Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пять первоэлементов мира 2 страница




Учитель – это пратьякша: он чувствителен и доступен для чувственного восприятия. Как истинный ученик, он должен направлять наше служение на своего учителя, на общество, на Божество, а не замыкать учеников на своей персоне. Мы не можем проверить авторитетность нашего учителя как ученика, если не имеем непосредственного доступа к наставлениям его учителя. Поэтому важно знать традицию, к которой принадлежит наш учитель, знать наш духовный род. Важно знать, о чем говорили духовные предки нашего гуру. Неподотчетная людям власть развращает гуру, поэтому любое общество с таким начальством неизбежно будет развиваться в сектантском ключе, с его изолированностью, фанатизмом и отчужденностью от универсальной Истины.

Конечно, в восточных духовных традициях учителю оказывают особые почести как господину: ему кланяются, предлагают гирлянды из свежих цветов, жертвуют деньги и проч. Обычно это благоприятно, поскольку духовный учитель все адресует Богу и использует в служении Ему. Оказывая почтение слуге Бога, мы обретаем Его особую благосклонность. Это один из важных духовных секретов. Видя почести, которые оказываются гуру, некоторые люди, однако, чувствуют зависть. Право же, завидовать тут не чему: тот, кто принимает поклонение от других людей, принимает их карму, и, если он не святой, то ему рано или поздно придется платить по счетам. Именно в этом кроется причина падения кумиров: их топит толпа почитателей.

В каждой традиции есть те, кто имеют высокий статус, множество последователей, являются блестящими ораторами и проч. За магией пратьякши трудно разглядеть личность, но долг ученика в том, чтобы хорошо узнать своего учителя, понять его качества, взгляды на жизнь и нравственность до того, как он решит принять от него духовное посвящение. Я говорю об этом так подробно потому, что на бессознательном уровне все мы, в той или иной мере, помешаны на внешнем, на блеске майи. Этот блеск так манит! Если за ним стоит садху, то множество людей привлекутся его блеском и получат великое благо. Но это - редкость, ведь садху обычно равнодушны к мирской славе. Только единицы из них, самые сострадательные и особо уполномоченные Господом святые, идут на риск принятия высокого общественного статуса ради блага невежественных людей. Давайте с осторожностью относиться к тому, что блестит и не уподобляться мотылькам, летящим на пламя свечи.

Чтобы быть истинным учителем, признание толпы не требуется. Учителем человек становится тогда, когда у него появляется ученик. Чтобы вы поняли этот момент, я задам вопрос: на нашем семинаре я говорю о ведическом знании. Кем я являюсь здесь, учителем или учеником?

Аудитория пребывает в легком замешательстве, но затем несколько человек высказывают свои соображения, в основном того плана, что преподаватель, конечно, учитель.

По смыслу - нет. Я действую как ученик, слуга. Выполняю ваш заказ, отвечая на ваши внутренние вопросы, а также наказ своего духовного учителя, который хочет, чтобы послание Вед распространялось. Учителем же человек становится не в отношении общества, или аудитории, но конкретной личности, которая слышит его. Учителем для человека является тот, кто побуждает его к самосовершенствованию.

Чего хочет учитель? Истинный учитель внешне господин, но внутри - слуга, поэтому его желание в том, чтобы ученик стал слугой, обрел силу и свободу духа, чтобы служить. Служить чему? Желаниям Бога. Служение желаниям Бога – это и есть бхакти. Например, у Бога есть желание, чтобы люди вернулись Домой, в Его мир, а также, чтобы этот мир стал хотя бы немного похожим на Его мир. Истинный учитель хочет того же, чего и Бог, и ничего кроме этого. Поэтому он просит своих учеников распространять духовное знание. Учитель же - господин требует удовлетворения собственных желаний и прихотей. Из-за этого незрелый ученик теряет силы и углубляет свои комплексы. Впрочем, если природа такого учителя благостна, то его потребности не являются требованиями, они естественны и вдохновляют. Например, когда мы видим ребенка, то у нас возникает естественное желание позаботиться о нем, послужить его нуждам. Или видим пожилого человека в затруднительной ситуации. Или целомудренную женщину. Все эти господа имеют полное право на свое положение.

Когда же природа находится в агрессивном режиме страсти и невежества, то она прихотями и претензиями подавляет дух ученика, провоцируя его либо на угодливость, либо на протест. Для зрелого ученика это не составляет проблемы - ведь он хранит в сердце своем изобилие сат-чит-ананды. Он думает: “Учитель все время дает понять, что я слаб, что я глупец. Здорово! Если даже сейчас я получаю столько даров в виде его уроков и чувствую счастье прогресса, то трудно даже представить, каким я буду, когда стану сильнее, по его милости”. Когда ученик устойчив в изобилии, в счастье познания и не поддается на провокации, то он может учиться даже у ложного гуру. Это - настоящее и редкое смирение, которое следует развивать, но ни в коем случае не имитировать.

Надеюсь, вы уже давно поняли, что когда я говорю “гуру”, то имею виду нечто важное, относящееся к нашему повседневному опыту. Наш учитель – тот, из-за кого мы действуем. Каждый из нас что-то делает, поэтому гуру есть у каждого. Вопрос только в том, насколько чиста его природа. А так же в том, являемся мы учениками или нет.

Дефицитный человек выслуживается, но не служит. Его смирение - надуманное. Слушая вопрос учителя, он пытается угадать или вспомнить, какой ответ правильный, угодный учителю. К этому нас провоцируют наши учителя: родители, компания и школа. Из-за страха быть отверженными этими гуру, мы скрываем свое невежество и недостатки, стараемся казаться, но не быть. Как мы будем учиться? Страх – это ведь самая сильная зона комфорта. А для того, чтобы учиться, нужна смелость.

Страх является питательной средой привязанностей, наших слабостей. Настоящий ученик видит в недостатках (своих и чужих) ценный ресурс, перспективу роста. Недостатки и слабости становятся врагами только тогда, когда мы верим им больше, чем духу нашему и Богу. Если учитель - сам истинный ученик, то его ученики постепенно избавляются от потребности выслуживаться перед ним и начинают прогрессировать как личности, превращая недостатки в качества.

Задав вам вопрос, я поступил как учитель только для тех из вас, кто принял мой маленький вызов. Отвечая на него, вы рисковали ошибиться и выглядеть глупее тех, кто просто дождался готового ответа. Так вы немного продвинулись в ученичестве.

Вопрос: У меня появилась небольшая нестыковка в понимании. В начале, Вы дали определение, что учитель – это множественность. А в последнее время мы говорим о нем в единственном числе. Так все-таки: учитель один или их много?

Ответ: Хороший вопрос. Сначала нужно принять одного. Ученик – это единичность. Научившись дисциплине и ответственности служения одному учителю, мы поймем, что служить ему – значит служить и всем другим, кому мы нужны. Мы будем служить каждому своему гуру. Истинный учитель – ученик, поэтому направляет служение своего ученика не на себя, а на них. Если же ученик с самого начала считает, что у него много учителей, то, хотя теоретически это правильно, но на практике будет имитацией. Он как на базаре: из множества наставлений и пожеланий будет выбирать именно то, которое приятнее ему и не требует проявления силы духа, прохождения через трудности. Ученику следует прояснять наказ гуру, следует решать самому, как его выполнить, но он не может выбирать наказ. Свобода выбора не относится к понятию множественности, как это принято думать в обществе потребления. Это не субъективный выбор на тему в каком супермаркете отовариваться. Свобода – это один выбор: “Я дух, а не тело!” Ученик – это тот, кто старается делать именно такой выбор. Каждый день и при всех обстоятельствах.

Вопрос: Из вашего семинара я узнала, что именно господин находится в зависимом положении, а не слуга. Это ново для меня: я всегда думала, что слуга зависит от господина…

Ответ: Внешне, с позиции пратьякши, слуга действительно зависит от господина. Однако по смыслу это не так. Служение – независимый принцип. Как может зависимый, нуждающийся человек что-то делать для других, поддерживать кого-то? Служение ведь исходит из изобилия, а не из дефицита. Иначе оно будет не бескорыстным, т.е. не будет служением. Тот, кто даёт – слуга, а тот, кому дают – господин. Наше материальное восприятие искажает смысл понятия “слуга”, придавая ему уничижительный смысл.

Вопрос: Трудно применить это понимание на практике, поскольку, когда мы делаем что-то для другого человека бескорыстно, мы сталкиваемся с неблагодарностью в свой адрес.

Ответ: Неблагодарностью человек обычно сигнализирует нам о том, что мы не служим, но выслуживаемся, желая в ответ получить вознаграждение в виде любви или денег. В индийских поездах иногда можно видеть такую картину: по вагону ползет самочинный подметальщик, а пассажиры с неприязнью наблюдают за его работой. Почему? Каждый из них думает: “Я не просил этого парня подметать здесь: теперь придется дать ему несколько пайсов”. И как пассажиры выходят из положения? Они просто отворачиваются, когда подметальщик подходит за “своими” деньгами. Некоторые, конечно, дают деньги. Итак, это не служение. Когда человек совершает настоящее служение, он уподобляется Всевышнему Господу, изначальному Слуге, и другие люди также вдохновляются на служение, поскольку в этом сущность духа.

Вопрос: А как служение проявляется в отношениях между мужчиной и женщиной? Кто из них является слугой, а кто - господином?

Ответ: Внешне слугой должна быть и является женщина. В хорошей семье все выглядит так, что женщина хлопочет в доме, а мужчина зависит от неё: от того, приготовит ли она ему еду, постирает ли его одежду и проч. Однако эта зависимость внешняя, поскольку мужчина может и должен уметь обслуживать себя сам. В ведической цивилизации мальчиков с детства обучали аскетизму, чтобы они, женившись, не попадали в зависимость от служения женщины. Когда женщина чувствует, что мужчина зависит от нее не только внешне, но и внутренне, она перестаёт его уважать. Такова уж природа их отношений. Мужчина должен зависеть от служения женщины для того, чтобы освободить свое время для мужских дел. Тогда женщина чувствует, что нужна ему, чувствует себя его помощницей. Итак, внутренне, по смыслу, слугой является мужчина. Именно он создаёт семью и поддерживает ее. Мужчина не должен зависеть от семьи (от женщины), но женщина не может не зависеть от семьи. В Ведах говорится, что в детстве о женщине заботится отец, в зрелости – муж, а в старости – старший сын. Таким образом, она всегда зависит от мужчины.

Вопрос: Не думаю, что современная женщина легко согласится с несимметричной логикой - ведь она склонна конкурировать с мужчиной. Как она может согласиться с такой точкой зрения?

Ответ: Симметричная логика является продуктом пратьякши, наблюдения. Иногда бывает, что ребятишки, играя с собакой, обращают внимание на то, что когда собака радуется, она вертит хвостом. Поразмыслив над своим наблюдением, они приходят к симметричному умозаключению, что если начать крутить хвост собаке, то она от этого начнёт радоваться. Так они и поступают. Собака некоторое время терпит их “научный эксперимент”, а затем бросается наутёк. С одной стороны - это просто забавный пример, а с другой - весь материальный мир находится во власти этой детской симметричной логики. Люди пытаются решать внутренние проблемы духа внешними материальными методами, но это не работает: хвост не может вертеть собакой.

За духовный аспект жизни отвечает именно мужчина, но, если он не сознает этой своей ответственности (что сейчас и происходит), то женщина будет отождествлять его с собой и предъявлять претензии. Две женщины в одном доме не уживутся - кто-то из них двоих должен быть мужчиной. Для женщины вполне естественно частенько испытывать беспокойства ума и предъявлять претензии, что является проявлением её зависимой природы. Будучи гуру для мужчины, она, таким образом, побуждает его стать настоящим мужчиной, осознать абсолютную суть своей ответственности. Женщина подсознательно провоцирует мужчину, когда не уверена в нем, не уверена в том, что он знает, что делает. Мастерски находя его слабые и сильные места, она может акцентировать внимание либо на первом, либо на втором. Мудрая женщина предпочитает делать акцент на втором, пробуждая этим в мужчине преданность семье (женщине). Для чего она это делает? Для своего благополучия? Нет, в первую очередь для того, чтобы мужчина прогрессировал духовно в своей сознательной ответственности. От женщины поступает заказ; исполнение же его зависит от доброй воли мужчины, на которую благочестивая женщина не покушается: когда и как он будет действовать, он должен решать сам.

Из-за своего дефицита и страхов, женщина всегда будет иметь психологическую склонность контролировать мужчину, но, если она воспитана в хороших семейных традициях, то она не будет переходить черту, за которой начинаются внешний контроль и амбиции на уровне слов и поведения. Мужчина же внутренне должен быть в изобилии, но внешне - в дефиците с женщиной: в частности, беспокоиться за неё и мягко контролировать. Он не должен говорить женщине: “Решай сама. Поступай, как сочтешь нужным”. Она, скорей всего, примет это за равнодушие, почувствует себя ненужной. Увы, эмансипация испортила женщин и мужчин. Представительницы прекрасного пола не вдохновляют мужчин принимать ответственность, а наоборот, отвращают их от семейной жизни. А мужчины не женятся, потому что боятся не справиться с теми проблемами, которые материалистическое общество через женщину на них сваливает. Такая позиция мужчин, с одной стороны, является следствием их духовной слабости, а с другой – зачастую объективно оправдана: ведь если у мужчины нет достаточной духовной силы, чтобы служить ложному гуру (семье), то какой смысл ему деградировать, выслуживаясь перед ним?

Вопрос: А что женщине остается делать кроме мелочного контроля и претензий, если мужчина слаб? Вы же сами только что сказали, что причина проблем – в слабости мужского начала.

Ответ: С этим не поспоришь. Ослабление мужского начала ведет к разрушению родовых традиций, благостного женского принципа. Разрушение традиционного уклада означает, что дети не получают должной материнской заботы, их не кормят грудью в достаточной мере, у них нет рядом других детей разных возрастов, с которыми они могли бы играть и постигать мир отношений. В результате человек вырастает дефицитным, с пораженной первой чакрой. Когда такой мужчина женится, то он на подсознательном уровне видит в своей жене мать, которая должна была защитить его, но не сделала этого. Младенец воспринимает мужской принцип через мать, поэтому, если женщина защищена мужчиной, если она спокойна, то младенец тоже чувствует защиту. Но в наше время женщины не защищены и, либо вынужденно, в силу своей кармы, либо в силу своего дурного воспитания, играют мужскую роль. Дети мужского пола от таких женщин, вырастая и становясь мужчинами, сами не ведая того, занимают ложную женскую позицию претензий в семье, точнее позицию недоношенного младенца. А дети женского пола подсознательно не доверяют мужчинам и становятся впоследствии такими же матерями.

Женщина не сможет избавить мужчину от слабостей, но она может помочь ему справиться с ними. Для этого ей придется поменять свои подсознательные установки (стереотипы) в отношениях с ним: постепенно и неуклонно избавляться от мужской роли. Если женщина считает, что мужчина слаб и потому ей следует выполнять мужскую функцию, то она попадает в замкнутый круг, на каждом витке которого она будет получать новые свидетельства своей правоты, углубляя тем самым свое недоверие к мужчине. Конечно, быть терпеливой женой и надеяться на то, что мужчина проснется, не просто. Но это - единственный путь для женщины, это ее религия. На истинный путь женщина может встать, либо, усвоив хороший пример в своем роду, либо, если родовая карма дурная, она может сделать это сознательно, как личность, руководствуясь наставлениями Вед.

Если женщина полагает, что, играя правильную женскую роль, она изменит тем самым мужчину под свои нужды, то ее ждет неудача. Никакие психологические тренинги не помогут ей добиться своего. Только если она готова быть хорошей женой и другом бескорыстно, Бог в сердце мужчины может пробудить дремлющую в нем личную ответственность. Как понять, бескорыстны мы или нет? Очень просто. Представьте в медитации, что ваши праведные усилия не приведут к ощутимым улучшениям в близком человеке. Если у вас это не отобьет желания продолжать старания, то, значит, вы искренни. Как возможна такая искренность? Только тогда, когда мы стараемся для Бога, в конечном счете.

Проблема современных мужчин в том, что у них нет духовной силы из-за отсутствия знания о смысле жизни, а проблема женщин в том, что их психологические установки определяются материалистическим обществом, которое относится к мужскому началу потребительски. На интуитивном уровне многие женщины чувствуют это и ищут прибежище для себя и семьи в религии как в благочестивом социальном институте. Но, если мужчины не обратятся к духовному знанию, то религия - последний остаток традиционности, долго не протянет. В Европе священники уже благословляют однополые браки. В России ситуация пока лучше, но ненадолго. Мы должны распространять в обществе не столько религию (благостный женский принцип), сколько духовное знание (мужской принцип) – это единственное решение. Именно благодаря шабде возможно из мужчины воспитать мужчину в истинном смысле этого слова.

Вопрос: Я уже задавал этот вопрос, но не получил удовлетворительного ответа, поэтому попытаюсь ещё раз. Мой опыт показывает, что когда я исполняю свой долг по-отношению к родственникам, то они пытаются сесть мне на шею. В то же время, Вы говорите, что нужно исполнять свои обязанности и не думать о правах. Но мой опыт таков, что если сам о своих правах не позаботишься, то другие о них не позаботятся. Окружающих не интересует конкретный человек с его потребностями. Все только и требуют: “Давай, давай, служи!”

Ответ: Уже объяснялось, что служение – независимый принцип. Сложность в том, что Вы, похоже, держитесь за подмену понятия: Вы думаете, что долг – это то, что навязывается извне, обществом или женой. На самом же деле долг - это то, что осознает сам человек. Исполняя по-настоящему свои обязанности, мы воодушевляемся, как бы трудно нам ни было. Никогда не следует забывать о двух измерениях жизни: внешнем и внутреннем. Исполнять обязанности нужно внутренне, не афишируя это; внешне же необходимо присматривать за тем, чтобы люди уважали ваши права, иначе они неправильно поймут вас, примут за дурака. Не надо баловать их: люди ведь не святые. Мы же поступаем наоборот: внешне выслуживаемся, а внутренне думаем о своих правах, о награде от людей. Близких не обманешь. Они быстренько обнаруживают внутри нас ожидания, зависимость, и дают нам знать об этом тем, что “садятся на шею”. После этого мы, конечно, разочаровываемся в них и уже не хотим исполнять свое показное служение. Оно и хорошо, если делать верные выводы. Ожидание и разочарование – две стороны одной медали бессознательной жизни.

Когда человек соприкасается с шабдой, он постигает истину о том, что внешние действия противоположны внутренним. Снаружи надо стремиться к результатам усилий, внутри же – отрешаться от них. Результаты принадлежат не слуге, но господину, нашей семье. Слуга счастлив своим делом, а господин наслаждается плодами его усилий. Слуга имеет чистое право только на ту часть плодов, которые господин оставляет ему сам. Эта часть называется прасадом (милостью). Например, прасадом называется чистая, вегетарианская пища, предложенная Изображению Господа. Господь принимает предложенное Ему с преданностью подношение, оставляя нам прасад. Такой прасад полностью духовен, свободен от кармы, и, принимая его, слуга очищает разум и чувства. Поскольку духовная деятельность имеет внешний и внутренний аспекты, ее называют игрой. Эта игра – очень серьезная. У того, кто знает ее принципы и следует им, все хорошо с кармой. Это значит, что когда мы действительно исполняем свои обязанности, тогда окружающие, чувствуя наше внутреннее изобилие, защищают наши права, становятся для нас духовной семьей.

Стремление иметь только приятные отношения с людьми и хорошую карму является погоней за правами, зависимостью от результатов. Мы выслуживаемся, и это настраивает нашего господина негативно, потребительски. Нужно принимать и ценить в отношениях все, и “хорошее”, и “плохое”. В этом заключается ученическая сущность сознания – его преданность учителю. Оценивать действия других и ждать от них только хорошего – это женский принцип, а брать ответственность на себя и принимать все как есть – мужской. На самом деле, мы не мужчины и не женщины. Внутренне мы все мужчины, поскольку мы суть дух. Внешне же мы являемся женщинами - в этом наша роль (отношения мужчина-женщина). Духовная жизнь предполагает хорошо исполнять свою роль в игре, не отождествляя себя с ней.

Вопрос: Какой совет Вы можете дать мужчине, чтобы помочь ему быть главным в семье?

Ответ: Я уже давал его. Мужской принцип - не стремится к главенству: он просто занимается делом и так автоматически устанавливает свой авторитет. Стремление поставить женщину на место либо, наоборот, произвести на нее впечатление является проявлением не мужского принципа духа [нн'], а мужской стороны природы (он), то есть женского принципа. Женщина в эмоциональном отношении в девять раз сильнее мужчины, поэтому его потуги быть главным на ее территории, в сфере отношений, обречены на провал. Вся эта мужская крутизна является ничем иным, как комплексом неполноценности в отношениях с женщиной. Мужчине следует поддерживать женщину материально и эмоционально, но делать это в первую очередь для своего духовного роста, а не для того, чтобы угодить ей. Предназначение мужского начала – познавать природу и служить ей. Служить – не значит угождать. В этом суть.

Интуитивно следуя логике игры, женщина может менять свое настроение, подчиняя этим мужчину. Он же должен относиться к отношениям с ней сознательно, быть привязанным и отрешенным одновременно. Противоречие? Да, именно так разум и воспринимает дух, целое. Иногда мужчина подчиняется женщине, а иногда - нет, обязан игнорировать ее. На информативном уровне толком не объяснишь, когда должно быть первое, а когда - второе, и вообще что это значит. Информация только указывает направление опыта, но не может заменить опыт, знание. Как говорят на Востоке: “Перст, указующий на луну”. Человеку рукой указывают направление, где находится луна, а он смотрит на руку. Слушает, но не слышит. Когда мужчина думает: “Если буду вести себя с женщиной, как мне советуют, то наши отношения наладятся” - это просто глупость. Не следует отождествлять личность с телом. Мы должны уважать личность, и тогда природа, в которой эта личность воплощена, постепенно откроется нам.

Обычно люди воспринимают информацию психологического или духовного свойства как рецепт для изменения близкого человека либо самого себя. Но человек – не материя, не компьютер. Его нельзя перепрограммировать. Информация возвышенного характера является “указанием на луну”, заказом. Следует положить ее в свое подсознание, в разум для созревания. Нужно всегда повторять и помнить махамантру, исполняя свои обязанности и не меняя радикально свою жизнь внешне. Поступая так, мы обнаруживаем, что информация превращается в знание, в опыт, что дух наш пробуждается. Естественным образом происходят и благоприятные изменения в карме. Следует понимать, что попытки улучшить свою карму приводят к ее ухудшению. Когда человек пытается бежать из тюрьмы, то его обычно ловят и помещают в ту же тюрьму, но в худшие условия содержания, увеличив при этом срок. Из тюрьмы сбежать все же можно, а от божественных законов не сбежишь.

Если у людей хорошая кармическая сочетаемость, то им ведическая информация о природе мужчины и женщины вроде бы ни к чему: им хорошо друг с другом, и все тут. Но, во-первых, такую карму еще надо заработать, а, во-вторых, даже когда есть гармония между мужской и женской сторонами природы, то все равно со временем в отношениях накапливается энтропия, недопонимание и отчуждение. Поэтому данная информация нужна всем – и удачливым в отношениях, и неудачникам.

Вопрос: А как с позиций несимметричной диалектики человеку следует поддерживать свое физическое здоровье?

Ответ: К телу следует относиться также как к любой другой пратьякше, то есть уделять ему внимание, служить ему. Не угождать, не наслаждаться им, а именно служить, удовлетворять. Следует, например, ежедневно делать ему гимнастику. Кто-то может возразить: “Я и так целый день бегаю как лошадь, зачем мне еще гимнастикой заниматься?” Но это совсем другое: смысл упражнений в том, чтобы дать почувствовать телу связь с сознанием. Когда во время упражнений мы уделяем внимание дыханию и ощущениям тела, то оно чувствует эйфорию, расслабляется. Смысл практики йоги именно в расслаблении тела и ума, т.е. восстановлении их связи с сознанием. Напряжение - это абсолютизированное бессознательное, состояние стресса.

Наши тело и ум – это та же смысловая категория, что и семья. В семье все должны быть чем-то заняты: мужчины и женщины, дети и старики. Но глава семьи перед началом нового цикла деятельности (желательно ежедневно вечером) должен собирать семью вместе для эмоционального обмена, а иногда и серьезного разговора о том, что мы вместе делаем и зачем. Благодаря такой семейной гимнастике, в ней не накапливается энтропия: усталость и отчуждение; наоборот, в ней укрепляются тонкие связи коллективного разума, т.е. семейное здоровье. Тенденция сейчас такова, что все больше семей живут, увы, в режиме “автопилота”, каждый сам в себе. Результат вам известен.

Когда человек отказывается от семьи, разводится, то это – небольшая смерть, то есть расставание с социальным телом. Тело может доставлять нам множество беспокойств, но сознательный отказ от него, т.е. самоубийство – это намного хуже. Самоубийцы становятся привидениями, неприкаянными душами. Как бы тяжело нам ни было временами, мы должны идти по жизни вместе с теми, кого дал нам Бог, черпая радость в ученичестве и обретая высокую награду - безусловную любовь – в итоге. Впрочем, в Калиюгу развод не делает человека изгоем надолго, поскольку в наше время люди слабы духовно и, соответственно, спрос с них меньше.

Вопрос: Можно ли установить гармоничные отношения в семье, размышляя об Играх Кришны и Радхи?

Ответ: Разумеется: ведь человек создан по образу и подобию Бога. Материальный мир - это подражание, перевернутая имитация духовного мира. Радха и Кришна в мире Голоки - не муж и жена, они возлюбленные. А в супружестве Их имена - Лакшми и Нараяна. В материальном мире супружество стоит гораздо выше чувственного влечения, в духовном же мире дело обстоит наоборот, как мы уже обсуждали. Поэтому до тех пор, пока в нашем сердце живет материальное влечение, похоть, мы должны поклоняться Радхе и Кришне как супругам.

Влюбленность не может быть основой крепкой семьи. Только если мужчина видит в жене проявление Богини Лакшми, а женщина относится к мужу как представителю Бога, Нарайаны – они смогут пройти вместе через все перипетии жизни, даже не имея хорошей семейной кармы, психологической совместимости. Развивая такое понимание, мужчина сможет всегда видеть жену чистой и привлекательной, и быть терпимым к ней, в каких бы эмоциональных состояниях она ни пребывала, а женщина будет признавать главенство мужа в своей жизни, даже если он не дал ей всего. Фактически, настоящий мужчина (в духовном смысле) сможет прожить с любой женщиной, ведь любая женщина – это природа. При любой погоде и во всех проявлениях пратьякша прекрасна и является нашим учителем. Это не теория, это - вызов ученику.

В Ведах даны описания отношений Кришны с Радхой и множеством Их проявлений (спутников Господа), чтобы мы могли одухотворить свои чувства и отношения здесь, в этой жизни. А в итоге нашего духовного пути смогли развить свое истинное тело сознания, не стареющее, прекрасное и блаженное. И вернуться Домой, к Богу, не рождаясь больше в материальном мире. И даже если пока мы еще далеки от понимания этой темы, мы обязаны знать о том, что у нашего пути есть эта высшая цель. Иначе мы будем просто блуждать по жизни без компаса, ходить по кругу самсары, перевоплощений.

Магическая сила пратьякши держит нас в ловушке цикла майа-самсары. Есть такой мощный магнит, неодимовый. Как бы вы ни были с ним осторожны и внимательны, но сам по себе факт, что вы носите с собой такой магнит, означает, что в какой-то момент – бац, - к вам прилетит что-то железное и палец прищемит. В общем, страдания неизбежны. До тех пор, пока мы носим на себе эту пратьякшу, материальное тело, пытаемся наслаждаться ею, мы не можем не страдать. Мы думаем, что кого-то из нас здоров, а кого-то – болен, но это иллюзия, потому что срастание с материальным телом (отождествление с ним) - это и есть болезнь (духа), а все так называемые болезни тела являются просто ее симптомами. Материальными методами, как-то: медициной, психологией и проч., возможно ненадолго снизить порог страданий, но вырваться из сферы действия магии пратьякши полностью мы сможем только тогда, когда окажемся в поле действия другого магнита, духовной пратьякши. Видите, как физик по складу ума, я не могу удержаться от технических аналогий. Благодаря магниту харизмы духовного учителя, манящей нас красотой Истины, Радхи и Кришны, влияние на нас майи ослабевает и наши усилия, даже незначительные, дают огромный результат. Поэтому Веды воспевают возвышенную славу милости духовного учителя.

Вопрос: Вы говорили, что махамантра является Полным Целым. Почему тогда из всех религий она известна только в Индуизме? Я несколько раз встречал на улице, как кришнаиты поют ее и всегда думал, что это какая-то секта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.