Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект




Эмоциональный интеллект



инструкцию и с координацией движений у них тоже все в по­рядке, когда они справляются с заданием, то, по словам Блей-зелтона, все равно имеют «жалкий вид», как будто говорят: «Я никуда не гожусь. Вы же видите, у меня так ничего и не вы­шло». Такие дети скорее всего пойдут по жизни с менталите­том «пораженца», не ожидая ни поощрения, ни интереса со сто­роны учителей и считая учебу скучной, а возможно, бросят шко­лу, не доучившись до конца.

Разница в восприятии мира — у детей, уверенных в себе и оптимистичных в сравнении с теми, кто ожидает неудачу, — начинает формироваться в первые годы жизни. Родителям, по мнению Блейзелтона, «надо понять, какие их действия помо­гут выработать у детей уверенность, любознательность и удо­вольствие в отношении процесса учебы и осознания пределов», которые обеспечат детям жизненный успех. Его рекомендация подкрепляется постоянно растущим объемом данных, свиде­тельствующих о том, что успеваемость в школе удивительным образом зависит от эмоциональных характеристик, сформиро­вавшихся в дошкольном возрасте. Как мы узнали из Главы 6, способность четырехлетних детей справляться с побуждением схватить зефирину предсказала 210-балльное превосходство в оценках за школьные тесты способностей четырнадцать лет спустя.

Первая возможность «вылепливать» компоненты эмоцио­нального интеллекта представляется в самом начале жизни ре­бенка, и они продолжают формироваться в течение всего пе­риода его учебы в школе. Эмоциональные способности детей, приобретенные в последующей жизни, «вырастают» на почве тех, что определились еще в раннем детстве. И надо сказать, эти способности, как показано в Главе 6, составляют чрезвы­чайно важную основу всего процесса усвоения знаний. В отче­те Национального центра по реализации программ клиниче­ских исследований детей раннего возраста отмечено, что пока­зателем школьных достижений является не столько запас зна­ний ребенка или то, что он рано научился читать, сколько его эмоциональные и социальные характеристики: уверенность в себе и увлеченность; понимание, кактребуется себя вести и как




сдерживать побуждение совершить неподобающий поступок; умение ждать, следовать указаниям, обращаться к учителям за помощью и высказывать потребности, не конфликтуя с други­ми детьми.

Почти у всех, кто плохо учится в школе, как сказано в отче­те, отсутствует один или несколько этих компонентов эмоцио­нального интеллекта (независимо от того, имеются ли у них дополнительные сложности с процессом познания, в частно­сти, неспособность к обучению). И проблема эта отнюдь не вто­ростепенная. Так, в некоторых штатах примерно один ребенок из пяти вынужден оставаться в первом классе на второй год, а потом с годами они все больше отстают от своих ровесников, испытывая постоянно усиливающееся чувство разочарования, обиды и оторванности.

Готовность ребенка к обучению зависит оттого, что состав­ляет саму основу всего знания, а именно: каким образом при­обретать знания. В отчете Национального центра перечислены семь основных элементов этой наиглавнейшей способности, причем все они так или иначе связаны с эмоциональным ин­теллектом.

1. Уверенность. Чувство контроля и совершенного владения своим телом, поведением и миром; ощущение у ребенка, что он скорее всего сумеет сделать то, за что берется, и что взрос­лые ему помогут.

2. Любознательность. Ощущение, что узнавать о разных ве­щах — дело позитивное и доставляет удовольствие.

3. Преднамеренность. Желание и способность иметь влия­ние и упорно действовать, исходя из этого. Это связано с чув­ством компетентности и эффективностью.

4. Самоконтроль. Способность модулировать и контроли­ровать свои поступки соответствующим возрасту способом; чувство внутреннего контроля.

 

5. Связанность. Способность контактировать с другими, основываясь на чувстве, что они тебя понимают и ты понима­ешь их.

6. Способность к общению. Желание и способность к вербаль­ному обмену идеями, чувствами и концепциями с другими. Это





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.