КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Топливо для судовых котлов
Топливо – горючее вещество, вступающее в реакцию с кислородом воздуха и выделяющее при горении большое количество теплоты.
По происхождению топливо бывает: · естественное (нефть, природный газ, торф, каменный уголь); · искусственное (мазут, соляр, каменноугольный кокс). В топках судовых котельных установках сжигают в основном жидкое топливо. В главных котлах – топочный мазут; во вспомогательных котлах теплоходов применяют дизельное топливо разных марок, моторное марок ДТ и ДМ, мазут марок Ф-5, Ф-12, М-40. В основном используют то топливо, на котором работает главный двигатель. Мазут – это остаток, получаемый при перегонке сырой нефти после отделения лёгких фракций (бензина, керосина и др.) или смесь тяжёлых остатков перегонки нефти с маловязкими компонентами продуктов перегонки. Виды топлива: 1. Дистиллятное (дизельное) марок А, З, С, Л, ДА, ДЛ, ДС, ДЗ. Получают из керосиногазойлевых фракций прямой перегонки или крекинга нефти. 2. Маловязкое (газотурбинное) Получают из остаточных продуктов переработки нефти в процессе замедленного коксования. Дешевле дизельного, но уступает ему по качественным показателям. 3. Тяжёлое а) средневязкий сорт: - моторное топливо ДТ (смесь мазута с керосиногазойлевыми фракциями); - флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 (маловязкий мазут прямой перегонки 60 – 70%, соляровое масло 15 – 20%, крекинг-мазут 20 – 30%); б) высоковязкий сорт: - моторное топливо ДМ; - экспортные мазуты М-0,9, М-1,5, М-2,0; - топочный мазут 40, 40В.
Требования к топливу для морских судов: - высокое тепловыделение при горении; - минимальное содержание балласта (влаги, золы), серы и других примесей; - сравнительно невысокая стоимость; - отсутствие склонности к самовозгоранию при длительном хранении; - постоянство характеристик при длительном хранении.
От качества топлива, принятого на судно для котлов, зависят не только показатели работы энергетической установки, но и технико-экономические и эксплуатационные показатели судна в целом.
Состав натурального органического топлива: Элементарный состав указывается в процентах к массе топлива 1 кг. Углерод С (82 – 87%), водород Н (10 – 12%), кислород О (0,3 – 0,5%), азот N (0,2 – 0,4%), сера S (0,5 – 3,5%), влага W (0,5 – 3%), зола А (0,1 – 0,4%).
С и Н – наиболее ценные элементы жидкого топлива (находятся в виде углеводородных соединений и в виде соединений с О, N и S). Горючими элементами топлива являются С, Н и S. Сера может быть разделена на два типа: горючую и негорючую. Горючая сера, называемая также летучей, при сгорании переходит в газообразные соединения SO2 и SO3, которые, вступая в реакцию с парами воды, образуют пары сернистой и серной кислот. При конденсации этих кислот возникает интенсивная коррозия хвостовых поверхностей нагрева и металлических стенок котла. Поэтому летучая сера, хотя и выделяет тепло при сгорании, является вредным компонентом топлива. Негорючая сера уже окислена и входит в состав минеральных примесей, образующих после сжигания топлива золу. Зола представляет собой негорючую минеральную часть топлива. Влага понижает тепловую ценность топлива, т.к. часть теплоты расходуется на её испарение. Влага и зола называются балластом, потому что они являются негорючей массой топлива и ухудшают его качество. Азот является инертным элементом и не участвует в реакции горения. Кислород тепла не выделяет, а только вступает в соединение с горючими элементами топлива являясь окислителем.
Основные массы топлива: 1. Рабочая масса (состав топлива в том виде, в котором оно сжигается в топке): Ср + Нр + Ор + Nр + Sр + Ар + Wр = 100% Рабочая масса не является постоянной, так как содержание влаги и золы (балласта) может меняться в зависимости от условий добычи, хранения и перевозки топлива. 2. Сухая масса (состав топлива, доведённого до абсолютно сухого состояния): Сс + Нс + Ос + Nс + Sс + Ас = 100% 3. Горючая масса (безводное и беззольное топливо): Сг + Нг + Ог + Nг + Sг = 100%
К жидкому топливу применяют только понятия рабочей и горючей массы. По горючей массе, как более стабильной, судят о ценности топлива (табл. 4.1). Поставки топлива рассчитывают по горючей массе и для пересчёта с одной массы на другую используют переводные множители. Например, пересчёт с горючей массы на рабочую углерода и водорода производится по выражениям:
Ср = Сг % Нр = Нг %
Таблица 4.1
Теплота сгорания топлива [кДж/кг] – количество теплоты, выделяемой при полном сгорании 1 кг этого топлива. Высшая теплота сгорания, Qрв – количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива при условии, что продукты сгорания охлаждены до температуры конденсации содержащихся в них водяных паров. Низшая теплота сгорания, Qрн - количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива, но за вычетом теплоты, затраченной на испарение влаги топлива и влаги, образующейся при сгорании водорода топлива. Расчёты производят, учитывая низшую теплоту сгорания, т.к. дымовые газы, покидающие котёл, имеют температуру, при которой содержащиеся в них водяные пары практически не конденсируются (более 150°С). В составе рабочей массы топлива имеется Wр частей влаги и при горении образуется 9 частей воды на каждую часть Нр:
2Н2 + О2 = 2Н2О 4 + 32 = 36, т.е. на 1 часть водорода приходится = 9 частей воды (или водяных паров). Исходя из этого, зависимость между низшей и высшей теплотой сгорания имеет вид:
Qрн = Qрв – 2510 , 2510 кДж/кг – теплота образования 1 кг водяного пара.
Характеристики жидкого топлива:
1. Вязкость характеризует текучесть топлива и определяет условия его хранения, транспортировки и качество распыливания. Обычно её измеряют вискозиметром в условных градусах вязкости или градусах Энглера (°ВУ или °Е). Градус вязкости – условная величина, представляющая отношение времени истечения 200 мл нефтепродукта при определённой температуре через калиброванное отверстие вискозиметра ко времени истечения через это же отверстие 200 мл дистиллированной воды при температуре 20°С. Диаметр отверстия в стандартном вискозиметре Энглера равен 2,83 мм. Вязкость лёгких нефтепродуктов обычно определяют при температуре 20°С, а средних и тяжёлых при 50 и 100°С. Чем меньше вязкость топлива, тем легче оно распыляется. Для обеспечения качественного распыливания и горения мазут перед подачей к форсункам подогревают до температуры 80 – 110°С. Моторные топлива подогревают до температуры, при которой значение вязкости 1,7 – 2,5°ВУ. Кроме условных единиц, вязкость характеризуется абсолютными показателями: кинематической (м2/с) и динамической (Па · с) вязкостью. Зависимость между единицами вязкости при различных температурах дана в номограмме (рис. 4.1). 2. Плотность – косвенная характеристика химических свойств и фракционного состава топлива. Значение плотности нужно для подсчёта массы топлива и расчёта форсунок. Определяется ареометром.
Рис. 4.1 Номограмма для определения вязкости топлив, применяемых в котлах: 1 – дизельное топливо ДЛ, ДС; 2 – соляровое масло; 3 – топливо для локомотивных газотурбинных двигателей; 4 – моторное топливо ДТ; 5 – мазут флотский Ф-5; 6 – мазут флотский Ф-12; 7 – моторное топливо ДМ; 8 – мазут топочный 40; А – экономически оправданный предел вязкости топлив при их перекачивании; Б – обычный диапазон вязкости топлив при использовании механических распылителей. 3. Температура застывания – температура, при которой нефтепродукты теряют свою естественную текучесть. Температура застывания определяет условия хранения и перекачки топлива на судне. Широкий диапазон температур (-10°С ÷ 30°С) связан с разным содержанием парафинов в топливе (рис. 4.2).
Рис. 4.2 Иллюстрация к определению температуры застывания мазута – в течение одной минуты уровень в наклоненной пробирке должен оставаться неподвижным.
4. Температура вспышки – минимальная температура нагрева топлива, при которой его пары в смеси с окружающим воздухом вспыхивают от соприкосновения с пламенем и затем быстро гаснут (жидкая масса топлива не должна загореться). От температуры вспышки зависит пожарная безопасность при хранении и расходовании топлива. В открытых цистернах разрешается подогрев мазута до t на 20 – 30°С ниже t вспышки. Температура вспышки топочных мазутов составляет 80 – 90°С. 5. Температура воспламенения – температура, при которой топливо после вспышки продолжает устойчиво гореть в течение не менее 5 с. Температура воспламенения выше температуры вспышки на 15 – 20°С. 6. Механические примеси приводят к засорению каналов форсунок и их ускоренному изнашиванию. Содержание механических примесей не должно превышать 0,8%. 7. Содержание серы – отрицательный показатель, т.к. она является вредным компонентом. Содержание серы в мазутах не должно превышать 3,5%. В зависимости от содержания серы мазуты и моторное топливо подразделяют на малосернистые (до 0,5%), сернистые (до 2%) и высокосернистые (до 3,5%). Отдельные характеристики жидкого топлива можно определить непосредственно на судне с помощью судовых лабораторий анализа нефтепродуктов. Таблица 4.2
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 7847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |