Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие вопросы водного транспорта




ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ И ВОДНЫХ ПУТЯХ

Цели и задачи дисциплины

Гидротехнические сооружения на водных путях, в портах, на континентальном шельфе играют важную роль в создании воднотранспортных, производственных и добывающих комплексов. Особое развитие они получают в последнее время при реализации федеральных программ по развитию торгового флота и освоению шельфа России.

Цель дисциплины: получение знаний о роли речных и морских гидросооружений в решении важнейших народнохозяйственных задач, их конструктивных особенностях, о взаимодействии с факторами окружающей среды, технико-экономических характеристиках при строительстве и эксплуатации.

Задачи дисциплины: получить основные понятия по всем основным аспектам гидротехнического строительства на естественных и искусственных водных путях, в портах, на континентальном шельфе; выработать умение самостоятельно выбирать методы расчета и конструирования гидросооружений; развить практические навыки расчетчика, проектировщика и строителя водных путей, портов и сооружений на шельфе.

 

 

 

 

Водными путями называют водные пространства и водотоки, которые используются для перевозки по ним грузов и пассажиров, а так же для лесосплава. Водными пространствами являются океаны, моря, озера, водохранилища и подпертые бьефы, а водотоками – реки, их притоки и каналы.

Основную часть грузов и пассажиров перевозят на судах разного вида, и только некоторые лесные грузы перемещают по водным путям на плаву (лесосплав). Кроме судов торгового флота (грузовые, грузопассажирские и пассажирские) по водным путям плавают суда и другого назначения: военные, экспедиционные, рыболовные и др.

Водные пути подразделяют на внешние и внутренние.

Внешние водные пути – моря и океаны, которые используются для судоходства в естественном состоянии. Искусственными участками являются только подходы к морским портам или соединительные каналы между морями и океанами.

Внутренние водные пути подразделяют на естественные (свободные реки и озера в естественном состоянии) и искусственные (речные гидроузлы, судоходные каналы, межбассейновые воднотранспортные соединения).

Естественные водные пути могут быть судоходными или только сплавными!

На внутренних водных путях широко применяются суда смешанного плавания «река – море». В некоторых случаях по искусственным водным путям предусматривается плавание и морских судов.

Целесообразность перевозки тех или иных грузов по внутренним водным путям в большей мере зависит от географических и технических особенностей этих путей.

Географической особенностью является то, что их плановое положение определяется гидрографией и извилистостью речной сети.

Техническая особенность – относительно малое сопротивление и небольшая скорость движения (20¾22 км/ч), массовость и сезонность перевозок, небольшая величина капиталовложений во флот и в путь.

Удельное (на 1 т. груза) сопротивление судов по ВП при малых скоростях в несколько раз меньше, чем Ж/Д вагонов и тем более автомобильного транспорта по дорогам. Однако при скоростях превышающих 50 км/ч оно становится больше, чем у последних.

Для взводного (против течения) используют в свободном состоянии только равнинные реки. Длительность доставки грузов обычно больше чем по Ж/Д.

Техническим преимуществом ВВП является возможность перевозки по ним крупногабаритных грузов.

Основным недостатком ВВП является сезонность перевозок в связи с перерывами между навигациями на зимний период (Северная Двина – 5-6 мес., Волга – 7-8 мес., Дунай – 10-11). Это заставляет складировать на это время грузы, что требует соответствующих площадей портовых территорий и складских помещений, что вызывает дополнительные капиталовложения и эксплуатационные затраты.

Вес подвижного состава (тары) на ВВП составляет всего 10–20% грузоподъемности судов, а на Ж/Д транспорте – более 30%. При этом удельная стоимость подвижного состава (на 1 т. груза) на водном транспорте в 2-3 раза меньше, чем на Ж/Д. Эксплуатационные затраты определяются грузоподъемностью судов, которая ограничивается в основном глубинами.

Для освоения и улучшения судоходных условий естественных водных путей требуется весьма небольшие капитальные затраты. Лишь для создания искусственных водных путей – межбассейновых воднотранспортных соединений и шлюзования мелководных рек – требуются капиталовложения, соизмеримые со строительством железной дороги или автомобильной магистрали.

Перевозка грузов на малые расстояния не целесообразна, так как в этом случае большую часть стоимости перевозки составляют погрузочно-разгрузочные работы. Средняя дальность перевозки речным флотом составляет 500 км, а на магистральных путях – 1000 км.

Дешевизна перевозок грузов по воде привела к развитию смешанных водно-железнодорожных перевозок.

Виды перевозок по ВВП зависят от указанных их особенностей. Основную часть грузов составляют те, разгрузка и погрузка которых легко механизируется и относительно дешева, а для хранения в межнавигационный период не требуют складских помещений. В основном, это навалочные и сыпучие грузы (уголь, руды, нерудные строительные материалы и т.д.), которые составляют более 60% от общего объема перевозок. Около 15-20% от общего количества грузов составляют круглый лес в плотах и нефтепродукты. Большая часть этих и многих других грузов (кроме скоропортящихся) перевозится в пределах одного и того же речного бассейна или в пределах разных бассейнов, но связанных между собой воднотранспортными соединениями.

Дальние перевозки пассажиров по внутренним водным путям совершаются обычно весьма медленно (до 30 км/ч), поэтому развитие получили только местные пассажирские перевозки, для которых широко используют скоростные суда (на подводных крыльях или на воздушной подушке), движущиеся со скоростью до 100 км/ч.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.