КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Словесное оформление речи характеризуется лексическими, грамматическими, синтаксическимии стилистическими признаками
Лексические признаки свидетельствуют об образовании, навыках речевой деятельности, профессии, принадлежности к определенной социальной группе. Данная группа признаков характеризуется словарным запасом, который может быть бедным и богатым, насыщенным профессиональными терминами, элементами профессионального и преступного жаргонов, специфическими выражениями, отражающими социальную принадлежность и возрастные особенности. Представляется, что для более глубокого изучения участнике следственного действия целесообразно дать ему «выговориться», поощрять его речевую активность, заняв позицию аюиеного и благодарного слушателя. Это уместно и хотя бы для того, чтобы исключить речевые эксцессы данного человека в суде, т. е. следует сделать все, чтобы данный участник следственного действия исчерпал полностью все свои речевые (тактические) возможности в стадии предварительного следствия. Такой подход позволяет надеяться, что в суде он не даст неожиданных для следователя показаний. Это же обстоятельство оправдывает удовлетворение всех (или большинство) ходатайств обвиняемого и других участников уголовного процесса. Грамматические признаки речи свидетельствуют об уровне грамотности исполнителя речи, что подтверждается наличием или отсутствием ошибок в произношении слов и словосочетаний (например, характерные для определенной местности пропуски букв в произносимых словах, искажение отдельных слов, перестановка букв в словах). Синтаксические признаки выражаются в соблюдении или нарушении правил синтаксиса, в правильном сочетании слов в предложении. Нарушение правил синтаксиса влечет за собой дефектное построение фразы. С одной стороны, это свидетельствует о недостаточно устойчивых навыках построения фраз, а с другой стороны — о чрезмерном возбуждении, об экстремальности ситуации для говорящего. Стилистические признаки выражаются в совокупности языковых средств, отражающих навыки использования речи в процессах общения. В стиле отражается выразительность речи, уровень речевой культуры, привычная сфера применения ре чевых оборотов (канцелярский, деловой, бытовой, профессиональный и т. д.). Речемоторная характеристика речи может проявляться: — в артикуляционных навыках произношения слов и предложений; ^. в особенностях речевого дыхания, например, речь присвистом, что часто свидетельствует о наличии заболеваний (бронхита, астмы и т. д.); _ в наличии неязыковых звуков, сопровождающих речь (причмокиваниях, покашливаниях и т. п.). Личность говорящего характеризуется и особенностями заполнения пауз: э-э... ну, так сказать, короче, однако, это... самое и т. д. Это обусловлено, с одной стороны, бедностью печи отсутствием должного словарного запаса, а с другой— стойкими привычками, характеризующими говорящего, что особенно ценно при опознании по речи. Особо следует выделить привычные, стереотипные выражения, характерные для данного лица. В этих стойких выражениях может отражаться и принадлежность к местности, к профессии, к определенной социальной, возрастной или преступной группе. Применительно к следственной деятельности особый интерес приобретает знание и интерпретация преступного жаргона. Для отдельных регионов страны свойственно двуязычие. Это характерно для Белоруссии, Украины, Прибалтики. Двуязычие представляет собой наслоение одного языка на другой. Сознание человека на многие годы сохраняет языковые особенности среды, в которой воспитывался человек в раннем детстве. Меняя языковую среду, человек сохраняет старые языковые стереотипы и приобретает новые. Двуязычие (и многоязычие) проявляется в системе ошибок устной и письменной речи. Обнаружение этих ошибок в речи партнера может свидетельствовать о месте формирования речевых навыков и отдельных речевых стереотипах. Интерпретации подвергаются неречевые средства общения: 1. Мимика (особенности эмоциональных состояний, проявляющихся в деятельности мышц лица). 2. Пантомимика (жесты в сочетании с мимикой, особенности походки и осанки при речевой деятельности). Жесты могут дополнять и иллюстрировать речевые сообщения и играть самостоятельную роль, отражая эмоциональные, волевые состояния человека в периоды, когда человек не говорит. 3. Тактильные действия, сопровождающие речевую деятельность (прикосновения, движения руками и ногами, поти- рания предметов и т. д.) и свидетельствующие об эмоциондпь-ном состоянии. 4. Вегетативные проявления, сопровождающие речевую деятельность человека (покраснение, побледнение, тремор рук, выступление пота на лице и т. д.), свидетельствующие об эмоциональном состоянии говорящего. 5. Аранжировка окружающего пространства (выделение говорящим «сюжетного» центра в окружающем пространстве, привлечение внимания к каким-то предметным комплексам). 6. Одежда и обувь участника речевой коммуникации, личные вещи. По одежде можно судить о наличии или отсутствии у человека определенного вкуса, об уровне эстетической культуры и т. д. 7. Прическа и головной убор. 8. Татуировки, шрамы, а также иные источники информации о человеке. Расшифровка неречевых средств общения имеет большо!.; значение для определения направлений по совершенствованию тактических приемов, оптимизирующих процесс общения с участниками следственного действия. В каждом из названных средств общения в той или иной степени отражается психологический портрет человека, вступившего в общение со следователем. Подвергая анализу используемые человеком средства общения, можно сделать профессионально значимые выводы о направленности партнера по общению, о его волевых качествах. Известно, что человек реагирует не столько на реальную ситуацию, сколько на свою субъективную оценку этой ситуации. Поэтому следователь должен быстро и правильно сделать интерпретацию оценки ситуации своим партнером по следственному действию. Каждый акт интерпретации становится новым шагом к следующему тактическому приему. Причем приемы отличаются вариантностью, т. е. могут быть диаметрально противоположными в зависимости от реакции партнера. Кстати, этим и характеризуется многовариантное программирование следственного действия, когда следователь при планировании действия прогнозирует реакции участника следственного действия в широком диапазоне, от самых положительных до са- мЫХ 'отрицательных и в соответствии с ними, т. е. с учетом каждой возможной реакции строит свое поведение, тактика которого выражена в комплексе приемов. Каждый жест следователя, каждое слово и форма молчания прочно ложатся в тактику отношений с данным человеком. Молчание слушающего партнера проявляется в его реакциях, жестах, которые являются индивидуальной частью действий по восприятию говорящего. Жесты слушающего приобретают характер коммуникативной функции. Он «говорит» жестом, демонстрирует им свое отношение к тексту и своему партнеру. Ни одна деталь не должна остаться без внимания. Следственной практике известны случаи, когда незначительные, внешне почти незаметные реакции собеседника (допрашиваемого) являлись ключом к раскрытию преступлений. С помощью мимики и жестов следователь может применять тактические приемы, направленные на развитие диалога с участником следственного действия. Естественные реакции следователя (взгляды, интонация, жесты, мимика, выражающая самые различные чувства) демонстрируют то, что следователь воспринимает информацию именно так, как этого хочет участник следственного действия. Здесь мы видим тактический прием «допущение легенды», но в то же время достигается общность понимания анализируемой проблемы. Следователь как бы встает на позицию партнера по общению, который оценивает слушающего следователя по своим субъективным каналам обратной связи. В описываемых реакциях следователя есть и элемент психотерапии, данная форма не травмирует участника следственного действия, убеждает его в том, что следователь относится к нему бережно, уважает его как участника диалога. Неречевые реакции следователя можно рассмотреть и как форму тактической разведки, предосгавляющей возможность рассмотреть партнера по диалогу, расслышать весь его языковой репертуар, проникнуть в его эмоциональную сферу, своеобразно «заглянуть з душу». Эмоциональные состояния человека можно определять по таблице экспертной оценки эмоциональных проявлений' (см. табл. 1). ' Платонов К. К. Психологический практикум. М., 19СО. С. 101.
Уместно заметить, что участники следственного действия, как правило, стараются скрывать свои эмоциональные проявления. Кроме вышеизложенного, на форму и содержание речевого поведения влияет сложный комплекс факторов объективного характера, который необходимо учитывать и подвергать глубокой интерпретации. Несомненно влияет обстановка помещения или местности, где происходят процессы речевого обмена (квартира участника следственного действия, место происшествия в лесу, кабинет следственного изолятора). Каждое место проведения следственного действия вызывает множество, на первый взгляд, невидимых, ассоциативных связей.. которые меняют настроение человека, его физическое состояние и т. д. Поэтому обстановка следственного действия крайне важна в плане исследования ее влияния на поведение участников этого действия. Также влияют условия среды, в которых выполняется следственное действие: освещение, запахи, температура, окружающей среды, наличие или отсутствие атмосферных осадков, посторонних шумов и т. д. Каждое из названных условий заслуживает глубокого анализа, но в данном случае рассмотрим лишь отдельные влияния, налагаемые названными условиями на форму речи. Например, плохое освещение или темнота не только не способствуют общению, но почти полностью разрушают процесс общения. Если гаснет свет и участники следственного действия остаются в темноте, беседа, как правило, прекращается или приобретает «натянутый» характер. Думается, это обстоятельство вызывается тем, что участники следственного действия не видят друг друга, поэтому у каждого создается впечатление, что он говорит в пустоту, без обратной связи, которая поддерживает диалог. Пребывание в помещении или на местности с неприятными запахами людьми рассматривается как необходимое и временное явление, поэтому в таких условиях исключается длительное общение, участник следственного действия постоянно думает о необходимости ухода с этого месга, по отношению к следователю возиикс;->т крайне негагивные чувства из-аа непонимания им ситуации. Отрицательно влияют на форму речи низкие температуры, при которых следователь пытается получить некоторую информацию по расследуемому делу. Замерзший человек резко меняет речевые стереотипы, которые крайне трудно расшиф-75 ровать, имея в виду скрываемый материал. В практике предварительного следствия имели место случаи, когда человек сознательно прекращал дачу показаний (при проверке) только потому, что следователь не обеспечил перерыва для согревания, не продумал возможности проявления уважения к участнику следственного действия, выполняемого в крайне неблагоприятных условиях. В практике автора имели место случаи когда именно перерывы, связанные с обогревом в тепло/и помеш.ении участников следственного действия, проводимого в условиях низких температур, приводили к получению максимума информации. Некто Е., совершивший убийство в драке в которой принимало участие более 100 жителей лесного поселка, участвовал в проверке показаний на месте преступления, говорил крайне мало, безэмоционально, непоследовательно.Проверка показаний длилась около 50 минут. Местом обогрева была выбрана жарко натопленная изба одного из жителей поселка. Это пребывание у жаркой печки, общее состояние «отогревания» всех участников действия определило стихийно образовавшуюся основу для психологического контакта с подозреваемым, который, отогревшись, в течение двух часов в присутствии понятых комментировал свои показания на «промороженном» месте происшествия, Посторонние шумы очень отвлекают участников следственного действия, вызывают раздражение следователя за неудачно выбранное место и время, что, естественно, мешаег получению полной и достоверной информации о происшествии. В этом плане оптимальным является создание тишины в условиях звукоизолированного помещения или введение специально запланированных звуковых факторов, вызывающих прогнозируемые реакции участника следственного действия. Эти прогнозируемые, подготовленные следователем звуки могут стать основой для формирования психологического контакта, зачином для «тактической вариации», с которой можно отойти от исследуемых событий, но и при необходимости вернуться к главной теме действия. Прогнозируемыми звуковыми раздражителями могут стать фрагменты музыкальных произведений, звук которых может исходить из соседней комнаты, радиодинамика, фрагменты проблемных передач или фильмов, детские разговоры, звуки естественной среды и т. д. Главное, чтобы вводимые в контекст следственного действия звуки имели позитивное воздействие на участника, могли вызывать положительные ассоциации по смежности и сходству или даже по контрасту. Таким образом, сложный комплекс характеристик речевого поведения участника следственного действия может и должен возбудить в следователе разнообразные мыслительные процессы, касающиеся расшифровки информации, передаваемой иди скрываемой «исполнителем» анализируемого текста Интерпретируя речевую деятельность, следователь имеет возможность все более точно улавливать нюансы эмоциональных состоянии, глубже и полнее понимать явный и скрытый смысл слов и молчания. Чем длиннее монолог участника следственного действия тем больше следователь имеет информации об анализируемой ситуации и личности исполнителя текста. Реакции следователя при активном слушании должны поддерживать живую и естественную монологическую речь партнера. Поддерживающие реакции следователя также могут быть речевыми и неречевыми. К речевым следует отнести: — контактоформирующие реплики: полностью согласен С.вами, разделяю ваше негодование..., могу представить ваше состояние (поставить себя на ваше место...); адресации к памяти: вы, конечно, помните (знаете)...; адресации к способностям: при ваших прекрасных способностях к изложению для вас не составит труда...; — оценочные реплики: это вызывает самые отрицательные (положительные) чувства. К неречевым реакциям, поддерживающим монологическую речь участника следственного действия, можно отнес ж: —взгляд следователя (прямой, доброжелательный, но твердый); — поза раскрепощенная, но сдержанная, свидетельствующая о готовности следователя выслушать длинный и важный рассказ участника следственного действия; — мимика, свидетельствующая о вере следователи в достоверность информации, передаваемой участником следственного действия; представляется, что мимика следователя Аолжна симметрино отражать чувства, испытываемые рассказчиком, т. е. если человек негодует по поводу действий преступника, то и на лице следователя должны отразиться аналогичные чувства. Иначе участник следственного действия может изменить эмоциональную окраску своего рассказа и корректировать его по мимике следователя, что, естествен- но исказит чистоту и истинность воспринятого и излагаемого материала. Опросами следователей выявлено, что мимика и реплики следователя достаточно сильно влияют на эмоциональную окраску и содержание показаний допрашиваемого. Определенную роль играют и жесты, некоторые передвижения следователя, изменение расстояния до участника следственного действия. Следователь может в процессе слушания в знак согласия покачивать головой, пересаживаться ближе к участнику следственного действия, или, напротив, увеличивать расстояние до говорящего, подчеркивая свое несогласие с его точкой зрения или демонстрируя свое недоверие определенной информации. Интерпретировать содержание диалога с участником следственного действия — это значит: — определить главный смысл всего речевого поведения партнера, т. е. того, что он хотел достичь, общаясь со следователем; — расчленить главную цель его деятельности на древообразную систему целей; — обнаружить в речевых и неречевых формах поведения участника следственного действия доказательства подтверждения версий относительно системы целей; — сопоставить предпосылки (исходные данные) анализируемой ситуации и результаты, достигнутые (не достигнутые) участником следственного действия; — сформулировать выводы обобщений и оценок, дедуктивно не вытекающих из анализируемой деятельности, но по косвенным доказательствам поведения партнера, свидетельствующих о сокрытии определенной информации, вероятность существования которой связана с наличием главной и второстепенных целей деятельности анализируемого лица; — истолковать скрытый материал путем анализа связей исходной следственной ситуации и результатов деятельности анализируемого лица, с одной стороны, а с другой — связей известных, установленных фактов с фактами, скрываемыми участником следственного действия.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |