Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 9 страница




800. Что делать, если проторжется страсть?

Нельзя равнодушно относиться к сим проторжениям страсти, а по прогнании их всякий раз надобно поболеть и покаяться пред Господом. До вечера не оставляйте не очищенными покаянием таких проторжений страстных, а тотчас очищайте.

801. Что принести в дар Богу?

Пусть приносят в дар: кто — богатство, а кто — нищету; кто — усердие к ближнему, а кто — охотное принятие предлагаемого усердия; кто — похвальное дело, а кто — глубокое наблюдение; кто — благовременное слово, а кто — благоразумное молчание; кто — непреткно-венное учение в жизнь, ему не противоречащую, а кто — благопослушный и благопокорный слух; кто — чистое девство, а кто — честный брак; кто — воздержание, а кто и употребление без похотливости; один — ничем не развлекаемое упражнение в молитвах и песнях духовных, другой — тщательное защищение требующих помощи. Все же да приносят слезы, очищающие от грехов, восхождение и усилие простираться вперед. Прекрасным будет плодоношением и простота, и уцеломудренный смех, и обузданный грех, и глаз, удерживаемый от безчиния, и ум, не допускаемый до рассеянности. И приемлет Он и две лепты вдовицы, и мытарево смирение, и Манассиину исповедь. Но всего прекраснее и человеколюбивее то, что Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего, всякий да плодоносит Богу, что у него есть и составляет его собственность: согрешающий — исправление, текущий подвигом добрым — неослабленность; юный — воздержание, седина — благоразумие, богатый — щедрость, бедный — благодарность, начальствующий — некичливость; судия — кротость.

802. Какое назначение подвигов?

Общее назначение подвигов — нее жертва Богу, а охранение нас самих от гордости, самости и уничижения ближних. Если наши благочестивые упражнения не имеют этой цели, то при благочестивой видимости они могут быть источниками гордости, прелести и усиливать греховное состояние человека.

803. Если бы случилось гонение, многие ли из верующих сделались бы мучениками?

Вот что пишет один святой отец о гонении в давнее время: "Ныне наставшее гонение... за исключением весьма немногих, все покорились обстоятельствам времени. Одни стали поборниками и покровителями нечестия, другие заняли второстепенные места и были поражены страхом или порабощены нуждой, или уловлены ласкательством, или вовлечены по неведению".

804. Какой должен быть плод от молитвы и чтения Слова Божия?

Плод молитвы и чтения есть слезы и покаянное сокрушение, смиренномудрие, а кто не стяживает этих плодов — нее по Богу делание его.

805. Как должно стоять в храме Божием?

Стой в храме со страхом и трепетом: руки держи сложенными, ногами стой прямо, неподвижно, глазами в землю.

806. Кто внушает самооправдание?

Самооправдание внушает диавол, а кто говорит "простите", тот опаляет демонов.

807. О чем душеполезно думать при своих делах?

Делаешь ли что, говоришь ли, идешь ли куда, думай: "Что если Господь сейчас позовет меня?" — и будь внимательна к совести своей.

808. Как только проснешься, какие должен мысли иметь?

Прямо спросонку бывает быстрый наплыв мыслей и дел и сочувствий. Надо это уничтожить и приобрести навык первомыслие свое Богу посвящать. Это производится богомыслием.

809. Почему старцы запрещают справлять именины и сходить посидеть к другому?

Потому запрещают, что начнут с хорошего разговора, а кончат — худым.

810. Почему попускается клевета?

Клевета и недоразумение попускается по воле Божией, чтобы дать тебе терпение, и ты не оправдывайся много, иначе лишишься своей награды — не очистятся прежние грехи.

811. Как избавиться от вечных мук?

Кто хочет избавиться вечных страшных мук, тому надобно с благодарностью претерпевать здешние скорби и тесноту и всякую болезнь и злострадание, какими бы Господь ни наказал по премудрости Своей ради нашего спасения.

812. О ком особенно ходатайствует Матерь Божия?

За того ходатайствует Матерь Божия особенно, кто всегда и во всем смиренно просит прощения.

813. Из чего познается усердие?

Когда понуждаем себя к добру, например к молитве (хотя и не хочется), — из сего познается усердие.

814. Чем можно облегчить тяготу свою душевную?

Откровение в искушениях облегчает тяготу душевную.

815. Легко ли проходить мытарства по смерти?

Явление старца Валаамского о мытарствах: Ночью пришел ко мне отец Никита, недавно умерший, а я его и спрашиваю: "А как вы, батюшка, проходили мытарства?" — "Ох, тяжело на мытарствах всем человекам, — отвечал старец. — Хорошо, кто добрый и милостивый, тогда и суд ему на мытарствах бывает снисходительный, а кто злой и жестокий, тому и судии поставляются лютые и злобные. Кто как на земле живет и проходит свою жизнь, так все там и спрашивают по его делам и жизни на земле".

816. Я себя считаю недостойной причащения Святых Таин и поэтому один только раз в год причащаюсь. Правильно ли я поступаю?

Достойны или недостойны мы приступать к причащению Святых Таин, Тела и Крови Христовой — об этом судить предоставлено священникам при таинстве покаяния. А сами себя почитающие недостойными и сами себя удаляющие от причащения подобны еретикам и язычникам.

817. Мне думается, что Господь не простит мне грехов. Прав ли я?

Если же кто поверит внушению бесов и примет мысли их такие, что он не спасется или что он будет осужден, или будет отвержен Богом, или предопределен к погибели, то душу такого человека (если он не покается) бесы увлекут к себе, потому что отчаянием своим отверг искупление и уничтожил милосердие Божие и подобно Каину счел свой грех превышающим милосердие Божие.

818. Какую силу имеют ночные поклоны?

Не забывайте никогда на ночь класть земные поклоны, а если занеможете, то хотя трижды поклонитесь. Сими ночными поклонами и молитвою человек побеждает диавола, и что согрешает днем — ими избавляется от греха.

819. Что надо для того, чтобы диавол в час смерти ни в чем не оклеветал?

Ежели человек хочет, чтобы враг — диавол — нее имел ни в чем оклеветать его в час смертный, то исповедь должен творить, ни самомалейшего движения плоти и духа, Богу противного, не скрывая пред отцом духовным.

820. Какую пользу приносит самоукорение?

Путь к совершенству — это самоукорение. Оно состоит в том, чтобы всегда, во всем и за все укорять, винить себя и не слагать вины на других. Самоукорение избавляет подвижника от греховной привычки осуждать, утверждает его душевный мир, ибо винящий во всем себя ни на кого не гневается, не оскорбляется.

821. Чего больше всего надо у Бога просить?

Со слезами нужно просить у Бога смирения, любви и рассуждения.

822. Что есть "милосердие"?

Милосердие есть снисхождение к немощам другого, желание помочь ему, не требующее от него ничего, прощение всех долгов (и духовных, и недуховных) во имя Господа Иисуса.

823. Что значит "хранить чувства от греха зрения"?

Это значит не смотреть с пристрастием на чужую красоту, на чужие наряды, богатые доходы, богатые убранства домов, на чужие сокровища и богатства; избегать собраний веселых и легкомысленных, где грех ни во что вменяется.

824. Что есть "мир"?

Старец отвечал: "Мир есть рассеянность греховная, мир есть работать через силу для прибытка и удовлетворения желаний тела, мир есть думать, что пребудешь навсегда в веке сем, мир есть заботиться о теле более души".

825. Каково должно быть истинное покаяние?

Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других.

826. Можно ли передать черные хулы или скверные слова своими устами?

Не повторяй (не передавай) своими устами черные хулы или скверные слова, чтобы не осквернить своей мысли и не сделаться участником в осуждении.

827. Грех ли предостеречь кого от худого человека?

Не есть грех, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым,

828. Что такое "печаль по Богу" и "печаль мира"?

Печаль по Бозе, кто скорбит и плачет о том, что нарушена заповедь Божия им самим или другими; а печаль мира сего, когда кто скорбит или плачет, что его обидели, потерял богатство, умер родственник.

829. Должно ли вверяться всякому?

Не должно без осторожности доверяться всякому и перед всяким себя обнаруживать и открывать, ибо и Спаситель не всякому вверялся. Поэтому нужно с осторожностью вступать в беседы с посторонними.

830. Какой имеет вред излишество в пище и питии?

Всякое излишество в пище и питии сопровождается расслаблением души и нравственным упадком любви к ближнему.

831. Какие обличения приносят пользу?

Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей: жестокие более раздражают, нежели приносят пользу.

832. Кто благочестив?

Благочестив тот, кто никому не делает несправедливости.

833. Что такое "злоупотребление"?

Это расход сверх нужды.

834. Как надо делать добро в разуме?

Когда вы делаете добро, всегда приводите на память свои злые дела, для того чтобы душа никогда неосторожно не усладилась добрым делом, взирая на свою виновность.

835. Можно ли оставлять посещения храма Божия из-за неприятности со священником?

Иные уклоняются от храмов Господних, имея неприятность со священником или по другим подобным причинам, но ради сего оставлять православных храмов Божиих не должно, ибо в них истинное, преданное Апостолами Божественное учение и Божественные спасительные Таинства.

836. Когда угождаешь плоти в пище, питии, неге, излишнем отдыхе и сне, что от сего происходит?

По мере угождения телу делается оно прихотливее, требовательнее, изнеженнее, неспособнее к терпению, несноснее в лишениях и болезнях.

837. Как достигнуть того, чтобы из-за стола не выходить, пресытившись пищей?

Чтение внутренней молитвы во время кушания не допустит до переедания.

838. Со всеми ли должно советоваться?

Обо всем надо советоваться не со всеми, а к кому имеете доверие: со своим духовным отцом или с братом, имеющим духовный разум.

839. Может ли быть доброе дело недобрым?

И доброе дело злым бывает, если к добру худое примешаем: к молитве — леность; к посещению храма Божия — разговоры в нем; к посту — хвастовство или укоренив; к благочестивому разговору — осуждение ближнего; к милостыне — желание прославиться через нее.

840. Какой есть лучший способ умилостивления и благодарения Бога?

Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов — лучший способ умилостивления и благодарения Бога.

841. Как смиренномудрый охраняет свое зрение?

Смиренномудрый никогда не останавливается посмотреть на собрания, народное стечение, волнение, шум, разгул, хлопоты и наслаждения.

842. Какую особенную душевную пользу приносит чтение священных книг?

Священные книги обличают совесть каждого из нас, указывают и искореняют страсти, обнажают бесовские сети, научают добродетели, утверждают в терпении и скорбях, напоминают час смертный, возвещают пришествие Христа и радость Царствия Небесного, напоминают о муке вечной.

843. Живущие со мною запрещают мне заниматься делами благочестия. Что делать?

Исполнять дела благочестия — занятие богоугодное, особенно при запрещении живущих с тобою (кроме времени сонного, ночного); ни на кого и ни на что не смотреть, а делать их.

844. Где найти пример для исправления себя?

Для своего исправления ищи примеры из жизни святых.

845. Как себя охранить от греха при соблазнах?

При соблазнах напоминай себе почаще о смерти, Страшном суде и муке вечной.

846. Какую душевную пользу приносит терпение неприятностей?

Благоразумным терпением неприятностей очищаются грехи. Всякая неприятность, переносимая с благодарением Бога, — на пользу душе.

847. Не нахожу времени на чтение святых книг и молитвы?

Между делами надобно молиться и читать.

848. Кто благополучен?

Благополучен тот, кто обращает внимание на нужды ближнего.

849. Много сплю. Как уменьшить сон?

Ешь умеренно и хрустко — и спать будешь недолго.

850. Иногда приходят ко мне с пустыми разговорами. Как быть?

Когда приходят к тебе с пустыми разговорами, надо читать молитву Иисусову, устремив ум свой и сердце горе.

851. Как избавиться от страха вражия, иногда нападающего на меня?

Во время страхования читайте молитву "Да воскреснет Бог..." и псалом девяностый — "Живый в помощи Вышняго...".

852. Как смотреть на желания узнать дела, не касающиеся спасения души?

Надо стараться удерживать в себе порывы к любопытству и даже к любознательности, особенно в делах, или мало, или вовсе до нас не касающихся. Иногда узнаешь то, что может смутить твою душу; так одно слово, западши нередко в сердце, целый день иногда, как порох в глазу, мешает: и при молитве, и во всех занятиях духовных; иногда через это слово теряешь и мир сердечный.

853. Как давать советы неверующему сроднику?

Советы твои пусть будут кроткими и извиняйся пред ним неоднократно и часто, а больше всего ссылайся на любовь к нему.

854. Надо ли желать, чтобы все было по-нашему?

Не надо желать, чтобы было все по-нашему, все складно, удачно, хорошо, удобно — это все мысли гордости и самоуверенности. Помни, что все недостатки в жизни и все скорбное — полезно и спасительно, а довольство и удачи и утешения не от Господа — нам вредны. Поэтому никогда не следует унывать, а все случающееся с нами принимать с благодарением, как от руки Божией.

855. Когда должно спрашивать?

Чьи советы уразумеваешь душеспасительными, там очень нужно спрашиваться.

856. Когда спасение сомнительно?

Исповедь, епитимии и исправление жизни необходимы; а без них спасение сомнительно.

857. Как посещать храм, чтобы хождение было спасительным?

Ходи в храм, когда допустит Господь, и ходи не за утешением и сладостью духовной, не за пением стройным — имей это все на втором плане, не приучай себя к духовному сластолюбию, а ходи за благодатью, за очищением души, в чувстве покаяния, не столько услаждайся пением, сколько познавай и оплакивай свои грехи.

858. Хорошо ли спрашивать духовного отца?

Хорошо спрашивать духовного отца, но худо его советов не исполнять... ибо просящий наставления рано или поздно все же может исправиться.

859. Должно ли бояться, когда нам напоминают о смерти?

Многие боятся всякого напоминания о смерти, а что будет час разлучения души от тела, когда демоны обступят смертный одр и будут показывать грехи наши? Горько пожалеем, что не вспоминали о смерти, чтобы исправить жизнь нашу; заплачем, но будет уже поздно.

860. Какими считать слезы благодарности Господу?

Слезы по Богу те, когда христианин, исполненный чувств благодарности к Господу, от умиления за милости Божии к нему, источает слезы. Слезами по Богу можно назвать и те, когда человек, видя страдания близких, их несчастья, нравственные падения во грех, проливает слезы за ближних.

861. Какой сон душеспасительный?

Если хочешь мудрого сна, кайся, ложась в постель, сокрушайся духом и молись Господу. С молитвой заснешь — привлечешь к себе Ангела хранителя, который будет тебя охранять до твоего пробуждения.

862. Что такое "внимание к себе"?

Внимать себе — это значит постоянно, неуклонно бодрствовать над собою, следить за движением своих мыслей и чувств и всему давать отчет: что плохо, то отвергать, изгонять, укорять себя, а на благоговейных, молитвенных, святых мыслях и чувствах останавливаться и в них пребывать.

863. Какие самые главные двигатели в духовной жизни?

Частая исповедь и Святое Причащение — это могучие и самые главные двигатели в нашей духовной жизни, — только нужно правильно пользоваться сими Таинствами. Например: исповедь для своей действительности требует, чтобы с сокрушением, с чистым раскаянием, без всякой утайки исповедовать свои грехи, с непоколебимым намерением впредь не повторять их.

864. Как узнать в себе, когда находишься в плохом душевном состоянии?

Плохой признак душевного состояния человека, если у него нет слез о своих грехах, о своей худости, даже скорби о них. А если нет, — позаботься иметь, проси непрестанно у Господа.

865. На что позволительно гневаться?

Гневаться позволительно только на свои грехи, на свои дурные мысли и на самый свой гнев.

866. Какую силу имеет 50-й псалом?

Покаянный пятидесятый псалом так сильно написан, такое вложено в него покаянное чувство, что и теперь, когда кто-либо его читает, враг рода человеческого дрожит и трепещет, не вынося его силы.

867. Какую духовную силу имеет чтение житий святых?

Чтение житий святых человека много на пути спасения поддерживает и делает добрее. При телесном утомлении и душевном возмущении читающий всегда находит в четьи-минее и подкрепление и духовное успокоение.

868. Иногда на меня находит уныние при виде множества грехов моих. Что делать?

Унывать не должно при виде множества грехов своих и немощей, потому что уныние и безнадежность — величайший грех. Наша обязанность была терпеливыми, смиренными, всем довольными. Наш подвиг: не хранить злобы в сердце своем, не произносить обидного слова, не осуждать.

869. Какая душа не проходит мытарств по смерти?

Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час смерти или получить христианскую кончину в Неделю Пасхи.

870. Как нападает диавол на людей?

Диавол нападает на боязливых — страхом и привидениями; на других — клеветой человеческой, враждой, злобой; на ученых — гордостью и самовозношением; на молодых — блудными помыслами; на старых — разленением, злопамятством и вредными привычками и т. д.

871. Почему должно заниматься постоянно чтением священных книг?

Чтением священных книг надо заниматься не только для себя, но и для пользы других: "Сам спасешься — и других спасешь!"

872. Слишком ли часто должно посещать больных?

Должно помнить, что слишком частые продолжительные посещения могут быть тягостны для больных.

873. Как должно относиться к людям горячим и вспыльчивым?

Уклоняйся от людей горячих и вспыльчивых, если не хочешь потерпеть от них чего-либо худого.

874. Должно ли открывать свое сердце людям неблагонамеренным?

Мудрый остерегается неблагонамеренных людей и не открывает им своего сердца, ибо опасается, чтобы они его откровенность не употребили во вред ему.

875. Каких людей должно избирать в друзья и доверенные?

В друзья и доверенные избирай только умных и благочестивых людей, которые в беседах своих не издеваются над верой, ибо только между добродетельными людьми и может быть истинное и продолжительное дружество.

876. Как победить в себе худое желание?

Ежели появляется в душе твоей греховное желание, то обрати свое внимание на другой предмет. Помышляй о Боге, вечности, Страшном суде — и ты укрепишься, чтобы победить это худое желание.

877. Всякому ли должно вверять свои тайны?

Неправильно делают те люди, которые говорят все, о чем они думают, всякому вверяют свои тайны; благоразумие требует, чтобы мы прежде обдумывали, с кем нам говорить, и не причинит ли нам и другим вреда то, что хотим сказать.

878. Как узнать человека, каков он?

Разговор есть зеркало человека: из него можно узнать, добр или зол человек, мудр или глуп, образован или невежда, имеет ли добрые мысли и правила или нет, религиозен или неверующий.

879. Как вести себя, если подпадаешь гневу на кого-либо?

Если подпадаешь гневу от кого-либо, то приучись в гневе молчать несколько минут, творя Иисусову молитву, прежде нежели будешь говорить или действовать в жару.

880. Как относиться к двуязычному?

Берегись двуязычного, который иначе с тем, иначе с другим говорит, и слова, выведанные у одного, передает другому. Такие люди производят вражду и ссоры, которые могут погубить обе стороны.

881. Как вести себя во время беседы?

Если тебе случится с кем беседовать, то более слушай, нежели говори.

882. Права ли я, если слишком озабочиваюсь о родственниках?

Это великий грех: они сами о себе могут позаботиться, а ты займись спасением души, ведь смерть не за горами, а за плечами.

883. Можно ли читать пустые книги?

Отравить себя ядом — это прочитать худую книгу. Чтение празднословных книг ведет к ошибкам, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих все заключает, нужное к спасению нашему, к счастью временному и блаженству вечному. Жизнь святых научает нас, каким образом исполнять заповеди Божии.

884. Что такое "безкровное мученичество"?

Безкровное мученичество — это когда оскорбляют, обижают, клевещут, осуждают. Его нужно терпеть безропотно.

885. Что такое "заговенье"?

Это начало говения.

886. Как приготовить себя к церковной молитве?

Если ты идешь на молитву в храм, то время, нужное для прохода, весьма удобно обратить на время приготовления к церковной молитве.

887. Душеполезно ли дома иметь иконы?

Душеполезно дома иметь иконы, ибо тогда мы скорее и чаще думаем о Боге, равно как и о душе своей, о ее вечном спасении, чем тогда, когда мы не имеем пред собой таких спасительных напоминаний.

888. Что значит "жить просто"?

Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого.

889. Как оправдаться на суде Божием?

Святая Феодора добре отвечала, когда ее пытали (на мытарствах). "Ты то и то сделала", — говорили бесы. Она отвечала: "Да, сделала, но каялась и получила прощение, разрешение". Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь — а затем исправление жизни.

890. Только ли тогда считается молитва, когда молитвенник молится перед иконами?

Молиться не одно только, чтобы обязательно стоять перед иконами на молитве. Держать ум и сердце, к Богу обращенные и устремленные, есть уже молитва, в каком бы положении кто ни был: сидел ли, лежал ли, шел ли. Правило домашнее молитвенное своим чередом: утром и вечером перед иконами, а это молитвенное состояние — своим.

891. Как смотреть на молитву без скорби о грехах?

Без покаянных чувств, скорби о грехах, молитва не в молитву. Так и пишите ее, как не бывшую. А слезы на молитве о грехах раздувайте. Приучитесь голосить над собою, как над мертвым... и с причетами.

892. Какие земные утешения считаются греховными?

Утешения земные следующие: вкусная пища, изысканная обстановка (мебель), изящная одежда, разнообразные развлечения: кино, телевизор, музыка, частые посещения знакомых не с душевной пользой.

893. Что делает с человеком празднословие?

Празднословие делает человека прекословным, ленивым, сонливым, непокорным, лишает его страха Божия, ожесточает сердце его.

894. Как избавиться от пьянства?

Чтобы избавиться от пьянства, надо усердно молиться Господу, с постом и слезами в уединении; потом отслужить водосвятный молебен святому мученику Вонифатию, а святую водицу домой взять и кушать натощак, ипросфорочки по кусочку.

895. Что делать, если посочувствуешь страсти в сердце?

Если примешь страсть в сердце, посочувствуешь ей и поносишь ее в душе некоторое время, и осквернишь ею душу, то читай покаянный канон или пятидесятый псалом с несколькими поклонами; если не помогает, то повтори, пока не успокоится душа.

896. Можно ли покушать то, чего очень хочется покушать?

Того не ешь, к чему есть похотение.

897. Когда особенно должно приготовляться к смерти?

Христианину всегда должно приготовляться к смерти, но особенно тогда, когда он подвергается искушениям, угрожающим смертью.

898. Чем особенно уловляет враг спасения людей, благочестиво живущих?

Известно, что враг спасения благочестиво живущих людей более тем улавливает, что внушает им добрые мысли о себе. Но вы будьте осторожны, — что ни сделали доброе, все к Богу относите.

899. От чего происходит рассеянность?

Рассеянность происходит от праздности.

900. В чем должно находить утешение в болезни?

В болезни должно находить утешение в чтении Священного Писания и житий святых.

901. Меня обокрали, скажите слово утешения.

Терпеливое перенесение потери сокровищ равносильно добровольной раздаче милостыни.

902. Как поступать мне после разговора с ближним?

После разговора постарайся вспомнить все то, о чем было говорено: дабы в худых и пустых словах раскаяться перед Богом и в будущем не допустить этой ошибки, а душеполезные слова повторять при удобных случаях.

903. Как относиться к людям осуждающим и клевещущим?

Когда люди осуждают нас, клевещут на нас, мы не должны сердиться, а скорее рассмотреть, нет ли в осуждениях этих какого основания.

904. Я иногда ночью просыпаюсь, — как смотреть на это?

Если проснешься ранее положенного часа, то не обленись восстати и помолись Богу твоему и святому Ангелу хранителю, возбудившему тебя.

905. Какие помыслы постоянно борют человека?

Два помысла постоянно борют человека: или осуждение других за умаление (подвигов) или возношение при собственных исправлениях.

906. Как смотреть на безчестие, хулу, обиду, искушение и на злострадание?

Безчестие за честь, хулу за хвалу, обиду за награждение, всякое искушение и злострадание почитать за превосходнейшее воздаяние.

907. Как смотреть на дарования, которые даны от Господа?

Каждый смотри на себя: какие тебе даны от Господа духовные дарования, те и развивай. Но сущность спасения одна — это любовь к Богу и ближним.

908. Нам ли принадлежат способности и таланты?

Все, что мы имеем, не нам принадлежит. Все наши способности, таланты получены нами от Бога для служения ближним.

909. Почему блаженны нищии духом?

Потому, что они считают себя ничем и надеются только на милость Божию.

910. В чем состоит любостяжание?

Любостяжание состоит в том, когда преступает кто предел закона. А это, по Ветхому Завету, значит заботиться больше о себе, чем о ближнем; по Евангелию же — заботиться о чем-нибудь ради себя, сверх необходимого на настоящий день, безрассудно.

911. Как относиться к притворным христианам?

Святой Игнатий Богоносец просит верующих избегать притворных христиан.

912. В какое время нападает на нас диавол?

Диавол имеет обычай нападать на нас в тесных обстоятельствах.

913. Во время молитвенного правила меня отвлекают проходящие мимо окна?

Когда справляешь молитвенное домашнее правило, то опускай занавеску. А когда посмотришь в окно, то вспомни, что каяться надо.

914. Иногда случалось, что после вечерних молитв поешь или попьешь?

Если будешь есть после вечернего правила, то снова вычитай вечерние молитвы, а если будешь пить, то нужно за это положить двенадцать поклонов. А когда другие пьют, — не осуждать, а сказать себе: "Ах, я окаянная".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.