Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 38 страница




НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ – 1) период развития немецкой философии от Канта (1780) до Гегеля (1830); 2) одно из осн. философских направлений; см. Идеализм.

НЕНАВИСТЬ – противоположность любви; антипатия, доходящая до аффекта, до страсти. Ненависть и любовь в учении Эмпедокла – это движущие силы развития. Согласно глубинной психологии, ненависть часто является вытесненной любовью, перешедшей в свою противоположность. Возникновению этого чувства часто предшествует острое недовольство, вызываемое нежелательным развитием событий, или постепенное накопление более слабых воздействий источника отрицательных переживаний. Предметом ненависти в таких случаях становится реальная или мнимая причина этих событий. Для того чтобы не допустить развития нежелательной ненависти, человеку необходимо осознать объективную неизбежность неприятных для него событий.

НЕОБРАТИМОЕ (от лат.) – то, что не может быть повернуто вспять; так называются процессы, направление и ход которых не могут совершаться в обратную сторону, напр. время, движение, превращения энергии движения, жизненные процессы (развитие организма от яйца до смерти, пищеварение), человеческая история и т.д.

НЕОБХОДИМОСТЬ – философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. Так, напр., сущее в себе еще не является необходимым (см. Ничто), но содержит полноту возможностей; благодаря присоединению определенностей (категорий бытия и познания) «живое», напр. организм, переходит из сферы сущего в сферу наличного бытия и здесь одновременно является необходимым. Необходимость и возможность представляют собой звенья одной цепи, так что необходимость одной вещи есть одновременно возможность по крайней мере для некоторой иной вещи (как правило, для многих др. вещей). Эта цепь начинается с мыслимого как наиболее всеобщего и оканчивается мыслимым как наиболее индивидуальным. Необходимость относится к возможности так же, как определенное бытие – к наличному бытию; см. Всеобщее, Индивидуация. Логически необходимой называют мысль, которая не может быть заменена никакой другой, в противном случае должно возникнуть противоречие этой новой мысли с уже данными предпосылками (см. Постулат). Реально или физически необходимым считается такое явление, которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия, или должно произойти, если последует нечто.

НЕОВИТАЛИЗМ – термин, который впервые ввел в 1856 Вирхов, желая подчеркнуть отличие своей теории от прежних форм витализма. Принимая принцип каузальности и понятие закона, характерное для естественных наук, неовитализм пытается обосновать идею о том, что в жизни организмов действует особая сверхмеханическая, сверхматериальная жизненная закономерность. Представители неовитализма: Икскюлъ, Решке, Дриш и др.

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО – неоднородное философское течение, получившее наибольшее распространение с начала 20 в. В Германии, а также во Франции, Англии, Голландии, Италии, России, Скандинавии и США неогегельянцы, ссылаясь на Гегеля, склонялись к методу диалектики, к метафизике, а особенно к метафизическому толкованию культуры и истории, к защите идеи абстрактного государства силы и к выдвижению на первый план наук о духе в противоположность естественным наукам. Главные его представители: К.Фрейер, Г.Глокнер, Т.Л.Геринг, Т.Литт, Б.Бозанкет, Ф.Г.Брэдли, Б.Кроче, Дж.Джентиле (первоначально), Дж.Ройс, Г.Болланд, Дж.Э.Мак-Таггарт, Дж.Х.Стирлинг,.В.Дильтей, И.А.Ильин, Ж.Валь, А.Кожев. Международный «Гегелевский союз» образовался в 1930 (центр – Голландия). После прихода национал-социалистов к власти в Германии антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своем эмигрировали из страны. Попытки возрождения неогегельянства в послевоенной Германии (Т. Литт и др.).имели ограниченный успех.

НЕОГУМАНИЗМ – см. Гуманизм.

НЕОИДЕАЛИЗМ – см. Эйкен, Неогегельянство, Неокантианство.

НЕОКАНТИАНСТВО – обозначение для многих разнородных, распространенных гл. о. в Германии, философских течений 19 в., связанных с именем Канта или с его критицизмом. В Германии неокантианство возникает после 1860 как оппозиция против спекулятивной метафизики нем. идеализма, с одной стороны, и как выражение недовольства ошибками в обосновании исходных положений частных наук-с другой. Рационалистическая разновидность неокантианства выступила в форме метафизики (Фолькельтц Гартман, Вундт), философии ценностей (гейдельбергская, или юго-западная, школа: Риккерт, Виндельбанд, Ласк, Мюнстерберг, Баух), логистики (марбургская школа: Коген, Наторп, Кассирер, Либерт, Форлендер, Штаммлер); эмпирическая разновидность представлена в форме позитивизма (Дильтей), сенсуализма (Гельмгольц, Мах, Риль), фикционализма (Файхингер). Во Франции неокантианцами являются Ренувье, Гамелин и Брюнсвик.

НЕОЛАМАРКИЗМ – разнородные направления, возникшие в связи с развитием ламаркизма, в особенности учения о жизненных привычках и их влиянии на строение тела, а также о наследовании приобретенных таким путем признаков. Материи вообще приписывается способность целесообразно реагировать на изменения во внешнем мире; см. Ламарк.

НЕОПЛАТОНИЗМ – последняя форма греч. философии, выступавшая во многих и различных видах в период от сер. 3 в. до сер. 6 в.; возникла вследствие смешения учения Платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христ. мистикой и религией. Легендарным первосоздателем неоплатонизма является Аммоний Саккас, подлинный же его основатель – Плотин; наиболее значительными философами неоплатонизма были также Ямвлих, Порфирий и Прокл. Осн. учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи, освобождение человека, материально обремененного, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма; см. Греческая философия.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – философское течение, современная форма позитивизма. Осн. его идеи восходят к позитивизму Конта и Милля, к англ, эмпиризму 18 в. и непосредственно – к эмпириокритицизму. Неопозитивизм возник в Венском кружке; несколько учеников Морица Шлика выступили в 1929 с программным соч. «Wissenschaftliche Weltauffassung – Der Wiener Kreis» и основали свой собственный журнал «Erkenntnis». Находившийся под сильным влиянием Рассела, логистики и современной теоретической физики, неопозитивизм быстро распространился также за границей, когда члены Венского кружка бежали от национал-социализма в Англию и США и занялись там преподавательской деятельностью. Главными представителями неопозитивизма являются Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн и Ханс Рейхенбах. Совокупность учений неопозитивизма его представители называют унифицированной наукой.

НЕОРГАНИЧЕСКИЙ (от греч. а не и organon – орудие) – не относящийся к живой природе; неорганическая химия – химия всех соединений, за исключением углеводород истых; противоположность – органический.

НЕОРЕАЛИЗМ – господствующее течение в англ, философии 20 в., которое возникло в Кембридже и было основано в 1903 Дж. Муром. Оно направлено против неогегельянства, на спекулятивную разработку отдельных философских проблем, причем эти проблемы его представители пытаются решить посредством логического анализа, т.е. метода естествознания. Философия как система отвергается. В центре философских интересов стоят логика, теория познания, биология и физика. Кроме Мура, неореализм представлен С.Александером, Ч. Д. Бродом, С.Л.Морганом, Б.Расселом, А.Н.Уайтхедом и др. Вторая группа неореалистов, возглавляемая А.Айером, близка неопозитивизму.

НЕОСХОЛАСТИКА – дальнейшее развитие схоластики после Реформации. Это развитие получило выражение частично в форме давно исчезнувшей протестант, неосхоластики, частично в форме католич. неосхоластики, расцвету которой способствовала Контрреформация и которая после периода упадка (особенно в 18 в.) усилилась снова (начиная с сер. 19 в.). Зародилась неосхоластика уже в эпоху Реформации. Каетан, аугсбургский противник Лютера на диспутах, был ее первым представителем. Особенно широкое распространение неосхоластика получила в Испании благодаря вновь основанному ордену иезуитов; вначале она опиралась на философию Аристотеля и Фомы Аквинского. Первая система католич. неосхоластики была создана иезуитом Суаресом ок. 1600; в Германии наиболее влиятелен был иезуит Грегор Валенсийский (1549-1603). В католич. неосхоластике произошел раскол из-за разногласий между учением доминиканца Банеца (1528-1604) о предопределении – банецианизмом – и учением о свободе иезуита Луи де Молина (1535 – 1600) – молинизмом. В Италии близкие к неосхоластике позиции занимали некоторые аристотелики эпохи Возрождения (напр., Патриций); представителем неосхоластики, в сущности, был и Кампанелла, а самым крупным ее сторонником в Италии 16 и 17 вв. является Бел л ар мин. Во Франции ярко выраженных форм неосхоластики почти не было, хотя даже Декарт был ей внутренне близок. Католич. неосхоластика проникает также в Польшу и Южную Америку. Уже в 18 в., но особенно в нач. 19 в. многие, гл. о. нем. католич. философы, такие, как Дойтингер, Фрошаммер, Гюнтер, более или менее отдалились от неосхоластики. После того как орден иезуитов, распущенный в 1773, был официально восстановлен (1814), неосхоластика стала возрождаться вновь: в Германии, в частности, этот процесс связан с деятельностью иезуита Клойтгена, позже ее развитие шло в русле неотомизма. Представители неосхоластики 20 в.: Катрейн, Гёртлинг, Пшивара, Гейзер, Грабанус. В основе протестант, неосхоластики в ее лютеранской форме лежат учение Меланхтона и своеобразное подражание Аристотелю; одним из наиболее известных ее систематиков, повлиявшим и на Христиана Вольфа, был Шейблер. Более поздние представители неосхоластики, такие, как Касмаи, Гутке, Юнгиус, Сеннерт, Таурелл, все больше и больше выходят за ее рамки. Уже Корнелиус Мартини (1568-1621) выступает против господства теологии, а Якоб Томазий в 1670 предсказывает ее крах. Окончательно преодолевает неосхоластику Лейбниц. Клеменс Тимплер (1540-1604) заложил основы реформированного направления протестант, неосхоластики; к нему примкнули автор «Лексикона» Гоклений, картезианец Клауберг, разрабатывавший онтологические проблемы, и, кроме того, Альтузий, теоретик философии государства и социолог. Перенесенная в Голландию неосхоластика просуществовала до 18 в., пока школа Лейбница – Вольфа окончательно не вытеснила ее, заимствовав ряд ее идей.

НЕОТОМИЗМ – ядро неосхоластики уже со времени возникновения католич. движения, направленного против Реформации. Особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церковью и папой Львом XII (энциклика «Aeterni Patris», 1879) философии Фомы Аквинского. Неотомизм является одним из наиболее значительных направлений современной философии; больше всего он распространен во Франции и Бельгии, но имеет своих представителей почти во всех др. западноевропейских странах. Важнейший исследовательский центр – Высший ин-т философии, основанный при Лувенском католич. ун-те в 1882 кардиналом Дезире Мерсье (1851 – 1926). Наиболее известный представитель современного неотомизма – Жак Маритен. Кроме него, следует упомянуть Жильсона и Сертиланжа. Неотомисты занимаются гл. о. проблемами метафизики – учение о действии и потенции: пассивная потенция выражает реальное ограничение действия; наличное бытие является действием определенного бытия, становление есть переход от потенции к действию; проблемами натурфилософии – гилеморфизм: материя относится к форме так же, как потенция к действию; субординация сущего определяется тем, какова степень его наполненности бытием: неживое тело, растение, животное, человек; проблемами духа, его двумя важнейшими функциями – познанием и волением; вопросами познания – осн. различие между чувственным и рациональным познанием; учением о Боге – бытие всех вещей зависит от свободной божественной воли; конечное бытие создано по образу и подобию Бога как совершенного бытия; проблемами этики – блаженство для человека достижимо только через его восхождение в конце концов к чистому и совершенному бытию.

НЕОФРЕЙДИЗМ – направление в современной философии и психологии, получившее распространение гл. о. в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с амер. социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм и др. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т. д.), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – нелогичность; непоследовательное- нелогичное.

НЕПРАВИЛЬНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – вывод, основанный на (вольной или невольной) логической ошибке; напр.: «то, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рогов, следовательно, ты их имеешь». См. также Софизм.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ – неразрывная связь в бытии или переход в становлении. Всеобщность лейбницевского «закона непрерывности» (природа не делает скачков), согласно которому в природе нет никаких перерывов, пробелов и все связано благодаря переходам, была опровергнута квантовой теорией. Эволюционная теория Дарвина в основном придерживается непрерывности, наличия переходов; теория мутаций де Фриза, наоборот, исходит из скачкообразности развития.

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ – в логике одно из осн. требований к формальным теориям и вообще к научному знанию. В каждой относительно обособленной теории (или системе знания) не могут одновременно выводиться некоторое предложение и его отрицание. Нарушение этого требования делает возможным в такой теории доказательство любого предложения и приводит к потере ею своей научной ценности, т.е. фактически к ее разрушению. Положение о логической непротиворечивости требует неукоснительной последовательности рассуждения.

НЕРВ (от лат. nervus – сухожилие, жила) – Nervus billi («нерв войны») – движущая сила войны (речь идет о деньгах); Nervus probandi («нерв доказательства») – суть доказательства, то, что придает доказательству силу убедительности; Nervus rerum («нерв вещей») – самое главное, суть какого-либо предмета (чаще всего под этим подразумевают деньги); Nervus vivendi («нерв существования») – осн. начало, движущая сила.

НЕРЕДУЦИРУЕМОЕ (от не... и лат. reducere – отводить назад) – то, что не может быть сведено к чему-либо другому или выведено из чего-либо другого.

«НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ» – название одной из работ Ницше.

НЕСОИЗМЕРИМОЕ – несравнимое из-за отсутствия общего масштаба, не могущее быть измеренным.

НЕТТЕСХЕЙМ (Nettesheim) Агриппа (род. 14 сент. 1486, Кёльн – ум. 18 февр. 1535, Гренобль) – нем. писатель, врач и философ. В своем соч. «De occulta philosophia» (1510) проповедовал неоплатоническую философию, пронизанную алхимией, астрологией, магией и каббалистикой. Его наиболее известный до настоящего времени труд «Ьber die Eitelkeit und Unsicherheit der Wissenschaften» (1527) содержал самую острую по тому времени критику науки. Впоследствии возвращается к проповеди строго церковного вероучения. Его произв. опубликованы в «Magische Werke», 5 Bd., 1925.

НЕЭВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ – в букв, понимании – все геометрические системы, отличные от геометрии Эвклида, не признающие ее аксиому о параллельных и утверждающие, что через точку, лежащую вне данной прямой, проходит бесконечно много прямых, параллельных данной прямой (Н. И. Лобачевский, 1793-1856), или ни одной прямой (Б. Риман, 1826-1866). Примечательно, что эти теории не находятся в логическом противоречии с первой, которая утверждает, что сумма углов любого треугольника равна двум прямым углам. У Лобачевского эта сумма меньше, а у Римана больше. Впервые предположение о возможности отхода от принципов эвклидовой геометрии было высказано у Прокла в его комментариях к трудам великого математика. См. Математика.

НЕ-Я – осн. понятие философии Фихте. Не допуская существования независимой от сознания «вещи в себе» (Кант), он вынужден был ввести по существу два различных Я: одно из них тождественно индивидуальному, другое – абсолютному сознанию, которые то совпадают, то совершенно распадаются; эта «пульсация» совпадений и распадений составляет ядро диалектики Фихте как движущего принципа мышления. Вместе с самосознанием Фихте постулировал и его противоположность – не-Я. Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно только путем частичного взаимоуничтожения ими друг друга. Если Я определяется через не-Я, то субъект выступает как теоретический, если наоборот – как практический.

НИБУР (Niebuhr) Рейнхольд (род. 21 июня 1892, Райт-Сити, США – ум. 1 июня 1971, Стокбридж, Массачусетс) – амер. протестант, теолог, представитель диалектической теологии. Объявлял иллюзорными и наивными надежды на приведение общества в соответствие с требованиями христ. морали, а личности – с возможностью совершенствования, утверждая, что любые попытки построения справедливого общественного порядка наталкиваются на злую и эгоистичную, греховную сущность человека. Сделал вывод об «иронии», считая, что история, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и воли Бога, неподвластна человеку, который, желая подчинить ее себе, всегда получает результаты, обратные ожидаемым. Эгоизм личности, группы людей почти всегда стремится предстать в качестве интересов не этих лиц, а всеобщих интересов. В своих работах Нибур призывает протестант, теологов не впадать в иллюзии, а понять, что только непосредственная практическая «благая» деятельность поможет предотвратить противоречия или смягчить те из них, которые представляются неразрешимыми. Осн. труды: «Moral man and immoral society», 1932; «The nature and destiny of man», v. 1-2, 1941 – 1943; «Faith and history», 1949; «The irony of American history», 1952.

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) позиция абсолютного отрицания (см. Негация). Этот термин, введенный Фридрихом Генрихом Якоби в его «Sendschreiben an Fichte», стал общераспространенным выражением благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины (см. Агностицизм). Этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения, и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван к жизни. Зачастую он представляет собой лишь крайний скептицизм, реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной. Ницше обозначает словом «нигилизм», заимствованным у Тургенева, явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Становится ясно, что все эти стремления совершенно тщетны. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. См. также Ничто.

НИДЕРЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – с давних времен многими своими сторонами связана с философскими воззрениями народов соседних стран. В голл.-флам. странах самостоятельная философия развивалась уже в средние века, с 13 в. Последователь Аристотеля Генрих ван Гент (1217 – 1293) явился создателем философской системы, которая существенным образом отличалась от теорий его современников. У Сигера Брабантского мы находим концепцию, примыкающую к философии Аристотеля, но ориентирующуюся на аверроизм. Генрих Батский (1246-1310) пишет о неоплатонизме, а Вильгельм Мербекский (1215 – 1286) переводит греч. философов, Забвение философии во имя теологии означало поворот к мистике, особенно у Яна ван Рюйсбрека и Гирта Грота. Взгляды Фомы Кемпийского, автора «Imitatio Christi», носили ярко выраженный религиозный характер, тогда как единомышленник Николая Кузанского – Дионисий Картезий (1402/03-1471) – был философом в собственном смысле слова. Новый толчок развитию мистического направления в нидерл. философии дал Вессель Гансфорт, один из наиболее известных гуманистов. Рудольф Агршола подверг критике схоластику. В период Реформации и расцвета гуманизма нидерл. философия достигла своего апогея в учении Эразма Роттердамскою. Наконец, в нидерл. философии вновь возрождается реализм – на этот раз в философии морали Корнхерта (1522 – 1590). Картезианство имело своего представителя в лице Арнольда Гейлинкса; Гуго Гроций защищал гуманизм; натурфилософию развивали Ф.М. ван Гельмонт и – очень умеренно – анатом Бургаве (1668-1738). В 17 в. в Нидерландах, которые стали прибежищем независимого духа, жили Декарт и Ангелиус Силезский, Б ей ль и Спиноза. Франца Гемстергейса, философия которого имела пантеистическую, эстетическо-мистическую окраску, можно считать предшественником романтики. В 19 в. нидерл. философия испытала влияние Канта, Шеллинга и Гегеля, но оно было непродолжительным. С 60-х годов на арену снова выходит спинозизм (ван Флотен, Ланд, Мейнсма); он воплощается в философии Бирен-де-Хана (1866-1943). Роль освободителя нидерл. философии от оков классической филологии и теологии принадлежит Корнелиусу Виллему Опзомеру, философия которого имеет естественнонаучную, позитивистскую и антиметафизическую направленность. Он хотел поставить философию на службу жизни. В нач. 20 в. в нидерл. философию проникло неогегельянство; особенно крупным его представителем был Г. Болланд. Б. И. Овинк (1854-1922) являлся сторонником марбургской школы неокантианства. Наконец, в нидерл. философии намечается новый поворот к естественнонаучному позитивизму – на этот раз в форме психического монизма Георга Хеймана и его учеников. В современной нидерл. философии наиболее характерными направлениями являются: феноменология (Г. ван дер Лев, Е. де Брёйне), экзистенциализм (Р.Ф.Берлинг), логистика (Е.В.Бет, Р.Фейс). Философы, примыкающие к кальвинизму, развивают религиозный персонализм: Р. А. Констам, Дойеверд и Волленховен. В католич. кругах значительную роль играет неотомизм (Бейсенс, Л. де Реймакер).

НИКОЛАЙ ИЗ ОТРЕКУРА (Nikolaus d'Autrecourt) (ум. после 1350) – франц. представитель поздней схоластики, был настоятелем монастыря в Метце, магистром теологии Парижского ун-та. Его называют «Юмом средневековья». Примыкая к Уильяму Оккаму, Николай из Отрекура выступил с резкой критикой основ метафизики Аристотеля. Он прежде всего подверг сомнению понятия причинности и субстанции, считая их лишь вероятными. Был отлучен от церкви.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus), наст, имя Николай Кребс (род. 1401, Куза на Мозеле – ум. 11 авг. 1464, Тоди, Умбрия) – нем. теолог и философ; епископ в Бриксене (с 1450), кардинал (с 1448). Его философия, стоящая на рубеже между схоластикой и философией эпохи гуманизма, развивалась под влиянием мистики (особенно Мейстера Экхарта) и номинализма (Уильяма Оккама). Николай Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область «знания о незнании» (см. Docta ignoratia) и расширить возможности познания при помощи принципа «совпадения противоположностей» (см. Coincidentia oppositorum), причем это совпадение может быть достигнуто только в Боге. Хотя Николай Кузанский догадывался о существовании бесконечности в пространстве и времени, он, однако, считал созданный мир «Богом в ничто», в котором никакое учение о творении неспособно что-либо изменить. Связующим звеном между Богом и миром служит Христос как воплощение Логоса. Человек, подобно любой вещи, относится к микрокосмосу и является отблеском универсума, который устроен по принципу постепенного перехода через ряд ступеней – от высшего к низшему. Особое внимание Николай Кузанский уделял разработке метода мышления и способа выражения, свойственного математике, стремясь, в частности, разрешить проблему бесконечно больших и бесконечно малых величин. Осн. произв.: «De docta ignoratia», 1440 («Об ученом незнании», см. Избр. философские соч., М., 1937); «De visione dei», 1543 («О божественном видении»), «De possest», 1460 («О бытии возможности»); «De concordantia catholica» (в котором он защищает решение Базельского собора о папстве и ратует за объединение западного и восточного христианства), 1434; «De cribratione Alchoran» («О переработке, т.е. очищении Корана»); «De ludo globi» («Об игре, т.е. вращении земного шара»), 1464; «Der Laie ьber den Geist»; «Ьber den Ursprung (De Principio)»; «Predigten 1430-1441».

НИКОЛАЙ ОРЕЗМСКИЙ (Nikolaus d'Oresme) (род. ок. 1320, Орезм – ум. 11 июля 1382, Лизье) – франц. математик, физик, астроном, философ и экономист. В Париже Николай Орезмский был воспитателем франц. короля Карла V, а с 1377 стал епископом в Лизье. Является одним из наиболее выдающихся предшественников современной науки. Он был последователем скептицизма и критицизма Уильяма Оккама, выступал против астрономической теоряи Аристотеля. Идее о вращении Земли вокруг своей оси он придал такую определенность, какой она не имела ни у кого до Коперника; еще до Галилея он сформулировал закон свободного падения и до Декарта – осн. законы аналитической геометрии. Его труд «О происхождении, сущности и обращении денег» позволяет считать его родоначальником современной политэкономии. Николай Орезмский боролся против широко распространенной в ту эпоху астрологии и суеверий.

НИКОЛЬ (Nicole) Пьер (род. 12 окт. 1625, Шартр – ум. 16 нояб. 1695, Париж) – франц. грамматик и теолог; янсенист. Вместе с Арно он написал «L'Art de penser» (1662), в которой выступает как картезианец, находящийся также под влиянием Паскаля.

«НИКОМАХОВА ЭТИКА» – главное этическое соч. Аристотеля в 10 книгах (кроме «Никомаховой этики», известны еще «Эвдемова этика» и «Большая этика»). Предполагают, что «Никомахова этика» была опубликована уже после смерти Аристотеля его сыном Никомахом (Nicomachus). Рус. пер. – «Этика», СПБ., 1908.

НИРВАНА (санскр. – прекращение, на языке пали – nibbana) – состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное существование. Сторонники поздней махаяны понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать закон кармы и которое навечно стало благом для всех существ. См. также Индийская философия.

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (род. 15 окт. 1844, Реккен, близ Лютцена, Саксония – ум. 25 авг. 1900, Веймар) – нем. философ. Дед и отец Ницше были пасторами, отец его умер в 1849. Свои первые стихи и соч. Ницше написал в десятилетнем возрасте. В 1858 поступил в наумбургскую школу в Пфорте. В 1864-1868 изучал филологию в Бойне и Лейпциге. Уже в апр. 1869 благодаря рекомендации филолога Ф. В. Риталя он получил в Базеле место профессора, которое в 1878 вследствие болезни вынужден был оставить. С 1871 состояние здоровья Ницше все более ухудшалось, иногда ему приходилось переносить поистине адские страдания. Его терзала мучительная болезнь глаз, ведущая к полной потере зрения. В декабре 1888 Ницше был разбит параличом. Вскоре у него наступило помрачение ума. Его сестра Элизабет Фёрстер-Ницше ухаживала за ним до самой его смерти и после этого взяла на себя заботу о наследии философа. Ницше был человеком болезненным, необщительным и неловким. Стыдясь своих недостатков, он старался держаться с преувеличенным достоинством. Поскольку Ницше был погружен лишь в мир порожденного им идеального образа человека (сверхчеловека) и обречен на одиночество, то в конце концов жизнь для него стала нереальной, иллюзорной и даже привела его к самообожествлению. В 1872 вышла первая книга Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Его учитель Ритчль и Ульрих фон Виламович-Меллендорф сочли ее ненаучной и отвергли. В своих «Несвоевременных рассуждениях», которые были написаны в 1873 – 1876, Ницше обрушился на Д. Ф. Штрауса и сторонников историзма, превознося в то же время Шопенгауэра и Рихарда Вагнера. С Вагнером он вскоре порвал. Книга «Веселая наука» (1882, окончательная редакция – 1886) непосредственно предшествовала знаменитому произв. Ницше «Так говорил Заратустра» с подзаголовком «Книга для всех и ни для кого» (I ч. – 1883, первое полн. издание – 1892). Эту свою работу Ницше считал «самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество». Создавая это произв., «Ницше весь был во власти чар, навеянных архетипом «древнего мудреца». Он отождествлял себя с образом Заратустры, воплотившего в себе сознание, вышедшее за пределы человеческих возможностей... В этом отождествлении слились в удивительно тесную связь судьба Ницше и его определенная философская концепция» (Fr. Seifert, С. G. Jungs, Lehre von UnbewuЯten und den Archetypen, в «Universitas», IX, 8, 1954). Своим осн. программным произв. Ницше предполагал сделать книгу 4 Воля к власти» (попытка «переоценки всех ценностей»), но оставил лишь массу заметок и афоризмов, созданных в процессе ее подготовки. Этот материал, изданный Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом, появился в 1906 под общим названием «Воля к власти». Значительное влияние на ницшеанскую философию оказали волюнтаристская метафизика Шопенгауэра и дарвиновский закон борьбы за существование. Отправляясь от этих учений, Ницше стремился создать идеал нового человека, сверхчеловека, призванного уничтожить все лживое, болезненное, враждебное жизни. Его философия должна была занять место того философского нигилизма, приближение которого он видел. Борясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом его является «рабская мораль» – во всяком случае, ему известен лишь «инфантильный, поэтический образ Христа, наделенный сентиментальной мягкостью и пассивностью» (Г. Зигмунд). Он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой, и против плебса, угрожавшего, как он полагал, всему благородному и возвышенному. Ницшеанская модель сверхчеловека есть не что иное, как образ человека – господина эпохи Возрождения, воплотившегося, напр., в лице Чезаре Борджа (1475 – 1510). Метафизический лейтмотив ницшеанства имеет следующее содержание: все существующее, в т. ч. и человеческое познание, есть только форма проявления воли к власти; никакого абсолютного бытия нет: бытие – это становление, но не беспрестанное возникновение нового, а лишь «вечный круговорот» всего того, что в прошлом уже повторялось бесконечное число раз («Вечные песочные часы бытия снова и снова оказываются перевернутыми»); идентичное, неизменное Я – такая же фикция, как и истинное бытие. Для современной экзистенциалистской философии важно также и следующее положение (из работы «Шопенгауэр как воспитатель»): «Человек, который не хочет слиться с толпой, должен прежде всего отбросить свою лень и следовать голосу своей совести, взывающей к нему: «Будь самим собой. Все, что ты теперь думаешь и делаешь, к чему стремишься, – все это не ты!» В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону» («Несвоевременные размышления». М., 1906). Этот манекен, мыслящий лишь по общему шаблону, и есть нечто безличное, Man в философии Хайдеггера. Несомненно, Ницше был выдающимся критиком и писателем, создавшим новые языковые формы, виднейшим мастером афоризма, крупнейшим эссеистом и поэтом. Но понимание философии Ницше затрудняет софистическая форма, в которую она облечена, «У Ницше нельзя искать никакого покоя, в его философии нет ни окончательной истины, ни положений, которые просто можно принять на веру... Ницше может правильно понять лишь тот, кто предварительно уже получил систематическую теоретическую выучку, кто приобрел точность мышления и настойчивость. Философствовать вслед за Ницше – значит постоянно утверждать себя в противовес ему» (Ясперс). Собр. соч. Ницше вышло в 1905-1913 в 19 тт. (рус. пер.: Поли, собр. соч., М., 1910 и следующие).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.