Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Превращение первобытной доземледельческой общины в раннеземледельческую 4 страница




Разделение труда между общинами - предпосылка межобщинного обмена - обусловлено прежде всего тесной зависимостью хозяйства от особенностей различных географических районов, от сырьевых ресурсов. Такое разделение труда можно назвать географическим. Однако отдельные общины специализируются в изготовлении таких изделий, которые другие общины не производят, хотя и располагают необходимым для этого сырьем. Такое разделение труда можно назвать традиционным. Оно закреплено традицией, а также религиозно-мифологическими санкциями. Например, дерево для изготовления корыт (питчи) растет в Центральной Австралии почти всюду, и все же питчи делались только на западе, потому что, согласно мифу, их начал делать там еще мифический герой - бандикут. Одно из главных обоснований локализации производства - то, что некоторые предметы были впервые созданы культурными героями в соответствующих местах. Межобщинное разделение труда выражается также в том, что одна община начинает, а другая заканчивает работу. Так, одна община производит заготовки для топоров, которые затем посредством обмена попадают в другие общины, где и заканчивается изготовление орудий. Копья с каменными наконечниками также делаются поэтапно, одна община заготавливает древки, которые затем посредством обмена попадают в другую общину, в собственности которой находятся разработки камня, и здесь изготовление копий завершается. Такое разделение труда тоже способствует укреплению социальных связей, постоянному и мирному общению соседних общин и племен.

Обычно считается, что у первобытных охотников и собирателей главными носителями этнических свойств являются племя и группа родственных племен. Между тем племя, не говоря уже о союзе племен, как правило, аморфная совокупность общин, конституируемая лишь единой, относительно постоянной территорией, взаимопонятным языком и племенным самосознанием, выражающимся в самоназвании, а иногда и некоторыми особенностями культуры. Территориальное, языковое и культурное единство первобытного племени - лишь продолжение территориального, языкового и культурного единства составляющих его общин, а племенное самосознание - выражение этого единства. Первобытное племя формируется как территориальное объединение общин, связанных общим происхождением и культурным наследием. В обычных условиях, однако, племя не представляет собою единого целого в политическом, экономическом, а иногда и в языковом и культурном отношении. Границы языка и племени не всегда совпадают. Н. Тиндейл считает, что полного совпадения языка и племени в Австралии не существует. Многие явления культуры, как уже говорилось, распространяются за пределами племенных границ путем обмена. Единственная экономическая функция племени состоит в том, что оно рассматривает себя как собственника племенной территории, в пределах которой находятся земли общин. Общины, как правило, автономные экономические и потестарные общности. Вот почему в традиционных условиях самоопределение представителя первобытной доземледельческой общины имеет несравненно большее значение, чем его самоопределение как члена племени. На общинном самосознании в первую очередь строится самосознание его как члена определенной общности; другие формы самоотождествления (племенное и прочие) - вторичны. Самоопределение человека этого общества носит ярко выраженный локализованный, общинный характер. У аборигенов Австралии, бушменов и других народов представители отдаленных групп рассматриваются нередко как существа более низкого порядка, которым присущи всевозможные пороки и опасные свойства. Чем дальше обитает группа, тем более отрицательные качества приписываются ее членам, а относительно тех, о ком имеются только смутные сведения, полученные из вторых рук, вообще выражается сомнение, являются ли они человеческими существами. Таким образом, центр социально-культурного континуума, отдаленные границы которого постепенно размываются и исчезают, - не племя в целом, а отдельная община. Социальная и культурная перспектива человека первобытного общества - узкогрупповая; вершиной, с которой он обозревает мир, является его община. Вследствие преобладания внутриобщинных контактов над межобщинными в общине своеобразно сочетаются элементы общеплеменной культуры, формируются культурные, а иногда и языковые особенности. Ведь культура как этнообразующий фактор - не только сумма отдельных культурных явлений, но и неповторимое их сочетание, свойственное лишь данному этносу.

Общинное самосознание фиксирует в качестве этнодифференцирующих признаков даже незначительные нюансы в культуре и языке соседей. В глазах австралийцев иногда и небольшие расхождения в лексике заметно отличают одну группу от другой. Они считают, что у каждой общины свой «язык», и нередко названия общин восходят к названиям их «языков». Во многих случаях этнографы и лингвисты действительно обнаруживают диалектные различия между общинами, живущими по соседству. У каждой австралийской общины, по свидетельству Н. Тиндейла, обычно собственное название.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что первобытная до-земледельческая община в еще большей степени, чем племя, обладает чертами этносоциального организма. Общинное самосознание по характеру в значительной мере этническое. Оно четче и определеннее, чем племенное, сравнительно аморфное самосознание. Существование общины в качестве этносоциальной общности, носительницы главных этнических свойств, исторически предшествовало существованию в этом качестве племени, ибо последнее формировалось на базе общины как основной социальной общности первобытнообщинной формации.

В то же время связи между общинами внутри племени, как правило, интенсивнее, чем между племенами; общины преимущественно экзогамны, тогда как племена имеют тенденцию к эндогамии. Это противоречие разрешается благодаря тому, что в каждой общине есть постоянное, устойчивое ядро, состоящее из людей, родившихся в общине, - родовое у австралийцев, родственное у бушменов и т. п. Люди, составляющие ядро, являются хранителями общинных культурных традиций и особенностей в диалекте, они-то и выступают главными носителями этнических свойств общины; за пределами этой группы у общины нет четких этнических границ, но нет их и у племени. Стертость, размытость этнических границ одинаково характерны и для общины, и для племени, однако у общины, и прежде всего у устойчивого ядра общины, этнические признаки выражены ярче. Племенная организация вследствие многообразных исторических, демографических, экологических факторов достигла разных уровней развития. Кое-где сложившиеся племена в силу тех или иных обстоятельств утратили свою культурную и социальную целостность. Между тем, что бы ни происходило с племенем, община всегда остается ведущим социально-экономическим институтом. И это делает ее ведущей этнической общностью, ибо этнообразующие признаки социальной общности формируются на устойчивой, стабильной социальной почве. Значение и место общины как этнической общности может быть понято только в контексте концепции первобытной охотничье-собирательской общины как основной социально-экономической ячейки этого общества.

Родственные отношения выступают универсальным (хотя и не единственным) структурообразующим фактором общинной организации. Родовая организация формируется на основе системы родственных отношений, в конечном счете на основе общинной организации, и по мере своего развития играет в общине все более значительную роль.

Согласно эволюционистскому представлению, переносящему законы биологического развития на общественные явления, социальные институты, подобно живым организмам, рождаются и умирают, давая жизнь новым общественным формам. Эти представления, так же как и закон необратимости эволюции, неприложимы к социальным явлениям. Здесь возможно возвращение к пройденным этапам развития, исчезновение социальных форм и возрождение их при соответствующих условиях. Хотя такое возрождение происходит не часто, изучение этих форм проливает свет на социальные отношения соответствующих стадий развития. Даже если бы в поле нашего зрения попали общества, испытавшие регресс, анализ их общинной организации все же следовало бы признать продуктивным. Общественная жизнь - диалектический, а не механический процесс, и общество - не нагромождение случайных компонентов, а система. В этой системе община является институтом, тесно связанным с экономическим базисом, определяющим функционирование всей системы, а общинная организация - органической частью социальной структуры, меняющейся вместе с развитием общества. Эту трансформацию первобытной общины этнографы наблюдают сейчас; то же самое происходило и в прошлом, на всем протяжении истории первобытного общества.

Первобытная община - выражение экономического базиса на определенной ступени его развития. Поэтому-то в основе периодизации истории первобытной общины, как и первобытного общества в целом, должна лежать совокупность социально-экономических отношений в их историческом развитии. Развитие первобытной общины может стать основой для периодизации самой истории первобытного общества. «В первобытных общинах, в которых господствует первобытный коммунизм, и даже в античных городских общинах сама община с ее условиями выступает как базис производства, а воспроизводство общины - как конечная цель производства» [4, с. 399].

Определяющим классификационным признаком, позволяющим сформулировать само понятие «общественная формация», является способ производства. Но любой способ производства находится в развитии, пусть и очень медленном, как это свойственно первобытнообщинному способу производства. Чтобы отразить в периодизации истории первобытного общества различные уровни социально-экономического развития в пределах одной общественной формации, за основу можно взять какой-либо подчиненный, частный классификационный признак. Первобытная община как базис производства, как институт, выражающий социально-экономические отношения с наибольшей полнотой, взятая в ее последовательных фазах развития, - наилучший инструмент такой периодизации. Соотношение общей и частной классификации - это соотношение категорий общего и единичного, или особенного. Допуская возможность перехода от общей классификации к частной, можно, следовательно, периодизировать историю первобытного общества по историческим формам первобытной общины.

Структура первобытной общины исторически менялась, обозначая «фазы последовательной эволюции» [2, с. 417]. Первоначально эти фазы соответствовали основным этапам в развитии человека как биологического существа, потому что естественное и общественное развитие человека до возникновения неоантропа было двуединым, взаимообусловленным процессом: развитие социально-экономических отношений двигало вперед развитие человека как биологического существа, а последнее стимулировало развитие социально-экономических отношений. В истории первобытной доземледельческой общины, начиная с древнейшей, можно выделить следующие фазы (в основу периодизации положен анализ археологических материалов, рассмотренных в гл. VI этой книги):

Первая фаза. Община (протообщина, формирующаяся община) архантропов, возникшая одновременно с возникновением самого человеческого общества как первичная форма его организации и соответствующая раннему палеолиту. Коллектив охотников и собирателей, связанный кровнородственными отношениями и близкий по своей внутренней структуре к объединениям его непосредственных животных предков. Элементарные формы коллективного производства, основанного на общественной собственности на естественные ресурсы территории, которую осваивает община (одна или совместно с другими общинами), и их общественном присвоении. Формирование внутриобщинного, прежде всего половозрастного, разделения труда, отношений распределения и потребления и некоторых других элементов социальной организации. Расчленение труда в пространстве и во времени. Признаки расщепления относительно стабильного производственного коллектива на хозяйственные и целевые группы. Сезонность освоения различных экологических зон. Орудия труда, освоение огня, искусственные жилища, сочетание временных, сезонных и долговременных стойбищ.

На следующей фазе первобытная доземледельческая община также покоилась прежде всего на кровнородственных связях, хотя включала в свой состав не только кровных родственников, но и свойственников, выходцев из других общин и даже племен. Однако по мере развития человеческого общества в целом и первобытнообщинной организации в частности значение кровнородственных связей все более падало.

Вторая фаза. Община (протообщина) палеоантропов, соответствующая среднему палеолиту. Более развитые формы общественного производства (включающие помимо доминирующих коллективных также индивидуальные), которые основаны на общественной собственности на землю, естественные ресурсы и на их общественном и индивидуальном присвоении. Возникновение индивидуальной собственности на орудия личного пользования как следствие дальнейшего развития производства орудий труда и его индивидуализации. Сравнительно усложненное охотничье-собирательское хозяйство, базирующееся на внутриобщинном разделении труда и цикличности хозяйственной деятельности. Возникновение межобщинного разделения труда. Формирование общинной экзогамии. Возможно, возникновение парных (синдиасмических) семей как элементарных клеток общинной организации. Появление элементарных форм религиозного культа.

Третья фаза. Община неоантропов в двух ее основных формах. 1) Форма, соответствующая позднему палеолиту. Еще более развитое общественное производство, по-прежнему базирующееся на доминировании коллективного труда (при наличии индивидуального), на общественной собственности на землю и естественные ресурсы и на общественном и индивидуальном их присвоении. Индивидуальная собственность на орудия труда личного пользования. Более усложненное охотничье-собирательское хозяйство, основанное на внутриобщинном и межобщинном разделении труда и цикличности хозяйственной деятельности. Появление специализации как следующего (после половозрастного разделения труда) этапа в развитии внутриобщинного разделения труда и как следствие дальнейшего развития производительных сил и появления прибавочного продукта в условиях, благоприятных для развития личности и углубления индивидуальных различий между людьми. Тенденция к хозяйственно-бытовому обособлению семьи, прочно связанной с общиной. Возникновение рыболовства как формы хозяйства наряду с охотой и собирательством. Возникновение кое-где элементарных форм родовой организации (спорадически это могло происходить и на предшествующей стадии). Этнографический тип - тасманийцы. Общественное распределение продукта, характерное для этой и предыдущих фаз, далеко не всегда уравнительно. Общественным его делает то обстоятельство, что оно находится под контролем общества. 2) Форма, соответствующая почти всему мезолиту, в некоторых случаях и раннему, доземледельческому неолиту. Социально-экономическая структура общины в основном та же, что и на предыдущей ступени развития, хотя произошли существенные сдвиги в системе материального производства и в развитии производительных сил. Дальнейшее развитие родовой организации, хотя по-прежнему сохраняются общины, где родовая организация по тем или иным причинам отсутствует. Развитие и усложнение религиозного культа. Этнографический тип - австралийцы и другие современные представители присваивающей экономики.

Родовые доземледельческие общины представлены двумя типами: 1) локально-родовая община, основанная на локализованном роде, 2) родовая гетерогенная община, состоящая из представителей нескольких нелокализованных родов.

Община второго типа, возникшая, вероятно, позднее общины первого типа, является дальнейшим развитием общинно-родовой организации, хотя убедительных доказательств такой последовательности у нас нет.

Перечисленные исторические формы и типы доземледельческой общины наряду с последующими, свойственными обществу, которое основано на производящем хозяйстве и потому находится за пределами нашего рассмотрения, были представлены многочисленными вариантами, отражающими все многообразие социально-исторических и географических условий.

Этим во многом гипотетическим опытом периодизации истории первобытной общины я и закончу книгу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.