КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Назначение, состав и принцип действия котельной установки
Паровой котёл – устройство, предназначенное для непрерывного производства водяного пара путём превращения какого-либо вида энергии в тепловую. Для получения пара используется: - химическая энергия топлива; - электрическая энергия; - атомная энергия. Котельные установки, предназначенные для производства пара, необходимого для работы главных паровых турбин и для других вспомогательных потребителей, называются главными. На судах с главными двигателями внутреннего сгорания или с газотурбинными установками устанавливаются вспомогательные котлы. Вспомогательные котлы - паровые котлы, предназначенные для обеспечения паром вспомогательных механизмов и других потребителей тепловой энергии (для отопления, хозяйственно-бытовых нужд, подогрева топлива, разогрева груза на танкерах и т.д.). Вспомогательные котлы, использующие тепло газов, отработавших в ДВС и ГТУ, носят название утилизационных. На рис. 2.1 представлена схема парового котла. Пар образуется в результате передачи тепла, полученного при сжигании топлива воде, находящейся внутри котла. Воздух, необходимый для сгорания топлива, через воздухонаправляющее устройство поступает в топку. Топка 8, стенки которой выложены огнеупорным кирпичом, предназначена для смешивания воздуха с топливом и сжигания последнего. Дымовые газы, образующиеся в топке при горении топлива, проходят между трубами, омываемыми внутри водой. Поверхность труб, обогреваемая с одной стороны горячими газами, а с другой омываемая водой, называется поверхностью нагрева котла. Часть внутреннего пространства котла, в котором находится вода, называется водяным пространством5. Часть пространства, занятая образующимся в котле паром, называется паровым пространством4. Поверхность воды, разделяющая водяное и паровое пространства, называется зеркалом испарения. Вода, получая тепло от топочных газов, превращается в насыщенный пар, который собирается в паровом пространстве котла. Оттуда пар поступает в пароперегреватель, где происходит его перегрев до нужной температуры. Тепло топочных газов поверхностям нагрева котла передаётся в газоходах. Они необходимы также для удаления газов в атмосферу; в этом случае они называются дымоходами. В паровой котёл постоянно подаётся вода, которая называется питательной. Эта вода поступает сначала в экономайзер, где подогревается теплом дымовых газов, а затем непосредственно в котёл. Воздух перед поступлением в топку подогревается в воздухоподогревателе.
Состав котельного агрегата: · Котёл с парообразующей поверхностью нагрева (пароводяной 6 и водяные коллекторы, соединённые пучками парообразующих труб 1). · Экономайзер 2. · Воздухоподогреватель 3, в котором воздух перед подачей в топку подогревается дымовыми газами или паром. · Пароперегреватель 7 (9 – коллектор пароперегревателя). · Топка с топочным устройством. · Пароохладитель (для выработки слабоперегретого пара). · Устройство для осушения пара, расположенное внутри пароводяного коллектора котла · Арматура парового и водяного пространств и контрольно-измерительные приборы. · Дымоходы с дымовой трубой. · Обмуровка, изоляция и обшивка, служащие для уменьшения потерь тепла в окружающую среду. · Фундамент и каркас, объединяющие в одно целое все узлы котельного агрегата. Требования к котельным установкам морских судов: - надёжность и безопасность работы при любых условиях (при крене до 45° и дифференте до 15 – 20°); - простота обслуживания и ремонта; - высокая экономичность работы при минимальной стоимости изготовления и эксплуатации; - максимальная паропроизводительность при минимальных массе и габаритах; - готовность к немедленному действию и длительным перегрузкам. - невысокая требовательность к качеству питательной воды. - приспособленность к автоматизации. Процессы, происходящие в котле: - топочный процесс (горение топлива в топке); - аэродинамический процесс (подача в топку воздуха и удаление из газоходов газообразных продуктов горения топлива); - процесс теплопередачи (передача тепла от газов воде через поверхность нагрева); - процесс циркуляции (движение воды и пара вдоль поверхности нагрева).
В состав котельной установки входят котельные агрегаты, вспомогательные механизмы и устройства, необходимые для их обслуживания. Вспомогательные механизмы и устройства обеспечивают: - подачу воздуха в топку и удаление из неё продуктов горения; - подачу топлива в топку; - питание котла водой; - подготовку питательной воды и топлива; - контроль и автоматическое управление работой котла.
Таким образом, судовая котельная установка – это совокупность котлов, систем и обслуживающих вспомогательных механизмов для производства пара заданных параметров в количестве, необходимом для всех нужд судна.
Глава 3 Классификация, характеристики и основные типы судовых котлов
Судовые паровые котлы классифицируются по ряду признаков. 1. По виду первичного энергоносителя: - вспомогательные (автономные); - утилизационные; - вспомогательно-утилизационные. Во вспомогательных котлах, конструктивно сходных с главными, используют жидкое топливо. Утилизационные котлы используют теплоту отработавших газов главных двигателей и работают при движении судна. Вспомогательно-утилизационные котлы, объединяющие в себе элементы вспомогательного и утилизационного котлов, бывают смешанного типа (имеют общую поверхность нагрева, которая попеременно обогревается отработавшими газами или продуктами сгорания жидкого топлива) и комбинированные (рис. 3.1), имеющие раздельные поверхности нагрева при работе на жидком топливе и отработавших газах.
2. По типу омывания газами поверхности нагрева: - огнетрубные или газотрубные; - водотрубные; - огнетрубно-водотрубные. В огнетрубных котлах (рис. 3.2) горячие газы движутся внутри труб и камер, образующих поверхность нагрева, а вода омывает их снаружи. В водотрубных котлах (рис. 3.3) вода и пароводяная смесь движутся внутри труб, а газы омывают их снаружи. Огнетрубно-водотрубные котлы (комбинированные) включают в себя элементы конструкции водотрубных и огнетрубных котлов (рис. 3.4). Водотрубные котлы имеют значительно бóльшую паропроизводительность при меньших массовых показателях, чем огнетрубные.
1. Дымогарные трубы. 2. Сухопарник. 3. Дымовая коробка.
В огнетрубно-водотрубном котле типа VX (рис.3.4) огнетрубная часть (омываемая водой) образована стенками топки 9 сфероконической формы и поверхностью патрубка 8. Водотрубная часть образована парообразующими трубами 6, приваренными к верхней 5 и нижней 7 трубным доскам, которые являются днищами верхней 3 и нижней 1 частей корпуса. Из топки 9 газы проходят через патрубок 8, огневую камеру 2 (подкреплённую сверху листом 4) и межтрубное пространство в дымовую коробку.
3. По виду циркуляции воды: - с естественной циркуляцией; - с принудительной циркуляцией. В водотрубных котлах с естественной циркуляцией движение воды и пароводяной смеси происходит вследствие их разного удельного веса (плотность воды в опускных трубах больше плотности пароводяной смеси в подъёмных трубах). В водотрубных котлах с принудительной циркуляцией (рис. 3.5) движение воды обеспечивается насосом. Особенностью котлов с естественной или принудительной циркуляцией является наличие пароводяного коллектора. Пароводяной коллектор – ёмкость, организующая циркуляцию в замкнутой системе и обеспечивающая отделение воды от пара. Рис. 3.5 Вспомогательный котёл с принудительной циркуляцией типа «Ла Монт»: 1 – пароводяной коллектор; 2, 4, 5, 6 – коллекторы; 3, 7 – трубы парообразующей поверхности нагрева; 8 – циркуляционный насос.
Водотрубные котлы с принудительной циркуляцией подразделяются на котлы с многократной циркуляцией и прямоточные. В прямоточных котлах нет чёткой фиксации экономайзерной, парообразующей и пароперегревательной зон.
4. По углу наклона парообразующих труб: - горизонтальные (секционные) с углом наклона до 30° (рис. 3.6); - вертикальные с углом наклона более 45°.
Рис. 3.6 Секционный котёл: 1. Пароводяной коллектор. 2. Секции парообразующих труб. 3. Задняя камера. 4. Пароперегреватель. 5. Передние камеры. 6. Топка. 7. Грязевик. Кроме приведённой основной классификации, существует ещё целый ряд детальных подразделений: по числу барабанов, расположению пароперегревателя, давлению пара, расположению форсунок и т.д.
Методы повышения экономичности вспомогательных котлов: 1. Экранирование топки. 2. Применение двойной обшивки. 3. Развитие хвостовых поверхностей нагрева (воздухоподогреватели и водяные экономайзеры). 4. Увеличение скорости газов в конвективных поверхностях нагрева для усиления процесса теплообмена.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 8568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |