во всех областях (см. Объективность, Свойство). Кант под вещью-в-себе понимает только принадлежащее внешнему миру и считает, что для нас не существует др. предметов, кроме предметов, данных нашим чувствам; вещь-в-себе, ее объективная, нечувственная причина для нас совершенно непознаваема. В экзистенциализме предмет – это нечто противостоящее мне в переживании, выступающее из обыденности вещей (ибо это не под рукой, не подходит, препятствует и т. д.), сопротивляющееся, сущность чего обнаруживается благода ря-переживанию сопротивления. ПРЕДМЕТА ТЕОРИЯ – по Мейнонгу («Untersuchungen zur Gegenstandtheorie und Psychologie», 1904), теория того, что может быть a priori познано относительно какого-нибудь предмета, исходя из его природы. При этом под предметом (см. Предмет) понимается все, о чем можно мыслить или высказывать суждения. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ – детерминированность поведения человека уже до или при его рождении неведомой божественной волей; это или предопределение к блаженству (возможно, что данный человек его и недостоин), или предопределение к мукам (даже и незаслуженным). Эта идея проповедовалась Августином, а после него – янсенистами, Лютером, Цвингли и Кальвином; она близка к преддетерминизму. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ – в логике положение, которое временно, до получения доказательства противного, считается правильным (см. также Гипотеза). ПРЕДПОСЫЛКА – то, что является условием другого. «Мышление без предпосылок» выражает стремление человека быть независимым от влияния мировоззрения, религии и политики, от отдельных частных желаний, мнений и намерений, от непроверенных и фактически не оправданных предпосылок (см. Объективность). ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ – совокупность наиболее характерных физических и духовных возможностей человека, определяющих образ его жизни, переживаний, поведения, мышления и т. п. Предрасположенность врожденна, однако некоторые ее моменты после рождения получают известный простор для своего развития. Если предрасположенность приводит к выдающимся успехам, то говорят о даровании. Об уровне предрасположенности можно судить лишь по ее проявлению. Воспитание и среда не могут ее изменять, но они могут тормозить или содействовать ее развитию. В психологии под предрасположенностью понимают совокупность возможностей определенным образом реагировать на воздействие среды. Эта способность передается по наследству.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |