Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какая система обучения принята вузами культуры и искусств, соответствует ли она духу времени?




Для начала сравним две системы обучения и уясним для себя, которая из них предпочтительней.

№ п\п Параметры сравнения Традиционная (классическая) система обучения Инновационная (перспективная) система обучения
       
I Идеология систем обучения Репродуктивная (просветительская, вербальная): нацеленность на передачу большого объема готовых знаний и их воспроизведение (часто по образцу); ориентация на освоение опыта прошлых поколений для решения актуальных задач сегодняшнего дня; направленность на фундаментальную подготовку специалиста узкого профиля на всю жизнь («чем больше, чем дольше – тем лучше»).   Продуктивная (опережающе-развивающая, гуманистическая): направленность на добывание новых знаний и преобразование их в созидающе-деятельностные умения; решение приоритетных проблем сегодняшнего дня с позиции перспектив и прогнозов развития будущего; нацеленность на эффективное обучение специалиста широкого профиля и его непрерывное совершенствование через всю жизнь («чаще – интенсивнее – продуктивнее»).
II Модерниза-ция: цели обучения Формирование идейной стойкости всесторонне развитой личности коммунистического общества. Развитие нового менталитета человека – гражданина, умеющего глобально гуманистически мыслить и локально созидающе-творчески действовать.
III Концепция обучения Политизированная, ориентированная на: выживание в техногенной цивилизации, где человек – «колесико и винтик» государственной социалистической машины; выработку жизнестойкости человека тотализированного общества в борьбе с идеологическими противниками. Ноосферная, направленная на: создание гуманистической антропогенной цивилизации на базе биосоциального единства, реализующегося через энергетику разума; развитие новой системы мыследеятельности творческого специалиста XXI века.
IV Система управления Административно-командная: централизованно управляемая; автономно-функционирующая в интернациональном образовательном пространстве; стиль общения – авторитарно-менторский (монологический). Креативно-акмеологическая: децентрализованная и саморазвивающаяся; ориентировнная на интеграцию России в международное образовательное пространство; стиль общения – продуктивно-демократический (диалогический).
V Учебная модель Информационно-формирующая (линейная), предусматривающая предметно-дисциплинарный подход и междисциплинарные связи; тип обучения – информационно-репродуктивный, направленный на наполнение обучаемых (как сосуд) готовыми знаниями, акцентируя внимание на информации что? -кто? – кому? («школа памяти»); вид обучения: субъект-объектный. Альтернативно-развивающая (концентрическая): построенная на блочно-модульной основе, интегрированных знаниях и монодисциплинарных связях; тип обучения – проблемно-поисковый, направленный на развитие самостоятельности, мобилизацию творческого потенциала и побуждение к преобразующей деятельности. Акцент переносится на информацию для чего? – как? – почему? («школа мысли»); вид обучения: субъект-субъектный, предусматривающий дозированный экземпляризм и эмоциональное дистантирование.
VI Роли обучающих и обучаемых Преподаватель: информатор, вещатель истины в последней инстанции; контролер памяти; ментор, поучающий и ведущий к соглашательству. Обучаемый: слушатель; созерцатель (часто пассивный); исполнитель чужих предписаний (рецепиент).   Преподаватель: режиссер поиска; тьютор-консультант «школы мысли»; технолог интерактивного группового общения; менеджер инновационной творческой деятельности. Обучаемый: активный собеседник совместного думания; инициативный соучастник совместного поиска; творческий партнер инновационных преобразований.  
VII Системо-образующие принципы обучения Идейности; Научности; Систематичности, последовательности; Активности, сознательности; Индивидуализации, дифференциации; Связи теории с практикой; Преемственности; Доступности; Прочности; Наглядности. Гуманно-демократический; Концептуально-методологический; Системно-целостный (системно-интегрированный); Творчески-развивающий; Личностно-ориентированный (альтернативно-персонифицированный); Созидающе-деятельностный (самореализации); Адаптационно-инструментальный (прагматизации); Феномено-экологический (гармонизации); Оптимально-интенсифицирующий (оптимизации).
VIII Методы обучения Информационно-репродуктивные (догматические): словесные; наглядные; практические.   Частично-поисковые (активизирующие): игровые; неигровые. Творчески-развивающие (проблемно-исследовательские): эвристические; прогнозирования; акмеологические.
IX Средства обучения Комплексные технические средства обучения (ТСО): аудио; видео; аудио-визуальные. Автоматизированные компьютерно-обучающие системы.   Персональные компьютерные средства обучения (дистанционные, мультимедийные и т.д.) Постиндустриальные системы и сети со спутниковой связью и кабельным телевидением («Интернет-II» и т.п.)
X Формы обучения Традиционные (неимитационные): Теоретические (лекция, рассказ, объяснение, инструктаж, беседа) Практические (лабораторная работа, семинар, практика, упражнение). Интерактивного группового общения (имитационные): Учебные игры Коммуникативные тренинги Интеллектуальные турниры-шоу «Круглые столы» Кейс-стади «Пресс-турне» «Аукционы идей» Инновационное проектирование
XI Технологии обучения Информационно-компьютерные Дидактические Управленческие Биоинформационные

 

В последние годы в вузах культуры и искусства идут интенсивные научно-методические поиски в направлении развития и внедрения инновационной системы обучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.