Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. Главное — правильно выбрать время




Дэниел Гоулллан


Главное — правильно выбрать время

Когда специалистам по психологии развития удалось со­ставить карту развития эмоций, они получили возможность более точно определять, какие уроки следует преподавать де­тям в каждый период раскрытия эмоционального интеллекта; какие устойчивые дефициты вероятнее всего обнаружатся у тех, кто не сумеет овладеть нужными компетенциями в надлежащие моменты, и какая исправительная подготовка могла бы воспол­нить то, что было упущено.

В «Нью-Хейвенской программе», к примеру, детям млад­ших классов преподают основополагающие знания по самопо­знанию, взаимоотношениям и принятию решений. В первом классе ученики сидят кружком и перекатывают «куб с чувства­ми», на каждой стороне которого написаны слова «печальный» или «возбужденный». Каждый из ребят, когда подходит его оче­редь, рассказывает случай, когда он или она испытывали это чувство. Таким образом они выполняют упражнение, помога­ющее им более осознанно связывать чувства со словами и учить­ся эмпатии, слушая других и понимая, что те испытывают та­кие же чувства, что и они сами.

В четвертом и пятом классе, когда отношения между сверст­никами начинают играть в их жизни огромную роль, для них устраивают уроки, содействующие укреплению их дружеских отношений: их учат эмпатии, контролю побуждений и спосо­бам справляться с гневом. Одно занятие в школе Трауп по кур­су «Умение жить», на котором пятиклассники учатся распо­знавать эмоции по выражению лица, в основном посвящено сопереживанию. Так, для обучения контролю побуждений было устроено специальное табло в виде светофора, на котором от­четливо воспроизводятся шесть пунктов с указанием конкрет­ных шагов.

Красный свет 1. Остановись, успокойся и подумай, преж­де чем действовать.

Желтый свет 2. Расскажи о своих трудностях и о том, ка­кие чувства ты при этом испытываешь. 3. Поставь себе позитивную цель.




4. Продумай варианты решений.

5. Заранее подумай о последствиях.
Зеленый свет 6. Приступай к действиям и следуй наилуч­
шему плану.

К этому остроумному приспособлению в виде «светофора» регулярно прибегают, когда ребенок, к примеру, готов прийти в ярость, разобидеться при проявлении неуважения или разра­зиться слезами, когда его поддразнивают; при этом предлага­ется набор конкретных шагов, помогающих справиться с эти­ми напряженными моментами более взвешенными способами. Помимо обуздывания чувств, указывается более эффективный способ действовать. А став привычным способом справляться с бурным эмоциональным порывом, то есть думать, прежде чем действовать под влиянием чувств, он может стать и главной стратегией, помогающей справляться с опасностями подрост­кового возраста и последующей жизни.

В шестом классе эти уроки имеют более непосредственное отношение к искушениям и всяческим влияниям, толкающим детей к сексу, наркотикам и выпивке, начинающим проникать в их жизнь. К девятому классу, когда подростки лицом к лицу сталкиваются с более расплывчатой социальной реальностью, особое значение приобретает способность смотреть на дело с разных точек зрения — своей и других причастных к этому лю­дей. «Если парень приходит в ярость, увидев, что его подружка разговаривает с другим мальчиком, — говорит один из нью-хей-венских учителей, — ему стоит порекомендовать подумать о том, что могло бы произойти дальше и с их точки зрения тоже, а не просто бросаться очертя голову в конфронтацию».

Эмоциональная грамотность как предупредительная мера

Некоторые наиболее эффективные программы повышения эмоциональной грамотности разрабатывались в качестве вспо­могательного средства для решения какой-либо конкретной проблемы, в особенности проблемы насилия. Одним из самых



Дэниел Гоулллан


быстро распространяющихся курсов обучения эмоциональной грамотности, вызванных к жизни стремлением принять пре­дупредительные меры, является «Программа творческого раз­решения конфликтов», принятая в нескольких сотнях бесплат­ных средних школ города Нью-Йорка и школах по всей стране. Курс разрешения конфликтов сфокусирован на том, как ула­живать споры на школьном дворе, которые могут перерасти в инциденты вроде того случая, когда Йен Мур и Тайрон Синк­лер были застрелены их одноклассником в коридоре средней школы Джефферсона.

Линда Лантьери, составитель «Программы творческого раз­решения конфликтов» и директор расположенного в Манхэт-тене Национального центра по разработке методов ее реализа­ции, считает, что цель программы выходит далеко за рамки простого предотвращения ссор и стычек. По ее мнению, «про­грамма наглядно демонстрирует ученикам, что у них имеется широкий выбор способов улаживания конфликта, помимо пас­сивности или агрессии. Мы объясняем им всю бесполезность насилия и предлагаем в качестве замены приобрести конкрет­ные навыки. Дети учатся отстаивать свои права, не прибегая к насилию. Эти навыки пригодятся им в течение всей жизни, причем не только тем, кто более других склонен к насилию».

Так, одно упражнение построено на том, что ученики вы­бирают простой реалистический способ, который помог бы им уладить какой-то возникший у них конфликт. В другом упраж­нении ученики разыгрывают сцену, в которой старшей сестре, занятой приготовлением домашнего задания, до смерти надое­дает оглушительный рэп, развлекающий ее младшую сестру. В полном расстройстве она выключает проигрыватель, несмотря на протесты сестры. Класс сообща придумывает способы ре­шения этой проблемы, приемлемые для обеих сестер.

Для успешной реализации этой программы необходимо вывести ее за пределы классной комнаты и внедрять на игро­вых площадках и в кафетериях, где существует наибольшая ве­роятность взрыва эмоций. С этой целью некоторых учеников обучают искусству выступать в роли посредника, которое мо­жет им пригодиться в старших классах начальной школы. И если в какой-то ситуации напряжение кончается взрывом, уче-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.