КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) – Код Иисуса 6 страница
Во все времена невротичные люди неправильно толковали эти строки. Одни люди, христианские святые, отрезали себе гениталии. Другие ради святости выкалывали себе глаза. Человек кажется глупым. Но таких людей уважали и почитали, причисляли к лику святых. На самом деле, они были просто невротичными, истеричными и очень глупыми. Дело вовсе не в этом. Так он хочет показать, что часть следует принести в жертву целому, но целое нельзя принести в жертву части, вот и все. Тем самым он говорит, что, если вы видите, что какая-то часть вашего существа встает между вами и целым, ее надо принести в жертву. Насколько я знаю, любая часть, решившая охватить целое, становится причиной беспокойства. Это не что иное, как ваш ум. Только ваш ум притворяется, будто он и есть целое, якобы он самодостаточен. Ум - вот единственный притворщик. Он внушает вам мысль о разделении, эго. Иисус говорит: «Принесите часть в жертву целому». Если дело в вашей голове, пожертвуйте ею. Это не означает, что вы должны отрезать себе голову. Просто вы должны склонить, сдать свою голову. Если ваш ум своим мыслительным процессом приносит вам неприятности, пожертвуйте им, в нем нет ценности. Всем надо пожертвовать во имя целого, только так вы станете цельным человеком. Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вот величайшее высказывание Иисуса: не противиться злу. Но прежде говорили: око за око, зуб за зуб... Такое понимание - из области закона, справедливости. А Иисус несет любовь. Он говорит: «Не противьтесь злу». Почему? Его поучение кажется странным: «Не противьтесь злу». Если никто не будет сопротивляться злу, оно будет расти. Смысл этих слов совсем иной, речь идет о внутренней алхимии. Тот же смысл заключен в молитве Иисуса, в которой он просит: «Дай нам хлеб наш насущный». Индуисты, мусульмане и представители других религий смеялись над христианской молитвой, которая показалась им детской: «Дай нам хлеб наш насущный». Неужели Иисус не мог придумать что-то еще, чем просить хлеб на каждый день? Но эти люди не знали, что он подразумевал, говоря о «хлебе насущном». Иисус говорит: «Ваше тело живет благодаря воздуху, пище и воде - точно так же, каждый день ваша душа должна получать пищу от Бога. Это ваш хлеб насущный, пища на каждый день. Каждый день вы получаете некоторое количество духовной энергии. И вы можете использовать ее для созидания или разрушения. Если вы будете разрушать, то используете энергию не по назначению. Вы совершите насилие, преступление, осквернение. Если вы вкладываете энергию в созидание, она станет вашим путем к Богу. Энергия будет расти в вас, пока не достигнет более высоких пиков. Она принесет вам полноту, плерому». Божественная энергия, которая постоянно изливается на вас, и есть то, что он называет «хлебом насущным». Если эту энергию используют неправильно, тратят на бесполезную и разрушительную деятельность... Бог постоянно дает энергию, но вы неизменно выбрасываете ее, не понимая, что делаете. Послушайте суфийскую притчу. Рано утром во время утренней прогулки человек пришел к реке и наткнулся на мешок. Он открыл его, тот был наполнен камнями. Сев на берег, он ради забавы принялся бросать камни в реку. Его веселили брызги. Скоро стало светать, над горизонтом показалось солнце. В его руках остался последний камень. Он посмотрел на камень, потому что стало светло. И тут он начал быть себя кулаками в грудь, плакать и причитать. Вокруг него собрались люди, они стали спрашивать: «Что стряслось?» Он объяснил: «У меня остался последний бриллиант, а я выбросил тысячи бриллиантов. Я бросал их целый час, не зная, что я выбрасываю. Я подумал, что в мешке лежали простые камни. У меня остался последний бриллиант». Но я хочу сказать, что ему повезло. По крайней мере, он понял, что к чему, коща у него остался последний бриллиант. Миллионы людей не осознают такие вещи даже на поздней стадии, продолжая выбрасывать «бриллианты». Они живут и умирают, но никогда не осознают хлеб насущный, бриллианты, которые каждый день осыпают их. Эта энергия принадлежит вам. Вы можете направить ее в гнев, энергия та же. Вы можете направить ее в любовь, энергия будет той же. Решать вам. Поэтому Иисус говорит: «Не противьтесь злу». Если вы начнете сопротивляться злу, вся ваша энергия будет потрачена на сопротивление. Зла очень много. Иисус учит вас не морали, а внутренней алхимии. Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Не растрачивайте свою энергию понапрасну. Если кто-то только хочет ударить вас, значит он уже ударил вас - подставьте же ему и другую щеку. Поблагодарив его, скажите: «Спасибо, господин. Если я еще понадоблюсь вам, я готов». И ступайте своей дорогой. Не тратьте зря свою энергию, потому что она невероятно ценная. Не тратьте ее лишь на отношения, реакции, борьбу, гнев. Так вы выбрасываете бриллианты. Мы живем в атмосфере постоянного внутреннего протеста, жалоб, осуждения. Мы все время говорим «нет». Отрицая, мы неизменно упускаем то, что находится прямо перед нашим носом. Звучит постоянный внутренний протест: «Это неправильно, нехорошо! Все должно быть так-то! Все должно быть тем-то!» Очень много энергии вовлекается в такой протест. Мы расставляем все на свои места, но жизнь коротка, она проходит мимо, и ничто никогда не становится на свои места. Мы просто топим самих себя в своей деятельности. Иисус говорит: «Будьте бдительными». Ваша энергия невероятно ценная, и в вашем распоряжении есть лишь ограниченное ее количество. Если вы используете ее, вам будет доступно нечто большее. Иисус говорит: «Тем, у кого есть, будет дано еще больше». Его утверждения самые прекрасные в истории. «А у тех, у кого ничего нет, будет отнято даже то, что есть». Утверждение парадоксальное, но абсолютно верное. Если вы сохраните энергию, то получите больше. Чем лучше вы сохраняете, тем больше у вас есть. И тем больше будет дано вам, ведь вы доказываете, что достойны этого. Чем меньше у вас есть, тем меньше будет дано вам. И если у вас вообще ничего нет, у вас будет отнято даже то, что есть у вас. Вы останетесь просто пустой шелухой, отрицательной пустотой, а не той пустотой, о которой говорит Будда. Вы будете просто пустой шелухой, лишенной смысла, «сказкой, рассказанной болваном, полной шума и суеты, но лишенной всякого смысла». Мы постоянно неправильно используем энергию, поэтому строим тюрьму вокруг себя. Но двери тюрьмы всегда открыты, ведь тюремщик - не кто иной, как вы сами. Вы и тюрьма, и заключенный, и тюремщик. Мы должны пожертвовать своими тупыми, привычными воззрениями, и тогда та энергия, что создает тюрьму, станет нашей свободой, спасением. Николай Кузанский утверждал, что правильная жизнь заключается только в том, что он называл ученым невежеством. Научитесь снова быть невинным. «Научитесь невежеству», - говорил он. Станьте ребенком. Не сопротивляйтесь, не боритесь. Наслаждайтесь энергией, которая изливается на вас. Станьте очень простым. Научитесь снова быть невинным. Перестаньте оглядываться на свое тоскливое и мертвое прошлое, знания, ум. «Ученое невежество» означает знающее неведение. Есть особое неведение, которое знает. И есть знания, которые по своей сути являются невежеством. Знания пандита, священника только называются знаниями, в действительности эти люди ничего не знают. Другое дело - неведение Иисуса или Будды. Император By спросил Бодхидхарму: «Кто ты?», а тот ответил: «Я не знаю». Неведение, невинность знает. Перестаньте заботиться о своей безопасности, перестаньте бороться с людьми. Перестаньте суетиться. Иисус нарочно говорит: «Не противьтесь злу», потому что ваш ум скажет: «Но если есть зло, значит надо сопротивляться ему. Зло недопустимо, его нужно побороть, уничтожить». Никто никогда не уничтожит зло. Оно вечно. Сражаясь со злом, вы сами погибнете. Зло невозможно уничтожить. Помните об этой ошибке, о ложном представлении. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; Его послание звучит ясно и громко. Иисус говорит, что ни одну каплю энергии нельзя тратить на пустяки. Энергию надо хранить. Когда энергия достигает определенного уровня, преображение происходит само собой. Такова наука алхимии. Вы нагреваете воду, постоянно вкладываете в нее тепловую энергию. Когда ее температура достигает ста градусов, вода испаряется. Девяносто девять градусов - вода горячая, но еще жидкая. Девяносто девять и девять десятых градусов - вода невероятно горячая, но до сих пор жидкая. Сто градусов - вода превращается в пар! То же самое происходит во внутреннем мире. Высказывания Иисуса - не моральные постулаты. Его изречения касаются внутреннего преображения. Если вы накапливаете энергию и не расточаете ее... Собака залаяла, и вы тоже залаяли, так как подумали: «Я должен сопротивляться злу. Эту собаку нужно проучить». Вы можете дать собаке урок. Но вы когда- нибудь слышали, чтобы собаха выучила урок? Она продолжает лаять. Многие люди, подобно вам, учили собак. Но собаки очень упрямы, они продолжают лаять. Вы только напрасно тратите свою энергию. Лая на собак, вы теряете возможность молиться Богу, потому что молитва не может сосуществовать с лаем. Борьба, ненависть, злоба, любовь - все они не могут сосуществовать. Такова внутренняя «экономика». Да будете сынами Отца вашего Небесного; Если вы хотите стать божьими детьми, тогда вам нужно сохранять энергию. Бог каждый день дает вам энергию. Если человек просто сохраняет всю энергию, больше ничего не нужно. Иисус дает ключ, великий ключ. Он может открыть высшую дверь. ...ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Иисус говорит: «Не беспокойтесь о справедливости и несправедливости. Обратитесь к Богу. Его облака приходят и проливаются как на праведных, так и неправедных. Его солнце восходит и дает свет и жизнь как хорошим, так и плохим. О чем вы беспокоитесь? Бог постоянно наделяет энергией всех людей. Прошу вас, не становитесь реформаторами. Помните о том, что, если вы хотите измениться, не становитесь реформаторами, так как вы можете делать либо одно, либо другое. Если вы станете реформаторами, то начнете менять других людей. Если вы хотите измениться, не становитесь реформаторами. Сохраняйте свою энергию. Чудо заключается в том, что, если вы изменены, преображены, тогда благодаря вам будут преображены многие люди. Вашего каталитического присутствия будет достаточно. Всего лишь ваше присутствие погрузит многих людей в атмосферу неведомого. Одно ваше прикосновение заставит что-то вибрировать в них. Дело не в том, что надо сделать очень много. Если ваш свет лучится, люди станут приходить к вам. Пробираясь ощупью во тьме, они начнут двигаться к вам. И по мере того, как они будут подходить все ближе, незажженные светильники станут возгораться от того, в ком уже горит огонь. Пламя перепрыгнет с одного светильника на другой. Достаточно будет просто приблизиться. Будьте с мастером. Будьте рядом с тем, кто пришел. Подходите все ближе, не сопротивляясь, не борясь, не защищаясь. Будьте восприимчивыми. Все случится само собой. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Кто вы такой, чтобы думать о добре и зле? Кто вы такой, чтобы беспокоиться о том, каким должен быть мир? Так эго снова сыграло трюк. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же самое ли делают и мытари? Пуритане, слуги народа, моралисты, формалисты - все они делают то же самое. Когда люди любят их, они любят в ответ этих людей. В этом нет ничего особенного, ничего такого, что можно назвать особенным. Если люди любят вас, вы тоже любите их; когда кто-то улыбается вам, вы улыбаетесь ему в ответ. Но суть не в этом. Когда кто-то бьет вас, а вы улыбаетесь... Когда кто-то ненавидит вас, а ваша любовь продолжает изливаться... Вот чудо, волшебство! Только такое волшебство сделает вас божьими детьми. Ничто другое не поможет вам. Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. Вот одно из самых главных изречений: Итак, будьте совершенны... Помните о том, что вы можете быть совершенным только потому,,что вы по своей сути уже совершенны. Вы произошли от Бога - разве вы можете быть несовершенным? По своей природе вы и есть Бог, потому что Бог пребывает в вас, а вы - в Боге. Но вы не дали себе возможности понять это. Вы заняты внешней суетой, занимаетесь всякими делами, приносите в мир немного добра, справедливости, проводите реформы. Вы озабочены внешним миром, поэтому вы не смогли заглянуть в свою сокровенную суть, где пребывает сам Бог. Бог живем в вас. Да, вы можете быть совершенным, так как уже совершенны. Только совершенный человек может быть совершенным. Поэтому совершенство не нужно создавать, его нужно просто обнаружить. Оно уже есть. Может быть, совершенство скрыто за завесой, но оно здесь, уберите завесу и найдите его. Вам не нужно изобретать совершенство, просто откройте его. Возможно, даже слово «открыть» не совсем удачное. Я скажу так: повторно открыть в себе совершенство. Глава 4 Пока вы не сотворите свое лицо (24 октября 1977 года) Жизнь кажется мне бессмысленной. Почему так происходит? Жизнь в самом деле бессмысленна до тех пор, пока вы сами не придадите ей смысл. В жизни нет изначально присущего ей смысла, его надо понять. Смысл надо найти, его следует постичь. Если вы ждете какой-то готовый смысл, то не получите его. И тогда жизнь покажется вам бессмысленной. Жизнь это всего лишь чистый лист, просто некая возможность. Вы можете придать ей значение, а можете создать бессмысленность. Вы можете создать либо свободу, либо тюрьму. Все зависит от вас. Вы обладаете полной свободой. Человек очень боится свободы, потому что она наделяет его огромной ответственностью. Вы хотите, чтобы кто-то дал вам смысл, не наделяя вас ответственностью. Такой смысл чужой. Если вы создадите смысл, то в случае его утраты только вы будете ответственны за это, больше никто. Отсюда ваш страх. Поэтому человек всегда создавал богов, которые давали ему смысл жизни. Что такое Бог? Это некто, на кого-то надо смотреть, с кем надо считаться, кто дает вам смысл, спасение, блаженство, мокшу. Вы хотите только получать, поэтому люди идут в церкви, храмы, мечети и молят Бога: «Дай нам смысл». Такая молитва бессильна. Правильно молиться значит делать что-то ради создания смысла. Существование соединяет, оно объединяется с вами. Что бы вы ни делали, Бог всегда там, где объединение. Даже если вы идете против Бога, он объединяется с вами. В этом заключается значение высказывания Иисуса: когда тучи проливаются, то льют дождь на всех: справедливых и несправедливых, хороших и плохих. Когда лучи падают, они освещают всех без всяких условий: грешников и святых, не делая разделений. Если вы просто ждете, что в вашу жизнь придет какой-то смысл, то ведете себя как попрошайка с сумкой. Тогда вы никогда не получите смысл жизни. А раз вы ждете, то постоянно будете чувствовать бессмысленность. У вас есть представление о смысле, но вы не находите его, поэтому начинаете сравнивать свою жизнь с этим представлением. Жизнь никогда не соответствует фантазиям. Поэтому вы очень страдаете. Вы создаете и то и другое. Сначала вы думаете: «Мне надо только принимать», «Мне не надо созидать». Вы носите великую мысль о том, что жизнь должна быть такой-то, что якобы лишь тогда она настоящая, только тогда в ней есть значение. Вы сравниваете картинку со своей жизнью. Вы нигде не найдете поэзию, которая даст вам смысл жизни, пока вы не внесете его в существование, не сотворите его сами. Саньяса означает творческий подход к Богу. Ваша молитва не должна быть бессильной. Она должна показывать, что вы в самом деле хотите жить так. Вам следует сделать все, что в ваших силах. Ни один камень не должен остаться нетронутым - только тогда божья помощь возникнет, низойдет и преобразит вас. Конечно, Бог приходит, но только когда вы сделали все, что в ваших силах, не раньше. Эта трудность очень велика, особенно для современного человека. В прошлом люди всеща жили с «дающим Богом», который был на небесах, а люди оставались на земле. Люди жили почти как во сне, не творчески, просто полагаясь на Бога. Они молили или славили Бога и полагали, что они делают все, что в их силах, будто молитвы и славословий достаточно. В наше время, после Ницше, это невозможно, прежний Бог умер. Послушайте короткую притчу Ницше. Наверно, вы слышали о сумасшедшем, который зажигал фонарь в яркие утренние часы, бежал к рынку и громко кричал: «Я ищу Бога!» Ему попадались почти сплошь неверующие люди, поэтому над ним смеялись. «Бог заблудился?» - спросил кто-то. «Бог боится нас и прячется?» - спросил другой. «Бог ушел в далекое плавание или эмигрировал?» - спросил третий. Люди шумели и смеялись. Безумец вбежал в самую толпу и грозно оглядел людей. «Где Бог? - закричал он. - Я скажу вам. Мы убили Бог, мы с вами! Все мы стали его убийцами. И теперь мы погружаемся в небытие. Разве вы не чувствуете дыхание пустоты? Разве вам не холодно? Разве сейчас не кромешная ночь? Разве нам не надо зажигать фонари по утрам? Разве мы не слышали шум могильщиков, которые копают Богу могилу и хоронят его? Разве мы до сих пор не чувствуем запах разложения Бога? Боги тоже разлагаются. Бог мертв. Он умер. Именно мы убили его». Безумец замолчал и посмотрел на своих слушателей. Они тоже молчали, изумленно уставившись на него. Он бросил фонарь на землю, и тот погас. «Я пришел слишком рано, - сказал он им. - Мое время еще не наступило. Невероятные события предстоят нам. Слухи о них еще не достигли людских ушей. Молния, гром, свет, дела - все они требуют времени, даже после того, как они свершились, и до того, как они их смогут увидеть и услышать. Эти дела все еще дальше от них, чем самые далекие звезды. И они совершили всё сами». Безумец в поэме Ницше сказал: «Я пришел слишком рано; возможно, мое время еще не настало». Люди не понимают его... Этот миг пришел сейчас, через сто лет. Весь мир наполнен запахом разлагающегося Бога. Эта притча очень'важна. В каждое столетье люди должны создавать своего Бога, чужие боги не пойдут. Их создавали люди для их собственных целей, для своих танцев. Теперь они неуместны. Они становятся неуместными каждый век. И как только один Бог становится неуместным и умирает, разлагается и исчезает, просыпается великая пустота, великая бессмысленность, потому что этот Бог давал смысл людям. Но теперь его уже нет. Вы остаетесь в одиночестве, хотя кругом темная, холодная ночь. Бог согревал людей, ведь небо было рядом, очень близко. Вы могли почти коснуться его ног в любой момент. Бог все время присматривал за вами. Он постоянно наблюдал за вами. Вы были маленьким ребенком, а он был вашим отцом, или матерью. Теперь этого Бога больше нет. Вам очень трудно и смотреть на небо и молиться, как Иисус. Иисус называл Бога отцом. Он использовал слово «абба», в котором больше любви, нежности и близости, его следует переводить как папочка. Слово «отец» довольно холодное. Он называл Бога абба. Вы не можете так называть Бога, правда? Посмотрите на небо и скажите: «Папа». Как глупо. Шервуд Андерсон описал свое пробуждение и осознание духовной пустоты. Он рассказал, как шел один поздно ночью по освещенной луной дороге, и тут «у меня вдруг возникло сильное и, как мне показалось, смешное желание склониться перед чем-то нечеловеческим. Выйдя на залитую лунным светом дорогу, я встал на колени прямо в пыли. У нас уже нет Бога. Из-за современной жизни в Бога как личность люди уже не верят. Во всем повинна сила в человеке, которую он сам не понимает и называет интеллектом. Я улыбался, глядя на свою тень, которую сам уменьшил, встав на колени...» Постарайтесь вообразить лунную дорогу, безмолвную ночь, прохладный ветерок. И тут Андерсон испытывает желание помолиться. Он говорит о желании склониться. Если нет Бога, то разве вы можете молиться? Когда нет Бога, совершенно логично захотеть склониться, сдаться небытию, пустому небу, просто уменьшиться». Запомните слово «склониться». Тот, кто понимает молитву, не скажет, что он унижается. Он скажет, что так он благодарит Бога, воспаряет к нему. И если нет Бога, если вы не можете молиться ему, тогда зачем становиться на колени в пыли дороги? Может быть, вам хорошо. Струится лунный свет, кругом царит тишина. Но вы опускаетесь в грязь. Он писал: «Я улыбался, глядя на свою тень, которую сам уменьшил, встав на колени. Там больше никого не было, но он понял смехотворность, абсурдность всего происходившего. Не было Бога ни в небе, ни во мне. Я не верил, что у меня есть сила верить в Бога. Я просто опустился на колени в пыли в слушал тишину. Слова не приходили ко мне, не срывались с моих губ». Вот так вы и живете. Вы не можете сказать абба. Такие слова не придут к вам на ум. И даже если вы заставите себя произнести их, они прозвучат фальшиво, и вы посмеетесь надо их нелепостью. В каждый век люди должны создать нового Бога. Не то чтобы Бог умирал, просто отмирают прежние понятия о Боге. Сейчас человек живет в пустоте, настоящем вакууме. Старые боги ушли, но мы не создали новых богов. Старый храм развалился, но мы не построили новый храм. Люди в каждое столетье должны снова искать Бога, должны открывать нового Бога по-своему. Поэтому жизнь кажется бессмысленной: старый Бог уже не оживет, старый Бог не может вернуться к жизни. Именно этого пытаются добиться церкви, священники. Они силятся вдохнуть жизнь в мертвого Бога. Это невозможно, человек повзрослел. Человеку нужен более зрелый Бог. Человеку нужен Бог, который сможет удовлетворить требования нашего времени. Кришна удовлетворял потребности людей древности, пять тысяч лет назад. Иисус соответствовал запросам людей две тысячи лет назад. Бог Моисея был не тем же, что и Бог Иисуса. У Иисуса Бог не сможет соответствовать людям современности. Все меняется, но человек не может жить без Бога. Говоря о Боге, я подразумеваю смысл. Вы можете забыть это слово, оно не имеет значения. Человек не может жить без смысла. Ему хочется чувствовать, что все его поступки уместны, что все его дела вносят вклад в общую радость, красоту бытия. Может быть, его усилия малы, его силы ничтожны, но он не должен оставаться в стороне. Человек хочет быть нужным кому-то. Бог исполняет потребность в смысле жизни. Когда человек выполняет свой долг, у него появляется смысл жизни. Вместе со смыслом приходит радость. Если вы не исполните что-то нужное, то можете исчезнуть, и ничего нового в мире не произойдет. Вас смогут заменить, выбросить, и кто-то другой станет выполнять вашу работу. Вы просто выполняете некую задачу, с которой может справиться и другой человек. Так возникает настоящий вакуум. Вы чувствуете боль в сердце. Тогда зачем продолжать жить? Ради чего? Какой смысл в такой жизни? Кажется, что смысла нет, и эта мысль сводит людей с ума. Я понимаю твой вопрос. Ты говоришь: «Жизнь кажется мне бессмысленной. Почему?» Жизнь кажется бессмысленной потому, что ты еще не нашел жизнь. Ты не создал то, что может придать ей значимости. Элиот сказал, что человек пуст. Да, это так: человек пуст, но и бамбук пуст. Коща бамбук становится флейтой, возникает смысл. Точно так же человек может стать флейтой. Но вы не флейты, а просто полый бамбук. Элиот говорит о современном человеке: Очертания без формы, тень без цвета, Парализованная сила, жест без движения... Вот как он видит: «Парализованная сила, жест без движения»... Наверно, Шервуд Андерсон видел себя таким, когда встал на колени в дорожной пыли. Должно быть, он представлял собой нелепую фигуру. «Очертание без формы, тень без цвета; парализованная сила, жесть без движения». Тоща ваша жизнь кажется голой земле, пустыне, где не течет река, не растут деревья, не поют птицы... Ничего не происходит. Получается ночной кошмар. Человек бредет все дальше, но ничего не происходит. И однажды человек падает и исчезает в пыли. Прах к праху! Лев Толстой очень интересовался снами и расспрашивал друзей. Как-то раз он стал расспрашивать Максима Горького. Они сидели вместе и разговаривали о разных вещах, обменивались мнениями. Толстой спросил Горького: «Ты можешь рассказать мне один из своих снов, который ты еще не забыл, который ты считаешь особым для себя среди всех своих снов?» Горький ответил: «Один сон я не могу забыть. Он являлся мне не раз, но очень часто. Он буквально отпечатался в моем сознании». Толстому стало очень интересно, и он попросил: «Расскажи мне свой сон». Горький стал рассказывать: «Во сне я вижу безбрежную пустыню без единого дерева, человека, животного. Она абсолютно пуста, кругом одни лишь пески. Солнце жжет горячо, как огонь. Я вижу, что бреду наугад. Мне некуда идти, у меня нет цели. Удивляет еще то, что я вижу лишь свои ноги и ботинки. Я больше ничего не могу увидеть. Я пытаюсь что-то рассмотреть и начинаю сходить с ума. Я не вижу свое лицо, свое тело, свои руки. Я вижу лишь две ноги в кожаных ботинках. Я слышу шуршание своих ног. Мои ноги все идут и идут по пустыне, наугад! Кажется, мое странствие продолжается вечно! Ничего не происходит, только идут ноги без тела, души, лица. Куда же они идут? И почему они вообще идут? Какой во всем этом смысл? Почему они не могут остановиться? Все эти вопросы захватывают меня, и сильный страх охватывает мою душу. Я каждый раз просыпаюсь в страхе и холодном поту». Сон Горького символичен. Он показывает, чем стал современный человек. До тех пор, пока вы не создадите свое лицо, вы не найдете никакое лицо. Вы останетесь безликим в мире. До тех пор, пока вы не создадите свою душу, у вас не будет души. У вас может быть только то, что вы создали сами. У Будды есть душу, как и у Иисуса, а у вас ее нет. Не считайте душу нечто само собой разумеющимся. В этом заключалась одна из причин величайших несчастий человечества: люди полагают, будто у них есть души. Разве у вас может быть что- то, если вы еще ничего не сделали? У вас может быть только то, что вы сами создали. Вы можете обладать только тем, что сотворили. Религия должна заняться этим творчеством, созданием души, лица, существования из пустоты. Тогда появится радость, великий экстаз. В жизни будет все, что придает ей вкус, силу, насыщенность, цвет, трепет. Тогда жизнь пульсирует, становится приключением. Жизнь не монотонна, не ночной кошмар. Деревья растут в вашей пустыне, птицы начинают петь в вашей стране, распускаются цветы, плывут облака. Пустоты нет, вы наполнены жизнью. Я повторю: смысл надо создать. Раджниш, иногда у меня появляется чувство, что вы толкуете Библию некорректно, не совсем точно. Вполне может быть. Я же не ученый! Если я иногда бываю точным, это просто чудо! Наверно, случилось совпадение. Я даже не христианин. Я не думаю о том, как в точности написано в книге. Меня больше занимает, что происходило с Иисусом в его внутреннем мире. То же самое происходило со мной, поэтому я понимаю Иисуса. Когда я говорю что-либо, то опираюсь не на Библию, а на сознание Христа. И если иногда вы видите, что я произношу то, чего нет в Библии, то можете сделать дополнение к своей Библии. И такие строки будут абсолютно подлинными. Все возможно, так как я «пьяница». Я говорю из своего опьянения. Если вы слушаете как ученый, то можете обеспокоиться, смутиться. Тоща вы многое потеряете. Вам нужно постоянно помнить о том, что я верен не букве, а духу. Но вас учили тому, что написано в Библии, заставляли учить ее строки. Их вбили вам в голову, поэтому вы, разумеется, смущаетесь, увидев что-то другое. Однажды кто-то сказал мне: «Кажется, Иисус - не пример для тебя. Он выглядит слишком большим моралистом. А стихи, которые ты выбрал, содержат вовсе не тот смысл, который ты приписал им». Вам тоже будет часто казаться несоответствие, но это только видимость, а не истина. На самом деле, вы не знаете, каким был Иисус. Вы знаете Иисуса, нарисованного для вас христианством. Вы знаете Иисуса через христианское толкование. И вы поверили, что это так. Подобные моралистические толкования предлагают христиане. Иисуса следовало правильно понять. Людям всего мира нужно увидеть подлинного Иисуса. Иисус нарушал иудейские законы, поэтому иудеи невзлюбили его. Иудеи тех времен были очень законопослушными людьми. Они рассердились за то, что он не был законопослушным, учил народ «опасным» вещам. Иисус принес «беззаконие». Иудеи всеща были законопослушными, поэтому все знаменитые революционеры мира были евреями, и это не случайно. Когда общество слишком сковано законами, в качестве реакции оно порождает революционность. Иисус - великий революционер. Маркс тоже был евреем и великим революционером, как и Фрейд или Эйнштейн. Эти четыре человека повлияли на историю человечества, как никто другой. Почему? Евреи законопослушны и праведны, поэтому рано или поздно рождается тот, кто восстает против законов. Только в покорном обществе может родиться восстание. Вы удивитесь тому, что здесь сидят в основном евреи, что также странно. Такое положение непропорционально. Вивек то и дело говорит мне о том, что такой-то саньясин тоже еврей! Иногда я начинаю подозревать, что я сам еврей. Если здесь почти все евреи, значит я сам наверняка еврей. В Индии евреев невероятно много. Наверно, лишь в нашей стране вы найдете так много евреев. Индия - почти еврейское государство, подлинный Иерусалим. Но почему? Общество слишком покорно и традиционно, поэтому тот, у кого есть разум, начинает восставать. Он убегает, ищет новые способы существования. Поэтому здесь так много евреев.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |