КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы профессионального самоопределения 3 страница
Появление в стране рынка профессий застало специалистов службы занятости "врасплох". Профконсультационная деятельность в аспекте помощи взрослому человеку сменить профессию находится в неразвитом состоянии. Попытки руководителей этих служб привлечь на работу специалистов, имеющих базовое психологическое образование, и использовать их в качестве профконсультантов, зачастую, оказываются несостоятельными по многим причинам. Традиции развития и становления психологии как профессии исследовательской, академической, выполняемой в лабораторных условиях, составляют более чем столетнюю историю как за рубежом, так и у нас в стране. Они прямо опосредуют задачи и специфику психологического образования в университетах. Способы внедрения результатов научных психологических исследований в практику, как правило, образуют набор адаптированных психодиагностических действий, рекомендуемых для использования в непсихологических учреждениях. К настоящему времени из многих сфер практики, где проводилась конверсия тех или иных лабораторных исследовательских действий, известно, что их принятие и копирование не всегда приводит к успеху. Зачастую, наблюдается обратная картина, - усугубляется развитие сферы практики, изменяемой конверсионным образом, поскольку внедряемые от науки методики вместо ускорения работы приводят к торможению целостной системы практической деятельности. Основной идеей самостоятельного профессионального и личностного развития человека является идея ответственности человека за все, что с ним происходит. Основания жизненных выборов связаны с особенностями социальных и нравственных ориентаций. Профессиональная самоактуализация личности специалиста психолога по организации психологической помощи и поддержке других людей с целью содействия их непрерывному личностному росту и преодоления возможных противоречий между возможностями человека и требованиями профессии, сопряжена с развитием трудовой рефлексии у самого профконсультанта. Имеется специфика выбора профессии психолога, которая заключается в разнополюсных направлениях мотивации поступления и обучения у абитуриентов и студентов: наличие тенденции самоутверждения, самосовершенствования и наличие тенденции помощи другому. В ряде исследований показано, что в процессе университетского обучения развитие встречного движения противоположно направленных мотивов происходит крайне незначительно. Личностные ожидания достижений у психологов, занятых практическим психологическим консультированием, на разных стадиях их психосоциального развития подвергаются изменениям. Этот труд предъявляет определенные требования к социальной и эмоциональной зрелости личности, что выражается в недопустимости пассивного и некритичного принятия стереотипов профессионального поведения без самостоятельной проработки замыслов, способов исполнения и оценки результатов деятельности. Овладение научно-психологическим инструментарием для практики помощи в профессиональном самоопределении психолога достаточно длительный и непростой процесс. Он включает в себя, в первую очередь, овладение собственной психической реальностью построения образов о себе как субъекте жизнедеятельности и формирование устойчивых мотивов своей профессиональной деятельности. В дополнение к этическим стандартам прилагаются следующие принципы: принцип понимания полной психологической структуры труда; принцип равного уважения к различным видам трудовой деятельности как социально равноценным; принцип активизации жизненной позиции клиента при совершении первичной профориентации и при необходимости совершения профессиональной реориентации; принцип максимального учета сложившихся мотивов при оптации (первичной профессиональной реориентации) и реориентации; принцип психологической интерпретации знаний клиента (оптанта) о мире труда как важнейшей составной части социального интеллекта. Коммуникативная компетентность и личный коммуникативный опыт психолога в индивидуальном и групповом консультировании (искусственно построенной ситуации общения), в массовой работе составляет особый вид коммуникативного опыта, отличающегося от опыта, приобретаемого в “стихийных” неорганизованных контактах. Коммуникативная компетентность в профконсультировании прямо связана с профессиоведческой компетентностью психолога-практика, с требованиями оперативной ориентировке во всем многообразии мира труда. Развитие коммуникативной и профессиоведческой компетентности оптанта логично рассматривать как основные задачи профконсультативной работы. Вместе с тем собственная профессиоведческая и коммуникативная компетентность психолога, разнообразный личный коммуникативный опыт призваны обеспечить высокий уровень профессионализма консультанта. Во время каждой консультации происходит обогащение личного коммуникативного опыта и расширение профессиоведческих представлений консультанта, развитие его профессионального самосознания. 2.2. Общая характеристика процесса психологического консультирования. Психологическое консультирование есть способ вербального общения, при котором один человек принимает или передает информацию другому. Это общение является составной частью человеческого опыта. С точки зрения крайних форм общения разделяют их на форму обычного естественного разговора и форму профессионального вербального общения. Консультирование является ситуацией взаимодействия людей, вбирающей в себя прошлое, настоящее и будущее время. В рамках процесса консультирования можно различить несколько уровней коммуникации, разделенных по степени сложности, в зависимости от поставленных целей. Психологическое консультирование способствует решению единичных и комплексных задач, возникающих в повседневной жизни человека, находящегося в ситуации выбора, то есть в ситуации субъективной неопределенности. В этом случае он, как правило, нуждается в помощи при ориентации и выявлении жизненных целей, при разрешении внутренних и межличностных конфликтов, устранении их психологических последствий. В эти моменты человек стремится стимулировать скрытые возможности личности и оптимизировать ее дальнейшее развитие. Консультирование является процессом, посредством которого людям предоставляется возможность исследовать свои затруднения со специалистом. Различаются индивидуальные и групповые формы консультативной деятельности. 2.3. Метод интервью. Методом, объединяющим процесс консультирования в единое целое, является психологическое интервью. Этот метод затрагивает как рациональные, так и эмоциональные уровни личности и способствует их интеграции, направлению к адекватным целям и к реальным перспективам развития личности, что является основой ее зрелости. Интервью представляет собой динамическое единство вербального и невербального поведения людей, которые находятся в искусственно построенной социальной ситуации взаимодействия. Специфика интервью заключается в том, что оно происходит в обстановке доверия, носит неформальный характер, несмотря на то, что беседуют незнакомые люди. Возникновение ситуации интервью предполагает, что клиент ожидает квалифицированную помощь в решении своих проблем, которые он не может решить сам, а помощь его ближайшего окружения или нежелательна, или не приносит результатов. Когда клиент приходит на консультацию с его стороны наблюдается мотивация к интервью. В этот момент крайне важно наличие мотивации также и у консультанта, поскольку без взаимной мотивации не может достигнуть желаемой цели. Существует ряд моментов, мешающих процессу коммуникации даже в случае двухсторонней положительной мотивации. Со стороны психолога речь может идти об общечеловеческой тенденции оценивать ответы клиента по первому впечатлению, настроению и иных установок. Психолог в ситуации интервью старается не занимать оценочную позицию, стремится постоянно контролировать свое участие в процессе беседы, не переосмысливать ответы клиента на научный лад, поскольку могут возникнуть ошибки в ходе разговора и в выводах. Другие препятствия, в процессе коммуникации могут протекать из реакции клиента на интервью. Значительное разнообразие реакций обусловлено индивидуальными особенностями личности клиента, его полом, возрастом, социально-экономическим положением, и другими обстоятельствами. В процессе интервью могут возникать различные эмоциональные реакции на саму ситуацию и содержание беседы. Препятствия, возникают чаще всего в самом начале консультативного приема. Они могут возникнуть также и в ходе беседы, если клиент не понял сути задаваемого ему вопроса или клиенту недостаточно ясны какие-то другие особенности обсуждаемой проблемы. Иногда он не может вспомнить или выразить словами сложность своих переживаний, воспроизвести информацию, необходимую для ответа. Имеются большие отличия в степени развития лексики клиента, и в способности понять динамику реальности. Психолог правильным ведением интервью, которое иногда предполагает и временный уход вопросами от основной цели, устраняет подобные препятствия. От психолога-консультанта требуется, кроме профессиональной эрудиции и доброжелательного отношения к другим людям, чувство юмора и более или менее объективной самооценки, умение выражать свои мысли, знание различных стилей речевого и невербального общения, иметь большой словарный синонимический запас и знания лексикона различных общественных и профессиональных групп. 2.4. Виды интервью и разновидности вопросов. По видам различают стандартизированное интервью и нестандартизированное (управляемое, неуправляемое), направленное (частично стандартизированное, комбинированное). В разных интервью используются такие разновидности вопросов: закрытые (директивные), открытые (прямые, косвенные, проективные). Закрытыми и открытыми вопросами можно замедлять и ускорять процесс интервью. Прямые открытые вопросы структурируют беседу. Непрямые и проективные вопросы своей многозначностью способствуют большему доверию. Они помогают клиентам высказываться свободнее. Применение закрытых или открытых вопросов зависит от характера проблемы клиента и обусловлено типом интервью(вступительное, диагностическое или терапевтическое). Беседа психолога с клиентом представляет собой сложнейший метод практической деятельности. Планирование беседы, подготовка вопросов представляют собой еще более сложный вид работы. Для конструирования схемы интервью необходимо располагать основными сведениями о критериях их адекватности, ясности, гибкости и правильности, которые используются при формулировании вопросов. Существуют различные категории клиентов, что естественно влияет на подготовку плана интервью, в котором психолог исходит из индивидуальных потребностей клиента и специфической проблемы конкретного человека. 2.5. Особенности содержания работы профконсультанта. В профконсультировании отсутствуют подходящие стандартизированные процедуры. Это вызывает особую необходимость наполнения интервью предметным профессиоведческим и субъективно-образным трудовым содержанием. Сравнительная аналитическая психолого-профессиоведческая работа по структурированию воображаемой картины мира профессий у психолога связана с самостоятельным поиском им сходства и различия современных видов труда, психологической спецификой их выполнения. Объем общеориентирующих сведений о специальностях, заложенный в профессиографических описаниях, имеет масштабный характер, - профконсультанту необходимо разбираться, как минимум, в особенностях двух тысяч профессий. Психологические требования, предъявляемые к человеку от профессии и от трудового поста, напротив, в сознании консультанта должны иметь достаточно компактную проекцию. Предметом труда профконсультанта выступает индивидуальное психическое отражение социально-исторической, фиксированной системы признаков взаимного соответствия человека профессии. Объектом труда профконсультанта являются представления человека о себе как субъекте трудовой активности, фиксированные в виде устных и письменных высказываний клиента в ходе консультативной работы. Целью труда этого специалиста является помощь в организации и упорядочении представлений человека о себе как о субъекте труда, о мире профессий в целом. Основные результаты труда психолога-практика в профконсультативной деятельности заключаются в изменении содержания субъективных высказываний клиента, свидетельствующих о реконструкции представлений в его сознании от путаницы в сторону систематизации и порядка. Чутким и своеобразным индикатором продуктивности процесса консультирования бывает настроение самого консультанта. Технологическая схема консультативного процесса по вопросам профессионального развития клиента имеет ряд последовательно сменяющихся этапов. На каждом этапе решаются основные и вспомогательные задачи. Содержание деятельности при решении этих задач сильно меняется, происходит поочередная смена коммуникативных позиций клиента и консультанта. Важную составную часть этой принципиальной консультативной схемы образует рабочее пространство, организованное специальным образом. Методы массовой и групповой работы профконсультанта по целям, результатам и содержанию сходны с индивидуальными, но психологическая динамика групповой коррекционной работы накладывает особые требования к выполнению профессиональной деятельности. В своей работе практик руководствуется психогигиеническими правилами и законом о перемене труда в части использования индивидуальных и групповых форм деятельности. 2.6. Коммуникативная компетентность как условие развития профессионального мастерства профконсультанта. Метод интервью в процессе консультирования имеет важное значение, поскольку в ходе развития психической активности человека дифференцировались два вида речи - внешняя и внутренняя. Во внешней речи выделяются письменная и устная. В устной речи имеются формы монолога и диалога. В диалоге различаются разговор и беседа Интервью представляет собой разновидность беседы. Стандартизированное интервью представляет собой вариант беседы, которая имеет фиксированную структуру. Заранее консультантом четко устанавливаются формулировка и порядок вопросов. К положительным свойствам стандартизированного интервью относят следующие. 1. Соблюдение стандартных условий, позволяющих сравнивать результаты. 2. Осуществление надежного контроля проведения интервью в рамках количественных методов, поскольку техника ведения беседы одна и та же. 3. Снижение значения ошибок разных психологов. 4. Овладение методом интервью на практике через стереотипную тренировку. 5. Охват широкой проблематики и экономия времени за счет сравнения множества событий. В связи с этим стандартизированное интервью удобно при проведении исследования, что и обусловило его успех в социологии и медицине. Отрицательной чертой этого вида интервью является снижение спонтанности из-за развития коммуникации по четкому плану, а строгая формулировка вопросов может вызвать у клиента оборонительные реакции. В отличие от стандартизированного интервью, - нестандартизированное, - не имеет определенного порядка, заданной заранее четкой формулировки вопросов и точно установленного плана, поскольку неизвестны детали проблематики. Существует только поставленная цель. Эффективность беседы в целом зависит от знаний и навыков психолога и меры спонтанности речевых проявлений клиента. Беседа преднамеренно сближается с обычным разговором. Речь фактически идет о двух крайних формах интервью: неуправляемом и управляемом. При проведении неуправляемого - свободного интервью психолог принимает незначительное участие в рассказе (словесных проявлениях клиента) клиента. В управляемом интервью психолог определяет тему и следит за тем, чтобы клиент не слишком отступал от основных вопросов к второстепенным. Для нестандартизированного интервью характерны следующие особенности. 1. Полученные результаты являются основой для качественного анализа. 2. Этот вид интервью динамичен, его можно приспособить как к изменениям в ситуации консультирования, так и к новой проблеме, которая выявится в ходе разговора. 3. Снижается вероятность непонимания между клиентом и психологом. 4. Может быть использовано при специфических личностных проблемах в профконсультации, поскольку непрямым способом позволяет помочь клиенту "открыть" важную информацию. 5. Имеет достаточно выраженное психотерапевтическое влияние. В профессиональном консультировании лучше использовать направленное (частично стандартизированное, комбинированное) интервью в форме устной беседы. Оно имеет определенную цель и порядок действий. Вопросы формулируются свободно и тема выбирается и развивается в зависимости от потребности развития коммуникативной ситуации. Иногда интервью приближается к стандартизированному, иногда, - к свободной беседе. Беседа же никогда не бывает настолько свободной, чтобы не соблюдалась основная тематика. Такой вид интервью принято называть комбинированным или направленным интервью. Ниже приводится текст такого вида интервью, которое позволяет построить идеальную формулу профессии человека, озабоченного вопросами профессионального самоопределения. Процедура составления формулы предполагает выявление образов человека о себе как субъекте труда путем обстоятельного разговора с профконсультантом относительно индивидуальных предпочтений клиента из числа 53-х обозначенных в тексте интервью характеристик-требований профессиональной деятельности к человеку (о них шла речь в параграфе пособия выше, где разбирался фактор уровня информированности о мире профессий). Построенная идеальная формула клиента затем сравнивается с другими формулами из картотеки формул профессий и специальностей, которые консультант составил, пользуясь теми же 53-мя классификационными признаками. Как построить такую картотеку формул будет рассказано в параграфе, посвященном формированию профессиоведческой компетентности психолога.
Направленное интервью “ Моя работа" предъявляется в следующем виде. Любая работа имеет ряд особенностей, которые отличают ее от другой, даже очень похожей на нее. У каждого человека есть соображения о том какая работа ему подошла бы больше всего. Зачастую, он не может назвать профессию, в которой есть характеристики-требования, доступные ему. Сегодня можно побеседовать о предпочитаемых Вами характеристиках, затем путем их перечисления построить "идеальную" формулу профессии. Выбор характеристик предполагается совершать так: внимательно прочтите вслух каждый пункт интервью; постарайтесь активизировать воображение и память, приведите примеры - назовите профессии, с которыми Вы знакомы, где бы человек выполнял как раз те требования, о которых идет речь. После этого "примерьте" к себе характеристики, описанные в каждом пункте и подберите те, что больше всего нравятся. Старайтесь сосредоточиться при обсуждении каждого пункта, не стесняйтесь спрашивать консультанта о том, что неясно. Помните, что нет "хороших" или "плохих" вариантов ответов. Каждому подходит что-то свое и нужно настойчиво искать свое дело. При выполнении работы человек руководствуется определенными целями - строит в уме образ результатов деятельности. Принято различать такие цели как гностические, преобразовательные, изыскательные. В первой части беседы приведены вопросы, раскрывающие цели труда более подробно. I. Мне представляется, что целью моей работы будет: 1) первая гностическая цель труда, при реализации которой человеку приходится распознавать и сортировать, оценивать предметы в целом или их отдельные признаки (например, сельскохозяйственные продукты, промышленные изделия и полуфабрикаты, информационные сведения, какие-то другие явления или события (Г1); 2) вторая гностическая цель труда, так как на работе нужно выявлять и анализировать достаточно сложные процессы, постигать закономерности явлений, происходящих в окружающем мире (развитие живой и неживой природы, информационные связи, здоровье, поведение людей, их отношения, проявления творчества в искусстве, другие аспекты жизнедеятельности) (Г2); 3) первая преобразующая цель труда, поскольку человеку приходится заниматься изменением и преобразованием объектов труда путем их реорганизации, организации и упорядочивания, структурного усовершенствования (П1); 4) вторая преобразующая цель труда, так как трудовые действия направлены на преобразование различных предметов, духовных и материальных явлений и человеку необходимо оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать (П2); 5) третья преобразующая цель труда, - на работе необходимо обслуживать, перемещать и перемещаться в заданном направлении или напротив, активно сохранять неподвижное положение (П3); 6) изыскательская цель труда: нужно изобретать, придумывать что-либо, находить оптимальный вариант решения нестандартной трудовой задачи, образец исполнения ее для себя и для других (И); II. Я думаю, что с удовольствием выполнял бы свою работу с помощью таких средств труда: 7) рука, ручные инструменты (Р); 8) механическое, машинное оборудование, различные виды транспорта, в том числе с ручным и ножным управлением (М); 9) автоматы, автоматизированное оборудование (А); 10) приборы, различные измерительные устройства (ПУ); 11) не внешние вещественные средства, а внутренние функциональные возможности человека (органы чувств и физиологические системы) (Ф); 12) речь бытовая с простой профессиональной лексикой (Ф1); 13) речь устная, эмоционально-выразительная с широкой лексикой (Ф2); 14) речь деловая, сопряженная со сложным профессинально-лексическим планом (Ф3); 15) мимические, пантомимические, жестовые ансамбли (Ф4); 16) все тело, организм человека как целое (Ф5); 17) беспристрастное поведение как демонстрация единства аффекта и интеллекта (Ф6); 18) широкие интеллектуальные средства и базы знаний, используемые для решения масштабных практических и теоретических задач и конкретизации исполнительских усилий (Ф7); III. Предпочтительно, чтобы по характеру моя работа: 19) имела строгий алгоритм - был четко определен порядок действий, который нельзя изменять (АЛ); 20) имела правила и алгоритмы выполнения, но их можно подстроить под новые задачи (АН); 21) имела ситуации неопределенности и такие трудовые ситуации, которые требуют построения нового порядка действий (Н); IУ. Мне бы хотелось иметь такую организацию труда, где: 22) имеет место индивидуализированное выполнение трудовых заданий по достижению результата труда без оперативного, ситуативного взаимодействия с коллегами (ИН); 23) имеет место коллективное участие работающих с одновременным осуществлением ими трудовых действий по получению результата труда (К); У. В процессе выполнения работы предпочтительно быть в основном: 24) исполнителем (ИС); 25) организатором своей работы, самостоятельно организовывать ход трудового процесса (планировать, распределять нагрузку, изменять способы работы) (ОС); 26) организатором активности других (О); УI. На работе мне желательно иметь контакты: 27) немногочисленные, не отнимающие много рабочего времени (К1); 28) многочисленные (К2); 29) с посетителями, клиентами (К3); 30) с сотрудниками по работе (К4); 31) с группой людей, классом, аудиторией (К5); 32) с одними и теми же людьми (К6); 33) с меняющимся кругом лиц (К7); 34) с животными, растениями, микроорганизмами (К8);
УII. Думаю, что ответственность у меня будет: 35) материальная (за сохранение имущества, денег, других материальных ценностей) (МТ); 36) моральная (за воспитание, развитие людей) (МР); 37) за жизнь и здоровье людей, животных, растений и микроорганизмов (ЖЗ); 38) средняя, обычная (ОБ);
УIII. Мне нужны условия труда по преимуществу: 39) бытовые, работа в помещении (Б); 40) на открытом воздухе (ОВ);
IX. Моя работа может быть также связана с необычными условиями: 41) с неожиданной опасностью или риском для жизни (Н1); 42) с возникновением сложных (возможно аварийных ситуаций), требующих от человека мгновенной оценки ситуации и быстрого выполнения необходимых действий (Н2); 43) с направленностью общения с правонарушителями, с людьми, имеющими психические и физические отклонения, аномальные состояния сознания (Н3); 44) с навязанными, вынужденными темпом и ритмом труда (Н4); 45) со значительными физическими нагрузками (Н5); 46) с длительным пребыванием в одном положении - неудобство от рабочей позы (Н6); 47) с ночными сменами (Н7); 48) с ненормальными, отличающимися от естественных, привычных, физико-химическими особенностями производственной среды (колебания давления, температуры, наличие вибрации, шума, испарений, других вредных факторов) (Н8);
Х. По предмету труда деятельность можно оценить, если ответить на вопрос какой главный, ведущий тип мышления. Он оценивается самым высоким значением в 4 балла, а вспомогательные типы в порядке дальнейшего ранжирования, - значениями - 3, 2, 1, 0. 49) биономический тип, так как в поле зрения человека объекты живой природы (П); 50) технономический тип, так как человек имеет дело с неживыми (абиотическими) системами (Т); 51) социономический тип, так как предмет труда человека либо другой человек, либо группа людей, (Ч); 52) сигнономический тип, так как человек имеет дело со знаковыми систмами (З); 53) артономический тип, так как человек работает в системах художественных образов (Х). Текст данного интервью клиент и психолог обсуждают достаточно длительное время. Время работы по составлению идеальной формулы различается в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и составляет как минимум 10-12 часов, а как максимум, - 20-24 часа. В ходе работы психолог дополняет вопросы, сформулированные в направленном интервью, другими вопросами, позволяющими структурировать размышления клиента по теме беседы. Из-за этого роль вопроса на профконсультационном сеансе становится очень важной, а умение оперировать вопросной логикой превращается в профессиональное мастерство. 2.7. Правила построения и использования вопросов в профконсультации. Отдельного обсуждения заслуживает специфика построения и использования вопросов в профконсультационном интервью. Лучше использовать такие разновидности вопросов как закрытые (директивные) и открытые. Закрытые вопросы предполагают устойчивую альтернативу ответа. Они могут быть двухальтернативными, предполагать ответы “да” и “нет”. Например: “Чувствовали ли Вы страх во время ликвидации предприятия?” Могут содержать возможность трехальтернативных ответов:: “да”, “не знаю”, “нет”. Например: “Начальник отдела был доволен Вашим отношением к работе?” Закрытые вопросы требуют быстрого и однозначного ответа, который может быть поверхностным. Правильнее было бы комбинировать закрытые вопросы с открытыми. Среди открытых вопросов выделяются прямые, косвенные и проективные. Иллюстрацией прямого вопроса может служить следующее высказывание профконсультанта: "В чем проявилось Ваше беспокойство, когда Вы оказались без работы?" Для косвенного вопроса характерно другое выражение: "Как Вы себя чувствуете во время отсутствия постоянной работы?" Для проективного вопроса используются фразы типа: "Как обычно чувствуют себя люди во время отсутствия постоянной работы?" Первым правилом, служащим для проверки построения вопросного высказывания, является правило адекватной его формулировки. В него входит учет следующих соображений. 1. Психологу-консультанту важно формулировать вопросы правильно не только по содержанию, но и с учетом ситуации консультирования и индивидуальности клиента. Если целью беседы является выявление структуры интересов клиента, то прямой открытый вопрос: "Каковы Ваши интересы?" - не будет наилучшим. Клиент будет стараться приспособить свой ответ к социально одобряемому стереотипу интересов человека, имеющего ту или иную специальность. Женщина - редактор журнала, может перечислить интересы в области чтения и телевидения и не упомянуть о достижениях в рукоделии и кулинарии. Закрытые прямые вопросы, касающиеся конкретных областей интересов, могут привести к нагромождению отрицательных ответов и вызвать сомнение клиента: "Что, собственно, хочет узнать консультант, если ставит вопросы "вслепую"?” Лучше начинать беседу общим открытым непрямым вопросом и, в зависимости от ответа, дальше задавать вопросы, направленные на конкретизацию информации о глубине и устойчивости интересов понимание клиентом глубины и устойчивости своих интересов. 2. Необходимо стараться предвидеть какой ответ можно ожидать на поставленный вопрос. Например, на вопрос: "Вы встречаетесь со своими сослуживцами только на работе?" - клиент может отреагировать так, что начнет рассказывать об отношениях на работе, о коллегах или о своем одиночестве и вытекающих отсюда проблемах. Может заговорить о своих друзьях и совместном препровождении времени. В данном случае клиент "отзывается" на слова "встречаться", "сослуживцы" и на невысказанное "после работы". Этим определяется дальнейший ход интервью. 3. Формулировка вопроса, распространяемая на ту или иную проблему, должна относиться к поставленной цели уточнения информации, в первую очередь, для самого клиента, а не для консультанта. В противном случае можно привести клиента к растерянности. Высказывание клиента: "Я неспособен дальше учиться в институте".
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |