Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудные случаи определения типа предложения




Иногда трудно отличить простое предложение от сложного. За сложное предложение ученики нередко принимают предложение простое, осложненное однородными и обособленными членами.

Чтобы избежать этой ошибки, следует всегда:

- определять грамматические основы предложений (находить подлежащее и сказуемое);

- помнить, что сочинительные союзы соединяют не только части сложного предложения, но и однородные члены;

- анализировать выделенный голосом и знаками препинания смысловой отрезок предложения (если в нем есть собственная грамматическая основа, то перед вами сложное предложение; если грамматическая часть отсутствует, то перед вами обособленный член предложения, выраженный, скорее всего, одним из существующих оборотов: причастным, деепричастным или сравнительным);

- иметь ввиду, что существуют сложные предложения, внутри которых отсутствуют знаки препинания (о них мы будем говорить позже).

 

Рассмотри предложение:

Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождем и грозой, и неслись вперед, нагоняя время. (А.П. Платонов)

Зачастую школьники принимают подобные предложения за сложные и объясняют это так: перед союзом и видим запятую, а она всегда ставится в сложном предложении. Чтобы доказать ошибочность этого суждения, проанализируем предложение, найдем в нем грамматическую основу. Она выглядит так: Мы ощущали и неслись., в предложении нет второй грамматической основы, а сочинительный союз и соединяет однородные члены. Спровоцировало же ошибку в определении типа предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом: напитанных дождем и грозой.

Важно знать, что не являются сложными предложения, осложненные вводными конструкциями, в том числе и вводными предложениями, например: Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. (Н.В. Гоголь)

Кроме того, всегда сложно отличить сложносочиненные предложения с союзом же (в предложениях типа: В поле царит нестерпимая жара, в лесу же прохладно) и сложноподчиненные предложения с союзом ли (в таких предложениях, как: Не знаю приду ли вовремя) от бессоюзных предложений. Путаница в определении типа предложения происходит потому, что союзы же и ли не стоят на границе между частями, а находятся внутри второй части.

Чтобы лучше понять, почему рассматриваемые предложения не являются бессоюзными, проанализируем их строение.

В предложении В поле царит нестерпимая жара, в лесу же прохладно две части (в первой грамматическая основа царит жара, во второй - прохладно), содержание которых противопоставлено: В поле стоит нестерпимая жара, а в лесу прохладно. Союз же и союз а – синонимы. Синонимичное по содержанию предложение помогает понять, что перед нами не бессоюзное предложение, а сложносочиненное.

В предложении Не знаю, приду ли вовремя тоже две части. Грамматическая основа первой части- не знаю, второй – приду. От первой части предложения ко второй можно задать вопрос: Не знаю что? Приду ли вовремя. Поскольку во второй части есть союз ли и эта часть является придаточной (зависимой), то перед нами сложноподчиненное предложение.

Нередко трудно отличить сложносочиненное предложение от сложноподчиненного.

Необходимо помнить, что части сложносочиненного предложения соединяются сочинительными союзами. И если даже смысловые отношения между частями предполагаются подчинительными (как в предложении Утро было теплое, и поэтому мы оделись легко), то предложение все равно относится к сложносочиненным. Слово же поэтому – обстоятельство причины, выраженное наречием, а не подчинительный союз – это важно знать. Его можно опустить, и содержание предложения не изменится.

Кроме того, следует отличать сочинительные союзы в то время как (между тем как, тогда как), если…то от омонимичных подчинительных союзов.

Сравните:

Сложносочиненные предложения (сочинительные союзы) Сложноподчиненные предложения (подчинительные союзы)
Я люблю гимнастику, в то время как (= а)мой друг – футбол. В то время как (= когда) начинались «Спокойной ночи, малыши», наш дом затихал.
Мы с братом отправились в путь вечером, между тем как (=а) все одноклассники выехали еще днем. Между тем как (=когда)собиралась гроза, наше волнение об ушедших в поход усиливалось.
Еслиотец смотрит по телевизору серьезные передачи, то я предпочитаю развлекательные. (Элемент тов сочинительном союзе обязателен). Еслинаша женская сборная по гимнастике выиграет Олимпийские игры, тоэто никого не удивит. (Элемент тов подчинительном союзе необязателен).

 

Задание 4. Подчеркните грамматические основы предложений. В сложных предложениях обведите овалом союзы, связывающие между собой простые предложения. Распределите предложения по группам:

1) простые предложения, 2) бессоюзные сложные предложения, 3) сложные предложения с сочинительными союзами, 4) сложные предложения с подчинительными союзами.

 

1) Прошло лето, пошли осенние холода с дождями. (И.С. Шмелев)

2) Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью. (К.Г. Паустовский)

3) Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и улыбка эта поразила Полторацкого своим детским добродушием. (Л.Н. Толстой)

4) Второго сентября день был теплый и тихий, но пасмурный. (А.П. Чехов)

5) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. (И.С. Шмелев)

6) Соловей защелкал вблизи, свежая листва зашевелилась от набежавшего ветерка. (Л.Н. Толстой)

7) Люди живут, как за морем, за раскинувшимися песчаными пространствами. (А.С. Серафимович)

8) Ночь еще только обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. (Н.В. Гоголь)

9) В два настежь открытие окна спальни глядел ясный летний день; в саду за окнами, не умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки. (А.П. Чехов)

10) Всем было весело и легко, а мое непонятное беспокойство все росло и росло.(А.П. Чехов)

11) Старика этого звали «Звездочетом» и считали итальянцем, потому что он нарочно коверкал русские слова на иностранный лад. (К.Г. Паустовский)

12) Это не кирпичи, а древний камень. (И.С. Шмелев)

 

Простые предложения:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Бессоюзные предложения:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сложносочиненные предложения:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сложноподчиненные предложения:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Подчеркните грамматические основы предложений. Обведите овалом встречающиеся союзы. После предложений укажите их тип: ПП – простые предложения, БСП – бессоюзные сложные предложения, ССП – сложные предложения с сочинительными союзами, СПП – сложные предложения с подчинительными союзами. В простых предложениях объясните графически постановку знаков препинания.

 

1) Глянул в окно: в радостном утре без конца и краю уходили в голубовато- задымленном воздухе бесчисленные крыши. (А.С. Серафимович)

2) Не стало никого вокруг: ни учеников, ни скамей, ни туманов. (И.А. Гончаров)

3) И старик, как колдун, ходит в заколдованном царстве. (А.С. Серафимович)

4) Во время бурь он [дом] трясся от ветров и ударов волн, скрипел, трещал и, казалось, разваливался на глазах. (К.Г. Паустовский)

5) Тихо было в переулке, только маленький носатый жестянщик несколько раз выходил из своей мастерской и смотрел на меня с пугливым, подозрительным видом. (В.П. Катаев)

6) Я гляжу, столкнет ли Денис в воду нашу Машу- красавицу. (И.С. Шмелев)

7) Спрашивала она – он вздрагивал от ее голоса. (И.С. Шмелев)

8) Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. (К.Г. Паустовский)

9) Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще больше усиливалось. (А.И. Куприн)

10) Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачи, потому что в их городском доме еще не закончили с ремонтом. (А.И. Куприн)

11) По стенам висело много морских карт, исчерченных красками карандашами, и акварелей, изображавших пустынные берега зеленого и бурного моря. (К.Г. Паустовский)

12) Знаешь, чем пахнет морская вода во время прибоя? (А.И. Куприн)

13) Капитан вошел, красный от ветра, и угрюмо остановился у двери. (К.Г. Паустовский)

14) Еще на страстной выставили рамы, и поэтому в комнатах так светло. (И.С. Шмелев)

15) Доверяя словам средневековых авторов, я представляю себе пейзаж тех времен более грубым и ясным, чем нынешний, и как бы вырезанным на твердом дереве. (К.Г. Паустовский)

16) Рядом гордые ели смотрели сверху на согнутую березу, как смотрят люди, рожденные полевать, на своих подчиненных. (М.М. Пришвин)

 

Задание 6. Подчеркните грамматические основы предложения, а в сложных предложениях обведите овалом союзы и союзные слова, связывающие между собой части. После всех предложений укажите их тип: ПП – простые предложения, БСП – бессоюзные сложные предложения, ССП – сложные предложения с сочинительными союзами, СПП – сложные предложения с подчинительными союзами. Расставьте недостающие знаки препинания.

 

1) Почки раскрываются шоколадные с зелеными хвостиками и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. (К.Г. Паустовский)

2) Вся музыка звучавшая днем утихалась и сменялась другою. (Н.В. Гоголь)

3) Через дверь сеней я вижу мигающие звезды колет морозом ноздри. (И.С. Шмелев)

4) Дванов отворил калитку своего двора и обрадовался старому дереву росшему у сеней. (А.П. Платонов)

5) Базаров ушел а Аркадием овладело радостное чувство. (И.С. Тургенев)

6) Лаевский встал из-за стола чтобы отворить дверь. (А.П. Чехов)

7) Мальчик Шамет с нетерпением ждал когда же старуха сделается счастливой. (К.Г. Паустовский)

8) День был жарок воздух сух и переливался струями. (Н.В. Гоголь)

9) Барометр падает но вместо благодетельного теплого дождя приходит холодный ветер. (М.М. Пришвин)

10) Он лег в постель но не загасил свечки и подперши рукою голову думал долгие думы. (И.С. Тургенев)

11) Скрипели колеса фыркала лошадь. (А.С. Серафимович)

12) Страна которую ищут дети есть. (М.М. Пришвин)

 

Задание 7. Подчеркните грамматические основы предложений и обведите овалом все сочинительные союзы. Распределите предложения по столбикам: в первый – простые предложения, во второй – сложные. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы всех предложений. Помните, что однородные члены в схеме обозначаются кружком, а части сложносочиненных предложений – квадратными скобками. При этом союз, соединяющий части, в скобки не заключаются, потому что он не входит ни в одну из частей.

 

1) Не дом а дворец хрустальный! (И.С. Шмелев)

______________________________________________________________________________________

 

2) Он остановился на мгновение и затаив дыхание чутко насторожил слух. (А.С. Серафимович)

______________________________________________________________________________________

 

3) Один миг было ему это видение но узрел он будто глядевшие на него глаза. (И.С. Шмелев)

______________________________________________________________________________________

 

4) Слуга принес билет на дилижанс но не отдал сдачу. (К.Г. Паустовский)

______________________________________________________________________________________

 

5) Весь день в лесу был золотой а вечером заря горела в полнеба. (М.М. Пришвин)

______________________________________________________________________________________

 

6) Народился месяц и узенький серп его освещал фигуру Холостомера стоявшего посередине двора. (Л.Н. Толстой)

______________________________________________________________________________________

 

7) Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. (А.И. Куприн)

_______________________________________________________________________________________

 

8) Стоявшие на дороге люди разошлись и Хаджи-Мурат не оглядываясь большой иноходью пустился вниз. (Л.Н. Толстой)

_______________________________________________________________________________________

 

9) То падал как будто туман то вдруг припускался косой крупный дождь. (Л.Н. Толстой)

_______________________________________________________________________________________

 

10) Или я не понимаю или же ты не хочешь меня понять. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

11) Я опять сел у камина глядел слушал и изредка вставлял в общий разговор какое- нибудь слово. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

12) Землю солнце красит а человек труд. (Пословица)

_______________________________________________________________________________________

 

13) По завеянному снежком двору бродят куры и голуби выбирают просыпанный лошадьми овес (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

14) В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

15) Но Василий Львович или не расслышал ее слов или не придал им настоящего значения. (А.И. Куприн)

_______________________________________________________________________________________

 

16) А теперь садитесь и я вам все объясню. (В.П. Катаев)

_______________________________________________________________________________________

 

 

Простые предложения Сложные предложения
О б р а з е ц: Хорошая девушка, но какая- то странная. (схема) О б р а з е ц: Я посмотрел на него в упор, но он меня не узнал. (схема)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 8. Завершите начатые предложения так, чтобы получились: 1) простые предложения с однородными членами; 2) сложносочиненные предложения. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы.

 

Простые предложения Сложносочиненные предложения
1) Уходили в небо пирамидального тополя и ______ 1) Уходили в небо пирамидального тополя и ______
2) Задорно щебетали на кусте сирени воробьи и ______ 2) Задорно щебетали на кусте сирени воробьи и ______
3) Из-под колес тарантаса летели брызги и _____ 3) Из-под колес тарантаса летели брызги и _____
4) Весело и _____ 4) Весело и _____

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.