КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С. Животный организм 19 страница
разных лет, т. 1, стр. 306). - 12. 13 <Нет ничего искусней человека; он ни перед чем [своих) не опускает рук> (Софокл. Антигона. - <Драмы>, т. II. М., 1915, стр. 371-374).-13. 14 Понятие хитрость разума - одно из наиболее значительных в гегелевской философии. В <Иенской реальной философии> Гегель писал: <...орудие не имеет еще деятельность в себе самом. Оно есть косная вещь, не возвращается в себя самого. Нужно еще, чтобы я работал с его помощью. Я поместил хитрость между мной и внеш- ней вещностью, чтобы щадить себя и покрыть ею свою определен- ность, а его (орудие) изнашивать... Вообще собственная деятель- ность природы, эластичность часовой пружины, вода, ветер применяются так, чтобы в своем чувственном наличном бытии делать нечто совершенно иное, чем они хотели бы делать... Здесь побуждение вполне выступает из труда. Оно предоставляет при- роде мучиться, спокойно наблюдает и малым усилием управляет целым: хитрость. На широкую сторону мощи нападают острым концом хитрости> (Гегель. Работы разных лет, т. 1, стр. 307). Это же понятие использует Гегель в Малой логике (Соч.,т.1, § 209) и в <Науке логики> при анализе отношения субъекта и объекта и роли технических средств в освоении природы (Гегель. <Наука логики>. М., 1970-1972, т. 3, стр. 200), п <Философии исто- рии> для характеристики того, как абсолютный дух использует человеческие страсти при своем самоосуществлении (Гегель. Соч., т. VIII, стр. 32). К. Маркс в <Капитале> обратил внимание на это понятие философии Гегеля при описании роли техники в овладе- нии человеком силами природы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 190).-13. 15 О телеологическом рассмотрении природы см.: Гегель. Наука логики, т. 3, стр. 185-208, особенно стр. 188. - 13. 16 <Ксении> - сатирический альманах Гёте и Шиллера, направ- ленный против литературной группы, возглавляемой X. Ф. Нико- лаи. Этот альманах, появившийся в 1796 г., содержит несколько сот стихотворений, часть которых посвящена критике вульгарного рационализма и телеологии X. Вольфа и его литературного адепта X. Николай. -14. 17 Аристотель. Метафизика. V 2, 1013 а 24. М. - Л., 1934, стр. 79. -14. 18 См. наст. изд., т. 1; ср. анализ теоретического отношения к природе в кн.: Hegel. Jenenser Logik, Metaphysik und Naturphi- losophie. Berlin, 1968, S. 164-170. - 14. 19 Гегель имеет в виду натурфилософию шеллингианцев. - 15.
20 Cм. наст. изд., т. 2, стр. 503-506. -15. 21 Термин Gestalt несет у Гегеля большую смысловую на- грузку. Это понятие близко по своему значению платоновскому понятию идеи, эйдоса, точным немецким переводом которого и является термин Gestalt. В употреблении этого понятия Гегелем слились различные тенденции интерпретации смысла этого поня- тия, имевшие место в истории философии и в истории науки. Во-пер- вых, эйдос Платона, в соответствии с чем Гегель истолковывает <гештальт> как сущность и закон явлений, как формообразующий принцип, как его системную, внутреннюю и внешнюю организацию. С этой тенденцией связана, во-вторых, линия аристотелевского по- нимания формы как принципа активного упорядочивания и орга- низации материи. В-третьих, Гегель использует этот термин в том значении, которое ему придавал в своей морфологии Гёте, где Gestalt значило облик, образ как некое видимое целое, форма. <...У людей науки, - писал Гёте, - во все времена обнаруживалось влечение познавать живые образования как таковые, схватывать внешние видимые, осязаемые части в их взаимосвязи, восприни- мать их как проявления внутренней природы и таким образом путем созерцания овладевать целым... У немца для комплекса про- явлений бытия какого-нибудь реального существа имеется слово Gestalt. Употребляя его, он отвлекается от всего подвижного и при- нимает, что все частности, входящие в состав целого, прочно установ- лены, закончены и закреплены в своем своеобразии> (Гёте. Избран- ные сочинения по естествознанию. М., 1957, стр. 11-12). Гегель, высоко оценивая морфологию Гёте и идеалистически абсолютизируя учение о метаморфозах, рассматривает Gestalt как тотализирующий принцип, как принцип единства, целостности и формы, как целостность, проявляющуюся и во внешней форме, и во внутренней структуре тел. В иенских лекциях по натурфилосо- фии термин Gestalt употребляется для характеристики конструк- ции тел (так называется один из параграфов его <Механики>). Проводя различие между внешней и вторичной формой, или про- образом (Gestalt), Гегель отмечает, что на ступени реальной мате- рии прообраз суть <целостность отношений>, <кристаллизация> (Hegel. Jenenser Logik, Metaphysik und Naturphilosophie. Berlin, 1968, S. 265-266). Как и у Шеллинга, термин Gestalt у Гегеля характеризует про- цесс индивидуализации. В <Философии природы> это понятие впервые употребляется при изложении структуры и облика целост- ных индивидных объектов (§ 310-315), затем при анализе проблем морфологии растений (§ 346а) и, наконец, структуры и облика животных - высшего типа индивидуализации в природе (§ 353- § 356). Говоря о Gestalt в физике целостной индивидуальности, Гегель характеризует специфические способы организации хруп- ких структур, магнетизма и кристалла. Он подчеркивает, что Ges- talt нельзя понимать как что-то внешне механическое и составлен- ное из частей. Для него важно отметить, что Gestalt - это субъек- тное единство соотношений частей (см.§ 310), некая <вполне проникающая форма>, которая организует тело извне и изнутри (наст. изд., т, 2, стр. 219), В хрупких структурах еще отсутствует целостная организация в собственном смысле. Лишь в магнетизме Gestalt становится реальным принципом, т.е. целостностью формы, обладающей реальностью (там же, стр. 222). Химический процесс является, по Гегелю, <процессом формообразования реально инди-
видуализированной материи> (там же, стр. 234). Кристаллы по своей внутренней структуре являются <целокупностью измерений> (там же, стр. 241). Здесь Gestalt воплощается как во внутренней структуре кристаллов, так и во внешней их форме. При анализе растительного организма Гегель собственно вос- производит учение Гёте о метаморфозах, где Gestalt трактуется как принцип внешней формы и внутреннего единства растений. При анализе животного организма Gestalt характеризует способы внутренней организации животных (их функции и функциональ- ные системы), а также внешнее расчленение облика животных. Термин Gestalt трудно переводим на русский язык. В. П. Чи- жов переводил его как строение, структура. Этот перевод передает лишь одну сторону - внутреннюю организацию тел. Предложен- ный Б. Столпнером перевод - образ - также передает лишь одну сторону - внешнюю форму тел, данную органам чувств. Более адекватным, по нашему мнению, является перевод термина Ges- talt как прообраза, как организованности внешней и внутренней, как облика или лика. В ряде мест, поскольку термин Gestalt близок понятию формы в его философском значении как упорядочиваю- щего, структурирующего принципа, он переводится словом <форма>, а термин Gestaltung - как <формообразование>. Термин Gestalt широко использует К. Маркс в <Капитале> и в подготовительных рукописях к нему, характеризуя различные структурные формы капитала, превращенные формы стоимости, а закон стоимости - как первичную форму (Kerngestalt) буржуаз- ных товарно-денежых отношений. В русских переводах экономи- ческих работ К. Маркса термин Gestalt переводится по-разному: 1) образ (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 76, 102, 113-115, 119-121, 125-127, 139, 153); 2) форма (там же, стр. 115, 119, 141, 214, 217; там же, т, 25, ч. 1, стр. 294, 300, 404, 432); 3) вид (там же, т. 23, стр. 91; там же, т. 25, ч. 1, стр. 29, 208, 235, 297, 356, 481); 4) характер (там же, т. 23, стр. 103; там же, т. 25, ч. 1, стр. 268); 5) строй (там же, т, 25, ч. 1, стр.184). - 17. 22 Ср. критику Гегелем Шеллинга в <Феноменологии духа> (Гегель. Соч., т. IV, стр. 4-6). - 17. 23 Cм. наст. изд., т. 2, стр. 16-17. - 18. 24 Гегель имеет в виду философию Якоби и Шеллинга. -18. 25 Гегель имеет в виду философию Канта. Ср. с критикой Канта в <Науке логики> (т.2, стр. 122-123). - 19. 26 Изида (Исада) - богиня египетской мифологии, покрови- тельница плодородия, материнства, богиня жизни и здоровья. Ср. Гегель. Эстетика, т. 2. М., 1969, стр. 69- 70.-19. 27 Гаман (Hamann) Иоганн Георг (1730-1788) - немецкий философ, подчеркивавший решающее значение интуиции, чувства, веры в постижении бытия. Об отношении Гегеля к Гаману см. также рецензию Гегеля <О сочинениях Гамана> (Гегель. Работы разных лет, т. 1, стр. 577-642). - 19. 28 Гегель имеет в виду философию Шеллинга. - SO. 29 Goethe. Zur Naturwissenschaft uberhaupt. Stuttgart-Tubin- gen, Bd. I, H. 3. 1820. Ср. Гегель. Соч., т. 1, 38, 140. - 22. 30 Гегель имеет в виду натурфилософию Шеллинга и его после- дователей. - 22. 31 В 1732 г. появилось стихотворение А. Галлера <Лживость человеческих добродетелей> (<Falschneit menschlicher Tugenden>), в котором А. Галлер утверждал, что <ни один сотворенный дух не
может проникнуть со ипутрепнюю сущность природы> и что йо- этому необходимо довольствоваться знанием внешней скорлупы. В 1820 г. Гёто в стихотворении <Несомиенцо> (<Allerdings>), кото- рое и приводит здесь Гегель, выступил против этих утверждений А. Галлера, подчеркивая, что в природе все едино, что ее нельзя расчленять на непознаваемую сущность и внешнюю скорлупу. Гёте опубликовал свое стихотворение в конце заметки <Дру- жеский призыв> (сб. <Вопросы морфологии>, т. 1, вып. 3, 1820, русский перевод; Гёте. Сочинения по естествознанию. М" 1957, стр. 410-411), Гегель упоминает об этом споре Гёте с Галлером и в 410 <Энциклопедии философских наук>. К этому же спору обращается и Ф, Энгельс в <Диалектике природы> (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 555).- 23. 32 См. Библия. Быт. II, 23. - 24. 33 Филон Александрийский (21 или 28 г. до н.э.-41 или 49 г. н.э.) - еврейский философ, трактовавший логос как самое высо- кое и совершенное творение бога. Ср. Гегель. Соч. т. XI, стр. 25. - 25. 34 См. Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. М., 1936, стр. 13. - 26. 35 Гегель имеет в виду антиномии Канта (И. Кант. Критика чистого разума.-Соч., т. 1-6. М., 1963-1966; т. 3, стр. 404-432). Критику кантовского понимания антиномий Гегелем см.: Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 262-273, 313-318. - 27. 36 Ideelle - термин, обозначающий у Гегеля <идеальное> и отличающийся от термина Ideale. Термин Ideale имеет, как указы- вает Гегель (см. <Наука логики>, т. 1, стр. 215), значение прекрас- ного и того, что относится к прекрасному, т. е. имеет значение идеала красоты. Б. Столпнер переводил термин Ideelle как <идеа- лизованное>, стремясь подчеркнуть его отличие от термина Ideale. Поскольку в логике и натурфилософии Гегеля не идет речи о рассмотрении прекрасного, в настоящем издании термин Ideelle передан словом <идеальное>. Точно так же в переводах работ К. Маркса (в частности, <Капитала>), употребляющего термин Ideelle, например в анализе цены как идеального выражения стои- мости, этот термин передается как <идеальное>, а не как <идеали- зованное>. О категории идеального у Гегеля и Маркса см. статью Э. В. Ильенкова <Идеальное> (<Философская энциклопедия>, т, 2. М., 1962, стр. 219-227), а также прим. 51а в наст. изд., т. 1.-27. 37 Гегель имеет в виду антиномии Канта. - 29. 38 Ванини (Vanini) Лючилио (1584-1619)-итальянский фи- лософ-пантеист, согласно которому бог сливается с природой и действует в ней как божественная сила. - 30. 39 Во 2-м изд. здесь заканчивалась фраза. - 30. 40 Окончание фразы - вставка 3-го изд. - 31. 41 Полярность - основная категория натурфилософии Шел- линга. - 32. 42 Утверждение Гегеля о том, что троичность есть основная форма развертывания духа, выражает суть диалектики. Мистифи- цируя ее, он пускается в теологические рассуждения о том, что <бог как абстракция не есть истинный бог, а истинным богом он является лишь как живой процесс полагания своего другого - мира; это мир, постигаемый в божественной форме, есть сын божий, и лишь в единстве со своим иным, лить в духе бог есть субъект> наст. изд. т. 2, стр. 24). Троичность истолковывается им здесь как
принцип существования и развития идеи, логика трактуется как учение о сущности бога, а природа - как <сын божий> (наст. изд., стр. 25). В природе же, по мнению Гегеля, господствует четверич- ность, что находит свое выражение в следующих соотношениях: 1) точки, линии, поверхности, тела; 2) солнце, кометы, луна, пла- неты; 3) огонь, воздух, вода, земля. Об этом см.: И. Ильин. Фило- софия Гегеля как учение о конкретности бога и человека, т. 1-II. М" 1918; Hessen J. Hegels Trinitatslehre. Freiburg, 1922; Splett 1. Die Trinitatslelire Hegels, 1965. - 32. 43 О переходе троичности к пятеричности см. наст. изд., т. 2, 270. - 32. 44 Бёме (Bohme) Якоб (1575-1624) - немецкий философ-пан- теист, согласно которому бог и природа - одно и то же. Ср. выска- зывания Гегеля о философии Бёме: <...так как бог для Бёме есть все, то он силится постигнуть отрицательное, зло, дьявола в боге и из бога> (Гегель. Соч., т. XI, стр. 234). Люцифер (лат.) (греч. Эосфор, или Фосфор, - светоносец) - в греческой мифологии на- звание бога, ведавшего небесными светилами, в средние века - одно из имен сатаны, дьявола. - 32. 45 О естественных религиях см, Гегель. Соч., т. IV стр. 368- 374. - 33. 46 Туманными, чувственными... представлениями Гегель назы- вает представления об эволюции животного и растительного мира. - 34. 47 Аналогии между природой и духом характерны для натур- философии Шеллинга и его последователей. В частности, Стеффенс называл два магнитных полюса углеродным и азотным полюсами, сопоставляя с первым растение, а со вторым - животное. - 35. 48 Защитниками теории эманации в античной философской мысли были Плотин, Ямвлих, Прокл, Филон. Эволюционные пред- ставления, характеризуемые Гегелем как мнимое объяснение при- родного мира, исходили из принципа совершенствования природы, ее движения от простого к сложному и делали акцент на количе- ственных изменениях. Учению об эманации и эволюции Гегель противопоставляет учение о метаморфозах, которое отстаивалось Гёте и приверженцем которого был Гегель. - 35. 49 Представление о прогрессе природы как лестнице существ защищалось в XVIII в. Бонне и Робине, См. об этом наст. изд., т. 2, стр. 544-545 и прим. 163 к разд. <Органическая фи- зика>. - 37. 50 См. Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 464-467. - 37. 51 Во 2-м изд.: <Больше всего этой случайности в царстве субъективной индивидуальности, творения которой конкретны, но как предметы природы> и т.д.-37. 52 Во 2-м изд.: <В том-то и состоит бессилие природы, что она не может остаться верной определениям понятия и адекватно им определить и сохранить свои образования>. -- 37. 53 Круг (Krug) Вильгельм Трауготт (1770-1842)-немецкий философ, кантианец, с 1809 г. - профессор в Лейпциге. О нем см. рецензию Гегеля <Wie der gemeine Menschenverstand die Philo- sophie nehme, dargestellt am den Werken des Herrn Krug's>. - In: <Kritische Journal der Philosophic>, Bd. I, Stuck 1. Tiibin- gen, 1802, S. 99-105, а также Гегель. Соч., т. XI, стр. 484- 485. - 38.
54 Erinnern - вспоминать. Гегель, используя этимологию этого слова (inner-внутренний), понимает его как <углубляться во- внутрь>, <становиться внутренним>. По Гегелю, абсолютный дух на высших ступенях своего развития вспоминает о своих прежних формообразованиях, углубляется в самое себя. И это углубление в себя, которое есть воспоминание, оказывается вместе с тем сня- тием чуждой предметности и возвращением духа к самому себе (см. Schmitz Н. Hegels Begrift der Erinnerung. - <Archiv tur Beg- riffsgeschichte>, Bd. 9. Bonn, 1964, S. 37- 44).- 40. 55 Учение о потенциях в древности было развито Платоном, который трактовал материю как чистую, пассивную потенцию (возможность) воплощения идеи, и Аристотелем, который понимал материю-потенцию-как действующую причину (dynamis), про- тивопоставляя ей целевую причину. В эпоху Возрождения, в част- ности у Леонардо да Винчи, потенция трактуется как движущаяся материя, которая имманентно определяет свои формы. В современ- ной Гегелю философии понятие потенции играло большую роль в натурфилософии Шеллинга. Потенции для него - идеи природы, которые позволяют фиксировать чисто количественные различия между ступенями природы, т.е. между механическими, химиче- скими и органическими потенциями. У самого Гегеля потенция понимается идеалистически, как возможность воплощения идеи, причем обращается внимание на возможность перехода природы на высшую ступень. Взаимоотношение между различными ступе- нями природы, по Гегелю, не может быть сведено к чисто ко- личественным изменениям, высший уровень не может быть редуцирован к низшему, поскольку он обладает новой, каче- ственной природой, не выразимой в категориях низшего уров- ня. - 43.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
МЕХАНИКА
1 Механика в <Философии природы> понимается как учение о пространстве и времени, материи и движении, о движении небес- ных тел. В <Иенской реальной философии> ее предмет трактовался значительно уже, из механики исключалось учение о пространстве и времени, которое было обозначено как математика. В <Философ- ской пропедевтике> (1808-1811) математика понимается как уче- ние о пространстве и времени, а механика - как раздел физики, где анализируются проблемы материи и движения, движение не- бесных тел. В <Философии природы> изменяется структура этого раздела: учение о пространстве и времени уже включается в меха- нику, что связано с изменением трактовки математики, которая понимается скорее как учение о величине, а не как учение о пространстве и времени в духе Канта. Изменение коснулось и трактовки механичности в <Философии природы>. В Малой логике (а затем и в <Науке логики>) формаль- ный механизм (см. наст. изд., т. 1, 195) связывался с замкнутой в себе объективностью, реальный механизм (наст. изд., т. 2, 196) - с существованием различия. Абстрактная механика в <Философии природы> имеет дело с тем, в чем объективная механичность уже положена, конечная механика охватывает собой формальный и реальный механизм, описанный в логике, - 44.
2 Для Гегеля пространство - наиболее абстрактная характери- стика инобытия идеи, лишенная каких-либо качественных опреде лений и полагающая истинное во внешней, равнодушной рядоно- ложности моментов. - 44. 3 Гегель имеет в виду Канта и его последователей, которые истолковывали пространство и время как априорные формы созер- цания (см. И. Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальное учение о началах. Первая часть. Трансцендентальная эстетика. - Соч., т. 3, стр. 125-154).- 45. 4 Ср. Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 313-318. - 45. 5 О диалектике <здесь> и <теперь> см.: Гегель. Соч., т, IV, стр. 51-59. - 46. 6 Учение об относительном пространстве развито Р. Декартом (<Начала философии>, II, 10-14. - <Избранные работы>. М., 1950, стр. 469-471), Ньютоном (<Математические начала натуральной философии>.-В кн.: А. Н. Крылов. Собрание трудов, т. 7. М.- Л., 1936, стр. 30-32).-46. 7 См. Лейбниц. Новые опыты о человеческом разуме. М., 1936, стр. 130-134. - 47. 8 vooueva (греч.) - постигаемое. - 47. 9 Гегель предложил первый вариант спекулятивной дедукции измерений пространства в <Иенской реальной философии>, трактуя первое измерение как измерение в форме бытия, второе - как отрицание первого, третье - как отрицание отрицания, как чистую определенность, или безразличие числа. В отличие от <Философии природы> в <Иенской реальной философии> пространство связы- вается Гегелем с существованием эфира. - 47. 10 Это утверждение Гегеля неверно. Уже Кант задумался над тем, как объяснить трехмерность физического пространства. Под- черкнув, что <основание трехмерности пространства еще неиз- вестно>, он выдвинул в работе <Мысли об истинной оценке живых сил> гипотезу о связи ее с законом всемирного тяготения: <Легко доказать, что не было бы никакого пространства и никакого про- тяжения, если бы субстанции не обладали никакой силой действо- вать вовне. Ибо без этой силы нет никакой связи, без связи - никакого порядка и, наконец, без порядка нет никакого простран- ства. Однако несколько труднее понять, каким образом из закона, по которому эта сила субстанций действует вовне, вытекает мно- жественность измерений пространства> (И.Кант. Соч., т. 1, стр. 69). И далее он указывает: <Трехмерность происходит, по-види- мому, от того, что субстанции в существующем мире действуют друг на друга таким образом, что сила действия обратно пропор- циональна квадрату расстояния> (там же, стр. 71). В отличие от Гегеля, прошедшего мимо этой плодотворной идеи Канта, Ф. Энгельс в <Диалектике природы> отмечает идею Канта о том, что <три измерения пространства обусловлены тем, что это притя- жение или отталкивание совершается обратно пропорционально квадрату расстояния> (Я. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т, 20, стр. 393).- 47. 11 Следующая фраза - вставка 3-го изд. - 49. 12 Спекулятивное построение Гегеля о переходе друг в друга точки, линии и поверхности может быть интерпретировано как определенное предвосхищение идеей проективной геометрии. - 49. 13 Во 2-м изд.: <познать которые, т.е. постичь как развитую целостность (см. 231), составляет цель науки>.-49.
14 О различии методу синтетическим а авалитическим сужде- нием см. И. Кант. Соч., т. 3, стр. 111-114.- 49. 15 Определение прямой линии у Канта см.: И. Кант. Соч., т. 3, стр. 115, а также т. 4, ч. 1, стр. 83. - 49. 16 Следующие фразы до конца абзаца - вставка 3-го изд. - 49. 17 Гегелевское определение прямой линии совпадает с евкли- довским: <Прямая линия есть та, которая равно расположена по отношению к точкам на ней> (Евклид. Начала, кн. 1, определение 5. М.-Л., 1950, стр. 11).- 49. 18 См. Евклид. Начала, кн. II, предложение 14., стр. 78.-51. 19 Учение Гегеля о времени как абстрактной отрицательности, соотносящейся с собой и не заключающей в себе реального разли- чия, является спекулятивным выражением той трактовки времени, которая дана в механике Ньютона. О гегелевском учении о времени см. В. Lakebrink. Hegels Metaphysik der Zeit, - <Studien zur Meta- physik Hegels>. Freiburg, 1969, S. 135-149, - 51. 20 Материалистическую трактовку понимания времени как чистого количества дал К. Маркс в своем учении о рабочем вре- мени как выражении абстрактного труда, в котором все качествен- ные различия деятельности стерлись. Уже в <Нищете философии> он отметил: <Время - все, человек - ничто; он, самое большее, только воплощение времени. Теперь уже нет более речи о каче- стве. Количество одно только решает все> (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 89). Гегелевская идея о переходе пространства и времени, о том, что время - истина пространства, находит свое диалектико-материалистическое переосмысление в учении К. Маркса о том, что определенные, установленные опытом коли- чества продукта при товарном производстве оказываются определен- ной массой застывшего рабочего времени. <Они только материали- зация одного часа, двух часов, одного дня общественного труда>, - писал К. Маркс в <Капитале> (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 201).- 52. 21 Гегель имеет в виду основной принцип философии Фих- те. - 53. 22 Во 2-м изд. добавлено: <так как время есть абстракция воз- никновения и прохождения>. - 53. 23 Кронос - божество античной мифологии, бог земледелия и жатвы. По сходству звучания имен нередко отождествлялся, в част- ности у орфиков, с Хроносом - олицетворением времени, которое породило огонь, воздух и воду (см. Гегель. Эстетика, т. 2. М., 1969, стр. 171).- 53. 24 См. прим. 5 к разд. <Механика>. - 54. 25 См. прим. 1 к разд. <Механика>. О предмете математики см.: Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 78, 91, 106-107, 321- 323.- 57. 26 См. Гегель. Соч., т. I, 102. - 57. 27 Во 2-м изд. далее следовало: <Когда пытались философски трактовать пространственные фигуры или числа, то утратили их специфическое значение и специфический облик; философия про- странственных фигур и чисел может стать каким-то разделом ло- гики или конкретной философской наукой лишь после того, как понятиям придадут конкретное значение>. - 57. 28 О пифагорейской системе чисел см. наст, изд., т. 2, 301, стр. 196-199. - 57. 29 Гегель понимает объяснение как тавтологическое движение рассудка, которое <не только ничего не объясняет, но отличается
такой ясностью, что, собираясь сказать что-нибудь отличное от уже сказанного, оно скорее ничего не высказывает, а лишь повто- ряет то же самое> (Гегель. Соч., т. IV, стр. 85; см. также <Науку логики>, т. 3, стр. 277). - 58. 30 Об отношении Гегеля к математической символике и к ис- пользованию математического метода в философии см. Гегель. Соч., т. IV, стр. 21-24; его же. Наука логики, т. 1, стр. 78, 91, 106- 107.-58. 31 Термины begriffslos и Begriffslosigkeit - <чуждое понятию>, <отрешенное от понятия> - широко использовались К. Марксом в <Капитале> при анализе фетишистского характера буржуазных товарных отношений (см., например, К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 111).- 58. 32 Название <математика> Гегель использовал в <Иенской реальной философии> и в <Философской пропедевтике> для обо- значения философского рассмотрения пространства и вре- мени. - 59. 33 Во 2-м изд.: <Таким образом с этим отрицательным опреде- лением пространство вновь положено как исключающая точка, но отрицание положено теперь в нем, оно является конкретным внутри себя, благодаря...> и т.д.-59. 34 См. прим. 5 к разд. <Механика>. - 60. 35 О понятии становление см. Гегель. Соч., т. 1, 88; его же. Наука логики, т. 1, стр. 140-169. Материя, будучи единством про- странства и времени, тесным образом связана, по Гегелю, с движе- нием, которое является ее неотъемлемой характеристикой. О геге- левском понимании материи см. Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 272. Ф. Энгельс отмечал в <Анти-Дюринге>: <...материя без движения
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |