Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мартин Лютер и его учение




Реформация (буржуазная революция № 1), а вместе с ней вся эпоха буржуазных революций началась с события, произошедшего в Виттенберге в октябре 1517 года, с того, что Лютер прибил к дверям приходской церкви, где был священником, свои 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями. Центральная мысль тезисов состоит в следующем – Евангелию чужда идея искупительных пожертвований. Бог не требует от согрешившего ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Раскаяние – главная задача христианской жизни, кто действительно раскаялся, тот имеет право на полное освобождение от наказания и вины без отпущения грехов.

1. Корень зла, причина общего кризиса – личная вина каждого верующего.

2. Кризис церкви и общества надо осмыслить с признания взаимной вины клира и мира.

3. Базовыми постулатами Реформации должны стать тезис о личном раскаянии и утверждение о свободе и равенстве всех христиан по крещению. (позицию личного раскаяния Лютер обрел еще в молодости. Будучи молодым монахом, он был раздавлен ощущением собственной греховности. Он самостоятельно обратился к Евангелию, осознал смерть и воскрешение Христа как спасительные для него лично. Пишет: «Не надо бояться совершения невольного греха, не страшно забытое на исповеди прегрешение, за которое ты не получил отпущения. Когда сатана будет пугать тебя и говорить: «Смотри, как велик твой грех. Как страшна и горька смерь», не колеблясь отвечай ему: «Да, милый мой дьявол. Но посмотри и ты. Разве ты не знаешь, как велики страдания и смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа?» Этот поворот приводит его к идее «расцерковливания вероисповедального пространства, к утверждению свободы совести». Одна из книг Лютера называется «О свободе христианина».»)

4. Ключевая ситуация – ситуация покаяния, раскаяния и искупления греха. С целью решения данной задачи Лютер строит диалектику раскаяния. Суть ее такова – грех – всеобщее свойство всех людей, от него никто не свободен, поэтому никто не вправе судить о нем только как о чужом. Нет чужих грехов, мы без вины виноваты даже в том, что не совершали. Но власть греха ограничена, так как мы осознаем его как таковой, значит человек, переживающий свой грех, уже не грешник, а нарождающийся святой. Но даже осознавая свои грехи, мы все равно продолжаем грешить, что порождает чувство бессилия, переживания отверженности, мысли, что Бог отвернулся от меня. Победить это состояние можно лишь предельно углубляя стыд грешника, заостряя его до злобы к самому себе, до готовности принять любые муки и любую судьбу. В этом случае Бог освободит и простит.

5. Константами становится следующее: Тезис о ненависти к самому себе как существу греховному (человек сам свидетель своей греховности перед Богом) и тезис осознание себя источником зла в мире. (Хотя человеку свойственно обвинять зло мира в том, что оно источник его греховности).

6. Из вышеизложенных тезисов вытекает тезис об изменении взаимоотношений Бога и человека. Человек больше не нуждается в посредничестве церкви как иерархической структуры в своем отношении к Богу. Общение с создателем происходит в глубине человеческой души, и Бог Лютера откликается на потаенные, внутренние мотивы, а не аскетические действия и подвиги. Он отзывается к подлинным нуждам и духовным переворотам, а не к мольбам и клятвам. Бог ни в чем не нуждается, никому ничем не обязан, недоступен человеческому угождению и обслуживанию.

7. Лютеровскую проповедь покаяния называют манифестом человеческого достоинства. Человек, в понимании Лютера, - животное, греховное по своей природе, но животное совестящееся, сознающее свою греховность, обретающее спасение в благодатном акте стыда и бескомпромиссном самоосуждении.

8. Лютер – мыслитель, принадлежащий уже не Средневековью, а Новому времени, утверждающий нормативность свободы в европейском мышлении. Свобода у него – не возможность рационального выбора между добром и злом в пользу добра, а правовое требование свободы совести.

Мировоззрение Лютера не было неподвижным, раз и навсегда определенным. Вскоре после программы его реформ он столкнулся с негативными последствиями отмены всякого авторитета в деле духовного прочтения Священного Писания. В конце жизни он открещивался от ряда своих радикальных позиций. Нам важно понять смысловой стержень его программы, который проявляется в следующих аспектах.

1. Отстаивание свободы совести – сверхзадача по преодолению духовного кризиса церкви.

2. Формирование рефлексивной совести – новой модели самосознания верующего, содержащей измененные представления о Боге. Он перестает быть Богом, которого обслуживают и которому угождают, а становится отзывчивым к духовным переворотам, происходящим в сердце верующего, к подлинным мотивам.

3. Лютеровская духовная революция содержит теолого-вероисповедальный и общественно-политический аспекты. Его программа реформ затрагивает не только внутренний мир верующего, но и положение церкви как общины, живущей в мире, среди других сообществ, в общественно-политической среде. Лютер своего рода основоположник начал, которые можно считать прототипом раннебуржуазных принципов организации социальной и политической жизни.

В качестве предмета анализа возьмем лютеровскую работу «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520). В ней Лютер переходит от провозглашаемого им принципа равенства и свободы по крещению к политическим элементам своей программы реформ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.