Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как этап социологического исследования




Анализ данных

РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

АНАЛИЗ ДАННЫХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

 

Анализ и интерпретация собранной информации является одним из завершающих и самых важных [240] этапов социологического исследования, в ходе которого проверяются исходные гипотезы, выявляются новые проблемы, делаются соответствующие выводы и предложения. При этом описание преобразуется в понимание и объяснение социальной реальности.

Данные – структурированная информация, фиксированная в определенной форме, пригодной для соответствующей обработки, хранения и передачи. Различают первичные и вторичные данные. Первичные данные обычно получают в результате проведения качественных и количественных исследований. Эти данные отличаются тем, что собираются точно в соответствии с поставленной целью, и вероятность их недостоверности весьма невелика. Вторичные данные – это разнообразная информация, которая ранее была уже кем-то собрана, причем в целях, не обязательно соответствующих тем задачам, которые ставятся в исследованиях, направленных на сбор первичной информации. В ПР- и рекламной деятельности в качестве источников вторичных данных выступают: внутрифирменная информация, официальная государственная статистика, публикации в прессе, открытая отчетность коммерческих структур и т.д.

Анализ данных – это процесс обобщения исходной («сырой», неструктурированной) информации. Чтобы перейти к анализу, необходимо собранную в ходе полевого этапа первичную социологическую информацию соответствующим образом структурировать, т.е. сделать доступной для обозрения и непосредственного изучения. Это вытекает из следующего: сложность социальных объектов, общественного мнения в том числе, приводит к тому, что непосредственный (визуальный) анализ полученных (многообразных и разнородных) данных невозможен. Поэтому приходится прибегать к «сжатию» первичной информации, чтобы в итоге получить обозримую форму представления структуры исходных данных. Для подобного «свертывания» информации вполне подходят статистические и математические методы как методы обработки, сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных в ходе социологического исследования. Это могут быть, например, различные формы дискриптивной статистики (среднее, мода, медиана, дисперсия, энтропия), различные виды анализа зависимости между характеристиками (коэффициенты корреляции и сопряженности) или методы многомерного анализа. Для проведения анализа массива данных социологи активно применяют компьютерные программы математико-статистической обработки данных. Специализированные математические пакеты обладают большими возможностями обработки данных. Согласно официальным данным Международного статистического института, число статистических программных продуктов приближается к тысяче. Среди программных средств выделяются такие пакеты, как Statistica, SPSS и другие, которые имеют большой набор статистических функций (факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, многомерный анализ и т.п.). Эти пакеты содержат средства для визуальной интерпретации полученных результатов (графики, диаграммы и т.д.). Большим спросом при обработке данных массовых опросов пользуется одна из старейших систем статистического анализа и управления данными – SPSS. Пакет SPSS построен как традиционная база данных: накопление массива информации, его формализация и представление результатов статистической обработки массива в виде отчета.

Характер отображения полученных в ходе социологического исследования данных предопределяется, в первую очередь, формой обобщения первичной информации. А этих форм существует множество, поэтому «понятие «анализ» на различных этапах социологического исследования трактуется по-разному. Если исходить из упрощенной схемы социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные, то она состоит из трех уровней (это тот случай, когда имеет смысл горизонтальное и вертикальное строение понятийного аппарата): концептуальная схема исследования, включающая определение предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования (гипотезы могут и отсутствовать); методика сбора эмпирических данных, то есть эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования (в широком смысле включающий и методы измерения); методика обработки данных, то есть формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов (в том числе разные виды кодирования текстовой информации, построение пирамиды обобщений)… на последнем из трех уровней анализ может интерпретироваться как статистическая обработка информации, применение какого-нибудь математического метода, вычисление некоторого логического индекса (обобщенного показателя, полученного на основе некоторых эмпирических индикаторов посредством использования логических операций), так называемое осевое кодирование транскриптов и т.д. На втором уровне речь идет об анализе познавательных возможностей вопросов анкеты или другого рода эмпирических индикаторов. Если же взять первый уровень, то под анализом могут пониматься различные логические схемы проверки гипотез исследования (если таковые в исследовании имеются), логика интерпретации эмпирических закономерностей, логика проведения таких видов анализа, как типологический, факторный, причинный».[241]

Обычно в силу того, что гипотезы подразделяются на описательные и объяснительные, выделяют два основных класса процедур анализа: дескриптивные процедуры (группировка, классификация, типологизация) и аналитические процедуры (установление причинно-следственных и функциональных связей).

Дескриптивные процедуры предназначены для описания полученных данных и сводятся, в основном, к оформлению и интерпретации одномерных и двумерных распределений респондентов по их ответам на вопросы анкеты. Аналитические процедуры направлены на объяснение полученных данных и сводятся, в основном, к выявлению связей между типами ответов на вопросы анкеты и установлению причинно-следственных и функциональных отношений (оценка характера, направленности и иных связей между типами ответов). Надо отметить, что при проведении опросов общественного мнения зачастую исследование завершается на первом уровне (первичный анализ: статистическая обработка данных), тогда как второй уровень (вторичный анализ: системный анализ проблемы) отдается в руки экспертов-специалистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.