КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психические особенности неполнолетних лиц, обвиняемых в совершении конкретного преступления
Психологические особенности обыска Обыск представляет собой специфическое следственное действие. При его проведении осуществляется поиск вещей и предметов, полученных преступным способом, а также и оружия, которым совершено данное преступление. Посредством этого следственного действия следователь имеет возможность обнаружить вещи, предметы и оружие, которые исполнитель преступления скрывает. Сокрытие и уничтожение таких предметов очень часто используется как попытка прикрыть участие в преступлении. Сокрытие вещей, предметов и оружия, связанных с преступной деятельностью, используется как опытными, так и неопытными преступниками. В принципе, преступный опыт больше помогает при осуществлении самого сокрытия. В качестве следственного действия обыск всегда связан или с получением информации об укрытых вещах и предметах, или с предположением следователя о возможности укрытия материального результата преступной деятельности в определенном месте. В обоих случаях следователь совершает предварительное изучение места, где предположительно спрятаны вещи, предметы и оружие. Вполне возможно, что сокрытие осуществляется в транспорных средствах или у отдельных лиц. В таких случаях обыск должен быть направлен на эти объекты. Точное место сокрытия, связанное иногда с использованием тайников, может быть открыто во время обыска. Индикаторами подобных тайников могут служить: ■ необычное расположение мебели или других предметов; ■ поведение лиц, которые сопричастны к сокрытию.
Подготовка и реализация этого следственного действия проходит следующие этапы: ■ предварительное изучение объекта, где происходит обыск; ■ предварительное уточнение вещей, предметов и оружия, которые будут предметом поиска при обыске; ■ уточнение времени и лиц, которые примут участие в этом следственном действии; ■ тщательное деталезирование плана проведения обыска; ■ последовательное проведение обыска по намеченному плану под руководством следователя.
Хорошая подготовка и хорошая организация работы являются препосылкой для успешного проведения обыска. В психологической подготовке для обыска необходимо уточнение ожидаемых реакций лиц, которые сопричастны к сокрытию.
В правовых и в психологических науках уделяется особое внимание на подростковый период развития человеческой личности. Для психологической науки это период интенсивного развития психических процессов и личностных качеств, которые обеспечивают ее успешную социальную реализицию и социальное утверждение. Развитие психических процессов и личностных качеств дает возможность подросткам осознать и осмыслить перспективы в своей жизни, связанных и с созданием определенных отношений с социальлной средой. В этот период они учатся соблюдать и правила человеческого общежития. Постепенно приходит осознание того, что их жизнь непосредственно связана и с обязательным соблюдением социальных норм: нравственных, правовых, религиозных, культурно-бытовых и т.д. Это представляет собой переходный период, когда подростки не все знают и не все могут сделать так, как этого требуют нормы человеческого общежития. Совершают ошибки и из-за недостатка знаний и опыта, а также из-за смущений в своем психическом развитии и из-за трудностей в осуществлении самоконтроля над своим поведением. Главным образом, в силу этих причин в этот период они могут совершить действия, о которых в дальнейшем будут глубоко сожалеть. Отсутствие необходимых знаний и социального опыта вызывает необходимость проявления в этот период по отношению к ним особой заботы с целью их подготовки к активной жизненной деятельности. Это является жизненно необходимой задачей. Наряду с семьей школа играет очень важную роль в подготовке подростков для подноценной социальной жизни. Это включает в себя и специфическую заботу c целью устранения и преодоления всего того, что мешает их полноценному психическому и социальному развитию. Допускание отклонений в поведении, девиантных и деликвентных проявлений всегда было показательно как для смущений в психическом развитии и формировании личностных качеств, так и для трудностей в организации учебно-воспитательной работы, помогающей в социальной реализации и социальном утверждении личности. Развитие психологических наук предоставляет возможность выяснить основные психологические закономерности, которые обусловливают этот основной жизненно важный процесс развития человеческой личности. Они помогают и в определении возможных неожиданных проявлений в поведении, связанных с нежеланием воспринять и соблюдать социальные нормы. Правовые науки, разрабатывая проблемы, связанные с преступностью и противодействием общества правонарушителям, опираются на достижения психологических наук. С давних времен правоприменение использует дифференциальный подход в отношении правонарушителей. Наказательная ответственность в отношении подростков наступает после достижения ими определенных показателей в их психическом развитии и в формировании их личностных качеств. На самом деле, это представляется возможным в конце пубертета, когда они в состоянии не только осознавать смысл и значение правовых норм, но и соблюдать их в своей деятельности и при общении с социальной средой. До этого момента любое нарушение правовых норм не санкционируется в судебном порядке. Допустимо только принятие специальных воспитательных мер. Опять же под влиянием достижений психологических наук, особенно генетической психологии, в правовых науках обоснована необходимость так называемого «редуцированного наказания». В основном, это относится к подросткам (несовершеннолетним) с ограниченными возможностями самоконтроля и строгого соблюдения требований правовых норм. Главным образом, применительно к ним является допустимым при совершении преступления с невысокой степенью общественной опасности, чтобы наказание было заменено особыми воспитательными мерами. В этом случае, законодатель решил, что лишение свободы может внести дополнительлные смущения в их психическое и социальное развитие. При организации превентивной работы с неполнолетними всегда учитывается и необходимость от принятия особых мер в целях обеспечения их психического и социального развития, а также для их приобщения к полноценной социальной жизни. Неполностью сформированное психическое развитие личности и неоформленные личностные качества дали основание по отношению к неполнолетним предусмотреть в законодательстве и особые требования при проведении оперативно-розыскных мероприятий, процессуально-следственных и судебных действий. Обязательным является требование к оперативным работникам, следователям, судьям и прокурорам не только быть знакомым с их психическими и личностными особенностями, но и учитывать их. В ряде стран по отношению к ним еще на этапе предварительного производства обязательным является использование судебно-психологической экспертизы. В основном, по отношению неполнолетных правонарушителей в специализированных государственных органах создаются звенья для превентивной, коррекционно-воспитательной работы. Все, кто проявляют склонность к неправемерных проявлениям заносятся в профилактичный отчет, и по отношению к ним предпринимаются меры для коррекционно-воспитательлного воздействия. Все эти особенности в наказательно-правовом статусе неполнолетних правонарушителей являются достаточным основанием для того, чтобы в юридической психологии были предприняты особые усилия для разработки и обоснования специфических психологических трубований в деле реазизации наказательно-процессуальных действий по отношению к ним. При разработке этих требований юридическая психология учитывает и использует достижения психологических наук и особенно генетической психологии. Кроме того, как прикладная отрасль психологии она обязана выяснить ряд специфических особенностей психики и поведения неполнолетних, совершивших правонарушения и ставших объектом процессуально-следственных и судебных действий. При научном подходе к этим проблемам, кроме достижений психологических наук, в юридической психологии берутся во внимание и изменения в жизни и деятельности неполнолетних, вызванными (порожденными) постоянными изменениями в общественных отношениях и социальной практике. Также учитываются и наступившие изменения в их девиантных и деликвентных действиях. При использовании достижений фундаментальных отраслей психологии в юридической психологии принимается дифференцированный подход. В основном, используются те достижения, которые помогают лучше и полнее выяснить изменения в поведении неполнолетних, совершивших правонарушения и ставшими объектом наказательно-процессуальных действий. Научные исследования юридической психологии и наказательно-процессуальная практика показывают, что особое внимание заслуживают следующие достижения генетической психологии: ■ в процессе подросткового периода развития личности заканчивается биологическое созревание организма. Все системы, в том числе и главный мозг, начинают нормально функционировать. В этот период преодолевается дисбаланс в анатомо физиологическом развитии. Создаются благоприятные предпоставки для психической и социальлной активности; ■ в этом период заканчивается первый этап социализации личности. Начинается подготовка для трудовой реализации. Сам труд все еще имеет, в основном, учебный и воспитательный характер. Кладется начало более серьезным социальным обязанностям в семье и вне ее; ■ их жизнь выходит из рамок семьи. Они активно ищут новые социальные связи. Изменения в общении с социальной средой помогают им осмыслить необходимость от соблюдения определенных социальных норм – моральных и правовых. Они все яснее понимают, что это им гарантирует как безопасность, так и большие успехи в жизни. Возможность усваивать социальные нормы и их соблюдать является достаточным основанием привлекать их к наказательной ответственности. Независимо, что их наказание является редуцированным, их поведение (неправомерные деяния) санкционируются в судебном порядке; ■ в этот возрастовой период исключительно актуальной проблемой для социальной практики является проблема т.н. «трудных детей». К этой группе относятся подростки, у которых замедлены процессы социализации, и по этой причине они сравнительно легко могут совершать асоциальные и антисоциальные действия. Смущения в социализации, в действительности, приводят к совершению аморальных и противоправных действий. Последствия связаны и с расширением и углублением конфликтов с социальной средой; ■ «трудные дети» - незрелые в социальном отношении. Они не подготовлены для более свободной и независимой жизни в период юношества (неполнолетия). Они полностью освободились от детского восприятия мира. Из-за этого, в основном, они трудно осмысливают свою жизненную перспективу, связанную с усвоением знаний и активным включением в социальную жизнь. Им легче играть, а не упорно и систематически трудиться. Развлечение играет ведущую роль в их ежедневии; ■ этот возрастовой период характеризуется и активным стремлением к изменению социального статуса. Подростки постоянно стремятся к достижению большей самостоятельнсоти и незвисимости как в семье, так и вне ее рамок. Они вопринимают очень болезненно, когда их недооценивают, не считаются с их мнением, очень чувствительны к обидам. Эти проблемы становятся особенно острыми, когда подростки не подготовлены для самостоятельной и активной деятельности в школе и вне ее пределов. Отставание в школе является серьезным препятствием для успешного решения этой проблемы. Тогда их самоутверждение выбирает ошибочное направление - они сравнительно легко приобщаются к т.н. маргинальным уличным общностям. Эти подростки нуждаются в активной помощи. Немногим из них удается самостоятельно справиться со своими жизненными проблемами; ■ социальная активность подростков направлена на их самоутверждение, т.е. к поиску своего места в социальной среде. Их неподготовленность к активной самостоятельной деятельности мешает этому процессу. У таких подростков отсутствуют ясные критерии о том, какая среда является для них подходящей. Они боятся самоизоляции, и поэтому очень часто находят себе место в неподходящей и нездоровой социальной среде. Самоутверждение подростков трудно реализуется и при наличии нервно-психических растройств, замедленного умственного развития, различных акцентуаций и т.д. Расстройства в процессе самоутверждения подростков могут возникнуть и при злоупотреблении алкоголем и наркотиками. Нарушения в этом процессе могут возникнуть и при раннем половом общении. И в этом случае, как и в случае с алкоголем и наркотиками, подростки на долгое время приобщаются к неблагоприятной социальной среде; ■ для этого возрастового периода свойственны нервно-психические расстройства. Они могут быть связаны со смущениями в нервной системе, но они также могут находится в прямой связи (вызваны) и от образа жизни. Сами нервно-психические расстройства затрудняют общение и социальное утверждение личности. Они являются и предпосылкой конфликтов и самоизоляции. Предотвращение этих растройств представляет собой необходимое условие для успешной социализации и для защиты подростков от нежелательных увлечений. Все, что причиняет небольшие или более значительные нарушения в психическом и социальном развитии подростков, может косвенно ускорить их приобщение к противозаконному образу жизни. Комплексный анализ этих расстройств в психическом и социальном развитии подростков показывает, что их противозаконные проявления связаны (обусловлены), главным образом, с недоразвитием личностных качеств и недостатком возможностей для полноценной социальной активности, а не с деформацией этих качеств, как это часто случается у взрослых людей. Их правонарушения скорее обусловлены незнанием и бессилием при поиске реальной житейской перспективы, чем с формированием негативного отношения к социальным нормам. Их образ жизни помешал им осознать глубокий смысл и значение этих норм. В основном, по этой причине их поведение имеет подчеркнуто импульсивный характер. Таким образом, указанные особенности в психическом и социальном развитии подростков, как и возможные отклонения и нарушения, находят отражение в их преступном поведении. Их преступные проявления существенно отличаются от противоправного поведения взрослых. Проведенные исследования, касающиеся преступных деяний обвиняемых, дают возможность выяснить некоторые типичные особенности их преступных действий. В основном они сводятся к следующим моментам: ■ в преобладающей части случаев их преступное участие мотивируется и осуществляется под сильным влиянием таких психических состояний как озлобление, неудовлетворенность, враждебность, одиночество, страх, недоверие и т.п. При неясной жизненной перспективе они сравнительно легко воспринимают отрицательное влияние социальной среды. Такие состояния могут случиться как у подростков из благополучных семей, так и у тех, которые живут при неблагоприятных условиях. И в одном и в другом случае отсутствие ясной жизненной перспективы делает повседневную жизнь очень скучной и неинтересной. Такие подростки трудно могут определить, чего они хотят добиться в своей жизни. В результате этого, само преступное деяние очень часто является своеобразной отдушиной в сером ежедневии и бегством от скуки; ■ у неполнолетних правонарушителей отсутствует трезвая оценка того, что им позволено или непозволено. На этой основе, у немалой часть подростков появляются новые потребности, которые они трудно могут удовлетворить. Принимая участие в преступной деятельности, они очень редко задумываются о последствиях того, что они могут быть раскрыты и наказаны. Они трудно оценивают грозящую им опастность, когда устремляются к удовлетворению потребности к самоутверждению в неблагоприятной социальной среде. На более позднем этапе они глубоко сожалеют о потерянном времени и пропущенных возможностях. Не отвечающая действительности самооценка делает подростков податливыми к различным увлечениям, в том числе и к таким, которые их подталкивают и к совершению правонарушений. Это представляет собой социальную активность, но с обратным знаком. Неуспехи в жизни, связанные с неприятными переживаниями, толкают часть подростков и к «бегству от жизни», к уединению. Свой комплекс неполноценности они могут преодолеть различными формами ретризма. Это явление представляет собой бегство молодых людей от действительности в поисках спасения и успокоения при использовании различных «заместителей» – алкоголя, наркотиков, попыток к суициду и т.п. На основе ретризма среди неполнолетних могут быть сформированы группы со специфической субкультурой. Особенно сильной является сплоченность у наркоманов. На более позднем этапе эти группы могут совершить преступления. Мотив их деяния связан со сбором средств для наркотиков и алкоголя; ■ в отличие от взрослых людей, неполнолетние более склонны к преступному объединению. Преступная группа компенсирует нехватку накопленного опыта. Преступное содружество им гарантирует большие успехи на преступном поприще. Исследования, изучающие объединения неполнолетних лиц с девиантным и деликвентным поведением, дает нам возможность наметить следующую классификацию (типологию) их групп: ■ случайная группа – собираются по местам развлечений, в дискотеках и заведениях. Замешиваются в конфликты, совершают, в основном, хулиганские действия. Соблюдают определенные принципы (нормы) в своих взаимоотношениях; ■ ретристская группа – ищет активные возможности для развлечения. Избегают полноценной социальной жизни. Злоупотребляют алкоголем и наркотиками; ■ агрессивная группа – ведет примитивный образ жизни и поддерживают примитивные взаимоотношения. Группы имеют устойчивую иерархическую структуру. Введены жестокие санкции при несоблюдении групповых норм. Совершают, в основном, преступления против личности. Более 70% преступных проявлений неполнолетних совершаются преступными группами. Более 2/3 из количества их преступлений представляют собой посягательство на чужое имущество. Существуют и специфические отличительные особенности изнасилований, совершенных неполнолетними лицами. В большинстве случаев половое насилие является своеобразным продолжением совместного участия мальчиков и девочек в различных развлекательных начинаниях. Алкогольное опьянение стимулирует сексуальные желания, в том числе и их осуществление насильственным способом. Большинство потерпевших поддерживают активные половые связи. Немало и таких, которые многократно становились объектом сексуального насилия. Сравнительно немного существует случаев, когда исполнители такого рода преступлений готовятся к ним предварительно, т.е. ищут подходящие условия для осуществления своих преступных намерений. Это более присуще взрослым людям, совершающим сексуальные преступления. В поддержку этого мнения могут быть приведены данные расследования сексуальных преступлений, совершенными неполнолетними. Преобладают т.н. «изнасилования для развлечения»: - в более 15% случаев преступник и жертва посетили бар и употребили алкогольные напитки; - в более 12% случаев исполнитель преступления знает, что потерпевшая и в прошлом была жертвой насилия; - в более 10% случаев потерпевшая была согласна уединиться с обвиняемым, несмотря на то, что обвиняемый был пьян; - в более 20% случаев потерпевшие допустили большую интимность, что подтолкнуло обвиняемых к осуществлению полового акта; - только в приблизительно 1/3 случаев потерпевшие стали объектом сексуального насилия при случайном стечении обстоятельств. Специфические отличительные особенности наблюдаются также при преступлениях неполнолетних, связанных с совершением агрессивных действий. Не всегда и не во всех случаях эти преступления осуществляются под влиянием ясно осознанных мотивов. Подростковые агрессивные проявления возникают и происходят стихийно при очень стесненной роли сознания. Только после совершения деяния они могут дать действительную оценку происшедшему. В этом случае действия регулируются так называемыми подсознательными механизмами. Они могут стимулироваться путем: ■ извлечение некоторых психотравмирующих обстоятельств из сознания; ■ формирование различных установок в ранние периоды развития личности через подражание, внушение и т.п. В обоих случаях агрессивные действия стимулируются самой обстановкой, а не какой-то внезапно появившейся потребностью, которую обвиняемый может осознать. Собранные сведения о предыдущей жизни обвиняемых дают возможность найти точное объяснение этому специфическому механизму проявления части агрессивных преступных действий неполнолетних. Выделенные, таким образом, отличительные особенности в преступных проявлениях неполнолетних правонарушителей показывают, что у значительной их части преступление не превратилось в смысл и содержание их жизни.У большей части обвиняемых участие в преступных проявлениях не соответствует общему направлению развития личности. Учитывая все эти факты, неполнолетние обвиняемые могут быть разделены на 4 группы: ■ случайные правонарушители – их преступное участие противоречит общей позитивной тенденции в их поведении; ■ ситуативные правонарушители – на их преступные проявления большое влияние оказывает конкретно сложившаяся ситуация. У них обнаруживаются расстройства в направлении развития личности, которые им мешают при выборе вариантов поведения; ■ исполнители преступлений с негативными линиями поведения – на их преступные действия большое влияние оказывают деформации основных личностных качеств и необратимый ущерб, нанесенный им криминализированной социальной средой; ■ исполнители преступлений, постоянно приобщенные к преступному образу жизни. Они привыкли к преступному образу жизни. Активно ищут возможности для преступной реализации. К первым двум группам принадлежит около 50% неполнолетних лиц, обвиненных в совершении преступлений. К третьей – около 30%, и к четвертой – около 20%. Таким образом, выделенные особенности неполнолетних правонарушителей предполагают и специфический подход при расследовании их преступных деяний. По существу, они представляют собой правонарушителей с недостаточным социальным опытом и с неоформленными социальными позициями. Их поведение все еще не освободилось от импульсивности. Они податливы к психическим расстройствам, которые обусловлены конфликтами и неправильным подходом при оценке и санкционировании их поведения. Выбор тактических приемов при расследовании неполнолетних лиц, обвиненных в совершении конкретных преступлений, необходимо предпринять с обязательного изучения их психических и личностных особенностей. Еще на этом предварительном этапе следователь должен знать о жизненных затруднениях, о нарушениях в психическом и социальном развитии правонарушителя. При сборе информации о жизни, поведении, о психических и личностных особенностях обвиняемых, следователь должен обратить внимание на следующие моменты: ■ нарушения в психическом и социальном развитии обвиняемых, в том числе, имеющим патологический характер; ■ нозология и причинная обусловленность нарушений; ■ взаимоотношения в близком социальном окружении обвиняемых. Возможные конфликты и их отражение на психику и поведение обвиняемых; ■ личностные особенности обвиняемых: особенности темперамента и характера, диспозиционная система, мотивы и мотивация поведения, в том числе и мотивы совершения преступления; ■ правосознание.
Этот анализ дает возможность следователю предварительно сорентироваться в характере и причинной обусловленности нарушений в поведении обвиняемых и выбрать самые правильный тактический подход при проведении расследования. При выяснении всех этих вопросов следователи должны иметь в виду, что в этом возрастовом периоде все еще полностью не сформированы нравственные позиции подростков. Вполне вероятно, что нарушения в их поведении вызваны искаженными социально- нравственными оценками. Очень часто это мешает здраво и объективно оценить других людей, в том числе даже близких друзей. Соблюдение этих требований указывает на объективную необходимость того, чтобы допрос лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, был разделен на пять этапов:
■ ознакомительная встреча с обвиняемыми. В ходе этой встречи дополнительно выясняются индивидуальные особенности обвиняемых и создаются основы доверия между следователем и обвиняемыми; ■ постепенное расширение психологического контакта с обвиняемыми. Это может получиться посредством проявления неподдельного интереса к периоду их жизни перед совершением преступления. На этом этапе следователь уточняет приемы допроса; ■ на третьем этапе следователь старается получить полную и исчерпательную информацию об инкриминированном деянии; ■ анализ полученной информации и устранение всех ее неточностей и пропусков; ■ уточнение, рассмотрение в деталях собранной информации от проведенного допроса и ее отражение в протоколах. При отражении результатов допроса недопустимым является литературная обработка протоколов. Необходимо зафиксировать подлинный рассказ обвиняемых. Готовясь к допросу обвиняемого, следователь должен попытаться предварительно предвидеть возможные неожиданности, и подготовить, с целью их преодоления, конкретные тактические средства и приемы. На всех этапах допроса неполнолетние должны направляться в русло искренности и критической самооценки своего поведения. Следователь должен поощрять их искренность.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |