Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С. Животный организм 20 страница




так же немыслима, как и движение без материи> (К. Маркс и

Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 59).-61.

36 Во 2-м изд. прибавлено: <в качестве сущих самих по

себе>. - 61.

37 О гегелевской трактовке непроницаемости материи см.

<Науку логики> (т. 1, стр. 250-251). -61.

38 Гегелевскую трактовку соотношения материи и формы см.

Гегель. Наука логики, т. 2, стр. 78-83. - 61.

39 В механике под моментом силы относительно точки или оси

понимают произведение величины силы на расстояние от точки

или оси. Под идеальным моментом Гегель понимает произведение

силы на геометрическое расстояние от точки опоры, реальный же

момент - это произведение, в котором фигурирует не геометриче-

ское, а материальное плечо рычага. - 62.

40 Гегель в этих парадоксальных словах хочет подчеркнуть,

что камень, получивший некоторое ускорение, проходит больший

путь и тем самым достигает большей силы; иными словами, он

хочет подчеркнуть, что пространство и время являются факторами

движения. -62.

41 Гегель неоднократно критикует использование в науке по-

нятия силы как формального способа объяснения из тавтологиче-

ских оснований (см.: Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 248-256; т. 2,

стр. 89-90). Ф. Энгельс в <Диалектике природы> отмечал методо-

логическую ценность гегелевской критики понятия <сила>: <Пред-

ставление о силе заимствовано, как это признается всеми (начиная

от Гегеля и кончая Гельмгольцем), из проявлений деятельности

человеческого организма по отношению к окружающей его среде...

 

21 Гегель, т. 2 633

 

Мы переносим затем этот удобный метод также и на внешний мир

и, таким образом, сочиняем столько же сил, столько существует

различных явлений> (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 402).

<Естествознание (за исключением разве небесной и земной меха-

ники) находилось на этой наивной ступени развития еще и во

времена Гегеля, который с полным правом обрушивается про-

тив тогдашней манеры придумывать повсюду силы> (там же).

В качестве примера Ф. Энгельс обращается к химии, где понятие

<химическая сила> превращается <в пустую фразу, как и всюду,

где, вместо того чтобы исследовать неисследованные формы дви-

жения, сочиняют для их объяснения некоторую так называемую

силу... причем, таким образом, получают столько сил, сколько

имеется необъясненных явлений, и по существу только перево-

дят внешнее явление на язык некой внутренней фразы> (там

эке, стр. 597). -62.

42 Здесь Гегель солидаризируется с определением силы, впер-

вые данным Р. Декартом и выраженным в математической форме

во 2-м законе Ньютона, согласно которому <в силе содержится

то же самое, что в ее проявлении>. В <Диалектике природы>

Ф. Энгельс подчеркнул, что <если Гегель рассматривает силу и ее

проявление, причину и действие как тождественные, то это теперь

доказано в смене форм материи, где равнозначность их доказы-

вается математически. Эта равнозначность уже и раньше призна-

валась в мере: сила измеряется ее проявлением, причина - дей-

ствием> (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 595).- 62.

43 Критикуя применение в механике понятия силы, Гегель

по сути дела примыкает к тем вариантам построения механики,

которые исключали понятие силы. Об истории кинетического пони-

мания механики см. Т. И. Райнов. К истории построения механики

без силы. - <Социалистическая реконструкция и наука>, 1933,

№ 1. - 62.

44 Об апориях Зенона см. Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 271-

272. - 62.

45 Количество движения - это произведение массы на скорость

ее движения. Диалектико-материалистический анализ споров

о мере движения см.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т, 20, стр. 408-

423. - 63.

46 Чувствилище бога (лат.). См. Ньютон. Оптика. М.-Л., 1927,

стр. 287-288, 313. - 63.

47 Здесь Гегель подчеркивает единство материи, пространства

и времени. Эти идеи Гегеля были материалистически переосмыс-

лены Ф. Энгельсом, который рассматривал пространство наряду

со временем и движением как основные формы существования

материи. Гегель, отметив единство пространства, времени и мате-

рии, толкует его на идеалистический лад, проводя мысль о том, что

материя - это истина пространства и времени. - 64.

48 В конечной механике Гегель анализирует законы механики,

открытые Ньютоном, принципы инерции, притяжения и отталки-

вания, понятия центробежной и центростремительной силы, на ко-

торых базируется классическая механика. - 64.

49 Марксистскую оценку гегелевского понимания притяжения

и отталкивания см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 559. - 65.

50 См. И. Кант. Метафизические начала естествознания.- В кн.:

И. Кант. Соч., т, 6, стр. 90-142. - 65.

51 См. Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 248-255. - 66.

 

 

52 Гегель так Hie, как и Кант, пытается построить понятие ма-

терии на основе более абстрактных понятий - пространства и вре-

мени, притяжения и отталкивания, прерывности и непрерывно-

сти. Именно в этой связи он говорит о материи как истине, или

результате, этих абстрактных моментов понятия, но вместе с тем,

по Гегелю, материя является предпосылкой обнаружения и суще-

ствования этих абстрактных моментов понятия, т. е. и простран-

ства, и времени, и отталкивания, и притяжения. - 66.

53 Во 2-м изд. прибавлено: <к бытию-для-себя как всеобще-

му>. - 66.

54 Т. е. в механике. - 66.

55 Во 2-м изд. прибавлено: <благодаря чему эта сфера отли-

чается прежде всего от физической сферы, как такой, в которой

берет свое начало рефлексия-в-себя>. - 66.

56 Конец этой фразы - вставка 3-го изд. - 67.

57 См. наст. изд., т. 2, 275, стр. 120-127. - 67.

58 Ф. Энгельс так оценил мысль Гегеля о переходе притяже-

ния и отталкивания: <Превращение притяжения в отталкивание и

обратно у Гегеля мистично, но по сути дела он здесь предвосхитил

позднейшие естественнонаучные открытия... Гегель гениален даже

в том, что он выводит притяжение как вторичный момент из

отталкивания как первичного: солнечная система образуется

только благодаря тому, что притяжение берет постепенно верх

над господствовавшим первоначально отталкиванием> (К. Маркс и

Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 559). Рассматривая притяжение и оттал-

кивание не как силы, а как одну из форм движения, Энгельс под-

черкнул: <Всякое движение состоит во взаимодействии притяже-

ния и отталкивания> (там же, стр. 393). - 67.

59 Гегель трактует покой как частный случай движения. Ср.

мысль Ф, Энгельса: <Всякий покой, всякое равновесие только отно-

сительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной

определенной форме движения> (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,

т. 20, стр. 59).- 69.

60 Эта фраза - вставка 3-го изд. - 69.

61 Гегель имеет в виду механику Ньютона. - 69.

62 Во 2-м изд. далее следовало: <т.е. абстракцию тела, которое

существует как тело, лишенное самости>. - 69.

63 Имеется в виду Ньютон. - 69.

64 О механике удара см. Ф. Энгельс. Диалектика природы.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 404, 594.- 71.

65 В письме к К. Марксу от 30 мая 1873 г. Ф. Энгельс характе-

ризует падение как простейшую форму механического движения

(см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 33, стр. 68).- 71.

66 Следующая фраза до конца абзаца - вставка 3-го изд. - 71,

67 Гегель проводит мысль о возможности кияетической, адина-

мической механики, построенной без понятия силы. - 71.

68 О диалектико-материалистической трактовке противоречи-

вости механического движения см.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,

т. 20, стр. 123-124; В. И. Ленин. Философские тетради. - Поли.

собр. соч., т. 38, стр. 231-232. В марксистской литературе суще-

ствуют различные точки зрения по проблеме противоречивости

движения и способах ее воспроизведения в мысли, о чем свиде-

тельствует, в частности, дискуссия, прошедшая в конце 60-х годов

в журнале <Философские науки>. - 72.

69 Во 2-м изд.: <и ее различного удаления от центра>. - 74.

 

 

70 В этой форме был сформулирован принцип инерции Ньютона

(ем. Ньютон. Математические начала натуральной философии. -

В кн.: А. Н. Крылов. Собрание трудов, т. VII. М.-Л., 1936,

стр. 39- 40).- 74.

71 Во 2-м изд. прибавлено: <Теорема Декарта, гласящая, что

во вселенной всегда сохраняется одно и то же количество движе-

ния, является такой же тавтологией>. - 74.

72 О трактовке Гегелем закона тождества см.: Гегель. Наука

логики, т. 2, стр. 34-38. Следующая фраза - вставка 3-го изд. - 74.

73 Во 2-м изд. далее следовало: <поскольку (ср. предшествую-

щий параграф, примечание) тело существует и как абстрак-

ция>. - 75.

74 Ньютон. Математические начала натуральной философии,

определение V: <...центростремительная сила есть та, с которого

тела к некоторой точке, как к центру, отовсюду притягиваются.

гонятся или как бы то ни было стремятся> (В кн.: А. Н. Крылов.

Собрание трудов, т. VII, стр. 26).

75 Эта мысль Гегеля была отмечена Ф. Энгельсом (см. К. Маркс

и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 598).- 75.

76 Цитата из Ньютона: <...можно заставить свинцовое ядро

уйти в небесные пространства и продолжать удаляться до беско-

нечности> (цит. изд. <Математических начал натуральной фило-

софии>, стр. 27). - 75.

77 Определение VIII <Математических начал натуральной фи-

лософии> Ньютона гласит: <Название же <притяжение> (центром),

<натиск> или <стремление> (к центру) я употребляю безразлично

одно вместо другого, рассматривая эти силы не физически, а мате-

матически, поэтому читатель должен озаботиться, чтобы, ввиду

таких названий, не думать, что я или хочу определить самый

характер действия или физические причины происхождения этих

сил, или же приписывать центрам (которые суть математические

точки) действительно и физические силы, хотя я и буду говорить

о силах центров и о притяжении центрами> (цит. изд. <Математи-

ческих начал натуральной философии>, стр. 29-30). - 75.

78 Концовка этой фразы - вставка 3-го изд. - 75.

79 Франкер (Francoeur) Дуй Бенжамен (1773-1849) - фран-

цузский математик, академик парижской Академии, известный

своими учебниками по механике, математике, геодезии. Гегель

цитирует из его <Ti'aite elementaire de mechanique, adopte dans

l'instruction publique> (Paris, 1800, 4 ed, 1807) L. II: <Dynamique>,

ch. II <Du molivement d'un point en ligne courbe>, § 4. <De la gravi-

tation universelle>. - 79.

80 Причиной остановки маятника является не сила тяжести,

а трение в том месте, где маятник прикреплен, и сопротивление

воздуха или какой-то другой среды. Идея о том, что причиной

прекращения движения маятника является трение, против которой

возражает Гегель, представляет собой еще неадекватную форму-

лировку закона сохранения энергии, ибо при отсутствии трения

маятник двигался бы вечно. С точки зрения закона сохранения

анергии, которое было в обобщенной форме сформулировано уже

после смерти Гегеля Р. Майером, Джоулем и Гельмгольцем, оста-

новка маятника означает превращение кинетической энергии

маятника в хаотическое движение среды. Анализируя основные

формы движения, Ф. Энгельс заметил: <...поднятая кверху часовая

 

 

гиря постепенно передала свое движение в форме теплоты от

трения отдельным колесикам часового механизма. Но не движение

падения, как обыкновенно выражаются, т.е. не притяжение,

перешло в теплоту, т.е. некоторую форму отталкивания. Напротив,

притяжение, тяжесть, остается, как правильно замечает Гельм-

гольц, тем же, чем оно было раньше, и даже, выражаясь точно,

становится больше. Не притяжение, а отталкивание, сообщенное

поднятому кверху телу посредством поднимания его, вот что меха-

нически уничтожается падением и что снова воскресает в форме

теплоты> (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 397-398). Ср.

рассуждение Гегеля в <Науке логики> (т, 1, стр. 457).- 79.

81 Здесь под силой бросания Гегель понимает, вероятно, полу-

ченную при бросании скорость движения, поскольку он резко

выступает против введения в механику понятия силы. - 79.

82 Во 2-м изд. далее следовало: <И длительность суть лишь

существование, так как каждый момент времени является беско-

нечно малым подобно тому, как каждый предшествующий момент

времени является еще более бесконечно малой величиной. Поэтому

сила инерции скорее принадлежит существованию скорости, уве-

личивающейся в каждый момент времени, ускорению. - Опреде-

ления величины чего-то конкретного позволяют представить

и выразить их в их различеяности неподвижно друг подле друга,

но, когда они превращаются в рефлексивные определения, обнару-

живается их диалектика, так что каждое из них превращается

в нечто противоположное тому, чем оно должно быть, с тем, чтобы

выразить их неразрывность>. - 81.

83 Следующая фраза - вставка 3-го изд. - 81.

84 Т.е. V = gt. Понятие равномерно ускоренного движения

и определенного отношения скорости и времени развито Галилеем

(см. Галилей. Беседы и математические доказательства, касаю-

щиеся двух новых отраслей науки. М.-Л., 1934, стр. 311-313.

Теорема 1, Предложение 1).-81.

85 Следующая фраза - вставка 3-го изд. - 81.

86 Во 2-м изд.: <Трудность доказательства заключается в том,

что постигается мыслью как просто равномерная и вместе с тем

вообще-то как неопределенная абстрактная скорость>. - 81.

87 Во 2-м изд. Здесь заканчивалось предложение и далее сле-

довало: <Лишь скорость в ее всеобщем значении должна быть

опротестована во всех случаях>. - 82.

88 Концовка фразы - вставка 3-го изд. - 82.

89 Лагранж (Lagrange) Жозеф-Луи (1736-1813)-выдаю-

щийся французский математик, занимавшийся проблемами обос-

нования дифференциального и интегрального исчисления, пробле-

мами небесной механики, картографии. Гегель цитирует его работу

<Theorie des fonctions analytiques> (Paris, 1813, I ed" 1797), ч. 3:

<Приложение теории функций к механике>; гл. 1: <О предмете

механики. О равномерном и равномерно ускоренном движении.

О прямой линии вообще. Отношение между пространством, ско-

ростью и ускоряющей силой>. - 83.

90 Следующая фраза - вставка 3-го изд. - 82.

91 <Полагают, что первая и вторая функция существуют лишь

в механике, где они имеют определенное значение и смысл>

(франц.).- 82.

92 Следующее придаточное предложение - вставка 3-го изд. -

82.

 

 

93 Галилей. Беседы и математические доказательства... М. -

Л., 1934, Теорема II, Предложение II, стр. 313. <Если тело, выйдя

из состояния покоя, падает равномерно ускоренно, то расстояния,

проходимые им за определенные промежутки времени, относятся

между собой, как квадраты времени>, - 83.

94 О степенном отношении см.: Гегель. Соч., т. 1, 105; его же.

Наука логики, т. 1, стр. 412-415. - 83.

95 15 футов- 4,5 м 1/2j, где j-величина ускорения Земли,

равная 981 см. - 84.

96 Гегель имеет в виду представление об ускоренном движении

как результат силы инерции и ускоряющей силы. В Декартовых

координатах первое слагаемое формулы S=ct+1/2jt^2 можно изо-

бразить как ряд квадратов, равнобедренных прямоугольных тре-

угольников, второе же слагаемое - как ряд прямоугольных тре-

угольников. Графическим изображением результирующего движе-

ния будет парабола. - 85.

97 Гегель хочет подчеркнуть, что скопления звезд мало достой-

ны удивления, их необходимо рассматривать в ряду ступеней

развития, где неорганическое стоит ниже органического, а органи-

ческое - ниже духовного. Это внутренняя полемика с утвержде-

нием Канта: <Две вещи наполняют душу всегда новым и все более

сильным удивлением и благоговением, - чем чаще и продолжи-

тельнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и

моральный закон во мне> (И. Кант. Соч., т. 4, стр. 499). Фраза

Гегеля вызвала нападки со стороны ряда ученых на всю его фило-

софию природы (см. О. Д. Хвольсон. Гегель, Геккель, Коссут и две-

надцатая заповедь. СПб., 1911). -87.

98 Гершель (Herschel) Фридрих Вильгельм (1738-1822)-ан-

глийский астроном, открывший планету Уран и его спутники,

спутники Сатурна, периодичность изменения полярных шапок

Марса. - 87.

99 Под абсолютной механикой Гегель имеет в виду механику

тел, обладающих, по его мнению, <свободным движением>, т.е.

науку, исследующую независимое и самодовлеющее движение не-

бесных тел в отличие от несвободного движения, зависящего от

<бытия иного>. - 88.

100 Вставка 2-го изд.: <постигнутая в сфере рефлексии>. - 88.

101 Следующая фраза - вставка 3-го изд. - 88.

102 См. наст. изд., стр. 66-67. - 88.

103 Следующая фраза - вставка 3-го иэд. - 89.

104 См. критику Ф. Энгельсом ньютоновского понятия первого

толчка в <Диалектике природы> (см. R. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,

т. 20, стр. 349-351, 588).- 90.

105 Ср. с тезисом, который отстаивается Гегелем в диссертации

<Об орбитах планет>: <Небесные же тела, не прикованные к ме-

сту и более совершенно заключающие в самих себе центр тяже-

сти, шествуют подобно богам в ясном эфире> (Гегель. Работы

равных лет, т. 1, стр. 237).-9.7.

106 Ср. § 187, примечание, 197 и 279, примечание. - 92.

107 Кеплер (Kepler) Иоганн (1571-1630) - знаменитый немец-

кий астроном, открывший законы движения планет; первые два из-

ложены в книге <Astronomia Nova> (1609) и третий в <Harmonices

mundi> (1618). Подробнее см. Ю. А. Белый. Иоганн Кеплер. М.,

1971. - 92.

108 Ср. оценку отношения Ньютона к Кеплеру в философской

 

 

диссертации Гегеля (см. Гегель. Работы разных лет, т. 1, стр. 238->

239).- 92.

109 Вместе с доказательством, развиваемым во 2-м разделе

1-й книги <Математических начал натуральной философии>, где

Ньютон использует параллелограмм сил, доказательство в следую-

щем 3-м отделе движения тел по эксцентрическим коническим

сечениям образуют главную часть обоснования Ньютоном кепле-

ровских законов с помощью принципа всеобщей гравитации (см.

Ньютон. Математические начала натуральной философии, кн. Ill,

Предложение XIII. Пг" 1915, стр. 474). О гегелевской трактовке

отношения Ньютона к Кеплеру см.: Shmael Sambursky. Kepler ia

Hegels eyes. - <The Israel academy of sciences humanities. Pro-

ceedings>, vol. V, N 3. Jerusalem, 1971; Oeser Е. Der Gegensatz voa

Kepler und Newton in Hegels <Absoluter Mechanik>. - <Wiener

Jahrbuch fur Philosophic>, 1970, Bd. 3, S. 69-93. - 92.

100 Ср. оценку Гегелем Ньютона в философской диссертации:

Ньютои <вообще свел все к математическим отношениям, геометрия

ческим и арифметическим. По поводу этого соединения матема-

тики с физикой следует особенно предостеречь против смешения

чисто математических соображений с физическими, против под-

мены линий, которыми геометрия пользуется для доказательства

своих теорем, силами или направлениями сил> (Гегель. Работы;

разных лет, т. 1, стр. 238). <Ньютон, вполне уверенный, что оа;

всюду определяет отношения сил, возвел полуфизическое, полу-

математическое здание, в котором не так-то легко различить, что

относится к физике и действительно является шагом вперед в этой

науке> (там же, стр. 240). - 93.

111 См. примеч. 79 к первому разделу. Цитата Гегеля из

2-й книги учебника Л. Б. Франкера (<О всеобщем тяготении>,

гл.II,§ 4).-93.

112 Во 2-м изд. прибавлено: <Не хочу ссылаться на то, что я

интересуюсь этими вопросами и занимаюсь ими в продолжении

25 лет>. - 93.

113 Гегель хочет сказать, что начиная с защиты философской

диссертации в 1801 г. <Об орбитах планет> он занимается фило-

софскими проблемами механики. - 93.

114 Эта оценка Гегелем Ньютона противоречит его оценке, вы-

сказанной на стр. 92. В данном месте Гегель солидарен с самим

Ньютоном, который объясняет притяжение действием всех отдель-

ных материальных частиц или атомов тела. - 94.

115 Во 2-м изд.: <который опять-таки растворяется во всеобщей

системе>. - 94.

116 Следующая фраза - вставка 3-го изд. - 94.

117 См. наст. изд., стр. 92-93. - 95.

118 Перигелий и афелий-ближайшая и крайняя точки на

большой оси эллиптической орбиты, - 95.

119 Следующие три фразы-вставка 3-го изд. (до слов- <Если

присмотримся ближе.,.>). - 96.

120 Во 2-м изд. далее следовало; <Но если вместо внезапного

перехода постепенного возрастания предполагается некая сомни-

тельная сила, то запутываются в противоположностях, ибо, напро-

тив, другая сила, принятая ради объяснения, предполагается в ка-

честве возрастающей, и поскольку рост одной из них рассматри-

вается как нечто отличное от роста другой силы (что точно так же

 

 

имеет место в некоторых изложениях), то окажется, что...>

и т.д.- 96.

121 Абсиды-перигелий и афелий, линия абсид-главная ось

эллиптической орбиты. - 96.

122 Теория колебания Ньютона в связи с вращением Земли

составляет ядро развитой позднее научной дисциплины - грави-

метрии. - 96.

123 Гегель имеет в виду формулы падения тел: t sqrt 2S/j или

S= (1/2)j^t^2. Cм. наст. изд., стр. 80-84. - 98.

124 Тихо Браге (Tycho de Brahe) (1546-1601) - знаменитый

астроном, произведший весьма точные измерения движений пла-

нет, которыми пользовался Кеплер при формулировке своих зако-

нов. - 99.

125 Коперник Николай (1473-1543) - великий польский, астро-

ном, создатель гелиоцентрической системы мира, одна из особен-

ностей его идей заключается в утверждении кругового эксцен-

трического движения планет. - 99.

126 Третий закон сформулирован Кеплером в 1618 г. в работе

<Har monices mundi> (кн. 5, гл. 3).- 101.

127 См. Лаплас. Изложение системы мира, т. II. СПб., 1861,

стр. 6. <Ньютон нашел, что действие этой силы обратно пропорцио-

нально квадратам расстояний>. -102.

128 Гегель имеет в виду работу Вольтера <Elements de la philo-

sophic de Newton, portees a la connaissance de tout ie monde>

(Amsterdam, 1738) (см. H. И. Идельсон. Вольтер и Ньютон.-Сб.

<Вольтер>. М. - Л., 1948, стр. 217-241). - 103.

129 Ошибка Гегеля. Расстояние между Луной и Землей равно

60 радиусам Земли. - 102.

130 Sinus versus -обращенный синус, или sagitta-стрела. Это

расстояние линии синуса в круге от окружности (высота кругового

сегмента равна 1 - cos а). Эти термины встречаются в латинских

переводах арабских источников. Гегель отмечает, что в уравнении

движения тела по эллиптической орбите r=a(1-e cos E), где

a - большая полуось, е - эксцентритет, Е - так называемая

эксцентрическая аномалия, величина (1 - е cos Е) может быть

представлена как sinus versus, т.е. как 1 - cos a. - 102.

131 Эта оценка Гегеля противоречит его оценке теории планет-

ных пертурбаций Ньютона на стр. 94, ибо Ньютон не только дока-

зал и обосновал законы Кеплера, но и ограничил их рамками опре-

деленных условий. -105.

132 Если в духовных образованиях особенное, по Гегелю, выра-

жается через единицу как тождество всеобщего и единичного, то

в природе особенное раздваивается, т е. выражается в двоичности.

Поэтому если в духовных процессах действует троичность, то

в природе - двоичность, четверичность и даже пятеричность (см.

наст. изд., т. 2, 248 и 281). Таковы четыре стихии, четыре типа

небесных тел и др. - 109.

133 Это утверждение Гегеля неверно, ибо Луна обращается

вокруг своей оси и период ее обращения вокруг своей оси равен

периоду ее обращения вокруг центра Земли, т. е. равен месяцу

(27,3 суток).- III.

134 См. наст, изд, т. 2, 279 и 287. Гегелевская тетрадическая

 

 

схема небесных тел (Соявце, планеты, Луна, кометы), каждое из

которых репрезентирует собой какой-то момент понятия (Луна -

косность, планеты - соотношение с собой, кометы - бесцельное

блуждание и пр.), совпадает с такой же схемой, сконструированной

Шеллингом и его последователями, в частности Океном. - 112.

135 Фуркрда (Fourcroy) Антуан-Франсуа (1755-1809)-фран-

цузский химик, критик теории флогистона. - 113.

136 Гегель некритически принимает научно не подтвержденные

суждения Фуркруа. Это один из примеров того мнимого крити-

цизма и некритического позитивизма Гегеля, который был отмечен

К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений.

М., 1956, стр. 634). - 113.

137 Перистальтическое движение - волнообразное движение,

наблюдаемое в трубчатых органах с мышечной стенкой (например,

движение пищи в пищеводе). - 113.

138 Эклиптика - орбита Земли. Узлы - точки пересечения

орбит планет и спутников с орбитой Земли. Движение линии узлов

объясняется пертурбационными действиями небесных тел. В част-

ности, движение лунных узлов, равное 19°20' в год, объяснено

Ньютоном на основании закона тяготения. - 114.

139 Закон планетных расстояний (так называемый закон Ти-

циуса - Воде) до сих пор не объяснен космогонией. Ср. об этом

высказывание Гегеля, приводимое Ф. Энгельсом в <Диалектике

природы>: <Математика до сих пор еще не в состоянии указать

закон гармонии, определяющий расстояния (между планетами)...

Она, наоборот, относится с презрением к мысли о таком изображе-

нии этого ряда, которое вскрывало бы в нем определенную правиль-

ность; но сам по себе это крайне важный пункт, и мы не должны

отказываться от попытки найти такого рода ряд> (К. Маркс и

Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 504).-114.

140 И. Кеплер в <Mysterium Cosrnographicum> попытался обос-

новать закон планетных расстояний с помощью тех пяти геометри-

ческих тел (куб, икосаэдр, октаэдр, тетраэдр, додекаэдр), которые

составляли основание пифагорейской космогонии, описываемой

Платоном в <Тимее>. К пифагорейскому космолого-числовому ряду,

Гегель обращается уже в диссертации <Об орбитах планет> (1801),

где он, соединяя две арифметические прогрессии, получает ряд 1,

2, 3, 4, 9, 16, 27 и делает вывод о том, что <между четвертым и пя-

тым местами имеется большой незанятый промежуток и что там

нечего искать планету> (Гегель. Работы разных лет, т. 1, стр. 263).

Между тем уже в январе 1801 г. астроном Пиацци открыл первую

планету между Марсом и Юпитером - Цереру (ср. наст. изд., т. 2,

стр. 115).-114.

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

 

ФИЗИКА

 

1 Физика в трактовке Гегеля-это раздел наук о природе, где

речь идет о качественно различающихся явлениях природы, о свой-

ствах материи и их соединении, благодаря чему материя обнару-

живается не как нечто бесформенное, как в механике, а как обла-

дающее формой и индивидуализирующееся1.-119.

 

 

2 В трактовке света Гегель во многом солидарен с рядом своих

современииков - натурфилософов, в частности с Шеллвагом. Свет

для Гегеля, так же как и для Шеллинга,- непосредственная проти-

иоположность тяжести, которая не уничтожается, а существует

наряду со светом. Благодаря свету материя становится видимой;

иными словами, переходя к анализу света, Гегель использует те




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.