КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кризис католической церкви на рубеже ХV - ХVI вв
На рубеже 15-16 веков социальные противоречия западно-европейского Средневековья выразились в кризисе католической церкви. Несмотря на то, что церковь играла роль универсального коммуникатора в обществе, имела реальные властные функции (могла даже, используя инструмент отлучения, подчинять себе земных властителей - примером может служить хождение в Каноссу Генриха 4, но полноценной главой западного мира она не стала. Стержнем кризиса церкви стало «отчуждение совести верующего», расхождение обрядовой стороны и практики руководства мирянами, с одной стороны, и вероисповедальной стороной религии с другой. Христианские мыслители заботились в первую очередь об увеличении, упрочении мирского влияния церкви, придавали большое значение значимости церкви как социального института. Считалось, что только через церковь человек приобщается к Богу, только благодаря посредничеству церкви можно искупить грех, освободиться от него. На этом основании церковники прибегали к практике приневоливания паствы к добрым делам ради их спасения. Под доброй волей понималось смирение, отказ от собственной воли. Если человек сам желал постичь Бога, делать добрые дела, он объявлялся «одержимым синдромом бесовства, обуянным гордыней». Сознательная добрая воля может быть только у святых, и то потому, что они действуют по благодати. У простого мирянина добрая воля может присутствовать только в форме «немой предрасположенности» к добрым делам Согласно этой логике возможность веры как личного, внутреннего убеждения человека, как неподменная ценность исключалась. По мнению церкви, человек сам не знает, чего хочет, не знает своего истинного призвания и блага. Если же он самостоятельно ищет смысл жизни и Бога, то тем более подозрителен он для церкви. С 13 века церковь постоянно характеризовала мирянина как «одержимого», «бесноватого», как падшее существо, для которого естественным является состояние невменяемости. Таким образом, мирянин не имел в церкви никакого субъективного права. Раб Божий был рабом церкви. «Каждый, кто бы ты ни был - государь или подданный, сеньор или серв, барон и вассал, ремесленник и подмастерье – осуществляет свою роль как задание церкви». Все играли эти роли до конца дней своих. Даже по римскому праву хозяин мог освободить раба, средневековая церковь же отпускала на свободу человека только в одном случае, когда его путь (как раскаявшегося грешника) уже лежал на костер. Живая вера и практика принуждения к добрым делам расходились. Церковь утрачивала духовный авторитет. Сила авторитета церковной власти становилась авторитетом силы. Церковь, а вместе с ней все общество находилось в кризисном состоянии. Возникал вопрос – кто виноват?
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |