КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа 2. Методы исследования вкусовой и обонятельной чувствительности испытателей
Цель работы: изучить методы подготовки и тестирования испытателей в области органолептической оценки кулинарной продукции, выявить вкусовую и обонятельную чувствительность своих органов чувств. Вопросы для самоподготовки: 1. Экспертный метод измерения качества. Условия применения метода, формирование экспертной комиссии, способы проведения экспертизы. 2. Органолептическая оценка качества продукции общественного питания. 3. Терминологические и организационно-методические стандарты на органолептический анализ. 4. Шкала органолептической оценки качества кулинарной продукции. Методика проведения органолептической оценки. Порядок выполнения работы: Задание 1. Идентификация вкусов. Вкус – это ощущение, возникающее в результате воздействия различных растворенных веществ на рецепторы, отражающее свойства стимула и физиологические особенности индивида. К основным вкусам по ГОСТ Р ИСО 5492 относят: кислый, сладкий, горький, соленый, металлический, умами. Для воспроизведения этих вкусов используют водные растворы эталонных химических веществ, указанных в таблице 2. Концентрация эталонных веществ в растворах соответствует порогу распознавания вкусов. Таблица 2 - Тестируемые растворы для идентификации вкусов
Основная задача испытателей в этом тестировании: научиться распознавать основные вкусы и отличать их друг от друга. Каждый испытатель обладает индивидуальной чувствительностью к распознаванию вкусов. Рецепторы вкуса отличаются большой специфичностью и определенным образом группируются на поверхности языка. Кончик языка более всего чувствителен к сладкому, основание его – к горькому, края в задней части языка сильнее ощущают кислый вкус, а в передней – соленый. Разнообразные вкусовые ощущения возникают в ротовой полости с разной скоростью: быстрее всего соленый вкус и почти столь же быстро сладкий, несколько медленнее кислый и медленнее всего горький. Учитывая эти особенности восприятия вкуса, испытатели должны соблюдать следующие правила: · растворы вкусовых веществ пробовать поочередно, без спешки, · из стаканчика в ложку набрать около 15 см3 раствора, · поместить раствор в полость рта, распределить его по всей поверхности ротовой полости и задержать на 5…10 с, · после дегустации каждого образца освежать полость рта кипяченой водой. Испытателям предлагают от 9 до 15 образцов с растворенными вкусовыми веществами, повторяя некоторые разведения, а также включая один или два сосуда, содержащих воду. Всем образцам присваивают индивидуальный трехзначный код, известный только руководителю испытаний. После каждого тестирования испытатели идентифицируют вкус и регистрируют свои оценки в анкете (табл.3), при этом испытатели не должны советоваться и обмениваться мнениями. Таблица 3 - Анкета по идентификации вкуса
Задание 2. Ознакомление с различными типами порогов чувствительности. В этом задании испытатели должны научиться распознавать и дифференцировать различные типы порогов восприятия. К таким порогам относятся: порог обнаружения – минимальный стимул необходимый для появления ощущения; ощущение не может быть идентифицировано; порог распознавания - минимальный стимул, позволяющий качественно описать характер ощущения; дифференциальный порог – минимальное изменение количества стимула, вызывающее изменение интенсивности ощущения. Испытателям предлагаются для тестирования растворы трех вкусовых веществ. Для каждого вкуса используют разведения от D1 до D8, приготовленные в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3972-2005. Сосуды закодированы посредством трехзначного номера. Сосуды дегустируют один за другим в порядке возрастания концентрации. Непосредственно после каждого определения испытатели должны внести в анкету (табл. 4) отсутствия ощущения или вызванные ощущения вкуса. Таблица 4 - Анкета для ознакомления с различными видами порогов восприятия
Задание 3. Обучение испытателей обнаружению и распознаванию запахов. Исследования проводят на образцах пряностей. Специфический аромат пряностей обусловлен наличием в них эфирных масел и алкалоидов. Данные о составе ароматических и вкусовых веществ в пряностях приведены в таблице 5. Таблица 5 - Состав ароматических и вкусовых веществ пряностей
Испытателям предоставляют стеклянные бюксы с притертой пробкой, в которые помешены образцы пряностей. Испытания проводят прямым методом распознавания, для чего исследователи, последовательно открывая крышки бюкс, определяют запах каждого образца. Результаты опознания пряностей оформить в таблице 6. Таблица 6 - Анкета для идентификации запахов
ВЫВОДЫ: Сделать вывод о степени восприимчивости своих органов чувств для работы в качестве эксперта кулинарной продукции.
РАБОТА 3. Основы технических измерений. Средства измерений и их метрологические характеристики Цель: изучить методы измерения физических величин, используемые при исследовании качества пищевой продукции; ознакомиться со средствами измерений и их метрологическими характеристиками. Вопросы для самоподготовки:
Приборы и посуда: рефрактометр лабораторный, весы настольные циферблатные; набор ареометров стеклянных, градуированных при 20 °С, термометр лабораторный ТЛ-2 с диапазоном измерений от 0 до 100 °С, бюретка вместимостью 10-25 см3, цилиндр мерный вместимостью 100 см3, сушильный шкаф, стаканы стеклянные лабораторные, бюксы металлические с песком и стеклянной палочкой. Реактивы: 20%-ный раствор сахара, 0,1 н раствор натрия гидрат окиси, 1%-ный спиртовой раствор фенолфталеина, 1%-ный раствор лимонной кислоты. Порядок выполнения работы: Задание 1. Измерение температуры воды в водяной бане. Водяная баня предназначена для поддержания температуры при выполнении измерений. Например, при определении жира методом Гербера необходима водяная баня с температурой 65±2°С. Температуру измеряют лабораторным термометром. Ртутный лабораторный термометр с диапазоном измерений от 0 до 100 °С поместить в водяную баню и выдержать в течение 3 мин. Снять показания со шкалы термометра. Отсчет показаний должен производиться по касательной к вершине выпуклого мениска. Результаты измерений и метрологические характеристики термометра занести в табл. 8. Таблица 7 - Пределы допускаемых погрешностей для термометра ртутного лабораторного ТЛ-2
Задание 2. Измерение плотности сахарного раствора. Измерение плотности растворов производят с помощью набора ареометров. В сухой стеклянный цилиндр, диаметр которого в 2-3 раза больше диаметра утолщенной части ареометра налить исследуемый раствор сахара, температура которого должна быть 20 °С. В жидкость опустить чистый и сухой ареометр таким образом, чтобы не смочить часть прибора, находящуюся над жидкостью. Ареометр не должен касаться стенок и дна цилиндра. Когда ареометр примет устойчивое положение, по нижнему краю мениска снять показания с точностью до третьего десятичного знака. При снятии показаний глаз наблюдателя находится на одной горизонтальной плоскости с поверхностью жидкости. Результаты измерений и метрологические характеристики ареометра занести в табл. 8. Задание 3. Измерение массовой доли сухих веществ рефрактометрическим методом. Рефрактометр предназначен для непосредственного измерения показателя преломления жидких и твердых тел и для определения концентрации растворов. Перед началом работы необходимо установить нуль-пункт. Для этого на призму рефрактометра нанести 1-2 капли дистиллированной воды, закрыть призму, лучи от источника света направить на входную грань осветительной призмы. Через окуляр зрительной трубы совместить границу светотени с перекрестием сетки, с помощью ключа установить нуль-пункт. Рефрактометр подготовлен к работе. Призму рефрактометра промокнуть фильтровальной бумагой, нанести 1-2 капли исследуемого раствора и произвести замер по верхней шкале - коэффициента преломления, или по нижней шкале – концентрации раствора. Результаты измерений и метрологические характеристики рефрактометра занести в табл.8. Пределы допускаемой погрешности измерений: по шкале сухих веществ (по сахарозе) - ± 0,1%; по шкале показателей преломления - ± 1∙10-4 nD. Задание 4. Измерение массы на весах лабораторных. Весы лабораторные предназначены для определения массы вещества при проведении лабораторных анализов в различных отраслях народного хозяйства. При проведении измерений необходимо соблюдать условия измерений. Номинальные значения влияющих величин при измерении массы: температура воздуха - 20±5 °С; относительная влажность воздуха - от 30 до 80%. Перед началом работы проверьте весы по уровню. Включите весы в сеть, включите тумблер. Проверьте положение нулевой отметки, в случае необходимости подрегулируйте ручкой установки нуля. Положите взвешиваемый груз на чашку весов и снимите отсчет. Метрологические характеристики весов (диапазон измерений, предел допускаемой погрешности, цену деления) определите по техническому паспорту. Результаты измерений и метрологические характеристики весов лабораторных занести в табл.8. Задание 5. Измерение объема раствора с помощью бюретки. Для измерения объема растворов при титровании используют лабораторные бюретки различной вместимости ГОСТ 29251-91. Предел допускаемой погрешности для лабораторных бюреток 2 класса точности равен цене деления. Подготовленную бюретку заполнить 0,1 н раствором NaOH. В коническую колбу отобрать с помощью мерного цилиндра 5 мл 1%-ного раствора лимонной кислоты, добавит 2-3 капли 1%-ного спиртового раствора фенолфталеина. Оттитровать исследуемый раствор щелочью до появления розового окрашивания, не исчезающего в течение 1 мин. Снять показания со шкалы бюретки. Результаты измерений и метрологические характеристики бюретки занести в табл.8. Таблица 8 – Метрологические характеристики средств измерений
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |