Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С. Животный организм 19 страница




разных лет, т. 1, стр. 306). - 12.

13 <Нет ничего искусней человека; он ни перед чем [своих)

не опускает рук> (Софокл. Антигона. - <Драмы>, т. II. М., 1915,

стр. 371-374).-13.

14 Понятие хитрость разума - одно из наиболее значительных

в гегелевской философии. В <Иенской реальной философии> Гегель

писал: <...орудие не имеет еще деятельность в себе самом. Оно есть

косная вещь, не возвращается в себя самого. Нужно еще, чтобы я

работал с его помощью. Я поместил хитрость между мной и внеш-

ней вещностью, чтобы щадить себя и покрыть ею свою определен-

ность, а его (орудие) изнашивать... Вообще собственная деятель-

ность природы, эластичность часовой пружины, вода, ветер

применяются так, чтобы в своем чувственном наличном бытии

делать нечто совершенно иное, чем они хотели бы делать... Здесь

побуждение вполне выступает из труда. Оно предоставляет при-

роде мучиться, спокойно наблюдает и малым усилием управляет

целым: хитрость. На широкую сторону мощи нападают острым

концом хитрости> (Гегель. Работы разных лет, т. 1, стр. 307).

Это же понятие использует Гегель в Малой логике (Соч.,т.1,

§ 209) и в <Науке логики> при анализе отношения субъекта и

объекта и роли технических средств в освоении природы (Гегель.

<Наука логики>. М., 1970-1972, т. 3, стр. 200), п <Философии исто-

рии> для характеристики того, как абсолютный дух использует

человеческие страсти при своем самоосуществлении (Гегель. Соч.,

т. VIII, стр. 32). К. Маркс в <Капитале> обратил внимание на это

понятие философии Гегеля при описании роли техники в овладе-

нии человеком силами природы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,

т. 23, стр. 190).-13.

15 О телеологическом рассмотрении природы см.: Гегель. Наука

логики, т. 3, стр. 185-208, особенно стр. 188. - 13.

16 <Ксении> - сатирический альманах Гёте и Шиллера, направ-

ленный против литературной группы, возглавляемой X. Ф. Нико-

лаи. Этот альманах, появившийся в 1796 г., содержит несколько

сот стихотворений, часть которых посвящена критике вульгарного

рационализма и телеологии X. Вольфа и его литературного адепта

X. Николай. -14.

17 Аристотель. Метафизика. V 2, 1013 а 24. М. - Л., 1934,

стр. 79. -14.

18 См. наст. изд., т. 1; ср. анализ теоретического отношения

к природе в кн.: Hegel. Jenenser Logik, Metaphysik und Naturphi-

losophie. Berlin, 1968, S. 164-170. - 14.

19 Гегель имеет в виду натурфилософию шеллингианцев. - 15.

 

 

20 Cм. наст. изд., т. 2, стр. 503-506. -15.

21 Термин Gestalt несет у Гегеля большую смысловую на-

грузку. Это понятие близко по своему значению платоновскому

понятию идеи, эйдоса, точным немецким переводом которого и

является термин Gestalt. В употреблении этого понятия Гегелем

слились различные тенденции интерпретации смысла этого поня-

тия, имевшие место в истории философии и в истории науки. Во-пер-

вых, эйдос Платона, в соответствии с чем Гегель истолковывает

<гештальт> как сущность и закон явлений, как формообразующий

принцип, как его системную, внутреннюю и внешнюю организацию.

С этой тенденцией связана, во-вторых, линия аристотелевского по-

нимания формы как принципа активного упорядочивания и орга-

низации материи. В-третьих, Гегель использует этот термин в том

значении, которое ему придавал в своей морфологии Гёте, где

Gestalt значило облик, образ как некое видимое целое, форма.

<...У людей науки, - писал Гёте, - во все времена обнаруживалось

влечение познавать живые образования как таковые, схватывать

внешние видимые, осязаемые части в их взаимосвязи, восприни-

мать их как проявления внутренней природы и таким образом

путем созерцания овладевать целым... У немца для комплекса про-

явлений бытия какого-нибудь реального существа имеется слово

Gestalt. Употребляя его, он отвлекается от всего подвижного и при-

нимает, что все частности, входящие в состав целого, прочно установ-

лены, закончены и закреплены в своем своеобразии> (Гёте. Избран-

ные сочинения по естествознанию. М., 1957, стр. 11-12).

Гегель, высоко оценивая морфологию Гёте и идеалистически

абсолютизируя учение о метаморфозах, рассматривает Gestalt как

тотализирующий принцип, как принцип единства, целостности и

формы, как целостность, проявляющуюся и во внешней форме, и

во внутренней структуре тел. В иенских лекциях по натурфилосо-

фии термин Gestalt употребляется для характеристики конструк-

ции тел (так называется один из параграфов его <Механики>).

Проводя различие между внешней и вторичной формой, или про-

образом (Gestalt), Гегель отмечает, что на ступени реальной мате-

рии прообраз суть <целостность отношений>, <кристаллизация>

(Hegel. Jenenser Logik, Metaphysik und Naturphilosophie. Berlin,

1968, S. 265-266).

Как и у Шеллинга, термин Gestalt у Гегеля характеризует про-

цесс индивидуализации. В <Философии природы> это понятие

впервые употребляется при изложении структуры и облика целост-

ных индивидных объектов (§ 310-315), затем при анализе проблем

морфологии растений (§ 346а) и, наконец, структуры и облика

животных - высшего типа индивидуализации в природе (§ 353-

§ 356). Говоря о Gestalt в физике целостной индивидуальности,

Гегель характеризует специфические способы организации хруп-

ких структур, магнетизма и кристалла. Он подчеркивает, что Ges-

talt нельзя понимать как что-то внешне механическое и составлен-

ное из частей. Для него важно отметить, что Gestalt - это субъек-

тное единство соотношений частей (см.§ 310), некая <вполне

проникающая форма>, которая организует тело извне и изнутри

(наст. изд., т, 2, стр. 219), В хрупких структурах еще отсутствует

целостная организация в собственном смысле. Лишь в магнетизме

Gestalt становится реальным принципом, т.е. целостностью формы,

обладающей реальностью (там же, стр. 222). Химический процесс

является, по Гегелю, <процессом формообразования реально инди-

 

 

видуализированной материи> (там же, стр. 234). Кристаллы по

своей внутренней структуре являются <целокупностью измерений>

(там же, стр. 241). Здесь Gestalt воплощается как во внутренней

структуре кристаллов, так и во внешней их форме.

При анализе растительного организма Гегель собственно вос-

производит учение Гёте о метаморфозах, где Gestalt трактуется

как принцип внешней формы и внутреннего единства растений.

При анализе животного организма Gestalt характеризует способы

внутренней организации животных (их функции и функциональ-

ные системы), а также внешнее расчленение облика животных.

Термин Gestalt трудно переводим на русский язык. В. П. Чи-

жов переводил его как строение, структура. Этот перевод передает

лишь одну сторону - внутреннюю организацию тел. Предложен-

ный Б. Столпнером перевод - образ - также передает лишь одну

сторону - внешнюю форму тел, данную органам чувств. Более

адекватным, по нашему мнению, является перевод термина Ges-

talt как прообраза, как организованности внешней и внутренней,

как облика или лика. В ряде мест, поскольку термин Gestalt близок

понятию формы в его философском значении как упорядочиваю-

щего, структурирующего принципа, он переводится словом <форма>,

а термин Gestaltung - как <формообразование>.

Термин Gestalt широко использует К. Маркс в <Капитале> и

в подготовительных рукописях к нему, характеризуя различные

структурные формы капитала, превращенные формы стоимости,

а закон стоимости - как первичную форму (Kerngestalt) буржуаз-

ных товарно-денежых отношений. В русских переводах экономи-

ческих работ К. Маркса термин Gestalt переводится по-разному:

1) образ (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 76, 102, 113-115,

119-121, 125-127, 139, 153); 2) форма (там же, стр. 115, 119, 141,

214, 217; там же, т, 25, ч. 1, стр. 294, 300, 404, 432); 3) вид (там же,

т. 23, стр. 91; там же, т. 25, ч. 1, стр. 29, 208, 235, 297, 356, 481);

4) характер (там же, т. 23, стр. 103; там же, т. 25, ч. 1, стр. 268);

5) строй (там же, т, 25, ч. 1, стр.184). - 17.

22 Ср. критику Гегелем Шеллинга в <Феноменологии духа>

(Гегель. Соч., т. IV, стр. 4-6). - 17.

23 Cм. наст. изд., т. 2, стр. 16-17. - 18.

24 Гегель имеет в виду философию Якоби и Шеллинга. -18.

25 Гегель имеет в виду философию Канта. Ср. с критикой Канта

в <Науке логики> (т.2, стр. 122-123). - 19.

26 Изида (Исада) - богиня египетской мифологии, покрови-

тельница плодородия, материнства, богиня жизни и здоровья. Ср.

Гегель. Эстетика, т. 2. М., 1969, стр. 69- 70.-19.

27 Гаман (Hamann) Иоганн Георг (1730-1788) - немецкий

философ, подчеркивавший решающее значение интуиции, чувства,

веры в постижении бытия. Об отношении Гегеля к Гаману см.

также рецензию Гегеля <О сочинениях Гамана> (Гегель. Работы

разных лет, т. 1, стр. 577-642). - 19.

28 Гегель имеет в виду философию Шеллинга. - SO.

29 Goethe. Zur Naturwissenschaft uberhaupt. Stuttgart-Tubin-

gen, Bd. I, H. 3. 1820. Ср. Гегель. Соч., т. 1, 38, 140. - 22.

30 Гегель имеет в виду натурфилософию Шеллинга и его после-

дователей. - 22.

31 В 1732 г. появилось стихотворение А. Галлера <Лживость

человеческих добродетелей> (<Falschneit menschlicher Tugenden>),

в котором А. Галлер утверждал, что <ни один сотворенный дух не

 

 

может проникнуть со ипутрепнюю сущность природы> и что йо-

этому необходимо довольствоваться знанием внешней скорлупы.

В 1820 г. Гёто в стихотворении <Несомиенцо> (<Allerdings>), кото-

рое и приводит здесь Гегель, выступил против этих утверждений

А. Галлера, подчеркивая, что в природе все едино, что ее нельзя

расчленять на непознаваемую сущность и внешнюю скорлупу.

Гёте опубликовал свое стихотворение в конце заметки <Дру-

жеский призыв> (сб. <Вопросы морфологии>, т. 1, вып. 3, 1820,

русский перевод; Гёте. Сочинения по естествознанию. М" 1957,

стр. 410-411), Гегель упоминает об этом споре Гёте с Галлером

и в 410 <Энциклопедии философских наук>. К этому же спору

обращается и Ф, Энгельс в <Диалектике природы> (см. К. Маркс

и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 555).- 23.

32 См. Библия. Быт. II, 23. - 24.

33 Филон Александрийский (21 или 28 г. до н.э.-41 или 49 г.

н.э.) - еврейский философ, трактовавший логос как самое высо-

кое и совершенное творение бога. Ср. Гегель. Соч. т. XI,

стр. 25. - 25.

34 См. Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. М.,

1936, стр. 13. - 26.

35 Гегель имеет в виду антиномии Канта (И. Кант. Критика

чистого разума.-Соч., т. 1-6. М., 1963-1966; т. 3, стр. 404-432).

Критику кантовского понимания антиномий Гегелем см.: Гегель.

Наука логики, т. 1, стр. 262-273, 313-318. - 27.

36 Ideelle - термин, обозначающий у Гегеля <идеальное> и

отличающийся от термина Ideale. Термин Ideale имеет, как указы-

вает Гегель (см. <Наука логики>, т. 1, стр. 215), значение прекрас-

ного и того, что относится к прекрасному, т. е. имеет значение

идеала красоты. Б. Столпнер переводил термин Ideelle как <идеа-

лизованное>, стремясь подчеркнуть его отличие от термина

Ideale. Поскольку в логике и натурфилософии Гегеля не идет речи

о рассмотрении прекрасного, в настоящем издании термин Ideelle

передан словом <идеальное>. Точно так же в переводах работ

К. Маркса (в частности, <Капитала>), употребляющего термин

Ideelle, например в анализе цены как идеального выражения стои-

мости, этот термин передается как <идеальное>, а не как <идеали-

зованное>. О категории идеального у Гегеля и Маркса см. статью

Э. В. Ильенкова <Идеальное> (<Философская энциклопедия>, т, 2.

М., 1962, стр. 219-227), а также прим. 51а в наст. изд., т. 1.-27.

37 Гегель имеет в виду антиномии Канта. - 29.

38 Ванини (Vanini) Лючилио (1584-1619)-итальянский фи-

лософ-пантеист, согласно которому бог сливается с природой и

действует в ней как божественная сила. - 30.

39 Во 2-м изд. здесь заканчивалась фраза. - 30.

40 Окончание фразы - вставка 3-го изд. - 31.

41 Полярность - основная категория натурфилософии Шел-

линга. - 32.

42 Утверждение Гегеля о том, что троичность есть основная

форма развертывания духа, выражает суть диалектики. Мистифи-

цируя ее, он пускается в теологические рассуждения о том, что

<бог как абстракция не есть истинный бог, а истинным богом он

является лишь как живой процесс полагания своего другого - мира;

это мир, постигаемый в божественной форме, есть сын божий, и

лишь в единстве со своим иным, лить в духе бог есть субъект>

наст. изд. т. 2, стр. 24). Троичность истолковывается им здесь как

 

 

принцип существования и развития идеи, логика трактуется как

учение о сущности бога, а природа - как <сын божий> (наст. изд.,

стр. 25). В природе же, по мнению Гегеля, господствует четверич-

ность, что находит свое выражение в следующих соотношениях:

1) точки, линии, поверхности, тела; 2) солнце, кометы, луна, пла-

неты; 3) огонь, воздух, вода, земля. Об этом см.: И. Ильин. Фило-

софия Гегеля как учение о конкретности бога и человека, т. 1-II.

М" 1918; Hessen J. Hegels Trinitatslehre. Freiburg, 1922; Splett 1.

Die Trinitatslelire Hegels, 1965. - 32.

43 О переходе троичности к пятеричности см. наст. изд., т. 2,

270. - 32.

44 Бёме (Bohme) Якоб (1575-1624) - немецкий философ-пан-

теист, согласно которому бог и природа - одно и то же. Ср. выска-

зывания Гегеля о философии Бёме: <...так как бог для Бёме есть

все, то он силится постигнуть отрицательное, зло, дьявола в боге

и из бога> (Гегель. Соч., т. XI, стр. 234). Люцифер (лат.) (греч.

Эосфор, или Фосфор, - светоносец) - в греческой мифологии на-

звание бога, ведавшего небесными светилами, в средние века -

одно из имен сатаны, дьявола. - 32.

45 О естественных религиях см, Гегель. Соч., т. IV стр. 368-

374. - 33.

46 Туманными, чувственными... представлениями Гегель назы-

вает представления об эволюции животного и растительного

мира. - 34.

47 Аналогии между природой и духом характерны для натур-

философии Шеллинга и его последователей. В частности, Стеффенс

называл два магнитных полюса углеродным и азотным полюсами,

сопоставляя с первым растение, а со вторым - животное. - 35.

48 Защитниками теории эманации в античной философской

мысли были Плотин, Ямвлих, Прокл, Филон. Эволюционные пред-

ставления, характеризуемые Гегелем как мнимое объяснение при-

родного мира, исходили из принципа совершенствования природы,

ее движения от простого к сложному и делали акцент на количе-

ственных изменениях. Учению об эманации и эволюции Гегель

противопоставляет учение о метаморфозах, которое отстаивалось

Гёте и приверженцем которого был Гегель. - 35.

49 Представление о прогрессе природы как лестнице существ

защищалось в XVIII в. Бонне и Робине, См. об этом наст.

изд., т. 2, стр. 544-545 и прим. 163 к разд. <Органическая фи-

зика>. - 37.

50 См. Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 464-467. - 37.

51 Во 2-м изд.: <Больше всего этой случайности в царстве

субъективной индивидуальности, творения которой конкретны, но

как предметы природы> и т.д.-37.

52 Во 2-м изд.: <В том-то и состоит бессилие природы, что она

не может остаться верной определениям понятия и адекватно им

определить и сохранить свои образования>. -- 37.

53 Круг (Krug) Вильгельм Трауготт (1770-1842)-немецкий

философ, кантианец, с 1809 г. - профессор в Лейпциге. О нем см.

рецензию Гегеля <Wie der gemeine Menschenverstand die Philo-

sophie nehme, dargestellt am den Werken des Herrn Krug's>. -

In: <Kritische Journal der Philosophic>, Bd. I, Stuck 1. Tiibin-

gen, 1802, S. 99-105, а также Гегель. Соч., т. XI, стр. 484-

485. - 38.

 

 

54 Erinnern - вспоминать. Гегель, используя этимологию этого

слова (inner-внутренний), понимает его как <углубляться во-

внутрь>, <становиться внутренним>. По Гегелю, абсолютный дух

на высших ступенях своего развития вспоминает о своих прежних

формообразованиях, углубляется в самое себя. И это углубление

в себя, которое есть воспоминание, оказывается вместе с тем сня-

тием чуждой предметности и возвращением духа к самому себе

(см. Schmitz Н. Hegels Begrift der Erinnerung. - <Archiv tur Beg-

riffsgeschichte>, Bd. 9. Bonn, 1964, S. 37- 44).- 40.

55 Учение о потенциях в древности было развито Платоном,

который трактовал материю как чистую, пассивную потенцию

(возможность) воплощения идеи, и Аристотелем, который понимал

материю-потенцию-как действующую причину (dynamis), про-

тивопоставляя ей целевую причину. В эпоху Возрождения, в част-

ности у Леонардо да Винчи, потенция трактуется как движущаяся

материя, которая имманентно определяет свои формы. В современ-

ной Гегелю философии понятие потенции играло большую роль

в натурфилософии Шеллинга. Потенции для него - идеи природы,

которые позволяют фиксировать чисто количественные различия

между ступенями природы, т.е. между механическими, химиче-

скими и органическими потенциями. У самого Гегеля потенция

понимается идеалистически, как возможность воплощения идеи,

причем обращается внимание на возможность перехода природы

на высшую ступень. Взаимоотношение между различными ступе-

нями природы, по Гегелю, не может быть сведено к чисто ко-

личественным изменениям, высший уровень не может быть

редуцирован к низшему, поскольку он обладает новой, каче-

ственной природой, не выразимой в категориях низшего уров-

ня. - 43.

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

 

МЕХАНИКА

 

1 Механика в <Философии природы> понимается как учение

о пространстве и времени, материи и движении, о движении небес-

ных тел. В <Иенской реальной философии> ее предмет трактовался

значительно уже, из механики исключалось учение о пространстве

и времени, которое было обозначено как математика. В <Философ-

ской пропедевтике> (1808-1811) математика понимается как уче-

ние о пространстве и времени, а механика - как раздел физики,

где анализируются проблемы материи и движения, движение не-

бесных тел. В <Философии природы> изменяется структура этого

раздела: учение о пространстве и времени уже включается в меха-

нику, что связано с изменением трактовки математики, которая

понимается скорее как учение о величине, а не как учение о

пространстве и времени в духе Канта.

Изменение коснулось и трактовки механичности в <Философии

природы>. В Малой логике (а затем и в <Науке логики>) формаль-

ный механизм (см. наст. изд., т. 1, 195) связывался с замкнутой

в себе объективностью, реальный механизм (наст. изд., т. 2, 196) -

с существованием различия. Абстрактная механика в <Философии

природы> имеет дело с тем, в чем объективная механичность уже

положена, конечная механика охватывает собой формальный и

реальный механизм, описанный в логике, - 44.

 

 

2 Для Гегеля пространство - наиболее абстрактная характери-

стика инобытия идеи, лишенная каких-либо качественных опреде

лений и полагающая истинное во внешней, равнодушной рядоно-

ложности моментов. - 44.

3 Гегель имеет в виду Канта и его последователей, которые

истолковывали пространство и время как априорные формы созер-

цания (см. И. Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальное

учение о началах. Первая часть. Трансцендентальная эстетика. -

Соч., т. 3, стр. 125-154).- 45.

4 Ср. Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 313-318. - 45.

5 О диалектике <здесь> и <теперь> см.: Гегель. Соч., т, IV,

стр. 51-59. - 46.

6 Учение об относительном пространстве развито Р. Декартом

(<Начала философии>, II, 10-14. - <Избранные работы>. М., 1950,

стр. 469-471), Ньютоном (<Математические начала натуральной

философии>.-В кн.: А. Н. Крылов. Собрание трудов, т. 7. М.-

Л., 1936, стр. 30-32).-46.

7 См. Лейбниц. Новые опыты о человеческом разуме. М., 1936,

стр. 130-134. - 47.

8 vooueva (греч.) - постигаемое. - 47.

9 Гегель предложил первый вариант спекулятивной дедукции

измерений пространства в <Иенской реальной философии>, трактуя

первое измерение как измерение в форме бытия, второе - как

отрицание первого, третье - как отрицание отрицания, как чистую

определенность, или безразличие числа. В отличие от <Философии

природы> в <Иенской реальной философии> пространство связы-

вается Гегелем с существованием эфира. - 47.

10 Это утверждение Гегеля неверно. Уже Кант задумался над

тем, как объяснить трехмерность физического пространства. Под-

черкнув, что <основание трехмерности пространства еще неиз-

вестно>, он выдвинул в работе <Мысли об истинной оценке живых

сил> гипотезу о связи ее с законом всемирного тяготения: <Легко

доказать, что не было бы никакого пространства и никакого про-

тяжения, если бы субстанции не обладали никакой силой действо-

вать вовне. Ибо без этой силы нет никакой связи, без связи -

никакого порядка и, наконец, без порядка нет никакого простран-

ства. Однако несколько труднее понять, каким образом из закона,

по которому эта сила субстанций действует вовне, вытекает мно-

жественность измерений пространства> (И.Кант. Соч., т. 1, стр. 69).

И далее он указывает: <Трехмерность происходит, по-види-

мому, от того, что субстанции в существующем мире действуют

друг на друга таким образом, что сила действия обратно пропор-

циональна квадрату расстояния> (там же, стр. 71). В отличие от

Гегеля, прошедшего мимо этой плодотворной идеи Канта,

Ф. Энгельс в <Диалектике природы> отмечает идею Канта о том,

что <три измерения пространства обусловлены тем, что это притя-

жение или отталкивание совершается обратно пропорционально

квадрату расстояния> (Я. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т, 20,

стр. 393).- 47.

11 Следующая фраза - вставка 3-го изд. - 49.

12 Спекулятивное построение Гегеля о переходе друг в друга

точки, линии и поверхности может быть интерпретировано как

определенное предвосхищение идеей проективной геометрии. - 49.

13 Во 2-м изд.: <познать которые, т.е. постичь как развитую

целостность (см. 231), составляет цель науки>.-49.

 

 

14 О различии методу синтетическим а авалитическим сужде-

нием см. И. Кант. Соч., т. 3, стр. 111-114.- 49.

15 Определение прямой линии у Канта см.: И. Кант. Соч., т. 3,

стр. 115, а также т. 4, ч. 1, стр. 83. - 49.

16 Следующие фразы до конца абзаца - вставка 3-го изд. - 49.

17 Гегелевское определение прямой линии совпадает с евкли-

довским: <Прямая линия есть та, которая равно расположена по

отношению к точкам на ней> (Евклид. Начала, кн. 1, определение 5.

М.-Л., 1950, стр. 11).- 49.

18 См. Евклид. Начала, кн. II, предложение 14., стр. 78.-51.

19 Учение Гегеля о времени как абстрактной отрицательности,

соотносящейся с собой и не заключающей в себе реального разли-

чия, является спекулятивным выражением той трактовки времени,

которая дана в механике Ньютона. О гегелевском учении о времени

см. В. Lakebrink. Hegels Metaphysik der Zeit, - <Studien zur Meta-

physik Hegels>. Freiburg, 1969, S. 135-149, - 51.

20 Материалистическую трактовку понимания времени как

чистого количества дал К. Маркс в своем учении о рабочем вре-

мени как выражении абстрактного труда, в котором все качествен-

ные различия деятельности стерлись. Уже в <Нищете философии>

он отметил: <Время - все, человек - ничто; он, самое большее,

только воплощение времени. Теперь уже нет более речи о каче-

стве. Количество одно только решает все> (К. Маркс и Ф. Энгельс.

Соч., т. 4, стр. 89). Гегелевская идея о переходе пространства и

времени, о том, что время - истина пространства, находит

свое диалектико-материалистическое переосмысление в учении

К. Маркса о том, что определенные, установленные опытом коли-

чества продукта при товарном производстве оказываются определен-

ной массой застывшего рабочего времени. <Они только материали-

зация одного часа, двух часов, одного дня общественного труда>, -

писал К. Маркс в <Капитале> (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23,

стр. 201).- 52.

21 Гегель имеет в виду основной принцип философии Фих-

те. - 53.

22 Во 2-м изд. добавлено: <так как время есть абстракция воз-

никновения и прохождения>. - 53.

23 Кронос - божество античной мифологии, бог земледелия и

жатвы. По сходству звучания имен нередко отождествлялся, в част-

ности у орфиков, с Хроносом - олицетворением времени, которое

породило огонь, воздух и воду (см. Гегель. Эстетика, т. 2. М., 1969,

стр. 171).- 53.

24 См. прим. 5 к разд. <Механика>. - 54.

25 См. прим. 1 к разд. <Механика>. О предмете математики см.:

Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 78, 91, 106-107, 321- 323.- 57.

26 См. Гегель. Соч., т. I, 102. - 57.

27 Во 2-м изд. далее следовало: <Когда пытались философски

трактовать пространственные фигуры или числа, то утратили их

специфическое значение и специфический облик; философия про-

странственных фигур и чисел может стать каким-то разделом ло-

гики или конкретной философской наукой лишь после того, как

понятиям придадут конкретное значение>. - 57.

28 О пифагорейской системе чисел см. наст, изд., т. 2, 301,

стр. 196-199. - 57.

29 Гегель понимает объяснение как тавтологическое движение

рассудка, которое <не только ничего не объясняет, но отличается

 

 

такой ясностью, что, собираясь сказать что-нибудь отличное от

уже сказанного, оно скорее ничего не высказывает, а лишь повто-

ряет то же самое> (Гегель. Соч., т. IV, стр. 85; см. также <Науку

логики>, т. 3, стр. 277). - 58.

30 Об отношении Гегеля к математической символике и к ис-

пользованию математического метода в философии см. Гегель. Соч.,

т. IV, стр. 21-24; его же. Наука логики, т. 1, стр. 78, 91, 106-

107.-58.

31 Термины begriffslos и Begriffslosigkeit - <чуждое понятию>,

<отрешенное от понятия> - широко использовались К. Марксом

в <Капитале> при анализе фетишистского характера буржуазных

товарных отношений (см., например, К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,

т. 23, стр. 111).- 58.

32 Название <математика> Гегель использовал в <Иенской

реальной философии> и в <Философской пропедевтике> для обо-

значения философского рассмотрения пространства и вре-

мени. - 59.

33 Во 2-м изд.: <Таким образом с этим отрицательным опреде-

лением пространство вновь положено как исключающая точка, но

отрицание положено теперь в нем, оно является конкретным

внутри себя, благодаря...> и т.д.-59.

34 См. прим. 5 к разд. <Механика>. - 60.

35 О понятии становление см. Гегель. Соч., т. 1, 88; его же.

Наука логики, т. 1, стр. 140-169. Материя, будучи единством про-

странства и времени, тесным образом связана, по Гегелю, с движе-

нием, которое является ее неотъемлемой характеристикой. О геге-

левском понимании материи см. Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 272.

Ф. Энгельс отмечал в <Анти-Дюринге>: <...материя без движения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.