КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эвристические приемы доминантного анализа личности участника следственного действия
Суть анализа сводится к тому, чтобы изучить личность участника следственного действия в системе доминирующих актов деятельности. Метод доминантного анализа позволяет ^ММИровать и накапливать сведения о наиболее значительных качествах исследуемой личности. , Эти наиболее значительные качества личности составляют „«по личности, которое, по определению А. Р. Ратинова, «об/-шовливает определенное видение действительности, избирательность поведения и характер оценочной деятельности». Наиболее устойчивые качества личности проявляются интеллектуальной, эмоциональной и волевой деятельносги человека в течение всей его жизни. Анализу подвергается деятельность человека в период, предшествующий расследуемому делу, в период событий, в связи с которыми возбуждено уголовное дело, а также в процессе развития текущей медственной ситуации. Доминантный анализ может произво-литься в сочетании с использованием метода обобщения независимых характеристик. Технология применения эвристических приемов доминантного анализа личности участника следственного действия. 1. Установить доминирующие интеллектуальные, волевыз и эмоциональные черты участника предстоящего следственного действия. Можно использовать схему качеств личности (по К. К. Платонову), предлагаемую ниже. 2. Установить условия формирования личности, выделив факторы, оказывавшие доминирующее воздействие на исследуемую личность (например, бедность, жестокое обращение со стороны родителей, воздействие национальных традиций и т. д.). 3. Определить стимулы, которые оказывают доминирующее влияние на избрание человеком доминирующего стил-1 поведения, в том числе и криминального (например, непомерная жажда наживы). 4. Обнаружить доминирующие «ограничители» при выборе форм поведения. Больше всего сдерживает изучаемую личность от негативных поступков: страх перед наказанием, бо- ' Ратинов А. Р. Личность преступника и проблема ценности // Вопросы борьбы с пресгуниосгыо. М,, 1978. Вып. 28. С. 105. язнь огласки какой-либо информации, страх перед определенными людьми, развитое уважение к закону и т. д. 5. Вычленить доминирующие критерии в оценке собственного поведения, в том числе и криминального, т. е. определение того, чем «мерил» допустимость своего поведения этот человек. Например, исследуемая личность измеряет свое4 поведение теми критериями, которые сложились в окружающей микросреде: «Все так поступают, это вполне естественно, в этом нет ничего плохого, мне это положено, ничего мш,-не будет, кроме отсрочки приговора и т. д.». 6. Установить доминирующую концепцию жизни исследу емой личности (например: «Раньше сядем — раньше выйдем», «И в тюрьме люди живут», «Лучше умереть, чем в тюрьму», «Кончить институт, найти хорошую, прибыльную должность»,;<Купить дом, машину, выгодно жениться»). Каждая из назван ных концепций может тысячекратно преобразовываться, раз виваться, но крушение доминирующей жизненной концепции, да еще той, в которую вложены годы жизни, работы, равноценно кризису жизни, переживая который, человек поступаег неадекватно ситуации, делает массу просчетов, что можег привести к самым трагичным последствиям. 7. Определить вероятные доминирующие формы деятель пости человека на предстоящем следственном действии. 8. Построить тактическую программу следственного дей ствия, адаптированную к доминирующим чертам личности участника следственного действия, противодействующую негативным чертам и гармоничную с его позитивными чертами. Доминирующие проявления личности сохраняют свое содержание длительное время (при отсутствии сильных воздев ствий извне). Это интеллект, эмоции и воля, Интеллект — ум, познавательные способности, определяющие готовность человека к усвоению, сохранению и развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному 96 поведению в проблемных ситуациях1. Эмоции — особая форма психического отражения действительности. Выражаются изменениями состояния организма, характерными движениями, звуками и другими реакциями и особенностями поведения. Воля — сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели". Ниже приводится перечень качеств интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер деятельности человека (по Платонову). Используя этот перечень качеств, следователь имеет возможность оглашать его на допросе лица, характеризующего исследуемую личность. Следователь может при этом задать вопрос: «Какая из приведенных черт личности свойственна исследуемому лицу, почему? В чем эта черта проявлялась ранее? Какие черты наиболее типичны, какие доминируют преобладают над другими?» Перечень качеств позволяет создать широкое многомерное исследовательское поле, на котором следователь будет искать, находить элементы и создавать из них модель исследуемой личности, она будет постепенно насыщаться интегрз-тивными признаками до тех пор, пока следователь не посчитает, что личность исследована достаточно глубоко, чтобы провести с ней следственное действие с беспроигрышным результатом, хотя последнее соответствует максимальному желаемому результату. Группа общих качеств личности сведена в таблицу (здесо и далее использован перечень качеств, предложенный К. К. Платоновым3). 1 Человек — производство — управление: Психологический словарь-справочник руководителя. Л., 1982. С. 4), 138. 2 Краткий психологический словарь. М., 1985. С, 48. 3 Перечень качеств личности цитируется по работе: Кочетов А. И,, Коломинский Я. Л., Прокопьев И. И. Педагогическая диагностика в школе. Мн., 1987. С. 192—213. Таблица № 2
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |