Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические формы религии




К ранним формам религиозного отношения к миру относят­ся анимизм, тотемизм, фетишизм, идололатрия. Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — одухотворение природных объек­тов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только про­являющимися в природе, но и влияющими на человеческую жизнь. Духи стихий могут быть злыми и доброжелательными, поэтому в необходимых случаях им делаются небольшие пожер­твования. Отношение духов непостоянно и может меняться в зависимости от поведения людей. Отсюда появляется тоте­мизм — вера в сверхъестественное родство между человечески­ми группами (родами, племенами) и определенными видами • животных, реже — растений. Непочтение к тотему, с которым каждый член рода считает себя связанным, является преступ­лением, влекущим за собой наказание. Параллельно с анимиз­мом и тотемизмом почти повсеместное распространение полу­чил фетишизм (от франц. fetiche — талисман, амулет)— почитание отдельных природных объектов (камни, раковины, кости и т.п.), которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетиш оказывается предметом почитания не сам по себе, но потому, что в нем предполагается присутствие духа, таинственной силы. Маркс образно назвал фетишизм «религи­ей чувственных вожделений». Фетишизм сохраняется и в со­временных религиях. Например, в христианстве до сих пор в сфере народного благочестия бытуют элементы фетишизма, которые проявляются как суеверия, авторитет которых иногда не меньше, чем возвещаемое церковью (напр., талисманы, ла­данки и др.). Более сложной религиозной разновидностью яв­ляется идололатрия (от греч. eidolon — образ, подобие). Ее фор­мальный признак, отличающий от анимизма, тотемизма, фетишизма, — наличие идола в качестве главного объекта по­читания, поклонения и служения. Это этап зрелого политеиз­ма, обладающего собственной развитой мифологией, культом, нравственными требованиями. Яркой иллюстрацией могут быть многочисленные пантеоны богов древних греков, римлян, божества которых имеют жесткую иерархическую структуру. Обычно объектом обожествления является не сам облик его (из­делия из дерева, камня и т.д.), но духовное существо, изобра­жением, символом которого является данный идол.

Наиболее древней монотеистической религией, в основе ко­торой лежит убеждение в существовании единого Бога, являет­ся иудаизм (II—I тысячелетие до н.э.). «Слушай, Израиль: Гос­подь Бог наш. Господь Бог один есть» (Втор. 6, 4) — таково основное положение иудаизма. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все сделал Ты премудро» (Пс. 103, 24). «В начале со­творил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1) — в этих высказываниях излагается представление иудаизма об отношении всякого вне-божественного бытия к Богу, это отношение творения к своему Творцу, к единственной Первопричине всего. Согласно учению иудаизма, Бог дал завет пророку Моисею на горе Синай. Завет этот представляет заповеди («закон») религиозно-культового и нравственно-правового содержания: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изоб­ражения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли... Не произноси имени Господа, Бога твоего, отца твоего и матерь твою... Неубивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твое­го. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего...ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5; 7—21).

Идея богоизбранности народа Израилева, окруженного по­литеизмом язычества, своеобразие исторических судеб были причиной того, что иудаизм, если не считать незначительных исключений, всегда был религией одного еврейского народа.

Христианство возникло в иудейской среде и полностью усвоило и подтвердило идею единобожия. В самом Пятикни­жии (Торе) предвосхищен будущий приход божественного Спасителя — Мессии. Христиане верят, что спасение сверши­лось в истории «при Понтийском Пилате», Это указание со­единяет теорию Спасения с жизнью мира. Христианство было изложено на языке греческой философии: древняя церковь «воцерковила» эллинизм. Все еврейское ветхозаветное насле­дие с рассказами о коленах Израилевых, о битвах, победах и поражениях израильского народа, повествование о том, как Бог действовал в нем, — нашло выражение в языке эллинской культуры. Соединение этих двух разноприродных величин и создало раннее христианское богословие. Во втором веке цер­ковью была определена ее структура, а к IV в. был зафиксиро­ван весь канонический свод Священного Писания Ветхого и Нового заветов. Христианская догматика вырабатывалась на протяжении IV—VIII веков («эпоха вселенских соборов»).

В IV веке между восточным и западным христианством на­метился раскол, который официально оформился в 1054 году. После разделения церкви каждая конфессия (православие и католицизм.) определяют свою догматику. Католическая цер­ковь приняла догматику первого, второго и четвертого собо­ров, воплощенную в Символе веры (триединство Бога, богоче-ловечество Иисуса Христа и единосущие Богу-Отцу, о Спасительной миссии церкви, воскресении из мертвых и Страшном Суде). В отличие от православия, католичество при­знает качественное и количественное изменение догматов. Формальные догматические отличия католичества: филиок-ве (добавление к восьмому члену Символа Веры, провозглаша­ющему исхождение Святого Духа от Отца, слова «и от Сына»), догмат о примате и непогрешимости Папы в делах веры и нрав­ственности, догмат о непорочном зачатии Божьей матери и Ее телесном вознесении на небо, чистилище.

В XVI веке широкое антикатолическое движение в Евро­пе — Реформация — приводит к появлению третьего главного направления христианства. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, исключительный ав­торитет Библии, священство всех верующих. В свою очередь каждая конфессия содержит различные течения, направле­ния, группы, секты,.

Наиболее поздняя монотеистическая религия — ислам — возник в начале VII века на Аравийском полуострове. Основное положение догматики: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухам­мед — посланник Аллаха». Величие Бога — Аллаха — выраже­но во многих формулах и часто повторяется в речи, молитвах, быту, постоянно встречается в изящной вязи арабского каллиг­рафического письма на памятниках мусульманской архитекту­ры в Азии, Африке, Европе и Америке: «Аллах акбар» — «Ал­лах — самый великий!». В мусульманской традиции среди людей, не исповедующих ислам, особо выделяются иудеи и хри-.стиане— «люди Писания». Согласно догматике ислама эти люди верят в того же Бога, что и мусульмане. Бог посылал им Моисея (Мусу), Иисуса (Ису), Гавриила (Джабраила), деву Ма­рию (Мариам) с тем, чтобы они несли слово Бога. Однако люди исказили и забыли учение. Поэтому Аллах направил своего пос­леднего пророка Муххаммеда с божьим словом — Кораном. Это как бы последнее предупреждение и попытка наставить на путь истинный, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда по делам своим люди попадут или в райские сады, или в адский огонь. Главные обязанности верующего: пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязательная благотво­рительность (закят), паломничество в Мекку (хаджж). Несмот­ря на множество различных течений в исламе, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди мусульман суще­ствует стойкое убеждение в принадлежности к единой общнос­ти людей, объединенных общей верой, традициями, начальной историей и общими интересами в мире. Идея превращения ре­лигиозной общности мусульман в единство политического по­рядка неоднократно выдвигалась и поддерживалась крупными мусульманскими государствами и религиозными центрами.

Древнейшая из мировых религий — буддизм. Согласно тра­диции, основатель буддизма Сиддхартха Гаутама родился в мае 623 г. до н.э. Разочаровавшись в жизни, размышляя над закона­ми бытия, Гаутама понял, что все беды человека проистекают от ложных представлений, которые порождают мнимые ценности, такие, как привязанность, антипатии, иллюзии, тщеславие, лож­ные взгляды, сомнения, лень, неугомонность, бесстыдство, от­сутствие морали. Затем Гаутама вошел в иное состояние созна­ния и стал Буддой. Будучи Буддой, он сформулировал законы бытия, которые проповедовал 45 лет до своей физической смер­ти. Согласно традиции, Будда в процессе медитации также уви­дел, каким образом перерождаются существа в прошлом, насто­ящем и будущем, и в результате сформулировал четыре истины:

существует дукха (неудовлетворенность, страдание); существу­ет причина дукхи (страх перед временем); исчезновение дукхи есть нирвана; существует путь к прекращению дукхи. Все про­поведи Будды (согласно традиции, их 80 тысяч) посвящены объяснению этих четырех истин и законов бытия.

К I в. до н. э. в буддизме появилось два направления — хина-яна (малая колесница) и махаяна (большая колесница). Соглас­но хинаяне («узкий круг спасения») нирваны может достигнуть лишь узкий круг людей — монашество. В хинаяне Будда еще не выступает в роли Бога, но является великим учителем, че­ловеком великой нравственной чистоты, указывающим другим путь к спасению. Махаяна обещает «широкий путь спасения» не только монахам, но и мирянам. Более того, последователь махаяны должен в первую очередь беспокоиться не о своем спа-, сении, но о спасении других. Будда в этом учении уже не чело­век, а Бог. Причем в этом учении буддистская практика, отражая естественное стремление человека к личному религиозно­му общению, свелась к почитанию множества Будд, отличаю­щихся в представлении молящихся по степени могущества, по своим локальным характеристикам, по внешнему облику.

В двадцатом веке возрос интерес к изучению буддизма с философской точки зрения, что в определенной мере связано с большим кругом проблем (космологических, гносеологичес­ких, нравственных, эстетических), содержащихся в нем. В нашей стране философским анализом буддизма занимался академик Щербатской Ф.И. (1866—1942) и его школа, дея­тельность которой была прервана в конце 30-х годов. Ф.И.Щербатской считал, что учение Будды — это «мировоз­зрение без бога, психология без души, вечность элементов ма­терии и духа, причинность, наследственность, жизненный про­цесс вместо бытия вещей, отрицание частной собственности, национальной ограниченности, всеобщее братство людей, дви­жение к совершенствованию»1. Лейтмотивом буддийских те­орий, концепций, моделей является утверждение первостепен-ности усовершенствования природы человека, в том числе его морально-нравственных качеств, так как, согласно буддизму, даже самые совершенные политические, социальные, эконо­мические, юридические, управленческие механизмы не при­несут пользы обществу, если им руководят недостойные люди.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.