КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод контрольных вопросов
Метод контрольных вопросов применяется для активиза-ии следственного творчества, особенно при решении задач Враскрытых преступлений и тупиковых следственных ситуа-ий. Цель метода — системой предлагаемых вопросов подвести следователя к решению конкретной задачи. Применительно к решению технических проблем специальные вопросники в разное время разработали Д. Пирсон, А. Осборн, Т. Эйлоарт. Рассмотрим варианты возможностей метода контрольных вопросов. 1. Совершенствование стандартных приемов и методов применительно к реально сложившейся ситуации. 2. Создание на основе стандартных методов новых методов, рассчитанных на решение нестандартных ситуаций. 3. Разработка оригинальных методов (приемов), ранее но применяемых в следственной практике. Разработка осуществляется в результате сложного комбинирования элементов различных методов и форм деятельности, в том числе и ме-•юдов, относящихся к иным наукам. 4. Поиск системы методов (операций) для выхода из тупиковых следственных ситуаций. 5. Оптимизация отдельных следственных действий, особенно в начале следствия по делу, когда формируется «фундамент» дела и совершается традиционное максимальное число невосполнимых упущений и следственных ошибок (в частности, при осмотре места происшествия). Не претендуя на оригинальность изложения метода контрольных вопросов, целесообразно предложить систему вопросов (с учетом принципов вопросников названных ранее специалистов). Список контрольных вопросов при анализе тупиковой следственной ситуации может выглядеть следующим образом: 1. Что следствием установлено? Что произошло? Каков механизм расследуемого преступления? 2. Каков механизм процесса расследования преступления? Какими путями, методами шло следствие? 3. Почему следствие зашло в тупик? 4. Где наиболее уязвимые места цепочки доказательств? 5. В каких следственных действиях допущены следствен ные ошибки, повлекшие дефектность расследования и вы звавшую тупиковую ситуацию? 6. Какая информация (в каком виде и о чем) необходима следователю, чтобы раскрыть преступление? 7. Каким образом эта информация может быть получена? 8. Какие следственные действия проводились для реали-170 зации поставленных целей и почему они не увенчались успе-ком? 9. В чем дефектность выполненных действий и целесообразно ли их повторить, чтобы нейтрализовать допущенные ошибки, если временные, пространственные и иные факторы внешней среды это позволяют? 10. Возможно ли решение проблемы иными путями, средствами, методами, тактическими приемами, операциями? 11. Можно ли преобразовать примененные приемы, методы, тактические операции путем: — усложнения или упрощения структуры элементов приема (метода)? — введение вещественных доказательств, документов, видеозаписей, звукозаписей и иных источников информации, направленной на преодоление позиции, занятой партнером следовлеля? — изменяя время, место проведения следственного действия, исключить внешние факторы, мешающие полному и всестороннему процессу приема-передачи информации? _ замены исполнителя следственного действия, ввести в следственное действие несколько исполнителей (следователей, оперативных работников), обеспечивающих более интенсивное допустимое воздействие и более обстоятельный контроль за реакциями участника следственного действия на ту или иную информацию? — сравнения рассматриваемой ситуации с аналогичными, имевшими место в следственной практике, оценить ранее примененные приемы (методы), применить эту методику к расследуемому делу? — перевода рассматриваемой информации о ранее примененных методах в схематические формы, на «язык графики»? — установление того, какие блоки метода (приема) можно уменьшить — увеличить, соединить с иными методами или их частями (элементами); — переставления места следственного действия и использования в тактическом отношении «переходного» периода меж-,ду следственными действиями. Например, между допросом и очной ставкой укрепить психологический контакт с обвиняемым? — ускорения производства следственного действия, увеличив. темп, организовать «проскок» слабых мест (т. е. не останавливаться на эпизодах, где следователь может тактически проиграть)? — переконструирования следственного действия с заменой связей? — изменения формы, содержания, структуры преобразуемого приема или метода. 12. Нельзя ли начать с нуля весь процесс расследовании п другом составе следователей (или же с оставлением прежнего следователя в составе бригады, но без выхода на прямые контакты с обвиняемым, подозреваемым, свидетелями, потерпевшими и т. д.)? (Это позволит исключить систему ошибок, уходящих корнями в личность прежнего следователя. Его присутствие в следственной бригаде целесообразно в роли «критика» действий членов бригады, исправляющих его ошибки. В этом случае критика будет достаточно интенсивной и стимулирующей деятельность членов бригады). 13. Целесообразно ли соединять в пары смежные действия и проводить их одно за другим, например, допросы соучастников, допрос — очная ставка, очная ставка — проверка показаний, проверка показаний — обыск? 14. Целесообразно ли перегруппировать исходную информацию, перестроить систему версий по иным основаниям, обнаружить «пропуски» в построении версий? 15. Возможны ли связи расследуемого преступления с иными преступлениями, зарегистрированными на территории области (республики), нет ли аналогий по методу совершения, по следам, по жертвам, по признакам, характеризующим подозреваемого? 16. Уместно ли посетить место происшествия и попытаться смоделировать весь ход развития преступления, его механизм, реконструировать тексты разговоров соучастников, проверить возможность оставления следов на месте преступления (после первого проведения осмотра места происшествия)? (Действие целесообразно оформить протоколом дополнительного осмотра места происшествия). 17. Стоит ли «войти в образ» преступника и попытаться прожить некоторое время в его обличье, говорить его предполагаемым языком, думать его категориями, посетить те места, где он мог бы бывать, ощутить себя на его месте — с его прошлым, настоящим и будущим? 18. Целесообразно ли организовать в следственном отделе диалог-дискуссию о раскрываемом преступлении, выслушать мнения различных людей о механизме совершенного Преступления, в некоторых случаях целесообразно организовать «мозговой штурм» по рассматриваемой проблеме? 19. Можно ли смоделировать весь ход расследования? Число вопросов сознательно ограничено, так как каждая категория преступлений обладает набором своих, индивидуальных вопросов и предлагаемый перечень является лишь направлением, «ветром в паруса творчества» следовгггеля. § 13. Выход из «тупиковой» следственной ситуации методом «семикратного поиска» Выход из тупиковой следственной ситуации может быть найден с использованием метода «семикратного поиска», разработанного Г. Бушем для решения изобретательских задач'. Следует заметить, что положение следователя в тупиковой следственной ситуации схоже с положением изобретателя, который как и следователь должен изобретать выход из ситуации, вызывающей нераскрытие преступления. В основе метода «семикратного поиска» лежат семь ключевых вопросов, применяемых в криминалистике, что позволяет применять эту стратегию в следственной практике. Семь вопросов, на которые следует ответить, чтобы получить полную и всестороннюю информацию о расследуемом событии, сформулировал философ Квинтилиан в 1 в. до н. э, Вопросы Квинтилиана следующие: кто? что? где? чем? зачем? как? когда? Смысл метода состоит в том, что каждый из перечисленных вопросов, скомбинированный с последующим, дает больше информации, чем прямой вопрос, например: чем и где? чем и зачем? чем и когда? Дефицит информации преодолевается за счет многократного использования одного элемента в соединении с комплексом вопросов. Для облегчения использования метода «семикратного поиска» можно использовать таблицу, которую Г. Я. Буш назвал матрицей использования ключевых вопросов (см. рис. 3). Дадим комментарий к использованию матрицы взаимодействия ключевых вопросов. Каждый ромбик представляет $собой комбинацию из двух вопросов (например, ромбик 1—4 Цеодержит вопрос «кто—чем?», ромбик 2—3 — «что—где?» и т. д.). ' Буш Г. Методические основы научного управления ичобретатель.гт- ,ом. Рига, 197-1, С, 90..95.
Поэтому форму метода надо искать, создавать ее каждый раз, когда следователь сталкивается со сложной ситуацией требующей, может быть, единственно правильного ответа' Поэтому форма метода претендует на оригинальность и индивидуальность в каждом конкретном случае. Рассмотрим эвристическое преобразование структуры криминалистического метода. Если форма метода видна и вызывает первое впечатление, ответную эмоциональную реакцию, то структура складывается из внутреннего строения организации элементов, опосредованных внутренними и внешними связями. Структура метода является носителем его функций, На функции метода строится его исполнение, реализация замыслов автора. Поэтому структура не видна на поверхности применяемого следователем метода. Но именно структура раскрывает тактические возможности, горизонты применения метода, его разрешающую способность. Преобразование структуры метода может происходить по следующим направлениям: 1) перераспределение тактической нагрузки между различными компонентами метода. Например, если считать психологический контакт сложным тактическим методом, сохраняя его структуру, то можно определить, на каком из этапов деятельности следователю уместно применить эффективный прием, формирующий глубокий позитивный контакт с участником следственного действия. Таким образом, перераспределением тактической загруженности элементов метода следователь определяет момент кульминации допустимого воздействия на партнера; 2) исключение перенапряженного, перегруженного элемента тактического метода, что вызывается чрезмерностью воздействия на участника следственного действия, а также разрушением прогнозируемого режима общения. Следователь должен руководствоваться врачебным принципом: «Не навреди...»; 3) использование принципа агрегатирования. Для этого надо создать конструкцию, «раму» тактического приема, метода, на которую в различных комбинациях можно навешивать различные элементы криминалистических методов, чтобы увеличить рациональность создаваемого метода, а также сделать его глубоко индивидуальным. Преобразование структуры как эвристический метод может применяться, например: — при разработке новых методов следственной работы; — при совершенствовании используемых методов; — при оценке исходных следственных ситуаций, чтобы доследовать каждый элемент исходной ситуации отдельно, эолированного от всего явления; , — при моделировании предстоящих следственных ситуа- ИЙ; — при реконструкции преступного события; — при анализе собственно следственной деятельности всех ее этапах. Это позволяет считать эвристический метод преобразова- 4Я структуры универсальным.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |