КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волшебный стул
Разведчики Вот так позы (для детей 5-6 лет) Запомни движения (для детей 5-6 лет) Повтори за мной (для детей 6-7 лет) Игры на развитие памяти Четыре стихии (для детей 6-7 лет) Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательных анализаторов. Дети сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово вода — вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово "огонь" — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. Игры будут полезны детям, страдающим заболеваниями, одним из ярких симптомов которых является снижение памяти. Цель игры: развивать моторно-слуховую память. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если хлопки неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре. Цель игры: та же. Дети повторяют движение рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность, повторяют их в обратном порядке. Цель игры: развивать наблюдательность. Играющие принимают различные позы, входящий посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети станут в исходное положение. Цель игры: та же. 1 вариант (для детей 6-7 лет). В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром становятся другие ребята. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет всех по этому пути. 2 вариант (для детей 8-9 лет). Начало игры такое же, как и в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик. Психологизация воспитательного процесса, обусловленная новой педагогической позицией отношения к личности ребенка, как субъекту жизни, вывела педагогическую практику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у детей интерес к человеку, как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. «Волшебный стул» — одна из таких форм. В ней сочетаются ценностно-ориентационная и игровая деятельность. На "волшебный стул" приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства: присутствующие громогласно объявляют, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих. Вожатый предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества («умный», «нежный», «добрый») или указывают на поведенческие характеристики (он всегда помогает, у него можно попросить что-то, он делится с друзьями), иногда выделяются характерологические черты («веселый», «общительный»), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность («когда я болел, он ко мне приходил», «никто не оставался убирать класс, а он остался»). Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важно провозглашение достоинств внешнего портрета («красивая», «грациозная», «он сильный», «у него красивые волосы»). «Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности («эта дама, сидящая перед вами», «этого господина мы видим», «у этого юноши»), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения, - говорить комплименты друг другу сейчас и теперь. «Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы через момент возвышения прошел каждый. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию «волшебного стула», и серия игры не завершается, пока все до единого участника не побывают в роли «дамы, достоинства которой мы видим» или «господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы». Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протекающего маленького события. Тон, конечно же, задает педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и желание сказать любому ободряющее и возвышающее его как личность. Не следует бояться пауз, тишины, когда дети молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупредить возможность затруднений, отмечая, что необходимо увидеть то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед нами, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, в свою очередь, улыбаясь в ответ, свободно сообщает о своих впечатлениях. «Волшебный стул» может быть внесен как часть в какое-то другое, более масштабное групповое дело, но может проводиться и изолированно от других видов групповой деятельности. Открытая кафедра "Открытая кафедра" — одна из ступенек взросления, пусть маленькая и несущественна однако значительная, требующая определенных духовных усилий. На «открытую кафедру» восходит участник в роли гражданина мира, человека, жителя земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если быим предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством. Данная форма импонирует старшему подростку и юношеству, отвечает его потребности активном преобразовании жизни, его романтическим мечтам о возведении дворцов, его острому желанию вмешаться в реальность, содействовать изменению ее. Выходя на открытую кафедру, участник опирается на свое воображение, играя роль в воображаемой ситуации, скорее «перед всем миром», чем обращаясь непосредственно к сидящей перед ним публике. Но и в этой игре личность его раскрывается, он способен выискать в своейличностной структуре те проблемы, которые его волнуют; он не найдет слов, ему не свойственных, и не проявит отношения, которого у него нет. Поэтому «открытая кафедра» — это галерея мировоззренческих позиций, тем она и увлекательна, но это и самостоятельный выход формирующейся личности перед лицом общества, проявление своего «Я». Философ М. Мамардашвили говорит, что молодость — «это единственное время, когда! можно повзрослеть». Переростковое состояние с упущенным моментом повзросления он называет инфантилизмом. Чтобы быть гражданами, надо понимать относительно себя отвлеченные истины, помогающие сопрягать социальное и личное, общее и частное, вечное и преходящее. Открытая кафедра — один из способов вывести участника на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «Я» со всеобщей жизнью. | Учитывая эмоциональность юношества, а также кратковременность их переживаний, нетерпеливость и резкие перепады в их настроениях, вожатый сводит до минимума подготовительную работу, так, чтобы все приняли участие в «открытой кафедре» на уровне высокой психологической активности. Иногда достаточным является подготовка помещения, интерьера, объявления, приглашения желающих. При этом важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно выходит тот, кто сам изъявил желание публично высказать свою точку зрения. Отправным моментом для проведения «открытой кафедры» мог бы стать вопрос: «Что я сказал бы, если бы». Варианты ее отражены в вариациях поставленного вопроса: «если бы я был властен изменить мир», «если бы меня услышало человечество»; «если бы все государственные деятели сидели передо мной» и т.д. В случае необычайных событий в лагерной реальности или в общественной жизни «открытая кафедра» предоставляет возможность гражданского отклика на случившееся. Этот отклик инициирует духовные усилия каждого, ставя его перед выбором отношения к свершившемуся самим фактом широкого спектра мнений, разворачивающихся перед ним. Участвовать в «открытой кафедре» могут и вожатые, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы детей и не навязать им своей жизненной позиции. Такое участие дети приветствуют, очень внимательны к суждениям своих наставников, нередко благодарят их за то, что выступление на «открытой кафедре» помогло решить им для себя какой-то трудный вопрос. Зная это, вожатые должны основательно готовиться к такому внешне простому делу.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |