КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Непрямые методы
Прямой метод В дальнейшем некоторые основные положения натурального метода были использованы в прямом методе, однако его создатели — выдающиеся психологи и лингвисты П. Пасси, В.Фиетор, О.Есперсен, Г.Суит — использовали солидную теоретическую базу. Хотя эти ученые также преследовали цель обучения практическому владению языком, понимая под этим устную речь, они не игнорировали полностью обучение чтению. Кроме того, были сделаны первые попытки ограничения и отбора изучаемого лексического, фонетического и грамматического материала. Методические взгляды представителей прямого метода не были однородными. Так, языковед Г. Суит предлагал проводить обучение устной речи на основе текстов, отражающих разговорный живой язык. Он разработал требования к подобным текстам. Суит не отрицал возможности использования перевода при раскрытии значения слов, особенно на начальном этапе обучения. Другие же создатели пряного метода настаивали на том, что язык отражает мировоззрение своего народа, поэтому адекватный перевод невозможен, так как у каждого народа имеется своя система понятий. Несмотря на ряд ошибочных научных положений, которые были заложены в основу прямого метода, он сыграл положительную роль в истории преподавания ИЯ, и период его распространения даже называют Реформой. Самыми прогрессивными достижениями прямого метода можно считать создание методики обучения устной речи, системы фонетических упражнений, разработку беспереводных средств семантизации лексики и одноязычных упражнений. Основными недостатками натурального и прямого метода являются: • неправильная трактовка вопроса о связи речи и мышления;
• полное исключение родного языка из процесса обучения иностранному; . • либо полное игнорирование объяснения грамматики, либо неправильно выбранный путь ее изучения — путь «проб и ошибок», который снижал эффективность овладения ИЯ.
В рамках Реформы продолжается модификация прямых методов, которые получили в дальнейшем название непрямых. Среди них наибольшую известность получили устный метод Г. Палмера, аудиолингвальный и аудиовизуальный методы. Все они ориентированы на начальную ступень обучения ИЯ. На дальнейших ступенях обучение должно было вестись в соответствии с традиционными рекомендациями прямых методов. Психологической платформой их принято считать теорию бихевиоризма. В качестве лингвистической основы Г. Палмер использовал учение Ф. Де Сосюра, а аудиолингвисты — положения структурной лингвистики. Характерными чертами непрямых методов являются: • тщательный отбор языкового материала и обоснование принципов этого отбора; • введение грамматических структур («речевых образцов», «моделей») в качестве единицы изучения грамматического материала, которая всегда дается дедуктивно, а основным способом усвоения — многократное воспроизведение в речи. Палмер ввел в методику преподавания ИЯ много понятий, которые стали краеугольными камнями этого процесса и до сих пор активно используются учителями в разных странах. Исследуя содержание обучения на начальном этапе, он обосновал необходимость устного вводного курса, который строился по аналогии с тем, как малыши овладевают родным языком, и описал его четыре ступени: «купание в языке», рецептивно имитационную ступень и т. д. Особое внимание Палмер уделял отбору лексического материала и его распределению по этапам обучения. Он считал, что объектом изучения должен быть литературный разговорный язык, предъявляемый на начальном этапе только в звучащей форме. Для отбора лексического материала ученый предложил принципы частотности, структурной сочетаемости, конкретности, пропорциональности и целесообразности, первым обосновал изучение грамматики в «речевых образцах», «структурах».
Палмером были разработаны подстановочные таблицы для усвоения лексического и грамматического материала. Размещение 24 изученных слов в таблице теоретически позволяет учащимся построить 4090 предложений. Впервые в преподавании иностранного языка Палмер исследовал составление системы упражнений по принципу постепенного нарастания степени трудности. Ошибочность концепции Палмера состояла в нацеленности на механическое запоминание, в исключении всех материалов по чтению и письму, опоре лишь на память и языковую догадку. Уэст предлагал начинать обучение ИЯ с формирования навыков и умений чтения по следующему алгоритму: от чтения — к восприятию, от говорения — к репродуцированию. Он полагал, что чтение — наиболее доступный метод обучения, не требующий самостоятельного использования грамматических правил, но способствующий выработке «чувства языка» и накоплению словарного запаса. Уэст разработал законченную систему обучения чтению про себя, а также разнообразные дидактические игры для запоминания новой лексики и проверки прочитанного. Своеобразным развитием идей Палмера выступает аудиолингвальный метод, появившийся в США в 40-е гг. XX в. Его создателями являлись Ч.Фриз и Р.Ладо, использовавших достижения дескриптивной лингвистики (Л. Блумфильд) при разработке системы моделей построения предложений. По мнению этих ученых, именно с освоения звуковой системы, научения реакциям в аудировании и системе моделей предложений следует начинать изучение любого ИЯ. Навыки должны быть максимально автоматизированы, чтобы осуществляться без участия сознания. Автоматизация навыков достигается, посредством тренировки, имитации, многократного повторения. Цикл занятий по этому методу начинается работой с коротким диалогом (4-6 реплик), содержащим грамматические структуры, подлежащие изучению. После многократного прослушивания (3-4 раза), учащиеся пытаются повторить реплики как можно ближе к образцу. Только после этого наступает этап, цель которого — общее понимание услышанного: учитель может дать частичный комментарий, иллюстрировать серии картинок или предъявить эквивалентный диалог на родном языке. Заключительный этап — заучивание диалога наизусть. Авторы метода также разработали подробную систему закрепления грамматических структур, в основном в подстановочных таблицах.
В 50-е гг. во Франции несколько видных психологов и лингвистов (П. Риван, А. Соважо, Ж. Гугенейм и др.) разработали аудиовизуальный метод. По их мнению, начальный этап обучения ИЯ также должен начинаться с развития устной речи, обеспечивающей учащимся возможность пользоваться языком в повседневном общении. Этим и объясняется выбор тем изучения: «Семья», «Квартира», «Улица» и т. п. (всего 29 тем). Весь материал организован в диалоги, наиболее характерные для той или иной бытовой ситуации. Диалоги, воспроизводимые на магнитной ленте, сопровождаются показом соответствующих диафильмов. В результате изучения курса учащиеся могут овладеть 1500 единицами лексики и определенными грамматическими конструкциями, тщательно отобранными по результатам анализа реальной разговорной речи. Чтение и письмо как графическое оформление уже изученных тем вводятся на последнем этапе обучения. Завершая описание основных прямых методов, следует отметить, что они явились прогрессивным шагом в развитии методики как науки, подведя теоретической основы многих практических идей, внесли значительный вклад в структурирование процесса обучения ИЯ, особенно в области обучения устной речи.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |