КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для магистральных газонефтепроводов
Локальная термомеханическая обработка сварных, швов труб Влияние МТО на время до разрушения и длительную пластичность стали
В последние годы в связи с повышением рабочего давления и увеличением диаметра магистральных газонефтепроводов, а также освоением новых месторождений газа и нефти в северных районах, существенно возросли требования к надежности металла труб, особенно к сопротивлению хрупкому, разрушению основного металла и сварных соединений. Существующие способы дуговой и высокочастотной сварки труб обусловливают различия свойств основного металла, шва и околошовной зоны, при этом ударная вязкость шва и переходной зоны ниже, чем основного металла. Повышение качества сварных соединений может быть достигнуто принципиально тремя путями: легированием, локальной термической (ЛТО) или локальной термомеханической обработкой (ЛТМО). Первое направление связано со снижением скорости сварки и существенным удорожанием труб в результате использования дефицитных легирующих элементов; второе и третье можно реализовать без изменения основной технологии производства труб. Исследования выявили аналогичный характер изменения свойств сварных соединений (проволока Св10Г2, флюс АН-60) после ЛТМО стали марок 17Г1С, 17Г2АФ, 16Г2САФ, 12Г2АФЮ. Технология ЛТМО состоит из индукционного нагрева области сварного соединения (и частично основного металла) до 950—1060 °С, раскатки валками валика усилия шва со средним обжатием около 22 % до толщины стенки основного металла, закалки с регламентированным охлаждением (25—80 °С/с), отпуска с индукционным нагревом при температурах 650—700 °С с выдержкой около 5 мин. ЛТМО обеспечивает наиболее низкую температуру перехода металла в хрупкое состояние, особенно при ужесточении критериев оценки (табл. 35.16). Снижение скорости охлаждения при закалке позволяет уменьшить уровень прочности после ЛТМО (табл. 35.17) и существенно снизить критическую температуру хрупкости металла шва. Изменения механических свойств сварных соединений стали марок 16Г2САФ и 17Г1С после ЛТМО в зависимости от изменений химического состава основного металла и сварочной проволоки в пределах всего диапазона плавочных составов приведены ниже:
16Г2САФ 171С sв, МПа,..735—607 598—559 sт, МПа... 677—509 598—456 d5, %.... 19—26 22,6—29 y, %.... 59—68,5 63,5—69 КСU, МДж/м2 0,68—0,88 0,71 — 1,25 Примечание. Ударную вязкость определяли для стали 16Г2СЛФ при t =-60 °С, для стали 17Г1С — при t =-40 °С.
Таблица 35.16 Критическая температура хрупкости (t кр, °С) металла шва после различных видов обработки (сталь марки 16Г2САФ) (по данным В.М. Янковского, Л.И. Шайтан, И.З. Машинсона)
Следует отметить, что после сварки металл шва при близких значениях временного сопротивления в сравнении с ЛТМО имеет низкую ударную вязкость, а именно для стали 16Г2САФ 0,1—0,35 и 17Г1С 0,1—0,55 МДж/м2. Опробование процесса ЛТМО на опытной заводской установке показало возможность реализации его в промышленных условиях. Испытания на сульфидное растрескивание выявили значительное повышение коррозионно-механической прочности после ЛТМО (значение рабочего напряжения после ЛТМО 353 МПа, после сварки 245 МПа). Помимо улучшения комплекса свойств сварного соединения труб ЛТМО приводит к следующим важным эксплуатационным преимуществам труб с раскатанным до уровня основной стенки швом: 1) устраняется концентратор напряжения по всей длине трубы, каким является шов; 2)улучшаются условия нанесения антикоррозионного покрытия в зоне сварного соединения; 3)отпадает необходимость в операции фрезерования концевых участков трубы; 4)устраняются участки повышенной хрупкости, неизбежно имеющиеся в трубе после местных ремонтов.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |