![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория макроэкономической политики Я.Тинбергена
Содержание, цели и инструменты макроэкономической политики государства
Опыт развитых стран мира показывает, что государство должно выполнять следующие основные экономические функции: 1) законодательное обеспечивать функционирование рыночной и бюджетной систем; 2) защищать конкурентную среду; 3) перераспределять национальный доход и богатство; 4) влияние на перераспределение ресурсов с целью изменения структуры национального производства и продукта; 5) контролировать уровень занятости и инфляции; 6) стимулировать экономический рост. Эти функции государство реализует через экономическую политику - систему макроэкономических целей, средств (инструментов) и методов их достижения с помощью управленческих решений. Вообще модель принятия макроэкономических решений можно представить уравнением: где ЦФ – целевая функция (цель); Зі – средства (инструменты) достижения целей; РЗі – рыночные изменения. В моделях государственного управления цель всегда заранее заданная величина: определенный результат, которого правительство стремится достичь в результате экономической политики. Примером целей государственной политики могут быть: достижение определенного объема национального производства или темпа экономического роста, снижения уровня инфляции, дефицита государственного бюджета, обеспечение полной занятости и т.п. Инструменты влияют на цель не прямо, а опосредованно, через рыночные переменные - промежуточные процессы и явления между целями и средствами их реализации. Эти средства могут быть экономическими или административными. Например, воздействуя с помощью монетарной политики на уровень инфляции Элементами макроэкономической политики являются следующие составляющие: - бюджетно-налоговая (фиксальная) - денежно-кредитная; - внешнеэкономическая; - социальная (политика доходов). Каждая составляющая макроэкономической политики имеет свои инструменты (средства) воздействия. Например, фискальная политика использует следующие инструменты: – налоговые ставки; – налоговые льготы; – база налогообложения; – режим налогообложения; – структура расходов; – распределение налоговых доходов по уровням бюджетов; – балансирование бюджетов и т.д. Инструментами денежно-кредитной политики являются: – норма обязательных банковских резервов; – нормы межбанковских кредитов; – норма процента по государственным облигациям, сроки их выпуска и погашения; – норма учетной ставки и т.д. Инструментами внешнеэкономической политики являются: – изменения в валютном курсе; – льготы для работающих на экспорт; – таможенная политика; – квотирование и т.д. Инструментами социальной политики являются: – дифференциация ставок налогообложения доходов; – обязательное государственное страхование на случай безработицы; – социальное страхование потери трудоспособности; – пенсионное страхование; – различные виды социальной помощи и т.д. Не любой инструмент пригоден для реализации выбранной цели. Например, средства фискальной политики применяют для: стимулирования (ограничения) объемов производства, стимулирования (ограничение) совокупного спроса, преодоление диспропорции на товарном рынке, влияния на уровень занятости, перераспределения доходов и т.д. С помощью денежно-кредитной политики влияют на: изменение совокупного спроса и совокупного предложения; склонности к инвестиционной деятельности и т.п.
Использование инструментов внешнеэкономической политики способствует расширению или ограничению экспортных возможностей государства. Социальная политика через присущие ей способы воздействия осуществляет перераспределение доходов, ограничивающий безработицы и т.д., обеспечивая необходимый уровень потребления в обществе. К административным инструментам макроэкономической политики государства относятся: – законодательная и регулирующая деятельность субъектов экономики; – прогнозирование и индикативное планирование экономических процессов, объемов производства, уровня цен и т.д.; – прямой государственный контроль монопольных рынков; – разработка государственных норм и стандартов; – лицензирование; – квотирование; – консервирование части природных ресурсов и т.п. Практически ни один экономический инструмент не может работать без администрирования. Там, где фактор времени является определяющим, действующих средств лучше, чем административных, нет. Важно и то, что неэффективные административные решения можно быстрее отменить и прекратить их действие. А прекращение действия экономических средств требует больше времени и включает в себя эффект мультипликации негативных эффектов.
Базовой теорией макроэкономической политики считают теорию голландского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике (1969 г.) Яна Тинбергена. Он определял следующие компоненты экономической политики: - цели экономической политики, направленные на максимизацию общественного благосостояния; - целевые показатели, которых стремятся достичь в процессе реализации политики; - средства (инструменты) достижения целей; - модель экономики, которая позволит выбрать оптимальный масштаб применения политических мер, направленных на достижение поставленных целей определенными инструментами (средствами). Если обозначить цели как N1 (увеличение объемов национального производства) и N2 (снижение уровня инфляции), а инструменты как З1 (средства фискальной политики) и З2 (средства монетарной политики), то функции целей будут иметь такой вид:
То есть, каждую цель можно реализовать двумя инструментами. Чтобы достичь цели в оптимальном варианте, необходимо решить эти уравнения относительно средств З1 и З2, получим:
Из уравнений (11.3) и (11.4) можно сделать вывод, что национальное хозяйство может достичь заранее определенных (желаемых) целей благодаря правильному выбору значений инструментов, соблюдая ограничения:
Например, правительство ставит задачи на следующий год сохранить потенциальный объем ВВП и снизить инфляцию где G – расходы государственного бюджета; М – предложение денег;
Запишем эти уравнения через изменения основных инструментов воздействия: Поскольку желание правительства иметь Δ Используя формулы (11.3) и (11.4), получим: Таким образом, модель Я.Тинбергена дает возможность определить количественные изменения в составляющих макроэкономической политики, чтобы достичь запланированных целей. Однако инструменты политики должны быть настолько эффективными и независимыми, чтобы изменения их значения позволяли реализовать заранее указанную цель.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |