№
п\п
| Параметры сравнения
| Традиционная (классическая) система обучения
| Инновационная (перспективная) система обучения
|
|
|
|
|
I
| Идеология систем обучения
| Репродуктивная (просветительская, вербальная):
нацеленность на передачу большого объема готовых знаний и их воспроизведение (часто по образцу);
ориентация на освоение опыта прошлых поколений для решения актуальных задач сегодняшнего дня;
направленность на фундаментальную подготовку специалиста узкого профиля на всю жизнь («чем больше, чем дольше – тем лучше»).
| Продуктивная (опережающе-развивающая, гуманистическая):
направленность на добывание новых знаний и преобразование их в созидающе-деятельностные умения;
решение приоритетных проблем сегодняшнего дня с позиции перспектив и прогнозов развития будущего;
нацеленность на эффективное обучение специалиста широкого профиля и его непрерывное совершенствование через всю жизнь («чаще – интенсивнее – продуктивнее»).
|
II
| Модерниза-ция: цели обучения
| Формирование идейной стойкости всесторонне развитой личности коммунистического общества.
| Развитие нового менталитета человека – гражданина, умеющего глобально гуманистически мыслить и локально созидающе-творчески действовать.
|
III
| Концепция обучения
| Политизированная, ориентированная на:
выживание в техногенной цивилизации, где человек – «колесико и винтик» государственной социалистической машины;
выработку жизнестойкости человека тотализированного общества в борьбе с идеологическими противниками.
| Ноосферная, направленная на:
создание гуманистической антропогенной цивилизации на базе биосоциального единства, реализующегося через энергетику разума;
развитие новой системы мыследеятельности творческого специалиста XXI века.
|
IV
| Система управления
| Административно-командная:
централизованно управляемая;
автономно-функционирующая в интернациональном образовательном пространстве;
стиль общения – авторитарно-менторский (монологический).
| Креативно-акмеологическая:
децентрализованная и саморазвивающаяся;
ориентировнная на интеграцию России в международное образовательное пространство;
стиль общения – продуктивно-демократический (диалогический).
|
V
| Учебная модель
| Информационно-формирующая (линейная), предусматривающая
предметно-дисциплинарный подход и междисциплинарные связи;
тип обучения – информационно-репродуктивный, направленный на наполнение обучаемых (как сосуд) готовыми знаниями, акцентируя внимание на информации что? -кто? – кому? («школа памяти»);
вид обучения: субъект-объектный.
| Альтернативно-развивающая (концентрическая):
построенная на блочно-модульной основе, интегрированных знаниях и монодисциплинарных связях;
тип обучения – проблемно-поисковый, направленный на развитие самостоятельности, мобилизацию творческого потенциала и побуждение к преобразующей деятельности. Акцент переносится на информацию для чего? – как? – почему? («школа мысли»);
вид обучения: субъект-субъектный, предусматривающий дозированный экземпляризм и эмоциональное дистантирование.
|
VI
| Роли обучающих и обучаемых
| Преподаватель:
информатор, вещатель истины в последней инстанции;
контролер памяти;
ментор, поучающий и ведущий к соглашательству.
Обучаемый:
слушатель;
созерцатель (часто пассивный);
исполнитель чужих предписаний (рецепиент).
| Преподаватель:
режиссер поиска;
тьютор-консультант «школы мысли»;
технолог интерактивного группового общения;
менеджер инновационной творческой деятельности.
Обучаемый:
активный собеседник совместного думания;
инициативный соучастник совместного поиска;
творческий партнер инновационных преобразований.
|
VII
| Системо-образующие принципы обучения
| Идейности;
Научности;
Систематичности, последовательности;
Активности, сознательности;
Индивидуализации, дифференциации;
Связи теории с практикой;
Преемственности;
Доступности;
Прочности;
Наглядности.
| Гуманно-демократический;
Концептуально-методологический;
Системно-целостный (системно-интегрированный);
Творчески-развивающий;
Личностно-ориентированный (альтернативно-персонифицированный);
Созидающе-деятельностный (самореализации);
Адаптационно-инструментальный (прагматизации);
Феномено-экологический (гармонизации);
Оптимально-интенсифицирующий (оптимизации).
|
VIII
| Методы обучения
| Информационно-репродуктивные (догматические):
словесные;
наглядные;
практические.
Частично-поисковые (активизирующие):
игровые;
неигровые.
| Творчески-развивающие (проблемно-исследовательские):
эвристические;
прогнозирования;
акмеологические.
|
IX
| Средства обучения
| Комплексные технические средства обучения (ТСО):
аудио;
видео;
аудио-визуальные.
Автоматизированные компьютерно-обучающие системы.
| Персональные компьютерные средства обучения (дистанционные, мультимедийные и т.д.)
Постиндустриальные системы и сети со спутниковой связью и кабельным телевидением («Интернет-II» и т.п.)
|
X
| Формы обучения
| Традиционные (неимитационные):
Теоретические (лекция, рассказ, объяснение, инструктаж, беседа)
Практические (лабораторная работа, семинар, практика, упражнение).
| Интерактивного группового общения (имитационные):
Учебные игры
Коммуникативные тренинги
Интеллектуальные турниры-шоу
«Круглые столы»
Кейс-стади
«Пресс-турне»
«Аукционы идей»
Инновационное проектирование
|
XI
| Технологии обучения
| Информационно-компьютерные
| Дидактические
Управленческие
Биоинформационные
|