Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность экономической политики государства




Экономическая политика государства может быть активной (стратегия активизма) или пассивной. Активные действия государства в сфере экономики поддерживают кейнсианцы, аргументируя это следующими факторами:

- механизмы рыночного саморегулирования не всегда обеспечивают макроэкономическое равновесие, ведь последнее имеет место и по уровню безработицы, что значительно превышает естественный уровень;

- в условиях монополизированной рыночной экономики нарушенное равновесие длительный период не способно к самовосстановлению;

- правительственные прогнозы имеют высокую степень достоверности и могут успешно реализовываться;

- правительства стран имеют действенные средства (инструменты) воздействия на совокупный спрос , а через него и на объем выпуска, уровень занятости, уровень доходов и уровень цен.

Сторонники пассивной стратегии (монетаризм и неоклассики) отрицают не самоосуществление правительственного влияния на экономику, а возможность эффективного регулирования. Их аргументы таковы:

- влияние на экономику средств фискальной и денежно-кредитной политики может быть только краткосрочным. В долгосрочном периоде экономика через механизм саморазвития достигает полной занятости и потенциального объема производства;

- прогнозы правительства имеют высокий уровень достоверности только в стабильной экономике, а в условиях депрессивной экономики они не срабатывают;

- временные лаги уменьшают эффективность экономической политики.

Временные лаги, связанные с опозданием реакции правительства на проблемы экономики, есть двух видов:

- внутренние - период между возникновением необходимости в принятии определенного управленческого решения и его утверждением. Например, налоговый кодекс Украины обсуждается уже более десяти лет и на сегодня еще не принят Верховной Радой Украины;

- внешние - период между принятием управленческого решения и периодом, когда уже есть результат (эффект) влияния инструментов на состояние экономики. Внешние лаги, связанные с мультипликативными эффектами, начинают действовать не сразу, а через 0,5 - 2 года. Это делает внешние лаги достаточно большими.

Следовательно, временные лаги, недостаточная достоверность прогнозов, постоянно действующая противоречивость между текущими (краткосрочными) и стратегическими (долгосрочными) целями, согласно концепции антиактивистов, сводят на нет эффективность государственного вмешательства. Поэтому необходимо ввести общие правила экономического поведения, которые были бы приемлемы в любых условиях.

В сфере денежно-кредитной политики таким правилом должно быть обеспечение приоритетности стабильности цен, что достигается через соблюдение «денежного правила» М. Фридмена: ежегодный прирост денежной массы должен покрывать ежегодный прирост ВВП и учитывать изменение скорости обращения денег .

В области фискальной политики следует руководствоваться правилом обеспечения бездефицитного бюджета, ограничив использование этого дефицита как средства стимулирования экономики, поскольку он обеспечивает инфляционный рост.

Преимущества и недостатки каждой из стратегий также связаны с феноменом эффективности экономической политики. При оценке государством эффективности своих проектов и средств регулирования экономики существуют важные особенности при определении затрат и результатов. Если для частного сектора определяющим критерием целесообразности осуществления инвестиционных проектов является их прибыльность, то для государства важное значение имеет общественная полезность таких проектов. Например, успех борьбы с атипичной пневмонией не может определяться уровнем доходности вирусологов и фармакологов, главным эффектом этой борьбы является сохранение человеческой жизни и здоровья.

Для расчета затрат на ресурсы и доходы от реализации продуктов и услуг частный сектор пользуется рыночными ценам, а государство не всегда может воспользоваться ими. На некоторые блага рыночной цены не существует, потому что эти ресурсы не продаются и не покупаются на свободном рынке. Например, не существует рыночной оценки нерукотворных лесов, озер, рек, чистого воздуха, спасенной жизни подобное.

Рыночные цены не отражают общественные предельные издержки или выгоды. Например, если рынок не обеспечивает полной занятости, а государство гарантирует ее, то правительство может не рассматривать ставку заработной платы отдельной личности как критерий предельной общественной стоимости найма, ведь действия государства как раз и необходимы, потому что существуют отказы рынка.

Если рынки капитала не работают достаточно эффективно, правительство может не воспользоваться рыночной процентной ставкой для расчета будущих затрат и результатов. То есть, при отсутствии отказов рынка для оценки эффекта государственного вмешательства в экономику правительство должно воспользоваться рыночными ценами, а при условии неудач рынка использовать нерыночные цены.

Определение экономического эффекта от осуществления правительственной политики осложняется тем, что выгоды от правительственного проекта не распределяются равномерно среди населения. Например, эффект строительства дамбы, предотвращающей половодье, для западноукраинского региона используют только определенные территориальные общины. А при предоставлении правительством поддержки уязвимым слоям населения иметь место индивидуальные и общественные выгоды.

Существует еще много факторов, осложняющих подсчеты экономической эффективности деятельности правительства.

Проблемы эффективности правительственного влияния на экономику исследовал в конце XIX в. немецкий экономист А.Вагнером. На основе анализа эмпирических данных он сформулировал закон, который выражает связь между правительственными расходами и объемом национального производства. Содержание «закона Вагнера» заключается в том, что социальный прогресс вызывает рост экономической активности государства - рост правительственных расходов, темпы которого превышают темпы прироста объемов национального производства.

Действие этого закона обусловливают три причины:

1) относительный рост расходов на государственное управление, законность и правопорядок, на регулирование экономической деятельности в соответствии с развитием общества;

2) высокая эластичность спроса (по доходу) на культурную и благотворительную деятельность государства;

3) экономическое развитие сопровождается ростом промышленных монополий, что требует государственного контроля.

Закон Вагнера оказался предметом довольно жесткой критики: его противники утверждают, что А. Вагнер эту связь не вывел, а сформулировал и поэтому его теорию можно использовать как основу прогнозирования будущего.

Наиболее распространенной современной теорией определения эффективности правительственной политики является Парето -эффективность. Итальянский экономист В.Парето сформулировал оптимальную ситуацию для максимизации общественного благосостояния, которая вошла в экономическую теорию под названием «оптимум Парето». Оптимум Парето - это максимум благосостояния, при котором невозможно улучшить положение любого путем изменения объема производства и обмена, не ухудшив положение других.

Оптимальное Парето-перераспределение ресурсов - такое перераспределение, когда один индивид получает удовольствие при передаче полезности другому индивиду (благотворительные пожертвования и т.д.).

Парето-эффективной называют экономику, в которой никто не может обогатиться иначе, как за счет обеднения других. И хотя большинство изменений правительственной политики приводит к обогащению одних и обеднению других, в обществе все же происходят такие изменения, при которых определенные группы людей обогащаются, но не за счет других. Если такие изменения обусловлены правительственной политикой их называют государственными парето-усовершенствованиями. Если нет изменений, которые смогли бы улучшить благосостояние одних, не ухудшив благосостояния других, то считается государственное распределение ресурсов парето-эффективным (Парето-оптимальным). Безусловно, отдельные действия правительства могут не быть парето-усовершенствованиями.

Сделаем несколько выводов:

1) место и роль правительства в экономической жизни общества оценивается неоднозначно по причине противоречивости целей политики, инструментов, средств, интересов различных общественных групп, интересов избирателей и органов исполнительной и законодательной власти, а также в связи с отказами рынка, значительной дифференциацией доходов в обществе и т.д.;

2) распределение функций между рынком и государством осложняется отсутствием четкого критерия для определения отказов рынка и выявление их причин;

3) правительство принимает решение исходя не чисто из общественных, а и индивидуальных интересов и поэтому важны механизмы их согласования;

4) эффективность правительственного влияния на экономику не содержат четких критериев, которые имеют опасность отрицательного эффекта и усиливает скептическое отношение к правительственной политике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.