Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пять минут с искусством




Приобщение детей к искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями.

Во-первых, субкультура, грязным потоком изливающаяся на детей по всем каналам массо­вой коммуникации, извратила их художественный вкус еще до того, как он мог бы сложиться.

Во-вторых, в обществе не сложились традиции повседневного общения с искусством, а сложилось, напротив, странное представление о том, что минуты общения с искусством — это строгая, серьезная работа, связанная с "пониманием" художественного произведения — нечто вроде разгадки ребуса «что хотел сказать художник?».

В - третьих, мало и плохо используются технические средства, а без обращения к ним невозможно представить себе широкого поля произведений искусства, доступных общению.

В дополнение к названному повсеместная художественная непросвещенность окружающих порождает ложное мнение, будто общение с искусством есть лакомое блюдо, роскошь, допус­каемая после решения насущных воспитательных задач.

Не вступая в дискуссию по затронутым вопросам, отметим, что практика создала как будто в противовес такому неблагополучному положению гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству — эта форма получила название "Пять минут с искусством". В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки": коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначально организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным во имя предотвращения утом­ленности и отстранения от демонстрируемого произведения.

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, не существенных по эмоционально­му напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление - без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно художественном гении.

Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерес, расположение стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, всту­пительное слово для психологического настроя, расположение вожатого, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей "пятиминутки": "В следующий раз мы с вами...".

Содержание организованной художественной деятельности детей зависит от запасника лаге­ря: наличия репродукции, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, скульптурных копий, фотографий и, возможно, оригинальных художественных творений. Отбор художе­ственного произведения для демонстрации настолько индивидуален, что вряд ли допустимы какие-либо методические советы. Принципы отбора могут быть самыми разными: "в связи с протекающими событиями", "в связи с погодой", "в соответствии с настроением", "хроно­логический", "тематический", "жанровый" и т.д.

Наилучшим методическим решением на данный момент является двойной художественный ряд (аудиовизуальный ряд), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведе­ния и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, на экран про­ецируется через диапроектор картина Ботичелли "Весна" в сопровождении музыки Вивальди, или портрет Струйской кисти художника Рокотова демонстрируется со звучанием "Ноктюрна" Шопена. Тогда активизируется два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, и оба друг друга усиливают, - в итоге дети получают сильное впечатление, положи­тельные эмоции обуславливают положительное отношение к искусству и желание повторных минут эстетического наслаждения.

Виды и жанры художественных произведений, подготовленных для восприятия, могут и должны быть разнообразными. Учитывая, что название "Пять минут с искусством" - не изуче­ние шедевров, а развитие способности воспринимать шедевры и "полюбить" искусство, ак­цент педагогического внимания ставится на процессе предъявления искусства более, чем на

самом содержании: продумывается место демонстрации, освещение, временной период восприятия, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, способы создания благоприятного психологического климата.

Возможно, дети, увлеченные такими прекрасными минутами общения с искусством, станут собирать репродукции, пластинки, скульптурные копии, фотографии, книги. Такую ак­тивность следует поощрять. Через некоторое время в коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, I желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное — преобразуется в сознании воспитанника образ достойного Человека, его достойной жизни, его интересов.

Защита проекта (проект — мечта)

Демократизация общества содействовала распространению и укреплению «Защиты проек­та» как формы групповой деятельности детей. В ней ребенок проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегод­няшней его повседневности.

В проекте — мечте участник выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные инте­ресы с общественными, как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдель­ных жизненных проблем. Он создает проект того, что, по его мнению, нуждается в творческом перевоссоздании и что могло бы отвечать нуждам достойного человека в достойной его жизни.

Тематику проектов диктует сама действительность. Ее могут предлагать вожатые, сами дети, она может рождаться в ходе работы органа самоуправления. Нередко приглашение к созданию проектов следует вслед за острым конфликтом, разгоревшимся в лагере. Вот примеры темати­ческого содержания таких проектов: "Наш лагерь через 50 лет", «Спортплощадка, построен­ная мною», "Искусство в нашем лагере", "Внешний образ вожатого и воспитанника в буду­щем веке", "Лагерь для моих внуков".

Первоначально для защиты мечты-проекта можно создать свободные группы с набором же­стких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника-пропагандиста, конформиста, финансиста. Обсуждение проекта таким образом запрограммировано в его це­ремониале, содержание же остается свободным и непредсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться от групповых проектов, обратясь к обсуждению индивидуального варианта творческих картин будущего.

Чтобы "проект-мечта" стал для воспитанников творчеством и заботой, игрой и интеллекту­альным трудом, надо, наряду с широкой рекламой и состоятельным стимулированием, орга­низовать консультацию как по оформлению проекта, так и по церемонии его защиты. Инст­рукции помогают детям обрести уверенность. Опираясь на известные формы поведения во время защиты, участник может мысленно не один раз проиграть свое поведение во время защиты, это освобождает его энергию на содержание проекта, он перестает беспокоиться о своем положении во время защиты проекта, больше думая о "проекте", чем о "защите".

Конечно же, объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, весе­лым и добрым, так, чтобы каждому захотелось создать свой "проект-мечту". Вожатые должны поддержать это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.

Наилучшим вариантом организации творческой деятельности будет групповая работа по созданию проектов, которая сплачивает детей, позволяет участвовать в проекте и застенчиво­му, и не очень способному, и молчаливому. Но нельзя недооценивать влияние индивидуаль­ных проектов и персональных защит, где отдельная личность предстает перед всеми в своей неповторимости и автономности.

Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: "за самый смелый проект", "за самый изящный про­ект", "за самый обоснованный проект", "за самый красивый проект" и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.