Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читайте также:
  1. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. I.4.5. Этика профессиональной деятельности школьного психолога.
  3. II. Институционально-правовые основы регулирования хозяйственной деятельности
  4. II. Методическое обеспечение социокультурной деятельности
  5. III. Организация деятельности консультативного пункта
  6. III. Организация деятельности ПМПК
  7. III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  8. IV. Методы стимулирования деятельности.
  9. IV. Развитие социально-культурной деятельности
  10. IV. Структура и организация деятельности
  11. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
  12. IX. Гарантии деятельности профсоюзов



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ ОТ

В каждом преступлении, совершенном умышленно или по неосторожности, есть пострадавшие. Таковыми являются все лица, которые получили определенный ущерб от совершенного преступления.

Нанесенные потери от преступного деяния могут быть моральными, материальными и физическими. В большинстве случаев исполнитель, т.е. субъект преступления, к этому стремится. Конечно же, существует немало случаев, когда размер ущерба значительно превышает величину того, что предварительно было задумано в планах преступника.

Кроме потерпевших от преступления лиц в числе пострадавших могут оказаться и другие люди, которых непосредственно оно не касалось. Они представляют собой жертвы преступного деяния. В таких случаях потерпевшие являются частью жертв преступления.

«Потерпевшие от преступления» - это наказательно-процессуальное понятие. «Жертвы преступления» является криминологическим понятием.

Решение каждого конкретного казуса в наказательно-процессуальной практике, раскрытие, расследование и наказательное преследование лиц, совершивших преступления, обязательно влечет за собой и выяснение поведения потерпевших, т.е. их действий, которые объективно связаны с реализацией преступного деяния.

Процессуальная практика показывает, что потерпевшие очень часто играют специфическую роль при мотивировании и реализации определенного преступления. Поэтому при расследовании необходимо уделить особое внимание анализу личностных качеств и поведению потерпевших. Это крайне необходимо при расследовании преступлений против личности.

Анализ процессуальной практики, связанной с расследованием преступления против личности, показывает, что на основе сопричастности к преступлению, потерпевшие могут быть разделены на три подгруппы:

потерпевшие с нейтральным поведением, т.е. лица, которые никакими своими действиями не стимулировали, не обусловили мотивировку преступления и реализацию преступного замысла;

потерпевшие, побудившие на преступление и облегчившие его совершение. В этих случаях речь идет о таких проявлениях потерпевших, как доверчивость, наивность, допускание нежелательной близости и интимности и т.д.;

потерпевшие, непосредственно способствовавшие мотивировке преступления и реализации преступного замысла. В этих случаях, речь идет о скандалах, угрозах, попытках физической расправы, связанных с использованием, в том числе, холодного и огнестрельного оружия.

В чисто личностном плане сопричастность потерпевшего к преступлению может быть обусловлена отсутствием социального опыта, чертами характера и личностными особенностями. Под влиянием этих качеств они могут быть легко внушаемыми, подчеркнуто наивными и доверчивыми.



У немалой части потерпевших наблюдаются и серьезные деформации основных личностных качеств, в том числе и таких, которые обусловлены акцентуациями характера и темперамента: они легко обижаются, проявляют невоздержанность, в аффективном состоянии часто являются причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Такие лица по самым незначительным поводам могут вызвать скандали, подраться и спровоцировать совершение тяжких преступлений. Алкогольное опьянение играет роль особого фактора, который является причиной серьезных растройств поведения. Лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения более доверчивы. Они трудно могут оценить грозящую им опасность и оказать сопротивление. Немало и таких, которые в состоянии алкогольного опьянения становятся злобными, более невоздержанными и агрессивными.

Скандалы в компаниях злоупотребляющих алкоголем чаще всего возникают по незначительным поводам, внезапно и неожиданно. Потерпевшими в подобных бесчинствах могут стать и лица, которые, независимо от того что находятся в нетрезвом состоянии, пытаются потушить конфликт.

Чаще всего эти скандалы, конфликты и преступления происходят в питейных заведениях, где подается алкоголь, или недалеко от них. Потерпевшими в таких преступлениях могут стать и граждани, которые не принимали участие в конфликте, но приложили усилия для того, чтобы предотвратить наступление опасных последствий.

Все эти особенности во время предварительного производства требуют, чтобы было уделено особое внимание на анализ личностных качеств и на психические особенности потерпевших. Эти исследования дают возможность правильно квалифицировать преступление, более точно определить вину и ответственность исполнителя, причины и условия для совершения преступного деяния.

При практическом решении этих проблем следователь может использовать как процессуальные, так и непроцессуальные средства и методы. При возникновении трудностей обязательно нужно использовать и компетентную помощь судебных психологов путем назначения судебных психологических экспертиз.

Исследование личности указывает на психологические особенности потерпевших и предполагает предварительное решение нескольких основных вопросов, а именно:

■ определение сопричастности потерпершего к преступлению путем уточнения криминальной ситуации, в которой оно осуществилось;

■ уточнение основных источников психологической информации о потерпевшем, как и подходов, средств и методов ее сбора;

■ анализ собранной информации и уточнение основных причин, обусловивших сопричастность потерпевшего к совершению преступления.

Скрупулезное решение проблемы о сопричастности потерпевшего к преступлению может быть достигнуто только путем использования процессуально регламентированных следственных действий. Очень часто следователи вынуждены использовать и непроцессуальлные следственные действия.

Непроцессуальные средства и методы дают возможность следователям собрать больше объективной информации о жизни и поведении потерпевших перед совершением преступного деяния. При этом констатированные отклонения в поведении следовало бы объяснить и наличием негативных изменений в личностных качествах и психике потерпевших.

Часть этих задач следователь решает лично во время следствия. Это, главным образом, относится к сбору большего количества объективной информации о поведении потерпевших вне инкриминированного деяния. В этом отношении он имеет право совершить целенасоченное наблюдение, провести встречи и разговоры с лицами, знакомыми с потерпевшими, потребовать и получить характеристику о нем из учебных заведений, из детских педагогических комнат и т.д.

При возникновении трудностей, связанных с выяснением личностных качеств и психических особенностей, следователь может обратиться за помощью к криминальному психологу, в том числе, и возложить проведение судебно-психологической экспертизы.

Очень ценную информацию о нарушениях в поведении и в личностных качествах потерпевших можно получить путем оформления запроса их характеристик из различных источников. Русский психолог К.К. Платонов указал, что этих источников должно быть не менее трех, и чтобы они были независимы друг от друга. Это дает возможность более успешно преодолеть противоречия в собранной информации.

Метод Платонова о независимых характеристиках может быть использован и криминальными психологами при проведении судебено-психологических исследований. Кроме этого, они обязательно должны собрать психологическую информацию и посредством использования тестовых методик. Это является крайне необходимым, когда нужно установить и выяснить деформации основных личностных качествах и психике.

Для того, чтобы добиться большей точности в объяснении поведения и проявлений потерпевшего, следователь самостоятельно или с помощью криминального психолога должен выяснить следующие моменты:

фрустрационную реакцию потерпевшего.

Это исследование дает возможность оценить, мог ли потерпевший преодолеть возникшее напряжение или оно блокировало его сопротивление.

Фрустрация, в действительности, приводит к серьезным нарушениям в психической адаптации.

Тест Розенвича представляет собой возможность сделать реальную самооценку поведения.

Нереальная самооценка личности (повышенная или заниженная) ей мешает сделать реальную оценку конкретно сложившихся критической или криминогенной ситуаций.

Заниженная самооценка, в действительности, водит до блокирования активности в критических ситуациях, до неуверенности в своих силах, до психического напряжения.

Лица с повышенной самооценкой обыкновенно переоценивают свои реальные возможности. Склонны к риску. Проявляют необыкновенную самоуверенность. Такие лица в конкретной ситуации трудно оценивают грозящую им опастность.

Исследование самооценки потерпевших может успешно быть проведено посредством тестовой методики Айзенка и Кетеля.

Это крайние исследования при возложении экспертиз, касающихся полового насилия;

■ наличие тревожности.

Тревожность у потерпевших связана с сильным волнением, тревогой и страхом. Тревожность блокирует сопротивление при конфликтных и криминогенных ситуациях.

Вполне возможно, что такие лица получают и серьезные нервные и психические расстройства под влиянием произошедшего преступного деяния;

расстройства нервной системы.

Судебно-психологические исследования потерпевших показывают, что у значительной их части присутствуют смущения в ценностной системе. Учитывая и требования моральных и правовых норм, эти смущения им помешали выбрать более правильный вариант поведения.

Очень часто потерпевшие являются лицами с криминальным прошлым. Преступления происходят при межличностных конфликтах лиц, ранее участвовавших в совершении одного и того же преступления.

Склонность к конфликтам также может быть обусловлена нарушениями в ценностной системе.

Исследование ценностной системы потерпевших происходит с помощью тестовых методик;

■ мотивы поведения в конкретно сложившейся ситуации.

Для нужд расследования необходимо выяснить две существенные вещи:

- общую насоченность мотивационной системы потерпевшего;

- конкретные мотивы поведения, которые сыграли существенную роль в возникновении конфликтной ситуации или которые способствовали тому, чтобы потерпевший стал доступным объектом преступного посягательства.

Из процессуальной практики установлено, что у одной немалой части потерпевших в наличии имеется ясно выраженное стремление к криминальным проявлениям. Они не исключают возможность достижения личного облагоденствования путем совершения преступлений. Склонность к конфликтам является другим фактором, который делает потерпевших желанным объектом преступных деяний. Этот процесс значительно облегчается, когда личность проявляет склонность и к совершению аморальных проявлений.

Общая направленность мотивационной сферы очень близка у лиц из т.н. криминально зараженной социальной среды. Различия существуют только в конкретных мотивах, которые их противопоставляют в конкретно сложившейся криминальной ситуации.

Благоприятные условия для того, чтобы оказаться в поле зрения преступного контингента, создаются и тогда, когда несмотря на то, что существуют серьезные различия в общей направленности мотивационной сферы, индивидуальные мотивы для проявления активности и соответствующих действий превращают людей в очень удобную мишень для преступных посягательств. Подходящие условия, в этом отношении, создаются у лиц, склонных к гедонистическим (приносящим удовольствие) действиям. Это относится как к злоупотреблению спиртными напитками и наркотикам, так и до активного поиска сексуальных развлечений;

■ у значительной части потерпевших, когда общая направленность мотивационной сферы и направленность мотивов конкретно сложившейся криминальной ситуации существенно различаются. В этих случаях для потерпевших возможны два варианта поведения, при которых мотивы и соответствующие действия являются ситуационно обусловленными:

■ или приложить усилия избежать конфликта;

■ или попытаться защититься, порой рассчитывая на помощь других людей.

Когда исполнители преступления посчитают, что их интересы ущемляются , и особенно когда существует реальная опасность оказания сопротивления и противодействия, они принимают меры для ее нейтрализации путем физического насилия или посредством действий, которые бы притупили бдительность жертвы. Речь идет о действиях, которые бы помешали понять истинные намерения исполнителей преступления. Последнее является особенно характерным для поведения опытных преступников.

Человеческая наивность и доверчивость является особенно благоприятной психологической предпоставкой для успешного исполнения преступления, когда интересы, потребности и мотивы исполнителя и жертвы различаются. В основном, в таких случаях преступники используют так называемые «ролевые игры» с целью установлению доверия и для притупления бдительности. В наказательном процессе показания потерпевших имеют особое место и значение.

Потерпевший представляет собой сторону в наказательлном процессе. Он имеет право добиваться защиты и удовлетворения своих законных интересов, которые были затронуты в результате совершенного преступления.

Показания потерпевших являются не только источником доказательств, но и своеобразной защитой личных интересов. В этом отношении важны не только сами факты, которые сообщает потерпевший, но и объяснения, которые он предоставляет об инкриминируемых событиях.

Следователь не только требует и поощряет потерпевших давать полные и точные показания о действиях лиц, совершивших преступное деяние. Он должен им содействовать и в случаях, когда они пытаются предоставить свое объяснение их желаниям, намерениям и мотивам.

 

При допросе потерпевшего следователь должен обратить особое внимание на следующие моменты:

■ обстоятельства, при которых совершено преступление;

■ обязанности каждого лица, принимавшего участие в преступлении;

■ связь и взаимоотношения с обвиняемым.

 

Собранная информация (факты, а не умозаключения) дает возможность правильно квалифицировать преступление и установить ответственность обвиняемого.

Сбор определенной и точной информации от потерпевших зависит в значительной степени от умения следователя их предрасположить к себе и им помочь преодолеть эмоциональное напряжениее, которое очень часто сопутствует их участию в следственных действиях (допросе, очной ставке, опознанию и т.д.)

Качество информации, которое дают потерпевшие очень зависит от индивидуальных особенностей их восприятия, памяти, мыслей. Также зависит и от психического состояния, которое сопутствовало восприятию и сохранению информации об инкриминированном событии.

Эмоциональное напряжение и дальность событий отражаются как на качестве, так и на объеме информации, которая запоминается и воспроизводится. Находится в прямой зависимости и от психического здоровья потерпевших.

При возникших сомнениях в смущениях памяти назначаются судебно-психологические или судебно-психиатрические экспертизы.

 





Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.132.10
Генерация страницы за: 0.009 сек.