Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 4 страница




Если совершая литургии, будешь совершать их в смиренномудрии, сознавая себя недостойным, то они приятны пред Богом (авва Исаия).

257. Что значит считать себя ниже всех?

Это значит не обращать внимания на грехи других, но всегда на свои.

258. Как узнать грех?

Все то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть.

259. Чего должно остерегаться?

Берегись изысканности в пище, пышности в строении мирских познаний в книгах.

260. Насколько важна добродетель послушания?

Настолько послушание велико, что в монашестве послушание предпочитают не только рукоделию, чтению, молчанию, покою, но даже всем добродетелям.

261. Как смотреть на длительные беседы?

Преподобный Арсений не любил, чтобы те, которых он изредка принимал, слишком долго у него оставались. Он говорил: в начале беседы смотрю, как на Ангела, в конце (когда засидятся) — как на искусителя.

262. Достаточно ли для спасения одного благочестия?

Благочестие без достаточного Богопознания — это корабль без кормчего и руля.

263. Можно ли молиться при людях?

Молитесь или телом или духом втайне, а не при людях, хотя и спящих (старец Адриан Югский).

264. Что делать, если живущие со мной запрещают мне читать святые книги?

Исполнять занятие богоугодное при запрещении живущих с тобой (кроме сонного, ночного времени); ни на кого и ни на что не смотреть, а делать его (старец Адриан Югский).

265. Как избежать тщеславия?

Не слушать своих рассуждений и помысла, все делать с благословения, а не по своей воле, чтобы избегнуть тщеславия, через которое все потеряешь.

266. Как быть, если во время молитвы возникает вдруг желание помолиться особенной молитвой?

В случае, когда при чтении какой-либо молитвы пожелаешь особенно помолиться духом Спасителю или Богоматери, то должно непременно остановиться на этом желании и следовать внушению Духа. И вот почему: если, желая усладиться молитвою к сладчайшему Иисусу, в то же время станешь вычитывать какой-нибудь другой канон, по положенному правилу, то этим все потеряешь.

267. Всегда ли верен голос совести?

Непременно нужно слушать голоса совести: сим голосом нередко к нам вещает Ангел хранитель наш, впрочем, чтоб этот голос был верен, его надо поверять со Словом Божиим.

268. Как стать непричастным греху?

Кто хочет быть непричастным греху и переменить свою жизнь от болезни греховной, тот должен принимать горькие лекарства, которые очищают болезни души, то есть терпеть со благодарением Бога гонения и скорби, как травы целительные (преп. Симеон Новый Богослов).

269. Что должно думать о невольном и нечаянном убийстве?

Невольный убийца не может почитаться невинным, если не употребил надлежащих предосторожностей против нечаянности, и во всяком случае подвергается церковной епитимии.

270. Я обижаюсь, что моих советов не слушают?

Нисколько не смущаться и не сердиться, если наших добрых советов не слушают: ведь и мы не слушаем Господа, и Он нас не казнит.

271. Можно ли указать непослушному?

Непослушным не надо указывать на неправость их действий, не укорять их, иначе только получится вред: споры и раздражения; в таком случае лучше молиться, чтобы Господь Сам вразумил их, а нас удержал от другого падения — осуждения; осуждающий и сам осуждается Богом.

272. Бывает ли духовная любовь неправильной?

Строго проверяй всякую (и духовную) любовь к кому-либо. Правильная любовь не должна волновать кровь человека, а наоборот — успокаивать и возвышать душу, пробуждая в ней высокие духовные чувства; и проявится она во всяком терпении, самоотвержении, но не в ласке, не в поцелуях — это только принизило бы духовную любовь, лишило бы ее небесного света и вскоре Ангела заменило бы демоном (то есть любовь духовная перешла бы в плотскую) (архиеп. Герасим Астраханский).

273. Как лучше молиться при нечувствии?

При нечувствии лучше молиться краткими молитвами.

274. Что такое духовное падение?

Сердечной привязанности к людям, которые нравятся, иметь не следует. Услаждение души греховным влечением есть уже духовное падение и требует слезного покаяния (apxuen. Герасим Астраханский).

275. Когда занятия о временном приятны Богу?

Занятия о временном — прекрасны, приятны Богу, приготовляют занимающемуся награду небесную и вечную, когда они совершаются с целью Богоугождения, с целью служения ближним ради Бога, ради святой любви и общей пользы (свт. Игнатий Брянчанинов).

276. Чего должно более всего остерегаться?

Всего более должно остерегаться соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из Небесного Царствия вместе с творящими соблазны (преп. Ефрем Сирин).

277. Что бывает при чтении книг мирского и духовного содержания?

Когда ты читаешь книгу светского содержания (роман, журнал и т. п.), то тебя окружают, вокруг тебя толпятся и скачут всякие нечистые животные и птицы, и гады — образы злых духов: свиньи, собаки, индюки, гадюки, волки, лисицы и всякая нечистая тварь... А во время чтения тобой книг божественных, духовного, назидательного содержания вокруг тебя витают — парят святые Ангелы и распространяют благоухание святыни, молятся о тебе и помогают тебе уразуметь читаемое (иеросхим. Николай, духовник Киево-Печерской лавры).

278. Как себя предохранить от самомнения?

Святой Иоанн Кронштадтский в ответ взял Библию, раскрытую на 14 главе пророка Исаии, в которой говорится о низвержении денницы — первого ангела — с неба за гордость, прочитал и сказал: "Часто я прибегаю к чтению сей речи пророка и поражаюсь, как легко пасть с высоты духовной до ада преисподнего, и этим чтением предохраняю себя от самомнения". И, действительно, лист Библии был крайне изношен за частым его чтением.

279. Когда исповедь перед священником бывает недействительна?

Мы приходим на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через духовника. Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бездельна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрываешь свои грехи, исповедуешься без сокрушения и умиления, формально, холодно, механически, не имея твердого намерения вперед исправиться... Некоторые умудряются иметь несколько духовников с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому — другие (архиеп. Арсений Чудов).

280. Вопрос. Следует ли делать операцию при не излечимых болезнях?

Нужно знать, что есть такие болезни, в которых ясно можно усмотреть волю Божию. Мы имеем в виду неизлечимые болезни, хотя бы, например, рак печени и т. п. Спрашивается: можно ли при подобных болезнях решаться на предлагаемые операции? Кажется, не следует. Лучше бы верующему христианину в таких случаях примиряться с болезнями и смотреть на них, как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание (арxuen. Арсений Чудов).

281. Как быть внимательным к своему сердцу?

Святой Иоанн Кронштадтский был внимателен к своему сердцу. Он не принимал ничего худого и не только не принимал, но постоянно каялся в своих недочетах, сокрушался о своем несовершенстве. За такое вольное и постоянное исповедание Господь обвеселял его сердце, отец Иоанн чувствовал, что ему прощаются все прегрешения, за что он далее и благодарил Господа.

282. Когда человеку ставится во грех крестное знамение?

Есть люди, которые злоупотребляют крестным знамением тогда, когда желают заверить нас в обмане, лжи, мошенничестве и других нечистых делах; они навлекают на себя осуждение.

283. К чему это апостол Павел говорит: Если же кто и подвизается, не увенчивается... (2 Тим. 2: 5)?

Нужно с духовным рассуждением подвизаться, а без этого подвиги могут пройти даром.

284. Должно ли уходить на покой самому священнику?

Святитель Феофан Затворник не советовал удаляться на покой. "Пока Господь не выпряжет, — говорил он, — тяни".

285. Должно ли отгонять идущего за советом?

Кто обращается за советом, не отгоняй, но и не мечтай о себе (свт. Феофан Затворник).

286. Как относиться ко всему внешнему?

Все внешнее: пища, одежда, обстановка — безразличны для человека, если к ним нет пристрастия (свт. Феофан Затворник).

287. Почему у некоторых верующих иногда видна ревность, зависть, если обращаешься часто к священнику?

Это случается, когда мы в основном останавливаемся (часто сами не давая себе в том отчета) только на личности пастыря; его образ всегда предносится пред нами, сердце наше переполнено чувством к нему, как к человеку. Христос же — наш Спаситель — остается как бы в стороне. Вот тогда-то и развивается среди пасомых ревность, зависть, соперничество, недоброжелательство. Тогда возможны и следующие явления. Умер любимый пастырь — и мы воображаем, что все потеряно. А где же Христос? Был ли Он у тебя? К сожалению, нет. Если бы Он был, то не случилось бы с тобою такого малодушия и разочарования (apxuen. Арсений Чудов).

288. Как отличить смирение от обязанностей?

Нужно отличать смирение от долга и обязанностей. Это следует знать особенно людям, которым дается власть и управление над другими: где проявляй смирение, а где исполняй и долг. Например, ты — священник; в домашней обстановке можешь отказаться от услуг, но во время церковной службы, когда положено принимать услуги от других, ты не имеешь права от них отказываться, относя эти услуги не к себе лично, а к твоему сану. Ты наставник; в школе — учи других, а вне своих учительских обязанностей будь как слушающий и поучающийся от других и т. п. (apxuen. Арсений Чудов).

289. Есть ли признак, по которому можно узнать, что духовник полезен?

При окормлении духовником или старцем у тебя могут возникнуть к нему дурные чувства: подозрения, осуждения, зависти и недоброжелательства. Не поддавайся, однако, этим чувствам, борись с ними и не отходи от духовника или старца. Если возникло у тебя дурное чувство к духовнику, знай, что последний для тебя полезен, но вот враг задумал тебя от него отстранить, удалить. Может быть, старец сбивает у тебя горделивое чувство или еще какой-либо недостаток, а тебе и врагу это неприятно — вот и подымается у тебя в сердце неприязнь против духовного отца (apxuen. Арсений Чудов).

290. Что питает блудную страсть?

Блудную страсть питают праздность, леность, многоспание, излишняя забота о здоровье, объядение, винопитие, смехотворство, наряжение тела, нехранение очей, гнев, вольное свободное обхождение с лицом другого пола.

291. Все ли могут часто причащаться?

Однажды ко мне, — говорил архиепископ Арсений, — подошла женщина и стала мне выговаривать, что ее часто не допускают до Святого Причащения, а, между прочим, на мой вопрос, исповедуется ли она в своих грехах и достойна ли она часто, уже как женщина (по женской нечистоте), причащаться, она ответила, что у нее нет грехов. А другая требовала частого причащения, между тем как от нее разило табаком. Велико Святое Причащение, но по его великости требуется великое и приготовление, великое достоинство к его восприятию. "Огнь бо есть, недостойныя попаляяй" (арxuen. Арсений Чудов).

292. Как использовать немощи во благо?

Ты немощен. Используй же их (немощи) во благо, а именно: на них воспитывай смиренное чувство, свое окаянство и недостоинство. Но это, конечно, не значит — умножай немощи, дабы их обращать во благо. Речь идет о немощах, которые тобою допущены при всем твоем желании и стремлении не иметь их (apxuen. Арсений Чудов).

293. Что такое лицеприятие?

Это когда человек судит о деле и вообще действует не во имя правды, истины и справедливости, а ради самого приятного для него лица, а приятно лицо это может быть по всяким причинам. Приятно оно потому, что высокопоставленное, следовательно, выгодное для моих дел. Приятно потому, что красиво, возбуждает во мне плотскую страсть, приятно, так как одного со мною звания, одной нации и местожительства (архиеп. Арсений Чудов).

294. Когда церковный брак греховен?

Брак Церковью благословляется, но мучаются в аду и брачившиеся, если они жили похотно (преп. Мефодий Пешношский).

295. Как относиться к милостыне от людей?

Со страхом будем принимать милостыню, потому что на Страшном суде дадим ответ за полученное добро, оставшееся без возмездия с нашей стороны. Будем молиться за благотворителей, чтобы не поставилось нам во грех полученное от них благотворение.

296. Все ли усопшие молятся там о нас?

Очень ошибаются те, которые говорят про умерших: они теперь молитвенники за нас. Мертвые уже не молятся, а требуют молитв и забот о их душах от живых; но когда их грехи очищены молитвами, верой и делами живых, тогда только молитва поминовения обращается на пользу души поминавших... Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час кончины или получить христианскую кончину в неделю Светлого Христова Воскресения (игум. Феофания Говорова).

297. Как нападает невидимый враг на христиан?

На боязливых нападает страхом и привидениями, на других — клеветой человеческой, враждой, злобой, на ученых — гордостью и самовозношением, на молодых — блудными помыслами, на старых — разленением и вредными привычками и т. д.

298. Когда страсти охватывают человека?

Страсти охватывают существо человека тогда, когда ум его перестает мыслить о Боге, и по необходимости подпадает человек под власть духа плоти ("Достопамятные сказания").

299. Можно ли кому-нибудь, кроме духовного отца, открывать свои грехи?

Никому без нужды не открывай тайных проступков и грехов, которые ты сделал. Через открытие тайных проступков ты потеряешь тех, которые слушают тебя, и уважение, необходимое для совершения добра.

300. Где полезнее жить?

При святой обители и при искусном духовнике (старец Адриан Югский).

301. Что делать при соблазне?

При соблазнах напоминай себе почаще смерть, Страшный суд и муку вечную (старец Адриан Югский).

302. Что лучше: правило молитвенное читать или ближнему помочь?

Нарушающий молитвенное правило под предлогом услуги, в коей иногда и не нуждаются, как теплый изблюется из уст Божиих. Все хорошо в свое время, в своем месте, а если ты в угоду другим каждодневно будешь оставлять правило или вычитывать его кое-как, то, право, плохо тебе будет после. Держись царского (среднего) пути Потребуют от тебя в часы молитвы услуги, оставь молитву и служи брату, сестре, как Христу, а не потребуют, сама не навязывайся (архиеп. Герасим Астраханский).

303. Что делать больному?

Больному хорошо читать (или слушать) божественные книги, чтобы не заниматься пустыми мыслями.

304. Как можно делать духовную милостыню?

Пример сего представляет старец Адриан Югский, который благословлял потрудиться для монастыря, а иных заставлял писать молитвы, житие святого угодника, цветы райские. Написанное старец раздавал своим близким и приходящим отовсюду богомольцам.

305. Как раздавать втайне милостыню?

В книге подвижников благочестия мы читаем, что некоторая старица раздавала милостыню тайно, говоря при этом: "Вот такая-то просила меня передать тебе!" Причем она спала на камне, прикрытом плохим ковром.

306. Всегда ли можно говорить правду?

Кто промолчит, зная правду, подобен лжесвидетелю. Но о правде следует молчать, если она приносит несчастье.

307. Как относиться к неверам?

О них жалеть и молиться надобно. Надобно желать, чтобы они познали истину, и изыскивать случаи намекнуть им о ней; а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный, — и довольно (свт. Феофан Затворник).

308. Как должно относиться к услугам других?

Всякую услугу старец Леонид любил отплачивать или взаимной услугой, или подарком.

309. Образование мирское приближает ли к Богу?

Образованность мирская не сообщает совершенств духовных.

310. Как относиться к мудрым народным поговоркам?

Есть одна весьма мудрая поговорка: не надобно пренебрегать и народными пословицами, когда они заключают в себе какую-нибудь здравую мысль (свт. Иоанн Златоуст).

Близ пчелки — в меду, а близ жучка — в навозе.

Казенное добро страхом ограждено.

Не стыдись спрашивать, стыдись оставаться невеждой.

Кто (духовное) читает, тот приобретает.

Дуракам и пьяным — дорогу уступай.

Не откладывай на завтра, что можно сделать сегодня.

Продай хоть ржи, а долгу не держи.

На тебе, Боже, что нам не гоже (о тех, кто отдает Богу дряхлую старость, а молодость проводит для себя, или если отдают Богу в дар худое, а себе оставляют хорошее).

Без спроса взял, да не сказал — что украл.

За худым пойдешь — худое и найдешь.

Тот себе вредит, кто часто в рюмку глядит.

Гнило слово от гнила сердца.

Не все слушай, иное и мимо ушей пускай.

Старых почитай, младых поучай.

Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто добру научил.

Кто табак нюхает да курит, тот Святого Духа из себя выкуривае.

Кто всуе Бога призывает, тот всуе свой век проживает.

Близко церковь, да далеко от Бога (о тех, кто в церковь не ходит)

Удавился (или опился), так сатане обручился.

За упокойной трапезой ничего хмельного не подают.

Кайся, кайся, да опять за то же не принимайся.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Не оставляй отца и матери на старости — и Бог тебя не оставит

Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.

Кто добрых людей не слушает, тот Богу спорник.

Доброе слово лучше всякого пирога.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Говори с другими поменьше, а с Богом побольше.

Много на свете умных, да добрых мало.

311. Какие искусства пустые?

Искусства пустые: играть на гуслях или свирели (то есть на инструментах), плясать или танцевать, балет и т.п. И подлинно, по слову апостольскому (Флп. 3:19): Их конецпогибель, их богчрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.

312. Должно ли открывать сердце свое всем и принимать к себе всех?

Тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех, даже не имеющих ни чистой жизни, ни разума духовного и точного, походит на то же, что и в нечистый сосуд вливать многоценное миро (свт. Василий Великий).

313. Должно ли трудиться до изнурения?

Изнурение себя — это другая крайность, противоположная лености. Поэтому не изнуряй тела своего, чтобы не впасть в болезни и немощи (старец Лука Глинский).

314. Для чего даются епитимии исповедникам?

Чтобы виновному не отвечать в загробной жизни, ему дают епитимию.

315. Какая самая первая наука?

Наука самопознания охраняет нас от грехов. Она самая первая из всех наук, ибо без нее все науки теряют всякое значение. Не напрасно старцы говорят: "Познай себя — познаешь и Бога". Должно наблюдать за своими мыслями и движениями сердца.

316. Что означает "быть глухим, слепым и немым"?

Быть глухим — это значит быть глухим ко всему, что не полезно для души и не созидает спасения. Быть немым — это значит быть немым к злословию, осуждению и обидам. Быть слепым — это значит не обращать внимания на то, что вокруг делается, если оно не может служить к назиданию.

317. Кого Священное Писание называет мудрым?

Священное Писание называет мудрыми слушающих советы, хотя они и не мудры у людей (Притч. 12: 15).

318. Хорошо ли молиться за подвижников, на земле еще не прославленных?

Приятна. Богу молитва об усопших Его угодниках. Наша молитва ходатайствует им большую славу и вызывает их молиться за нас пред Господом.

319. Почему большое значение в деле спасения имеет рассуждение?

Когда нет духовного рассуждения, то всякое добро-делание подвергается опасности быть безплодным для нашего спасения. Или человек берется за подвиг выше меры своих духовных сил; или берется за дело, которое не нужно, и не делает того, что нужнее и полезнее, или делает нужное не так, как бы подобало, или вовсе не замечает, как под его доброе дело подкрадывается враг и окрадывает его тщеславием, корыстолюбием и самомнением.

320. Как должно стоять на молитве?

Должно вставать на молитву, не расслабляясь телом, не переступая с ноги на ногу и не прислоняясь к стене или столбу. Но руки должно держать прилично сложенными, ногами стоять ровно и неподвижно, голову не обращать на ту или другую сторону, а держать несколько наклоненной, умом не рассеиваться и мыслями не любопытствовать или отвлекаться ленивыми, которые беседуют друг с другом и шепчут, а всячески удерживать от рассеянности очи и душу, внимая словам молитвы так, чтобы ни одного в ней слова не пропустить праздно. Ибо если ты приучишь себя так поступать в сем деле, то преуспеешь вскоре и достигнешь в мужа совершенна. По окончании славословия тотчас не начинай разговоров с тем или другим. Храни молчание и от всех удаляйся. Молчание же храни с такой мыслью: "Что я могу сказать хорошего, будучи нечист весь и несмыслен и даже не достоин того, чтобы говорить или слышать что-либо, или считаться в числе людей" (преп. Симеон Новый Богослов).

321. Зачем нужны епитимии?

Господь велел прокаженному все исполнить по закону. Это вот что: по исповеди, надо брать епитимию, верно ее исполнять; в ней сокрыта великая предохранительная сила.

322. Каким радостям не должно радоваться?

Должно испытывать и поверять и различать виды радости. Ленивый работник бросил работу — и рад, что настал праздник: он радуется своей лености, а не Господу; легкомысленная женщина оделась праздничным убранством — и с удовольствием начинает праздничный день: она радуется своей суете, а не Господу; ядца и пийца видит или воображает праздничные пиршества — и весел заранее: он радуется своему чреву, а не Господу.

323. Какие вопросы душевредны?

Как велик Бог? Какая мера Его? Каков Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними — молчание (свт. Василий Великий).

324. Как смотреть на человека, довольного своей жизнью?

Если замечаешь, что какой-то человек не жалуется на свою судьбу, как бы тяжела она ни. была, будь уверен — он носит в себе Бога.

325. Какие люди не обижаются на замечания?

Только два рода людей не оскорбляются замечанием или советом: люди святые и люди, постоянно стремящиеся к святости.

326. Какое доброе дело совершеннее и какой грех тяжелее?

Всякое доброе дело тем лучше и совершеннее бывает, чем с большей делается напряженностью душевных сил, а грех тяжелее тот, который делается с обдуманным намерением, нежели допускаемый по легкомысленности или слабости.

327. Кто хранит святые книги к своей погибели?

Некоторые с такою бережливостью хранят свои книги, что никому не дают их читать, даже и прикасаться к ним не позволяют, потому всегда и во всем остаются без пользы; от чего бы можно им приобретать приращение в терпении и любви, в том они находят случай к нетерпеливости и своей погибели.

328. Как должно относиться к прибыли и к потери вещей?

О получении какой-нибудь вещи должно не радоваться и о потере не печалиться.

329. Есть ли воля Божия, когда выбирают на должность?

Если человек куда-либо сам не стремится, но его выбирают на какую-либо должность, значит на это есть воля Божия и Господь поможет.

330. Когда должно прибегать к телесным трудам при занятии духовными?

Вообще в телесных трудах можно упражняться только в случае изнеможения душевных сил от продолжительных умственных занятий, для того только, чтобы не быть в праздности.

331. Когда отымется благодать Святого Духа?

Приими сию примету и будешь знать: когда отымется благодать Святого Духа, тогда будут творить бдения и литургии вскачь по большой дороге, как то и ныне на Западе... Будут взаимно посылать послания и получать послания разнообразного содержания и по различным предметам, то есть монашествующие вдадутся в литературу, в исследование научных и политических вопросов, расположение же их всецело обратится от духовных благ к суете (св. Нил Мироточивый).

332. Как смотреть на сокращенную и торопливую службу?

По своему великому безчувствию нынешние люди сократили богослужение... Службы ваши никуда не годны по торопливости. Как гнилая доска полезна столяру, так пользует и торопливая служба. Насколько поломанная игла потребна портному, настолько и торопливая литургия пользует иерея (св. Нил Мироточивый).

333. Какие три добродетели особенно важные в монашестве?

Важная добродетель — нестяжательность; важнее ее — целомудрие; а еще важнее этих обеих — послушание. Ибо первая властвует над вещами, вторая — над плотью, а третья — над духом.

334. Должно ли отказываться от неподходящих предложений?

Матушку Рахиль уговаривали выпить вина, а она отказалась. Так и вы отказывайтесь от неподходящих предложений, хотя они и будут исходить от важных особ.

335. Какой угоднее Богу человек: согрешающий и кающийся или негрешащий и некающийся?

"Для меня приятнее, — сказал преп. Пимен Великий, — человек согрешающий и кающийся, нежели негрешащий и некающийся: первый, признавая себя грешником, имеет мысль благую; второй, признавая себя праведником, имеет мысль ложную".

336. Когда можно сократить молитвенное правило?

Препятствия к совершению правила разные: приключившееся сильное недомогание или большое физическое переутомление, случайный посетитель, неудобства в пути и разные другие помехи, стоящие внимания. При всех таких затруднениях нужно сознательно сократить правило до возможного к выполнению (с самоукорением). В то же время должно и опасаться поблажки себе, чтобы совесть не могла попрекнуть в том, что мог сделать больше и не сделал.

337. Как можно делать милость любому из людей?

Дать другому радость, улыбку, счастье — это во всякое время может раздавать самый беднейший из людей.

338. Как смотреть на новшества?

От новшеств возникают обыкновенно различные ереси и расколы, от каковых да сохранит Христос всех, правильно в Него верующих (преп. Паисий Величковский).

339. Как надо относиться к вредным людям?

Вредных людей надобно выгонять из общества.

340. Как проводить праздники Божии?

Праздники отправляйте духовно, а не по-мирскому, то есть не занимайтесь в такое время празднословием, шутками и смехом: праздник есть освящение и просвещение души, которое должно происходить от молчания, молитвы и чтения священных книг {преп. Симеон Новый Богослов).

341. Какую добродетель важно приобрести?

Более всего Господь испытывает у нас боголюбие, так как, любя Бога, легко преуспевать во всех добродетелях; ибо ради любви к Богу мы терпим все, исполняем послушание, соблюдаем чистоту и делаем всякое доброе дело.

342. Хорошо ли ходить и читать Псалтирь по усопшим?

Дело доброе читать по усопшим Псалтирь, но не по всем усопшим должно читать его. Нельзя читать: по самоубийцам, опившимся и отравившимся от алкоголя, по неверующим, по некрещеным и инаковерующим.

343. Можно ли вычитывать молитвенное правило во время службы в церкви и работать, когда идет служба?

Вычитывать правило во время службы — злая привычка... Когда протоиерей Александр Горский (подвижник благочестия) застал студентов во время службы за работой, то сказал им, что сделанное во время службы впрок не пойдет, как такое, на котором нет Божия благословения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.