Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Турнир знатоков этикета




Час тихого чтения

"Час тихого чтения" возникает в противовес беспередельному увлечению детей теле-и ви­деофильмами, вытесняющими из жизни ребенка общение с книгой, освобождающими разви­вающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.

В тот день, когда проводится "час тихого чтения", дети и вожатые приносят с собой книгу, которую они "сейчас читают", им предоставляется общее для всех членов коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появ­ляются листовки-памятки, напоминающие детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные дети забывают захватить с собой книгу. Но и этот редкий случай предусматривает­ся: вожатые и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат забывшему; но ребе­нок успеет выбрать книгу и в библиотеке, потому что она именно в это время открыта.

Воспитательный потенциал "часа тихого чтения" не исчерпывается до конца, если по окон­чании его не обнародуется список читаемых детьми и вожатыми книг. Этот список вывешива­ется к концу дня: "Что сегодня мы читаем" и "Что читали дети". Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических зна­ний.

"Час тихого чтения" может проводиться в лагерном масштабе или отрядами. В первом случае условия для его проведения создать легче, во втором случае — труднее: появляется надобность в отдельной комнате с плотной звукоизоляцией, в удобном последующем режиме дня отдельной группы.

Прочитанное за этот "час" (его время определяется возрастным и интеллектуальным разви­тием детей), как правило, не обсуждается. Но, если педагог отдельного отряда сочтет необхо­димым такое обсуждение, он сокращает время на чтение и предлагает детям рассказать о книге, которую они читают. При этом чрезвычайно важной является одна методическая и этическая деталь: что бы ни читали дети, их выбор не должен иметь оценки, нет "хорошего" или "плохого" чтения: всякое чтение достойно, из всякой книги можно извлечь ценное, будь это сказка или философский трактат.

Идею "часа тихого чтения" порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.

Это очень веселая форма групповой деятельности, эффективное средство для формирования у детей положительной установки к этикету. Ненавязчиво, легко и наглядно разворачивается перед детьми широкий спектр регламентированных общепринятых форм поведения. Они выступают как давно решенные поведенческие задачи, как наиболее оптимальный вариант) поведения в типичных ситуациях. Ознакомление с этикетом — это расширение индивидуального поведенческого опыта. Соблюдение этикета — это освобождение человека от необходи­мости заново решать часто повторяющуюся задачу человеческого общежития. Несмотря на то, что этикет направляет свои предписания на внешние формы поведения, и эта внешняя| форма может быть использована при разном содержательном наполнении обучению, этой форме следует уделять достаточное педагогическое внимание, так, чтобы ребенок с возрастом легко| владел культурными, поведенческими формами для выражения своих отношений.

Турнир знатоков этикета — командное состязание. Обычно команды составляются из ребят одного отряда, а состязание идет между двумя отрядами. По мере усвоения игровых правил рождаются разнообразные способы создания команд. Например, команда девочек приглашает команду мальчиков проверить свои рыцарские качества. Возможны разновозрастные команды;

очень остро проходит игра при введении команды из взрослых людей — тогда участники созда­ют свободную команду из лучших "этических" сил, чтобы достойно сражаться с противником.

Судейская команда (жюри, комиссия) составляется, как правило, из детей разных отря­дов, туда приглашаются принципиальные ребята и "звезды" общелагерных симпатий, в чис­ло судей может входить и вожатый.

Однако успех турнира решают два условия. Первое - содержание состязательных задач, выдвигаемых перед командами последовательно, от тура к туру: они непременно должны но­сить характер ситуационный, так, чтобы исполнение задачи театрализовалось и являлось зре­лищным воплощением этического правила — отношения к человеку.

Второе — комментарий ведущего, вскрывающий сущность правил этикета, его тонкости и жесткие регламентации в виде "надо", "нельзя". Комментарий ведущего следует за выполне­нием задачи, поставленной перед командой, и, предшествует моменту судейской оценки — таким образом обеспечивается единый критерий оценок.

Обеспечение этих двух условий и составляет всю подготовительную работу по организации турнира. Правда, если не считать общеорганизационных компонентов, таких, как красочное веселое объявление, приготовление зала для болельщиков, мест для соревнующихся, музы­кальные заставки, юмористические призы и прочее.

Методика же составления этических задач предельно проста: в одном и том же разделе свода правил по этикету выбираются две однотипные нормы (например, как пользоваться чайной ложкой, как пользоваться столовой ложкой) — их и предлагается продемонстрировать поочеред­но представителям команд; так как эти разделы в литературе по этикету традиционно выстраива­ются по принципу "сферы жизни человека" ("в транспорте", "в театре", "в гостях" и т.д.), то контрольные задания, предъявляемые командам, будут разнообразны, они как бы окунают участников в разные сферы человеческой жизни (например, "пригласить даму в театр", "сесть в автомобиль", "развлечь гостью", "предложить финансовую помощь попавшему в беду").

От тура к туру задания должны усложняться, а предлагаемые ситуации вынуждать участника к творческому мышлению. Эти сложные ситуации подсматриваются в жизни: вот мужчина с зонтом стоит на автобусной остановке, а рядом без зонта мокнет под дождем женщина; вот в электропоезде пассажир начинает лакомиться конфетами; вот в театральном вестибюле оторва­лась у кого-то и зазвенела по полу пуговица; вот гостю предлагают блюдо, которое ему проти­вопоказано, и т.д.

Проводя первый турнир знатоков этикета, необходимо предвидеть серию последующих, так как данная игровая форма групповой деятельности увлекает детей и рождает у них желание еще раз пережить момент захватывающего состязания. Но данная форма деятельности может возникать и спонтанно, в контексте какой-либо другой деятельности: во время литературной гостиной, на философском столе, на вечере отдыха, на встрече друзей и др.

Добавим: ни в коем случае нельзя забывать, что турнир знатоков этикета — игра и шутка, проверка сил и веселье, дружеское состязание и удовольствие. Он проводится ритмично, легко, изящно, остроумно и мягко, так, чтобы эта игра никого не обидела, а наоборот, возвысила и уверила в собственных возможностях, "утеплила" взаимоотношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.