Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрямые методы




Прямой метод

В дальнейшем некоторые ос­новные положения натурального метода были использованы в пря­мом методе, однако его создате­ли — выдающиеся психологи и лингвисты П. Пасси, В.Фиетор, О.Есперсен, Г.Суит — использовали солидную теорети­ческую базу.

Хотя эти ученые также преследовали цель обучения прак­тическому владению языком, понимая под этим устную речь, они не игнорировали полностью обучение чтению. Кроме того, были сделаны первые попытки ограничения и отбора изучае­мого лексического, фонетического и грамматического матери­ала. Методические взгляды представителей прямого метода не были однородными. Так, языковед Г. Суит предлагал прово­дить обучение устной речи на основе текстов, отражающих разговорный живой язык. Он разработал требования к подоб­ным текстам. Суит не отрицал возможности использования перевода при раскрытии значения слов, особенно на началь­ном этапе обучения.

Другие же создатели пряного метода настаивали на том, что язык отражает мировоззрение своего народа, поэтому адекватный перевод невозможен, так как у каждого народа имеет­ся своя система понятий.

Несмотря на ряд ошибочных научных положений, которые были заложены в основу прямого метода, он сыграл положи­тельную роль в истории преподавания ИЯ, и период его рас­пространения даже называют Реформой. Самыми прогрессив­ными достижениями прямого метода можно считать создание методики обучения устной речи, системы фонетических уп­ражнений, разработку беспереводных средств семантизации лексики и одноязычных упражнений.

Основными недостатками натурального и прямого метода являются:

• неправильная трактовка вопроса о связи речи и мышления;

• полное исключение родного языка из процесса обуче­ния иностранному;

. • либо полное игнорирование объяснения грамматики, либо неправильно выбранный путь ее изучения — путь «проб и ошибок», который снижал эффективность овладения ИЯ.

 

 

В рамках Реформы продолжается модификация прямых методов, которые получили в дальнейшем название непря­мых. Среди них наибольшую известность получили устный метод Г. Палмера, аудиолингвальный и аудиовизуальный методы.

Все они ориентированы на начальную ступень обучения ИЯ. На дальнейших ступенях обучение должно было вестись в со­ответствии с традиционными рекомендациями прямых мето­дов. Психологической платформой их принято считать теорию бихевиоризма. В качестве лингвистической основы Г. Палмер использовал учение Ф. Де Сосюра, а аудиолингвисты — поло­жения структурной лингвистики.

Характерными чертами непрямых методов являются:

• тщательный отбор языкового материала и обоснование принципов этого отбора;

• введение грамматических структур («речевых образцов», «моделей») в качестве единицы изучения грамматичес­кого материала, которая всегда дается дедуктивно, а основным способом усвоения — многократное воспро­изведение в речи.

Палмер ввел в методику преподавания ИЯ много понятий, которые стали краеугольными камнями этого процесса и до сих пор активно используются учителями в разных странах. Исследуя содержание обучения на начальном этапе, он обо­сновал необходимость устного вводного курса, который стро­ился по аналогии с тем, как малыши овладевают родным языком, и описал его четыре ступени: «купание в языке», рецеп­тивно имитационную ступень и т. д.

Особое внимание Палмер уделял отбору лексического мате­риала и его распределению по этапам обучения. Он считал, что объектом изучения должен быть литературный разговорный язык, предъявляемый на начальном этапе только в звучащей форме. Для отбора лексического материала ученый предложил принципы частотности, структурной сочетаемости, конкретно­сти, пропорциональности и целесообразности, первым обосновал изучение грамматики в «речевых образцах», «структурах».

Палмером были разработаны подстановочные таблицы для усвоения лексического и грамматического материала. Разме­щение 24 изученных слов в таблице теоретически позволяет учащимся построить 4090 предложений.

Впервые в преподавании иностранного языка Палмер исследовал составление системы упражнений по принципу по­степенного нарастания степени трудности. Ошибочность концепции Палмера состояла в нацеленнос­ти на механическое запоминание, в исключении всех мате­риалов по чтению и письму, опоре лишь на память и языко­вую догадку.

Уэст предлагал начинать обучение ИЯ с формирования навы­ков и умений чтения по следующему алгоритму: от чтения — к восприятию, от говорения — к репродуцированию. Он пола­гал, что чтение — наиболее доступный метод обучения, не тре­бующий самостоятельного использования грамматических пра­вил, но способствующий выработке «чувства языка» и накоп­лению словарного запаса. Уэст разработал законченную систе­му обучения чтению про себя, а также разнообразные дидак­тические игры для запоминания новой лексики и проверки прочитанного.

Своеобразным развитием идей Палмера выступает аудиолингвальный метод, появившийся в США в 40-е гг. XX в. Его создателями являлись

Ч.Фриз и Р.Ладо, использовавших достижения дескриптивной лингвистики (Л. Блумфильд) при разработке системы моделей построения предложений. По мнению этих ученых, именно с освоения звуковой системы, научения реакциям в аудировании и системе моделей предло­жений следует начинать изучение любого ИЯ. Навыки должны быть максимально автоматизированы, чтобы осуществлять­ся без участия сознания. Автоматизация навыков достигается, посредством тренировки, имитации, многократного повторе­ния. Цикл занятий по этому методу начинается работой с ко­ротким диалогом (4-6 реплик), содержащим грамматические структуры, подлежащие изучению. После многократного про­слушивания (3-4 раза), учащиеся пытаются повторить репли­ки как можно ближе к образцу. Только после этого наступает этап, цель которого — общее понимание услышанного: учи­тель может дать частичный комментарий, иллюстрировать серии картинок или предъявить эквивалентный диалог на род­ном языке. Заключительный этап — заучивание диалога наи­зусть. Авторы метода также разработали подробную систему закрепления грамматических структур, в основном в подста­новочных таблицах.

В 50-е гг. во Франции несколько видных психологов и лин­гвистов

(П. Риван, А. Соважо, Ж. Гугенейм и др.) разработали аудиовизуальный метод. По их мнению, начальный этап обу­чения ИЯ также должен начинаться с развития устной речи, обеспечивающей учащимся возможность пользоваться языком в повседневном общении. Этим и объясняется выбор тем изу­чения: «Семья», «Квартира», «Улица» и т. п. (всего 29 тем). Весь материал организован в диалоги, наиболее характерные для той или иной бытовой ситуации. Диалоги, воспроизводи­мые на магнитной ленте, сопровождаются показом соответ­ствующих диафильмов. В результате изучения курса учащие­ся могут овладеть 1500 единицами лексики и определенными грамматическими конструкциями, тщательно отобранными по результатам анализа реальной разговорной речи. Чтение и письмо как графическое оформление уже изученных тем вво­дятся на последнем этапе обучения.

Завершая описание основных прямых методов, следует от­метить, что они явились прогрессивным шагом в развитии методики как науки, подведя теоретической основы многих практических идей, внесли значительный вклад в структу­рирование процесса обучения ИЯ, особенно в области обучения устной речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.