Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 43 страница




ПЕРЕЖИВАНИЕ – имеющий большое значение опыт, который воспринимается как обогащение собственной личности. В психологии под переживанием понимается процесс присвоения, совершающийся при встрече с миром; в широком смысле переживание равнозначно содержанию сознания. Благодаря этому получает выражение тот факт, что человек весь, целиком участвует в психическом как телесно-душевно-духовная целостность. См. также Действия осознанность, Реальность.

ПЕРЕЖИВАНИЕ DEJA VU (франц. уже пережитое) – неправильное воспроизведение в памяти (франц. fausse reconnaissance). В результате ошибки памяти думают, что данное переживание действительно когда-то имело место. Ср. с jamais vu – неправильным впечатлением, что прежде никогда с данным явлением не сталкивались.

ПЕРЕЖИВАНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ – понятие, которое идет от Дестют de Tpacu, введено Дильтеем и которым обозначается определенный вид изначального, еще не рефлектированного столкновения субъекта с внешним миром. Реально, по Шелеру, то, что оказывает сопротивление нашим стремлениям. Гартман рассматривает переживание сопротивления как факт, который опосредует нам достоверность реальности.

ПЕРЕОЦЕНКА ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ – провозглашенное Ницше требование освобождения от всех моральных (особенно христ.) ценностей и превращения их в ценности с противоположным содержанием; см. Этика. Подзаголовок произв. Ницше «Воля к власти» гласит: «Попытка переоценки всех ценностей».

ПЕРИОДИЧНОСТЬ (от греч. periodos цикл) – регулярное повторение (возвращение) определенных явлений (воспоминаний, настроений, психозов, процессов роста, рождения, смерти, исторических событий, эпох и т. д.). Врач Вильгельм Флис (1858-1928) считал установленными месячные циклы, охватывающие 23 дня у мужчины и 28 дней у женщины. Р.Б.Херси (Пенсильванский ун-т, США) установил существование «цикла настроения», который обнимает 33 дня (отрезок времени между моментами подавленного настроения); ср. Эротика. Говорят также о периодичности в истории.

ПЕРИПАТЕТИКИ (от греч. peripatoi «крытая галерея», служившая лекционным залом) – ученики и последователи Аристотеля, философская школа Аристотеля. Галерея вместе с окружающим ее садом была приобретена в собственность Теофрастом и завещана им школе. Именно здесь проповедовал свое учение Аристотель. Наиболее известные перипатетики: Теофраст, Эвдем, Аристоксен Тарентский, Дикеарх, Стратон; см. Греческая философия.

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ (от греч. perihereia – окружность) – лежащий на окраине, несущественный.

ПЕРИХОНТОЛОГИЯ (от греч. periechon – охватывать и онтология) – новое словообразование К. Ясперса) – в общем понимании является учением о бытии в сознательном его противопоставлении традиционной онтологии. Перихонтология не занимается категориальным исследованием бытия, а трансцендированно изучает сферу бытия, охватывающего субъект и объект. Она не дает каких-либо определений бытия и его системы, но говорит о его истоках, строя открытую систематику, свободную от признания каких-либо традиционных первопринципов бытия. Перихонтология, в частности, утверждает невозможность единой конструкции целого и единой картины мира, отрицает возможность целостного учения о категориях.

ПЕРМУТАЦИЯ (от лат. permutare менять) – смена, перестановка, изменение в последовательности определенного количества данных элементов.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ (от лат. perseverantia – упорство) – упорство, в особенности упорное возвращение представления, находящегося в сознании, напр. постоянное вспоминание мелодии.

ПЕРСОНА (от лат. persona) – в психологии личность индивида в том виде, в каком она представлена другим, в противоположность аутентичному Я. Термин, введенный в употребление Карлом Юнгом, происходит от названия маски, использовавшейся этрусскими мимами. Согласно Юнгу, персона дает возможность индивиду взаимодействовать с окружающим миром, отражая ту роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности и обществом. Т. о., персона дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения. пективизма были также Ницше, Дилътей, Ортега-и-Гасет и др.

ПЕРСОНАЛИЗМ – философское направление, для которого человек является не мыслящим существом, а действующей, занимающей определенную позицию личностью. В частности, в теории познания личность рассматривается как участвующая в познавательном процессе. В этом смысле вся философия после Ницше /в той или иной мере персоналистична. Формой проявления персонализма можно считать также и философскую антропологию. Под персонализмом в узком смысле понимают персоналистическое преобразование прагматизма, как оно было первоначально осуществлено Ренувье («La personnalite-La chose, 1'idee, la personne», 1899), Ф. К.С.Шиллером («Humanismus», 1903), Ройсом («The world and the individual», 1990), Джемсом («Varieties et religions experiences», 1902) и, наконец, Б. П. Боуном (1847-1910; «Personalism», 1908). В этике под персонализмом понимают утверждение преимущества индивидуальных ценностей перед др. нравственными ценностями.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от лат. persona – личность и facere – делать) – понимание и изображение абстрактных понятий или неодушевленных вещей (таких, напр., как справедливость, небо, источник) в качестве живых существ, наделенных, подобно личности, определенным характером; отсюда персонифицированный – наделенный свойствами личности.

ПЕРСПЕКТИВИЗМ – философское воззрение, согласно которому все познание обусловлено личной позицией, точкой зрения познающего и, следовательно, невозможна значимость всеобщности, свободная от влияния этой позиции. Лейбниц учит: подобно тому как один и тот же город, наблюдаемый с различных сторон, предстает перед нами перспективно многообразным, так же и в силу наличия бесконечного множества простых субстанций имеется столь же много различных миров, которые, однако, являются не чем иным, как соответствующими различным точкам зрения перспективными взглядами на одинединственный мир. Представителями перспективизма были также Ницше, Дильтей, Ортега-и-Гфсет и др.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ (от фр. perfection – совершенствование) – учение о способности человека и всего человеческого к совершенствованию; см. Оптимизм. Представители перфекционизма считают совершенствование человека его нравственной целью и видят в нем смысл истории вообще. Перфекционистами являются Лейбниц, Шефтсбери, Кондорсэ, Ренан, Хр. Вольф, Кант и др.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ КОНСТАНТНОСТЬ – также объектная константность, или феномен константности, – тенденция, свойственная животным и человеку, видеть знакомые объекты постоянными по форме, размеру, цвету и положению в пространстве независимо от изменения угла зрения, расстояния или освещения. Восприятие объекта соответствует самому объекту или представлению о нем, а не непосредственно действующем стимулу. Перцептивная константность лежит в основе способности опознавать объекты независимо от условий, которые «принимаются во внимание» в процессе умственного воссоздания знакомого образа. Напр., снег воспринимается белым при лунном свете так же, как при в 800 тыс. раз более ярком солнечном освещении. Перцептивная константность уменьшается в условиях малого знакомства с объектом и при ограниченном числе факторов окружающей среды, способствующих опознанию объекта.

ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. percipere воспринимать) – восприятие как акт; перципировать – воспринимать; n e p цептибильность – способность к восприятию, воспринимаемость (см. Апперцепция). Перцепционализм – учение, согласно которому только восприятие образует основу всего мышления и знания. Представителем перцепционализма был амер. философ Гамильтон («Perzeption und Modalismus», 1911; «Erkennen und SchlieЯen», 1912).

ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimum наихудший, самое плохое) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Такое личное убеждение или философское направление, которое, в противоположность оптимизму, рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным. Религи-озное выражение пессимизм находит, в частности, в буддизме, Ветхом завете и христианстве. Меланхолия – патологическая форма пессимизма. Представители философского пессимизма – Шопенгауэр и Гартман. Пессимист – человек, склонный к пессимизму; пессимистически и – проникнутый пессимизмом.

ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Генрих (род. 12 янв. 1764, Цюрих – ум. 17 февр. 1827, Бругг, Аарау) – швейц. педагог и социальный реформатор, основоположник теории научного обучения. Высшая цель воспитания для Песталоцци – способствовать подъему внутренних сил человеческой природы и сознанию «творческой близости к природе и человеку» для деятельного труда в обществе, которому должны сопутствовать внутренний покой и внешний порядок. Образование представляет собой саморазвитие осн. сил и способностей человека, его головы (рассудок), сердца (чувство) и рук (творчество). Его «Nachforschungen ьber den Gang der Natur in der Entwicklung des Menschengeschlechts» (1797) привели Песталоцци к убеждению, что воспитание должно быть приспособлено к развитию природы. В систематической форме его программа воспитания была изложена первоначально в работе «Abendstunde eines Einsiedlers» (1780), а позднее – в «Lenzburger Rede» (1809). Осн. произв.: «Sдmtliche Werke», Bd. 1-12, 1899-1902; «Избр. педагогические соч.», т. 1-3, 1909.

ПЁТР Д'АЛЬИ (Peter d'Ailly) (род. 1350, Компьен – ум. 1420, Авиньон) – франц. философ, представитель поздней схоластики; епископ в Камбре (с 1397), кардинал (с -1411). В теории познания стоял на позициях крайнего спиритуализма, благодаря чему предвосхитил учение Декарта, Лейбница и Беркли; в старости склонялся к мистике. Собр. соч.: Gesammelte Werke, Bd. 1-2, 1706.

ПЁТР ДАМИАНИ (Petrus Damiani) (род. 1007, Равенна – ум. 1072, Фаэнца) – итал. схоласт; кардинал-епископ Остийский. Защищал необходимость изучения Библии и писаний отцов церкви в борьбе с диалектикой и риторикой. Его взгляды получили большое распространение в Италии и Германии. Первым в период средневековья сформулировал принцип, согласно которому философия играет служебную роль по отношению к теологии.

ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (род. ок. 1100, Лумеллоньо, близ Наварръ! – ум. 22 июля 1160, Париж) итал. схоласт, епископ (с 1159). В четырех «Книгахсентенций» («Sententiarum libri IV») суммировал (summa) изречения (sententiae) теологических авторитетов. В ней он создал новую литературную форму, которая затем была развита многими франц. теологами и философами, т. н. «сентенциаристами», или «суммистами».

ПЁТР ОРСОНЬ (Petrus Aureoli, Пьер д'Орсонь) (род. в Гурдоне – ум. 1322, Авиньон) – франц. философ, представитель поздней схоластики; учитель в Париже (с 1316). Мыслитель, склонный к критицизму, не примкнувший к какой-либо определенной философской школе, он уже различает «вещь в себе» (в природе) и «явление» (в мышлении), только последнее считает познаваемым.

ПЁТР ПЕРЕГРИН (Petrus Peregrinas) Пьер из Мерикура (род. в Мерикуре, Пикардия – ум. кон. 13 в.) – франц. схоласт. Среди франц. философов своего времени был единственным представителем экспериментальной естественной науки; для практического проведения в жизнь идей Роджера Бэкона требовал дополнить математику и философию экспериментальным методом.

ПЁТР ТАРТАРЕТ (Petrus Tartaretus) (жил в кон. 15 в.) – франц. философ, представитель поздней схоластики; ректор Парижского ун-та (с 1490); ученик Дунса Скота. Разрабатывал учение Аристотеля об умозаключении; опубликовал работы ряда комментаторов Дунса Скота со своими разъяснениями смысла его философии.

ПЕЩЕРЫ ОБРАЗ – платоновское сравнение (в «Государстве») человеческого существования с пребыванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые он принимает за единственные реальности. Если его освободить от оков и вывести из пещеры на свет, в мир с его действительными вещами, то глаза его сначала будут слезиться и он будет считать свой мир теней действительным, а настоящий мир – недействительным. Только постепенно, шаг за шагом он привыкнет к истине. Но если он возвратится в пещеру, чтобы освободить др. людей из заточения, избавить их от химер, то они не поверят ему, сильно разгневаются и, возможно, даже убьют его.

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (род. 9 авг. 1896, Невшатель – ум. 16 сент. 1980, Женева) – швейц. психолог, философ и логик, директор (с 1955) Международного центра генетической эпистемологии. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В одной из первых работ («Речь и мышление ребенка», 1923; рус. пер. 1932) описал специфику детского мышления, выделив эгоцентризм (см. Эгоцентричный) в качестве главной отличительной характеристики его познавательной деятельности; в силу этого ребенок смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы) и анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей); см. Первобытные формы религии. В трудах «Генезис элементарных логических структур» (1939 – 1941; рус. пер. 1963) и «Психология интеллекта» («La psychologie de l'inteligence», 1946) построил операциональную концепцию интеллекта. В качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций Пиаже использовал исчисления математической логики. В серии работ по экспериментальной психологии проанализировал механизмы формулирования осн. психических функций и, в частности, важнейших понятий и принципов человеческого мышления. Психологические и логические идеи Пиаже нашли свое обобщенное выражение в рамках особого направления исследований, названного им генетической эпистемологией (симбиоз генетического и историко-критического подхода к анализу знания). Кроме указанных работ, выпустил (совместно с П. Фрессом) многотомный труд «Экспериментальная психология». На рус. яз. в 1969 вышли в свет «Избр. психологические труды».

ПИЕТЕТ (от лат. pietas – благочестие) – у римлян ничем не омраченные дружеские отношения между богами и людьми. «Pius» (т.е. носитель пиетета) может быть или богом, или человеком, или тем и другим; позднее это название односторонне употреблялось только по отношению к человеку в смысле благочестия, набожности. Вне религии это слово употребляется в смысле почтительного отношения к родителям, предкам, учреждениям, отечеству. Пиетизм – течение в протестантизме кон. 17-18 в., отвергавшее внешнюю церковную обрядность, призывавшее к углублению веры и объявлявшее греховными развлечения.

ПИКНИК (от греч. pyknos – плотный, прочный) – тип конституции человека, характеризующийся наличием полной, склонной к ожирению, приземистой фигуры и слабых, коротких конечностей (противоположность – лептосом и атлетик). По своему темпераменту пикник является циклотимиком: периодически изменяющийся трудовой тип, простой, несложный, наделенный юмором, обладающий уживчивым характером, склонный к практичным решениям, в патологических случаях склонен к депрессии, поддается заблуждениям и может быть одержим манией.

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (род. 24 февр. 1463, замок Мирандола – ум. 17 нояб. 1494, Флоренция) – итал. гуманист и философ, противник астрологии, последователь Савонаролы (1452-1498), склонялся к каббале. При этом он «был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности» (Як. Буркхардт). Осн. произв. – «De dingitate hominis», 1496.

«ПИР" – произв. Платона.

ПИРРИ (Perry) Ралф Бартон (род. 3 июля 1876, Поултни – ум. 22 янв. 1957, Кембридж, США) – амер. философ; в 1913 – 1946 – профессор Гарвардского унта в Кембридже (Массачусетс), в 1946- 1948 – профессор в Глазго, ученик и последователь Уильяма Джемса, неореалист. Противопоставил идеализму «эгоцентрический порядок». Его метод, родственный методу Б. Рассела и бихевиористов, является критически-логическим. Пирри защищал персонализм и создал собственную теорию ценностей. Осн. произв.: «The new realism», 1912; «General theory of values», 1926; «The thought and character of William James», 2 v., 1935; «Puritanism and democracy», 1944; «One world making», 1945.

ПИРРОН из Э л и д ы (род. ок. 360 ум. 280 до Р. X.) – древнегреч. философ из Элиды. Основатель древней стоической школы. Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково (adiaphoron – безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений. В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность» (атараксия). Учение Пиррона называется пирронизмом. Это название по смыслу отождествляется со скептицизмом. Важнейшим источником для изучения его теории является труд Секста Эмпирика «Пирроновы положения».

ПИРС (Peirce) Чарлз Сандерс (род. 10 сент. 1839, Кембридж, Массачусетс – ум. 19 апр. 1914, Милфорд, Пенсильвания) – амер. философ, логик, математик; профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. На него оказали влияние Дуне Скот, Кант и Дарвин. В статье «How to make our ideas clear» («Как сделать наши мысли понятными»), помещенной в научно-популярном ежемесячном журнале «Popular science monthly» (1878), он ввел в философию понятие прагматизм. «Для того чтобы определить значение понятий рассудка, необходимо рассмотреть, какие практические следствия выводятся с необходимостью из истинности понятия. Сумма этих следствий и определяет значение понятия». Пирса считают «отцом научной философии США». Осн. произв.: «Studies in logic», 1883; «Collected Papers of Charles Sanders Peirce», v. 1-8, 1931-1958.

ПИФАГОР (Pythagoras) (род. 580 ум. 500 до Р. X.) – древнегреч. философ, математик, астроном с о-ва Самос, конкретные обстоятельства жизни которого столь же мало известны, как и его учение. Но т. н. «теорема Пифагора», очевидно, принадлежит самому Пифагору. В Кротоне (Южная Италия) он учредил просуществовавший до 4 в. до Р. X. союз с целью проведения нравственно-религиозного реформирования жизни, который из-за его исключительно аристократически-консервативных позиций подвергался преследованиям. О пифагорейцах и их учении (пифагореизме) Аристотель сообщает: они были первыми из тех, кто серьезно занялся математикой. Отсюда и развилось воззрение, согласно которому принципы математики – числа – одновременно являются и принципами мира, а числовые отношения, пропорции – отражением гармонии самого мира. Поэтому мир стал называться «космосом» – в силу господствующего в нем порядка и гармонии – прежде всего в пифагореизме. По учению Пифагора, небесные тела «звучат» через определенные интервалы (гармония сфер) и эту гармонию мы не воспринимаем только потому, что она воздействует на нас непрерывно. Примыкая к орфикам, пифагорейцы выдвинули учение о переселении душ и возвращении, повторении подобного.

ПИХЛЕР (Pichler) Ханс (род. 26 февр. 1882, Лейпциг – ум. 10 нояб. 1958, Грейфсвальд) – нем. философ; профессор в Грейфсвальде (с 1921). Разрабатывал проблемы современной онтологии, а также философию Вольфа и Лейбница; в области логики исследовал вопросы нелогического содержания, занимался поисками конструктивных законов формирования духа. Осн. произв.: «Ьber die Arten des Seins», 1906; «Ьber Chr. Wolffs Ontologie», 1910; «Leibniz», 1919; «Logik der Gemeinschaft», 1924; «Logik der Seele», 1928; «Persцnlichkeit, Glьck, Schicksal», 1947; «Die Idee der Wissenschaft im Wandel der Jahrunderte», 1956.

ПЛАНК (Planck) Макс (род. 23 апр. 1858, Киль – ум. 5 окт. 1947, Гёттинген) нем. физик; профессор в Берлине (1892 – 1923), президент Общества имени императора Вильгельма. В 1900 создал квантовую теорию. Позднее обратился к натурфилософским проблемам, в центре которых стоит понятие физической картины мира. Разрешение этих проблем должно было послужить подтверждению понятий физической причинности и физического закона. Наиболее важные философские произв.: «Wege zum physikalischen Erkenntnis. (Reden und Aufsдtze)», 1933; «Physik im Kampf und die Weltanschauung», 1937; «Das Weltbild der neuen Physik», 1942; «Determinismus oder Indeterminismus», 1947; «Schernprobleme», 1947.

ПЛАТОН Афинский, настоящее имя Аристокл, сын Аристона и Периктионы, предки которой были родственниками Солона (род. 27 мая 427, Афины – ум. 347 до Р. X., там же) – древнегреч. философ, родоначальник платонизма. Платон сначала был поэтом, а позже под влиянием Сократа, а затем и Аристотеля стал самым выдающимся философом эпохи античности; много путешествовал. Наибольшее влияние на философские взгляды оказали его теория идей и философия государства, которые созревали у него постепенно. Осн. идеи Платона: чувственное восприятие не дает знания постоянного, т.е. доставляет не уверенность, а только мнение (см. Пещеры образ). Только понятия в том случае, если они правильно образованы, являются неизменными, и только они дают действительное знание. Понятие должно иметь объект, к которому оно относится. Этот объект не может быть идентичным объекту чувственного восприятия, он должен быть сверхчувственным объектом – идеей. Следовательно, в наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира. Понятия являются отражением идей. Во множестве понятий отражается множество идей. Причастность духа к миру идей при помощи понятий одновременно доказывает, согласно Платону, бессмертие души. Образование понятий в человеческом духе является актом вспоминания самих идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Наивысшая идея – идея блага (см. Калокагатия), часто понимаемая Платоном также как Бог, который, будучи творцом мира (демиургом), сначала творит мировую душу как нетелесную, проникающую весь мир движущую силу. Материя сама по себе не существует; она становится действительностью, побуждаемая присутствующей в ней идеей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Побудительной причиной восхождения к идее является эрос, неотъемлемой предпосылкой блаженства – добродетель. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различает четыре осн. добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и – как главную добродетель – справедливость, компенсирующую и сочетающую др. добродетели. Согласно Платону, государство – это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача – самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели; его определенная этикой политическая цель – совершенный человек идеального государства. В идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия, соответствующие иерархии добродетелей: 1) в сословие низшей добродетели (самообладание, покорность) входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества; 2) добродетель мужества соответствует сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять устои государства (извне – отражая нападение врагов, внутри государства – при помощи охраны законов); 3) наконец, правители, добродетелью которых является мудрость, определяют законодательство и управляют государством. Попытка Платона осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (Сицилия) потерпела неудачу. Все произ. Платона, кроме писем, написаны в форме диалога. Важнейшие из них: «Апология» (защита Сократа), «Критон» (об уважении к законам), «Лахет» (о мужестве), «Хармид» (о благоразумии), «Эвтифрон» (о благочестии), «Гиппий Меньший» (о лжи и несправедливости), «Протагор» (о единстве и поучительности добродетелей), «Горгий» (о противоположности между эгоистической софической моралью и нравственно-политической позицией Сократа; о сущности риторики), «Менон» (о сущности риторики, образовании понятий как вспоминании), «Кратил» (о языке), «Пир» (об эросе), «Федон» (о справедливости), «Государство» (о справедливости), «Федр» (теория идей), «Теэтет» (о знании), «Тимей» (космология), «Законы» и т. д. На рус. яз.: «Сочинения Платона». СПБ, 1863; «Творения Платона», 19231929; «Сочинения», т. 1-3, 1968-1972.

ПЛАТОНИЗМ – 1) разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками; 2) включение платоновской философии, особенно теории идей, в др. философские системы. Платонизм, сначала в виде «раннего платонизма», имел своих представителей в трех платоновских Академиях (в первой – Севсипп, Ксенократ; во второй – Аркесилай, Карнеад; в третьей – Антиох из Аскалона, учитель Варрона и Цицерона). К «среднему платонизму» принадлежат, напр., Цельс и Плутарх. Третьей, и наиболее значительной, формой платонизма был неоплатонизм. В средние века платонизм, по сравнению с аристотелизмом, не играл почти никакой роли (см. Европейская философия). Интерес к нему возродился на Западе в результате основания во Флоренции философом Марсилио Фичино платоновской Академии (1459), откуда он через кембриджскую школу распространился в Англии. В Германии платонизм и неоплатонизм возродились под влиянием англ, философии и благодаря немецкому идеализму; однако только с Лейбница начинается историческое понимание первоначального платонизма. В настоящее время философия Платона часто исследуется с точки зрения ее иррационалистического характера.

ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ – понятие, возникшее на извращении платоновского понятия об эросе и означающее любовь между индивидами различного пола, не связанную с чувственностью и чувственными желаниями.

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (род. 4 сент. 1892, Висбаден – ум. 12 июня 1985, Гёттинген) – нем. философ, один из основателей философской антропологии; профессор философии и социологии в Гёттингене, был президентом Нем. философского общества. В осн. соч. «Die Stufen des Organischen und der Mensch» («Ступени органического и человек»), 1928, и «Lachen und Weinen» («Смех и плач»), 1941, обосновывает философскую антропологию как специальную научно-философскую дисциплину, трактующую человека как эксцентрическое существо, постоянно стремящееся к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному самоизменению, поскольку он всегда пребывает «вне места» и «в ничто». Эксцентрические акты поведения определяют отношение человека к самому себе и окружающему миру. Осн. произв.: «Die wissenschaftliche Idee, ein Versuch ьber ihre Form», 1913; «Die Einheit der Sinne, Grundlinien einer Дsthesiologie des Geistes», 1932; «Grenzen der Gemeinschaft», 1924; «Das Schicksal deutschen Geistes im Ausgang seiner bьrgerlichen Epoche», 1935; «Zwischen Philosophie und Gesellschaft», 1953.

ПЛЕТОН Георгий Гемистот (род. ок. 1355, Константинополь – ум. 1450) – визант. философ; оказал большое влияние на развитие философии на Западе, возродив изучение платоновской и неоплатоновской философии. В противовес христианству пытался снова утвердить языческую религию греков. Благодаря ему Козимо Медичи отдал распоряжение учредить во Флоренции платоновскую Академию (1459).

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (род. 25 нояб. 1857, Тамбовская губ. ум. 30 мая 1918, близ Терлоки, Финляндия, ныне Зеленогорск, похоронен в С.Петербурге) – рус. теоретик и пропагандист марксизма, основатель социал-демократического движения в России, крупный исследователь в области философии, социологии, эстетики, религии, а также истории и экономики. В 1901 – 1905 – один из руководителей созданной В. И. Лениным газеты «Искра»; позднее выступал против большевизма. В философско-социологических трудах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерк по истории материализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898) развил материалистическое понимание истории, представив материализм как продукт длительного развития, связанного с социальными конфликтами и прогрессом науки; применил диалектический метод к познанию общественной жизни. Отвергал концепции о «героях – делателях истории», считая, что «народ, вся нация должна быть героем истории». В области эстетики стоял на позициях реализма, рассматривая искусство как специфическую форму отражения общественной жизни, способ художественного освоения действительности. Осн. философско-социологические соч. вошли в «Избр. философские произведения», т. 1-5. М., 1956-1958; более полн. издание работ Плеханова – «Сочинения», т. 1-24. М.-Л., 1923-1927.

ПЛОККЕ (Ploucquet) Готфрид (род. 25 авг. 1716, Штутгарт – ум. 23 сент. 1790, Тюбинген) – нем. философ, профессор (с 1750); последователь философии Вольфа, занимался преимущественно проблемами метафизики и логики; предшественник современной логики исчислений. В 1773 вышло в свет его собр. соч.: «Sammlung der Schriften, welche den logischen Kalkьl des Herrn Prof. Ploucquet betreffen».

ПЛОТИН (Plotinos) (род. 205, Ликополь, Египет – ум. 270, Минтурнэ, Кампания) – древнегреч. философ, учился в Александрии у легендарного Аммония Саккаса; затем – уже после участия в персидском походе императора Гордиана – возглавил собственную школу в Риме, которую опекал император Галлиен. Плотин уделял такое большое внимание одухотворению, что стыдился своего тела. Выступил также систематизатором неоплатонизма. Он исходил из «единого», которое является первосущностыо, но не разумом, не предметом разумного познания. «Единое» выделяет из себя благодаря излиянию (эманации) мировой дух', нус. Нус производит из себя мировую душу; он заключает в себе мир идей, истинный мир, в то время как чувственный мир представляет собой только иллюзорное отражение мира идей. Мировая душа дробится на отдельные души. Материя возникает как низшая ступень эманации, как «несуществующее», «злое», как абсолютное отрицание божественной первосущности. Последняя, и высшая, цель души, выделяющейся из «единого», – воссоединение с ним благодаря экстазу, по отношению к которому познание является только подготовительной ступенью. Ученик Плотина, Порфирий, издал из его соч. 54 произв. (в 6 частях) – «Эннеады». Под названием «Избр. трактаты» произв. Плотина публиковались в: «Вера и разум», 1898, № 8-19; 1899, № 2, 6, 11-15; 1900, № 18-21.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.