Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительным органам 2 страница




Присяжные не избираются. Коллегия присяжных засе­дателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе 12 присяжных заседателей и двух за­пасных.

Наконец, необ­ходимо отметить такую форму массового участия граждан в судопроизводстве, как дача показаний в качестве свидете­лей.

 

Принцип неприкосновенности личности, а также

уважение чести и достоинства личности

как принципы правосудия.

Впервые в нашей стране именно в Конституции полу­чила полное нормативное воплощение идея охраны чести и достоинства личности. Во-первых, Кон­ституция установила, что достоинство личности охраняет­ся государством. Во-вторых, на конституционном уровне сформулировано соответствующее международным стандартам положение о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени.

Перечисленные конституционные положения имеют отношение к судопроизводству и осуществлению правосу­дия но уголовным и гражданским делам, входят в предмет деятельности судебной власти. Но их значение выходит за пределы судопроизводства и деятельности суда.

Следует отметить, что в действующем законе и до приня­тия Конституции были некоторые нормы, направленные на защиту чести и достоинства личности. Сохранены или по­лучили развитие они и в УПК. Например, именно с учетом указанных обстоятельств получили дальнейшее развитие положения: о порядке возбуждения уголовных дел частного обвинении и их продолжении, как правило, в зависимости от волн потерпевшего; о запрещении унижать честь и достоинство граждан при проведении следственных действий обыска, освидетельствования, следственного эк­сперимента и др. Для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участ­ников уголовного процесса, а также унижающих их честь и достоинство допускается закрытое судебное разбирательство. Разглашение данных предвари­тельного расследования о частной жизни участников уголовного судопроизводства допускается только при наличии

на то их согласия.

Эти и другие положения в настоящее время подлежат применению в ходе производства по уголовным делам с учетом норм действующей Конституции.

 

Принцип состязательности и равноправия сторон

как принцип правосудия

Конституцией провозглашен принцип состязательно­сти судопроизводства при осуществлении правосудия (ч. 3 ст. 123). Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, следова­тель, дознаватель, орган дознания, руководитель следствен­ного органа, потерпевший, частный обвинитель, граждан­ский истец, их представители), функцию защиты — другая сторона (обвиняемый, подозреваемый, защитник, законный представитель подозреваемого и обвиняемого). В граждан­ском процессе противоборствующие стороны представля­ют соответственно гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика. Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны. Функция разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

Действие принципа состязательности со­стоит в таком построении судопроизводства, при котором:

а) функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган пли на одно и то же должностное лицо;

б) суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или на стороне защиты; он создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставля­емых им нрав; в) стороны обвинения и зашиты равноправны перед судом.

Необходимо иметь в виду, что конституционное поло­жение о равноправии сторон при осуществлении правосу­дия имеет чисто процессуальный аспект. Стороны не во­обще равноправны, а имеют равные процессуальные права при отстаивании перед судом своих позиции. Они имеют одинаковую возможность использовать допустимые про­цессуальные средства обоснования своих позиций: по об­винению (уголовному преследованию) и защите; по поддер­жанию гражданского иска и возражению против него. Суд при состязательном построении судебного разбирательства обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав, он следит за законностью действий сторон, своими действиями способствует установлению ис­тины по делу.

Возложение на суд обязанностей по обеспечению прав сторон не превращает суд в пассивного созерцателя проис­ходящего.

 

Принцип презумпции невиновности,

значение этого принципа правосудия

Принцип презумпции невиновности достаточно чет­ко и полно представлен в ч. 1 ст. 19 Конституции, в соот­ветствии с которой «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным зако­ном порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Надо признать, однако, что становление презумпции невиновности как конституционного принципа уголовного процесса имеет важное значение не только в юридическом, но и в этическом отношении. Установление 15 Конституции формулы презумпции невиновности как объективного правового положения не только имеет важнейшее значение для следственной и судейской практики, но и оказывает пози­тивное влияние на законотворческий процесс.

Принцип презумпции невиновности может стать реаль­ным фактором правосудия, если уголовно-процессуальный закон предусматривает необходимые предпосылки действия принципа обеспечения обвиняемому (подозреваемому) права на защиту, а также соблюдения требований закона о полноте, объективности исследования обстоятельств дела на предварительном следствии (дознании) и в суде.

Презумпция невиновности опровержима: предположе­ние о невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена приговором суда виновность лица в совершении преступ­ления.

 

Гласность разбирательства дела в суде

Конституцией установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным за­коном» (ч. 1 ст. 123). Заметим, что, во-первых, принцип гласности устанавливается для всех судов, причем при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Во-вторых, принцип гласности Конституция рассматривает

в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В ч. 2 этой статьи установлено, что закрытое судебное разби­рательство допускается па основании определения или постановления суда в случаях, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может принести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным зако­ном тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступ­лениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет; 3) рас­смотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлений может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного процесса либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) это­го требуют интересы обеспечения безопасности участни­ков судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Рассмотрение уголовных дел в закрытом судебном засе­дании происходит при соблюдении всех норм уголовного судопроизводства. В этом режиме может быть проведено все судебное разбирательство пли его часть. Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. Однако в случае рассмотрения дела в закрытом судебном заседании суд вправе принять решение об оглашении только вводной и резолютивной частей приговора.

Гласность судебного разбирательства— один из показа­телей демократизма судопроизводства. Такой порядок обес­печивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распро­странять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контроля парода за деятельностью судебной власти.

Принцип гласности тесно связан с другими принципа­ми правосудия и судопроизводства. С одной стороны, глас­ность является важнейшим, средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне дейст­вия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

Осуществление принципа гласности обеспечивает вос­питательное значение судопроизводства, повышение авто­ритета судебной власти и правосудия, соблюдение действу­ющих законов.

Гласность правосудия имеет много общего с гласностью в обществе вообще. Но гласности судопроизводства прису­ща специфическая особенность - нормативное установле­ние, несоблюдение которого является грубейшим наруше­нием закона.

 

Принцип обеспечения подозреваемому,

обвиняемому и подсудимому права на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права па за­щиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводст­ва опирается на конституционные и уголовно-процессуаль­ные нормы. При этом необходимо заметить, что действующая Конституция, в отличие от ее предшественников, не огра­ничивается декларированием этого принципа, не довольс­твуется общим указанием на право каждого защищать за­конными средствами свои нрава и свободы (ст. 45). Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на полу­чение юридической помощи, в том числе п бесплатной, в случаях, установленных законом.

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту складывается из процессуальных средств, которые реально предоставлены в ходе производства по делу ука­занным субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения пли обвинения.

Право обвиняемого (подсудимого) на защиту представ­ляет собой совокупность субъективных процессуальных средств, используя которые он может противостоять выдви­нутому против него обвинению: знать, в чем он обвиняется; оспаривать участие в совершении преступления; опровер­гать обвинительные доказательства; настаивать на измене­нии обвинения; представлять доказательства смягчения его ответственности; защищать другие законные интересы.

Среди субъективных прав подозреваемого прежде всего названо право знать, в чем он подозревается. Важность такого решения трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения (как и обвиняемый — от обвинения). Для обеспечения реально­го осуществления защиты ст. 46 УПК предусмотрено, что подозреваемый вправе: давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с про­токолами следственных действии, произведенных с его участием; приносить жалобы на действия и решения липа, производящего дознание, следователя, дознавателя и др.

Необходимо также отметить, что согласно ст. 48 Консти­туции обвиняемому и подозреваемому гарантирована квалифицированная юридическая помощь.

Действующий уголовно-процессуальный закон обязы­вает лиц, ответственных за ведение дела, не только разъ­яснить процессуальные права участникам процесса, но и обеспечить возможность их осуществлении.

Одним из важнейших факторов обеспечения права на защиту названных субъектов уголовного процесса явля­ется допуск защитника с ранних этапов предварительного расследования: защитника обвиняемого- с момента предъ­явления обвинения; защитника подозреваемого с момента: а) его фактического задержания; б) с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления1;

в) возбуждения уголовного дела против конкретного лица;

г) объявления постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы; д) осуществления иных мер, затра­гивающих его права (ст. 49 УПК).

Появление защитника на стороне подозреваемого озна­чает не просто усиление средств защиты последнего. Оно также означает появление в ходе уголовного судопроизводст­ва нового субъекта — защитника подозреваемого в соверше­нии преступления.

Подозреваемый, обвиняемый, их защитники наделены широкими правами в целях обеспечения их права на защи­ту, по реализуются они неодинаково в разных стадиях уго­ловного процесса.

 

Принцип национального языка

судопроизводства

Язык, на котором ведется судопроизводство, регулирует­ся законодательством о судопроизводстве и судоустройстве (ст. 10 Закона о судебной системе, ст. 18 УПК, ст. 8 АПК)

Согласно Закону о судебной системе судопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в ар­битражных и военных судах ведется на русском языке — государственном языке РФ. Судопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции может вестись так­же на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 1 ст. 10).

Законом о судебной системе также установлено, что в судах субъектов РФ судопроизводство ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на тер­ритории которой находится суд (ч. 2 ст. 10).

Необходимо при этом иметь в виду, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать на суде, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном пли другом из­бранном лицом языке. Участники уголовного судопроизводст­ва вправе бесплатно пользоваться помощью переводчика.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 УПК следственные и судеб­ные документы вручаются обвиняемому (подсудимому), а также другим участникам уголовного процесса в переводе на родной язык или на другой язык, которым он владеет.

Необеспечение обвиняемому (подсудимому), не владе­ющему языком, на котором ведется судопроизводство, пра­ва пользоваться услугами переводчика Пленум Верховного Суда РФ отнес к существенным нарушениям уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора. Не менее четко Верховный Суд определил спою позицию по поводу неблагоприятных процессуальных последствий в случае нарушения при осуществлении правосудия права липа на пользование родным языком

Принцип обеспечения каждому пользования родным языком при осуществлении правосудия выражает демокра­тизм действующего законодательства и государства и оп­ределяет решение таких важных вопросов осуществления правосудия, как доступность суда для населения, обеспече­ние возможности осуществления прав участниками процес­са. Если процесс ведется на языке, непонятном населению, нарушается и затрудняется связь суда с населением, а так­же ослабляется пли вообще не достигается воспитатель­ное назначение судебного разбирательства; участвующие в процессе лица не могут реализовать предоставленные им законом процессуальные права, активно способствовать осуществлению правосудия.

О том, насколько важно знание языка судопроизводства, показывает новое установленное в ходе судебной реформы правило, согласно которому обязательное участие защит­ника в уголовном судопроизводстве на стороне липа, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допускается с момента фактического задержания подозрева­емого или применения меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения (ст. 51 УПК).

 

Статус судей в РФ. Общая характеристика.

Судьи — носители судебной власти. На них возложе­на Конституцией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. I ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, администра­тивного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118).

Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федера­ции обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого право­вого статуса судей Российской Федерации, однако, не ис­ключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении суден разных судов (на­пример, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности право­вого положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ.

В отношении особенностей правового положении судей Конституционного Суда РФ ст. 2 Закона о статусе судей от­сылает к федеральному конституционному закону, специаль­но посвященному этому суду Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов п звеньев судов судебной системы России отнюдь не озна­чает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в со­вокупности правовое положение конкретного судьи конкрет­ного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми ус­тановлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъек­тов РФ. Но правовое положение судьи это не только сово­купность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуаль­ными законами) прав и обязанностей. Компонентами, из ко­торых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, кото­рым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандида­тов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделе­ния его соответствующими полномочиями.

Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны, обладают единым статусом.

 

Требования, предъявляемые

к кандидатам на должность судьи

В соответствии со ст.119 Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

 

Отбор кандидатов на должность судьи

Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

 

Порядок наделения судей полномочиями

Наличие в законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, — существенная предпо­сылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступлении судьи в должность необходима ор­ганизация фактического проведения ряда последователь­ных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявле­ния о даче рекомендации для занятия должности судьи; вы­несение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т.д.

Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителей, других судей Кон­ституционного Суда РФ устанавливается Законом о Конституционном Суде.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Со­ветом Федерации по представлению Президента РФ. Председатель, заместитель Председателя и судья-секре­тарь Конституционного Суда РФ избираются в пленарном заседании этого суда тайным голосованием судей сроком на три года.

Пред­седатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Ар­битражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному на положи­тельном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судьи указанных выше судов назначаются на должность также Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственных председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитраж­ного Суда РФ.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назна­чаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по пред­ставлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) ор­гана соответствующего субъекта РФ.

Заместители председателей Верховного Суда РФ и Выс­шего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации на шесть лет по представлению Прези­дента РФ, основанному на представлениях вышеуказанных председателей судов, при наличии положительного заклю­чения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатели, заместители председателей верховных су­дов республик, краевых, областных и равных им судов, а так­же военных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заклю­чения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбит­ражного Суда РФ при наличии положительного заключе­ния Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель, заместители председателя районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответству­ющих квалификационных коллегий судей субъектов РФ.

Назначение кандидатов на должности судей произво­дится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии суде. Заключение на каждого из рекомендованных кандидатов квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда, в случае несогласия которого с заключением оно возвращается для повторного рассмот­рения в ту же квалификационную коллегию суден. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей двумя третями голосов членов коллегии председатель суда обязан внести представление о назна­чении рекомендуемого лица на должность судьи.

Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, впервые избранные на должность, приносят в торжествен­ной обстановке присягу на собраниях суден Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи других судов — на съездах (конференциях) либо собраниях судей.

Иначе осуществляется присяга судьи Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 10 Закона о Конституционном Суде судью этого суда приводит к присяге Председатель Совета Федерации.

Кроме судов федеральных в Законе о судебной системе предусмотрено действие в стране судов субъектов РФ, к ко­торым отнесены: конституционные (уставные) суды субъ­ектов РФ и мировые судьи (ч. 4 ст. 4). В Законе указано, что мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) су до в наделяются полномочиями в порядке, установленном фе­деральными законами и законами субъектов РФ.

 

Основания приостановления полномочий судьи

Полномочия судьи приостанавливаются решением ква­лификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела против судьи либо при­влечение его в качестве обвиняемого по другому уголовно­му делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представитель­ной) власти РФ или органы законодательной (представи­тельной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ пли органа законодатель­ной (представительной) власти субъекта РФ.

При этом важно иметь в виду, что приостановление пол­номочий судьи (за исключением случая, когда в отношении пего избрана мера пресечения в виде заключения под стра­жу) не влечет прекращения выплаты заработной платы. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостанавливающая его полномочия.

В отношении судей Конституционного Суда существуют особенности приостановления их деятельности. Во-первых, это касается оснований приостановления, предусмотрен­ных Законом о Конституционном Суде. Полномочия судьи согласно указанному Закону могут быть приостановлены в случаях, если:

1) было дано согласие Конституционного Суда на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять своп обязанности.

 

Основания прекращения полномочий судьи

Прекращение полномочий судьи, заключающееся в ли­шении его права исполнять должностные полномочия, про­исходит при наличии указанных в Законе оснований:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его пол­номочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в Должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по Достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного при­говора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограни­чении дееспособности судьи либо признании его недееспо­собным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу реше­ния суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразд­нением пли реорганизацией суда.

 

Понятие судейского сообщества в РФ.

Органы судейского сообщества, их задачи.

Судейское сообщество в Российской Федерации состоит прежде всего из судей федеральных судов, конституцион­ных (уставных) судов и мировых судей, т.е. лиц, наделен­ных в соответствии с Конституцией и Законом о судебной системе полномочиями осуществлять правосудие и испол­няющих свои обязанности на профессиональной основе. Кроме того, в это сообщество входят судьи, полномочия которых прекращены в связи с почетным уходом пли по­четным удалением в отставку.

В соответствии с Законом органами судейского сооб­щества являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъек­тов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалифика­ционная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

К основным задачам органов судейского сообщества от­носятся:

Ø содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

Ø защита прав и законных интересов судей; - участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

Ø утверждение авторитета судебной власти, обеспе­чен не выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики, который был утвержден VI Всероссийским съездом судей в декабре 2004 г.

 

Квалификационные коллегии судей.

Формирование этих органов судейского сообщества.

Законом об органах судейского сообщества кардиналь­но изменен порядок формирования квалификационных коллегий судей. Признано необходимым формировать эти коллегии из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности и предста­вителей Президента РФ. Так, согласно ст. 11 данного Зако­на Высшая квалификационная коллегия судей РФ форми­руется в количестве 29 человек, из которых 18 человек из числа судей федеральных судов, избираемых на съезде по соответствующим нормам представительства, 10 человек представители общественности, назначаемые Советом Фе­дерации Федерального Собрания РФ, один - представи­тель Президента РФ, назначаемый главой государства.

Необходимо заметить, что судьи Конституционного Суда РФ не входят в состав Высшей квалификационной коллегии судей и на них не распространяется ее юрисдик­ция, поскольку в отношении указанных судей решение вопросов, связанных, в частности, с приостановлением или прекращением их полномочий, осуществляется в соответст­вии с Законом о Конституционном Суде.

Предусмотренная указанным Федеральным законом схема формирования Высшей квалификационной коллегии суден применяется и при образовании квалификационных коллегий судей субъектов РФ. Большинство этих колле­гий формируется в количестве 21человека, в том числе 13 человек это судьи, включая суден от судов субъектов РФ, избираемые в коллегию по предусмотренным Законом нормам представительства, семь человек представители общественности, назначаемые законодательным (предста­вительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, определяемом законами и иными нормативны­ми правовыми актами субъекта РФ, один— представитель Президента РФ, назначаемый Президентом РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.