Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 3




Занятие 2

Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как пра­вило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихий­но сложившаяся иерархия поддерживает других и таким обра­зом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстри­руя его положительные и отрицательные стороны детям.


Психолог находится в групповой комнате, но никак не вме­шивается в детские игры.

Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

1) лидер;

2) товарищ лидера (прихвостень);

3) неприсоединившийся оппозиционер;

4) покорный конформист (баран);

5) «козел отпущения».

Значит, первый уровень I этапа групповой психокоррекции заканчивается, так как окончание этого уровня отличают 3 при­знака:

укрепившиеся роли,

стереотипные интеракции,

появление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа — это этап направленных игр, форми­рование осознаваемых навыков и действий; целенаправленно задается ведущим. Тем не менее необходимо включать спон­танные игры на определенное время в каждое занятие. Это на­зывается «свободное время». Обычно на него отводится 20 ми­нут в конце занятия.

1. Игра «Жмурки».

Цель: создание положительного эмоционального фона, уст­ранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры. Все дети идут, приплясывая и напевая какую-ни­будь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Под­водят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

— Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, На развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то Дернут за одежду.


2. Игра «Жучок».

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий сто­ит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с рас­крытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотро­нулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбира­ют с помощью считалки.

Свободное время.

Предложить дсгям сюжетно-ролевые игры, настольные игры.

3. «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на установление равенства и пересечение привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуе­мая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начи­нают чувствовать направленную на них агрессию, которая хо­рошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вто­рых, возникают спонтанные тактильные ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, ува­жительное отношение к ритуалу окончания занятия.

Тогда, когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, II этапу груп­пового курса, в котором большое внимание уделяется индивиду­альной работе в форме ролевых игр и других приемов.

II э т а п — реконструктивный.

К моменту начала II этапа психологу уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсатор­ные способы поведения каждого.

Индивидуальная психологическая коррекция происходит тог­да, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и на­капливает новый опыт общения. Это становится возможным тогда, когда ребенок удовлетворил свои фрустрированные по­требности (они часто служат источниками и обусловливают его неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в без­опасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребно­стей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры.


Удовлетворение потребности в признании невозможно без построения полного образа самого себя. Чтобы это реализовать, и используют методические приемы, такие, например, как об­ратная связь. Каждый ребенок получает обратную связь в спе­циально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты».

Умело организуя обратную связь, психолог помогает сфор­мировать более продуктивный образ Я. Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи, с осо­бенным акцентом на положительные стороны ребенка.

Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, по­могающие преодолевать неприятные для ребенка свойства ха­рактера, например трусость. Это игры «Необитаемый остров», «Страшные сказки».

После этих игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой, не всегда, конечно, хороший, но зато я могу слушать страшные сказки в темноте, сам их выдумать, я могу играть в необитае­мый остров, владеть собой».

Ключевой момент II этапа — это игра «День рождения». Во время этой игры и происходит усвоение требуемых качеств, «спу­скание» нужной характеристики личности, т. е. авансом сверху. Таким образом очерчивается зона ближайшего развития ребенка.

Отработка новых навыков общения особенно целенаправ­ленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать.

Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каж­дого ребенка, который ставится постепенно, в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.