КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из следственного фольклораПрограмма применения специальных логико-психологических методов при подготовке и производстве следственных действий Чтобы метод был эффективным, он не должен быть сложным... Процесс применения специальных криминалистических методов носит глубоко личный характер. При этом последовательность действий следователя, как правило, имеет естественную природу. В связи с этим уместно привести стадии процесса творчества, которые свойственны и творчески работающему криминалисту. • Г. Селье' делит процесс творчества на семь этапов, похожих на стадии процесса размножения. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. С. 101. Любовь или желание. Первое условие научного открьпич — живая заинтересованность, энтузиазм, влечение к познанию, стремление к истине. Это стремление должно быть страстным, чтобы преодолевать трудности или препятствия. Оплодотворение. Как бы ни был велик творческий потенциал ученого, его ум останется стерильным, если он не оплодотворен знанием конкретных фактов. Беременность. В течение этого периода ученый вынашивает идею. Болезненные предродовые схватки. Когда идея выношена и созрела, ученый чувствует «дискомфорт». Это своеобразное «чувство близости решения» знакомо лишь подлинным творцам. Тем, кто не испытал его, легче всего представить это ощущение в ситуации, когда человек мучительно припоминает чье-то имя. Роды. В отличие от настоящего разрешения бремени рож. дение новой идеи не только не причиняет бопи, но и всегда доставляет радость и удовольствие. Осмотр и освидетельствование. Новорожденного младенца немедленно осматривают, чтобы удостовериться в его жизнеспособности, отсутствии аномалий. Это справедливо в отношении новорожденной идеи: ее подвергают логической и экспериментальной проверке. Жизнь. После того как новая идея доказала свою жизнеспособность, она начинает самостоятельное существование и может быть использована. Предложенные этапы использования эвристических мето дов отражают естественный процесс актов мышления. В них отражается синтез эмоциональных и рациональных оценок и поступков, который естественно сопровождает деятельное 1и следователя на каждом этапе. Следователь, решая сложную проблему, должен быть уверен в ее положительном разрешении, сохраняя в себе эту уверенность до тех пор, пока проблема не будет решена. Это позволит не ослабить ритм интеллектуальной работы при переборе и комбинировании различных методов. Это также позволит с различных сторон, разными путями, в разное время и в разных местах просматривать, прослушивать проблемный материал, который входит в мир мыслей и чувств следователя, живет в нем, развивается в процессах решения и саморазрешения. Так «накормленный» проблемой мозг следователя будет решать поставленные задачи и подсознанием. С одними и теми же средствами, но с различными целями можно достичь прогивоположных результатов. Главная цель порождает систему второстепенных целей. Поэтому следователь должен обнаружить проблему в следственной ситуации и поставить задачу, из которой вытекает и цель. В ходе реализации метода цель может корректироваться за счет получения новых данных. Каждый из специальных методов имеет свою своеобразную технологию применения, но в то же время все они объединяются некоторыми общими этапами, принципами. Последовательность выполнения общих операций может быть иллюстрирована следующей схемой-программой, наличие которой позволяет репродукцировать и развивать специальные методы. Ориентирующая часть программы (процедуры) применения специальных методов. 1. Оценка следственной ситуации в целом. 1.1. Сопоставление выявленных признаков с типовыми (изученными) моделями следственных ситуаций. 1.2. Вычленение информации о личности участника анализируемой следственной ситуации, сопоставление сведений о нем с типовыми характеристиками аналогичных социальных групп. 1.3. Постановка общих и частных задач предстоящего следственного действия. 1.4. Выбор цели и вероятностной тактики следственного действия. 1.5. Перебор методов, их синтезирование, комбинирование, определение основы адекватной программы методов для работы на предстоящем следственном действии с учетом оптимальных форм следственного действия. 1.6. Прогнозирование промежуточных и конечных результатов. 1.7. Составление плана предстоящего следственного действия. 2. Исполнительная часть программы (процедуры) применения специальных методов. Исполнительная часть программы выражается в системе действий следователя с учетом межличностного взаимодействия в следственной ситуации. Она слагается из следующих компонентов: 2.1. Операциональные компоненты по реализации запланированного. 2.2. Мотивационные компоненты по сохранению мотива собственной деятельности, по противостоянию позиции парт-
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |