КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взгляд культуролога
Интересно понятие «дресс-код» и с культурологической точки зрения. В этом плане закономерны следующие вопросы: В чем причина недовольства менеджеров большинства российских компаний введением дресс-кода? Решает ли деловая униформа те задачи, которые должна выполнять одежда? Способствует ли установке и поддержанию деловых контактов? В этом отношении стоит сказать, что первая и главнейшая функция одежды по отношению к другим социальным критериям - это поддержание нормального температурного режима, т. е. защита от холода, жары и осадков. Так способствует ли жесткий дресс-код банковских холдингов выполнению этих функций? Строгие костюмы и обязательные чулки летом, холодные пальто зимой... Понятное дело, нет! Быть может, само понятие «дресс-код» противоречит человеческой физиологии и именно поэтому встречает стойкое сопротивление у столь многих деловых людей? Возможно. А возможно, неодобрение вызвано личными предпочтениями и нежеланием быть похожим на всех, подчиняясь общей и обезличивающей корпоративной культуре, - «носить хочется то, что удобно и нравится именно мне». Тоже правильно. Однако не стоит забывать, что исторически сложившаяся вторая функция одежды - знаковая. И она способна определять статус и положение ее носящего. Стоит отметить, что в последнее время действительно наметилась общемировая тенденция к некоторой демократизации повседневного офисного внешнего вида. Появилось утверждение специалистов на Западе, что более раскрепощенный формат одежды делает корпоративные отношения менее официальными и более естественными. А строгий деловой костюм скорее производит ассоциацию отталкивающего впечатления у посетителя или клиента, пересыщенного деловой активностью мегаполиса, которая и так создает постоянный стресс. Хотя статусная функция одежды до сих пор имеет сильное влияние, тем более в чопорной Англии. Впервые такую мысль высказал еще Оноре де Бальзак: «Одежда выполняет функцию знака, так как она является отражением статусной позиции человека~. Часто это отражение возникает и вопреки желанию обладателя одежды. Коротковатые брюки, теплые ботинки, одежда «под...» - соответственно знаки недостатка общей культуры, финансовых возможностей и некоторой провинциальности. Почему? Потому что, согласно принятым нормам, у настоящего джентльмена из-под брюк никогда не торчат ноги, теплая обувь не нужна, если есть машина, а столичный житель никого не надеется обмануть имитациями и подделками - крой и материал всегда «выдадут с потрохами». Мало того, одежда читается знатоками, как текст, как открытая книга, где сразу ясен и вкус обладателя, и его статус и финансовые возможности. Поэтому знание дресс-кода - это способ изменить значение самого знака, составить новый текст, в котором читается и хороший вкус, и уровень образования; текст о личности, которой не свойственны бескультурье, снобизм и хвастливость. Специалисты называют и третью функцию одежды, в рамках которой одежда воспринимается как определенный символ или посыл в общество, продиктованный влиянием профессии, стиля жизни, культурологическими, этническими, географическими или другими особенностями человека либо группы людей. Одежда - это не только «слепок», правдивый «отпечаток» личности, но и вполне осознанно создаваемый «дискурс», который способен многое рассказать об определенном человеке. Например, черный статусный костюм или рубашка с динамичной морской символикой, галстук в мелкий горох с узлом «Виндзор» или шейный платок необычного цвета... Здесь каждый элемент костюма есть символ, а весь гардероб - «законченное высказывание», говорящее о надежности и авторитетности его владельца. Или о креативности, мобильности личности. В любом случае дресс-код и есть такое высказывание, причем незнание дресс-кода может привести к созданию лживого обманчивого впечатления. Зато осознанное использование символов может создать нужный образ, а иногда и ввести в «нужное» заблуждение. Знание о третьей функции одежды, кстати, сполна используют и мошенники, поскольку необходимое впечатление создает их респектабельный внешний вид. Так, известен интересный случай мошенничества, произошедший во Франции в начале ХХ в. Один с виду весьма респектабельный, джентльмен вошел в доверие к группе чиновников и предпринимателей, предложив им продажу на металлолом не чего-нибудь, а... самой Эйфелевой башни! Мало того, договор был подписан при таких условиях, что продавец получал деньги, а башня все равно оставалась, понятное дело, в собственности государства. Проходимец представился правой рукой уполномоченного чиновника одного из министерств, поддержкой которого заранее заручился. Причем аферист настолько соответствующе и правдиво презентовал и вел себя, создавая ореол успешного и влиятельного человека, что не возбудил ни малейшего подозрения к себе. Этому соответствовал и респектабельный внешний вид «с иголочки», в который, кстати, были вложены немалые деньги. В результате столь масштабная афера векового характера прошла для него благополучно, оставив лишь курьезный след в истории Франции. Хотя подобным влиянием имиджа и внешней презентации пользуются не только мошенники, но и настоящие карьеристы, которые всегда одеваются на сумму, соответствующую должности и желаемому окладу. Зато очень часто некоторая подвижность и расплывчатость норм языка одежды приводит к двойственности и расхождениям в понимании позиции автора. Хрестоматийный пример - малиновый пиджак и «златая цепь» создавались как ода богатству, а получилась «декларация безвкусицы». Особый род текстов одежды - приказы и распоряжения. Текстом, носимым по приказу, можно назвать униформу. Сегодня униформа - не только одежда военных. Так в шутку называют и консервативный стиль, например дресс-код государственных чиновников и банкиров, поскольку он подчеркивает не индивидуальность личности, а ее статусность. Такая одежда - всегда одежда представителя, можно сказать, «знака» определенной системы. Четвертая функция одежды - корректирующая и демонстрирующая. Одежда способна создать новый текст о теле, скрыть его контуры и создать новые. Как в эффективных продажах - спрячет все непригодное к демонстрации и покажет все с максимально привлекательной стороны. Так и современный дресс-код: жилет полнит - можно не носить, маленький рост - длина галстука сегодня строго не регламентируется. Пятая функция одежды - отражение времени и эпохи. Язык одежды, как и обычный язык, существует только во времени. Это значит, что одно и то же слово вчера казалось странным и непонятным, а сегодня оно в моде и им щеголяют все, но завтра оно будет вызывать насмешки. Кстати, историк Джеймс Лавер в середине 1940-х п. создал закон изменения моды, описывающий реакцию общества на одежду, меняющуюся с течением времени и эпох. Он установил, что один и тот же костюм будет: 1. неприличным - за 10 лет до своего времени; 2. бесстыдным - за 5 лет; 3. смелым - за 1 год; 4. нарядным - в свое время; 5. вышедшим из моды - годом позже; 6. отвратительным - через 10 лет; 7. смешным - через 20; 8. забавным - через 30; 9. причудливым - через 50; 10. очаровательным - через 70; 11. романтическим - через 100; 12. красивым - через 150 лет. Получается, что костюм - как и слово - существует только во времени и в эпохе. Но чтобы заслужить внешнее доверие окружающих, совершенно не обязательно быть словно «только что из модного бутика». И уж тем более добиваться соответствия костюма своему времени, потому что в череде современных модных тенденций, меняющихся через каждые три месяца, это по крайней мере не актуально. Достаточно одеваться аккуратно и со вкусом. 1. Вообще, в отношении внешнего вида и одежды существует семь негласных правил, действующих по принципу константы, которые грамотный человек никогда не нарушит. Наш наряд должен соответствовать: 2. сезону (зимнюю одежду не носим ни летом, ни осенью-весной, а летнюю, напротив, не надеваем в Новый год); 3. времени суток (утром и днем одеваемся иначе, чем вечером); 4. характеру мероприятия (на работу - одна одежда, на дачу и тусовки - другая); 5. вашему возрасту (просто будьте объективными); 6. вашему размеру (уважаем любой); 7. одежда должна быть сшита из качественной ткани и должна находиться в чистейшем состоянии. Только в случае сочетания всех этих факторов можно заслужить искренние комплименты и похвалы на тему: «Отлично выглядишь!» Заметьте, что мы намеренно избегаем понятия «модная одежда» как несколько неопределенного. Ведь с модой, как и с душистыми приправами в кулинарии, этикет советует обходиться очень осторожно. Главное, чтобы наряд был уместен и к лицу. Если же, напротив, переборщить с различными сочетаниями, то можно выглядеть просто глупо, что категорически не рекомендуется. Вообще, современному человеку, живущему в постоянном потоке информации, когда в обществе все больше и больше возрастает конкуренция, просто необходимо уметь правильно ориентироваться в столь значимых на протяжении всей истории социальных понятиях. И думается, читатель уже давно понял все особенности иностранного понятия «дресс-код» просвечивающего сквозь века и имеющего массу форм, видов, расцветок и назначений. А если задуматься, то именно благодаря дресс-коду, когда садимся, к примеру, в самолет, мы сразу же можем определить экипаж лайнера среди пассажиров, восхищаемся и желаем счастья молодоженам, соответствующим традиционному и знаменательному свадебному дресс-коду. И так до бесконечности, в зависимости от жизненных ситуаций и встреч с определенными представителями общественности, от мест, которые мы посещаем, от традиций и устоев, которые мы соблюдаем. Верующим христианам, к примеру, хорошо известен церковный дресс-код, когда по одеянию священнослужителя определяются статус самого служения и его особенности в праздничные дни. Но согласитесь, намного чаще мы ассоциируем понятие дресс-кода с деловой жизнью, а еще - с соответствием нашей одежды месту проведения и характеру определенного мероприятия. Например, при посещении частных тематических вечеринок в ночных клубах. Но какие бы цели ни ставились перед нашим гардеробом, есть свод общих правил и принципов, по которым и определяется соответствие нашего внешнего вида тому или иному случаю. И главное в этом соответствии - не создать «высказывание», которое будет странным или вызовет насмешку у окружающих. Особенно остро этот вопрос возникает при упоминании о требованиях определенного стиля. Ведь возможно еще и смешение стилей, или то, что лингвисты называют вульгаризмами, а архитекторы - эклектикой. Например, кроссовки и стиль «деловой повседневный», темная рубашка и светлый галстук, глубокое декольте в офис... Недаром говорят, что вульгарность - это бессознательное нарушение норм, отсутствие принятого вкуса и неведение о принятых правилах. Поэтому знание дресс-кода - это способ одеться не смешно, а правильно, т. е. избежать бранных слов и вульгаризмов не только, к примеру, при собеседовании или на совещании, но и в самом «тексте одежды». А как именно это сделать - вы узнаете из следующих разделов.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |