Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы профессионального самоопределения 2 страница




Обучение в вузе предполагает получение высшего теоретического, но низшего практического образования. Получение профессионально-технической подготовки в училище или на производстве в качестве ученика предполагает освоение высшего практического уровня образования, но низшего теоретического его варианта. Учеба в техникуме позволяет сочетать теорию и практику освоения профессии. В ходе первичной профессиональной ориентации, когда человеку приходится планировать совершение профессионального “старта”, важно отдавать себе отчет о намерениях получения экономической независимости и психологической автономии в близком социальном окружении (родительская семья и собственная, учебная группа). Если человек желает достигнуть их как можно быстрее, то лучше ориентироваться на учебу по варианту высшего практического образования. Если эти обстоятельства не тяготят человека и он откладывает требования автономии и независимости на достаточно неопределенный период, то может быть выбран вариант вузовского обучения. Структура системы высшего профессионального образования носит многоуровневый характер. Возможно получить неполное высшее образование, если обучение велось не менее двух лет и результат усвоения соответствующей программы, подкрепить дипломом о неполном высшем образовании или продолжить образование и получить впоследствии квалификацию “бакалавр”. Следующий уровень образования осуществляется по двум типам подготовки - с присвоением квалификации “магистр” или “специалист”. Нормативный срок подготовки магистра состоит из шести-семи лет обучения (бакалавра - четырехлетнего цикла). Для профессиональной подготовки с квалификацией “специалист” сохраняются действующие сроки обучения. Все программы могут быть освоены по разным формам образования: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстернате. Эти формы отличаются объемом обязательных занятий преподавателя с обучаемым.

Реалистичность уровня притязаний формируется на основе сличения своих успехов и неудач с достижениями товарищей, честного отношения к их успехам с учетом мнения наставников. Важной особенностью при выборе профессии оказывается вариант мотивации, демонстрируемый индивидом. В одном случае он стремиться так выбрать свой вид занятий, чтобы только предотвратить неуспех или неудачу, а в другом, - он стремиться к успеху. Как показывают исследования, во втором случае совершается более адекватный и более реалистический выбор. Более подробно о процессах целеполагания можно узнать из следующих источников.

Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Хекхаузен Х Сознание и деятельность. Т. 1-2. М., 1986.

 

1.8. Уровень информированности о мире профессий в целом и об избранной специальности.

Этот фактор имеет важнейшее значение при обдумывании своего трудового пути. Необходимо ориентироваться во всем многообразии специальностей, которые есть в обществе на момент выбора профессии, а также месте и роли избираемой человеком специальности в общей картине мира профессий. Особой задачей выступает задача освоения системы требований деятельности к человеку и формирование готовности реализовать эти требования. Следует понимать, что классификация специальностей Министерства труда и классификация специальностей Министерства образования совпадают в части профессионально-технического и среднего специального образования. По специальностям высшей школы такого совпадения нет. Поэтому при выборе типа учебного заведения и варианта обучения крайне важно понимать какие отличия будут иметь место при получении диплома о квалификации и возможностях трудоустройства с этим дипломом. За последние годы система высшего образования России претерпела весьма значительные изменения, появились государственные, негосударственные и муниципальные образовательные учреждения. В связи с этим возможности выбора направления обучения оказываются расширенными и требуют специального рассмотрения.

Для примера можно рассмотреть вариант получения специальности “психолог” и возможностях трудоустройства с этим дипломом.

В Классификаторе (перечне) направлений высшего профессионального образования от 5 марта 1994 г. - “Психология” (521000) входит в направление “Гуманитарные и социально-экономические науки (520000). Перечень магистерских программ (специализаций) по психологии включает следующие: “Общая психология” (521001), “Психология личности” (521002), “Социальная психология” (521003), “Политическая психология” (521004), “Организационная психология” (521005), “Психология труда и инженерная психология” (521006), Эргономика (521007), Клиническая психология (521008), “Психофизиология” (521009), “Психология развития” (521010), “Детская и возрастная психология” (521011), Педагогическая психология (521012), “Специальная психология” (521013), “Юридическая психология” (521014), “Методология и методика обучения психологии” (521015), “Аналитическая психология и психоанализ” (521016).

В Классификаторе специальностей, по которым ведется подготовка в высшей школе, в разделе 020000 - “Гуманитарно-социальные специальности” включена специальность “Психология” (020400), а в разделе 030000 - “Образование” включены специальности: “Дошкольная педагогика и психология” (030900), “Педагогика и психология” (031000), “Специальная психология” (031900), “Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)” (032000). Причем, специальность “Психология - 020400” относится одновременно к группе специальностей “030000 - Образование”, как предполагающая при условии выполнения соответствующего образовательного стандарта, присвоения специалисту квалификации “учитель”. Вышеперечисленные названия и номера специальностей вносятся в дипломы об образовании. А в трудовую книжку запись специальности вносится в соответствии с названиями Общероссийского классификатора. В нем имеются следующие наименования специалистов, которым требуется высшее психологическое образование: “Педагог-психолог”, “Психолог”, “Научный сотрудник (в области психологии)”. Сведения об этих требованиях содержатся в текстах комментариев к Кодексу законов о труде (КЗоТ), называемых “Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих”. При желании трудоустройства в определенное учреждение нужно справиться в отделе кадров о требованиях к квалификации психолога, предъявляемых этим учреждением, а затем приступить к выбору учебного заведения путем ознакомления с содержанием нормативных документов, определяющих направление специализации. Иногда реализуется другой путь выбора - желание осуществить профессиональный старт через получение интересующей специальности, а для дальнейшего трудоустройства воспользоваться послевузовским профессиональным образованием.

На примере анализа выбора учебного заведения и возможностей последующего трудоустройства по специальности “Психолог” виден высокий уровень сложности ориентировки даже по одному образовательному направлению, а ведь их существует около 800 наименований, классификатор специальностей высшей школы насчитывает около 440 названий. Соответственно по Общероссийскому классификатору специалистов с высшим образованием насчитывается 2112 названий, со средним и профессионально-техническим - 5253 названия. Для поверхностной полной ориентировки в мире профессий нужно ознакомиться со всеми названиями профессий и специальностей по всем классификаторам. В случае появления интереса к тем или иным названиям необходимо расширить представления за счет чтения тарифно-квалификационных характеристик и специальных профориентационных материалов для юношества, изложенных в специальных изданиях. Список этой литературы приведен ниже. Всего в кратком виде нужно прочитать 2000 описаний, а в развернутом около 900. Становится ясно, что человеку для проведения работы по профессиональному самоопределению, необходимо иметь достаточное количество времени. Помимо этого нужно ориентироваться в систематике мира профессий для поисков сходства-различия трудовых постов. Воспользуемся следующей схемой, на которой приведена обзорная систематика мира профессий в буквенно-цифровом виде.

 

  Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8
Условия труда МТ, МР, ЖЗ, ОБ, Б, ОВ К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7, К8
(группы) АЛ, АН, Н, ИН, К, ИС, ОС, О
Средства труда (отделы) Р, М, А, ПУ, Ф, Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5, Ф6, Ф7
Цели труда (классы) Г1, Г2, П1, П2, П3, И
Предмет труда (типы) П, Т, Ч, З, Х

 

Расшифровка схемы осуществляется следующим образом. Нижний ярус содержит обозначения пяти типов профессий: П - живая природа объединяет в качестве главного ведущего предмета труда такие объекты окружающей действительности как растения (овощевод), животные (рыбовод), микроорганизмы (микробиолог) или клетки (цитолог); Т - неживая органическая материя (геолог), технические системы (слесарь по ремонту летательных аппаратов), вещественные объекты (чеканщик), материалы (травильщик фольги), виды энергии (физик-экспериментатор); Ч - люди (дежурный по станции метрополитена), группы (воспитатель группы продленного дня), коллективы (начальник цеха), общности людей (министр); З - условные знаки (шифровальщик), цифры (брокер), коды (кодификатор), естественные и искусственные языки (лингвист); Х - художественные образы (скульптор), условия их построения (искусствовед). Когда человек работает его усилия направлены на объект труда, чтобы добиться необходимого результата (нормативных описаний цели труда), а не на отрасль, к которой относится его специальность. Как было показано выше классификаторы профессий построены по отраслям, а не по предметам труда, что создает дополнительные трудности для ориентировки в мире профессий.

Во втором ярусе расположены цели (мысленный образ результата) труда и он обозначается как классы специальностей. Они определяются в зависимости от разнообразных действий, осуществляемых человеком с предметом (объектами) труда. К ним относятся цели гностической оценки - Г1 и гностического оценивания - Г2, которые ведут свое название от древнегреческого “гнозис”- знание, познание, и предполагают выполнение операций сличения, сортировки (Г1) - (сортировщик алмазов), углубления в скрытые связи предметов и явлений (Г2) - (врач-рентгенолог). Преобразующие цели труда: П1 - организации и упорядочивания (инженер-системотехник), П2 - оказания влияния, воздействия (артист), П3 - обслуживания (проводник по сопровождению животных). И - изыскательные цели, реализуя их, специалисты осуществляют поиски наилучшего варианта решения преобразующей задачи с одновременными интенсивными оперативными гностическими действиями, сопрягаемыми с требованиями конечного результата труда (скорняк-раскройщик).

В третьем ярусе обозначены средства труда - способы и приспособления, позволяющие получать результат труда. Они составляют отделы специальностей. Р - профессии ручного труда (врач-хирург), М - машинно-ручного (машинист локомотива), А - автоматические и автоматизированные системы (оператор телевидения), аппараты (аппаратчик по выращиванию дрожжей). ПУ - приборы, устройства, средства передачи речи, усиливающие способности человека (оператор пейджинговой связи). Ф - функциональные, невещественные орудия труда, анализаторы человека (дегустатор чая). Ф1 - простые речеголосовые проявления (приемщик заказов). Ф2 - сложные устные речеголосовые проявления (артист-вокалист-солист). Ф3 - деловая профессиональная речь (прокурор). Ф4 - мимический и жестовый язык (дирижер). Ф5 - тело, организм человека (каскадер). Ф6 - формы беспристрастного поведения (председатель суда). Ф7 - широкий интеллект и оперативное владение базами знаний (директор атомной станции).

В четвертом ярусе располагаются самые многочисленные характеристики трудовой деятельности, определяющие предметные и социальные обстоятельства ее выполнения, названные условиями труда, и образующие группы профессий. АЛ - строгий алгоритм выполнения трудовых действий (оператор плазмохимических процессов). АН - нестрогий алгоритм (учитель-логопед). Н - разработка новых алгоритмов (летчик-испытатель). ИН - индивидуальное выполнение трудовых заданий (агент коммерческий). К - коллективная работа (горнорабочий очистного забоя (шахтёр). ИС - исполнительская активность (курьер). ОС - самодеятельная активность (композитор). О - организационная активность (кинорежиссер). К1 - контакты-согласования (дефектоскопист по ультразвуковому контролю). К2 - контакты-соприкосновения (дежурный по вокзалу). К3 - контакты межличностной сопричастности (акушерка). К4 - контакты взаимодействия (второй пилот). К5 - контакты с группой (заведующий кафедрой). К6 - замкнутые контакты (член экипажа подводной лодки, самолета). К7 - безличностные контакты (телефонист междугородней телефонной связи). К8 - двойственные контакты с людьми и животным миром (ветеринарный врач). МТ - материальная ответственность (кладовщик). МР -моральная ответственность (политический обозреватель). ЖЗ - ответственность за жизнь и здоровье (шеф-повар). ОБ - обычная ответственность (расклейщик объявлений). Б - бытовой микроклимат помещения (модельер). ОВ - работа на открытом воздухе (уборщик территорий). Н1 - нарушение потребности в самосохранении из-за риска погибнуть (военнослужащий). Н2 - нарушение потребности в комфорте из-за внезапного появления опасности (проводник пассажирского вагона). Н3 - нарушение потребности в эстетических ощущениях восприятия другого человека из-за наличия у него отклонений от нормы (врач-психиатр - судебный эксперт). Н4 - нарушение биологических и социальных ритмов жизнедеятельности из-за быстрых изменений часовых и климатических зон (бортпроводник). Н5 - нарушение потребности в гармоничном напряжении мышечных систем из-за больших физических нагрузок (лесоруб). Н6 - нарушение двигательной активности из-за рабочей позы (оператор ЭВМ). Н7 - нарушение суточного ритма из-за работы в ночное время (врач скорой помощи). Н8 - нарушение потребности в естественной экологической связи с окружающим миром из-за наличия физико-химических опасностей (составитель реактивной воды).

Данной обзорной систематикой мира профессий можно воспользоваться для составления формулы любой специальности, ознакомившись с ее профессиографическим описанием, и ответив на вопросы “Схемы изучения профессии”, представленной в Приложении к пособию “Психология труда и инженерная психология”. Представленный в этом пункте материал более подробно изложен в следующих литературных изданиях.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.,1995.

Климов Е.А., Пчелинова В.В. Психология труда и инженерная психология. М., ИГА, 1997.

Мир профессий. Т.1-5. М., 1985-1988.

Общероссийский классификатор занятий. М., 1998.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. М., 1995.

Справочник для поступающих в вузы России (1997-1998). М., 1997.

 

1.9. Личные профессиональные планы и пути их достижения.

В данном случае под планом подразумевается образ будущего, мысленное представление о самом ближайшем и отдаленном будущем. Личный профессиональный план (ЛПП) должен обладать необходимой информационной полнотой и включать в себя устойчивые представления человека о всех восьми факторах, образующих ситуацию выбора профессии. К ЛПП предъявляются требования обоснованности и согласованности. Ниже на рис.3 обозначен вариант связей факторов по обоснованности ЛПП как вписанный восьмиугольником, а вариант связей факторов по согласованности обозначен лучами.

Наличие обоснованного и согласованного ЛПП обеспечивает осознанный выбор профессии-специальности. Отсутствие необходимых связей между факторами свидетельствует о стихийном, неупорядоченном и, следовательно, неосознанном выборе.

ЛПП может быть основным и резервным. Как правило, более согласованным и обоснованным бывает резервный вариант реализации ЛПП. В качестве основного, ближайшего по времени реализации ЛПП, может выступать идея решить задачу выбора профессии потруднее, чем в случае с запасным, резервным вариантом (при наличии пробы сил). Резервный план относится к плану определенному и беспроигрышному, а “основной” в некотором смысле является неопределенным и достаточно рискованным для успешной реализации. Можно привести следующий пример.

8. Личные профессиональные планы

1. Позиция родителей, 7. Уровень

старших членов семьи информированности

 

 

 

2. Позиция 6. Уровень

сверстников притязаний

 

3. Позиция учителей 5. Способности

 

4. Склонности

Рис. 4. Схематическое изображение недостаточно согласованного и обоснованного вариантов выбора профессий

После окончания средней школы юноша хочет ехать в Москву и поступать на факультет психологии в университет. В случае непоступления, он возвращается домой и будет учиться в педагогическом институте, поскольку он был зачислен туда на основании сдачи репетиционных экзаменов. Понимая, что путь в психологию лежит не только через обучение на соответствующем факультете, но и через педагогическое образование есть возможность “прорваться в психологи“, а именно так он выразился о своих дальних профессиональных намерениях, человек и реализует план поступления на факультет психологии как “основной”. Важно. чтобы “запасной” или “резервный” был связан с “основным” и не слишком они разнились по предметам труда и картинам мира профессионалов. В данном случае они гармонично сопрягаются. Педагог и психолог входят в группу родственных специальностей. Более подробно проблема взаимосвязи человека и его работы раскрывается в таких книгах.

Климов Е.А. Основы психологии. М., 1997.

Менегетти А. Психология жизни. М., 1997.

На Рис. 4 представлен вариант недостаточно согласованного и обоснованного выбора профессии. Этот вариант был построен исходя из следующих высказываний подростка, озабоченного выбором профессии:”Учусь я отлично, склонность верховодить тоже имеется, физически не очень-то развит, но это мы быстро исправим, если узнать получше психологию других, можно и надо добиваться власти, чтобы мне все подчинялись, а не каким-то там ханурикам. Стану психологом, это на все случаи жизни поможет, а там видно будет. Хочу идти своим путем и никто мне здесь из родных и знакомых не помощник... А не поступлю, будь что будет, в школу милиции устроюсь, себя и там проявить смогу...”.

8. Личные профессиональные планы

1. Позиция родителей, 7. Уровень

старших членов семьи информированности

 

2. Позиция 6. Уровень

сверстников притязаний

 

3. Позиция учителей 5. Способности

4. Склонности

 

Рис. 5. Схематическое изображение варианта профессиональной

реориентации.

На Рис. 5 представлен вариант профессиональной реориентации. Здесь обращает на себя внимание усложнение восьмифакторной ситуации выбора за счет расширения связей между факторами в случае первичной профессиональной ориентации и последующих за ней моментов профессионального развития личности. Если первый выбор был недостаточно проработан, - не были учтены все связи между факторами, то имеется большая вероятность совершения ошибочных проб в будущем.

Декларация о целях и задачах Международной Организации Труда (МОТ) // Устав Международной Организации Труда и Регламент Международной Конференции Труда. Женева, 1997.

Маурер К. Без работы. Устная история безработных. М., 1986.

Рих А. Хозяйственая этика М., 1996.

Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М., 1996.

Теркел С. Работа. М., 1978.

 

Как видно из приведенных выше примеров больше всего незнание распространяется на фактор, связанный с уровнем информированности о мире профессий, и на возможности человека проанализировать требования отдельной специальности к человеку, сравнить их со своими возможностями и представлениями о себе как субъекте профессиональной деятельности. Профессиоведческие знания сродни знаниям географическим. И если географии в школе отводится достаточно длительное учебное время, то профессиоведению внимания практически не уделяется даже на уроках труда. В силу этих причин самостоятельно определиться в профессиональном выборе человеку достаточно трудно и эти обстоятельства вызывают к жизни формы специальной практической психологической профконсультационной помощи, речь о которых пойдет во втором разделе настоящего пособия.

 

Раздел 2. Особенности психолого-трудоведческой консультативной помощи в ходе профессионального самоопределения.

В данном разделе приводятся сведения о реальных возможностях психологической консультативной работы с использованием сведений из психологии труда самого профконсультанта. Успешность его работы зависит, в первую очередь, от наличия у него полной психологической структуры трудовой активности, а именно наличия социально-ценных замыслов, этических правил, осознанного применения средств деятельности и самостоятельного их построения, а также адекватной оценки своего труда.

2.1.Общая характеристика деятельности психолога-профконсультанта.

Проведение психологической профконсультации, представляющей совместную деятельность психолога и клиента по подбору подходящей профессии клиенту, является сложнейшим видом практической психологической работы, требующим специальной подготовки в области сравнительного профессиоведения.

Организация службы управления профориентационной работой в России, начиная с 20-х и 30-х годов, связана с конкретным распределением и прямым направлением подростков на промышленные предприятия и в профессиональные учебные заведения через специальные учреждения. Эти специальные учреждения находились в ведении Наркомата труда и носили название - бюро профконсультаций. Профориентационная работа с взрослым населением сводилась к проведению процедур психотехнического и медицинского отбора. Это делалось для уменьшения материальных затрат в процессе обучения специалистов ряду военных и гражданских специальностей. Службы по трудоустройству оказывали населению только информационно-справочные услуги, которые заключались в информировании населения о наличии вакантных мест на предприятиях района, области и т.д.

Появление в стране рынка профессий застало специалистов службы занятости "врасплох". Профконсультационная деятельность в аспекте помощи взрослому человеку сменить профессию находится в неразвитом состоянии. Попытки руководителей этих служб привлечь на работу специалистов, имеющих базовое психологическое образование, и использовать их в качестве профконсультантов, зачастую, оказываются несостоятельными по многим причинам.

Традиции развития и становления психологии как профессии исследовательской, академической, выполняемой в лабораторных условиях, составляют более чем столетнюю историю как за рубежом, так и у нас в стране. Они прямо опосредуют задачи и специфику психологического образования в университетах. Способы внедрения результатов научных психологических исследований в практику, как правило, образуют набор адаптированных психодиагностических действий, рекомендуемых для использования в непсихологических учреждениях.

К настоящему времени из многих сфер практики, где проводилась конверсия тех или иных лабораторных исследовательских действий, известно, что их принятие и копирование не всегда приводит к успеху. Зачастую, наблюдается обратная картина, - усугубляется развитие сферы практики, изменяемой конверсионным образом, поскольку внедряемые от науки методики вместо ускорения работы приводят к торможению целостной системы практической деятельности.

Основной идеей самостоятельного профессионального и личностного развития человека является идея ответственности человека за все, что с ним происходит. Основания жизненных выборов связаны с особенностями социальных и нравственных ориентаций. Профессиональная самоактуализация личности специалиста психолога по организации психологической помощи и поддержке других людей с целью содействия их непрерывному личностному росту и преодоления возможных противоречий между возможностями человека и требованиями профессии, сопряжена с развитием трудовой рефлексии у самого профконсультанта. Имеется специфика выбора профессии психолога, которая заключается в разнополюсных направлениях мотивации поступления и обучения у абитуриентов и студентов: наличие тенденции самоутверждения, самосовершенствования и наличие тенденции помощи другому. В ряде исследований показано, что в процессе университетского обучения развитие встречного движения противоположно направленных мотивов происходит крайне незначительно.

Личностные ожидания достижений у психологов, занятых практическим психологическим консультированием, на разных стадиях их психосоциального развития подвергаются изменениям. Этот труд предъявляет определенные требования к социальной и эмоциональной зрелости личности, что выражается в недопустимости пассивного и некритичного принятия стереотипов профессионального поведения без самостоятельной проработки замыслов, способов исполнения и оценки результатов деятельности.

Овладение научно-психологическим инструментарием для практики помощи в профессиональном самоопределении психолога достаточно длительный и непростой процесс. Он включает в себя, в первую очередь, овладение собственной психической реальностью построения образов о себе как субъекте жизнедеятельности и формирование устойчивых мотивов своей профессиональной деятельности. В дополнение к этическим стандартам прилагаются следующие принципы: принцип понимания полной психологической структуры труда; принцип равного уважения к различным видам трудовой деятельности как социально равноценным; принцип активизации жизненной позиции клиента при совершении первичной профориентации и при необходимости совершения профессиональной реориентации; принцип максимального учета сложившихся мотивов при оптации (первичной профессиональной реориентации) и реориентации; принцип психологической интерпретации знаний клиента (оптанта) о мире труда как важнейшей составной части социального интеллекта.

Коммуникативная компетентность и личный коммуникативный опыт психолога в индивидуальном и групповом консультировании (искусственно построенной ситуации общения), в массовой работе составляет особый вид коммуникативного опыта, отличающегося от опыта, приобретаемого в “стихийных” неорганизованных контактах. Коммуникативная компетентность в профконсультировании прямо связана с профессиоведческой компетентностью психолога-практика, с требованиями оперативной ориентировке во всем многообразии мира труда. Развитие коммуникативной и профессиоведческой компетентности оптанта логично рассматривать как основные задачи профконсультативной работы. Вместе с тем собственная профессиоведческая и коммуникативная компетентность психолога, разнообразный личный коммуникативный опыт призваны обеспечить высокий уровень профессионализма консультанта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.