Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвристические приемы доминантного анализа личности участника следственного действия




Суть анализа сводится к тому, чтобы изучить личность участника следственного действия в системе доминирующих актов деятельности. Метод доминантного анализа позволяет


^ММИровать и накапливать сведения о наиболее значительных качествах исследуемой личности.

, Эти наиболее значительные качества личности составляют „«по личности, которое, по определению А. Р. Ратинова, «об/-шовливает определенное видение действительности, избира­тельность поведения и характер оценочной деятельности».

Наиболее устойчивые качества личности проявляются интеллектуальной, эмоциональной и волевой деятельносги человека в течение всей его жизни. Анализу подвергается деятельность человека в период, предшествующий расследу­емому делу, в период событий, в связи с которыми возбуж­дено уголовное дело, а также в процессе развития текущей медственной ситуации. Доминантный анализ может произво-литься в сочетании с использованием метода обобщения не­зависимых характеристик.

Технология применения эвристических приемов доминант­ного анализа личности участника следственного действия.

1. Установить доминирующие интеллектуальные, волевыз и эмоциональные черты участника предстоящего следственно­го действия. Можно использовать схему качеств личности (по К. К. Платонову), предлагаемую ниже.

2. Установить условия формирования личности, выделив факторы, оказывавшие доминирующее воздействие на иссле­дуемую личность (например, бедность, жестокое обращение со стороны родителей, воздействие национальных традиций и т. д.).

3. Определить стимулы, которые оказывают доминирую­щее влияние на избрание человеком доминирующего стил-1 поведения, в том числе и криминального (например, непомер­ная жажда наживы).

4. Обнаружить доминирующие «ограничители» при выборе форм поведения. Больше всего сдерживает изучаемую лич­ность от негативных поступков: страх перед наказанием, бо-

' Ратинов А. Р. Личность преступника и проблема ценности // Вопросы борьбы с пресгуниосгыо. М,, 1978. Вып. 28. С. 105.


язнь огласки какой-либо информации, страх перед опреде­ленными людьми, развитое уважение к закону и т. д.

5. Вычленить доминирующие критерии в оценке собствен­ного поведения, в том числе и криминального, т. е. опреде­ление того, чем «мерил» допустимость своего поведения этот человек. Например, исследуемая личность измеряет свое4 поведение теми критериями, которые сложились в окружаю­щей микросреде: «Все так поступают, это вполне естественно, в этом нет ничего плохого, мне это положено, ничего мш,-не будет, кроме отсрочки приговора и т. д.».

6. Установить доминирующую концепцию жизни исследу емой личности (например: «Раньше сядем — раньше выйдем», «И в тюрьме люди живут», «Лучше умереть, чем в тюрьму», «Кончить институт, найти хорошую, прибыльную должность»,;<Купить дом, машину, выгодно жениться»). Каждая из назван ных концепций может тысячекратно преобразовываться, раз виваться, но крушение доминирующей жизненной концепции, да еще той, в которую вложены годы жизни, работы, равно­ценно кризису жизни, переживая который, человек поступаег неадекватно ситуации, делает массу просчетов, что можег привести к самым трагичным последствиям.

7. Определить вероятные доминирующие формы деятель пости человека на предстоящем следственном действии.

8. Построить тактическую программу следственного дей ствия, адаптированную к доминирующим чертам личности участника следственного действия, противодействующую не­гативным чертам и гармоничную с его позитивными чертами.

Доминирующие проявления личности сохраняют свое со­держание длительное время (при отсутствии сильных воздев ствий извне). Это интеллект, эмоции и воля,

Интеллект — ум, познавательные способности, определя­ющие готовность человека к усвоению, сохранению и разви­тию и использованию знаний и опыта, а также к разумному 96


поведению в проблемных ситуациях1.

Эмоции — особая форма психического отражения дейст­вительности. Выражаются изменениями состояния организма, характерными движениями, звуками и другими реакциями и особенностями поведения.

Воля — сознательная саморегуляция субъектом своей дея­тельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудно­стей при достижении цели".

Ниже приводится перечень качеств интеллектуальной, во­левой и эмоциональной сфер деятельности человека (по Платонову).

Используя этот перечень качеств, следователь имеет воз­можность оглашать его на допросе лица, характеризующего исследуемую личность. Следователь может при этом задать вопрос: «Какая из приведенных черт личности свойственна исследуемому лицу, почему? В чем эта черта проявлялась ранее? Какие черты наиболее типичны, какие доминируют преобладают над другими?»

Перечень качеств позволяет создать широкое многомер­ное исследовательское поле, на котором следователь будет искать, находить элементы и создавать из них модель иссле­дуемой личности, она будет постепенно насыщаться интегрз-тивными признаками до тех пор, пока следователь не посчи­тает, что личность исследована достаточно глубоко, чтобы провести с ней следственное действие с беспроигрышным результатом, хотя последнее соответствует максимальному желаемому результату.

Группа общих качеств личности сведена в таблицу (здесо и далее использован перечень качеств, предложенный К. К. Платоновым3).

1 Человек — производство — управление: Психологический словарь-справочник руководителя. Л., 1982. С. 4), 138.

2 Краткий психологический словарь. М., 1985. С, 48.

3 Перечень качеств личности цитируется по работе: Кочетов А. И,, Коломинский Я. Л., Прокопьев И. И. Педагогическая диагностика в школе. Мн., 1987. С. 192—213.


Таблица № 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.