Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляд культуролога




Интересно понятие «дресс-код» и с культурологической точ­ки зрения. В этом плане закономерны следующие вопросы:

В чем причина недовольства менеджеров большинства россий­ских компаний введением дресс-кода? Решает ли деловая уни­форма те задачи, которые должна выполнять одежда? Спо­собствует ли установке и поддержанию деловых контактов?

В этом отношении стоит сказать, что первая и главнейшая функция одежды по отношению к другим социальным крите­риям - это поддержание нормального температурного режи­ма, т. е. защита от холода, жары и осадков. Так способствует ли жесткий дресс-код банковских холдингов выполнению этих функций? Строгие костюмы и обязательные чулки летом, хо­лодные пальто зимой... Понятное дело, нет! Быть может, само понятие «дресс-код» противоречит человеческой физиологии и именно поэтому встречает стойкое сопротивление у столь многих деловых людей? Возможно. А возможно, неодобрение вызвано личными предпочтениями и нежеланием быть похо­жим на всех, подчиняясь общей и обезличивающей корпора­тивной культуре, - «носить хочется то, что удобно и нравит­ся именно мне». Тоже правильно.

Однако не стоит забывать, что исторически сложившаяся вторая функция одежды - знаковая. И она способна опреде­лять статус и положение ее носящего. Стоит отметить, что в последнее время действительно наметилась общемировая тенденция к некоторой демократизации повседневного офисного внешнего вида. Появилось утверждение специалистов на За­паде, что более раскрепощенный формат одежды делает кор­поративные отношения менее официальными и более есте­ственными. А строгий деловой костюм скорее производит ассоциацию отталкивающего впечатления у посетителя или клиента, пересыщенного деловой активностью мегаполиса, ко­торая и так создает постоянный стресс.

Хотя статусная функция одежды до сих пор имеет сильное влияние, тем более в чопорной Англии. Впервые такую мысль высказал еще Оноре де Бальзак: «Одежда выполняет функ­цию знака, так как она является отражением статусной пози­ции человека~. Часто это отражение возникает и вопреки же­ланию обладателя одежды. Коротковатые брюки, теплые ботин­ки, одежда «под...» - соответственно знаки недостатка общей культуры, финансовых возможностей и некоторой провинци­альности. Почему? Потому что, согласно принятым нормам, у настоящего джентльмена из-под брюк никогда не торчат ноги, теплая обувь не нужна, если есть машина, а столичный житель никого не надеется обмануть имитациями и поддел­ками - крой и материал всегда «выдадут с потрохами».

Мало того, одежда читается знатоками, как текст, как от­крытая книга, где сразу ясен и вкус обладателя, и его статус и финансовые возможности. Поэтому знание дресс-кода - это способ изменить значение самого знака, составить новый текст, в котором читается и хороший вкус, и уровень образования; текст о личности, которой не свойственны бескультурье, сно­бизм и хвастливость.

Специалисты называют и третью функцию одежды, в рам­ках которой одежда воспринимается как определенный символ или посыл в общество, продиктованный влиянием профессии, стиля жизни, культурологическими, этническими, географи­ческими или другими особенностями человека либо группы людей. Одежда - это не только «слепок», правдивый «отпе­чаток» личности, но и вполне осознанно создаваемый «дискурс», который способен многое рассказать об определенном человеке. Например, черный статусный костюм или рубашка с динамичной морской символикой, галстук в мелкий горох с узлом «Виндзор» или шейный платок необычного цвета... Здесь каждый элемент костюма есть символ, а весь гардероб - «законченное высказывание», говорящее о надежности и ав­торитетности его владельца. Или о креативности, мобильнос­ти личности.

В любом случае дресс-код и есть такое высказывание, при­чем незнание дресс-кода может привести к созданию лживо­го обманчивого впечатления. Зато осознанное использование символов может создать нужный образ, а иногда и ввести в «нужное» заблуждение.

Знание о третьей функции одежды, кстати, сполна исполь­зуют и мошенники, поскольку необходимое впечатление со­здает их респектабельный внешний вид. Так, известен инте­ресный случай мошенничества, произошедший во Франции в начале ХХ в. Один с виду весьма респектабельный, джентль­мен вошел в доверие к группе чиновников и предпринимате­лей, предложив им продажу на металлолом не чего-нибудь, а... самой Эйфелевой башни! Мало того, договор был подпи­сан при таких условиях, что продавец получал деньги, а баш­ня все равно оставалась, понятное дело, в собственности госу­дарства. Проходимец представился правой рукой уполно­моченного чиновника одного из министерств, поддержкой ко­торого заранее заручился. Причем аферист настолько соответ­ствующе и правдиво презентовал и вел себя, создавая ореол успешного и влиятельного человека, что не возбудил ни ма­лейшего подозрения к себе. Этому соответствовал и респек­табельный внешний вид «с иголочки», в который, кстати, были вложены немалые деньги. В результате столь масштабная афе­ра векового характера прошла для него благополучно, оста­вив лишь курьезный след в истории Франции.

Хотя подобным влиянием имиджа и внешней презентации пользуются не только мошенники, но и настоящие карьерис­ты, которые всегда одеваются на сумму, соответствующую дол­жности и желаемому окладу. Зато очень часто некоторая под­вижность и расплывчатость норм языка одежды приводит к двойственности и расхождениям в понимании позиции авто­ра. Хрестоматийный пример - малиновый пиджак и «златая цепь» создавались как ода богатству, а получилась «деклара­ция безвкусицы».

Особый род текстов одежды - приказы и распоряжения.

Текстом, носимым по приказу, можно назвать униформу. Се­годня униформа - не только одежда военных. Так в шутку

называют и консервативный стиль, например дресс-код госу­дарственных чиновников и банкиров, поскольку он подчер­кивает не индивидуальность личности, а ее статусность. Та­кая одежда - всегда одежда представителя, можно сказать, «знака» определенной системы.

Четвертая функция одежды - корректирующая и демон­стрирующая. Одежда способна создать новый текст о теле, скрыть его контуры и создать новые. Как в эффективных про­дажах - спрячет все непригодное к демонстрации и покажет все с максимально привлекательной стороны. Так и современ­ный дресс-код: жилет полнит - можно не носить, маленький рост - длина галстука сегодня строго не регламентируется.

Пятая функция одежды - отражение времени и эпохи.

Язык одежды, как и обычный язык, существует только во вре­мени. Это значит, что одно и то же слово вчера казалось странным и непонятным, а сегодня оно в моде и им щеголя­ют все, но завтра оно будет вызывать насмешки. Кстати, ис­торик Джеймс Лавер в середине 1940-х п. создал закон изме­нения моды, описывающий реакцию общества на одежду, ме­няющуюся с течением времени и эпох. Он установил, что один и тот же костюм будет:

1. неприличным - за 10 лет до своего времени;

2. бесстыдным - за 5 лет;

3. смелым - за 1 год;

4. нарядным - в свое время;

5. вышедшим из моды - годом позже;

6. отвратительным - через 10 лет;

7. смешным - через 20;

8. забавным - через 30;

9. причудливым - через 50;

10. очаровательным - через 70;

11. романтическим - через 100;

12. красивым - через 150 лет.

Получается, что костюм - как и слово - существует толь­ко во времени и в эпохе.

Но чтобы заслужить внешнее доверие окружающих, совер­шенно не обязательно быть словно «только что из модного бутика». И уж тем более добиваться соответствия костюма своему времени, потому что в череде современных модных тен­денций, меняющихся через каждые три месяца, это по крайней мере не актуально. Достаточно одеваться аккуратно и со вкусом.

1. Вообще, в отношении внешнего вида и одежды существует семь негласных правил, действующих по принципу констан­ты, которые грамотный человек никогда не нарушит. Наш на­ряд должен соответствовать:

2. сезону (зимнюю одежду не носим ни летом, ни осенью-­весной, а летнюю, напротив, не надеваем в Новый год);

3. времени суток (утром и днем одеваемся иначе, чем вечером);

4. характеру мероприятия (на работу - одна одежда, на дачу и тусовки - другая);

5. вашему возрасту (просто будьте объективными);

6. вашему размеру (уважаем любой);

7. одежда должна быть сшита из качественной ткани и должна находиться в чистейшем состоянии.

Только в случае сочетания всех этих факторов можно зас­лужить искренние комплименты и похвалы на тему: «Отлич­но выглядишь!» Заметьте, что мы намеренно избегаем поня­тия «модная одежда» как несколько неопределенного. Ведь с модой, как и с душистыми приправами в кулинарии, этикет советует обходиться очень осторожно. Главное, чтобы наряд был уместен и к лицу. Если же, напротив, переборщить с раз­личными сочетаниями, то можно выглядеть просто глупо, что категорически не рекомендуется.

Вообще, современному человеку, живущему в постоянном потоке информации, когда в обществе все больше и больше возрастает конкуренция, просто необходимо уметь правильно ориентироваться в столь значимых на протяжении всей исто­рии социальных понятиях. И думается, читатель уже давно понял все особенности иностранного понятия «дресс-код» просвечивающего сквозь века и имеющего массу форм, видов, расцветок и назначений.

А если задуматься, то именно благодаря дресс-коду, когда садимся, к примеру, в самолет, мы сразу же можем опреде­лить экипаж лайнера среди пассажиров, восхищаемся и жела­ем счастья молодоженам, соответствующим традиционному и знаменательному свадебному дресс-коду. И так до бесконечно­сти, в зависимости от жизненных ситуаций и встреч с опреде­ленными представителями общественности, от мест, которые мы посещаем, от традиций и устоев, которые мы соблюдаем.

Верующим христианам, к примеру, хорошо известен церковный дресс-код, когда по одеянию священнослужителя оп­ределяются статус самого служения и его особенности в праз­дничные дни. Но согласитесь, намного чаще мы ассоциируем понятие дресс-кода с деловой жизнью, а еще - с соответстви­ем нашей одежды месту проведения и характеру определен­ного мероприятия. Например, при посещении частных тема­тических вечеринок в ночных клубах.

Но какие бы цели ни ставились перед нашим гардеробом, есть свод общих правил и принципов, по которым и опреде­ляется соответствие нашего внешнего вида тому или иному случаю. И главное в этом соответствии - не создать «высказы­вание», которое будет странным или вызовет насмешку у окру­жающих. Особенно остро этот вопрос возникает при упомина­нии о требованиях определенного стиля. Ведь возможно еще и смешение стилей, или то, что лингвисты называют вульга­ризмами, а архитекторы - эклектикой. Например, кроссовки и стиль «деловой повседневный», темная рубашка и светлый галстук, глубокое декольте в офис...

Недаром говорят, что вульгарность - это бессознательное нарушение норм, отсутствие принятого вкуса и неведение о принятых правилах. Поэтому знание дресс-кода - это способ одеться не смешно, а правильно, т. е. избежать бранных слов и вульгаризмов не только, к примеру, при собеседовании или на совещании, но и в самом «тексте одежды». А как именно это сделать - вы узнаете из следующих разделов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.