КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эвристические приемы морфологического анализа --- элементов следственных ситуаций
Суть анализа состоит в глубоком многоплановом исследовании элементов следственной ситуации как системы. Применительно к расследованию преступлений анализ может выглядеть следующим образом: 1. Выделение в следственной ситуации проблем, подлежащих разрешению (например, установление механизма совершения преступления, выявление преступника, его признаков и места пребывания). Выстраивается система проблем в соподчиненном виде, где крупные проблемы делятся на более мелкие, пока проблема делится и для каждого ее разделенного элемента находится прием, метод, действие, направленные на решение этой мини-проблемы. 2. Составление списка всех морфологических признаков, т. е. всех важных характеристик следственной ситуации, от которых зависит решение проблемы и раскрытие преступления в целом. Уместно назвать все элементы следственной ситуации. Морфологическими признаками можно считать элементы состава расследуемого преступления, т. е. всю исходную информацию можно разделить на карточки по группам: субъект, объект, субъективная и объективная стороны состава преступления. Составление списка морфологических элементов следственной ситуации предполагает: а) определение поэлементного состава следственной ситуации; б) установление струк- Клочков В. В. Проблемы теории следственных ситуаций // Следственная ситуация / Сб. науч. тр. М., 1984. С. 84. туры взаиморасположения элементов следственной ситуации; в) уяснение связей между элементами следственной ситуации; г) определение функциональных характеристик следственной ситуации (динамика развития, взаимодействия элементов, направления и интенсивность). Каждый из названных элементов подлежит углублению, подлежит дифференциации на составляющие его микроэлементы применительно к особенностям расследуемого преступления. 3. Описание (раскрытие) возможных альтернативных решений поставленных проблем. Каждой мини-проблеме должно соответствовать ее мини-решение, причем в нескольких вариантах, из которых следователь имеет возможность выбрать лучший. Таким образом, получается, что навстречу разветвленному «дереву проблем» (следственных задач) следователем готовится «дерево решений». 4. Выбор среди альтернативных оптимальных решений. В методе отражается системный анализ: а) проблем, поставленных реальной следственной ситуацией; б) альтернативных (многовариантных) решений по поводу проблемной следственной ситуации; в) оптимальных решений следственных задач; г) альтернативных результатов реализации решений, т. е. того, что будет иметь следователь после выполнения запланированных действий'. Эвристичность анализа состоит в поиске и открытии следственных задач и переборе (комбинировании) возможных вариантов решения этих следственных задач. Интенсивные, широкие и глубокие процессы интерпретации каждого из установленных фактов снижают уровень неопределенности следственной ситуации, делают выводы следователя информационно более насыщенными, обеспечивакп оптимальность и максимальную эффективность выбора решения по поводу стоящих на определенном этапе следственных задач. Тактические приемы интерпретации элементов следственных ситуаций (с позиций морфологического анализа); 1. Разложить всю систему информации о следственной ситуации на блоки: о личности преступника, о личности потерпевшего, о механизме происшествия (по хронологии), чтобы ' Морфологический анализ для решения технических проблем описан в работах: Холл А. Опыт методологии для системотехники. М., С. 419—420; Дворянкин А. М., Половинкин А. И., Соболев А. Н. Методы синтеза технических решений. М., 1977. С. 46—55; Одрин В. М., Картавое С. С. Морфологический анализ систем. Киев, 1977. С. 3—146. постоянно дополнять информацию и динамично реконструировать событие сведениями о стадиях и динамике расследуемого события. Интерпретация элементов следственной ситуации предполагает: — обнаружение, распознание и анализ компонентов следственной ситуации; — определение структуры и свойств взаимодействующих компонентов. Определение связей между взаимодействующими компонентами; — определение функций каждого из компонентов системы следственной ситуации; — определение тенденций развития ситуации как системы. Интерпретируемая с позиций морфологического анализа информация может прослдатриваться в различных подходах, с различных позиций: а) истолкования отдельных элементов (различных вещественных доказательств); б) истолкования связей отдельных элементов исходной информации; в) истолкования суммы сведений о происшествии, связанных воедино в исходной следственной ситуации: — применительно к построению всех версий; — применительно к стратегической линии расследования (насколько «перспективна» та или иная информация, как долго она будет «работать» в различных следственных действиях; что нужно сделать, чтобы наиболее полно и правильно ее зафиксировать для перспективного многопланового использования, истолкование всех видов анализируемой исходной информации с различных точек зрения (с позиций обвинительных и оправдательных); г) истолкования исходной информации в сравнениях с аналогами, т. е. определения ее типичности, схожести с имеющимися аналогами, определения того, что обнаружено, а что не обнаружено, хотя по аналогам отсутствующая информация должна быть. 2. Разделить всю информацию по карточкам по степени доказательственного значения на две группы, например: а) доказывающую вину подозреваемого; б) доказывающую невиновность подозреваемого. Систематизация информации позволит непредвзято постоянно следить за развитием процесса расследования, а с Другой стороны — корректировать этот процесс, так как вторая группа карточек — о невиновности — будет демонстрировать возможности защитника по уголовному делу. 3. Проверить имеющуюся информацию приемом «гипотетическое исключение». Суть приема в том, что отдельные блоки информации можно мысленно исключать из информации о преступлении и на этом строить гипотезу: «Что произошло бы, если этой информации не было бы в деле? Что бы произошло, если бы события, которые содержатся в исключаемой информации, не имели бы места в расследуемом событии?» Этот прием позволяет исключить блоки малозна. чительной информации, оставляя на поверхности те сведения от которых зависит стратегия расследования дела, оставляя в «рабочем» состоянии и те сведения, которые могут дать хоть какое-то объяснение обстоятельствам расследуемого события. Например, при расследовании дорожно-транспортного происшествия о столкновении транспортных средств следователь имеет возможность интерпретировать значение более 50 элементов механизма ДТП для установления того, какой из них сыграл главную, а какой второстепенную (сопутствующую) роль в развитии опасной и аварийной ситуации. К таким элементам относятся: сведения о динамике и формах поведения водителей и пешеходов, о движении транспортных средств в заторможенном состоянии, о скорости каждого из столкнувшихся транспортных средств, о качестве дорожного покрытия и разметки и о множестве иных элементов. 4. Истолковать, объяснить механизм расследуемого события в сравнении с аналогичными видами преступлений. Интерпретация анализируемого события в сравнении с аналогичными может дать дополнительный вероятностный материал, который должен присутствовать в информации о расследуемом событии (эта информация еще не установлена или же она "пропущена» при осмотре, «забыта» при производстве допросов, «нс обнаружена» на обысках...), Использование исходной информации может идти по рс1з-работанным типовым версиям по делам об убийствах (Н. А, Селиванов, Г. Л. Бидонов), по делам об изнасилованиях, по делам о хищениях общественной собственности (Г. А. Густое) и т. д, 5. Уместно использовать принцип слабого звена при определении состояний процесса как системы. Принцип слабого звена формулируется следующим образом: «прочность всякой цепи определяется состоянием ее слабейшего звена»'. При исследовании любого процесса необходимо отыскать слабейшее звено и по его прочности, качеству определить «жизнеспособность» всей системы. Применительно к расследованию преступлений этот принцип может стать основой оценки, например, системы защиты обвиняемого, уличаемого во лжи. Вполне результативен будет процесс оценки тактической программы, используемой следователем на сложном допросе, проверке показаний или любом сложном следственном действии, в котором возможны конфликтные отношения с его участниками. Обнаружение слабого звена в любой исходной информации происходит через призму интерпретации этой слабости. Критерии слабого звена сформулировать весьма сложно, так как в каждом отдельном случае они звучат различно. Однако слабость звена может выражаться в системе постоянных критериев: — слабость формы, содержания, внутренних и внешних связей, элементов следственного действия; — слабость структуры, слабость степени интенсивности воздействия; — дефекты в избрании места, времени, способа действия; .— дефекты защиты действия, тактической программы; . — дефекты преобразования, комбинирования, трансформации узлов, структур, связей элементов используемой системы. Процессы интерпретации могут оптимизироваться эмпа-тией: следователь имеет возможность мысленно вставать на место участников расследуемого дела, чувствовать за них, а затем с помощью собственных оценочных категорий говорить за них о своих ощущениях, переживаниях, перспекгивах деятельности, что может оцениваться особо, отдельно. Эмпатия в литературе определяется как способность понимать мир переживаний другого лица. Через эмпатию следователь имеет возможность переконструировать ситуацию с позиций участника следственного действия. Эмпатия позволяет найти стимулы, на которые будущий участник следственного действия реагирует определенным образом. Это позволяет создать еще одну систему «защиты» не только для себя (следователя), но и для участника следственного действия настолько, чтобы он мог отимально общаться ' Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. С. 14. со следователем. Интерпретация не является бездефектным методом. Для нее свойственны и ошибки, например: — переоценка какой-то информационной целостности (по ее значимости, по перспективам развития, по основанию для построения версий, по глубине, интенсивности и т. д.); — недооценка исходной информации, состоящая в игнорировании важных обстоятельств, в нежелании увидеть негативную сторону решаемой задачи, в уходе от встающих проблем; — необнаружение важных для оценки симптомокомплек-сов, позволяющих верно определить состояние анализируемой ситуации (проблемы) и дать верные оценки, сформулировать основанные на исходных данных гипотезы в их решении. После окончания следственного действия интерпретация поведения анализируемого лица может развиваться и углубляться по следующим направлениям: 1. Реконструкция объективной деятельности участника следственного действия (реконструкция может быть мысленная, графическая), составление схем отношений (при анализе «малых шагов»), зрительная (просмотр видеофильмов), слуховая (прослушивание звукозаписей) и т. д., натурная реконструкция (с инсценированием действий участника следственного действия). Главная задача этого аналитического этапа — создать адекватное отражение прошедшей следственной ситуации, чтобы точно расположить во времени и пространстве все действия анализируемых лиц, включая и следователя. Это позволяет спокойно произвести дискретный анализ каждого слова, жеста, взгляда, реакции, комплекса действий, несущих необходимую информацию. 2. Интерпретация субъективной оценки ситуации участником следственного действия. Отражение следственной ситуации идет через «Я-концепцию» данного человека с учетом всей истории его развития, представлений индивида о себе самом, о системе ценностей в процессах взаимодействия. Сложность состоит в том, что сам человек, деятельность которого анализируется, о своих впечатлениях не расскажет, если, конечно, не пожелает, что чаще всего и бывает. Поэтому субъективная оценка ситуации участником следственного действия интерпретируется следователем на основе всего того, что он видел и слышал во время следственного действия. 3. Интерпретация позиции участником следственного дей-58 воздействие более сильное, чем внешняя речь. Данное малоисследованное в криминалистике обстоятельство обязывает следователя расшифровать, декодировать внешние формы речевого и неречевого поведения участника следственного действия. Это может осуществляться не только интерпретацией (истолкованием) внешней речи участника следственного действия, всех внешне выраженных средств поведения, но и внутренними диалогами следователя с самим собой с участниками следственного действия, за которого средствами внутренней речи отвечает сам следователь. Таким образом, внутренний диалог следователя как бы предваряет внешнюю речь следователя и вероятные реакции участника следственного действия. Вышесказанное вызывает необходимость проиллюстрировать сложное положение следователя при приеме, обработке и оценке информации следующей конструкцией. Предметом приема, переработки и оценки информации следователем в процессе следственного действия являются следующие компоненты: 1. Интерпретация внешних форм речевого и неречевого поведения участника следственного действия: а) что он хотел сказать или скрыть; б) какие чувства и по поводу чего испытывал; в) что думал при этом; г) какие ставил главные и второстепенные цели; д) какие средства воздействия хочет и может использовать. 2. Внутренний комментарий следователем внешней речи участника следственного действия: внутренние реплики и внутренние реакции по ходу действия. 3. Внутренний диалог с участником следственного действия (вопросы, ответы, аргументы, средства взаимодействия). 4. Результаты и процессы собственной речевой деятельности: вопросы саморегуляции, корректировки внешних и внутренних форм деятельности. Может ли следователь одновременно принимать и обрабатывать столь сложные блоки внешне выраженной и скрытой информации? Хорошо подготовленный следователь, обладающий высокой «разрешающей» способностью к многофакторному анализу поступающей информации о партнере и текущей следственной ситуации, может и должен принимать всю информацию. Именно в этом состоит смысл использования потенциала следственного действия. Ключи к потенциалу конкретного следственного действия лежат в способностях и теоретико-практической деятельности следователя. Общаясь с участником следственного действия, следователь преследует достижение системы целей: — передать определенную информацию, вызывающую прогнозируемую реакцию, эта информация может иметь форму вопросов, утверждений, сообщений, предположений, реплик, она может иметь и неречевую форму; — принять и расшифровать всю информацию о расследуемом событии и личности участника следственного действия; — оказать воспитательное воздействие на партнера; — предотвратить собственные ошибки и типичные ошибки участника следственного действия. Последнее обязывает следователя при подготовке и про ведении следственного действия выполнить серию профилактических мероприятий, предотвращающих перечисленные ниже ошибки. Ошибки передачи информации следователем; — передача информации оформлена нечетко, двойственно, что вызывает двойственные реакции; — информация чрезмерно ограничена в объеме, что вызывает у воспринимающего чувство неопределенности, тревоги, растерянности, страха; — информация непонятна участнику следственного действия, перегружена специальными терминами, что вызывает неадекватные реакции человека, который начинает «метаться», искать выход из ситуации с высокой неопределенностью положения, усложняя следователю проведение текущего воздействия; — информация крайне неприятна участнику следственного действия, вызывает агрессию, недоверие к следователю, прерывание психологического контакта. Ошибки следователя при приеме и расшифровке информации: — информация принята и расшифрована лишь частично; — информация расшифрована неверно, искажены формд и содержание; — информация расшифрована без учета личности передающего и ситуации, в которой находился участник следсг венного действия; — информация участника следственного действия не замечена следователем, оставлена без внимания (особенно это касается неречевых форм общения, когда мимика может нести больше информации, чем длинный монолог). В названных рекомендациях определены основные направления профилактической работы следователя, вызывающие потребность сконцентрировать на этом направлении серию приемов и методов. Эти методы позволяют определить и то, что сокрыто участником следственного действия (информация, предметы), о чем не сказано и как к этому относится само заинтересованное лицо. Признаками истинности передаваемой информации является ее речевое и неречевое оформление. Предметом^ интерпретации могут стать следующие элементы речевой деятельности участника следственного действия; 1. Содержание речи (главная и второстепенные темы, главная идея). 2. Интонационная направленность речи (сожаление, раскаяние, пренебрежение). 3. Эмоциональная насыщенность речи, проявляемая в тембре, темпе, громкости. 4. Словесное оформление речи (лексические, грамматические, синтаксические, стилистические признаки). 5. Речемоторная характеристика, проявляющаяся в особенностях речевого дыхания, особенностях артикуляции языка и губ, особенностях влияния на звуки носа, рта и глотки. 6. Звуковой характер заполнения пауз. Кратко рассмотрим содержание названных элементов. Главная тема речи отражает круг обстоятельств, по поводу которых следователь поставил вопросы. Вместе с тем при наличии вопросов участник следственного действия сам избирает главную тему разговора, нередко переориентирует следователя на исследование иных, более важных фактов, относящихся к расследуемому преступлению. Главная идея речи выражает сущность оценки участника следственного действия относительно исследуемых обстоятельств. Демонстрация главной идеи речи служит, по мнению участника следственного действия, основанием для подведения следователя к определенным выводам, в которых он заинтересован. Расшифровка демонстрируемой и скрываемой главной идеи речи участника следственного действия определяет мак-ро- и микротемы дальнейшего общения. Среди множества тем общения можно выделить главные и второстепенные (вариационные) темы. Главные темы носят «стратегический» характер, они проходят через все следственные действия или большинство из них. Они связаны с ответами на традиционные вопросы: что, где, когда и т. д. Вариационные (второстепенные) темы неизбежно возникают в процессе общения, и к ним следователь также должен быть готов. Чем глубже и многостороннее следователь готовится к следственному действию по установлению обстоятельств главных тем, тем эффективнее он будет общаться по темам второстепенным. Таким образом, следователь при подготовке и выполнении следственного действия может прогнозировать тематику общения следующим образом: 1. Главные темы, обсуждение которых вызвало необходимость общения следователя и участника следственного действия. В рамках обсуждения этих тем следователь должен установить обстоятельства расследуемого преступления. 2. Второстепенные темы, связанные с главными, содержат частные, специальные, ограниченные объемы информации, но иногда именно на них строятся такие явления, как психологический контакт и тактический «выход» на главную тему, Анализ интонаций речи участника следственного действия также дает значительную информацию следователю. Интонация — это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; тон и манера произношения слов, выражающие чувство, отношение говорящего к предмету речи'. Если интерпретировать интонационную направленность речи, то можно выделить три ее стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную. Интонация может выражаться в передаваемой информации об отношении к расследуемому событию или конкретному лицу. Например, обвиняемый с оттенком дерзкой гордости отмечает: «И тогда я ударил его много раз в область ягодицы и почечного отдела.. бил от всей души...». Выразительная сторона речи передает чувств?, окрашивающие состояние говорящего. Например, в речи можно обнаружить чувство стыда, раскаяния, радости, гнева, скорби и т. д. Эти чувства отражаются в интонационном рисунке речи, в выразительных паузах и акцентах, в повторах и даже неудачном построении фраз. Например: «Когда он упал, может быть, конечно, били, но не так уж, чтобы удары приходились в область лица, и вообще... откровенно там...» (фрагмент допроса подозреваемого в убийстве). Из приведенной фразы можно сделать некоторые выводы об эмоциональном состоянии говоряш.его, об уровне его речевой культуры. Словарь иностранных слов. М., 1985. С. 199, При анализе речевых средств можно попытаться интерпретировать психическое состояние говорящего, его эмоциональное отношение к теме разговора, к собеседнику, а также к средствам контроля, который он должен выполнять по отношению к себе. Вместе с тем не лишним был бы анализ того, какими средствами участник следственного действия пытается оказать воздействие на другого в целях изменения его позиции. Поэтому можно подвергнуть анализу и эффект воздействия одного человека на другого. Эффект воздействия может «измеряться» изменением позиции личных целей, установок, системы отношений, внешних форм деятельности и т. д., которые произошли после речевых и неречевых воздействий одного участника следственного действия на другого. Если анализ информационной и выразительной сторон речи отражает, насколько в речи говорящего выразились его собственные мысли, чувства, то по волеизъявительной стороне речи можно определить, насколько выражена воля говорящего, или же ему навязана чья-то воля. Волеизъявительной стороне речи (например, обвиняемого) должен соответствовать мотив его речевой деятельности во время допроса. Следует очень осторожно подходить к анализу волеизъявительной стороны речи (например, тихая, местами невнятная речь свидетельствует не о давлении со стороны допрашивающего, а об экстремальности ситуации для обвиняемого, а также о чувстве стыда, раскаяния, горечи, сожаления о содеянном, тревоги за себя, что, несомненно, осложняет процесс речевой деятельности). Таким образом, можно сделать некоторые практические выводы относительно не только общей направленности (положительно-отрицательной) и силы эмоций, но и касающихся содержания этих эмоций. Каждый следователь в процессе профессиональной и бытовой деятельности вырабатывает для себя определенные стереотипы восприятия эмоций по речи, лицам, позам, жестам и другим проявлениям деятельности человека. Причем эти оценки носят субъективный характер и зависят от возраста следователя, от местных критериев культуры, национальных особенностей и других факторов. Но все-таки стабильные стереотипные представления об эмоциональных состояниях человека постоянно складываются 67 и именно по ним можно определять содержание эмоций партнера. По речи, выражению лица, позе, жестам могут определяться отрицательные эмоциональные состояния: неудовольствие, горе, отчаяние, тоска, печаль, скука, огорчение, разочарование, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, сожаление, досад-ч, обида, чувство оскорбления, ярость гнев, презрение, возмущение, неприязнь, злоба, ненависть. неуверенность, растерянность, недоверие, смущение, стыд раскаяние, угрызение совести, горечь, отвращение, омерзей ние. Перечень отрицательных чувств приводится для того, чтобы показать, насколько разнообразными могут быть реакции участника следственного действия на процессы общения со следователем. К сожалению, именно отрицательные чувства наиболее часто сопровождают общение следователя с участниками следственных действий. Это обязывает на каждое проявление названных чувств выразить ответную реакцию, именно ту, которая будет способствовать развитию и углублению отношений, а не свертыванию и замораживанию. Можно надеяться, что тактическая деятельность следователя вызовет у участника следственного действия и положительные чувства, например: удовольствие, восхищение, симпатию, благодарность, уверенность, доверие, уважение, облегчение. Специалисты выделяют и чувственно-нейтральные состояния, проявление которых участниками следственного действия также должно вызывать адекватные формы реагирования следователя. К ним относятся: любопытство, состояние спокойного созерцания, безразличие'. Эмоциональная насыщенность речи проявляется в темпе, тембре и громкости речи. Темп речи — это скорость устной речи в единицу времени, Как правило, мерилом темпа является число произносимых слогов в минуту. Темп речи характеризуется изменчивостью и является показателем эмоционального состояния говорящего. Вялая, безэмоциональная речь участника следственного действия свидетельствует о его безразличии к излагаемой информации, это более характерно для незаинтересованных свидетелей, ' Перечень чувств приводится по: Лук А. Н. Эмоции и личность. М,, 1982. С. 25. которых событие преступления не взволновало. Довольно часто именно эти свидетели дают полную и исчерпывающую информацию о расследуемом событии. Если анализируемый темп речи характерен для следователя, то участник почти неизбежно теряет к нему интерес и уважение, перестает давать полную информацию, наблюдая незаинтересованность следователя к ее приему. Если темп речи высокий, то можно предположить, что участник следственного действия взволнован, тема разговора безотносительно к следственному действию его глубоко волнует и свои переживания он демонстрирует высоким темпом речи, хочет сказать как можно больше, чтобы убедить следователя в правильности занятой им позиции. Принимая информацию с высоким темпом речи участника следственного действия, уместно попытаться замедлить темп речи партнера вопросом, заданным тихим голосом и акцентирующим внимание на особо важных местах. Негромкий, проникновенный голос следователя символизирует понимание состояния участника следственного действия, готовность к принятию информации и в то же время уважительное, бережное отношение к человеку. Если следователь принимает навязываемый ему высокий темп речевого общения и сам начинает говорить быстро и громко, то это приобретает вид неуправляемого общения С элементами конфликта, нарушающего психологический контакт общающихся, так как каждый сознает, что его речь не вполне воспринимается партнером, который желает утвердить только свою позицию. Для полного и глубокого общения наиболее пригоден тихий, доверительный голос, с невысоким темпом речи, чтобы участник следственного действия мог следить за речью следователя, достаточно обдумывать свои ответы. Это снижает уровень неопределенности, вызывает чувство доверия к следователю, который не пытается жонглировать темпом речи, а гуманно предоставляет возможность взвесить каждое слово и выражение. Тембр голоса — это окраска, характер звука голоса, в котором говорящий также выражает свое отношение к теме разговора и излагаеддой информации.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |