Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 10 страница




915. Скажите молитву от худых помыслов.

Господи! За молитвы духовного отца (имя его) избави меня от худых помыслов.

916. Как смотреть на свои наружные дела?

Не по наружным делам должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению.

917. Иногда слышу о себе, что толкуют всяко и смеются?

Не бойся людских толков и насмешек о себе. Это диавольская болезнь, а помышляй, что скажет о тебе Господь Бог, что скажут о тебе Ангелы и святые.

918. Кто угоднее Богу, — тот ли, кто показывает великие добродетели, или тот, кто благодушно терпит находящие искушения?

Кто терпит благодушно находящие искушения, тот угоднее Богу, нежели тот, кто показывает великие добродетели.

919. Хочу быть смиренной?

Если ты подлинно хочешь быть смиренной, то жаждай всяких обид, притеснений себе, как голодный алчет пищи.

920. Кто раздражает демонов?

Грозящий палкой на собак раздражает их против себя; а демонов раздражает тот, кто нудит себя часто молиться.

921. Можно ли отвращаться от ищущих от нас пользы под предлогом молитвы?

Подобает не отвращаться от ищущих от нас пользы под предлогом беседы с Богом, ибо любовь выше молитвы.

922. При усиленном нашествии помыслов и мечтаний гнева и плотского вожделения, что полезно совершать?

Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отнимутся мир и тишина у сердца.

923. Когда полезно укорять себя?

Укоряй себя при сознании своих немощей, чтобы выработать смирение.

924. Как разумно читать святые книги?

При чтении святых книг не оставляйте их до тех пор, пока не почерпнете себе какого-либо урока или правила для жизни.

925. Как обуздать язык свой?

Уединение — вот средство для обуздания языка.

926. Как снискать всеобщую благосклонность?

Если хочешь снискать всеобщую благосклонность, оказывай всегда с охотой всякую услугу.

927. Как спать разумно?

Спать надо меньше, нежели требует природа: сон прерывать воздыханиями и разделять его молитвой.

928. Что должно делать, когда кто худо говорит обо мне?

Когда другой худо говорит о тебе, то мсти ему одобрением и похвалами.

929. Как приучить себя к хождению пред Богом?

Все мысли, все говори, все делай в присутствии Господа. Немало требуется времени и труда, чтобы приучить себя к этому, но можно.

930. Как приучить себя к памяти смертной?

Воображай себя чаще то на одре смертном, то во гробе, то в могиле. Необходимо принуждать себя к воспоминанию о смерти посещением кладбища, посещением болящих, присутствием при кончине и погребении ближних, частым рассмотрением и обновлением в памяти различных современных смертей, слышанных и виденных нами. Память о смерти будем испрашивать в молитве к Богу и со слезами станем умолять Господа, чтобы подал нам благодать сию, как ни с чем не сравнимую.

931. Должно ли укорять себя в назидательной беседе?

Да, должно укорять себя и в назидательной беседе, чтобы не впасть в самохвальство и высокомудрие: "Господи! Не осуди меня, говорившего сие!" В самоукорении заключается победа над собой.

932. Как должно укорять себя при добрых делах?

Должно укорять себя при всяком добром деле: "Не знаю, угодно ли оно Богу?"

933. Какую приносят пользу для души укоры от других?

Укоризны от других научают нас терпению.

934. Когда и как должно произносить слово "прости"?

При всяком слове, деле должно говорить "прости" не принужденно, но с покаянием и умилением.

935. Когда хвалят, что должно делать?

Получая похвалу, полезнее молчать.

936. В каком порядке должно открывать духовному отцу мысли?

Открывать духовному отцу должно прежде более важные мысли, а не наоборот.

937. Как разумно просить прощения?

Проси прощения соображаясь с согрешением: как скоро видишь, что согрешение твое велико, — поклонись, а когда оно не велико, скажи устами, с чувством сердечного раскаяния: "Прости меня, брат (сестра)".

938. Как вести себя, когда плохое настроение?

Мрачные настроения лучше не показывать другим, насколько это возможно.

939. Как вести себя по отношению к ближним?

По отношению к ближним — чти всех, как образы Божии, всем благожелай и благодетельствуй по силе, перед всеми смиряйся, всем угождай в пределах добра, от ищущих от тебя совета и вразумления не скрывай истины, когда знаешь; сам же в учители никому не навязывайся, более же всего соблюдай мир и согласие со всеми, и будь готов на всякие для этого с твоей стороны жертвы.

940. Когда лучше заниматься святыми размышлениями?

Размышлениями о смерти, аде, рае, Страшном суде и другими подобными занимайся наиболее в ночи, ибо тогда тихое время и удобное к размышлению. Воспоминанием об этом человек отводится от грехов, и суета мира сего в забвение приходит.

941. Можно ли дело отложить на после?

Ничего не откладывай на после. Не думай, что после сделаешь. Всякому делу свое время. Мы можем знать прошедшее, располагать настоящим, а будущее не наше, оно — Божие. Итак, не будь окрадаем врагом в надежде спасения.

942. В день суда потребуется отчет только ли за праздное слово?

В день суда потребуется отчет не только за праздное слово, но также и за праздное и напрасное слышание.

943. Кого особенно должно посещать?

Будь готова посетить всякого человека, когда он находится в страдании, трудах и скорбях.

944. Как разумно ухаживать за больным?

Ухаживай за больным со всяким терпением и усердием, с сердечным участием, утешай страдальца добрым, ласковым, увещательным словом. Лови благоприятные минуты, чтобы прочитать вслух что-либо из божественного, назидательного, душеполезного.

945. Как приобрести чувства сокрушения и болезнования о грехах?

Святые чувства сокрушения и болезнования сердечного о грехах даром не приходят; надо потрудиться, поискать эту драгоценность, почаще уединяться в свою комнатку и там, пред ликом Распятого и Пречистой Его Матери поминая грехи свои, понуждать себя к покаянию и сокрушению сердечному.

946. Когда особенно Богу приятны наши добрые дела?

Особенно Богу приятны наши добрые дела, если при совершении их мы будем иметь чувства сокрушения сердечного.

947. Какая жертва умирающего приятна Богу?

Иные делают разные посмертные распоряжения, завещания, но такая жертва далеко-далеко не может равняться с той, которая делается своими теплыми руками.

948. Как прогнать вражий страх и тоску?

Для прогнания вражеского страхования и тоски спасительно читать вслух псалмы Давидовы, ибо они прогоняют демонов. Еще спасительнее от напасти бесовской чтение Святого Евангелия.

949. Я замечаю, что при добрых делах встречаю искушение.

При всяком богоугодном деле бывает по действию врага искушение; а чем дело более спасительно, тем сильнее устремляется враг на человека, дабы разрушить доброе дело.

950. Чем приобретается страх Божий?

Страх Божий приобретается усердной к Богу молитвой и частыми размышлениями о разлучении души с телом и о будущей участи, неминуемой каждого из живущих на земле.

951. Можно ли при согрешении досадовать и роптать на себя?

Если что не исполнили или согрешили, то отнюдь не досадуйте, не ропщите на себя, а тотчас ухватитесь за смирение. Проси у Господа прощения: так и во всем делай, то проси помощи, то проси прощения.

952. Как смотреть на самооправдание?

Самооправдание низводит человека в ад, отсечение же его приводит в умиление.

953. Чем отгоняется смех?

Смех отгоняется памятованием о Боге и Страшном суде.

954. Должно ли осуждать себя при удобстве и покое?

Должно осуждать себя, когда услаждаемся в сердце удобством келлии или телесным покоем.

955. Как смотреть на наряды и украшения тела?

Наряды оскорбляют Бога, украшения тела — диавольское изобретение.

956. Какое действие оказывает на человека излишний сон?

Сонливый человек то же, что растение в тени: вял, уныл, бледен, недеятелен.

957. Можно ли худое говорить для назидания?

Если ты узнала худое — нее говори другим, хотя бы и под предлогом назидания. Худое не назидает, а развращает и подает дурной пример. Итак, да не возглаголют уста твои худых дел человеческих.

958. Какие добродетели выше: душевные или телесные?

Поскольку душа несравненно выше тела, постольку и душевные добродетели, особенно богоподражательные, выше добродетелей телесных и душевные пороки тяжелее и пагубнее телесных, хотя, не знаю почему, ускользает сие от разумения многих. Пьянства, блуда, воровства избегают, но равнодушно смотрят на гораздо более важные душевные пороки — зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол — сребролюбие.

959. Какие бывают помыслы?

Помыслы бывают трех родов: человеческие, Ангельские и бесовские. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце от них бывает мир и тишина, даже некоторое веселье. А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение. Мысли бесовские: о гневе, о блуде, о сребролюбии, о тщеславии, о гордости и прочих страстях, и всегда в сердце бывает смущение.

960. Какую пользу приносит пост для тела?

Святые отцы, Святым Духом движимые, установили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы. Ежели бы без изменения все одну пищу употреблять, скоромную и тучную, то она могла бы прискучить; ожидание праздника не постящимся не приносит такой отрады, как тем, кои приуготовляют себя постом, но не одним телесным, а и духовным. Воздерживаясь от брашен, должно воздерживаться и от страстей.

961. Я хочу застраховаться.

О страховании жизни, — пишет преп. Амвросий Оптинский в семидесятом письме, — не могу дать совета: нигде о сем не читал в Священных книгах. Это дело не моего ума, а только здесь проявляется неверие в Промысл Божий и наше умствование искусственным образом обезпечивать себя или семейство. Я не могу воспрещать, но не могу и совета давать, а паче благословения. У нас есть лучшее средство к обезпечению — заповедь Божия: ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам.

962. Я получила святое письмо?

Не верьте письму; в нем написана неправда и ничего важного не заключается, Церковь не приняла "святых писем". У нас есть Слово Божие: Святое Евангелие и Апостольские послания, и учения святых отцов; там найдете истину и жизнь; не бойтесь проклятия ложного письма, сожгите, — и будьте спокойны.

963. Что такое "прелесть"?

Каждый человек при своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, — вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях, — опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею, — и это прелесть. Святые отцы различают при этом два рода духовной прелести в ее крайнем развитии.

Первый вид — это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Матерь Божию, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений.

Второй род прелести — это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением, потому что в этом случае человек мнит о себе. Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, то есть на том самом грехе, коим пал и первый ангел. Вот почему так стремится сатана вовлекать в духовную гордость и всех рабов Божиих. Да, желающим проходить духовную жизнь нужно крайне остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для себя самого, не дай Бог возомнить о себе что-либо высокое: что ты, например, выделяешься из других, что на твои подвиги удивляются, что ты влияешь на людей и др. Чтобы избежать этой духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, создает в нас здравое, духовное настроение, только постоянное общение с духовным отцом по поводу духовной жизни спасает нас.

964. Как смотреть на подарки, приносимые нам?

Подарки связывают, обязывают тебя. Некто сказал: "Кто дает — приобретает друзей, кто принимает — делается должником". Подарки редко приносятся безкорыстно, а большей частью с расчетом, а потому нужно соображаться: можешь ли ты удовлетворить, успокоить приносящего; и если подарки тяжелы, — не принимай их. Кто дарит, не должен помнить то, что он дарит, а кто принимает, не должен привыкать к подаркам, не должен питать пристрастия к приносящим.

965. Скажите о пользе размышления об аде.

В Патерике рассказывается об одном старце, который, сознавая себя грешным, каждое утро, как проснется, сходил умомко грешникам во ад, помышляя о тамошних муках, о вечном томлении, о скрежете зубов и др., и молился об избавлении от них. Старцы признали делание сего старца наиболее полезным и надежным. Старец Силуан говорил: "Держи ум твой во аде и не отчаивайся".

966. Как смотреть на тайные подвиги бездуховного отца?

Вот что пишет преп. Амвросий Оптинский одной подвижнице: "Напиши мне искренне тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословения, а самочинное подвижничество и опасно, и душевредно. Если добро это, — то почему оно тайно от духовного отца? Смотри, — душа у тебя одна и ум один; повредить то и другое опасно; а подсады вражии повсюду, разумеется, под видом добра и пользы душевной. Вижу, что ты попалась в сеть искания совершенства, забыв совершенство покаяния".

967. Можно ли пить кумыс?

Вот что писал преп. Амвросий Оптинский: "Здешние доктора убеждали тебя пить кумыс, но не думаю, что ты на это лечение согласилась. Кумыс — татарское шампанское. Лучше по нужде выпить виноградного, как советовал апостол Павел апостолу Тимофею".

968. Какие псалмы должно часто прочитывать в гонении от врагов?

Когда ты в гонении от врагов читай псалмы: 3-й, 53-й, 142-й, 58-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и часто прочитывай их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывай 101-й псалом.

969. Хорошо ли во время поста вместо чая пить мяту?

На это преподобный отвечает, что хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия — пить чай или настой мяты, но на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11: 12). Дерзновенно и самовольно нарушающие правила поста называются врагами креста, имже бог чрево их. Иное дело, если кто нарушит пост по болезни и немощи телесной. Здоровье от поста бывает здоровее и добрее, и сверх того долговечнее бывает, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются (преп. Амвросий Оптинский).

970. Душеполезно ли читать в опасностях 90-й псалом?

Многие примеры показывают, что чтение с верою псалма 90: Живый в помощи Вышняго... ограждает читающих от многих опасностей, а если кто ради забвения с верою на помощь Божию, носит на себе написанный этот псалом, в этом нет ничего противного. У одного офицера была на шее икона святителя Николая с написанным этим псалмом: пуля пробила платье, дошла до бумажки, но ни иконы, ни бумажки не повредила.

971. Часто слышишь, что неверующие испытывают непостижимое: как это Бог в Трех Лицах, где находится ад и многое другое, этому подобное?

По слову Иоанна Лествичника, бедственно испытывать непостижимые судьбы Божии, и кто на это дерзает, в том обличается недостаток смирения и противное свойство, то есть горделивость. Евангелие тем начинается и оканчивается — покайтесь! А мы ленимся приносить покаяние и вместо этого беремся исследовать то, что выше нас, и что от нас совсем не требуется.

972. Как мне отучиться курить?

Привожу совет преп. Амвросия Оптинского: "Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедуйтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь, причаститесь Святых Таин, читайте ежедневно, стоя, Евангелие, по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет — и опять читайте Евангелие, или вместо этого кладите наедине по тридцать три больших поклона в память земной жизни Спасителя".

973. Имеют ли значение перед Богом характеры?

Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом, и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются; Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять, судит о сем нерадении Един ведый тайны сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства.

974. Во время молитвы на меня нападает страх.

Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого желающего молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением и продолжай молиться, и по времени, милостию Божиею, избавишься от этого искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения.

975. Что хуже: долги или грехи?

Долги хуже грехов: в грехах покаешься — и Бог простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь.

976. Как переносить с пользой для души (в разуме) искушения?

Если кто перенесет искушение терпеливо и с покорностью, то оно пройдет без вреда; если же он будет скорбеть, роптать, обвинять каждого, то, делая для себя искушение более тяжким, будет только мучить себя, и получит не пользу, но вред; ибо весьма полезны искушения тому, кто переносит их безропотно.

977. Что такое "внешний" и "внутренний" монахи?

Отрекшийся от всего житейского, как то: от жены, имения и прочего, сделал монахом внешнего человека, но еще не внутреннего. Тот истинный монах, кто отрекся от страстных помыслов обо всем и от внутреннего человека, то есть ума. Внешнего человека, кто захочет, легко может сделать монахом, но не малый потребен подвиг сделать монахом человека внутреннего.

978. Что мне делать, когда умножаются во мне скверные мысли?

Всякий раз, как станут умножаться в нас порочные помыслы, будем в средину их повергать призывание Господа нашего Иисуса Христа, тогда мы увидим их тотчас исчезающими, как дым в воздухе.

979. Можно ли иметь встречи и беседы с людьми без разбора?

Не должно нам иметь сношений с людьми без разбора, дабы не потерпеть вреда от различных бесед опасных.

980. Когда омрачается ум и безплоден бывает?

Ум тогда омрачается и бывает безплоден, когда спасающийся (особенно монах) или заводит разговоры о вещах мирских, или мысленно с собой беседует о них, или когда у него тело с умом суетно занимается чем-нибудь чувственным, или когда предается суетам. Тогда он скоро и тотчас теряет горячность, умиление, дерзновение к Богу и ведение. Чем внимательнее храним ум, тем более просвещаемся, и чем небрежнее, тем больше омрачаемся.

981. Какую пользу христианин получает от памятования о смерти?

Из этого памятования происходит оставление попечений и всех сует, хранение ума и непрестанная молитва, безпристрастие к телу, отвращение от греха, и почти всякая добродетель из него проистекает. Поэтому да будет памятование о смерти столь же неотъемлемо от нас, как и наше дыхание.

982. Можно ли есть и пить вкусное подвизающемуся против греха?

Подвизающиеся против греха не должны употреблять приятные снеди и пития, напротив, терпеливо переносить горечь борения.

983. Можно ли посещать больных, не верующих в Бога?

Посещать больных можно "любых", даже неверующих, лишь бы не было вреда душе, в противном случае, при вреде, — не ходить.

984. Как оградить верующим себя от заблуждений?

Апостол Павел дает один ответ: должно держаться переданного учения. Этот ответ одинаково проходит через все его послания.

985. Никак не могу исправиться. Что мне делать?

Что делать? Всегда мы неисправны перед Богом; надобно молиться об этом. Ты знаешь, как написано у преп. Макария Великого: "Безстудно должно вопиять к Богу, чтобы Он смиловался и Сам помог нам, потому что мы своими силами и сами собой ничего не можем сделать хорошего. А если будем часто молиться, докучать Богу, вопиять безстудно в великом смирении, то Господь и поможет" (преп. Иосиф Оптинский).

986. Как мне быть, когда я не знаю, крестили ли меня в детстве или нет?

Надо креститься, но с условной формой: "Аще не крещен".

987. Что делать с испортившимися, ветхими иконами и просфорами, артосом проточенным?

Сжигать в церковной печи. Но если ветхая икона может еще послужить своей доской, то можно обновить ее или написать новую икону.

988. Можно ли имя самоубийцы вписать в помянник и молиться о упокоении души?

В правилах церковных основания для этого нет, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных (см. Кормчая, ч. 1, гл. 3). Вообще лишаются церковных молитв опойцы (умершие от алкоголизма), иноверцы, некрещеные, умершие в неверии (свт. Феофан Затворник) и умершие от аборта (как не успевшие в этом покаяться).

989. Как правильно понимать Священное Писание?

Священное Писание могут правильно понять только чистые сердцем, они уразумеют волю и намерение Божие в Писании, а людям с не очищенным от страстей сердцем оно послужит камнем преткновения. Поэтому нам надо читать творения святых отцов, где они изъясняют смысл Священного Писания.

990. Что такое "скверностяжательство"?

Скверностяжательство означает грех человека, который творит скверный (неправедный) прибыток.

991. Кто такие, которые лицемерно каются?

Лицемерно каются: 1) кто во вражде пребывает и примириться с врагом своим не хочет; 2) вор, когда похищенного возвратить не хочет; 3) всякий, кто перед духовным отцом беззаконие свое утаивает; 4) всякий, кто не хочет отстать от греховной привычки.

992. Можно ли делиться своими тайнами с другими и всех принимать к себе?

Повергать тайны спасения перед всяким встречным и принимать одинаково всех, не обладающих ни чистотой жизни, ни истинным и здравым разумом, значило бы вливать в нечистый сосуд драгоценное миро.

993. Что надо делать, когда появляются мысли, хвалящие себя?

Когда враг вносит помыслы самохваления, тогда надо припоминать прежние грехи, чтобы смирить себя.

994. Меня стужает мысль: "Простит ли Господь меня?"

Ты пишешь: "Простит ли Господь меня?" Эта мысль диавольская, он пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, чтобы превышал Божие милосердие (схимонах Иоанн).

995. Как поступить, если кого чем-либо огорчишь?

Преосвященный Иннокентий Херсонский был чувствителен и мог огорчиться на кого-либо, и сам огорчить: в таких случаях он гасил неудовольствие то тем, то другим подарком.

996. Какую молитву лучше читать, когда находишься в опасности?

Лучше всего читать молитву "Отче наш" во всех случаях, особенно в опасностях, угрожающих жизни.

997. Можно ли православным, особенно священнослужителям, посещать мечеть?

Как епископ, я не имею права посещать турецкие мечети, но госпиталь обязан (митр. Питирим Петроградский).

998. Что такое "ложная кротость"?

Есть кротость лицемерная, притворная, для славы от человек, на время показываемая. Но сия Богу неприятна и человеку душевредна.

999. Что означает "беседа с душою?"

Непременно надо каждый день уделять несколько времени на размышление о том, что, может быть, близок уже час, в который душа наша должна разлучиться с телом, — и какая судьба ожидает ее по выходе из тела? Такое размышление, такая "беседа с душою" побудит нас подумать о душе своей и о ничтожестве всего земного, скоропреходящего и заставит стремиться духом к небесному.

1000. Можно ли говорить что-либо поучительное посторонним без их вопрошения?

Преподобный Иосиф Оптинский не любил говорить наставления без вопрошения. И древние отцы без вопрошения не говорили ничего, служащего ко спасению, считая это празднословием.

1001. Можно ли что брать у кого, если дают?

Можно и принимать. Это тоже знак смирения, как авва Дорофей говорит, но если не имеешь нужды, то, конечно, лучше не брать.

1002. В чем наша ошибка, когда размышляем о святых людях?

Весьма часто мы ошибочно думаем, что святые люди, подвижническая жизнь — это нечто далекое от нас, нам недоступное. Этим мы сами ограничиваем себя. В своем ложном смирении мы считаем, что святость — это удел лишь некоторых, а между тем святая жизнь, очищение души — это долг каждого из нас.

1003. Почему некоторые духовные люди не сажают на свою кровать?

Да, действительно, мудрые люди советуют не всякого человека сажать на свою постель, чтобы не подвергнуться его влиянию.

1004. С какого возраста следует поститься детям?

Правила нет; но в каждой истинной христианской семье этот вопрос разрешается очень просто: постятся родители — постятся и дети, а если здоровы, то с самого раннего возраста.

1005. Какой самый важный труд в духовной жизни?

Это труд над своим сердцем, чтобы оно прощало врагов, чтобы не мстило даже мыслью, чтобы воздавало за зло добром.

1006. Какой гнев бывает правильный?

Гнев правильный бывает в том случае, если он обращен на грех, на беззаконие, на преступление и появляется в нас естественно, как продукт ревности о славе Божией, сопровожденной не ненавистью или злобой, а полной любовью и участием к ближнему. Такой гнев имеет единственную цель — спасти грешника. "Если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден" {блаж. Феофилакт Болгарский), — всякий же другой гнев осуждается безповоротно.

1007. Угодны ли Богу добрые дела, сделанные по принуждению?

Всякие принуждения, хотя бы с целью заставить человека сделать добро, безусловно, запрещаются Церковью, ибо они возбуждают и ожесточают его характер, не принося никакой пользы принуждаемому, ибо добро, сделанное из необходимости, не есть Христианская добродетель.

1008. Отчего колеблются верующие?

И верующих колеблют речи Неверов по той причине, что верующие, довольствуясь простой верой, не разъясняют для себя оснований веры (то есть не читают священные книги, не узнают о вере от мудрых, опытных и начитанных верующих). Речи эти застают их врасплох, оттого они и колеблются (свт. Феофан Затворник).

1009. С какого возраста можно рукополагать?

Ранее двадцатилетнего возраста не могут быть допущены до священства и потому пусть более основательно учатся, нежели по незрелом обучении будут ждать времени службы без дела и без надзора (свт. Филарет Московский).

1010. Как переменить имя, если при крещении нечаянно дано другое? (Например: неправославное, девочкемужское?)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.