Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложносочиненные предложения




 

Задание 9. Вспомните, какие предложения называются сложносочиненными. Прочитайте информацию об основных видах сложносочиненных предложений и ответьте на вопросы, данные после таблицы 2.

 

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ССП) – предложения, части которых равноправны (независимы друг от друга) и соединены сочинительными союзами. Средствами связи частей в ССП могут служить разные языковые элементы: - сочинительный союз; - интонация; - общий компонент (второстепенные члены, вводные слова, модальные частицы) -формы глаголов- сказуемых; - повтор слов; - синонимы и антонимы; - местоимение во второй части, заменяющее существительное, прилагательное или числительное из первой части.  
С соединительными союзами С разделительными союзами С противительными союзами
и, да (=и), ни…ни, как…так или, либо, то…то, то ли…то ли, не то… не то а, но, да (=но), однако, зато, же
перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют друг за другом указывается на чередование явлений или на возможность одного из них отмечается противопоставление одного явления другому
Мы окружали его, и игра завязалась. (А.С. Пушкина) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь. (Л.Н. Толстой) И звезды погасли, а луна закатилась. (В.Г. Короленко)

 

Чем различаются разные виды сложносочиненных предложений?

_______________________________________________________________________________________

 

Как связаны между собой простые предложения в составе сложноподчиненного?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие сложноподчиненные предложения имеют одно значение?

_______________________________________________________________________________________

 

Какие значения имеют сложносочиненные предложения с соединительными союзами?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие значения имеют сложносочиненные предложения с разделительными союзами?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

К каким группам относятся следующие союзы?

и - ______________________________________ а- _________________________________________

зато - ___________________________________ но - ________________________________________

или - ___________________________________ то…то - ____________________________________

ни…ни - ________________________________ же - _______________________________________

 

Задание 10. Выучите информацию о сложносочиненном предложении и на отдельном листе воспроизведите таблицу 2, заменяя предложенные примеры своими.

 

Задание 11. Исправьте ошибку в рассказе ученика о сложном предложении и дополните сообщение.

 

Сложносочиненные предложения (ССП) – предложения, части которых независимы друг от друга и соединены сочинительными союзами.

Средствами связи частей в ССП могут служить не только союзы, но и

- интонация;

- повтор слов;

- синонимы и антонимы.

Все сложносочиненные предложения делятся на три группы: ССП с соединительным союзом, ССП с противительным союзом, ССП с разделительным союзом.

В ССП с соединительными союзами (и, или, да) перечисляются явления, которые происходят одновременно (Задорно чирикают воробьи, да степенно воркуют голуби), или отмечаются явления, следующие друг за другом (Приедет бабушка, и начнем высаживать цветы).

ССП с противительными союзами (а, но, зато) указывают на противопоставление одних явлений другим (Идет не дождь, а снег).

В ССП с разделительными союзами отмечаются чередующиеся события (То сестра подскажет, то брат поможет) или события взаимоисключающие (Поможет или брат, или сестра).

 

Задание 12. Укажите средства связи простых предложений в составе сложносочиненных.

1) Утром моросил дождь, а вечером выпал первый снег.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) К всеобщей радости снегопад закончился быстро и мы снова отправились в путь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Ты помогаешь всем, но это тебе нелегко делать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 13. Прочитайте информацию о знаках препинания в сложносочиненных предложениях и ответьте на вопросы, следующие после таблицы 3.

 

Запятая ставится Запятая не ставится
Запятая, как правило, ставится между частями ССП Запятая не ставится в ССП перед союзами и, да (=и), или, либопри наличии общего для частей компонента: - второстепенного члена (чаще обстоятельства места и времени); - вводного слова; - модальной частицы (только, лишь, вдруг и др.) - союза
[Я глотаю горячий чай], а [часы- то стучат- стучат]. (И.С. Шмелев) [Только ветер крутит столбом порошу] да[мертвая мгла низко- низко ползет над снеговой пустыней]. (А.С. Серафимович) [Мороза не было], но [валил с неба мокрый снег] и [дул неприятный сырой ветер]. (А.П. Чехов)

 

Перед каким союзами, разделяющими части ССП, может отсутствовать запятая?

______________________________________________________________________________________

 

При каких условиях между частями ССП запятая не ставится?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 14. Выучите информацию о постановке знаков препинания в ССП и на отдельном листе воспроизведите таблицу 3, заменив приведенные примеры своими.

 

Задание 15. Подчеркните грамматические основы предложений и заключите в овал союзы, связывающие между собой части ССП. Укажите, в какой группе по значению относится ССП. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

 

1) Заиграл рожок и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. (А.С. Пушкин)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Я просыпаюсь рано а солнце уже гуляет в комнате. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Можно сходить только я танцевать не буду. (В.М. Шукшин)

_______________________________________________________________________________________

 

4) Ни калина не растет между ними ни трава не зеленеет. (Н.В.Гоголь)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Повернулся к дверям да Рязанцев удержал. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

6) Ученье и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

7) Я посмотрел на него в упор но он меня не узнал. (В.П. Катаев)

_______________________________________________________________________________________

Задание 16. Подчеркните грамматические основы предложений и обведите овалом союзы, связывающие между собой части ССП. Укажите, к какой группе по значению относится ССП. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

 

1) Ночь была полна глубокой тишиной и темнота ее казалась бархатной и теплой. (А.И. Куприн)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неясные как сон. (А.С. Серафимович)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Молодая девушка почувствовала на себе эти сосредоточенные внимательные взгляды однако это ее не смутило. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

4) Спутанная трава в саду полегла и все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

5) То с ножки милой увязнет мокрый башмачок

То выронит она платок. (А.С. Пушкин)

_______________________________________________________________________________________

 

6) Рассказчик смолк и на некоторое время в избе водворилась тишина нарушаемая только ровным дыханием младшего жандарма и шипением метели за окном. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

Задание 17. Найдите и подчеркните общий второстепенный член предложения, выделите грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Кружком обведите номер предложения, в котором отсутствует общий второстепенный член.

 

1) К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать. (А.П. Чехов)

2) Теперь потускнели праздники и люди как будто охладели. (И.С. Шмелев)

3) Теперь же все они были видны до мельчайших подробностей и все ликовали и манили к себе. (М.М. Пришвин)

4) Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. (М.М. Пришвин)

 

Задание 18. Подберите к предложениям общий второстепенный член. Запишите полученные предложения, изменяя, где это потребуется, постановку знаков препинания.

 

1) Гаснут звезды, и высыпает роса на траве.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Парил коршун, и с криком его преследовали вороны.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Дождь припустил ядреный и частый, и гром гремел будто над самой головой.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Ослепительно сверкала усмешка, и озорно лучились глаза.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Подросшего Евгения отец отдал в кадетский корпус, а сам занялся хозяйством.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Таял трубный дым, и тонко отзванивал колокол.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7) Стоят брошенные сани, да навалена куча хвороста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8) Морозная лунная ночь накрыла город, и видно было падающую с неба иглистую порошу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9) Разноголосо лаяли собаки, да прорешеченная желтыми огоньками дымилась тьма.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 19. Составьте ССП с союзом и, начиная их следующими общими второстепенными членами: однажды, утром, позже, тогда, в доме.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 20. Найдите вводные слова и модальные частицы, выступающие в предложениях в роли общего компонента. Графически объясните постановку знаков препинания.

 

1) К счастью, потеплело и выглянуло солнце.

2) Может быть, ты ошибся и они приедут завтра?

3) Лишь стучит дождь да воет ветер.

4) Наоборот, все прекрасно и тебя приняли в университет.

5) Вдруг открылась дверь и на пороге появилась она.

6) Одним словом, проект понравился и мы можем друг друга поздравить.

7) Только вспыхнула молния да вдалеке пророкотал гром.

8) На мой взгляд, никто не приедет или соберется два- три человека.

9) Несомненно, дети будут веселиться, да и взрослые порадуются.

10) Лишь бы поехали мы снова в горы и встретил нас прежний проводник- инструктор.

11) К удивлению, обед готовил папа, а мама отдыхала.

12) Наверно, не только одноклассники удивятся, но и родители ахнут.

 

Задание 21. Подберите к предложениям различные общие компоненты. Запишите предложения. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначая условия их выбора.

 

1) Друзья поспорили, и ни один не захотел уступить.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Приходит в гости сосед, да забегает на ужин сестра.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Дрогнут брови, и пробежит по лицу тень тревоги.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Радостные, носились по двору собаки, да копошились, разыскивая зерно, куры.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Ветер нес шорох плывущего льда, и все наполнялось радостью пробуждающейся жизни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) У меня дурной характер, и со мной тяжело.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 22. Расставьте недостающие знаки препинания, графически обозначьте условия их выбора. Укажите тип предложения.

 

1) Мне велят спать ложиться а солнышко еще не садилось. (И.С. Шмелев)

2) Ночью бушевал шторм и полосы пены соответствовали движению волн. (К.Г. Паустовский)

3) После обеда опять явилось солнце и до вечера было прекрасно. (М.М. Пришвин)

4) Вдали виднелись белые домики и красные черепичные крыши домов. (А.И. Куприн)

5) Прошло много времени и пустыня опять напоминала о себе. (К.Г. Паустовский)

 

Задание 23. Расставьте недостающие знаки препинания, графически обозначая условия их выбора. Укажите тип предложения.

 

1) Занавес заколыхался и заколыхались на нем дворцы и тигры. (И.С. Шмелев)

2) В столовой она оклеила стены лубочными картинами повесила лапти и серпы поставила в углу косу и грабли и получилась столовая в русском вкусе. (А.П. Чехов)

3) Серой сплошной завесой валятся снеговый комья и острая снеговая пыль занесенная ветром в форточку обдает мне лицо и шею. (И.С. Шмелев)

4) Широкая золотая полоса похожая на новенькую доску косо влезает в комнату и в ней суетятся золотинки. (И.С. Шмелев)

5) Пруды год от году мелели зарастали зеленью и высокие густые камыши волновались как море на громадных болотах. (В.Г. Короленко)

6) Зато наметились бутоны рябины и расцветает сирень. (М.М. Пришвин)

 

Задание 24. Выпишите из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» семь ССП, части которых соединены разными сочинительными союзами. Объясните графически постановку знаков препинания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 25. Выпишите из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пять ССП, осложненных: 1) обособленным определением, выраженным причастным оборотом; 2) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; 3) обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом; 4) однородными членами; 5) вводным словом.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 26. Напишите сочинение- миниатюру на тему «Удивительное рядом» (вариант – «Мое первое открытие»). Выделите в нем сочинительные союзы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.