КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы профессионального самоопределения 1 страница
ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Программа курса и учебное пособие
МОСКВА - 1998
Пчелинова Вера Владимировна - психолог, преподаватель психологии.
Пояснительная записка Данный учебный курс, подготовленный для студентов ИГА, сопрягается с другими учебными дисциплинами, а именно с курсом психологии труда и с курсами по семейному и возрастному консультированию. Все они направлены на развитие и воспитание у студентов культуры отношения к проблемам их будущей работы в качестве специалистов-практиков. Понятия, оформленные в словосочетаниях, - “профессиональ-ное самоопределение” и “выбор (смена) профессии” в данной работе рассматриваются как синонимичные. В пособии представлены два раздела, информирующие студентов о процессах профессионального выбора на самостоятельной основе и о возможностях психологической помощи при профессиональном самоопределении. Сведения, изложенные в первом разделе курса могут быть использованы при проведении лекционной и других форм массовой и групповой работы. Материал второй части важен для уяснения содержания индивидуальной профконсультативной деятельности.
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Общая характеристика процесса профессионального самоопределения и возможности самопомощи при выборе-смене специальности. 1.1. Ситуация выбора профессии и факторы ее образующие. 1.2. Значение позиции родителей и других старших членов семьи в ходе профессиональной ориентации. 1.3. Позиция учителя, другой социально-значимой личности при формировании представлений о профессиональном будущем. 1.4. Позиция товарищей, мнения сверстников о профессиональных намерениях оптанта - субъекта профессионального выбора. 1.5. Склонности человека как индикатор профессионального призвания. 1.6. Способности человека как показатели уровня реальных жизненных достижений. 1.7. Уровень притязаний на общественное признание и его связи с уровнями профессионального образования. 1.8. Уровень информированности о мире профессий в целом и об избранной специальности в частности. 1.9. Личные профессиональные планы и пути их достижения.
Раздел 2. Особенности психолого-трудоведческой консультативной помощи в ходе профессионального самоопределения. 2.1. Общая характеристика деятельности психолога-профконсультанта. 2.2. Общая характеристика процесса психологического консультирования. 2.3. Метод интервью. 2.4. Виды интервью и разновидности вопросов. 2.5. Особенности содержания работы профконсультанта. 2.6. Коммуникативная компетентность как условие развития профессионального мастерства профконсультанта. 2.7. Правила построения и использования вопросов в профконсультации. 2.8. Диагностические аспекты использования направленного интервью “Моя работа”(НИМР). 2.9. Профессиоведческая компетентность как основа развития профессионального мышления профконсультанта. 2.10. Инструкция по составлению ручной картотеки формул профессий. 2.11. Описание процесса профконсультирования.
Введение Сведения, изложенные в данном учебном курсе базируются на материале курса “Психология труда и инженерная психология”, изучаемого студентами ИГА на более ранних этапах обучения. Преемственность курсов обеспечивается за счет построения учебного материала в русле теоретической концепции развития человека как субъекта труда, единства этических принципов его изучения и психолого-трудоведческой помощи. Суть их сводится к культивированию в работе психолога-профконсультанта принципов полноты психологической структуры труда, стремления информировать всех и каждого, ненанесения ущерба, добровольности и гласности в профориентационной работе. Раздел 1. Общая характеристика процесса профессионального самоопределения. Под процессом профессионального самоопределения принято понимать внешнюю и внутреннюю активизацию представлений человека о себе как субъекте труда и развитие у него способностей и умений самостоятельно определять и осуществлять жизненные профессиональные планы. Профессиональное самоопределение - это вид деятельности человека, имеющей собственное содержание, в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Содержание деятельности по профессиональному самоопределению имеет собственный предмет - систему взаимосвязанных признаков объектов окружающей действительности, называемую профессиональным миром, и на который направлена познавательная активность человека. В отличие от предмета деятельности, располагающегося вовне, цели этой деятельности - образы желаемого будущего заключены “внутри” человека, в его сознании и представляют собой явления идеального плана. В качестве цели-результата выступает психологический феномен готовности совершать разнообразные ориентировочные и исполнительские действия профессионального “старта”, профессионального продвижения, в том числе и и в связи с задачами професиональной реориентации - смены профессии и, наконец, завершения профессиональной деятельности в связи с окончанием трудоспособного возраста. Средствами деятельности по профессиональному самоопределению являются информационные источники двух родов. К источникам первого рода можно отнести книги, фильмы, газеты, разговоры (распросы, выяснение и слушание), наблюдение за работой людей. Источники второго рода, - это материал собственных ощущений и чувств - анализ и синтез увиденного и услышанного, прочитанного и обсужденного о труде других и формирование своих профессиональных намерений. Функциональные орудия познания окружающего профессионального мира и самоанализа для построения адекватных форм профессионального самоопределения разрабатываются в рамках психологии труда как направление профориентационной и профконсультационной помощи населению. Условия, в которых проходит процесс профессионального самоопределения, как подрастающего, так и взрослого человека, определяют обстоятельства этого дела, тесно связанные между собой, названы факторами, образующими ситуацию выбора профессии. 1.1. Ситуация выбора профессии и факторы ее образующие.
Рис. 1. Факторы, образующие ситуацию выбора профессии.
К ним относятся семья и школа, склонности и способности, уровень притязаний и уровень информированности, контактные группы сверстников и личные профессиональные планы, которые образуют структуру активности субъекта профессионального самоопределения. Графически она может быть представлена в виде окружности, символически обозначающей границы сознания субъекта, а сами факторы располагаются на ней. “Закольцованность” данной структуры обусловлена возможностями наглядной графической иллюстрации ситуации выбора профессии, изображенной в форме восьмиугольника выбора-перспективы. Отсутствие такой перспективы означает неполноту ориентировочной основы и может быть сопряжено с ошибочным выбором. При постановке задачи выбора профессии в каждом отдельном случае необходимо построить эту схему и затем провести аналитическую работу, - последовательно разобрать содержание и значение каждого из восьми факторов, представленных на рис.1. Лучше всего завести специальную тетрадь, в которой фиксировать все действия, направленные на осознание и достижение профессиональных целей. Для более детального ознакомления с указанной проблематикой нужно воспользоваться следующими литературными источниками. Климов Е.А. Школа... а дальше? Л., 1972. Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1989. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М., 1996. 1.2. Значение позиции родителей и других старших членов семьи в ходе профессионального самоопределения заключается в том, что ценностные семейные ориентиры, т.н. социальная ориентация личности оказывается базовой для профессиональной ориентации. Происхождение человека и отнесенность его личности к тому или иному социальному слою или классу имеют двойственную функцию. С одной стороны из-за механизмов подражания (идентификации) уменьшается неопределенность выбора, так как имеют место традиции. (Часто можно наблюдать в семьях музыкантов, артистов балета, театра и кино феномен ранней профессионализации, когда у ребенка четырех-, пятилетнего возраста развиваются определенные умения из области профессиональных действий). А с другой стороны, наличие потребности в индивидуальном самовыражении заставляет личность пользоваться и механизмами отчуждения от знакомых жизненных и профессиональных сценариев, известных из семейного окружения, - искать свой путь, свое призвание. (Хорошо если эти поиски венчаются успехом, а не затягиваются надолго, а то и на всю жизнь, примиряя человека с неудачей, личностной и общественной несостоятельностью). Известны такие позиции старших по отношению к профессиональному выбору. Позиция невмешательства. Высказывания типа: ”Не надо зажимать инициативу ребенка. Пусть он будет кем хочет лишь бы был счастлив...” Или: ” Мне родители не мешали и я мешать не буду...” По сути имеет место уход взрослых от оказания помощи в профессиональном самоопределении. Сын или дочь находится в очень сложном психологическом состоянии, именуемом как состояние неопределенности, и на фоне сложностей пубертата (физического и психического созревания), испытывает острейший дискомфорт и начинает действовать стихийно, дальше перемещаясь по кольцу факторов без уяснения своих социальных корней. В отличие от этой, может у родителей сформироваться и другая - позиция активного вмешательства в процесс выбора профессии, и если таковой сделан, родители не только поддерживают его, а начинают действовать целенаправленно и напористо, как если бы это они, а не их дети, решали задачу выбора. Активность ребенка опережается, он часто лишен самостоятельности действовать, поскольку организуется круг чтения, находятся знакомые и репетиторы, помогающие добиться цели, - поступить на нужное место учебы или работы. Высказывания родителей могут звучать так: ”Мне в свое время родители так не помогли..”, “...у меня таких возможностей не было, хочу, чтобы у него (нее) получилось...” У родителей может также сложиться мнение, что сделанный их чадом профессиональный выбор неправильный. Тогда они демонстрируют позицию противодействия. Как правило, это происходит в тех случаях, когда родители знакомы с избранной ребенком деятельностью по личному опыту своей работы и они не хотят, чтобы их путь был повторен. Матери кажется, что у нее могла бы жизнь сложиться лучше, иначе, если бы не ее специальность, отсюда стремление оградить от известной “плохой” работы свое дитя и направить усилия в пользу неизвестной, но, как кажется, “хорошей”. Мать заявляет дочери, которая решает стать также как и она учителем истории: ”Пойдешь в нефтяной институт. У отца там связи, да и, вообще, образование современное, - и компьютеры, и стипендия хорошая, и замуж выйдешь, - там полно ребят. Костьми лягу, но не пущу тебя в педагогический”. В отличие от готового рецепта привлекательного будущего, иногда родитель готов согласиться с каким угодно выбором в пользу неизвестности, но только не с вариантом своего профессионального пути: ” Не за этим я тебя растила единственную дочку, чтобы ты стала медсестрой и так же как я мучилась. Будь хоть портнихой, хоть кем угодно...” Иногда родители способствуют неверным представлениям о своей или знакомой профессии и по различным причинам их позиция носит оттенок псевдосоциального отношения к работе. Отец-летчик, командир летного отряда заявляет сыну: ”Пойдешь по моим стопам, тебе будет легче, не то, что мне. Пусть попробуют тебя обидеть, будешь сразу летать заграницу и мир увидишь, и деньги будут...” Родители могут и не знать особенностей той или иной деятельности, но активно ее пропагандируют и навязывают выбор: ”В наше время нужно становиться только психологом, а не программистом как я. Это интересно, будешь про всех все знать и добьешься успеха...” Часто родители озабочены рамками престижа социального слоя, к которому относятся, и строго следят за выбором варианта образования: ”Пойдешь только в институт, в какой неважно...”, или противоположное требование:” Вот учудил, - в институт надумал, - мать с отцом решил переплюнуть в интеллигенцию податься, а кто тебя кормить будет?” Конечно же, все вышеперечисленные варианты отношений родителей к поискам профессионального будущего являются следствием неразвитости родительского сознания и отсутствием должной психолого-профессиоведческой культуры в нашем обществе. Желательной, идеальной является такая позиция родителей и других старших членов семьи - прародителей, старших братьев и сестер, при которой субъекту профессионального самоопределения можно легко и безболезненно для нарождающегося самолюбия обратиться с классическим вопросом: ”Кем быть?” Подвопросы формулируются членами семейного окружения ребенка: “С кем (то есть с какой профессиональной общностью людей) быть?”, “Каким быть?”, “Где дальше учиться?”, “Что ты сможешь дать обществу и семье, где ты принесешь больше пользы в обществе?” и ответы на них ищутся вместе. Взрослым необходимо отстроиться от своих удачных и неудачных проекций на профессию, им нужно максимально широко информировать ребенка как об особенностях семейных традиций выбора, так и о многообразии видов профессионального труда, невыполняемого членами семьи. Им также крайне важно создавать условия для организации пробы сил подрастающего человека с последующим анализом “сильных” и “слабых” сторон его индивидуальности и личности в сравнении с требованиями профессии к человеку и с семейными традициями. Примерка и совместное обсуждение профессиональных планов в противовес родительским предписаниям с конфликтами и представляется наиболее продуктивной позицией старших членов семьи. Важно преодолеть отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, островка с изначально высоким статусом в океане профессий, поскольку так можно застрять и потеряться. Высокий профессиональный статус приходит не сразу и к тем, кто не боится справиться с предрассудками чести - ложными, необоснованными взглядами, ставшими привычными, стереотипными, само собой разумеющимися. Некоторые профессии и занятия считаются неприличными, недостойными, - в разных слоях общества и в семейном окружении представителей из этих слоев общества отсутствует социальное одобрение людей, посвятивших себя этим профессиям и занятиям. Парадокс, но факт складывающегося негативного отношения в современном российском обществе к такому “публичному” виду активности как депутатская работа имеет место наравне со сходным отношением к нищим, попрошайкам и путанам. Как построить родителям и детям совместную работу по поискам профессионального призвания и совершения профессионального старта? Нужно обратиться к анализу семейной профессиоведческой истории и ее современной интерпретации в интересах того члена семьи, который выступает в данный момент времени в качестве субъекта профессионального самоопределения. Необходимо воспользоваться методом построения генограммы - формы семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях, с одновременным анализом восьмифакторной структуры профессионального выбора у всех ее членов. Генограмма показывает семейную информацию графически, что позволяет оперативно охватить сложные семейные модели развития, и является богатым источником для постановки проблем профессионального самоопределения и развития индивида, которые могут быть связаны с семейными традициями и их развитием во времени его жизни. Символьное изображение мужчины имеет форму квадрата, а женщины, - круга. Брачные отношения фиксируются соединительными линиями, их разрывы помечаются штрихами на соединительных линиях. Каждый член семьи характеризуется с точки зрения его влияния на профессиональное самоопределение других членов. Для примера можно разобрать случай профессионального самоопределения Кати А., который зафиксирован на рис. 2, где генографический материал изображен самым простым способом. Родители Кати происходили из семей, где все члены имели высшее образование. Обе бабушки были врачами. Дедушка по отцовской линии имел специальность скульптора, а дедушка по материнской линии был военным инженером по ракетной технике. Мать Кати окончила гуманитарный факультет университета, а отец, - физико-технический институт. Они развелись, когда девочка училась в первом классе. Отец сразу женился, в новой семье появились дети и у него не было возможности помогать прежней семье. Девочку воспитывала мать и помогали в этом ее родственники. После окончания средней школы она поступила в профессионально-техническое училище, где велась подготовка секретарей-машинисток-стенографисток со знанием иностранного языка. Эта специальность позволяла устроиться на работу без проблем и обеспечивала достаточный заработок для девушки, живущей под опекой матери и родных. По мере освоения специальности в училище, девочка высказывала соображения о необязательности высшего образования для женщины. Однако к моменту выпуска из училища у нее сформировалось желание поступить в вуз. Получив образование по кадровому менеджменту, она успешно работает в настоящее время по этой же специальности.
Рис. 2. Пример генограммы Кати А.
С литературой о семейной жизни и психологических особенностях семейного функционирования человека можно познакомиться по приведенным источникам в пособии “Основы психологического семейного консультирования”. 1.3. Позиция товарищей, подруг, друзей, их мнения о профессиональных намерениях человека как субъекта профессионального выбора является значимым фактором из-за особенностей психического развития подрастающего человека, поскольку он осуществляет активный поиск своей социальной роли и этот процесс проходит в рамках ведущей деятельности общения с членами контактной референтной группы сверстников. Дружеские связи крепнут и трудно расставаться надолго. Пример типичного высказывания: “Целую неделю придется не видеться, если будем учиться в разных местах..”. Из-за этого зреет решение идти учиться вместе, в одно учебное заведение, так сказать “за компанию”. Последствия такого выбора бывают самыми разнообразными, главное, чтобы у ребят приходило адекватное понимание того, что настоящий друг это тот, который понимает, а не тот, который давит и настаивает. Важно привить понимание того, что более важными оказываются не узко дружеские интересы, а интересы семьи, интересы приобщения к профессиональной общности. Для более детального ознакомления с мнением товарищей и друзей о вашем профессиональном призвании необходимо их об этом расспросить, задав вопрос: ”Как ты думаешь, какая профессия мне больше всего подойдет?” Организация взаимодействия подростков при обсуждении их профессиональных планов и намерений изложена в ряде работ и проработана достаточно подробно. В случаях необходимости можно обратиться к литературным источникам, приведенным ниже. Кон И.С. Открытие “Я”. М., 1982. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. М., 1992. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.
1.4. Позиция учителей. В случаях развития религиозного сознания важнейшее и решающее значение при проектировании профессионального пути имеет Образ Божий, житие и смерть Христа Спасителя, Святых мучеников и мучениц, наставления священника у верующих христиан а у верующих - представителей других конфессий Образы Главы Церкви, его сподвижников и советы служителей культа. В случае доминирования в развитии сознания светских и атеистических тенденций - позиция школьных педагогов, классного руководителя, педагога-репетитора, другой социально-значимой личности, например, общественного деятеля прошлого и настоящего, ученого, кумира-артиста или спортсмена, литературного персонажа и киногероя. Иногда в качестве таких личностей выступают некоторые взрослые из близкого и отдаленного социального окружения - соседи, знакомые и друзья родителей, - их мнение по вопросам профессионального становления имеет весьма важное значение при формировании представлений о возможностях профессионального будущего. В случаях, когда перед учеником стоит проблема как разобраться в отношении к учебному предмету, который нравится и, кажется, что в профессии, в будущем хотелось бы заниматься именно им, а также в отношении к учителю, который этот предмет преподает. Бывает, что отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих реальностей служат плохо. За ореолом учебного предмета стоит достаточно обширная группа родственных специальностей - профессий, которые будут связаны с учебной дисциплиной довольно тесно, а другие в меньшей степени. Если ученик интересуется учебным предметом, носящим название “литература”, то ему важно уточнить какие реальные специальности стоят за названием профессии “литератор”. Здесь будут сгруппированы и преподаватель литературы, и литературовед-исследователь, и литературный сотрудник - публицист, критик в журнале, и журналист, корреспондент в газете и на телевидении, редактор издательства, редактор газеты, библиотекарь и библиограф и т.д. Возможно, что предпочтение литературы как предмета связано с развитием у ученика лишь читательского интереса, а не с желанием овладеть специальностью. Аналогичным образом нужно разбираться и с перенесением положительного (зачастую, восторженного отношения) к учителю на учебный предмет, который он ведет, а за тем и на профессиональное будущее. Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на самое профессию осуществляется по механизму подражания другому человеку. Ученику нравится подтянутый, в хорошей спортивной форме, веселый и остроумный старший брат друга, который стал пилотом гражданской авиации. Подражая во всем своему идеалу, наш ученик решает тоже стать летчиком. Если он правильно представляет себе все стороны будничного труда пилота: подчинение своего поведения строгому режиму, наличие физических и нервных перегрузок, десинхроноз, другие тяготы летного труда наравне с положительными эмоциональными и физическими ощущениями легкости и послушания тяжелой машины желаниям и усилиям пилота, чувств покорителя земного притяжения и аффективной радости самого полета как результата труда, нужного и другим людям - пассажирам и владельцам грузов, то он, вероятно, тоже будет весел и тело его будет свободно от напряжения. Если же нет, - то нашего специалиста, выбравшего профессию таким образом, будут отличать грусть, уныние, опущенные плечи и растерянный взгляд. Порою, увлечение только внешней (артист кино) или какой-нибудь частной стороной профессии, ее названием (боец ОМОН) приводит к ошибочным выводам о профессиональном призвании. Важно стараться проникнуть за зримые явления или кажущуюся незримость требований деятельности за счет мысленных аналитических усилий и путем направленного поиска нужных сведений о повседневном труде специалистов. Именно этот процесс позволит высказать веские доводы, суммировать все “за” и “против” для себя в пользу именно этой деятельности. Для выявления степени адекватности отношения к учителю и учебному предмету могут послужить схемы наблюдения за проявлениями учителя и динамикой развития интересов к учебному предмету. Ориентировочный вариант наблюдения представлен ниже. Необходимо составить таблицу наблюдений по следующим позициям: а) внешнее впечатление, б) поза, в) выражение лица, г) голос, д) употребление слов, е) грамматика, ж) жестикуляция, з)речевой поток, и) визуальный контакт с аудиторией, к) общая оценка. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками “+” или “-” в зависимости от получаемых впечатлений. Необходимо также разобраться как меняется интерес к учебному предмету в зависимости от отношения к личности учителя. Для углубления знаний по наблюдению за собой и другими можно воспользоваться сведениями из литературных источников. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., ЦМИПКС, 1989. Мерлин В.С. Воспитывать психологическую пытливость будущих учителей. // Чему и как учить будущих учителей по психологии? Пермь, 1966.
1.5. Склонности человека как индикатор профессионального призвания проявляются в самых разнообразных видах активности, выполняемой на условиях бескорыстной инициативы: ”Делаю, потому что нравиться и просто интересно..., мне хочется делать”. В склонности проявляется познавательное побуждение человека и активное его действование в заданном направлении при осуществлении любимых занятий, на которые тратится свободное время. Симптомы склонностей определяются по признакам желания человека вмешаться в какое-либо дело. Чем больше перебирается направлений в занятиях и досуговых увлечений до момента совершения решающего профессионального старта, тем шире субъективный опыт, обуславливающий меньшую вероятность смены профессиональных учебных заведений. Склонности проявляются как в учебной деятельности, так и вне её. Областью склонностей может быть любая сфера приложения духовных или физических сил человека, приносящая психологическое состояние уравновешенности, удовлетворенности собой и своими действиями. Разобраться в своих склонностях можно также только в том случае, если организовать процесс самонаблюдения за своим поведением с проведением последующего анализа своего настроения и душевных состояний в течение какого-то периода времени. Вариант ориентировочной схемы для самонаблюдения склонностей может быть таким. В тетради выбора профессии фиксируются все виды активности, осуществляемой человеком в течении суток, недели, месяца и более длительные промежутки времени. Против каждого конкретно обозначенного вида активности ставится знак соответствующего настроения “+” или “-”, а затем фиксируется причина такого настроя и последующие действия человека, которые позволили изменить настроение. Внимательно нужно анализировать как позитивные, так и негативные состояния, чтобы впредь избегать или предотвращать события, имеющие ненужные последствия. Воспользоваться приемами анализа организации времени и пространства событий жизни можно с помощью специальной литературы. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М., 1981. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995. Кроник А.,А., Головаха Е.И., Пажитнов А.Л., Членов М.А. Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога. М.,1993.
1.6. Уровень развития способностей. Некоторые стихийно и специально сформировавшиеся способности человека как показатели уровня реальных жизненных достижений могут иметь значение и для успешности в профессиональной деятельности. Под способностями подразумеваются любые индивидуально-психологические особенности человека (и не сводимые к знаниям, навыкам), обуславливающие продуктивные достижения в деятельности человека выше среднего результата. Если, например, человек хорошо различает запахи и точно помнит их, то это способность. Развитие такой способности важно для хорошей работы повара, товароведа продовольственных продуктов, химику, парфюмеру, фармацевту, столяру (по оттенкам запаха древесины уточняет ее сорт, породу, другие признаки). Любые особенности человека - его личностные и индивидные черты, характерологические и темпераментные проявления, психофизиологические и анализаторные возможности могут выступать в роли способностей. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах активности вне школы, института При выполнении одной и той же работы успех может быть достигнут за счет разных сочетаний способностей. При решении разнообразных задач по профессиональному самоопределению одной из основных выступает формирование у человека способности делать жизненные выборы. Современный опыт профориентационной работы в развитых странах помогает формированию указанной способности через участие подрастающего и уже работающего человека в профессиональных пробах. С данной проблемой можно ознакомиться через прочтение следующих литературных источников. Айзенк А. Проверьте свои способности. М., 1992. Гусейнова В.В. Методика изучения профессии в целях организации профессиональных проб школьников. М., АПН СССР, 1991. Пекелис В. Твои возможности человек. М., 1989. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М., 1989.
1.7. Уровень притязаний на общественное признание и его связи с уровнями профессионального образования. Измерителями общественных ценностей человека и его достижений являются внешние и внутренние оценки активности человека. К внешним относятся педагогические и аттестационные оценки, а внутренние оценки - более или менее устойчивое представление человека о том какой оценки он заслуживает - носят название самооценки или уровня притязаний. Уровень притязаний на общественное признание во многом связан с возможностями получения соответствующего уровня образования - высшего, средне-специального и профессионально-технического. В соответствии с законом об образовании в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |